Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Насилие в школе — проблема, о которой долгое время было не принято говорить. Ее как бы и не существовало вовсе. Но вот общество вроде бы очнулось. И ...полностью>>
'Документ'
Довідник для студента складений на основі діючого навчального плану та програми з навчальної дисципліни педіатрії. Програми навчальної дисципліни для...полностью>>
'Документ'
АКСИОЛОГИЯ от греч. axios – ценность. Учение о ценностях. Философская дисциплина, исследующая природу ценностей, их роль в человеческой жизни и онтол...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Интеграция обмена веществ. Стратегии регуляции потока метаболитов. Взаимозависимость органов и тканей в поддержании метаболического состояния организ...полностью>>

Темы подобраны с учетом изменений в школьной программе. Дополнение дано по лучшим сочинениям 90-х годов

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

А.Н. Островский.

25. Художественные функции пейзажа в пьесах А.Н. Островского "Гроза" и

А.П. Чехова "Вишневый сад".

Пьесы А.Н. Островского "Гроза" и А.П. Чехова "Вишневый сад"

различны и по проблематике и по настроению, и по содержанию, но худо-

жественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та нагрузка, которую

несет пейзаж, отражена и в названиях пьес. Пейзаж у Островского и Че-

хова является не только фоном, природа становится действующим лицом, а

у Чехова вишневый сад является одним из главных персонажей.

В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравни-

вать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где рас-

положен город Калинов, с маленьким, по сравнению с великой русской ре-

кой, вишневым садом. Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет

своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой

букашкой, ничтожеством, по сравнению с необъятной, сильной рекой. Виш-

невый сад - это укромный, спокойный уголок, дорогой сердцу каждого,

кто здесь вырос и живет. Он красив, красив той тихой, милой, уютной

красотой, что так притягивает человека к родному дому. Красота природы

всегда оказывала влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них

еще жива душа и не очерствело сердце. Так, Кулигин, очень мягкий, сла-

бый, но добрый и чуткий человек, всю жизнь не мог наглядеться на кра-

соту Волги - матушки. Катерина, эта чистая и светлая душа, выросла на

берегу Волги и полюбила всем сердцем реку, которая была ей и другом, и

защитником в детстве. Отношение к природе являлось у Островского одним

из критериев оценки человечности. Дикой, Кабаниха и другие послушные

подданные темного царства, равнодушны к красоте природы, в глубине ду-

ши боятся ее. Так, для Дикого гроза - это кара божия за грехи.

Герои "Вишневого сада" Раневская, Гаев и все, чья жизнь долгое

время была связана с вишневым садом, любят его: нежная, тонкая красота

цветущих вишневых деревьев оставила неизгладимый след в их душах. Все

действие пьесы происходит на фоне этого сада. Вишневый сад все время

незримо присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются

спасти, о нем спорят, философствуют, о нем мечтают, его вспоминают.

У Островского также пейзаж дополняет действие. Так, объяснение

Катерины с Борисом происходит на фоне прекрасной летней ночи, покаяние

Катерины происходит во время грозы в полуразрушенной церкви, где из

всех фресок уцелела лишь картина ада.

Для Раневской и Гаева вишневый сад - родовое гнездо, малая ро-

дина, где прошли их детство и юность, здесь родились и угасли их луч-

шие мечты и надежды, вишневый сад стал частью их самих. Продажа вишне-

вого сада символизирует конец их бесцельно прожитой жизни, от которой

остались одни горькие воспоминания. Эти люди, обладающие великолепными

душевными качествами, прекрасно развитые и образованные, не могут сох-

ранить свой вишневый сад, лучшую часть своей жизни. Аня тоже выросла в

вишневом саду, но она еще очень молода, полна жизненных сил и энергии,

поэтому она покидает вишневый сад с легкостью, с радостью, для нее это

освобождение, шаг в новую жизнь. Она стремится навстречу новым жизнен-

ным испытаниям, мечтая посадить новый сад, лучше прежнего.

Но в старом саду, в заколоченном доме, остался умирать забытый

старый Фирс. Вишневый сад не отпускает никого просто так, как не дает

человеку покоя его старое прошлое. Вишневый сад - это символ жизни,

символ прошлого и будущего. Он бессмертен, как бессмертна сама жизнь.

Да, его вырубят, да, на его месте построят дачи, но новые люди посадят

новые вишневые сады, и все начнется заново.

В момент покаяния Катерины разразилась гроза, пошел дождь,

очищающий, смывающий все грехи. Но люди не столь милосердны: "темное

царство" затравило героиню, которая осмелилась преступить его законы.

Волга помогла Катерине уйти от невыносимой жизни среди людей, прекра-

тила муки и страдания. Дала покой. Смерть в Волге стала выходом из то-

го тупика, куда загнали Катерину человеческая черствость и жестокость.

Пейзаж в пьесах Островского и Чехова подчеркивает, кроме всего

прочего, несовершенство, мелочность человеческих отношений перед лицом

холодной и прекрасной природы.

А.Н.Островский.

26. Значение второстепенных персонажей в драме Островского "Гроза".

А.Н.Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русс-

кой бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пь-

ес, из которых наиболее известны такие, как "Бесприданница","Поздняя

любовь", "Лес", "На всякого мудреца довольно простоты", "Свои люди -

сочтемся", "Гроза" и многие другие.

А.Н.Добролюбов назвал пьесу Островского "Гроза" самым реши-

тельным произведением, так как "взаимные отношения самодурства и безг-

ласности доведены в ней до трагических последствий... В "Грозе" есть

что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению,

фон пьесы". Кто же составляет этот фон? Второстепенные персонажи.

Так, постоянной спутницей Катерины - главной героини пьесы -

является Варвара, сестра мужа Тихона Кабанова. Она - оппонент Катери-

ны. Главное ее правило: "Делай что хочешь, только бы все шито да крыто

было". Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости; до замужества

ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что

"девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы

взаперти сидят". Ложь для нее - норма жизни. В разговоре с Катериной

она прямо говорит об этом:

Катерина - Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу.

Варвара - Ну а без этого нельзя... У нас весь дом на этом держится.

И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.

Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и

правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она,

по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.

Дружок Варвары, Кудряш Иван, ей под стать. Он единственный в

городе Калинове, кто может ответить Дикому. "Я грубиян считаюсь; за

что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не

боюсь, а пущай же он меня боится...", - говорит Кудряш. В разговоре он

ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитс-

твом, знанием "купеческого заведения". Кудряш - второй Дикой, только

он еще пока молод.

В конце концов Варвара и Кудряш покидают "темное царство", но

означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых тра-

диций и законов и станут источником новых законов жизни и честных пра-

вил? Вряд ли. Теперь, очутившись на свободе, они скорее всего будут

сами пытаться стать хозяевами жизни.

Давайте теперь обратимся к истинным жертвам "темного царства".

Так, муж Катерины Кабановой Тихон - безвольное, бесхарактерное сущест-

во. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет чет-

кой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соот-

ветствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только

не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относится к

своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъ-

ездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нра-

воучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери,

потихоньку спивался и, тем самым, становился еще более безвольным и

тихим.

Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а ду-

ша ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но по-

любила его Катерина по меткому выражению Добролюбова "на безлюдье",

ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что,

чуть-чуть пообразованнее Тихона. Безволие Бориса, его желание получить

свою часть бабушкиного наследства ( а получит ее только в том случае,

если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.

В темном царстве большим почтением и уважением пользуется

странница Феклуша. Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими

головами, воспринимаются как неопровержимые сведения о мире.

Но не все так мрачно, встречаются в "темном царстве" и живые,

сочувствующие души. Это механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный

двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием сделать

что-то полезное для людей. Но все его благие намерения наталкиваются

на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку

поставить на дома стальные громоотводы, он получает яростный отпор Ди-

кого: "Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты

хочешь шестами, да рожнами какими-то, прости господи, обороняться".

Кулигин является в пьесе резонером, в его уста вложено осужде-

ние "темного царства": "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жесто-

кие... У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы

на его труды даровые еще больше денег нажить..."

Но Кулигин так же как и Тихон, Борис, Варвара, Кудряш приспо-

собился к "темному царству", смирился с такой жизнью, он всего лишь

прижившееся тело в "темном царстве".

Второстепенные персонажи, как уже было сказано, - это фон, на

котором разворачивается трагедия отчаявшийся женщины. Каждое лицо в

пьесе, каждый образ был ступенькой в той лестнице, которая привела Ка-

терину на берег Волги, к собственной смерти.

А.Н. Островский.

27. Протест Катерины в драме "Гроза" Островского.

А.Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве,

создателе репертуара для русского национального театра по праву счита-

ют "певцом купеческого быта". И сидит он у входа Малого театра, изва-

янный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о тем-

ном,смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых,

Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.

Изображение мира московского и провинциального купечества, с

легкой руки Добролюбова названного "темным царством", стало главной

темой творчества Островского.

Не исключение и драма "Гроза", вышедшая из печати в 1860 году.

Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя

женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, по-

любила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая при-

нять мораль "темного царства"("Делай, что хочешь, лишь бы все шито да

крыто было"), она признается в своем поступке всенародно, в церкви.

После этого признания жизнь ее становится настолько невыносимой, что

она кончает жизнь самоубийством.

Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островско-

го "Гроза". Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее

"лучом света в темном царстве".

Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском до-

ме. Здесь она чувствовала себя "на воле". Жила Катерина легко, безза-

ботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и

любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном

доме, она говорит: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.

Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не

принуждала, что хочу, бывало, то и делаю". Катерина отличается от всех

представителей "темного царства" глубиною своих чувств, честностью,

правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье,

она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая,

искренняя, горячая натура с открытой душой, которая не умеет обманы-

вать. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - говорит

она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане.

Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то "мудреной", "чудной".

Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была спо-

собна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая всю

свою горячую натуру, она говорит: "Такая уж я зародилась горячая!".

Катерина очень любила природу, всю ее красоту, русские песни.

Поэтому речь ее эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная

проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народную песню.

Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции

своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям.

Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и

богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие

ее молодую жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к Борису

как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти. Попадая в

новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой,

деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к се-

бе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Кате-

рина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.

Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет

ее человеческое достоинство, становится для нее невыносимой. В ее мо-

лодой душе начинает уже зарождаться глухой протест против "темного

царства", которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот

процесс растет... Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она

доказала свою правоту, нравственную победу над "темным царством". Доб-

ролюбов в своей статье, давая оценку образу Катерины, писал: "Вот ис-

тинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться!

Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!"

То, что поступок Катерины был типичен для своего времени,

подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в

семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие глав-

ные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть

сходство с Клыковыми.

А.Н. Островский.

28. На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского "Гроза").

Пьеса А.Н. Островского "Гроза" была написана по материалам по-

ездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать

цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называть-

ся "Ночи на Волге". Но, к сожалению, весь замысел так и не был осу-

ществлен. В 1859 году была написана первая драма из этого цикла - дра-

ма "Гроза", и только 10 лет спустя - "Бесприданница".

В "Грозе" автор показал нам жизнь в купеческой семье, каково

было положение в ней русской женщины. Когда читаешь "Грозу", невольно

ждешь появления главной героини. Первое знакомство с Катериной как-то

сразу говорит нам, что автор на стороне этой милой, но гордой женщины.

Надо было обладать сильным характером, чтобы отвечать старой и жесто-

кой свекрови на оскорбления. Катерина не привыкла к унижению, оскорб-

лению человеческого достоинства. Почему? Да потому, что она была вос-

питана по-другому. Автор с чувством глубокой любви и уважения к Кате-

рине рассказывает нам, в какой обстановке, под влиянием чего сложился

сильный женский характер. Жила Катерина в доме у матери, как птичка на

воле. И вот эта свободная птичка, не знающая пределов в свободном по-

лете, попадает в железную клетку, в дом Кабановой. Как птица, тоскую-

щая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей, и она

будет бороться за свою свободу до конца, даже если погибнет, так и Ка-

терина сразу поняла, что в доме Кабановой долго жить не сможет. Вводя

в пьесу несколько раз образ птицы, автор показывает, что он любит свою

героиню, тоскует вместе с ней в неволе. Долго я раздумывал, оправдыва-

ет ли Островский Катерину в том, что она пошла на свидание к Борису.

Мне трудно судить самому об этом. Но, прочитав статью "Луч света в

темном царстве", я понял, что оправдывает, да и не оправдать-то ее

нельзя. Ведь Катерина вышла замуж за Тихона, совершенно не любя его. А

чувство в ней проснулось, когда она встретила Бориса. И здесь, конеч-

но, автор удержать ее не смог, тем самым показав, что поступить так

могла только такая женщина, которая "должна быть исполнена героическо-

го самоутверждения, которая должна на все решиться и ко всему быть го-

това". Но как можно осмелиться на это, находясь в доме Кабанихи, где

все трепещет под властным окриком купчихи. И Островский, говоря о пос-

тупке Катерины, подчеркивает, что естественных стремлений человеческой

природы все-таки уничтожить нельзя. И этот факт говорит о том, что ав-

тор на стороне Катерины.

Почему же произошел конфликт Катерины с Кабановой? На этот

вопрос, считаю, ответить легко. Да и Островский нам это подсказывает.

Катерина не может принять воззрений и наклонностей той среды, в кото-

рую попала. Поэтому на предложение Варвары лгать, притворяться Катери-

на отвечает: "Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу". Ав-

тор с гордостью подчеркивает, что ни на какие компромиссы Катерина не

пойдет. Это же чувство вызывает она и у нас, читателей. Становится по-

нятно, что если Катерина захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется

своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится сила ее характера.

Разве мог автор оставить такой характер в доме Кабановой? Ко-

нечно, нет. Поэтому, считаю, Островский оправдывает и последний посту-

пок Катерины, соглашаясь с ее смертью. Автор еще раз подчеркивает, что

решиться на смерть может только сильный человек. Своей смертью Катери-

на, а вместе с ней и автор, бросила вызов всей самодурной силе. Она не

будет более жертвой бездушной свекрови, не будет более томиться вза-

перти. Она свободна! Конечно, горько и грустно такое освобождение, но

другого выхода у этой женщины не было. Хорошо еще, что нашла она силы

на этот страшный поступок. Вот почему Добролюбов назвал Катерину "Лу-

чом света в темном царстве".

Другой критик Д.И.Писарев в статье "Мотивы русской драмы" не

соглашается с Добролюбовым, считая поступок Катерины бессмысленным, а

сравнение ее с лучом во тьме надуманными. Он не видит, что поступок

Катерины как-то изменил или подорвал "устои темного царства", считает,

что после самоубийства Катерины все возвратиться на круги своя, пойдет

своим чередом.

Как бы там ни было, как бы критики ни расценивали поступок Ка-

терины, она, бесспорно, вызывает сочувствие у читателей и зрителей. А

сам Островский не написал бы пьесы, если бы не сочувствовал и не сопе-

реживал своей героине.

А.Н. Островский.

29. Смысл названия драмы "Гроза".

После выхода из печати и постановки драмы Островского "Гроза", совре-

менники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь напи-

сана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране рабства,

крепостного права.

В центре пьесы - общественно-политический конфликт: хозяев

жизни, представителей "темного царства" с их жертвами.

На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь просто-

го люда. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо за-

волакивают тучи, слышны удары грома. Приближается гроза но только ли в

природе происходит это явление? Нет. Так что же все-таки подразумева-

ется автором под грозой?

В этом названии скрывается глубокий смысл. Впервые это слово

мелькнуло в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: "... Недели две ни-

какой грозы надо мной не будет". Тихону хочется хотя бы ненадолго из-

бавиться от чувства страха и зависимости. Под грозой в произведении

подразумевается страх и освобождение от него. Это страх, нагоняемый

самодурами, страх возмездия за грехи. "Гроза-то нам в наказание посы-

лается", - поучает Дикой Кулигина. Власть этого страха распространяет-

ся на многих героев драмы, и не проходит даже мимо Катерины. Катерина

религиозна и считает грехом то, что она полюбила Бориса. "Я и не зна-

ла, что ты так грозы боишься", - говорит ей Варвара. "Как, девушка, не

бояться! - отвечает Катерина.- Всякий должен бояться. Не то страшно,

что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со

всеми твоими грехами..." Один лишь механик-самоучка Кулигин не боялся

грозы, видел в ней зрелище величественное и красивое, но вовсе не

опасное для человека, который легко может унять ее разрушительную силу

с помощью простейшего шеста-громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой

суеверным ужасом, Кулигин говорит: "Ну чего вы боитесь, скажите на ми-

лость. Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся,

боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе

пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь".

Если в природе гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим

событиям видно ее приближение. Подтачивает темное царство разум, здра-

вый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина, хотя и бессоз-

нательны ее действия, но она не хочет примириться с мучительными усло-

виями жизни и сама решает свою судьбу; она бросается в Волгу. Во всем

этом заключается главное значение реалистического символа, символа

грозы. Однако он не однозначен. В любви Катерины к Борису есть что-то

стихийное, природное, как и в грозе. Однако в отличие от грозы, любовь

приносит радость, но у Катерины это не так, хотя бы потому, что она

замужняя женщина. Но Катерина не боится этой любви, как не боится гро-

зы Кулигин. Она говорит Борису: "... Коли я для тебя греха не побоя-

лась, побоюсь ли я людского суда?" Гроза скрыта в самом характере ге-

роини, она сама говорит, что еще в детстве кем-то обиженная убежала из

дома и уплыла одна в лодке по Волге.

Пьеса была воспринята современниками как острое обличение су-

ществующих в стране порядков. Добролюбов так говорил о драме Островс-

кого: ... "Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение

Островского... В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее. Это

"что-то" и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнару-

живающий шаткость и близкий конец самодурства..."

В это верил и сам драматург и его современники.

И.А.Гончаров.

30. Пути, которые не выбирал Обломов.

Роман "Обломов" был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тот-

час же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами.

Русская революционная демократия в лице Н.А.Добролюбова оценила роман

Гончарова как нечто "более, нежели просто удачное создание сильного

таланта". Она увидела в нем "произведение русской жизни, знамение вре-

мени".

Так была определена исключительная злободневность гончаровско-

го романа. И в те же годы весьма авторитетными современниками были

высказаны суждения, оценивавшие "Обломова" как произведение, которому

предстоит долгая жизнь. Сегодняшнее напряженное внимание и пристальный

интерес к нему театра и кинематографа, читателей и исследователей,

включение романа в сферу споров о недавней истории и проблемах будуще-

го - прямое подтверждение пророческих предвидений тех лет.

В чем же секрет этого романа? Видимо, в том, что Гончаров как

гениальный художник сумел раскрыть типично национальное, близкое всем

нам явление. Явление, которое стало символом, именем нарицательным.

Это явление - обломовщина.

Кто же он -Илья Ильич Обломов? Жизнь, похожая на сон, и сон,

похожий на смерть, - вот судьба главного героя романа и многих других

персонажей. А за пределами романа читатель видел еще великое множество

Обломовых. Трагизм романа Гончарова именно в обычности происходящих

событий. Добрый, неглупый человек, Обломов лежит на диване в удобном

домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга

Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спраши-

вает: "Что сгубило тебя? Нет имени этому злу... - Есть... "Обломовщи-

на", - отвечает наш герой.

Царство крепостной России - вот истоки обломовской апатии,

бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать все даром, не

прикладывая к этому труда - основа всех поступков и образа действий

Обломова. Да и не только его одного.

Теперь попробуем на минутку представить себе, от чего отказал-

ся Обломов, и в каком направлении могла бы пойти его жизнь. Вообразим

себе иной ход сюжета романа. Ведь многие современники Обломова, вырос-

шие в таких же условиях, преодолевают их пагубное влияние и поднимают-

ся до служения народу, Родине. Представим себе: Ольге Ильинской удает-

ся спасти Обломова. Любовь их соединяется в браке. Любовь и семейная

жизнь преображают нашего героя. Он становится вдруг деятельным и энер-

гичным. Понимая, что крепостной труд не принесет ему больших выгод, он

освобождает своих крестьян. Обломов выписывает из-за границы новейшую

сельхозтехнику, нанимает сезонных рабочих и начинает вести свое хо-

зяйство по-новому, по-капиталистически. За короткий срок Обломову уда-

ется разбогатеть. К тому же умная жена помогает ему в предприниматель-

ской деятельности.

Представим себе другой вариант. Обломов "пробуждается" ото сна

сам. Видит свое гнусное прозябание, бедность своих крестьян и "уходит

в революцию". Быть может, он станет видным революционером. Его револю-

ционная организация поручит ему очень опасное задание, и он его успеш-

но выполнит. Об Обломове напишут в газетах, и имя его узнает вся Рос-

сия.

Но это все фантазии... Изменить роман Гончарова нельзя. Он на-

писан очевидцем тех событий, он отражал то время, в котором жил. А это

было время накануне отмены крепостного права в России. Время ожидания

перемен. В России готовилась реформа, которая должна была круто изме-

нить ход событий. А пока тысячи помещиков эксплуатировали крестьян,

полагая, что крепостное право будет существовать вечно.

До настоящего времени роман Гончарова "Обломов" сохранил свое

обаяние как произведение высокого нравственного пафоса, беспощадной

авторской откровенности, подлинного гуманизма.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа начального общего образования С. Старая Маслянка 2011 год

    Программа
    Образовательная программа начального общего образования разработана творческой группой (Руденко В.Н., Казакова Г.М., Братцева О.А., Чупина О.Э., Чибизова О.
  2. Школьного и профессионально-технического образования Дона и Кубани в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

    Книга
    В монографии на основе широкого круга источников и опубликованной литературы освещается деятельность систем школьного и профессионально-технического образования Дона и Кубани в годы Великой Отечественной войны.
  3. Программы профессиональной подготовки по профессии «Тракторист» нормативный срок освоения 4 года; дополнительного образования

    Доклад
    Муниципальное общеобразовательное учреждение Ювинская средняя общеобразовательная школа расположена по адресу Свердловская область Красноуфимский район, с.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2016 годы

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования МОУ СОШ № 32 г. Томска, характеризует содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывает
  5. Указатель. Энциклопедии. Справочники. Словари.     А. С. Пушкин : Школьный энциклопедический словарь

    Библиографический указатель
    А.С. Пушкин : Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Коровина. - М. : Просвещение, 1 . - 776 с. : ил. - (В пер.) 170-00.Школьный энциклопедический словарь знакомит читателей со всеми сторонами творческого наследия поэта и его биографии.

Другие похожие документы..