Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Мета: Формування вмінь та навичок по завантаженню програми VFP, її налаштуванню, створення проекту додатку. Закріплення навичок використання ОС та ППЗ...полностью>>
'Документ'
Кримінальна ситуація в Україні в останні роки характеризується наявністю вкрай негативної і дуже стійкої тенденції в зміні структури злочинності, пов’...полностью>>
'Документ'
«Здоровье необходимо. Это базис счастья… Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом проч...полностью>>
'Документ'
(в случае участия с докладом): ФИО Тема доклада Длительность доклада Просим забронировать с по 010 года одно- или двухместные (кол-во) (подчеркнуть) г...полностью>>

Н. И. Тишина «Тайны словесного мастерства» Программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОУ Центр образования № 1452 «Богородский»

Н. И. Тишина

«Тайны словесного мастерства»

Программа элективного курса

по учебному пособию П. Г. Пустовойта

10-11 классы

(34/68 часов)

Москва

2011

Содержание

Пояснительная записка………………………………………3

Содержание программы………………………………………7

Тематическое планирование…………………………………9

Методические рекомендации………………………………..11

Библиография………………………………………………….13

Пояснительная записка

Предлагаемая программа элективного курса П. Г. Пустовойта «Тай­ны словесного мастерства» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, изучающих литературу и русский язык на профильном уровне. Автор пособия «Тайны словес­ного мастерства» стремился затронуть лингвистические и литературо­ведческие проблемы, являющиеся наиболее сложными для старше­классников и абитуриентов. Данная программа может также быть ис­пользована для организации занятий по подготовке к экзаменам по литературе и русскому языку за курс средней школы или к вступитель­ным экзаменам в высшее учебное заведение, хотя необходимо отметить, что автор не ставит целью систематическое повторение всех произве­дений школьной программы.

Работа по данной программе осуществляется по учебному комп­лекту (настоящей программе, учебному пособию П. Г. Пустовойта «Тай­ны словесного мастерства» и методическому руководству к нему).

Знания, умения, навыки, которые учащийся должен приобрести в процессе изучения курса, помогут ему успешно сдать письменный эк­замен по литературе и русскому языку, подготовиться к ЕГЭ, а также устному экзамену.

Концептуальным положением программы элективного курса «Тай­ны словесного мастерства» является реализация подхода к преподава­нию литературы как искусства слова. Формирование читательской ком­петенции учащихся видится не только в усвоении системы предметных знаний (содержания художественных произведений, научных статей и справочных материалов), но более всего — в умении оперировать эти­ми знаниями в соответствии с учебными задачами разного уровня слож­ности. Методические подходы направлены не только на то, чтобы пе­редать определённую совокупность знаний, но и на то, чтобы создать у ученика собственную эстетическую установку, в соответствии с кото­рой он, читая художественное произведение, постигает художествен­ный текст, создаёт собственное видение, собственную интерпретацию.

В основе элективного курса «Тайны словесного мастерства», с од­ной стороны, лежат произведения искусства, восприятие которых свя­зано с субъективностью переживаний и своеобразием внутреннего мира человека; с другой стороны, определённая система знаний, уме­ний и навыков, обеспечивающих достижение конкретных результатов по итогам обучения и подлежащих количественной и качественной оценке.

Наиболее уязвимым местом в преподавании литературы и языка является изучение словесного мастерства. Почему общеизвестные сло­ва приобретают в художественных произведениях особое звучание и оказывают эмоциональное воздействие на читателя? Отчего именно в художественном произведении они излучают особую поэтическую энер­гию? Как, вступая в сочетания с другими словами, взаимно воздействуя друг на друга, рождают образность? Эти проблемы в первую очередь затрагиваются при изучении данного курса.

Программа предлагает освоить глубокий теоретический материал и приобрести опыт внимания к художественному слову, к художествен­ному образу, индивидуальному мастерству художника; обобщить зна­ния, накопленные учащимися в 5-9 классах; перейти к кропотливой работе с текстом; систематизировать знания по русскому языку, наблю­дая реализацию явлений языка в искусстве слова; обучить целостному филологическому анализу литературного произведения.

Данный элективный курс не предполагает полное систематиче­ское повторение программы средней школы по литературе и русско­му языку, но ряд предложенных к рассмотрению произведений соот­несён с требованиями государственного стандарта общего образова­ния. К учащимся, изучающим предметы образовательной области «Филология» на профильном уровне, предъявляются повышенные тре­бования, поэтому курс «Тайны словесного мастерства» предполагает отказ от изучения слова вне контекста и текста вне законов языка. Следует учитывать, что программный материал, естественно, оказы­вается шире и глубже, чем в государственном стандарте, предлагаю­щем обязательный минимум требований, предъявляемых к учащим­ся 10, 11 классов.

Автор курса, Петр Григорьевич Пустовойт, доктор филологических наук, профессор, в течение многих лет наблюдавший за поступающими в университет, предложил преодолеть барьер между требованиями, предъявляемыми к выпускникам школ, и вузовскими требованиями к абитуриентам и первокурсникам.

Разделы программы

Программа предполагает изучение 12 содержательных блоков.

  1. й блок. Слово в народном употреблении

На этом этапе учащиеся, начиная с краткого экскурса в историю языка, рассматривают аспекты народного употребления и исторического развития слова, изучают специфические особенности употребления слова в устном народном поэтическом творчестве, лексические пласты, из которых художественная литература черпает слова и выражения. Прослеживается также связь языка и литературы с национальным фоль­клором.

  1. й блок. Особенности языка литературного

На этом этапе учащиеся осваивают знания о формах письменной и устной речи, образующих функциональные стили, рассматривают осо­бенности различных стилей (в том числе и стиль художественной лите­ратуры), особенности индивидуальных стилей писателей, особое влия­ние стиля А. С. Пушкина на развитие русской литературы.

  1. й блок. Слово как средство создания образности

При изучении данного блока учащиеся постигают эстетическую функцию языка, связанную с художественным замыслом произведения, с его образной структурой, знакомятся с принципами создания образа с помощью слова, с образностью как стилистической категорией.

  1. й блок. Образ и характер (об индивидуализации)

Этот блок рассматривает художественный образ как особую форму познания действительности, характер в художественном произведении и принципы его создания. Учащиеся в процессе изучения материала данного блока рассматривают литературных героев в их неповторимой индивидуальности, исследуют проблему характера в художественном произведении, факторы, влияющие на степень и качество индивидуа­лизации художественного образа, а также средства индивидуализации у того или иного писателя.

  1. й блок. Речевая характеристика героев

На данном этапе освоения программы учащиеся знакомятся с при­ёмами речевой характеристики героя на примерах произведений рус­ской литературы, а также с опасными тенденциями, проявляющимися в речи героев (модернизацией и архаизацией); осознают важность вы­бора слов, их размещения в речи героев, соответственной стилистиче­ской атмосферы вокруг них.

  1. й блок. Создание образности в прозе

Данный блок знакомит учащихся с образностью в прозе, обуслов­ленной литературной композицией, рассматривает факт зависимости стиля повествования от художественной структуры произведения, осо­бенности других стилеобразующих факторов, раскрывает секреты силь­ного эмоционального воздействия произведения на читателя, показыва­ет различные пути создания образности в прозаическом произведении.

  1. й блок. Роль автора и рассказчиков (о многообразии стилей)

На этом этапе учащиеся знакомятся с таким значительным факто­ром, влияющим на образную систему, как идейная позиция художника слова и его субъективное отношение к изображаемому. Отмечается осо­бая роль лирического отступления, пейзажа, обращения к другим ви­дам искусства (музыке, живописи), авторской речи, речи рассказчика, использования голосов разных повествователей (рассказчиков). Данный блок освещает богатство и многообразие форм стилизации.

  1. й блок. Образность в драматургии

Рассматривая своеобразие драмы как наиболее трудного рода худо­жественной литературы, требующего от художника наивысшего мастер­ства, учащиеся знакомятся с особенностями речи героев драматических произведений, предельно выразительной и строжайшим образом инди­видуализированной, а также с острыми внешними конфликтами и пси­хологическими коллизиями, требующими изображения особыми сред­ствами (подтекст, недоговорённости, жесты, паузы, намёки, ремарки).

  1. й блок. Образность в поэзии

Данный этап освоения программы предполагает изучение художе­ственного образа в поэзии, призванного осмыслить состояние внутрен­него мира человека, регламентированного в отличие от прозаического строфой, рифмой, ритмом, размером. Учащиеся рассматривают слово в поэтическом произведении, подчинённое как смыслу, так и ряду фор­мальных факторов, осознают задачу поэта — добиться гармонии, что­бы читатель схватывал смысл образа, не замечая этих факторов, знако­мятся с различными художественными приёмами и принципами созда­ния образности в поэтическом произведении.

  1. й блок. Гармония чувства и слова (С. А. Есенин)

На этом этапе учащиеся обобщают знания о воплощении силы и выразительности поэтического чувства, о гармонии стиха, о целесооб­разности использования богатейших ресурсов лексики и фразеологии родного языка (на примере поэтической палитры С. А. Есенина).

  1. й блок. Финальные аккорды тургеневской лиры

Данный блок знакомит учащихся с образцами лирической прозы, в частности со «Стихотворениями в прозе» И. С. Тургенева, разнообраз­ными по тематике, жанру, стилю, проблематике, преисполненными любовью и добром.

  1. й блок. Творческие работы разных жанров

Данный блок предполагает практическую подготовку (в случае ра­боты по варианту программы, рассчитанному на 34 часа в год, — домаш­нюю самоподготовку под руководством учителя) к итоговой аттеста­ции по литературе и русскому языку по проблемам, освещенным в ходе изучения курса «Тайны словесного мастерства». Темы рефератов, сочи­нений, рецензий, предложенные учащимся в рамках изучения данного курса, могут быть использованы при подготовке к устному экзамену по литературе в форме реферата и письменному экзамену в форме сочине­ния, т. к. рекомендованы «Материалами для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреж­дений по литературе», допущенных Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образова­ния Российской Федерации. Тексты изложений подобраны с учётом опыта проведения письменного экзамена в форме изложения в 2004— 2006 гг.

Кроме того, автор курса представляет «Аннотированную библио­графию», которую учащийся может использовать при самостоятельной работе над рефератом, сообщением, докладом.

Таким образом, к моменту завершения изучения курса учащиеся овладевают эстетическими основами литературы как искусства словес­ного мастерства, что обеспечивает глубокое постижение произведений художественной литературы, прочное усвоение навыка филологического анализа произведения, систематизацию филологических знаний стар­шеклассников.

За время изучения курса учащиеся знакомятся с неизвестными про­изведениями русской литературы и повторяют ранее изученные. У них складывается представление о значимости и неповторимости творчества писателей-классиков, одновременно расширяется представление о богатстве и художественных достижениях русской литературы.

Принципиальное положение для авторов курса и программы — ус­тановка на творческий потенциал и профессионализм учителя. Про­граммный материал по объёму превышает возможности, предоставляе­мые учителю базисным учебным планом, и требует сверх него 34/68 ча­сов либо в рамках групповых и индивидуальных занятий, либо в рамках дополнительного образования. Отбор произведений при изучении от­дельных блоков сделан с соблюдением принципа вариативности, кото­рый предполагает возможность выбора художественных произведений и учёта особенностей подготовки конкретного класса или группы уча­щихся по литературе и языку.

В процессе отбора художественных произведений учитывались сле­дующие критерии:

- высокие художественные достоинства;

-ориентация на возрастные особенности учащихся, их способность адекватно воспринимать художественные произведения, предложен­ные к рассмотрению;

-отбор таких произведений, которые позволили бы освоить содержа­тельные элементы программы, сформировать определённые знания, умения, навыки;

-подбор литературных произведений, создающих общий контекст, на основании которого формируется представление о богатстве и мно­гообразии русской классической литературы, её достижениях и тра­дициях, ее роли в формировании литературного языка.

Итоговые умения учащихся

В процессе обучения по данной программе учащиеся должны при­обрести следующие умения и навыки:

-читать, воспринимать, анализировать, истолковывать произведение в единстве содержания и формы на основе соотнесения личных и авторских представлений о мире и человеке;

-характеризовать приёмы и средства создания образа и образности в литературном произведении;

-воспринимать и характеризовать слово как средство образности;

-характеризовать речь автора, речь рассказчика, различать голос ав­тора и голоса персонажей в литературном произведении;

-различать приёмы эмоционального воздействия на читателя;

-характеризовать творческую манеру и стиль художников слова;

-характеризовать композицию и сюжет произведения, их роль в со­здании образности;

-раскрывать эстетическую составляющую литературного произведе­ния как произведения словесного искусства и давать ей оценку;

-отвечать на вопросы проблемного характера;

-цитировать фрагменты художественного текста в соответствии с ли­тературоведческой задачей;

-давать аргументированную эстетическую оценку произведению (ин­терпретацию произведения в контексте художественной культуры и традиции);

-выполнять элементарные исследовательские работы;

-выполнять письменные работы разных жанров, в том числе и соб­ственно творческие;

-создавать развернутые монологические высказывания на филологи­ческие темы

- создавать работы реферативного характера на филологические темы.

Примерное распределение часов

Слово в народном употреблении (4/6 ч)

Формирование общенародного языка. Архаизмы, функции архаич­ной лексики в современном языке. Неологизмы и заимствования. Про­сторечная и вульгарная лексика, профессионализмы, жаргонизмы. Ди­алектизмы. Фразеологизмы и их классификация. Идиомы.

Особенности языка литературного (2/4 ч)

Слово, стиль, образность. Функциональные стили. Публицистиче­ский стиль. Стиль художественной литературы. Многозначность. Роль А. С. Пушкина в развитии русского литературного языка. Идеал «нагой простоты».

Слово как средство создания образности (2/4 ч) Образ и образность. Явления многозначности. Сумма предметных значений слов и образность. Грамматический фактор возникновения образности. Композиция, ритмика, мелодика. Творческая личность ху­дожника слова.

Образ и характер (об индивидуализации) (2/4 ч) Художественный образ как особая форма познания действитель­ности. Характер литературного героя. Индивидуализация в романти­ческом и реалистическом произведениях.

Речевая характеристика героев (1/3 ч)

Приёмы речевой характеристики героев. Модернизация и архаи­зация речи героев.

Создание образности в прозе (4/6 ч)

Художественная структура повести И. С. Тургенева «Первая лю­бовь», три плана повествования. Зависимость стиля повествования от художественной структуры произведения. Взаимодействие различных стилеобразующих факторов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой наше­го времени». «Персонажные стили» в «Герое нашего времени». Изобра­жение героев в развитии. Деталь и образность. Принцип «тайной пси­хологии» И. С. Тургенева. «Диалектика души» Jl. Н. Толстого». Приём «срывания маски» как средство создания образа в развитии.

Роль автора и рассказчиков (о многообразии стилей) (4/6 ч)

Роль авторских лирических отступлений в прозаических произве­дениях. Пейзаж. Деталь. Градация и антитеза. «Помощь» других видов искусства. Рассказчик и автор.

Образность в драматургии (3/6 ч)

Особенности драмы как литературного рода. Средства изображе­ния психологических коллизий в драме. Намёки, реплики, паузы, ре­марки. «Подводное течение». «Двойной диалог» И. С. Тургенева. «Па­раллельные монологи» А. П. Чехова.

Образность в поэзии (6/8 ч)

Реализация пушкинского идеала «нагой простоты» в поэзии. При­ёмы достижения гармонии в поэзии. Художественные достижения и новаторство Н. А. Некрасова в области поэтической речи. Эмоциональ­ный фактор воздействия поэтической речи на читателя. Внутренний мир лирического героя. Влияние социального контраста, лежащего в основе содержания, на всю образную систему произведения. Приём сим­волизации. Принцип художественного лаконизма.

Гармония чувства и слова (С. А. Есенин) (2/5 ч)

Проявление поэтического дара С. А. Есенина в анималистических стихотворениях. «Лирическое чувствование» С. А. Есенина.

Финальные аккорды тургеневской лиры (2/4 ч)

Философско-лирические миниатюры И. С. Тургенева — «Стихотворе­ния в прозе», их художественное своеобразие. Многообразие тем, жанров, стилей, проявляющееся в «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева.

Письменные работы разных жанров на филологические темы (2/12 ч) Реферат. Сравнительная характеристика. Комплексный литерату­роведческий анализ. Рецензия. Интерпретация стихотворения. Интер­претация рассказа. Изложение фрагмента текста статьи с творческим заданием. Изложение фрагмента художественного произведения с твор­ческим заданием. Сочинение. Тестирование.

Произведения художественной литературы, на рассмотрении которых базируется программа

Программные произведения

«Слово о полку Игореве».

Д. И. Фонвизин. «Недоросль».

А. С. Грибоедов. «Горе от ума».

А. С. Пушкин. Лирика. «Евгений Онегин». «Медный всадник». «Борис Го­дунов». «Моцарт и Сальери».

Н. В. Гоголь. «Ревизор». «Тарас Бульба». «Мёртвые души». «Шинель».

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». «Песня про купца Калашникова». «Герой на­шего времени».

И. А. Гончаров. «Обломов».

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. «История одного города».

А. Н. Островский. «Гроза». «Бесприданница».

И. С. Тургенев. «Отцы и дети». «Первая любовь». «Записки охотника».

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».

Н. С. Лесков. «Левша».

Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». «Железная дорога».

Ф. И. Тютчев. Лирика.

Л. Н. Толстой. «Война и мир».

А. П. Чехов. «Ионыч». «Ванька». «Скрипка Ротшильда». «Чайка». «Три сес­тры». «Вишнёвый сад».

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». «Гамбринус».

И. А. Бунин. «Танька».

А. А. Блок. «Стихи о прекрасной даме». «Снежная маска». «Двенадцать».

А. А. Ахматова. Лирика.

С. А. Есенин. Лирика.

В. В. Маяковский. Лирика.

А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин».

А. П. Платонов. Рассказы.

Дополнительная литература

В. А. Жуковский. «Дружба». «Идиллия».

А. С. Пушкин. «Любопытный».

М. Ю. Лермонтов. «Поэт».

И. С. Тургенев. «Месяц в деревне». «Стихотворения в прозе».

И. Северянин. «Клуб дам».

Ю. Балтрушайтис. «Песочные часы».

О. Э. Мандельштам. «Декабрист».

Леся Украинка. «Без надежды надеюсь».

В. Соколов. «Какая маленькая ты у нас, Москва!».

Д. Самойлов. «Из детства».

Н. Коржавин. «Дети в Освенциме».

Примерное тематическое планирование

34 ч.

темы

Наименование темы

Количество часов

1

Слово в народном употреблении

4

2

Слово, стиль, образность

1

3

Стиль художественной литературы

2

4

Слово как средство создания образности

2

5

Речевая характеристика героев

1

б

Создание образности в прозе

4

7

Многообразие стилей автора и рассказчиков

4

8

Образность в драматургии

4

9

Реализация пушкинского идеала «нагой простоты» в поэзии

1

10

Художественные достижения и новаторство Н. А. Некрасова в области поэтической речи

1

11

Эмоциональный фактор воздействия поэтической речи на читателя

1

12

Принципы и приёмы создания образности в поэзии

3

13

Гармония чувства и слова в поэзии С. А. Есенина

2

14

Философско-лирические миниатюры

И. С. Тургенева — «Стихотворения в прозе»,

их художественное своеобразие

2

15

Письменные работы разных жанров на филологические темы

2

68 ч.

темы

Наименование темы

Количество часов

1

Слово в народном употреблении

6

2

Слово, стиль, образность

1

3

Функциональные стили. Публицистический стиль

1

4

Стиль художественной литературы

2

5

Роль А. С. Пушкина в развитии русского литературного языка. Идеал «нагой простоты»

2

6

Слово как средство создания образности

4

7

Речевая характеристика героев

3

8

Создание образности в прозе

2

9

Художественная структура повести И. С. Тургенева «Первая любовь». Зависимость стиля повествования от художественной структуры произведения

1

10

Взаимодействие различных стилеобразующих факторов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1

11

Принцип «тайной психологии» И. С. Тургенева

2

12

«Диалектика души» Л. Н. Толстого

2

13

Многообразие стилей авторов и рассказчиков

6

14

Образность в драматургии

6

15

Реализация пушкинского идеала «нагой простоты» в поэзии

1

16

Художественные достижения и новаторство Н. А. Некрасова в области поэтической речи

1

17

Эмоциональный фактор воздействия поэтической речи на читателя

2

18

Принципы и приёмы создания образности в поэзии

4

19

Гармония чувства и слова в поэзии С. А. Есенина

5

20

Философско-лирические миниатюры

И. С. Тургенева — «Стихотворения в прозе»,

их художественное своеобразие

4

21

Реферат на филологическую тему

1

22

Сравнительная характеристика

1

23

Комплексный литературоведческий анализ. Интерпретация

3

24

Изложение фрагмента текста с творческим заданием

2

25

Рецензия

1

26

Сочинение

3

27

Итоговое тестирование

1

Методическое руководство для учителя

При выборе данного курса в качестве элективного учителю необ­ходимо учитывать, что П. Г. Пустовойт не ставил задачи охватить весь спектр лингвистической и литературоведческой деятельности учащих­ся в рамках школьной программы, данный курс не предполагает также только повторение программных произведений, хотя и опирается на них в целом ряде случаев. При важности сопутствующей задачи (подготов­ке к итоговой аттестации и вступительным экзаменам), главная зада­ча — преодоление противоречий в требованиях, предъявляемых выпуск­никам школ и абитуриентам вузов, в части их знаний в области «тайн словесного мастерства». Автор стремился донести до сознания читате­ля те вопросы, которые вызывают наибольшие сложности у абитуриен­тов (круг данных вопросов определён П. Г. Пустовойтом в ходе его мно­голетней практики как члена приёмной комиссии в университете).

Предложенный материал и система заданий к нему не только пред­полагают повторение, обобщение изученного, но и дают возможность расширить спектр знаний, иначе (чем это предполагает курс средней школы) осветить некоторые вопросы, рассмотреть те произведения, которые не входят в школьную программу. Нужно иметь в виду, что пред­ложенный материал рассчитан на учащихся, мотивированных к изу­чению предметов образовательной области «Филология», имеющих хорошие результаты при освоении материала школьной программы, поэтому давать такой курс всем учащимся в обязательном порядке не­целесообразно.

В помощь учителю предлагается 2 примерных варианта тематиче­ского планирования: первый предполагает изучение курса в течение года по 1 часу в неделю или полугода по 2 часа в неделю (лучше в классе); второй предусматривает изучение курса в течение 2 лет по 1 часу в неделю или 1 года по 2 часа в неделю.

Целесообразно ориентировать учащихся не только на получение определённой суммы знаний, но и на собственную творческую и иссле­довательскую деятельность.

Пособие снабжено рядом практических заданий и вопросов (и уст­ных, и письменных). Кроме того, после каждого блока пособия, соот­ветствующего определённому блоку программы, даны вопросы и зада­ния обобщающего характера, которые помогут учителю выстроить сис­тему классных и домашних занятий в рамках курса «Тайны словесного мастерства».

Практические задания и вопросы направлены на закрепление ма­териала, изложенного в соответствующей части пособия, а также на отработку определённых знаний, умений и навыков, формирование лин­гвистических и литературоведческих компетенций, например:

1. Как речевая характеристика Акакия Акакиевича Башмачкина влияет на создание художественного образа? О 2. Проследите, какие приёмы речевой характеристики двух дам использованы в диалоге поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». У 3. Дайте характеристику речи Феклуши, героини драмы А. Н. Ост­ровского «Гроза». 4. Как проявилось мастерство И. С. Тургенева в речевой характе­ристике Кукшиной, героини романа «Отцы и дети»? Дайте раз­вёрнутый ответ на вопрос. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения.

Вопросы и задания обобщающего характера служат как для повто­рения и обобщения изученного материала, так и для контроля качества усвоения изученного. Задания направлены не только на систематиза­цию знаний учащихся, но и на стимулирование их исследовательской активности, раскрытие творческого потенциала, например:

1. С помощью каких средств можно передать процесс внутренне­го, духовного развития человека?

2. Расскажите, как вы понимаете сущность принципа «тайной психологии», которого придерживался И. С. Тургенев.

3. Расскажите о «диалектике души» в произведениях JI. Н. Тол­стого.

4. Проведите исследование на тему: «Средства, использованные Л. Н. Толстым для создания образа Наташи Ростовой и Ф. М. Достоевским для создания образа Сони Мармеладовой».

Курс предоставляет возможность совершенствовать навыки напи­сания работ различных видов и жанров, что имеет важное значение при подготовке к итоговой аттестации.

Библиография

Будагов Р.А. Как мы говорим и пишем. М.: Изд-во МГУ,1988

Васильев Б.А. Духовный путь Пушкина М.:SAM&SAM, 1994

Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН

СССР, 1963

Винокур Г.О.Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1990

Винокур Г.О О языке художественной литературы. М.: Высшая школа,1991

Ефимов А.И.Стилистика художественной речи. . М.: Изд-во МГУ,1957

Назаренко В.Л.Язык искусства. О мастерстве поэта и прозаика. Л.: Советский

писатель, 1961

Одинцов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1973

Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М.: Изд-во МГУ,1970

Поспелов Г.Н. Художественная речь М.: Изд-во МГУ,1974

Пустовойт П.Г.Тургенев – художник слова. М.: Изд-во МГУ,1987

Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968

Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? Л.: Лениздат, 1963

Успенский Л.В. Слово о словах (очерки о языке). М.: Молодая гвардия, 1957

Федоров А.А. Язык и стиль художественного произведения. М.-Л.: Гослитиздат, 1963

Чуковский К.И. Живо как жизнь. М., Молодая гвардия, 1962

Шмелев Д.Н. Слово и образ. М.: Наука, 1964

Югов А. Судьбы родного слова. М., Молодая гвардия, 1962



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа интегрированного курса по формированию здорового образа жизни (биология, психология, физкультура)

    Программа
    «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности».
  2. Основная образовательная программа начального общего образования умк «Школа России» (1)

    Основная образовательная программа
    Закон РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992г. №3266-I (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2 г.
  3. Программа по  русскому  языку  для  10-11  классов общеобразовательных  учреждений пояснительная  записка       Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему

    Программа
    обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
  4. Программа по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник»

    Программа
    Программа по изобразительному искусству для начальной школы создана на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения, 2009).
  5. Программы отдельных учебных предметов, курсов обучение грамоте (207 ч) (2)

    Пояснительная записка
    Учебник «Азбука», 1 класс (авторы Н.Г. Агаркова и Ю.А. Агарков), является составной частью завершенной предметной линии «Русский язык» комплекта «Перспективная начальная школа», направленной на реализацию государственного образовательного

Другие похожие документы..