Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
об областном конкурсе среди студентов и аспирантов вузов Ростовской области на лучшую научную работу по вопросам избирательного права и процесса в 201...полностью>>
'Документ'
Оборудование: учебник; словари: Ожегова, иностранных языков, синонимов; книжная выставка; картины с изображением пейзажей; выставка рисунков и подело...полностью>>
'Документ'
1.1. Трассы СМП проходят в основном в сложных в ледовом и нави­гационном отношении условиях, в районах, особо уязвимых в эколо­гическом отношении, вк...полностью>>
'Реферат'
Более 100 лет назад (1888 г.) ученые обнаружили, что вещества в жидкокристаллическом состоянии обладают текучестью, как обычные жидкости, и в то же вр...полностью>>

История философии: Запад Россия Восток (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

щепризнанный родоначальник гуманистического движения в Ита-

лии - поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). Он

служит ярким примером творчески многогранной личности эпохи

Возрождения. Петрарка - один из величайших лирических поэтов

Италии, автор книги стихов, посвященных его возлюбленной Лау-

ре, стихов, где в противоречии между средневеково-аскетическим

восприятием жизни ("небесное") и весьма заинтересованным, чув-

ственно окрашенным отношением к красоте женщины и природы

побеждает второе, т. е. "земное".

Петрарка - верующий христианин, но он решительно и бес-

компромиссно отвергает схоластическую ученость как "болтовню

диалектиков", совершенно бесполезную, по его убеждению, для ак-

тивного человека того времени. В этом отношении показателен его

памфлет <О невежестве собственном и многих других> (1367-

1370). В нем, как и в предшествующих ему трактатах, Петрарка

демонстрирует, как накопившийся у него огромный морально-соци-

альный опыт ломает формализованные рамки схоластической уче-

ности, по отношению к которой он охотно признается в своем

"невежестве", ибо считает такую ученость тщетной и иллюзорной.

Он далек от отрицания логики, в которой схоластики столь искус-

ны, ибо философию, познающую реального человека, невозможно

постичь в каких-то упрощенных и надуманных (так казалось и

другим гуманистам) формулах. Итальянский гуманист едва ли не

первый, кто свою вражду к схоластике перенес и на Аристотеля

как ее главного вдохновителя, хотя и ценил ученость и глубину

этого древнегреческого мыслителя.

Флорентийцем по происхождению, тесно связанным, однако, с

римской курией, был и выдающийся гуманист Леон Батиста Аль-

берта (1404-1472). Его деятельность - ярчайший пример универ-

сальных стремлений гуманистов, которые в принципе обращаются

ко всему человеку, стремясь постичь его во всей его сложности.

Альберта - видный архитектор раннего Возрождения, он был так-

же живописцем, поэтом, музыкантом. Вместе с тем он не только

практик, но и теоретик искусства, автор трактатов <Десять книг о

зодчестве> (1452), <Три книги о живописи> (1435-1436). Обобщая

опыт античной и современной ему архитектуры, углубляясь в

проблемы искусства, он считал, что высшее эстетическое наслаж-

дение доставляет красота, созданная самой природой. Учиться у

нее - первая задача художника. В отличие от названных выше

гуманистов Альберта интересовался и естественными науками, в

особенности математикой, ибо хорошо видел ее необходимость для

архитектора, скульптора, живописца.

Важной чертой гуманистического мировоззрения следует при-

знать антиклерикализм, выражавшийся в резко критическом отно-

шении к профессиональным служителям католической церкви, осо-

бенно к монахам, наиболее многочисленному ее корпусу. Бруни,

а затем и Поджо Браччолини пишут диалоги <Против лицемеров>,

в которых бичуют ханжество и развращенность не отдельных мона-

хов, а монашества в целом. Сходные произведения создали и

другие гуманисты, а разоблачение пороков профессиональных

носителей христианского вероучения стало одной из острых тем их

художественных произведений, например <Декамерона> Бокаччо.

\

2. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

Если религиозно-монотеистическое мировоззрение в целом ут-

верждало, что на первом месте всегда должен стоять Бог и лишь

затем человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а

уж затем говорили о Боге (конечно, это произошло не сразу).

Среди ряоа проблем нового осмысления человека гумани-

стами одна из главных - это проблема человека как един-

ства души и тела.

Гуманист Манетти (1396-1459) стремится к полной реабилита-

ции телесного начала в человеке. Прекрасен весь мир, созданный

Богом для человека, но вершина его творения - только человек,

тело которого многократно превосходит все другие тела. Как уди-

вительны, например, его руки, эти "живые орудия", способные ко

всякой работе! Человек - это "разумное, предусмотрительное и

очень проницательное животное" (animal rationale, providium et sa-

gax)2, однако в отличие от человека каждое животное способно

лишь к какому-то одному занятию. Духовно-телесный человек

столь прекрасен, что он, будучи творением Бога, вместе с тем слу-

жит основной моделью, по которой уже древние язычники, а за ни-

ми и христиане изображают своих богов, что способствует бого-

почитанию, особенно у более грубых и необразованных людей.

Христианско-монотеистический тезис о творении мира Богом для

человека Манетти антропоцентрически заостряет против аскетичес-

кой трактовки человека.

Новые запросы человека и его многократно возросшая

активность приводили гуманистов не столько к сближению

человека с природой, сколько к сближению его с понятием

Бога. Для Манетти человек - "словно некий смертный 6ог"з, он

как бы соперник Бога в творческой деятельности. Бог - творец

всего сущего, человек - творец великого и прекрасного царства

культуры, материальной и духовной. Манетти указывает на неко-

торые удивительные творения человека - египетские пирамиды,

римские башни, купол Флорентийского собора, построенный Бру-

неллески незадолго до того, как Манетти написал свое произведе-

ние. Как поразительный пример человеческой изобретательности

он называет и Ноев ковчег, но говорит и о смелых путешествиях

своих современников в Британском и других морях (за несколько

десятилетий до путешествия Колумба). Здесь также названы и про-

изведения античной и ренессансной живописи, и поэтические творе-

ния, свидетельствующие о безграничной творческой одаренности

человека. Историческое значение антропоцентрического обожеств-

ления человека гуманистами рассматриваемой эпохи определяется и

тем, что они вместо "царства Бога" (regnum Dei), неосуществимого

на земле, выдвинули идею "царства человека" (regnum hominis).

Огромную роль в гуманистическом антропоцентризме играет

понятие человеческой деятельности, без которого нет нового пони-

мания человека. Рассмотренные аспекты гуманистического антропо-

центризма находили наиболее общее свое выражение в морально-

этических построениях, рассуждениях, идеях, учениях, так

или иначе ориентированных на соответствующие доктри-

ны античных философов. Именно морально-этический аспект в

наиболее общей форме выражен в studia humanitatis. И вполне за-

кономерно, что гуманисты, начиная с Петрарки, не видели почти

никакой практической ценности в естественных науках (известное

исключение должно быть сделано здесь для Альберта), ибо их

абстрактная натурфилософская направленность, присущая к тому

же многим средневеково-схоластическим доктринам, действительно,

уменьшала возможность их практического применения.

Был провозглашен принцип доброты человеческой природы и,

что еще более важно, равенства всех людей, независимо от их

рождения, от их принадлежности к тому или иному сословию. Уже

Петрарка подчеркнул, что фортуна сильнее происхождения, соци-

альной принадлежности человека, но сам человек, его доблесть

(virtus) должны быть сильнее фортуны (фортуна и доблесть бо-

рются за человека). Определение человеческой личности через

личные заслуги благодаря ее собственной деятельности, а не через

родовую принадлежность к тому или иному сословию, возможно,

наиболее ярко высветило роль гуманистов как идеологов нарождав-

шегося буржуазного общества, отрицавшего общество феодально-

сословное.

Выдающимся гуманистическим философом раннего Ренессанса

был Лоренцо Балла (1407-1457), родившийся в Риме. Еще моло-

дым человеком он преподавал в университете Павий (1430).

Учение Эпикура, особенно ненавистное для христианских филосо-

фов, стало к этому времени широко известным среди итальянских

гуманистов благодаря находке Поджо Браччолини - поэме Лукре-

ция <О природе вещей>. В философию гуманизма Балла вошел

прежде всего как автор трактата <О наслаждении> (1431; его но-

вую, более обширную редакцию автор назвал через два года <06

истинном и ложном благе>). В течение ряда последующих лет Бал-

ла состоял при дворе сицилийского короля Альфонса Арагонского,

находившегося в длительном конфликте с римским папой Евгением

IV (1431-1447) из-за обладания Неаполем и Южной Италией.

В это время он написал ряд произведений, сыгравших большую

роль в развитии антиклерикальной и антисхоластической идеоло-

гии и философии. Среди них - <Диалектические опровержения,

или Обновление всей диалектики и оснований универсальной фи-

лософии> (1433-1439), <О монашеском обете>, <О свободе воли>

(1442), <О красотах латинского языка> (1435-1444) и др.

Как антиклерикал Балла выступал против светской власти

римских пап, доказывая бессмысленность аскетизма и анахрони-

стичность монашества как его главного официального носителя.

Ему пришлось иметь дело с инквизицией. Римский гуманист был

язвительным, убежденным, смелым и ловким бойцом. В духе док-

трины двух истин подобно многим гуманистам Балла фактически

игнорировал теологию, рассматривая религию как сферу прак-

тически-эмоциональной жизни человека, не поддающуюся никакой

рационализации, никакому логическому, "диалектическому" осмыс-

лению. Отсюда враждебное отношение Баллы к схоластической

метафизике как праздному занятию, тщетно стремящемуся сделать

понятным то, что не может, да и не должно быть понято. Отсюда и

его иронически-издевательское отношение к Фоме Аквинскому,

которому он противопоставлял апостола Павла, ибо тот, не мудр-

ствуя лукаво, укреплял христиан в вере. Эта общефилософская

позиция определила и его логико-гносеологические воззрения в

<Диалектических диспутах> (1494).

В полном соответствии с морализаторскими стремлениями по-

давляющего большинства его единомышленников Валла обратил-

ся к этике эпикуреизма, как он ее понимал, для обоснования

полноценности жизни человека, духовное содержание которой, по

его антиаскетическому убеждению, невозможно без телесного бла-

гополучия, всесторонней деятельности человеческих чувств. В од-

ном месте своего произведения автор даже сожалеет о том, что у

человека только пять, а не пятьдесят или даже пятьсот органов

чувств! Его общефилософские представления натуралистичны. По

примеру античных атомистов он называет природу "учительницей"

и "вождем жизни".

3. ФЛОРЕНТИЙСКИЕ ПЛАТОНИКИ

Основой антисхоластической оппозиции итальянских гумани-

стов, начиная уже с Петрарки, был платонизм.

Платонизация христианства во второй половине XV в., стала

особенно интересной и весьма яркой страницей в развитии фило-

софии итальянского (и европейского) гуманизма, ибо в контексте

такой платонизации философская мысль выбивалась из рамок

монотеистического креационизма и формулировала новые, весьма

продуктивные идеи.

Главой флорентийской Академии был Марсилио Фичино

(1433-1499). Влюбленность в платонизм не помешала ему стать

служителем католической церкви, а довольно свободная вероиспо-

ведная атмосфера Флоренции позволяла посвящать некоторые из

своих проповедей в храмах "божественному Платону" (дома он

даже ставил свечу перед его бюстом). Заслуги Фичино в распро-

странении платонизма велики: он перевел на латинский язык все

диалоги Платона, а также произведения главных античных неопла-

тоников - Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, и кроме того

части Ареопагитик. В представлении Фичино и всех других мысли-

телей этой эпохи платонизм и неоплатонизм составляли единую

философскую доктрину. В духе платонизма Фичино написал и

собственные произведения - <О христианской религии> (1476) и

<Платоновская теология о бессмертии души> (1469-1474).

Важнейший теоретический и идеологический вопрос своей эпохи

- о соотношении религии и философии - Фичино решал анти-

схоластически. Догматическая и авторитарная схоластика, остав-

шаяся в томистской форме официальной теолого-философской

доктриной католицизма, по-прежнему рассматривала философию в

качестве прислужницы своей вероисповедной доктрины. Фичино

тоже сближал религию и философию, но считал их, так сказать,

равноправными сестрами: с одной стороны, "ученой религией"

(docta religio), а с другой - "благочестивой философией" (pia

philosophia). .На такой теоретической основе, идя навстречу

универсалистским стремлениям гуманистической культуры, автор

трактата <О христианской религии> (1474) предложил здесь кон-

цепцию "всеобщей религии" (которую он называл также "естест-

венной").

Ренессансный характер пантеизма Фичино выражается в том,

что мировая душа - последняя, полностью бестелесная ипостась,

ближайшая к излучаемому ею телесно-земному миру, - акценти-

руется даже в большей мере, чем порождающий ее Бог. Перенося

акцент своей онтологии с Бога на мировую душу, Фичино тем

самым привлекает главное внимание к миру, объединяемому, оду-

шевляемому и просветляемому ею. Красота, любовь и наслаждение

в системе Фичино мыслятся как космические принципы. Человек

- тоже центральное звено космоса, хотя бы уже в силу того, что

мировая душа - это в сущности его собственная абсолютизирован-

ная душа. Прославляя мощь человека, будто бы повелевающего

социальным миром (семьей, государством, народами), Фичино

считал его способным и к господству над природным миром. В та-

ком контексте он обожествлял человека не меньше (если не боль-

ше), чем более ранние гуманисты.

Другим крупнейшим представителем флорентийского плато-

низма стал Пико делла Мирандола (1463-1494). Чрезвычайно

одаренный, богатый граф Пико, овладевший греческим, арабским,

еврейским и арамейским языками, проявлял большой интерес к

различным ближневосточным религиозным (особенно Каббале) и

философским учениям. Смелый молодой человек в декабре 1486 г.

послал в Рим свои <Философские, каббалистические и теологичес-

кие выводы (conclusiones)>, содержавшие 900 тезисов "обо всем,

что познаваемо". Тезисы эти Пико собирался защищать в диспуте

против философов всей Европы. Конфликт с папской курией при-

вел к тому, что все эти тезисы были объявлены папой Иннокентием

VIII еретическими, и диспут не состоялся. Последние годы Пико

провел в обществе Марсилио Фичино, став как бы вторым главой

Флорентийской Академии. В этот период он написал латинские

трактаты <Гептапл> - аллегорическое толкование ветхозаветных

семи дней творения (1490), <О сущем и едином> (1496), <Рассуж-

дение против астрологии> (1495).

Пико одним из первых в свою динамичную эпоху вступил на

путь переосмысления того, что со времен античности именовалось

греческим словом "магия". "Колдовскому" смыслу этого слова

(глубоко уходящему корнями в доисторические времена) он проти-

вопоставил смысл рациональный, связанный с постижением дейст-

вительных, а не мнимых тайн природы. Первая разновидность

магии (в средние века часто именовавшаяся "черной магией")

оставляет человека рабом неких злых, "демонических" сил. Другая

ее разновидность, свидетельствующая о постижении неких благо-

приятных "божественйых" сил (и в средние века поэтому нередко

именовавшаяся "белой магией"), стала теперь называться "естест-

венной магией" (magia naturalis), свидетельствующей о постижении

чисто природных тайн. В дальнейшем она сделалась одним из

главных орудий достижения "царства человека". Острие этих идей

Пико было направлено также против суеверного "астрологического

детерминизма", сковывавшего человеческую активность, лишая ее

свободы. Обоснование последней - главная цель Пико в его яркой

<Речи о достоинстве человека>, которая и должна была открыть не

состоявшийся в Риме диспут. Теоретическое содержание этой <Ре-

чи> резюмирует антропоцентрические идеи гуманистов.

Бог ставит человека в самом центре космоса, делая его как бы

судьей мудрости, величия и красоты воздвигнутого им мироздания.

Вместе с тем представления о человеке пронизаны идеями тождест-

ва человеческого микрокосмоса и божественно-природного макро-

космоса. В <Гептапле>, например, Пико подчеркнул, что человек

составляет особый, четвертый мир наряду с подлунным, поднебес-

ным и небесным мирами. В <Речи> же человек, с одной стороны,

выступает как "посредник между всеми созданиями"^ земными и

небесными; с другой же стороны, он как бы вне всех этих существ,

ибо, подчеркнул Пико в своем сочинении <Против астрологии>,

"чудеса человеческого духа превосходят [чудеса] небес... На земле

нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке - ничего

более великого, чем его ум (mens) и душа (anima). Возвыситься

над ними, значит, возвыситься над небесами..."^.

Свобода выбора, этот величайший божий дар, насыщена у Пико

глубоким моральным содержанием. Сократовское самопознание

направляет нас на путь нравственного совершенствования, предпо-

лагающий борьбу со страстями, усвоение определенных правил

жизни ("ничего слишком"), а это невозможно без усвоения глубин

подлинной философии.

4. ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО

Современник многих итальянских гуманистов Николай Кузан-

ский (1401-1464) - один из самых глубоких философов эпохи

Возрождения. Он был родом из Южной Германии (местечко Ку-

за), совсем незнатного происхождения. Николай уже в школьные

годы испытал влияние мистиков ("братьев общей жизни"). В уни-

верситете Падуи кроме обычного гуманитарного образования, за-

ключавшегося в усовершенствовании в латинском языке и в изуче-

нии греческого, Николай увлекался математикой и астрономией.

В дальнейшем ему пришлось избрать духовную карьеру. Молодой

священник, установивший связи с итальянскими гуманистами, был

захвачен их движением.

Николай Кузанский

Возможно, как ни один другой философ этой эпохи, Николай

соединял в своих произведениях и в своей деятельности культуру

средневековья и энергично наступавшую культуру гуманизма.

С одной стороны, он - весьма деятельный иерарх католической

церкви, которого в 1448 г. папа-гуманист Николай V возвел в кар-

динальский сан, с другой - активный участник кружка гумани-

стов, образовавшегося вокруг этого папы. Для атмосферы, царив-

шей здесь, показательны хорошие отношения филососра-кардинала

с таким возмутителем церковного спокойствия как Лоренцо Балла.

Наибольшее влияние Кузанец приобрел, когда друг его юности

Пикколомини стал папой Пием II, а сам он фактически сделался

вторым лицом в римской церковной иерархии. Конфессиональные

и административные хлопоты сочетались у Николая с продуктив-

ной литературной деятельностью. Им написан на латинском языке

ряд философских сочинений - в жанре трактата, размышления,

диалога. Имеются у него и собственно научные произведения. В от-

личие от подавляющего большинства современных ему итальянских

философов-гуманистов Кузанец глубоко интересовался вопросами

математики и естествознания, и вне этих интересов непонятна его

философская доктрина. Видный служитель церкви, естественно,

писал и чисто богословские работы (в частности, проповеди). Фи-

лософское содержание произведений Николая часто очень трудно

отделить от теологического. В этом отношении он продолжал еще

средневековую традицию с ее смешением теологии и философии.

^1^

Самое значительное и известное из произведений Кузанца -

трактат <06 ученом незнании> (<De docta ignorantia> - можно

перевести как <06 умудренном неведении>, <О знающем незна-

нии>, 1440). К нему примыкает другой трактат - <О предположе-

ниях> (не позже 1444). В 1450 г. Николай написал четыре диалога

под общим названием <Простец>. Первые два из них носят на-

звание <О мудрости>, третье - <06 уме>, четвертое - <06 опыте

с весами>. Название этих диалогов, как и их содержание, привле-

кает внимание своей гуманистическо-демократической идеей обра-

щения за подлинной мудростью не к представителю цеха офици-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История философии: Запад Россия Восток (2)

    Документ
    В. Мотрошилова) Глава 1. Первые греческие мудрецы-философы 9 Мифология и пред-философия 31 Преднаука и любовь к мудрости 34 Глава . Основные фигуры и понятия-принципы ранней греческой философии 1.
  2. Или Песнь акына о нибелунгах, парадигмах и симулякрах Философия в России: парадигмы, проблемы, решения

    Документ
    В силу ряда особенностей, в России поиски национально-политической духовной идентичности на самом высоком уровне абстракции – философском – не прекращались и, скорее всего, не прекратятся никогда.
  3. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учебное пособие

    Учебное пособие
    В предлагаемом учебнике авторы исходят из того, что история философии есть та же философия, только в исторической форме. Лишенная своей истории философия теряет драматизм, достоверность факта, живую связь времен, а сама история превращается
  4. Проблема институциональной парадигмы философии вообще и философии в России Глава 1

    Документ
    В силу ряда особенностей, в России поиски национально-политической духовной идентичности на самом высоком уровне абстракции – философском – не прекращались и, скорее всего, не прекратятся никогда.
  5. Философия и методология науки

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.

Другие похожие документы..