Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
15. Відомості про навчання в спеціалізованих класах, ліцеях юридичного профілю, а також проведену профорієнтаційну роботу в органах внутрішніх справ ...полностью>>
'Документ'
23.00 Ну а для самой науки сегодня актуальна другая тема - реформа системы высшего образования. Так что обсуждения проблем, вызванных этой реформой, ...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа к курсу «Изобразительное искусства» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...полностью>>
'Учебное пособие'
Учебное пособие предназначено для студентов, спортсменов и тренеров, специализирующихся по кикбоксингу. Оно содержит результаты теоретического анализ...полностью>>

История философии: Запад Россия Восток (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

тественнонаучной дисциплиной едва ли не с самого начала своего

возникновения была астрономия. В эпоху Возрождения могучие

импульсы астрономии, способствовавшие развитию науки и практи-

ки, исходили из области мореплавания, приобретшего всемирные

масштабы и требовавшего все более точной ориентировки. Все бо-

лее ощутимо развивалось противоречие между принципиальной ми-

ровоззренческой, аристотелевской основой фундаментальной астро-

номической системы и ее прикладным значением, приданным ей

Птолемеем. В этот спор мировоззрений и включился великий поль-

ский астроном и философ Николай Коперник (1473-1543).

Коперник учился в Краковском университете (1491-1496), в ко-

тором тогда было уже весьма ощутимо влияние гуманизма. Особое

значение для формирования научных интересов юного Николая

имела существовавшая там астрономическая и математическая шко-

ла. По завершении образования в Кракове он приехал в Италию,

где в течение восьми лет изучал астрономию, философию, медици-

ну и право, овладел древнегреческим языком в университетах Бо-

лоньи, Падуи (где он слушал Помпонацци) и Феррары. По возвра-

щении в Польшу Коперник, числившийся на церковной службе,

которая давала ему средства к существованию, посвятил жизнь

многообразным научным занятиям и административной деятельно-

сти. Но главным делом его научной жизни стала астрономия. Уже

в Италии, изучив философско-космологические и астрономические

идеи античных философов и ученых, он убедился в ложности тео-

рии Аристотеля-Птолемея. Первым литературным опытом, в кото-

ром Коперник в самой общей форме выразил это свое убеждение,

было совсем небольшое произведение <Очерк нового механизма

мира> или <Малый комментарий> (примерно 1505-1507). В после-

дующие годы по мере все более тщательных наблюдений неба, дви-

жения планет его убеждение крепло, получая астрономическую и

математическую конкретизацию. Он не скрывал своих воззрений,

однако главный труд его жизни <06 обращении небесных сфер>

(<De revolutionibus orbium coelestium>) был издан лишь перед его

смертью.

Главная идея этого великого произведения, положенная в осно-

ву гелиоцентрической системы мира, состоит в положениях о том,

что Земля, во-первых, отнюдь не составляет неподвижного центра

видимого мира, а вращается вокруг своей оси, и, во-вторых, обра-

щается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Вращением

Земли вокруг своей оси Коперник объяснял смену дня и ночи, а

также видимое вращение звездного неба. Обращением же Земли

вокруг Солнца он объяснял видимое перемещение его относительно

звезд, а также петлеобразные движения планет, вызвавшие такое

усложнение Птолемеевой системы мира. Согласно Копернику, пет-

ли, описываемые планетами среди звезд, - следствие того, что мы

наблюдаем их не из центра, вокруг которого они действительно об-

ращаются, т.е. не с Солнца, а с Земли. Польский астроном пер-

вым установил, что Луна обращается вокруг Земли, будучи ее

спутником. Одно только перемещение местоположений Солнца и

Земли позволило значительно упростить схему движений планет

вокруг нового центра мира.

Автор <Обращения небесных сфер> в духе эпохи воспринимал

свою астрономическую доктрину как философскую. Надо полагать,

прежде всего потому, что первоначальную, наиболее общую инспи-

рацию к своему открытию он получил, прямо познакомившись с

идеями древнегреческих пифагорейцев (а также косвенно - через

<Энеиду> Вергилия и поэму Лукреция Кара). Размышляя о воз-

можной форме Земли, Коперник в главе III первой книги своего

труда упоминает о всех тех фигурах, которые приписывали Земле

первые древнегреческие "физиологи" (этим аристотелевским сло-

вом он сам их иногда называет) от Анаксимандра до Демокрита, и

приходит к заключению, что ее следует принимать как совершенно

круглую (что тоже утверждали некоторые античные философы).

Другие античные философские идеи, например платоновско-неоп-

латоническую идею мировой души, Коперник переосмысливал в

духе своего гелиоцентризма, утверждая в главе Х той же книги,

что такого рода душой, или правителем мира, называли именно

Солнце. В духе телеологизма, столь характерного для органицизма

платоновско-аристотелевской традиции и даже усиленного в схола-

стической философии, Коперник в том же месте своего главного

труда следующим образом обосновывает гелиоцентризм: "В середи-

не всех этих орбит находится Солнце; ибо может ли прекрасный

этот светоч быть помещен в столь великолепной храмине в другом,

лучшем месте, откуда он мог бы все освещать со6ой?"5.

Наиболее прогрессивной и радикальной стороной коперникан-

ской космологии и астрономии, на основе которой в дальнейшем

были преодолены названные выше аристотелевско-птолемеевские

представления, стало глубокое убеждение автора <Обращения не-

бесных сфер> в том, что разработанная им система позволяет

"с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, соз-

данной лучшим и любящим порядок Зодчим"^. Рождалось детерми-

нистско-механистическое мировоззрение в его противоположности

телеологическо-органистическому. Ему предстояло широко распро-

страниться в следующем столетии. Коперник поместил в фокус ми-

роздания Солнце и объявил Землю не привилегированной, а "рядо-

вой" планетой его системы, закономерности которой оказывались

одинаковыми на всей громадной ее протяженности. Эта ради-

кальная тенденция коперниканской космологии и астрономии стала

особо опасной для традиционного христианско-схоластического

мировоззрения, ибо подрывала основные его устои, но она про-

явилась не сразу, а в ходе дальнейшего развития коперниканской

-?^-,

-^..

астрономии. Для прогресса философско-рационалистического

сознания в целом идея гелиоцентризма оказалась весьма плодо-

творной, стимулировавшей к преодолению чувственной видимости

обыденного сознания, уверенного в неподвижности Земли и еже-

дневном движении вокруг нее Солнца.

Великий немецкий астроном, математик, физик и философ

Иоганн Кеплер (1571-1630) творил уже на исходе эпохи Возрож-

дения. Его астрономические открытия и научные идеи стали одним

из важнейших звеньев научного и философского развития нового

времени. Для работ Кеплера характерен противоречивый идейно-

философский контекст, из которого вырастали его научные идеи,

прежде всего астрономические.

С юности он стал сторонником теории Коперника. Первое про-

изведение Кеплера <Предвестник космографических сочинений, со-

держащий космографическую тайну об удивительном соотношении

пропорциональности небесных кругов, о причине числа небес, их

величинах, о периодических их движениях, общих и частных, объ-

ясненную из пяти правильных геометрических тел> (1596) было

результатом его раздумий над коперниканской доктриной, в объек-

тивности которой он никогда не сомневался. Более века после вы-

хода этого великого произведения самые видные астрономы подчас

не решались признавать гелиоцентризм объективной истиной (на-

пример, известный датский астроном XVI в. Тихо де Браге (1546-

1601), на протяжении десятилетий прослеживавший пути светил и

записывавший свои наблюдения).

Название важнейшего произведения Кеплера тоже пифаго-

рейское - <Гармонии мира> (1619). Здесь был сформулирован

наиболее сложный третий закон Кеплера, установивший

математически точную зависимость между временем обра-

щения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем

самым единство планетной системы, ассоциировавшееся у Кеплера

с пифагорейской идеей гармонии, получило строго научную фор-

мулировку. Сама идея пифагорейцев относительно числовой гармо-

нии, которую могут воспринимать мудрецы с особо тонким слухом,

к тому времени существовала уже два тысячелетия. Но матема-

тически безупречные законы, управлявшие движением светил, бы-

ли сформулированы впервые.

Ход "космических часов" был отражен в составленных Кепле-

ром <Рудольфинских таблицах>, законченных в 1624 г. и давших

возможность наиболее точной за всю предшествовавшую историю

астрономии предвычислений движения планет. За несколько лет до

этого Кеплер опубликовал (в трех выпусках) учебник коперникан-

ской астрономии, в котором отразил и свои открытия. Этот учеб-

ник тут же был внесен в папский <Индекс запрещенных книг>.

Однако научная астрономия была создана, и это отразилось на по-

следующем естествознании и философии.

3. ОРГАНИСТИЧЕСКАЯ И ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ

НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА

Другим направлением философского интереса к природе в ре-

нессансной мысли стала натурфилософия, развивавшаяся в XVI в.

все более интенсивно по мере того, как теряла авторитет аристоте-

левско-схоластическая интерпретация природы и возрастал интерес

к другим, неаристотелевским ее истолкованиям. Для натурфилосо-

фии Ренессанса в целом характерны не столько методологические

изыскания, сколько онтологическая интуиция, преимущественное

стремление к интерпретации бытия, к разработке всеобъемлющих

картин природно-космической жизни. Отсюда и значительная зави-

симость ренессансной натурфилософии от учений и идей античной

физики (хотя уже в позднем, римском стоицизме появился и сино-

нимичный латинский термин philosophia naturalis, которому только

с конца XVIII в. в связи с деятельностью Шеллинга стал соответст-

вовать термин "натурфилософия").

Можно подметить и общие черты, присущие всем натурфилосо-

фам Возрождения. Едва ли не важнейшую из них составляет пан-

теизм ренессансной философской мысли. Причем общая тенденция

этого процесса вела тогдашних философов природы ко все более

последовательному подчеркиванию натуралистических черт панте-

изма. Не менее важной идеей ренессансной натурфилософии, выте-

кавшей из ее пантеистической позиции и во многом порождавшей

ее, была также идея тождества микрокосма и макрокосма. Общую

черту ренессансной натурфилософии, сближавшую ее с подавляю-

щим большинством учений античной физики, следует усматривать

и в преобладании качественной интерпретации природы.

Примером пантеистического мировоззрения, в котором на базе

фундаментальной идеи тождества микро- и макрокосма натурали-

стическое, природное начало брало верх над божественно сверхъ-

естественным, могут служить воззрения и деятельность немецкого

врача, естествоиспытателя и философа Теофраста Бомбаста фон

Гогенхейма, более известного под псевдонимом Парацельс (1493-

1541).

Учившийся в немецких, французских и итальянских универси-

тетах, бывший затем профессором медицины в Базеле и других го-

родах, он работал также и в других странах Европы в качестве как

учителя медицины, так и практикующего врача, завоевавшего

большое доверие. Демократические симпатии Парацельса, приво-

дившие его в эпоху Крестьянской войны в Германии и в последую-

щие годы к конфликтам с властями, сочетались у него с глубоким

интересом к приемам и средствам народной медицины, с изучением

целебной силы трав и минералов. Характерно также, что свои про-

изведения он писал преимущественно на немецком языке, на кото-

ром вел и свое преподавание. Собственно философских произведе-

ний Парацельс не создал, выражая свои мировоззренческие идеи в

сочинениях на медицинские, фармацевтические, химико-алхимичес-

кие, астрологические, социально-политические и теологические те-

мы. В центре его философских интересов, как и у многих других

гуманистов, находился человек в его отношении к Богу, природе и

социальному миру.

Парацельса можно считать родоначальником немецкой

натурфилософии, выдвигавшим, однако, на первый план ме-

дицину, которая опиралась на философию, астрологию, ал-

химию и теологию. Характерна и глубокая неудовлетворенность

Парацельса состоянием современной ему медицины, ориентировав-

шейся на древние и средневековые авторитеты. В программе своих

курсов по медицине, объявленной им в июне 1527 г. в Базельском

университете, он писал, что большинство тогдашних врачей к ве-

личайшему вреду для их пациентов "слишком рабски прикованы к

словам Гиппократа, Галена, Авиценны и других, как если бы они

были оракулами, вещающими с треножника Аполлона... Таким пу-

тем можно достичь блестящих докторских степеней, но подлинным

врачом никогда таким образом не станешь. Врачу потребны не ти-

тулы, не красноречие, не знание языков, не чтение многочислен-

ных книг, но только глубочайшее знание вещей природы и ее

тайн"^. Таким образом, подлинного врача создают как большая

добросовестная опытность, так и углубленность в тайны природы.

Они вполне могут быть открыты человеку, который "проводит свои

дни с тайнами и как могущественный мастер земного света живет в

Боге и в природе"^.

В контексте такого примитивного аналогизма и в интересах ме-

дицинской науки Парацельс, опираясь на многовековую практику

алхимии, наряду с традиционными стихиями древней физики -

землей, водой, воздухом и огнем - признавал наличие трех уни-

версальных начал: ртути, соответствующей духу, соли - телу, и

серы - душе. Нарушение нормального соотношения этих начал в

человеческом организме приводит его к различным заболеваниям.

Принцип соответствия человеческого микрокосма природному мак-

рокосму закономерно приводил немецкого врача и философа к убе-

ждению в том, что против любого заболевания можно найти лекар-

ство в природе. Сколь ни примитивны такого рода представления,

опираясь на них, Парацельс ввел в медицинскую практику новые

эффективные медикаменты.

Его интерес к алхимии дополнялся и интересом к магии. В сущ-

ности, сама медицина представлялась ему натуральной ма-

гией. Одним из закономерных следствий фундаментальной идеи

тождества макро- и микрокосма у Парацельса стало также его ги-

лозоистическое убеждение во всеобщей одушевленности природы.

В каждой ее частице пребывает некий архей ("начальник"), распо-

знание которого вручает ученому наиболее действенный ключ к яв-

лениям природы, особенно эффективный при лечении заболеваний.

К середине и второй половине XVI в. среди гуманистической

интеллигенции в Италии усиливались стремления к углубленному

и достоверному познанию природы, противопоставленные умозри-

тельным и практически бесперспективным построениям схоластики,

опиравшейся на Аристотеля. Весьма ярким выражением таких

стремлений стали деятельность и доктрина Бернардино Телезио

(1509-1588). Получив хорошее классическое образование, обучав-

шийся в Падуанском университете медицине и философии, Телезио

основал в своем родном городе Козенце (недалеко от Неаполя)

ученое общество, своего рода академию, деятельность которой, в

отличие от существовавшей некогда Флорентийской академии со-

стояла не в изучении и культивировании платоновского учения или

других философских доктрин античности, а в наблюдении и иссле-

довании самой природы. Свою натурфилософскую доктрину Теле-

зио изложил в сочинении, в самом названии которого сформулиро-

вана его философская программа: <О природе вещей согласно ее

собственным началам> (<De rerum natura juxta propria principia>,

Неаполь, 1565; 1586).

Когда Телезио перешел к осмыслению картины природы в це-

лом - а в этом и состоит главная задача всякой натурфилософии,

- то вынужден был обратиться к античным натурфилософским

идеям, в которых качественная интерпретация природы резко пре-

обладала над количественной. Многовековая традиция может ока-

заться сильнее всякой методологии, в особенности односторонней,

которую очень трудно проводить последовательно. Но Телезио по-

пал под влияние не платоновско-неоплатонической традиции (пре-

обладавшей у ренессансных философов XV-XVI вв., отвергавших

схоластизированный аристотелизм), а традиции стоицизма.

Антропология Телезио в принципе натуралистична. Жизненный

дух (spiritus), присущий как животному, так и человеческому ор-

ганизму, соединяет их с мировым теплом (в котором можно видеть

и одну из трансформаций стоической пневмы - теплого дыхания,

пронизывающего весь мир). Правда, познавательная способность

принадлежит собственно разумной душе (anima rationalis), но она

в своих действиях всегда связана с телом, поскольку чувства Теле-

зио рассматривает как главный, определяющий источник познава-

тельной деятельности человека. Интересный ренессансный вариант

этики стоицизма представляют собой и этические воззрения Теле-

зио. Принцип самосохранения, которому подчинено поведение

всех природных начал и вещей, распространяется и на человека

(получая именно здесь свою наиболее убедительную конкретиза-

цию). В человеческом мире данный принцип выражает уже сугубо

индивидуалистическое начало социальной жизни. Однако карди-

нальное отличие человека от животного (не говоря уже о более

низких организациях) выражается в поступках, присущих челове-

ку как сугубо моральному существу (например, его способность

отказаться от достижения собственных интересов и даже пожертво-

вать своей жизнью). Такая способность не может быть связана

даже с разумной душой, ориентированной на чувственную деятель-

ность. Для ее объяснения Козентинец допускает существование

другой, "высшей" души, некоей "сверхдобавочной формы" (forma

superaddita), непосредственно происходящей от Бога.

4. НАТУРФИЛОСОФИЯ ДЖОРДАНО БРУНО

Впечатляющие и глубокие результаты натурфилософия Возрож-

дения получила в творчестве итальянского (рилософа, ученого и

поэта Джордано Бруно (1548-1600). Жизнь этого горячего, ис-

креннего и бескомпромиссного поборника истины стала предметом

многочисленных философских осмыслений и художественных изо-

бражений. Родившись в местечке Нола (недалеко от Неаполя, от-

сюда его самоименование - Ноланец), в семье мелкого дворянина,

он еще юношей стал монахом доминиканского монастыря. Бого-

словское образование оказалось бессильным перед идеями гуманиз-

ма, философии и науки, почерпнутыми Бруно в личных контактах

и в книгах богатой монастырской библиотеки. Конфликт с началь-

ством закончился бегством Бруно из монастыря. Начались годы

скитаний молодого философа по городам Италии, затем Франции.

Лекции в университетах Тулузы и Парижа сопровождались диспу-

тами с носителями схоластической рутины и конфликтами с ними.

Примерно то же самое происходило и в Англии (в Лондоне и Окс-

форде). Контакты же с гуманистами и учеными, напротив, были

весьма плодотворными. Бруно - плодовитый писатель. В 1584-

1585 гг. в Лондоне он опубликовал шесть диалогов на итальянском

языке, где изложил систему своего мировоззрения. Важнейшие из

них для истории философии - <О причине, начале и едином> и

<О бесконечности, вселенной и мирах>. Едкое сатирическое изо-

бражение схоластического педантизма и богословской учености в

некоторых из этих диалогов стало одной из главных причин отъез-

да Бруно из Англии. Вскоре уже из Франции Бруно перебирается

в Германию. Он читает лекции в университетах Виттенберга и дру-

гих городов империи. К концу 1590 г. философ завершает новый

цикл своих работ - <О безмерном и неисчислимых>, <О монаде,

числе и фигуре>, <О тройном наименьшем и мере> (напечатаны во

Франкфурте в 1591 г.). Все эти сочинения - латинские поэмы, со-

держащие, однако, и прозаические тексты. (Мы назвали отнюдь не

все произведения Бруно, имеющие значительное философское со-

держание.) Приезд Бруно в Венецию (он рассчитывал получить

кафедру математики в знаменитом Падуанском университете) ока-

зался роковым. Философ был предательски выдан местной инкви-

зиции в мае 1952 г., а примерно через год по требованию римской

инквизиции и самого папы он оказался в ее застенках. Несколько

лет инквизиторы добивались у Бруно отречения от его "еретичес-

ких" философских идей. Раскаяние спасло бы ему жизнь. Но Бру-

но проявил бескомпромиссность, не отрекся ни от одной из своих



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История философии: Запад Россия Восток (2)

    Документ
    В. Мотрошилова) Глава 1. Первые греческие мудрецы-философы 9 Мифология и пред-философия 31 Преднаука и любовь к мудрости 34 Глава . Основные фигуры и понятия-принципы ранней греческой философии 1.
  2. Или Песнь акына о нибелунгах, парадигмах и симулякрах Философия в России: парадигмы, проблемы, решения

    Документ
    В силу ряда особенностей, в России поиски национально-политической духовной идентичности на самом высоком уровне абстракции – философском – не прекращались и, скорее всего, не прекратятся никогда.
  3. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учебное пособие

    Учебное пособие
    В предлагаемом учебнике авторы исходят из того, что история философии есть та же философия, только в исторической форме. Лишенная своей истории философия теряет драматизм, достоверность факта, живую связь времен, а сама история превращается
  4. Проблема институциональной парадигмы философии вообще и философии в России Глава 1

    Документ
    В силу ряда особенностей, в России поиски национально-политической духовной идентичности на самом высоком уровне абстракции – философском – не прекращались и, скорее всего, не прекратятся никогда.
  5. Философия и методология науки

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.

Другие похожие документы..