Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
В настоящем сборнике представлены материалы из опыта работы «пилотных» образовательных учреждений по апробации федеральных государственных образовате...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Характеристика целей обучения математике: обучающих (учебных) целей (знания, умения и навыки); развивающих целей (мышление; познавательные процессы: ...полностью>>
'Регламент'
Настоящий «Единый регламент функционирования пунктов диспетчерского управления лесным хозяйством субъектов Российской Федерации» (далее регламент) пр...полностью>>
'Документ'
Юлія Ращупкіна, Володимир Щербаченко. Економічний розвиток громади та адміністративно-територіальна реформа: проблеми, потреби, побоювання та бачення...полностью>>

История философии: Запад Россия Восток (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ны Макиавелли почти исключает проблему Бога. Тем более, что

этот практически настроенный мыслитель не проявлял особого ин-

тереса к общефилософской проблематике, к вопросам той или иной

метафизики. Однако это не означает, что автор <Рассуждений> и

<Государя> не видел никакого смысла в рассмотрении вопросов ре-

лигии. Проницательный политик, он хорошо понимал, что без той

или иной религии, в которой тогдашние народные массы обычно

находили свое единственное духовное утешение, общественно-госу-

дарственная жизнь невозможна. Вместе с тем такая позиция от-

нюдь не заставила Макиавелли примириться с господствовавшей в

Италии католической религией.

Основная политическая забота Макиавелли определялась

плачевным состоянием тогдашней Италии, раздробленной и бес-

сильной перед лицом ее могущественных соседей. В принципе

Флорентиец, так много делавший для родного государства, оста-

вался сторонником республиканского государственного уст-

ройства. Но он видел невозможность его реализации в масштабах

всей Италии, невозможность ее объединения на республиканских

началах. Отсюда и идея "нового государя" (principe nuovo), дав-

шая название одному из двух его главных социально-философских

произведений. Широко известны слова автора <Государя>

(гл. XVIII) о том, что мудрый правитель государства обязан "по

возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться

и зла"9. Такой правитель должен сочетать в своей личности и в

своих действиях качества льва, способного расправиться с любым

из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хит-

реца. Такого рода политическое вероломство давно по-

лучило наименование макиавеллизма. Для одиозного значения

этого термина сам автор <Государя> не давал серьезных оснований.

Напротив, он глубоко постиг новое качество политики.

Но хотя политика несовместима с' морализированием, каким она

обычно прикрывалась в средневековой религиозной идеологии (да

и в более поздние времена), политическая философия автора <Го-

сударя> вовсе не означала оправдания насильственной и амораль-

ной практики любого правителя государства и в любые времена.

Необходимо принимать во внимание, что Макиавелли видел суть

государства в "общем благе", выражавшем общенациональные ин-

тересы. В этом контексте и "народ" для него совпадал не только с

зажиточными горожанами, но и с более широкой человеческой мас-

сой (la moltitudine), которая, как утверждал автор <Рассуждений>,

даже мудрее и постояннее реального главы государства. Отсюда

убеждение, что глас народа - глас божий. Государь, политик

вообще должен проявлять гибкость, постоянно учитывать измен-

чивость времен. Он бывает вынужден прибегать и к любой жесто-

кости, но она ни в коем случае не может оставаться некоей самоце-

лью, а должна соответствовать государственному интересу. Автор

<Государя> указывает, например, в этой связи (гл. VIII), что "жес-

токость жестокости рознь", что в ее применении прав только тот

государь, который в целях безопасности государства совершает ее

один раз и по возможности больше уже к ней не возвращается.

Очень печально, если жестокости в ходе правления множатся.

В <Рассуждениях> также подчеркнуто, что насилие призвано ис-

правлять, а не разрушать.

6. ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИЗМ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО

ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО

В развитии гуманистического движения в Англии большую

роль сыграл кружок Джона Колета (ок. 1467-1519), образовав-

шийся в Оксфордском университете. В этом кружке сложилась

программа так называемого христианского гуманизма, направлен-

ная против злоупотреблений католической церкви и даже рассчи-

танная на ее реформу. Она оказала значительное воздействие на

мировоззрение двух весьма ярких и разносторонних гуманистов,

давно и прочно вошедших в историю философии, - Эразма Рот-

тердамского и Томаса Мора.

Дезидерий-Эразм из Роттердама (настоящее имя Герхардт Гер-

хардс, 1469-1536), незаконнорожденный сын священника и его

служанки, в молодости монах одного из нидерландских монасты-

рей, упорным трудом сумел получить блестящее филолого-гумани-

стическое образование. В конце XV в. он оказался в Лондоне и

стал одним из наиболее активных членов местного кружка Колета.

В Лондон Эразм приезжал и в последующие годы. Не возвращаясь

больше на родину, он жил в Париже, Лувене, Кембридже, Брюссе-

ле, Антверпене, Брюгге, Генте, Майнце, Фрейбурге, Базеле. Умер

Эразм в Базеле в 1536 г. Писатель огромного трудолюбия, Эразм,

можно сказать, оставлял перо только на время непродолжитель-

ного сна, большую же часть бодрствования он посвящал чтению,

писанию произведений и огромного числа писем, различным по-

меткам. Писал он, да и говорил по большей части только на латин-

ском языке, обильно уснащая свои произведения греческими слова-

ми, выражениями, короткими фразами. Филологи считают Эразма

самым выдающимся латинистом эпохи Возрождения, ибо он не

просто возвратился к древнеримской латыни ее "золотого века", но

и придал ей некоторые черты, сближавшие его латынь с европей-

скими языками нового времени.

<

Эразм Роттердамский

Эразм, развернув масштабную литературно-издательскую дея-

тельность, примерно с 10-х годов XVI в. до самой своей смерти

был общеевропейским (впрочем, за вычетом Италии) лидером гу-

манизма. Среди множества уже прославленных имен Дезидерий-

Эразм пользовался едва ли не наибольшими известностью и влия-

нием. Сила "республики ученых", слагавшейся как в различных

странах, так и во всей Западной Европе, общественная сила знания

были уже столь велики, что император Священной Римской импе-

рии и испанский король Карл V, его соперник французский ко-

роль Франциск 1, английский король Генрих VIII, некоторые из

римских пап (Павел III предлагал ему кардинальскую мантию), не

говоря уже о менее значительных политических фигурах, искали

внимания и даже поддержки Эразма. Эразм сделал множество пе-

реводов с древнегреческого на латинский язык. Важнейшим из них

стало первопечатное издание греческого текста Нового завета и его

латинский перевод вместе с написанным Эразмом обширным ком-

ментарием к Евангелиям (1517). Перевод этот заменил старый ла-

тинский перевод (так называемая Вульгата), изобилующий ошиб-

ками, многократно умноженными в бесчисленных комментариях

католических богословов и схоластов. Строго филологический под-

ход Эразма к текстам Нового завета создавал предпосылки и для

чисто исторического подхода к нему, и для его будущей секуляри-

зации. Уже в силу этого Библия (пусть и частично) была обращена

против схоластики. Антисхоластические настроения Эразма, как

это имело место уже у ранних итальянских гуманистов, получили

свое отражение и в его глубоком интересе к идеям и произведениям

"отцов церкви", которых он тоже издавал и переводил.

Свое учение в целом Эразм чаще всего именовал "философией

Христа". "Философия Христа" была уже достаточно полно

сформулирована в первом значительном произведении еще моло-

дого Эразма - в <Руководстве христианского воина> (или

<Кинжал...>, 1501-1503). Программе, изложенной здесь, автор ос-

тавался верен до самой смерти. Традиционная метафора христиан-

ского воина наполнена сугубо моральным содержанием. В целом

вера христианина (например, в индивидуальное бессмертие души)

превышает возможности его разума, но эта вера должна вести его к

непрерывной борьбе с телесными соблазнами. Она должна также

сочетаться с твердыми житейскими правилами и непрерывной борь-

бой за их осуществление.

"Философия Христа", призывавшая к возрождению идей и

идеалов первоначального христианства, давно забытых католичес-

кой церковью, погребенных под грудой обрядового формализма, в

принципе доступна каждому человеку. Как подлинный гуманист

Эразм не принимал тезиса ортодоксального христианства о ради-

кальной испорченности человеческой природы первородным гре-

хом. Поэтому нормальный человек, подражая Христу, способен

возвышаться до идей, зафиксированных в Священном Писании.

Наиболее прославленное произведение Эразма - знаменитая

<Похвала глупости> (1510-1511). Здесь блестяще продемонстриро-

ваны его качества писателя-сатирика. Из этого произведения

можно многое узнать о его философских симпатиях и убеждениях.

В монологе госпожи Глупости, напыщенно произносящей шутли-

вую декламацию, восхваляющей себя, автор язвительно описывает

различные стороны современной ему жизни. Поскольку "большин-

ство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад" [Х1Х]^,

оказывается, что "в человеческом обществе все полно глупости, все

делается дураками и среди дураков" [XXV]. Прихотью Глупости,

лики которой бесчисленны (а едва ли не наиболее ярким проявле-

нием Глупости служит человеческое самодовольство (filautia)), так

или иначе руководствуются люди всех сословий и прослоек, все на-

ции, ибо Глупость богата и коллективными проявлениями. Самым

же печальным из них служит война. В своих произведениях Эразм

не раз подчеркивал, что она может быть привлекательной лишь

для тех, кто ее не изведал. А в <Похвале глупости> он даже напи-

сал, что война обычно ведется всякого рода подонками общества

[ХХ1П]. В сочинении <Жалоба Мира, отовсюду изгнанного и

повсюду сокрушенного> (1517) Мир скорбит о бедствиях, испыты-

ваемых вследствие раздоров и войн, порождаемых безумием

людей. Блага мира, к которым, казалось бы, только и должны

стремиться христиане, перечеркиваются злом войны. Проблема

моральности снова возвращает нас в гущу жизни. Глупость не

только неотделима от нее, но и служит, можно сказать, ее сино-

нимом. Однако почему же она могущественнее мудрости?

Ответ автора <Похвалы> в целом сводится к тому, что сфера

чувственности, связанной со всем телом человека, много шире и

сложнее сферы его разума, сконцентрированного в его голове (и

даже части ее). В силу этого люди вынуждены "играть комедию

жизни" [XXIX], исполняя самые различные роли. Могущество

чувственности необоримо, и бессмысленно воображать возможность

моральности, полностью освобожденной от нее, как об этом неред-

ко ханжески твердят схоластизированные сторонники официально-

го благочестия (т. е. псевдоблагочестия).

ПРИМЕЧАНИЯ

t Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1967. С. 181 -

далее ссылки в тексте с указанием раздела и страницы.

2 Отрывки из произведений Колюччо Салютати, Поджо Браччо-

лини, Леонардо Бруни, Джамоццо Манетти, Леона Баттиста, Аль-

берта и других философов-гуманистов см.: Ревякина Н. В. Италь-

янское возрождение. Гуманизм второй половины XIV в. - первой

половины XV в. Новосибирск, 1975. С. 82. ЗТам же. С. 70.

* Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 2. С. 248.

5 Cassirer Е. The Idividual and the Cosmos in Renaissance Philo-

sophy. N.Y., 1963. P. 115.

^Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т. М., 1980. Т. 1. С. 2.

Далее ссылки в тексте на это издание.

1 Рутенбург В. И. Жизнь и творчество Макьявелли // Никко-

ло Макьявелли. История Флоренции. Л., 1973.

8 Макиавелли Н. Государь и Рассуждение на первые три книги

Тита Ливия. СПб., 1869. С. 371. 9 Там же. С. 352.

10 Эразм. Роттердамский. Похвала глупости // Библиотека

всемирной литературы. М., 1971. Т. 733. С. 137. Далее при ссыл-

ках в тексте даются номера соответствующих глав.

Глава 2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МЫСЛЬ В

ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Итальянские гуманисты XIV-XV вв. мало интересовались есте-

ственными науками (не говоря уже о математике). Но общий про-

гресс всей жизни, прогресс знаний обращал взоры некоторых гума-

нистов к этим наукам. Ренессансная ситуация в сфере искусств и

наук отличалась также тем, что даже их главные области - живо-

пись, архитектура, скульптура, а также математика, механика, ана-

томия, медицина, зачатки химии - развивались в теснейшей взаи-

мосвязи и нередко объединялись в деятельности одного человека.

Практиком и теоретиком искусства был Альберта. Но как гениаль-

ный художник - живописец и скульптор, исключительно много-

сторонний и на редкость одаренный инженер, глубочайшим обра-

зом осмысливавший собственное искусство и искусство всей эпохи,

среди современников выделялся Леонардо да Винчи (1452-1519).

Внебрачный сын нотариуса из местечка Винчи и простой кре-

стьянки, Леонардо не получил классического образования и не

обучался в университете. Однако это обстоятельство сыграло ско-

рее положительную, чем отрицательную роль в его формировании

как мастера искусства и многообразного изобретательства, а затем

и теоретика этой высокой практики. Сам он называл себя "челове-

ком без книжного образования", подчеркивая тем самым свое от-

личие от подавляющего большинства гуманистов. Тем не менее

можно полагать, что Леонардо немало читал. Он был знаком и с

идеями Архимеда - наиболее влиятельного (наряду с Евклидом)

античного математика и механика, и с теми немаловажными эле-

ментами механики, которые разработали позднесредневековые схо-

ласты-номиналисты. Определенную роль в философской и научной

инспирации Леонардо сыграли платонические идеи, развивавшиеся

в академии его родной Флоренции, особенно произведения

Фичино. Но какую бы роль ни играли эти и другие теоретические

источники в духовном развитии мастера из Винчи, он, как никто

другой в его веке, формировался не столько под влиянием книг,

сколько в процессе творчества, результатом которого стали предме-

ты искусства и различные технические изобретения.

Человек редкой красоты и огромной физической силы, Леонар-

до был олицетворением творческих дерзаний не только своей эпо-

хи, но, возможно, и всей истории человечества. Вне радостей твор-

чества он явно не видел смысла человеческой, во всяком случае

собственной, жизни. Если и не на размахе его, то на практической

результативности отражалась зависимость Леонардо (как в сущно-

сти и подавляющего большинства других мастеров эпохи) от рабо-

тодателей. Этим главным образом объясняется смена им мест

жительства и работы - Флоренция, Милан, снова Флоренция, за-

тем Романья, снова Милан, затем Рим. Последние два года своей

жизни Леонардо состоял на службе французского короля Франци-

ска 1 и умер во Франции.

Он по праву заслужил имя пионера современного естест-

вознания. Трудно обозреть круг его изобретений и проектов - в

области военного дела (идея танка), ткацкого производства (про-

ект автоматической самопрялки), воздухоплавания (включая идею

парашюта), гидротехники (идея шлюзов). Почти все они далеко

обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и по

достоинству оценены только в прошлом и настоящем столетиях.

Подавляющее большинство научных изысканий Леонардо осущест-

вил в контексте своей творческой практики. Специальных теоре-

тических и тем более философских трактатов он не писал, однако

интенсивно осмысливал свои труды в многочисленных записных

книжках. Они не были рассчитаны на публикацию и представляли

собой шифрованные записи автора, сделанные для самого себя.

Только часть его литературного наследия стала известна в XVI в.

под названием <Трактат о живописи>. Самый же значительный

корпус записей и дневников гениального Леонардо стал предметом

изучения лишь с конца XVIII и особенно со второй половины

XIX в. Его изучение продолжается и в наше время.

Леонардо одним из первых подчеркнул, что "мудрость есть

дочь опыта"1. Специфика методологии Леонардо состоит в том, что

он стремился к максимально конкретному пониманию опыта и по

возможности к точному уяснению его роли в деле достижения исти-

ны. В борьбе против умозрительно-словесного "выяснения" истины

ученый подчеркнул, что полны заблуждений те науки, которые "не

порождаются опытом, отцом всякой достоверности, и не заверша-

ются в наглядном опыте, т. е. науки, начало, середина или конец

которых не проходят ни через одно из пяти органов чувств".

При этом выявляется, что опыт есть минимальное условие ис-

тинности. Сама же истина "имеет одно-единственное решение"^,

достижение которого кладет конец спорам об истинности. Провоз-

глашаемая здесь однозначность истинности не может быть

достигнута в опыте, понимаемом (и массово осуществляемом)

как чисто пассивное наблюдение и восприятие событий и фактов,

сколь бы ни были они многочисленны. Такая предельная

конкретность истины достижима не на путях пассивного

наблюдения и восприятия, а посредством активного, целе-

направленного опыта или эксперимента.

Мы не найдем у Леонардо какой-то разработанной методики

экспериментирования. Он скорее ориентировался на стихийное

экспериментирование, осуществлявшееся во многих итальянских

художественных мастерских (боттегах), которое, совершенствуя,

практиковал сам. Но методологическая проницательность ученого

привела к четкому уяснению того, что такого рода эксперименти-

рование само по себе еще далеко недостаточный путь достижения

^ *-

^^

достоверной истинности, ибо "природа полна бесчисленных

причин, которые никогда не были в опыте". Отсюда необходимость

теории для его осмысления, резюмируемая в широко известных его

словах: "Наука - полководец, и практика - солдаты"^. Не остав-

ляет Леонардо никакого сомнения и в том, какую науку он имеет в

виду прежде всего и главным образом. Это, конечно, математика,

ибо только она способна придать результатам экспериментирования

подлинную достоверность, искомую однозначность, делающую воз-

можным точное практическое применение найденной истины.

В записях Леонардо имеются и другие значительные методоло-

гические идеи, например идея сочетания аналитического и

синтетического методов исследования, а также идея объек-

тивности достоверной истины, не зависящей от характера ее

объекта (в то время как теологическо-схоластическая традиция на-

стаивала на обратном). Из онтологических идей, имеющихся в тех

же записях, следует указать на понятия вечного правила (regola),

а также непререкаемого закона (irrevocabile legge) природы, по

существу отождествляемого с естественной необходимостью, кото-

рую должен понимать любой исследователь и любой инженер, что-

бы не стремиться к невозможному.

Реалистическая сущность эстетики Леонардо связана

прежде всего с его убеждением в том, что искусство, как и

наука, служит делу познания реального мира. Отсюда главное

дело науки состоит в раскрытии количественных сторон вещного

мира. Например, геометрия стремится свести окружность к квадра-

ту, а тело - к кубу, арифметика же оперирует квадратными и ку-

бическими уравнениями. Причем оказывается, что обе эти науки

постигают только прерывные и непрерывные количества, но бес-

сильны перед качеством, в котором и заключена подлинная красота

природы. Познание качественности доступно главным образом ис-

кусству. Качественность означает при этом и конкретность, индиви-

дуальность, неповторимость. В этом гениальный художник видит

эстетическо-облагораживающую человека функцию природы. Она

"столь усладительна и неистощима в разнообразии, что среди де-

ревьев одной и той же породы ни одного не найдется растения, ко-

торое вполне походило бы на другое, и не только растения, но и

ветвей, и листьев, и плода не встретится ни одного, который бы в

точности походил на другой"^. Автор <Моны Лизы> (Джоконды),

<Тайной вечери> и других бессмертных шедевров живописи дал

крайне редкий пример гармоничного соединения в одной личности

гениального живописца и великого ученого. Пропорции человечес-

кого тела он изобразил как великолепный анатом, а неповтори-

мость и красоту человеческой души в своих картинах - как глубо-

кий психолог.

2. АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ XV-XVI вв. НИКОЛАЙ

КОПЕРНИК

Важнейшей прикладной и одновременно мировоззренческой ес-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История философии: Запад Россия Восток (2)

    Документ
    В. Мотрошилова) Глава 1. Первые греческие мудрецы-философы 9 Мифология и пред-философия 31 Преднаука и любовь к мудрости 34 Глава . Основные фигуры и понятия-принципы ранней греческой философии 1.
  2. Или Песнь акына о нибелунгах, парадигмах и симулякрах Философия в России: парадигмы, проблемы, решения

    Документ
    В силу ряда особенностей, в России поиски национально-политической духовной идентичности на самом высоком уровне абстракции – философском – не прекращались и, скорее всего, не прекратятся никогда.
  3. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учебное пособие

    Учебное пособие
    В предлагаемом учебнике авторы исходят из того, что история философии есть та же философия, только в исторической форме. Лишенная своей истории философия теряет драматизм, достоверность факта, живую связь времен, а сама история превращается
  4. Проблема институциональной парадигмы философии вообще и философии в России Глава 1

    Документ
    В силу ряда особенностей, в России поиски национально-политической духовной идентичности на самом высоком уровне абстракции – философском – не прекращались и, скорее всего, не прекратятся никогда.
  5. Философия и методология науки

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.

Другие похожие документы..