Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Безусловно, композиционным центром романа является фигура Раскольникова, но каждый персонаж (и случайный прохожий, и лошадь) – частичка его личности....полностью>>
'Основная образовательная программа'
Разработка и предоставление образовательных услуг в области среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, послевузовского образо...полностью>>
'Инструкция по эксплуатации'
Специальные рекомендации. Во избежание появления постороннего запаха рекомендуется регулярно проветривать помещение, в котором находится новая мебель...полностью>>
'Документ'
Повышение профессионального мастерства учащихся профессиональных учебных заведений и молодых специалистов организаций сферы питания, повышение престиж...полностью>>

Темы подобраны с учетом изменений в школьной программе. Дополнение дано по лучшим сочинениям 90-х годов

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

190. РАССКАЖИТЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ ПОЭТОВ "СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА".

"Серебряный век" русской поэзии стал в последние годы предметом

искреннего внимания читателей. Словно из небытия, к нам вернулся

целый пласт русской культуры. Но "серебряный век" - это не просто

набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное

во всех областях духовной жизни России. Само определение

"серебряный" основано было на сопоставлении с пушкинской эпохой,

которую называли золотым веком русской поэзии. Этим определением

пользовались сами поэты. Так, в "Поэме без героя" Анны Ахматовой

есть такие строки:

"И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл".

Известный художественный критик С.Маковский называет свою книгу

о русской культуре конца XIX-начала XX века, изданную в эмиграции,

"На Парнасе серебряного века". Определение это закрепилось, оно

стало не только поэтическим, им пользуются и ученые. Прежде всего

обратимся к той атмосфере духовной жизни России рубежа веков,

которая стала условием развития и подъема поэтического творчества.

Этой атмосфере присуща двойственность. С одной стороны, это был

необычайный расцвет, причем расцвет во всех областях культуры,

науки, искусства. В экономике Россия достигла такого уровня, что

многие предрекали: XX век будет "веком русских". В изобразительном

искусстве не только творили великие художники, но и возникали целые

художественные школы, направления, и среди них особенно важное-

"Мир искусства" во главе с живописцем А.Бенуа. Журнал, который

издавала эта группа, был сам по себе явлением книжной графики,

отличался такой высокой культурой художественного оформления, что

сохраняет свое значение и до наших дней. В области театрального

искусства глубочайший след был оставлен К.Станиславским и

Ф.Шаляпиным, А.Павловой и В.Мейерхольдом. Назвать можно еще

очень многих, но есть одно имя, которое не возможно не упомянуть.

Это имя Дягилева. Он не был ни художником, ни актером, ни поэтом.

Ему был присущ талант, пожалуй, еще более редкий для России -

талант организатора. Именно С.Дягилев устраивает знаменитые русские

сезоны в Париже, которые открыли заново всему миру Россию не

только как экзотическую страну, где лежат снега и по улицам бродят

медведи, но и как страну величайшей культуры, столь богатую

талантами, страну, обладающую высоким потенциалом в самых разных

областях искусства. Именем С.Дягилева названа одна из площадей в

Париже, именно балетные спектакли его труппы дали начало тому

явлению, о котором годы спустя шутливо заметил поэт: "А так же в

области балета мы впереди планеты всей". Вспомним также, что

зарубежные, в частности, американские балерины часто брали себе

русские псевдонимы. В этот же период необычайный подъем

переживает русская философская мысль - недаром его называют

ренессансом, возрождением. Однако в определении "серебряный век"

заложен и иной смысл, отражена вторая сторона духовной жизни

России рубежа веков. Серебряный век в отличие от пушкинского

золотого проходил под знаком луны (вспомним слова Ахматовой). Луна

в мировой мифологии - это символ ущерба, умирания, и вся культура

начала века была пронизана тревожными предчувствиями грядущих

страшных лет России. Две эти особенности - бурный расцвет и

предощущение близкого краха предопределили развитие русской

поэзии серебряного века.

Хотелось бы сказать и о временных границах серебряного века русской

поэзии. Когда он начался - это в целом известно: 90-е годы XIX века,

выход из эпохи безвременья, преодоление кризиса поэзии. Бесспорно и

то, что расцвета, наивысшей точки развития творчество поэтов

серебряного века достигло в 1910-х годах: время зрелого творчества

А.Блока, А.Белого, З.Гиппиус, Вяч.Иванова, В.Брюсова, время, когда

продолжали писать стихи М.Волошин, Ф.Сологуб, и в те же годы на

русском Парнасе появляются новые литературные течения: после

безраздельного господства символизма его позиции оспаривают прямые

наследники - акмеисты и прямые оппоненты - футуристы. В эти годы в

поэзию активно входят имена Анны Ахматовой, Михаила Кузмина,

Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Владимира Маяковского,

Игоря Северянина, Марины Цветаевой, Велимира Хлебникова, Сергея

Есенина, Николая Клюева, Бориса Пастернака. Этот список можно

было бы продолжить. Спорным является вопрос о том, когда же

закончился серебряный век русской поэзии. Некоторые прямо

называют дату: 1917 год. Однако с этим трудно согласиться. Этой датой

надо скорее назвать год 1921 - год трагической гибели двух величайших

русских поэтов: А.Блока, который был, по определению А.Ахматовой,

"человеком-эпохой", и Н.Гумилева, ставшего главным собирателем

молодых поэтических сил в трудные годы революции и начала

гражданской войны. Их гибель, почти совпавшая по времени, у многих

уничтожила иллюзии, порожденные новой властью, ддя многих стала

толчком к отъезду в эмиграцию. Отголоски поэзии серебряного века

можно найти в русской поэзии и сегодня, ее продолжение было в

стихотворениях поздней Ахматовой, Пастернака, поэтов-эмигрантов,

однако как единое художественное явление серебряный век завершился

в 1921 году.

Одним из самых ярких поэтов рубежа веков был Николай Гумилев. О

его творчестве мне хотелось бы сказать подробнее. Н.Гумилев вошел в

русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста.

Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт -

Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле

слова - директором Царскосельской гимназии, в которой учился

Н.Гумилев. Ему позднее было посвящено стихотворение "Памяти

Анненского", в котором сказано: "Был Иннокентий Анненский

последним из царскосельских лебедей". Основные сборники

Н.Гумилева - "Романтические цветы", "Жемчуга", "Чужое небо",

"Костер" и последний, изданный в последние дни перед смертью поэта

- "Огненный столп". Если говорить о поэзии Н.Гумилева, сопоставляя

это с тем, что мы знаем о нем из воспоминаний, в том числе и его

собственных, то главную его тему можно определить как тему

преодоления. Некрасивый, бледный, слабый здоровьем, он

преодолевает свои изъяны, пускается в рискованные предприятия вроде

путешествий в Африку - их он совершил три - или добровольного ухода

на войну и службы разведчиком. Эта тема отразилась и в его

стихотворениях - их герой всегда отличается силой духа, отвагой, как,

например, герой стихотворения цикла "Капитаны":

"Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса -

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса".

С годами в поэзии Н.Гумилева становится меньше экзотики, но его

пристрастие к сильной, необычной личности остается неизменным.

Такие люди не созданы для будничной, повседневной жизни, они ей

чужды. К таким людям относит поэт и себя. Он много размышляет о

своей смерти, и представляет ее неизменно в героическом ореоле:

"И умру я не на постели

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще".

Много стихотворений Н.Гумилев посвятил теме любви. Главная

героиня его любовной лирики может принимать различные облики - и

сказочной принцессы, и фантастической египетской царицы, и

легендарной возлюбленной Данте - Беатриче, и Маргариты из "Фауста"

Гете. Особенное место в его поэзии занимают стихотворения,

посвященные Анне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные,

неровные отношения, сами по себе достойные романного сюжета.

Образ Ахматовой звучит в стихотворениях: "Из логова змиева", "Она",

"Укротитель зверей" и многих других. Любовь в поэзии Н.Гумилева -

это прежде всего страстное чувство, в котором есть черты "поединка

рокового", как сказал другой поэт. Одно из самых известных

стихотворений Н.Гумилева о любви - стихотворение "Жираф", в

котором унылому и пропитанному туманами миру противостоит мир

яркий, мир, в котором царят веселые сказки таинственных стран, про

черную деву, про страсть молодого вождя. Здесь возникает характерное

для романтической поэзии двоемерие.

Позднюю лирику Н.Гумилева, составившую его последний сборник

стихов, отличает пристрастие поэта к философским темам. Он жил в то

время в голодном и страшном Петрограде, занимался активнейшей

работой по собиранию литературных сил, создавал студии для молодых

поэтов, был их кумиром и наставником. И в это же время Н.Гумилев

создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьем о человеческой

жизни, о судьбе России, о своем поэтическом предназначении. Стихи

эти сложны для понимания, но это не намеренная усложненность

поэтического эксперимента, в принципе чуждого Н.Гумилеву, а

сложность самой авторской мысли. Это такие стихотворения, как

"Память", "Лес", "Заблудившийся трамвай", "Пьяный дервиш". В целом

поэзии Н.Гумилева не свойственно стремление к дерзости поисков в

области формы стиха, скорее, он тяготеет к классическим традициям.

Поэзия его более зрительная, чем слуховая, образы чаще видимые, чем

звучащие, и поэзии его, например, не свойственна есенинская

напевность, но свойственна, например, необычайная яркость,

многоцветие, сила лирического напора, которая делает читателя как бы

соавтором поэта, соучастником его размышлений и чувств.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на стихотворении Н.Гумилева

"Слово".

"В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города,

И орел не взмахивал крылами.

Звезды жались в ужасе к луне.

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа

Как домашний, подъяремный скот,

Потому, что все оттенки смысла

Умное число передает.

Патриарх седой себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова".

Стихотворение это относится к поздней лирике Н.Гумилева. Оно было

впервые напечатано в 1921 году. В произведении звучат философские

размышления автора о природе слова. Противопоставлены друг другу

два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной

жизни, для практических целей - выражением его является "умное

слово" и высший, божественный путь, воплощенный в слове.

Стихотворение продолжает традицию, восходящую к поэзии Пушкина,

Лермонтова - в стихотворении можно видеть переклички с пушкинским

"Пророком", лермонтовским стихотворением "Поэт". Именно поэт в

современном мире, в котором люди забыли Божественную суть слова,

напоминает о ней людям. Утверждая свою мысль, Н.Гумилев

обращается к самому высокому авторитету для человека христианской

культуры - к Евангелию. В соответствии с темой, стихотворение

отличает высокий стиль. Для его создания поэт использует архаизмы

(оный час, осиянно), что соответствует традициям русской поэзии. По

самой своей интонации, произведение звучит, как торжественное

заклинание. Оно написано пятистопным хореем, тем же размером,

которым написано стихотворение М.Лермонтова "Выхожу один я на

дорогу...". В произведении выражена глубокая философская мысль

поэта, особенно значительная в то время, когда нередко брал слово

маузер. Произведение Н.Гумилева продолжает классическую традицию

русской поэзии. Н.Гумилев стал одним из символов культуры

серебряного века. И в его гибели есть не только трагическая, но и

символическая сущность. Культурный ренессанс в России был

уничтожен, как был убит и его поэт.

191. ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Русская литература всегда была тесно связана с нравственными

исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях

постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить

вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства,

справедливости и другие. Наиболее интересными являются

произведения, в которых поднимаются проблемы, связанные с

нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в

жизни. Одним из писателей, который искренне болеет за

нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое

место в его творчестве занимает повесть "Пожар" (1985 г.). Это

размышления о нашем современнике, о гражданском мужестве и

нравственных позициях человека. Краткий сюжет: в Сосновке

разразился пожар, на него сбежался весь поселок, но люди оказались

бессильны перед разбушевавшейся стихией. На пожаре было немного

тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же

пришли "погреть руки". Люди спасали хлеб. Спасенный магазинчик -

ничто по сравнению с человеческими Жизнями, с огромными

сгоревшими складами, с растащенным народным добром. Пожар - это

итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта,

скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе. Многие

проблемы нашей современности, в том числе и нравственные,

поднимает Анатолий Приставкин в повести "Ночевала тучка золотая.".

Он остро ставит вопрос национальных отношений, говорит о связи

поколений, поднимает тему добра и зла, говорит о многих других

вопросах, решение которых зависит не только от политики и

экономики, но и от уровня общей культуры.

"Для человека -- национальность, и не заслуга, и не вина, если в стране

утверждают иначе. Значит, несчастная эта страна", - писал Роберт

Рождественский.

Повесть "Пожар" вся пронизана болью, так и хочется крикнуть: "Так

больше жить нельзя!" Пожар вовне стал только мрачным отсветом того,

что давно иссушает душу. Нужно спасать человеческую душу, писатель

говорит, что опору жизни нужно искать в душе своей. Распутин остро

выразил то, что чувствовали многие - нужно звать людей, заставить

очнуться, все равно отступать больше некуда. Писатель пишет, что,

когда, вместо правды, человеку систематически преподносится ложь,

это страшно. В часы пожара главному герою открывается истина:

человеку нужно быть хозяином родной земли, а не равнодушным

постояльцем, нужно искать сближения с природой, нужно

прислушаться к самому себе, нужно очистить свою совесть.

Моим любимым писателем всегда был Даниил Гранин, потому что этот

автор обладает незаурядным дарованием, все его повести интересны

тем, что в них он ставит острые проблемы сегодняшнего дня. Я не могу

назвать ни одного писателя, который сравнился бы с ним по

разносторонности как проблемных, так и .чисто художественных

интересов, хотя Гранин - писатель одной общей проблемы. Гранин

окончил технический институт, работал инженером, поэтому все то, о

чем он пишет, хорошо знакомо ему. Его романы "Искатели", "Иду на

грозу", "Картина" принесли ему заслуженный успех. В центре многих

его произведений стоит проблема - "ученый и власть". Гранин подходит

к проблеме об образе жизни, как результате раз и навсегда сделанного

человеком выбора. Обратного пути нет, как бы мы этого не желали.

Судьба человека - от чего она зависит? От целенаправленности

личности или силы обстоятельств? В повести "Эта странная жизнь" он

показывает реальную человеческую судьбу, реальную личность.

Главный герой Александр Любищев был настоящим ученым.

"Подвига не было, - пишет Гранин, - но было больше, чем подвиг -

была хорошо прожитая жизнь". Работоспособность и энергичность его

недостижимы. С молодости Любищев уже твердо знал, что он хочет, он

жестко запрограммировал, "выбрал" свою жизнь, которую подчинил

одному - служению науке. От начала до конца он был верен своему

юношескому выбору, своей любви, своей мечте. Увы, под конец жизни

многие его считают неудачником, потому что личного благополучия он

не достиг. Он не гнался за престижными должностями, за большими

окладами и привилегиями - он просто тихо и скромно делал свое дело,

был настоящим подвижником в науке. Именно такие люди, наши

современники, двигали технический прогресс. Честность и

принципиальность - эти качества многие в жизни с годами утрачивали,

но лучшие из людей не гнались за минутным успехами, почестями, а

работали во имя будущего.

Проблема жизненного выбора остро стоит в другой повести Гранина

"Однофамилец". Герой этой повести - прораб, в прошлом - подававший

большие надежды математик. Гранин как бы сталкивает два варианта

судьбы в одном человеке. Кузьмин, главный герой, был человеком

предельной честности и порядочности, но судьба сломала его, он

движется по жизни "подхваченный общим потоком". Проблему выбора,

проблему поступка, от которого может зависеть вся судьба человека,

Гранин анализирует не только через судьбу Кузьмина, но и на судьбе

старшего поколения в науке, на судьбе совсем молодых ученых-

математиков. В центре повести - конфликт между учеными, которые

видят разные цели в своей работе. Маститый ученый Лаптев ради того,

чтобы "стереть с лица земли" другого ученого Лазарева, сломал судьбу

Кузьмина (ученик" Лазарева), он пожертвовал его человеческой и

научной судьбой вроде бы из гуманных соображений: направление, в

котором работали Лазарев и Кузьмин, по его мнению, было ошибочно.

И только спустя годы, когда Кузьмин бросил математику, его первые

студенческие работы были признаны крупнейшими математиками

мира. Ученый из Японии сделал большое открытие, ссылаясь на

забытую оригинальную работу русского студента Кузьмина, который по

непонятным причинам недовел свое открытие до конца. Так Лаптев

сломал судьбу крупного русского ученого. В этой повести Гранин

продолжает тему, которую начал писать еще в 60-е годы в романе "Иду

на грозу". Этот роман принес Гранину всесоюзную известность. Так от

проблемы выбора героем своего пути Гранин переходит к проблеме

судьбы человека, проблеме осуществления данного ему таланта. Сейчас

идет духовная перестройка человека как личности.

Катастрофа нашего времени в том, что мы часто не слышим друг друга,

мы эмоционально глухи к чужим проблемам и бедам. Литература

нравственно нас воспитывает, формирует наше сознание, открывает

нам глубины прекрасного, которое часто в повседневной жизни мы не

замечаем.

192. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (анализ 2-3 произведений)

Не то, что мните вы - Природа, Не слепок, не бездушный лик. В ней

есть душа, в ней есть свобода, В ней есть послушный нам язык. Тютчев

Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в

природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля - все

молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время

породило огромное количество проблем: экономических, нравственных

и других, но, по мнению многих, среди них само› важное место

занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше

будущее и будущее наших детей. Катастрофа века - это экологическое

состояние окружающей среды. Многие районы нашей страны давно

уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и не

смогли спасти, Волга, отравленная стоками промышленных

предприятий, зараженный радиацией Чернобыль и многие другие. Кто

виноват? Человек, истребивший, уничтоживший свои корни, человек,

забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился

страшнее зверя. Этой проблеме посвящен ряд произведений таких

знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин,

Виктор Астафьев, Сергей Залыгин и другие. Не может оставить

равнодушным читателя роман Чингиза Айтматова "Плаха". Автор

позволил себе высказаться по самым болевым, злободневным вопросам

современности. Это роман-крик, роман, написанный кровью, это

отчаянный призыв, обращенный к каждому.

В центре "Плахи" конфликт человека и пары волков, потерявших своих

детенышей по вине человека. Роман начинается темой волков,

перерастающей в тему гибели саванны. По вине человека гибнет

естественная природная среда обитания волков. Волчица Акбара после

гибели своего выводка встречается с человеком один на один, она

сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его,

она лишь уходит его от новых волчат. И в этом мы видим вечный закон

природы: не причинять зла друг другу, жить в единстве. Но и второй

выводок волчат погибает во время разработки озера, и опять мы видим

ту же низость человеческой души. Никого не волнует уникальность

озера и его обитателей, потому что прибыль, нажива для многих важнее

всего. И вновь безграничное горе матери-волчицы, ей негде найти

убежище от извергающих пламя махин. Последнее убежище волков -

горы, но и здесь они не находят успокоения. Наступает перелом в

сознании Акбары - ведь зло должно быть наказано. В ее изболевшейся,

израненной душе поселяется чувство мести, но нравственно Акбара

выше человека. Спасая человеческое дитя, существо чистое, еще не

тронутое грязью окружающей действительности, Акбара проявляет

великодушие, простив людям причиненное ей зло. Волки не только

противопоставлены человеку, они очеловечены, наделены

благородством, той высокой нравственной силой, которой лишены

люди. Животные добрее человека, потому что они берут от природы

только то, что необходимо для их существования, а человек жесток не

только к природе, но и к животному миру. Без всякого чувства

сожаления заготовители мяса расстреливают в упор беззащитных

сайгаков, гибнут сотни животных, совершается преступление против

природы. В повести "Плаха" волчица и ребенок погибают вместе, и

кровь их смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на

все существующие диспропорции. Человек, вооруженный техникой,

часто не задумывается над тем, какие последствия для общества и

будущих поколений будут иметь его дела. Уничтожение природы

неизбежно сочетается с уничтожением всего человеческого в людях.

Литература учит, что жестокость к животным и к природе

оборачивается для самого человека серьезной опасностью для его

физического и нравственного здоровья. Об этом повесть Никонова "На

волков", она рассказывает о егере, человеке, по профессии призванном

защитить все живое, в действительности же нравственном уроде,

который наносит природе непоправимый вред. Испытывая жгучую боль

за погибающую природу, современная литература выступает в качестве

ее защитника. Большой общественный отклик вызвала повесть

Васильева "Не стреляйте в белых лебедей". Для лесника Егора

Полушкина лебеди, которых он поселил на Черном озере, - это символ

чистого, высокого и прекрасного.

В повести Распутина "Прощание с Матерой" поднимается тема

вымирания деревень. Бабка Дарья, главная героиня, тяжелее всех

принимает новость о том, что прожившая триста лет деревня Матера,

где она родилась, доживает свою последнюю весну. На Ангаре строят

плотину, и деревня будет затоплена. И вот тут бабка Дарья,

проработавшая полвека безотказно, честно и самоотверженно, почти

ничего не получавшая за свой труд, вдруг сопротивляется, защищая

свою старую избу, свою Матеру, где жил ее прадед и дед, где каждое

бревнышко не только ее, но и ее предков. Жалеет деревню и се сын

Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто "не

поливал потом каждую борозду". Павлу понятна и сегодняшняя правда,

он понимает, что плотина нужна, но не может смириться с этой

правдой бабка Дарья, потому что затопят могилы, а это - память. Она

уверена, что "правда в памяти, у кого нет памяти - у того нет жизни".

Горюет Дарья на кладбище у могил своих предков, просит у них

прощения. Сцена прощания Дарьи на кладбище не может не тронуть

читателя. Строится новый поселок, но в нем нет стержня той

деревенской жизни, той силы, которой набирается крестьянин с

детства, общаясь с природой. Против варварского уничтожения лесов,

животных и вообще природы со страниц печати постоянно звучат

призывы писателей, которые стремятся пробудить в читателях

ответственность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным

местам - это и вопрос об отношении к Родине.

Есть четыре закона экологии, которые сформулировал больше двадцати

лет назад американский ученый Барри Коммонер: "Все взаимосвязано,

все должно куда-нибудь деться, все что-нибудь стоит, природа знает это

лучше нас". Эти правила в полной мере отражают суть экономического

подхода к жизни, но, к сожалению, их не берут в расчет. Но, мне

кажется, если бы все люди земли задумались о своем будущем, то они

могли бы изменить сложившуюся в мире экологически опасную

ситуацию. Все в наших руках!

193. САТИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА 30-х ГОДОВ

В советское время в течение многих десятилетий история нашей

литературы, как и история нашего Отечества, во многом упрощалась и

обеднялась. Это выражалось в том, что книги таких писателей, как

Зощенко, Булгаков и Платонов, оказались недоступными читателю, а

суть их творчества - извращенной и оклеветанной. Но, несмотря на

жестокий идеологический контроль, духовное сопротивление в

литературе никогда не прекращалось. Из глубин литературы встают

имена художников, особенно жестоко гонимых режимом, всеми

условиями жизни обрекаемых на молчание и творческую гибель,

однако же создавших свои нестареющие книги, вопреки страшному

давлению, созданному тоталитарный государством. Это М. Булгаков, А.

Платонов, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак, М. Зощенко,

А. Солженицын. Сегодня эти имена известны всем.

На долю Михаила Михайловича Зощенко (1895-1958) выпала слава,

редкая для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего

три-четыре года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить

себя знаменитым не только в- писательских кругах, но и в совершенно

не поддающейся учету массе читателей.

Да, слава Зощенко была небывалой для нашей литературы. Но чем же

ее объяснить? Чем объяснить, что на книги Зощенко, по выражению К.

Чуковского, с каждым годом все возрастал и возрастал "ненасытный

читательский спрос"?

Зощенко писал: "Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая.

Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей".Не

мало ли для такого успеха? Не мало. Далеко не каждый, даже очень

хороший писатель, познавший жизнь простого народа и задавшийся

целью, своим трудом принести ему реальную помощь, способен

спуститься с литературных высот и заговорить с людьми, о которых и

для которых он пишет, на их повседневном, понятном им языке и в

той же тональности, в какой говорят они между собой в обыденной для

себя обстановке: в семье, на работе, в трамвае.

На что же направлена сатира М. Зощенко? По меткому определению В.

Шкловского, Зощенко писал о человеке, который "живет в великое

время, а больше всего озабочен водопроводом, канализацией и

копейками. Человек за мусором не видит леса". Ему надо было открыть

глаза. В решении этой задачи и увидел Михаил Зощенко свое

назначение. Это и стало впоследствии великим литературным

достижением этого уникального писателя.

О чем же пишет М. Зощенко? Темы его рассказов разнообразны - это

неустроенный быт, кухонные "разборки", жизнь бюрократов,

обывателей, чиновников, комичные жизненные ситуации. Читая-

произведения Зощенко, мы отчетливо представляем себе Москву 20-30-

х годов. Мы видим коммуналки, тесные, общие кухни с чадящими

примусами, где частенько разгораются ссоры, а иногда и драки. Мы

вместе с Зощенко смеемся над жуликом, дрожащим перед вызовом в

прокуратуру, над обеспеченными молодыми людьми, которые готовы

жениться, даже не рассмотрев будущую жену. Рассказ "Баня" в каждом

человеке вызывает улыбку. Разве не комично, что люди должны в бане

привязывать номерок к ноге. "Номерки теперича по ногам хлопают", -

жалуется герой рассказа. Не менее комичен рассказ о больнице, где

перед больными висит плакат: "Выдача трупов с трех до четырех".

Зощенко оставил нам более тысячи рассказов и фельетонов, пьесы,

киносценарии, критические статьи и многое другое - всего около ста

тридцати книг вышло при его жизни. Разбираясь в его наследии, думая

над ним, мы, конечно же, вспомним Гоголя, Салтыкова-Щедрина,

Чехова, и еще раз подивившись тому, сколь стойки и неувядаемы

традиции классической русской сатиры, где смех всегда был лишь

внешней формой, за которой всегда стояло идущее от сердечной боли

гражданское содержание, мы неминуемо придем к мысли, что Зощенко

из этого ряда, что он, как и его великие предшественники, верил в

народ, в его ум и трудолюбие, в способность заглянуть в себя и

расстаться с тем, что мешает его историческому движению.

Идейно-художественная перестройка М. Зощенко показательна в том

отношении, что она сходна с рядом аналогичных процессов,

совершавшихся в творчестве его современников. В частности, у И.

Ильфа и Е. Петрова - новеллистов и фельетонистов - можно

обнаружить те же тенденции. Наряду с сатирическими рассказами и

фельетонами на страницах "Правды" и других изданий печатаются их

произведения, выдержанные в лирико-юмористическом ключе.

Широкая сфера интересов писателей, пытливое исследование причин

многообразных отрицательных явлений жизни запечатлелись в

новеллах, фельетонах Ильфа и Петрова. Сатириков волновало все - от

коренных вопросов строительства новой культуры до организации

разумного отдыха в парках и внешнего облика человека. Выступая

против тех, кто извращает законы и нравственные нормы, Ильф и

Петров были суровы и беспощадны к бюрократам, перестраховщикам,

конъюнктурщикам, к многочисленным фактам равнодушия и

черствости.

"Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" соединили в себе и юмор

характеров, и комизм положений, в которые попадают герои, и

остроумную манеру языка, которым написаны эти произведения.

Сатира в них направлена на уходящий мир, который в произведении

представлен Ипполитом Матвеевичем,- на то, что у людей не осталось

никаких духовных ценностей - Эллочка Людоедка одна из таковых.

Похождения Великого Комбинатора, как называет себя главный герой

двух романов, - это похождения незаурядного плута, проходимца,

насмешника. Но всмотритесь! До чего же нам это знакомо! Ведь мы

каждый день сталкиваемся с такими же Остапами Бендерами, они

окружают нас повсюду. Кругом фиктивные конторы, банки,

напоминающие контору "Рога и копыта". Мне кажется, все это и

обуславливает неувядающий интерес к произведениям Ильфа и

Петрова, это и делает их такими современными и актуальными в наши

дни.

Сатира, словно прожектор, высвечивает все недостатки и пороки

общества. В самом начале нашего века писатель, которому суждено

было столкнуться с жестокостью жизни и непониманием своего

творчества, создал бессмертный роман "Мастер и Маргарита". Зовут

этого писателя Михаил Афанасьевич Булгаков. Ранняя сатирическая

проза Булгакова была частично опубликована в его сборниках "Роковые

яйца" и "Дьяволиада". Повесть "Собачье сердце" была конфискована

"органами". После этого при жизни писателя книг у него не было.

Пьеса "Дни Турбиных"была разрешена только о МХАТе и выдержала

там при жизни писателя почти тысячу спектаклей. Остальные пьесы -

"Зойкина квартира", "Багровый остров", "Адам и Ева", "Бег",

"Блаженство", "Кабала святош" были либо скоро сняты с репертуара,

либо вообще не разрешены. При жизни писателя роман "Мастер и

Маргарита" также не увидел свет.

Сатира Булгакова несколько напоминает сатиру Салтыкова-Щедрина.

Эпоха, изображенная в булгаковском романе, дает нам яркое

представление о жизни Москвы в те далекие-годы. Писатель смеется

над примитивностью жилищных условий, тяжбой из-за квартир.

Недаром Воланд замечает, что квартирный вопрос совершенно

испортил москвичей. В романе нашли свое отражение и начинающиеся

в тридцатые годы массовые незаконные аресты. Так квартира номер

пятьдесят, в которой поселился Воланд, и прежде "пользовалась дурной

славой", потому что и до его появления из нее бесследно исчезали

жильцы. И понятна мгновенная реакция Степы Лиходеева, который,

едва увидев, как описывают квартиру погибшего Берлиоза, еще ничего

не зная о его судьбе, трусит и с огорчением вспоминает, что как раз

всучил Берлиозу статью для напечатания и вел с ним сомнительные

разговоры. В этой сцене отчетливо видна атмосфера доносов и

подозрительности, такая Типичная для тридцатых годов.

Поместив в Москву тридцатых князя тьмы Воланда и его свиту,

Булгаков обнажает внутренний мир доносчиков, развратников, сутяг и

прожигателей жизни. Воланд появляется, чтобы. покарать взяточников,

лихоимцев, предателей. Суд вершится над ними не по законам добра, а

наоборот, они предстают перед судом преисподней. Сеанс черной

магии, который Воланд дает в столичном варьете, в прямом и

переносном смысле "раздевает" присутствующих граждан.

После смерти в 1940 году Булгаков был забыт на многие годы. Второе

рождение писателя произошло через четверть века, после

опубликования в 1967 году романа "Мастер и Маргарита". Судьба

Булгакова подтвердила неожиданный афоризм предсказания Воланда о

том, что "рукописи не горят". Будто заранее было предсказано, что

Михаил, родившийся в Киеве в семье преподавателя духовной

академии, пройдет через такие испытания эпохи, через войны и

революции, будет голодать и бедствовать, станет драматургом, узнает

вкус славы и гонения, а спустя четверть века вернется к нам своими

книгами.

Итак, традиции, заложенные русской сатирой XIX века, были блестяще

развиты писателями начала XX века - Зощенко, Булгаковым, Ильфом и

Петровым. Эти традиции продолжают .развиваться и в современной

литературе. Я думаю, что наше время тоже остро нуждается в крупных

талантливых сатириках, которые смогли бы нам открыть глаза. А темы

и жизненный материал, на мой взгляд, писатели с легкостью могут

найти в нашей действительности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа начального общего образования С. Старая Маслянка 2011 год

    Программа
    Образовательная программа начального общего образования разработана творческой группой (Руденко В.Н., Казакова Г.М., Братцева О.А., Чупина О.Э., Чибизова О.
  2. Школьного и профессионально-технического образования Дона и Кубани в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

    Книга
    В монографии на основе широкого круга источников и опубликованной литературы освещается деятельность систем школьного и профессионально-технического образования Дона и Кубани в годы Великой Отечественной войны.
  3. Программы профессиональной подготовки по профессии «Тракторист» нормативный срок освоения 4 года; дополнительного образования

    Доклад
    Муниципальное общеобразовательное учреждение Ювинская средняя общеобразовательная школа расположена по адресу Свердловская область Красноуфимский район, с.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2016 годы

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования МОУ СОШ № 32 г. Томска, характеризует содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывает
  5. Указатель. Энциклопедии. Справочники. Словари.     А. С. Пушкин : Школьный энциклопедический словарь

    Библиографический указатель
    А.С. Пушкин : Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Коровина. - М. : Просвещение, 1 . - 776 с. : ил. - (В пер.) 170-00.Школьный энциклопедический словарь знакомит читателей со всеми сторонами творческого наследия поэта и его биографии.

Другие похожие документы..