Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В этом году Елена Цезаревна отмечает юбилей. В семье ее звали просто — Люшей. Вот что писал об их совместной работе в своем дневнике ее дед Корней Чу...полностью>>
'Документ'
В связи с поступающими вопросами по задержанию автотранспортных средств, вывозящих с территории Республики Беларусь древесину и пиломатериалы, сообща...полностью>>
'Учебное пособие'
Учебное пособие по дисциплине «Финансовая политика предприятия» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ...полностью>>
'Документ'
1. Общие положения1.1. Настоящее Положение о Всероссийской Олимпиаде по интеллектуальной собственности для старшеклассников (далее - Положение) опред...полностью>>

Государственная поддержка молодежи в сфере образования, культурного и физического воспитания

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оглавление:

Введение................................................................................................................ 4-5

Раздел 1. Цели, принципы и основные направления государственной

молодежной политики.......................................................................................... 6-11

Государственная молодежная политика в Российской Федерации................................... 6

Государственная молодежная политика в Омской области.............................................. 9

Раздел 2. Молодежь в общественно-гражданских отношениях........................... 12-31

Демографический портрет молодежи Омской области.................................................... 12

Гражданские позиции молодежи Омской области.......................................................... 14

Общественная и политическая активность молодежи.................................................... 19

Молодежь и армия........................................................................................................... 26

Раздел 3. Государственная поддержка молодежи в сфере образования,

культурного и физического воспитания.............................................................. 32-63

Система образования в Омской области......................................................................... 33

Система мероприятий, направленных на поддержку культурного потенциала................ 43

Система мероприятий, направленных на поддержку физического развития

и воспитания.................................................................................................................. 51

Раздел 4. Государственное обеспечение экономической амостоятельности молодежи и содействие в реализации трудовых прав и обязанностей................. 64-73

Молодежь на омском рынке труда................................................................................... 64

Временная трудовая занятость молодежи....................................................................... 66

Профориентация как способ адаптации молодежи к требованиям рынка труда.............. 68

Раздел 5. Государственное содействие и поддержка молодежи в области

охраны здоровья, профилактики опасных заболеваний и формирования

здорового образа жизни..................................................................................... 74-84

Социальный портрет здоровья молодежи........................................................................ 74

Организация оздоровления и отдыха молодежи............................................................. 80

Раздел 6. Государственная поддержка семейно-брачного поведения

молодежи........................................................................................................... 85-96

Демографические показатели как фактор формирования семейно-брачных

отношений...................................................................................................................... 86

Молодая семья в репродуктивном потенциале общества................................................ 87

Мероприятия по стимулированию молодежи на создание семьи................................... 89

Раздел 7. Государственная поддержка молодежи, оказавшейся в трудной

жизненной ситуации......................................................................................... 97-113

Асоциальные явления в молодежной среде на территории Омской области................... 97

Профилактика девиантного и делинквентного поведения в среде молодежи.............. 101

Положение детей, находящихся в специальных учебно-воспитательных

учреждениях для детей с девиантным поведением, и несовершеннолетних,

отбывающих наказание в воспитательных колониях................................................... 111

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 114-118

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодный доклад «Молодежь Омской области - 2006» (далее – доклад) готовится, издается и распространяется государственным учреждением Омской области «Агентство информационного развития» по заданию Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области в соответствии с Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области «О подготовке областного доклада о положении молодежи в Омской области» от 01.03.2000 года № 71-п и Постановлением Правительства Омской области «Об утверждении Положения о системе мониторинга процессов, происходящих в молодежной среде» от 01.11.2006 года №131-п.

Настоящий доклад представляет систематизированную информацию о различных аспектах жизнедеятельности молодежи Омской области с использованием опыта подготовки предыдущих докладов: «Молодежь Омской области 2001-2002 гг.», «Молодежь Омской области, реализация государственной молодежной политики: 2003г.», «Молодежь Омской области, реализация государственной молодежной политики: 2004г.». Согласованность представленного материала с предыдущими докладами раскрывает динамику развития данной сферы государственной политики как самостоятельной отрасли. Вместе с тем, рассмотрение конкретных мероприятий, связанных с изменениями в молодежной среде, позволяет оценить как достигнутый уровень ее социального развития, так и эффективность реализации государственной молодежной политики.

Доклад описывает социальный статус молодежи, ее место и роль в различных сферах общественной жизни, а также содержит анализ тенденций социального развития молодежи и основные направления государственной молодежной политики. В нем отражены наиболее актуальные проблемы молодежи и мероприятия, проводимые региональными органами по их реализации.

Структура доклада определена в соответствии с приоритетными направлениями молодежной политики, содержащимися в Концепции молодежной политики в Омской области на 2006-2010 годы (указ Губернатора Омской области от 28 ноября 2005 года №143)

Основная цель доклада - предоставить органам государственной власти и общественности систематизированную информацию о положении молодежи и ее проблемах, инновационном потенциале, процессах в молодежной среде Омска и Омской области. В соответствии с целью в докладе реализуются следующие задачи:

1. выявление, отбор и систематизация общественно значимой информации, отражающей положение молодежи в обществе, вклад в развитие общества, ее потенциальные возможности;

2. оценка характера и масштаба молодежных проблем с позиций государственных интересов, постановка наиболее острых проблем, где меры государственной молодежной политики не дают ожидаемого результата;

3. представление проблем молодежи в форме, наиболее приемлемой для использования этой информации, при принятии управленческих решений на региональном и местном уровнях;

4. представление актуальных проблем молодежи общественному мнению для широкого обсуждения и решения.

Характер доклада предполагает максимальную степень объективности и точности представленных в нем данных и фактов. В процессе работы над докладом использованы поступившие в Агентство информационного развития материалы различных структур и ведомств: Министерство здравоохранения Омской области, Министерство культуры Омской области, Министерство государственно-правового развития Омской области, Министерство труда и социального развития Омской области, Министерство образования Омской области, Военный комиссариат Омской области, ГУЗ «Омский областной наркологический диспансер», Главное управление государственной службы занятости населения Омской области. А также информация и выводы социологических, социально-экономических и других исследований (прежде всего проведенных в 2005-2006 годах).

Раздел 1. Цели, принципы и основные направления государственной молодежной политики

В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны.

    1. Государственная молодежная политика

в Российской Федерации

Благополучие России в XXI веке во многом будет зависеть от способностей молодежи, которая сегодня должна рассматриваться в качестве главного субъекта социального обновления, инновационного ресурса общества, государства, региона, муниципального образования. Поэтому главная задача органов государственной власти – создать такие условия на территории государства, при которых молодые люди, прежде всего талантливые, получили бы возможность для беспрепятственного развития своих дарований в интересах общества и государства. Безусловно, выполнение этой задачи должно предусматривать создание эффективной системы работы с молодыми гражданами и надежного механизма ее нормативно-правового обеспечения на всех уровнях управления – федеральном, региональном и местном. В связи с этим актуальной является целостная и последовательная государственная молодежная политика.

Государственная молодежная политика (ГМП) является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для их ответственного участия в модернизации российского государства и общества.

8-го февраля 2006 года на заседании Совета Федерации в рамках Правительственного часа был рассмотрен вопрос «Об основных направлениях государственной молодежной политики и о мерах по ее реализации». Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, выступая с докладом, привел следующие цифры. На сегодняшний день в рамках действующей федеральной целевой программы на одного молодого человека тратится по 2,5 рубля в год. Ежедневно возрастает масштаб проблем, связанных с физическим и морально-нравственным здоровьем молодежи. Лишь 10% выпускников школ могут считаться практически здоровыми, а 45-50% выпускников имеют серьезные физические и психические отклонения. При этом мы имеем неблагоприятную демографическую ситуацию - наблюдается стремительное старение населения.

Растет инфантильность и агрессивность в молодежной среде, что подтверждается социологическими опросами. 35% молодых людей (18-35 лет) испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, а 51% одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

Целый комплекс проблем связан с системой высшего образования, начального и среднего профессионального образования, в частности, соответствия количества выпускников вузов разных специальностей запросам рынка труда, спросу со стороны работодателей.

Государственная молодежная политика в современной России опирается на действующее в стране законодательство, регламентирующее деятельность государственных органов и общественных организаций по регулированию отношений молодежи и государства. В настоящее время в основу реализации молодежной политики положена Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года №1760-р.

Если обратиться к Стратегии, то здесь также раскрываются отрицательные тенденции в среде российской молодежи. Продолжает снижаться возраст вступления молодежи в социально-экономические отношения. Уже сейчас, согласно последнему всероссийскому опросу 34% опрошенных заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44% с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать деньги в 18 лет и лишь 10% - в 19 лет и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере услуг и предпринимательства молодежь уже сегодня составляет, и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна.

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15–24 года (6,4%). Продолжается уход молодежи в сферу «теневой» экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллионов молодых людей в год.

За 10 лет в России количество детей-сирот увеличилось вдвое и составило 734 тыс. человек; 93% - это социальные сироты, сироты при живых родителях.

Криминальная активность малолетних правонарушителей сопоставима с преступностью взрослых. Доля правонарушителей в возрасте 14–29 лет (54,7%) более чем в два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения. Для сравнения: доля правонарушителей в возрасте 30–49 лет – 36,8% - превышает долю своей возрастной группы в составе населения только в 1,2 раза.

В общей группе ВИЧ-инфицированных граждан России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 79%, молодые женщины в аналогичном возрасте – 80%.

Самые высокие показатели заболеваемости по ИППП (инфекциям, передающимся половым путем) наблюдаются среди мужчин и женщин в возрасте от 15 до 30 лет, характер распространения ИППП характеризуется как эпидемия.

Это далеко не весь перечень проблем, стоящих сегодня перед молодежью. Для их решения требуется создание благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции, что и обуславливается государственной молодежной политикой.

Молодежная политика в Российской Федерации исходит из того, что молодежь – это социально-возрастная группа населения в возрасте 14–30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам полноценного участия в жизни социума.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

  • содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

  • недопущения дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;

  • создания условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

  • расширения возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

  • реализации инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

В основе государственной молодежной политики в Российской Федерации лежат следующие принципы:

  • сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;

  • соблюдения норм международного права при планировании и реализации государственной молодежной политики;

  • всеобщего охвата молодежи работой органов государственной и муниципальной власти по всем направлениям государственной молодежной политики в тех или иных формах;

  • участия молодежных совещательных органов в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих государственную молодежную политику и целевых программ, определяющих работу по всем направлениям государственной молодежной политики;

  • учета при разработке нормативно-правовой базы государственной молодежной политики, ее планировании и реализации достижений современной науки, в том числе результатов специально проводимых с данной целью исследований;

  • использования различных форм государственной поддержки социально значимых инициатив и проектов детских и молодежных объединений, инициативных групп и частных лиц; государственной поддержки талантливой молодежи; обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

  • предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

1.2. Государственная молодежная политика в Омской области

В Омской области государственная молодежная политика начала институционально развиваться еще в начале 90-х гг. Так, в 1991 году был создан орган исполнительной власти, функции которого заключались в координации деятельности всех ведомств и организаций в области молодежной политики. С 1992 года начала складываться система управления процессом реализации государственной молодежной политики, в результате которой в 1996 году был принят один из первых в стране региональных законов «О государственной молодежной политике Омской области».

Сегодня в регионе создана единая система управления процессом реализации молодежной политики. Во всех муниципальных образованиях Омской области действуют органы по делам молодежи (соответствующие специалисты есть почти во всех сельских округах). Общая численность работников этой сферы составляет около 1000 человек. Именно они осуществляют непосредственную работу по реализации молодежной политики на местах.

Значительно поднят статус органа, осуществляющего в Омской области государственную молодежную политику. В 2004 году было создано Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, которое возглавляет заместитель Председателя Правительства Омской области. В ведении Министерства находятся четыре государственных унитарных предприятия и 18 государственных учреждений Омской области. Министерство участвует в деятельности четырех некоммерческих организаций.

Такая структура органов молодежной политики позволяет постоянно чувствовать «пульс» молодежной среды и оперативно влиять на происходящие в ней процессы. Основная деятельность Министерства и подведомственных ему структур направлена на создание правовых, социально-экономических и организационных условий для развития и становления личности человека.

На сегодняшний день государственная молодежная политика в Омской области реализуется в соответствии с Указом Губернатора Омской области «О концепции молодежной политики в Омской области на 2006-2010 годы» от 28.11.2005 года № 143, а также на основании Закона Омской области «О молодежной политике на территории Омской области» от 13.03.1996 года № 46-ОЗ. С 2003 года существует Указ Губернатора Омской области «О молодежной премии Губернатора Омской области» №92.

Государственная молодежная политика в Омской области осуществляется в целях:

• содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития самой молодежи;

• реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

• создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

• стимулирования самостоятельности и социальной ответственности самих молодых людей и их созидательной активности в решении личных и общественных задач.

В основе государственной молодежной политики в Омской области лежат следующие принципы:

• ответственность государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;

• ответственность молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей;

• приоритетность государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути;

• преемственность, стабильность и совершенствование мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Омской области.

Согласно Концепции молодежной политики Омской области на 2006-2010 гг. в формировании и реализации государственной молодежной политики выделяются следующие приоритетные направления:

  • социально-экономическая поддержка молодежи (содействие решению жилищных и бытовых проблем молодых граждан, развитие молодежного предпринимательства, содействие занятости и повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда);

  • поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

  • гражданско-патриотическое воспитание молодежи;

  • государственная поддержка молодых семей (обеспечение социально-экономической поддержки молодой семьи на этапе ее социального становления);

  • социальная поддержка и правовая защита молодежи;

  • поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья, профилактика асоциальных явлений, формирование здорового образа жизни;

  • поддержка интеллектуального и духовного развития молодежи;

  • кадровая поддержка процесса реализации молодежной политики.

Механизмы реализации основных направлений самые различные: от проведения межрегиональных мероприятий до индивидуальной работы с каждым подростком, студентом, молодой семьей.

Сегодня необходимо помнить, что важнейшей задачей государственной политики должно стать формирование у молодежи ценностных ориентиров. Систему ценностей необходимо выстраивать относительно таких основополагающих компонентов, как достойная жизнь, образование и труд, а также соответствующий быт.

По данным социологического исследования, большинство омской молодежи приоритетными для себя видит такие общечеловеческие ценности, как «здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, интересная работа». Ценности высшего порядка – «свобода, развитие, познание, творчество» - занимают ценностный резерв в сознании молодых омичей. Это объясняется, прежде всего, неудовлетворенностью первоочередных потребностей и дает возможность изменения собственных оценок и мнений. В качестве средств, помогающих достигнуть желаемых целей, все категории опрошенной молодежи отмечают «образование» и «личный труд».

Стоит отметить, что молодежь должна рассматриваться как самостоятельная социально-демографическая группа, обязательный участник любых социальных процессов. Ее роль необходимо стимулировать во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Молодежь - носитель инноваций, разнообразных творческих инициатив, которые нужно развивать и создавать для этого соответствующие условия.

Целью государственной молодежной политики должно стать придание молодежи особого статуса, ресурсное обеспечение условий для ее самореализации и создание гарантий ее социальной, экономической и правовой защищенности.

Раздел 2. Молодежь в общественно-гражданских отношениях

Гражданственность - осознание прав и обязанностей по отношению к государству; гражданский долг, гражданское устройство социального порядка

Социологический энциклопедический русско-английский словарь



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственная академия наук российская академия образования институт семьи и воспитания (2)

    Документ
    В настоящее издание включены актуальные сообщения правительственных информационных сайтов, материалы образовательных порталов, пресс-служб департаментов по молодежной политике и социальной защите населения по вопросам развития воспитания
  2. Государственная академия наук российская академия образования институт семьи и воспитания (3)

    Документ
    В настоящее издание включены актуальные сообщения правительственных информационных сайтов, материалы образовательных порталов, пресс-служб департаментов по молодежной политике и социальной защите населения по вопросам развития воспитания
  3. Государственная академия наук российская академия образования институт семьи и воспитания (1)

    Документ
    В настоящее издание включены актуальные сообщения правительственных информационных сайтов, материалы образовательных порталов, пресс-служб департаментов по молодежной политике и социальной защите населения по вопросам развития воспитания
  4. Государственная академия наук российская академия образования институт семьи и воспитания (6)

    Документ
    В настоящее издание включены актуальные сообщения правительственных информационных сайтов, материалы образовательных порталов, пресс-служб департаментов по молодежной политике и социальной защите населения по вопросам развития воспитания
  5. Государственная академия наук российская академия образования институт семьи и воспитания (5)

    Документ
    В настоящее издание включены актуальные сообщения правительственных информационных сайтов, материалы образовательных порталов, пресс-служб департаментов по молодежной политике и социальной защите населения по вопросам развития воспитания

Другие похожие документы..