Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Серия "Исследования по фольклору и мифологии Востока", выпускаемая Издательской фирмой "Восточная литература" РАН с 1969 г , знако...полностью>>
'Урок'
Учитель: Чтобы прочитать стихотворение, человек обязательно должен почувствовать, как бы пропустить через себя всё то, о чём он рассказывает. Когда в...полностью>>
'Документ'
23.06.2009Нижегородское Телеграфное Агентство (НТА)Рапота пригласил индийский бизнес к реализации совместных проектов в приоритетных отраслях стратег...полностью>>
'Программа'
I. Решение комплекса задач, определенных поручением Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В., данного на заседании Правительства Р...полностью>>

Л. Р. Социология межэтнических отношений: учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УДК 316.347

ББК 60.55

И 15

Ибрашева, Л.Р. Социология межэтнических отношений: учебное пособие /Л.Р. Ибрашева, Ю.А. Шогина. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. - 138 с.

Учебное пособие включает материалы лекционных занятий по курсу «Социология межэтнических отношений». Для самостоятельной работы студентам предлагается примерная тематика рефератов, вопросы для самоконтроля, темы контрольных работ для студентов заочного отделения. Для закрепления изученного материала предлагаются тестовые задания.

Предназначено для студентов всех форм обучения всех специальностей, кроме специальностей социально-экономического профиля.

Подготовлено на кафедре государственного, муниципального управления и социологии.

Рецензенты: канд. ист. наук, доц. Л.М. Айнутдинова

канд. филос. наук, доц. А.Ш. Назарова

© Л.Р. Ибрашева, Ю.А. Шогина, 2007

© Каз. гос. технол. ун-т, 2007

Содержание

Предисловие ……………………………………………….…4

Введение ………………………………………….….…….....5

Основные темы курса …………………………………….….7

Лекционный материал ……………………………...............10

Примерная тематика рефератов …………………………...93

Варианты контрольных работ …………………….…….…94

Тематические тесты ………………………………….…......97

Заключение ………………………………………………...134

Библиографический список …………………………...….135

ПРЕДИСЛОВИЕ

Социология межэтнических отношений является одним из важнейших направлений современной социологии. Курс «Социология межэтнических отношений» входит в блок общих гуманитарных дисциплин. Курс «Социология межэтнических отношений» рекомендуется изучать после курсов социологии и политологии.

Назначение настоящего учебного пособия оказать помощь студентам в овладении современными научными знаниями о социологии межэтнических отношений. Задача учебного пособия – познакомить с объектом и предметом социологии межэтнических отношений, с изучением национальных аспектов социальных проблем на широком фоне межэтнических, национальных взаимоотношений в нашей стране и за рубежом.

Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения всех специальностей, кроме специальностей социально-экономического профиля.

Учебное пособие написано авторским коллективом в следующем составе: к.с.н., старший преподаватель Ибрашева Л.Р. – лекции 1, 3, 5, 6; к.с.н., ассистент Шогина Ю.А. – предисловие (в соавторстве с Ибрашевой Л.Р.), введение (в соавторстве с Ибрашевой Л.Р.), лекции 2, 4, 7, заключение (в соавторстве с Ибрашевой Л.Р.).

Будем рады получить отзывы и предложения по структуре и содержанию учебного пособия «Социология межэтнических отношений» по адресу электронной почты guis@kstu.ru или по адресу: 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68, Казанский государственный технологический университет, кафедра Государственного, муниципального управления и социологии.

ВВЕДЕНИЕ

Россия – полиэтническое государство. Кроме русских, которые составляют 83 % населения, в Российской Федерации живут более 170 народов. Одни из них насчитывают более миллиона, другие несколько десятков тысяч человек. Последние десятилетия были особыми для жизни народов нашей страны. Одни исследователи называют этот период временем «взбунтовавшейся этничности», другие – «нового национального возрождения». Совершенно очевидно, что важнейшие социальные процессы реформирования различных сфер жизни общества во многом зависят от этнического фактора.

В настоящее время актуальность социологии межэтнических отношений в системе научного знания неизбежно возрастает. Разработка этнических аспектов таких общих социальных проблем, как изменение социальной структуры, миграционная подвижность и т.п., имеет не только социально-политическую значимость для предотвращения социальных и этнических конфликтов, но и гуманистический смысл, поскольку содействует обеспечению равенства прав и возможностей людей разных национальностей.

Несмотря на то, что во многих ВУЗах нашей страны в последние годы введен курс социологии межэтнических отношений, учебников и учебных пособий крайне мало, вот почему необходима подготовка и издание учебных пособий с учетом новых реалий мирового развития. Данное пособие является попыткой восполнить пробел в научно-методической литературе по социологии межэтнических отношений.

Данное учебное пособие содержит материалы лекционных занятий, для самостоятельной работы студентам предлагается примерная тематика рефератов, вопросы для самоконтроля, темы контрольных работ для студентов заочного отделения. Для проверки знаний, приобретенных студентами в процессе изучения дисциплины, используется система тестового контроля. Итоговый контроль проходит в форме сдачи контрольной работы и семестрового зачета.

Структура учебного пособия сохраняет целостность учебного курса социологии межэтнических отношений, что позволяет, по замыслу авторов, оптимально использовать его, в частности, при подготовке к контрольным точкам – для систематизации и быстрого усвоения материала.

Основные темы курса

Тема 1. Социология межэтнических отношений как учебная дисциплина

Социология межэтнических отношений как отрасль социо­логии. История становления и факторы выделения ее в само­стоятельную научную дисциплину. Социология межэтнических отношений в системе общественных наук. Определение объекта и предмета науки. Основные функции социологии межэтниче­ских отношений: теоретико-познавательная, прогностическая, практико-преобразовательная, гуманистическая. Методологиче­ские подходы социологии межэтнических отношений: принцип деятельности, культурологический, комплексный и психологи­ческий подходы.

Тема 2. Теоретические вопросы этничности

Этнос. Подходы к определению этничности: примордиализм (социобиологическое и эволюционно-историческое направле­ние), инструментализм и конструктивизм. Этногенез, пассио­нарная теория этногенеза Л.Гумилева. Материальные факторы образования и признаки этноса. Типология этнических общно­стей: этнос, этническая группа, субэтнос, этнографическая группа, этноконфессиональная группа, этнические меньшинства. Нация: этатистский и этнический подходы.

Тема 3. Социально-психологические и культурные про­блемы этничности

Этническая культура. Основные подходы к изучению этни­ческой культуры: аксиологический, символический, организаци­онный, деятельностный. Уровни проявления этнической куль­туры. Типология межкультурных взаимодействий: ассимиляция, аккультурация, кооперация, этнокультурный изоляционизм. Эт­ническая идентичность и этническое самосознание. Этничность в структуре идентичностей. Этапы становления этнической идентичности с позиции социальной психологии. Уровни этни­ческого самосознания. Типы идентичности.

Тема 4. Политические аспекты развития этносов

Этнополитическая карта мира: несовпадение этнокарты и политической карты. Этнические общности как субъекты поли­тики. Этнополитическое развитие. Право наций на самоопреде­ление. Нормы международного права об условиях самоопреде­ления нации. Национализм как совокупность идеологий и поли­тических практик на национально-государственной и междуна­родной арене: спектр доктрин и движений. Классификация ви­дов национализма. Гражданский, политический, культурный на­ционализм.

Тема 5. Этническая стратификация и мобильность: этнические аспекты миграции

Этническая стратификация. Понятие этнического статуса. Структура этнического статуса. Миграция населения и проблема трансформации этнокультурного облика городов, регионов и на­циональных обществ. Масштабы миграций и эмиграции в Рос­сии. Виды миграций: маятниковая, временная, трудовая, вынуж­денная. Типы миграций: внутренние и внешние. Миграции ме­жду населенными пунктами различного ранга.

Тема 6. Межэтнические отношения и процессы

Предметная область и особенности междисциплинарного подхода к изучению межнациональных отношений. Основные подходы к пониманию межэтнических отношений: институцио­нальный, межгрупповой, межличностный. Теория установки. Структура межэтнических установок. Уровни межэтнических отношений. Этнодемографические тенденции. Факторы влияю­щие на характер межэтнических отношений: исторические, по­литические, культурные, социально-структурные, психологиче­ские, ситуационные. Межэтнические браки: теоретические мо­дели и исследование межкультурного взаимовлияния. Типология межэтнических браков.

Тема 7. Межэтнические конфликты

Межэтнические конфликты: сущность, факторы способст­вующие появлению, особенности развития, способы урегулиро­вания. Подходы к пониманию межэтнического конфликта. Ти­пология межэтнических конфликтов. Социально-экономические, культурно-языковые, территориальные, сепаратистские межэт­нические конфликты. Конфликты между федеральным центром и республиками, конфликты между группами «коренной» и «не­коренной» национальности, микроконфликты на личностном уровне. Формы межэтнических конфликтов: насильственные и ненасильственные, широкомасштабные и локальные, быстро­течные и затяжные. Зоны межэтнического напряжения и кон­фликтов в России.

Лекционный материал

Лекция 1. Социология межэтнических отношений как научная дисциплина

1. История становления социологии межэтнических отношений и факторы выделения ее в самостоятельную научную дисциплину.

2. Социология межэтнических отношений в системе общественных наук. Определение объекта и предмета науки.

3. Функции социологии межэтнических отношений.

4. Методологические подходы социологии межэтнических отношений: культурологический, комплексный и психологический.

1. Социология межэтнических отношений – это сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходило на протяжении всего ХХ столетия. Она изучает категорию «этническое» в контексте социального, следовательно, рассматривает сложную сферу социально-этнических отношений, касающихся практически всех сторон жизни различных этнических общностей. Поэтому главная задача социологии межэтнических отношении – изучение взаимосвязи этнических и социальных явлений в жизни общества.

Эта отрасль знания как область позитивной науки позволяет изучить специфику этноса через наиболее значимые области жизни социума, рассматривая их с помощью социологического инструментария, экспериментальных исследований, системы верификации и практического использования полученных результатов.

В зарубежной науке становление социологии межэтнических отношений было связано с работой У.Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». В 20-30-х гг. ХХ столетия американским ученым Р. Парком (одним из основателей Чикагской школы в социологии) совместно с другими учеными было проведено первое этноисследование. В основе этого исследования лежал анализ характера межэтнических отношений и социальной мобильности мигрантов в сложном полиэтническом городе Чикаго (численность иммигрантов составляла 80% населения), а также экономические и политические критерии этнической общности.

Следующий этап развития западной социологии межэтнических отношений связан с новым интересом к социологическим методам изучения этнических явлений и процессов. Он возникает после Второй Мировой войны. В этот период в 50-е гг. ХХ в. происходит крушение мировой колониальной системы, в результате чего многие примитивные народы становятся непосредственными участниками этнических конфликтов и национально-освободительных движений.

Западная социология межэтнических отношений в отличие от отечественной науки имеет более продолжительные традиции. Исследования западных этносоциологов носят в основном социально-психологическую направленность и посвящаются межгрупповым отношениям, межгрупповым конфликтам и дискриминации. Бесспорно, полезен и сам опыт исследований, проводимый зарубежными специалистами, который сегодня широко используется в нашей стране. Однако надо отметить, что отечественная наука развивалась параллельно с западной. Так, в конце 60-х г. ХХ века под аналогичным названием возникла пограничная научная дисциплина, сложившаяся на стыке двух областей знания: этнографии и социологии.

Зарождение социологии межэтнических отношений в России многие отечественные ученые связывают с серединой XIX века, а именно с деятельностью С.М. Соловьева, который представил свое объяснение развития народов в работе «История России с древнейших времен»1. Однако мировую известность в отечественной науке она получила благодаря Ю.В. Бромлею.

В развитии отечественной социологии межэтнических отношений можно выделить два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж – 1917 год). Второй этап можно подразделить на два периода: с1920-50-е гг. и 1960-80-е гг., хотя почти каждое десятилетие ХХ века имело свои особенности.

Первый этап характеризовался не только разнообразием теорий и концепций развития общества, но и различных этнических общностей. Кроме того, в России начиная с 1905 г. наиболее болезненным становится национальный вопрос. В связи с этим наибольшую известность получили работы И.В.Сталина «Марксизм и национальный вопрос», П.Сорокина «Национальность, национальный вопрос и социальное равенство». В этот же период С.М. Широкогоров разрабатывает первую биологическую концепцию этноса.

Второй этап развития отечественной социологии межэтнических отношений сложен и неоднороден. Особый научный интерес к этническим группам наблюдался после октябрьской революции. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международную известность.

В 1925 году в МГУ открывается факультет этнологии, однако уже в 1930 году он закрывается в связи с развитием тоталитарного режима и признанием в науке только одной идеологии – марксистско-ленинской. Дискуссии по поводу теоретических разногласий и утверждения марксистской методологии в исследовании различных этносов привели к тому, что этнология превратилась в этнографию и обрела статус исторической науки.

Этнография (этнология) – наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений. Это комплексная дисциплина об этносах, тесно связанная с археологией, историей, культурологией, социологией, антропологией и другими науками2.

Социология межэтнических отношений напрямую зависела от идеологических догм советского времени, от протекающих в стране процессов, уровня демократичности и прочих условий, именно поэтому наука переживала периоды подъема, упадка, запрета и гонений. Долгое время советская социология, и социология межэтнических отношений в том числе, были исключены в силу объективных причин из международного научного сообщества.

В конце 50-х гг. ХХ в. начинается процесс возрождения самой социологии, которая не могла обойти все изменения, происходящие в жизни различных народов, поскольку Советский Союз был полиэтническим государством. В этот период внешняя политика советского правительства проявляла особый интерес к странам, получившим независимость после Второй Мировой войны, внутренняя – раскрывала достижения в сфере национальных отношений. Политическая обстановка в стране требовала не только сближения различных народов, но и изучения оптимальных условий их развития.

В это время происходят изменения и в этнографии. Создается институт этнографии СССР, уделяющий особое внимание, изучению стран третьего мира и преследующий главную цель – пропаганду советской идеологии.

В целом этот период характеризуется возрождением интереса к проведению эмпирических исследований, которые стали охватывать проблемы города и деревни, народонаселения и миграции, а также особенности современного быта не только советского народа, но и других стран. Во многих республиках появились свои специалисты, возросло национальное самосознание и этническая идентичность.

И, наконец, как научная дисциплина социология межэтнических отношений оформилась в 60-70-е гг. ХХ столетия. У истоков ее рождения стояли такие ученые, как Ю.Б. Бромлей (с сер. 60-х годов – директор Института этнографии АН СССР), И.С. Кон, О.И. Шкаратан, Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева и др.

Между тем, идеологические догмы советского периода долгое время еще сдерживали исследования в области социологии межэтнических отношений и определяли их характер. Период преобразований и подъема начался лишь в 90-х годах ХХ века в результате политической дестабилизации на почве неустойчивых межэтнических отношений, что прослеживалось практически во всех бывших Союзных республиках.

В настоящее время согласно определению Дробижевой Л.М. социология межэтнических отношений стала самостоятельной наукой, изучающей социальные аспекты развития и функционирования этносоциальных и этнокультурных общностей, формы их самоорганизации и интересы, взаимосвязи и взаимодействия между этническими и социальными группами, между личностью и этнической общностью, закономерности социальных действий и коллективного поведения этнических групп.

Сегодня представленная наука развивается по следующим направлениям:

-всестороннее изучение жизни различных народов в ее социально-экономическом, социально-политическом и социокультурном воплощении;

-изучение современных внутриэтнических явлений и процессов;

-анализ наиболее противоречивых проблем, стоящих в контексте межэтнических отношений;

-осознание ошибок предшествующих лет в области национально-этнической политики и пр.

2. Социология межэтнических отношений – одно из направлений социологии, соответственно в рамках данной науки разрабатываются теории этнической стратификации и мобильности, этнического самосознания и идентичности, этнокультурного взаимодействия и межкультурных отношений.

Исследователи по-разному определяют научный статус социологии межэтнических отношений. Так, социологи Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов и др. определяют эту науку как теорию среднего уровня1. Другие специалисты рассматривают ее как одну из областей этнологии наряду с этнодемографией, этнопсихологией, этнической антропологией и пр. Третьи социологию межэтнических отношений определяют как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах2.

Тем не менее, народы, этносы в их социальном многообразии выступают в центре изучения социологии межэтнических отношений. Народы, этносы изучаются этнографами, этнологами, культурными антропологами и др.

Этнос – большая социальная группа, возникшая и развивающаяся на основе общности языка, моделей поведения и групповой идентичности, которые передаются через поколения. Между тем, действительность этноса, как и многих других социальных образований, такова, что в качестве определяющего признака этноса выделяют либо объективный, либо субъективный аспект его бытия, а также очень часто его соотносят с категорией нация (что вызывает определенные трудности в объективной интерпретации этноса).

Однако у социологов, занимающихся проблемами межэтнических отношений, имеются свои специфические особенности и в объекте, и в предмете изучения.

Итак, объектом социологии межэтнических отношений выступает личность, включенная в этническую группу. Этническая группа понимается как группа людей, общей идентичности, обладающая собственными культурными обычаями, нормами, убеждениями и традициями, появившаяся в результате коллективного понимания ее особой истории.

Предметная область внимания социологии межэтнических отношений достаточно обширна. Она вбирает в себя социальную структуру различных этносов, этнические особенности народов, социальные изменения в их среде, социально-значимые явления в их культуре, в том числе языке, традициях, обычаях, поведении, психологических характеристиках народов; миграции; специфику внутрисемейных отношений; особенности этнической идентичности и национального самосознания, межкультурные взаимодействия, межэтнические отношения. Большое значение в межэтнической социологии отводится исследованиям социальных и этнических процессов в городе и деревне.

Таким образом, предмет социологии межэтнических отношений — изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды1.

Однако предметные области исследования у вышеперечисленных смежных дисциплин имеют следующие особенности. Так, в поле зрения этнографии находятся проблемы географического расселения народов, отображения их культурных и языковых отличий. Культурная антропология концентрируется на описании культурной самобытности народов и культурной социализации, символике и межкультурном взаимодействии. В рамках этнологии находятся проблемы этногенеза, этничности, расселения народов, демографические процессы и пр.

В настоящее время в связи с современными потребностями общества углубляется связь социологии межэтнических отношений с общественными науками (социологией, психологией, политологией, экономикой и др.).

Отметим, что интеграция социологии межэтнических отношений с теоретической социологией раскрывает социальные аспекты деятельности этнических общностей, условий их семейно-бытовых и межличностных отношений, городского и сельского быта. Это позволяет отразить возможности самоутверждения различных этносов в системе социально-экономических, социально-политических и социокультурных связей и отношений.

Областью изучения психолога является зона этнопсихологических явлений и процессов, формирующихся в рамках непосредственного общения и взаимодействия этнических общностей (основанных на иррациональных механизмах психики) в определенный исторический период. Несомненно, определяющим фактором этнопсихологического анализа являются этнические интересы, этнокультурные традиции и обычаи, ценностные ориентации, историческая память народа, конфликтные ситуации, возникающие на почве социально-экономических и социально-политических противоречий.

В русле соотношения социологии межэтнических отношений и политологии можно говорить о поведении электората и его национального состава во время выборов; о доступе к власти людей различных национальностей; о развитии межнациональных конфликтов; об отношениях между народами, имеющими свою государственность, независимость и суверенитет и т.д.

Взаимодействие социологии межэтнических отношений с экономикой особенно углубилось в период экономической трансформации общества, что потребовало изучения этнонациональных факторов. Возникает необходимость сокращения расходов на проведение реформ; уменьшается вероятность возникновения национальных противоречий, что в свою очередь позволяет укрепить правопорядок в стране. Особую роль в интеграции социологии межэтнических отношений и экономики играет экономический национализм, суть которого заключается в стремлениях национальных общностей к самостоятельности в экономической сфере, в достижениях более высокого политического статуса, что имело место в Татарстане, Башкортостане, Якутии.

Таким образом, социология межэтнических отношений в соответствии с потребностями современного общества расширяет предметную область своего изучения и вбирает в себя знания этнографии, этнологии, культурной антропологии, социологии, психологии, политологии и т.д. Она отличается от вышеперечисленных научных дисциплин тем, что предметом ее интереса выступают этнические общности как часть общества в целом. При этом этносы являются устойчивыми во времени социальными организациями. А социокультурная сфера выступает не только регулятором для таких социальных общностей, но и во многом определяет протекание в них общесоциальных процессов и явлений.

3. Основное содержание социологии межэтнических отношений, подобно другим направлениям социологического знания, ее теоретическое и практическое значение заключается в выполняемых ею функциях.

Теоретико-познавательная функция. Эта функция социологии межэтнических отношений заключаются в исследовании конкретного объекта с целью получения необходимых научных представлений об этносоциальных группах, об их взаимосвязи с другими народами, этносами и закономерностями их поведения и развития. Как уже отмечалось ранее, объектом этносоциологического исследования, являются народы, этнические группы, а также социальные общности, характеризующиеся своими национальными особенностями. Например, русские в России, татары в Татарстане; русская и татарская бизнес-элита в Татарстане.

Теоретико-познавательная функция социологии межэтнических отношений заключается также в том, чтобы на основе анализа специфики объекта познания выявить наиболее полное, достоверное знание об исследуемом объекте. Особое значение здесь могут сыграть социально-исторические, этнокультурные источники знания.

Прогностическая функция занимается выработкой научных прогнозов и предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции развития реально существующих событий или событий «сегодняшнего дня».

Практико-преобразовательная функция социологии межэтнических отношений состоит в том, чтобы на основе теоретического и эмпирического анализа общественных процессов и явлений выработать практические рекомендации, например, они могут касаться как предвидения глобальных общественных процессов, так и определенных локальных изменений.

Гуманистическая функция разрабатывает этносоциальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и этнокультурного развития общества. Она направлена на создание национального самосознания, национальной образованности, сохранения национальной культуры и традиций, прививает нормы и ценности этнической культуры.

4. Социология межэтнических отношений применяет методологию и методику исследования социальных явлений и процессов, общую с другими направлениями социологического знания.

Методологические принципы этнической социологии делают возможным анализировать не только закономерности функционирования и развития общества, но и отдельной личности, включенной в этническую группу. В рамках этого направления характерен так называемый принцип деятельности. Именно через деятельность личность включается в общественные отношения.

Данный подход имел место в функционализме Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, которые объясняли общественные явления, анализируя их функции в системе общественных отношений.

А поскольку деятельность в социологии – это вид или виды социальной деятельности, поведения, способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности и т.д. Суть данного принципа будет заключаться в том, что складывающиеся в обществе межэтнические отношения являются своего рода отражением протекающих в обществе социальных явлений и процессов, непосредственно связанных со всей системой общественных отношений. С помощью принципа деятельности специалисты в области социологических и этносоциологических исследований анализируют такие явления, как конфликт, кооперацию, соперничество и т.д.

Социология межэтнических отношений в своих исследованиях использует комплексный подход, учитывающий особенности макросреды и микросреды в контексте социально-политических, социально-экономических отношений, складывающихся между различными этническими общностями. В связи с этим она использует следующие методологические подходы.

Культурологический подход объясняет человеческое поведение через господствующие в обществе социокультурные нормы, ценности и правила поведения. Человеческое поведение практически не может существовать без влияния культуры. Люди действуют на ее основе и подвергаются ее обратному влиянию. Например, если во всем мировом сообществе человеческая жизнь ценится очень высоко, а за террор и убийства люди осуждаются и жестоко наказываются, то среди чеченских сепаратистов террор может рассматриваться как героическое достижение поставленных целей (захват заложников в «Норд Осте» г. Москва и т.д.).

Коллективистский подход позволяет рассмотреть события, социальные факты, возникающие в общественной системе через совместную деятельность людей, в результате чего завязываются особые коммуникативные связи. С помощью этого подхода можно разобраться в том, как личности, имеющие общее генетическое происхождение, образуют группу с целью защиты своих интересов. С точки зрения данных представлений изучают конкуренцию, этнические конфликты.

Психологический изучает поведение людей как личностей включенных в этническую группу, где в той или иной степени у них присутствуют представления об этничности. В рамках данного подхода этническое самосознание, этническая идентичность, поведение личности, ее взгляды и ценностные ориентации рассматриваются с точки зрения результата взаимодействия личности и общества, влияния этнической среды на личность в процессе ее социализации и деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И. Б. Ардашкин Социальные проблемы нормализации межэтнических отношений Учебное пособие

    Учебное пособие
    В пособии представлены основные современные подходы исследования этнических и межэтнических процессов, рассмотрено влияние этнического фактора на развитие мировой цивилизации.
  2. Учебное пособие Издательство тпу томск 2005

    Учебное пособие
    В учебном пособии изложены теоретические основы геополитики. Показаны типологии взаимодействия человека и пространства, закономерности прошлого и современного географического сознания.
  3. Межэтнический конфликт как фактор межличностного общения содержание

    Реферат
    Для нашей страны чрезвычайно актуальна проблема оптимизации межэтнического общения. В связи с этим существует насущная необходимость поиска новых путей анализа.
  4. Программа курса «социология международных отношений» (62 академических часа)

    Программа курса
    Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2 г.
  5. Социология в россии под редакцией в. А

    Документ
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.

Другие похожие документы..