Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конспект'
Семена злаковых, бобовых и масличных - это многоклеточные живые системы, с повышенной стойкостью к неблагоприятным воздействиям, приспособленные для ...полностью>>
'Документ'
Наша страна является членом Международной морской организации (ИМО) с 1959 г. Несомненным достижением России следует признать тот факт, что на сегодня...полностью>>
'Реферат'
Актуальным вопросом остается тактика ведения пациентов с мерцательной аритмией, так как эта патология удваивает смертность кардиологических больных и...полностью>>
'Документ'
Мета дослідження полягає в теоретичному та емпіричному розгляді проблеми девіантної поведінки у підлітків, в корекційно-методичному плануванні роботи ...полностью>>

В. С. Юрчук философия права курс лекций

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

Кафедра государственно-правовых дисциплин

В.С. Юрчук

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

КУРС ЛЕКЦИЙ

МОСКВА 2007

УДК 1(075.8)

ББК 67.00

Автор-составитель – доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины» МИЭМП, В.С. Юрчук

Рецензенты: доктор философских наук, профессор – Г.Л. Бузук,

кандидат юридических наук, профессор – Н.И. Дорохов

Под общей редакцией – зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин МИЭМП, профессора – Н.И. Дорохова

Юрчук В.С.

Философия права: Курс лекций / Сост. В.С. Юрчук. – М.: МИЭМП, 2007 – 140 с.

В курсе лекций по «Философии права» рассматриваются основные проблемы учебной дисциплины: содержание, назначение и историческое развитие философии права, а также ее разделы: философско-правовая онтология, философско-правовая аксиология, философско-правовая гносеология, философско-правовая праксиология. В конце каждой лекции дается список литературы и контрольные вопросы темы.

Курс лекций предназначен для студентов, аспирантов юридического факультета, а также для тех, кто интересуется философско-правовой проблематикой.

УДК 1(075.8)

ББК 67.00

© Юрчук В.С., 2007

© Московский институт экономики, менеджмента и права, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................4

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ...............................................................................................................6

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА................................................6

ЛЕКЦИЯ 2. ФОЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ...............................................................................................18

ЛЕКЦИЯ 3. ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XV – XVIII СТОЛЕТИЯХ..............................................................................................39

ЛЕКЦИЯ 4. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА XIX – XX СТОЛЕТИЙ................................................56

ЛЕКЦИЯ 5. ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ........................................66

ЛЕКЦИЯ 6. ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ЕЕ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.....73

ЛЕКЦИЯ 7. ПРАВО И ЗАКОН: ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ...........81

ЛЕКЦИЯ 8. ПРАВО И ВЛАСТЬ. ПРАВО И ПРАВОПОРЯДОК. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА............................................................................................................87

ЛЕКЦИЯ 9. КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕГО БЛАГА И ЕГО ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ............................................................................................................95

ЛЕКЦИЯ 10. ПРАВО КАК СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ......................................101

ЛЕКЦИЯ 11. ПРАВО КАК РАВЕНСТВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ....................................109

ЛЕКЦИЯ 12. ГНОСЕОЛОГИЯ ПРАВА. СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ПРАВОВОГО ПОЗНАНИЯ.........................................................................................................115

ЛЕКЦИЯ 13. ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ БЫТИЯ ПРАВОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ.....................................................................................................123

ЛЕКЦИЯ 14. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА..............................................128

ЛЕКЦИЯ 15. ГЕРМЕНЕВТИКА И ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНОВ.........................................134

ВВЕДЕНИЕ

Философия права имеет давние и богатые традиции. И это несмотря на то, что она несколько десятков лет не изучалась на юридических и философских факультетах нашей страны в качестве самостоятельной академической дисциплины. Все это нанесло большой ущерб развитию этой дисциплины.

В последние годы философия права возрождается в нашей стране и занимает все более значимое место в системе отечественного юридического образования. Появляются труды по философии права, учебники и учебные пособия.1 Также приходит осознание того, что философия права является не только основой культуры правового мышления, но и действенным средством преодоления юридического догматизма и позитивизма, методологической базой познания права, всех отраслей юридической науки.2Но, несмотря на такую актуальность, по этой дисциплине ощущается нехватка учебной литературы.

Данный курс лекций призван восполнить этот пробел и помочь студентам в изучении философии права.

В курсе лекций рассматривается история становления философско-правовой мысли, ее основные этапы. Значительная часть лекций посвящена основным проблемам философии права: правовой онтологии, правовой гносеологии, правовой гносеологии.

Здесь, прежде всего, рассматривается методологическое и мировоззренческое обоснование различных правовых ориентаций.

В конце каждой лекции даны контрольные вопросы, а также список литературы по данной теме.

К лекции прилагается глоссарий, который является довольно обширным и охватывает почти все философско-правовые термины, используемые в данном курсе лекций. Все это будет содействовать более глубокому овладению студентами философско-правовыми знаниями как в ходе практических занятий, так и во время самостоятельной работы.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Лекция 1 Предмет и задачи философии права.

Вопросы: 1. Философия права в системе философии и юриспруденции.

2. Типология философских концепций права.

1. Философия права в системе философии и юриспруденции.

Философия права ставит перед собой важную задачу - философски осмыслить право. Она является древней наукой имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля философия права достигла особого развития в Западной Европе в 17-18 вв., но особенно она бурно развивается во второй половине 20 в.: публикуется огромное количество работ и её преподаванию уделяется всё большее внимание на факультетах философии и права.

Во времена Советского Союза философия права не признавалась и не преподавалось в высших учебных заведениях, что нанесло большой ущерб развитию этой дисциплины, имевшей богатую традицию и выдающихся теоретиков в дореволюционной России. В последние годы философия права возрождается в нашей стране. В частности, был опубликован ряд учебников по данной дисциплине.1 Однако последствия многолетней изоляции от мирового научного сообщества всё ещё сказываются. Многие проблемы, концепции, направление всё ещё плохо известны в нашей стране и практически не описаны и не проанализированы в отечественной литературе. Сегодня подходы российских исследователей к пониманию предмета и метода философии права, специфики философско-правовой рефлексии, места философии права в системе наук, к определению её основных вопросов и функций и т.д. далеко не однозначны.

Каково же место философия права в системе философии и юриспруденции?

По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции. Данное обстоятельство требует чёткого определения её места и роли в системе философии и правоведения. Сегодня сложилось два основных подхода к пониманию дисциплинарного статуса философии права.

Первый подход рассматривает философию права как часть общей философии и определяет её место среди таких дисциплин, как философия морали, философия религии, философия политики и др. В соответствии с этим подходом философия права относится к той части общей философии, которая «предписывает» человеку необходимую манеру поведения как социального существа, т.е практической философии, учение о должном.

Философско-правовая проблематика шире познавательных, методологических и иных возможностей юридической науки. Тем более философия права несводима к гносеологии или культурологии. Это самостоятельная философская дисциплина, составная часть общей философии.

С позиции здравого смысла такая точка зрения подтверждается аналогией с другими философскими приложениями. Например, философия медицины - это философия, а не медицина; философская антропология- этот философия, а не антропология; философия истории - это философия, а не история и т.д. Другими словами, от того, что рассматривает философия, она не перестает быть философией, если уровень рассмотрения остается философским.

Второй подход относит философию права к отраслям юридической науки. С этой точки зрения она является теоретическим фундаментом для создания позитивного права и науки о позитивном праве. Под философией права здесь подразумевается наука, разъясняющая в «последней инстанции» значение правовых принципов и смысл правовых норм.

Общие вопросы права рассматриваются в рамках юридической дисциплины «Теория государства и права» Попытки некоторых юристов (Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц, В.А. Туманов) вычленить в юридическом знании философскую составляющую привели к тому, что философия права стала конституироваться как часть юридической теории, как наиболее общий уровень учения о праве.

В силу отмеченных обстоятельств может сложиться представление, что существуют две философии права: одна, разрабатываемая философами, другая – юристами. В соответствие с этим предположением некоторые исследователи даже предлагают различать философию права в широком смысле слова и философию права в узком смысле слова2. На самом же деле существует только одна философия права, хотя она и питается из двух разных источников. Первый источник философии права - это общефилософские разработки правовых проблем. Второй же её источник связан с опытом решения практических проблем прав. Таким образом, философия права – это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.

Для более конкретного определения дисциплинарного статуса философии права целесообразно рассмотреть подходы к этому вопросу представителей различных философских направлений: Г.Гегель, С.Е. Десницкий, А.П. Куницын, В.С. Соловьёв и другие корифеи философско-правовой мысли полагали философию права философским знанием. Например, Г.Гегель усматривал различие между философской наукой о праве и юриспруденцией в том, что последняя занимается позитивном правом (законодательством), а философия дает сущностное понятие правовой реальности и форм её существования (правоотношений, правосознания, правовой деятельности)1.

В других философских системах, например, у С. Франка она - раздел социальной философии, который носит название социальной этики. Аналитическая философская традиция (позитивизм) рассматривает философию права как составную часть политической философии, отказывая ей в статусе самостоятельной дисциплины. В современной западной философии проблематика философии права чаще всего рассматривается в рамках философской антропологии. Следовательно, достаточно сложно указать какой-либо единственный философский раздел, частью которого была бы философия права.

На наш взгляд философия права составная часть социальной философии, которая ставит и решает общий вопрос: что такое право и в чем его смысл. Поэтому её, несомненно, интересуют вопросы и о том, как связано право с такими феноменами, как власть, общество, мораль, человек; каковы сущностные характеристики права; как познается правовая реальность и правовые события.

Предмет философии права. История философско-правовой мысли показывает, что в определении философии права и её предмета существовали разные подходы.

Так, например, Г.Гегель считал её философской наукой о праве, которая имеет своим предметом идею права.2 Русский философ С.Франк понимал философию права как учение об общественном идеале. «Философия права, - писал он, - по основному традиционно типическому её содержанию есть познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, «нормальный» строй общества»3.

В современной философии права её предмет также определяется по-разному. Так В.С. Нерсесянц утверждает, что философия права занимается «исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества»1. С.С. Алексеев отмечает, что философия права строится в двух науковедческих плоскостях (уровнях) – философской и правовой, но именно в последней плоскости, где на основе философии разрабатываются правовые теории, и возникает предметное поле философии права2. Д.А. Керимов сводит предмет философии права к проблемам гносеологии и диалектики. 3 На наш взгляд предметом философии права является взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е с миром норм, законов, установлений, предписаний. Именно это взаимодействие и формирует правовую реальность как объект философии права.

В едином объекте заключен и предмет философии права как философской дисциплины. Если говорить о взаимосвязи философии права и юриспруденции (общая теория государства и права), то мы можем сказать, что они имеют общий объект, но различные предметы исследования.

Так общим объектом исследования является правовая реальность, а предметом общей теории государства и права является «объективные свойства государства и права… закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов»;4о предмете философского права мы говорили выше.

Тем не менее, было бы неправильно абсолютно противопоставлять философию права и юридическую науку. С одной стороны, как и всякая частная наука, общая теория права использует категории, заимствованные у философской системы знаний, - право, закон, общество, человек, индивид, личность, государство, благо, равенство, справедливость, культура и др.

С другой стороны, она, конечно же, вырабатывает и собственные понятия, необходимые не только в юриспруденции, но и в сфере философии права – например: правомерное и неправомерное поведение, преступление, законность, законодательство, правосудие, обязанность, вина и др.

Наконец, обе эти системы знаний служат методологической основой для конкретных (частных) юридических наук. Различие лишь в том, что общая теория права выступает непосредственной методологией, а философия права - общей, позволяющей исследовать правовую реальность на уровне сущности.

Философия права связана и с другими научными дисциплинами0- политологией, этикой, социологией и др.

Структура философии права.

К основным компонентам философии права как научной дисциплины относятся:

1) онтология права как учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; как учение о праве, правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности;

2) антропология права, в которой рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.;

3) гносеология права как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве;

4) аксиология права как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического в праве; о праве как справедливости и общем благе;

5) в структуре философии права можно выделить и прикладной раздел или философско-правовую праксиологию как учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности.

Основной вопрос философии права. Как уже отмечалось, философию права как самостоятельную исследовательскую дисциплину конституирует (т. е устанавливает, определяет) её основной вопрос, от решения которого зависит решение всех других её вопросов. Этим основным вопросом философии права, как и всей правовой науки, является вопрос: что есть право? Это значит: какие сущностные формы, какие онтологические структуры, какие основные законы бытия мы называем правом? От ответа на этот вопрос зависит решение многих других важнейших правовых проблем.

Вопрос: « что такое право?» выглядит как вопрос о смысле права, т. е для философии права он является основным, ибо от ответа на него непосредственно зависит решение всех других важнейших правовых проблем, в том числе и в сфере правотворчества и правоприменения. Этот вопрос является философским, поскольку соотносит право с человеческим бытием.

2. Типология философских концепций права

В зависимости от того, как философия права интерпретирует правовую реальность, выделяют следующие философские концепции права:

  • Философско-правовой идеализм. Представители этой концепции считают, что правовая реальность есть порождение Духа, инобытие Идеи, понятий и т. п. (Фома Аквинский, Г. Гегель, В.С. Соловьёв).

  • Философско-правовой материализм – выражает противоположную точку зрения и обосновывает вторичность права как отраженного в общественном сознании материального бытия, материальных отношений между людьми. К философско-правовому материализму следует отнести и натуралистические концепции, выводившие различные правовые системы непосредственно из природных условий – климата, географического положения и т. п. (Ш. Монтескьё, Т. Гоббс, К. Маркс)

  • Философско-правовой рационализм – обосновывает положение о том, что знания являются основополагающей составляющей правовой реальности и главным условием существования права (Сократ, Б. Спиноза, И. Кант)

  • Философско-правовой иррационализм – считает, что правовая реальность формируется и существует на основе дорациональных феноменов, необъяснимых рациональными средствами: воли (Ф. Ницше), чувства солидарности (Э. Дюркгейм)

  • Философско-правовой позитивизм – рассматривает правовую реальность как совокупность единичных фактов, «очищенных» от морали, политики, психологии, а право – как совокупность норм (О. Конт, Дж. Остин, Г. Кельзен).

  • Философско-правовой либерализм – провозглашает в качестве оснований права либеральные ценности, прежде всего свободу как альтернативу жесткой предопределенности, зависимости от необходимости (на этой позиции стояли почти все просветители 18-20 вв., от Ж.-Ж. Руссо до Б.Н. Чичерина).

Многообразие философско-правовых концепций обусловлено и различием основных видов права – естественного, позитивного и гуманистического.

Под естественным правом, как правило, подразумевается идеальные первоосновы права. Это притязания человека, вытекающие из его естественных потребностей, из естественных условий его жизнедеятельности. Оно не фиксируется в писаном законе и характеризуется непреложностью, категоричностью, неподвластностью ситуации и неотвратимостью последствий нарушения.

Понятие «естественного права» выражает глубинную сущность права, а его «идеальность» проявляется в том, что оно: во-первых, существует в сознании (правосознании) как его установка (хотя и находит выражение в формах поведения) во-вторых, представляет собой идеал, т.е. очищенную от случайностей форму должного в отношениях между людьми).

Кроме того, естественное право определяет исходные принципы, на основе которых принимаются (во всяком случае, должны приниматься) действующие правовые нормы и на основе которых происходит их оценка. Такая оценка осуществляется на основе иерархии ценностей, которую задает философия, решающая вопрос об отношении человека к окружающему миру, в том числе и ценностном отношении.

Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм, отношений и судебных решений. Это фиксированная в нормативных документах система требований социальных институтов, выраженных в законе.

Гуманистическое право (человека) – представляет собой регулятивы взаимоотношений в обществе, ориентированные в первую очередь на человека, на правозаконность и господство общедемократических принципов.

Уже из этих, самых общих характеристик видов права становится очевидным, что естественное право неизбежно сопрягается с материалистическим и натуралистическим философско-правовыми концепциями, позитивное право обосновывается преимущественно рационалистическими и позитивистскими теориями, а гуманистическое право неразрывно связано с философско-правовым персонализмом и либерализмом.

Функции философии права. Как и любой другой философской дисциплине философии права присущ ряд функций.

Важнейшая из них – онтологическая. Суть её проявляется в том, что философия права сама, своими средствами исследует природу и сущность правовой реальности, её способы и формы существования.

Мировоззренческая функция философии права заключается в формировании у человека общего взгляда на мир права, правовую реальность, т.е. на существование и развитие права как одного из способов человеческого бытия; она определенным образом решает вопросы о сущности и месте права в мире, его ценности, значимости в жизни человека и общества в целом или, другими словами, формирует правовое мировоззрение человека.

Методологическая функция выражается в том, что философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки и отдельного человека системой научных методов познания и преобразования правовой реальности.

Аксиологическая функция философии права заключается в разработке представлений о правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость, а также представлений о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности, критика её структуры и состояний.

Воспитательная функция философии права реализуется в процессе формирования правосознания и правового мышления, через разработку собственно правовых установок, в том числе такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву.

Значение философии права в подготовке будущих юристов. Философия права необходима специалисту для практической деятельности, для обретения знаний и навыков по оптимизации правоотношений, для выработки умения формировать правосознание, для выявления условий и факторов совершенствования правовой действительности.

Вполне очевидно, что умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и принимаемое практическое решение является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста. Такое обоснование, особенно в области практических решений, не всегда осознается, однако оно в значительной степени определяется доминирующими установками мировоззрения юристов, на формировании которого призвана оказывать влияние философия права. Попытки решать фундаментальные теоретические проблемы юриспруденции без философского обоснования приводят, как правило, к их релятивизации либо догматизации.

Таким образом, необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих, политически незаангажированных граждан.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс лекций Челябинск Издательский центр юургу 2009 ббк ю3(0 я7 Б484

    Курс лекций
    В Курсе лекций даётся краткий историко-философский обзор основных учений древнеиндийской, древнекитайской, античной философии, рассматриваются ключевые понятия и проблемы древней философии, приводятся сведения о жизни и судьбе великих
  2. Хомская ред. 1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия (сборник докладов) иои (1)

    Доклад
    Адрес: Украина, г. Харьков, ст.м. Советская, ул. Квитки-Основьяненко 4/6 (рядом с Органным залом)Телефон/факс: (057) 731-17-58  e-mail: ln@  Сайт: http: litera-book.
  3. Хомская ред. 1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия (сборник докладов) иои (3)

    Доклад
    7 стратегей для достижения богатства и счастья Фаир-Пресс Силин 7 шагов к Золотому веку Курская городская типогра Adult Psychopathology and Diagnosis Ресторанные ведомости Gurman Casebook of Marital Therapy Ресторанные ведомости Conflict
  4. Філософсько-правові І теоретико-юридичні аспекти генезису публічно-правового порядку

    Документ
    Розбудова суспільства на засадах громадянських цінностей і формування властивостей правової і соціальної держави вимагає переосмислення багатьох державно-правових реалій, серед яких особливе місце займає служба.
  5. Методические рекомендации по курсу для студентов отделения социологии Екатеринбург 2004

    Методические рекомендации
    Бухарцева Н.Г., Забара Л.И. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу истории философии для студентов отделения социологии УрГПУ.

Другие похожие документы..