Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Для решения цели МОУ «СОШ №7» «Формирование и развитие самосознания, самостоятельности сотрудничества всех участников учебно-воспитатель-ного процесс...полностью>>
'Программа'
История, предмет и задачи микробиологии. Краткая характеристика микроорганизмов, распространение в природе, роль в различных отраслях про­мышленного ...полностью>>
'Документ'
Экономический кризис не мог серьезно не отразиться на благотворительном секторе. Исследование «Благотворительность в условиях экономического кризиса»,...полностью>>
'Литература'
Язык художественной литературы — язык художественных произведений, содержащих в своем составе все языковые единицы, входящие в систему данного языка,...полностью>>

Программа рассмотрена Утверждаю на заседании методического Директор моудод

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования администрации г. Липецка

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества «Советский»

Программа рассмотрена Утверждаю

на заседании методического Директор МОУДОД

совета МОУДОД ЦРТДиЮ «Советский»

ЦРТДиЮ «Советский» ___________ Л. Скопинцева

«25» октября 2006 г. «22» ноября 2006 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ «ЭХО» (для мальчиков)

(победитель IV областного конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей в номинации «Художественная»)

Автор

Серова Елена Евгеньевна,

педагог дополнительного

образования, руководитель

студии

г. Липецк-2006 г.

Информационная карта

образовательной программы «Созвучие»

вокальной студии «Эхо»

МОУДОД ЦРТДиЮ «Советский»

1.

Полное название

Образовательная программа «Созвучие» вокальной студии «Эхо» (для мальчиков)

2.

Автор программы

Серова Елена Евгеньевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория

3.

Дата создания

2006 год, 1-ая редакция 2000 г.

4.

Характеристика программы

авторская

5.

Направление деятельности

музыкально-эстетическое

6.

Сроки реализации

8 лет

7.

Возраст учащихся

4-16 лет

8.

Цель программы

1. Новые впечатления ребёнка.

2. Положительно насыщенное общение.

3. Самореализация и самовыражение детей через создание условий непре-рывного музыкально-эстетического образования.

Решение целевых установок через комплексную систему задач.

9.

Краткое содержание программы

5 ступеней обучения:

1. С песенкой по лесенке.

2. Будем друзьями.

3. Твори, выдумывай, пробуй.

4. Постигая азы мастерства.

5. Волшебной музыка страна.

10.

Прогнозируемые результаты

Приобретение обучающимися основных знаний, умений и навыков, соответствующих пяти ступеням обучения.

11.

Особая информация

Победители городских, областных и Международных конкурсов, фестивалей.

12.

Перспективы развития

Присвоение звания «Образцовый детский коллектив»

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ

В системе дополнительного образования детей педагогическим работникам предоставляется возможность творческого подхода к проектированию образовательного процесса, к созданию различных видов образовательных программ, в том числе и авторских. Образовательная программа – основной рабочий документ педагога дополнительного образования, результат осмысления его деятельности, назначения, целесообразности, результативности и полезности. Создание образовательной программы – процесс творческий и сложный, требующий специальной подготовки и кропотливой работы. Образовательная программа – наглядный показатель профессионального мастерства педагога.

Состояние системы дополнительного образования в г. Липецке свидетельствует о том, что она достаточно развита, имеет достижения, на которые можно опираться при осуществлении модернизации образования, и может внести в этот процесс существенный вклад. Поэтому важно на сегодняшний день определить свою роль и место в этом процессе.

Работа над образовательной программой «Созвучие» вокальной студии «Эхо» (для мальчиков) предусматривает:

  • возможность поделиться опытом своей деятельности;

  • очертить круг проблем и противоречий, мешающих развитию хорового пения;

  • внести конкретные предложения для эффективного решения этих проблем;

  • выявить тенденции и актуальные направления современной методики приобщения юных певцов к хоровому искусству;

  • определить условия и факторы, необходимые для профессионального роста.

Сегодня вокальная студия «Эхо» не только достигла определённых результатов в своём развитии, но и продолжает развиваться в новых социально-экономических условиях.

Человеку для комфортной жизни необходимо учиться взаимодействовать с окружающими его системами (с природой, социумом, техникой, культурой, самим собой). Деятельность – смысл и содержание жизни человека, а среда, в которой он живет, - внешнее условие его саморазвития. Постоянное изменение внутренних условий (потребностей, установок, интересов) предполагает непрерывность овладения различными видами деятельности в течение всей жизни человека. В связи с этим следует вспомнить о четырёх базовых принципах, на которых основывается и непрерывное музыкально-эстетическое образование в условиях вокальной студии муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра развития творчества детей и юношества «Советский» г. Липецка, сформулированных в программе ЮНЕСКО «Образование для XXI века»:

  1. Научиться жить, чтобы способствовать развитию личности и её способностям. Не пренебрегать ни одной из потенциальных возможностей ребёнка: память, способность к размышлению, эстетические чувства, физические возможности, способность к коммуникации. Предоставить каждому обучающемуся возможность лучше познать самого себя, а педагогам – помочь в этом.

  2. Научиться познавать общую культуру, что является в некотором роде пропуском к непрерывному музыкально-эстетическому образованию.

  3. Научиться делать, чтобы приобрести не только систему знаний, но и компетентность, помогающую справляться с различными ситуациями. Компетентность станет более доступной, если обучающиеся будут принимать участие в различных видах социальной деятельности.

  4. Научиться жить вместе, понимая другого и ощущая взаимозависимость, осуществлять общие проекты и быть готовым к урегулированию конфликтов в условиях взаимопонимания и мира.

Непрерывное музыкально-эстетическое образование детей – эффективное средство социализации при условии грамотного, внимательного педагогического руководства, когда обучение рассматривается в первую очередь как средство нравственного воспитания, при этом каждый обучающийся получает возможность понять, что сделанный им выбор в подростковом возрасте не препятствует в будущем продолжению образования в других областях.

Наверное, каждый коллектив, который этим принципам будет следовать, пойдёт своим путём, так что модель созданной нами вокальной студии «Эхо» (для мальчиков), конечно, далеко не единственный вариант и не панацея. Но, возможно, наш опыт сослужит добрую службу тем, кто лишь начинает задумываться о решении подобных задач.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Отечество… Есть в этом слове особая сила. Мы произносим его, и сердце наполняется чувством гражданственности и патриотизма. В этом слове переплелись и величие нашей Родины, и неброская красота того уголка, где человек родился и рос. Мне и моим воспитанникам – мальчишкам вокальной студии «Эхо» посчастливилось жить, учиться и трудиться в старинном русском городе Липецке, раскинувшемся на живописных берегах реки Воронеж, притоке Дона. Трудно поверить в то, что каких-нибудь три-четыре десятка лет назад мало кто слышал о Липецке. Соседние города – Воронеж, Тулу, Тамбов, Рязань – знали. А вот о Липецке не слышали. Но шло время. Мы росли, и каждый новый шаг вперёд приносил славу нашему краю. Сегодня Липецк называют жемчужиной Черноземья.

На самой оживлённой магистрали города расположено муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества «Советский» - одно из ведущих образовательных учреждений Липецкой области.

Середина 90-х годов XX столетия – было временем большой экспериментальной работы в области образования. На базе МОУДОД ЦРТДиЮ "Советский" открылась вокальная студия «Эхо» для мальчиков. Идея её создания возникла в результате анализа многолетней работы учреждения – организма сложного, многопланового, имеющего глубокие традиции духовного воспитания и эстетического образования детей. Более 50 мальчишек города получили возможность заниматься углубленно любимым делом для самовыражения, для личностного и профессионального самоопределения.

Вокальная студия мальчиков – это сложный, специфический творческий коллектив, создание которого, а главное – развитие требует колоссальной энергии, знаний, умений всех заинтересованных лиц. Сделать работу студии общественным явлением – дело не лёгкое, и для решения подобной задачи нужны объединённые усилия обучающихся студии, администрации учреждения, руководителя студии – всех, от кого зависит её успешная деятельность: родителей, общественности, педагогов и даже техперсонала.

2000 год – Программирование затронуло все компоненты деятельности МОУДОД ЦРТДиЮ "Советский", все структуры, их части, связи, звенья, участки. В учреждении разработаны и реализуются: концепция деятельности и долгосрочная Программа развития на 1997-2006 годы; создана и функционирует система профессиональных педагогических объединений и воспитательная система (диплом I степени на I Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений в номинации «учреждение дополнительного образования детей»); разработаны и апробируются программы и технологии различной направленности (их около 20), в том числе и первая редакция образовательной программы «Созвучие» вокальной студии «Эхо», рассчитанная на 4 года обучения.

2006 год – Принципиально иная постановка вопроса: межведомственный подход к воспитанию и дополнительному образованию детей. Можно с уверенностью говорить о том, что в учреждении расширился круг людей, способных сделать анализ, вычленить проблемы, предложить варианты развития. В МОУДОД ЦРТДиЮ "Советский" разработана новая редакция Программы развития учреждения на 2006-2015 годы, Образовательная программа, что послужило импульсом для создания новой редакции авторской образовательной программы «Созвучие», предусматривающей 8 лет обучения.

Учреждения дополнительного образования детей были и остаются наиболее эффективными образовательными учреждениями для развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей, так как могут обеспечить рационализацию досуговой деятельности; дифференциацию и индивидуализацию образования на основе вариативности образовательных программ; приобретение знаний на уровне функциональной грамотности. Однако эта работа по реализации непрерывного дополнительного образования предполагает активную деятельность педагога, направленную на тщательность формулирования целей и задач.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Сила системы дополнительного образования в её специфичности, нетрадиционности методов и форм работы, новом уровне взаимодействия детей и взрослых, в том, что она, аккумулируя небольшие средства, позволяет вершить великие социально-педагогические задачи.

Программа «Созвучие» направлена на решение трех основных целей.

Первая – это новые впечатления ребёнка и его семьи, которые в повседневной обстановке практически получить невозможно.

Вторая – положительно насыщенное общение, необходимое для полноценной жизни человека.

Третья – самореализация и самовыражение детей и их родителей, через создание творческой атмосферы отдыха, интеллектуального и духовного развития.

Решение целевых установок программы предполагает использование инновационных идей воспитания и саморазвития, новой организации образовательного процесса в условиях учреждения дополнительного образования детей через комплексную систему задач:

  • создание условий для раннего выявления и развития потребностей, склонностей, способностей детей;

  • реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов;

  • использование возможностей искусства, музыкально-эстетической деятельности в целях психофизического оздоровления детей и подростков посредством внедрения современных педагогических технологий;

  • привлечение ресурсов музыкально-эстетического образования в целях социально-культурной адаптации детей для профилактики и коррекции асоциального поведения;

  • выявление одаренных детей и молодёжи, обеспечение соответствующих условий для их образования и развития;

  • создание условий для включения обучающихся в систему непрерывного музыкально-эстетического образования и получения профессионального образования.

Главная идея, философия вокальной студии «Эхо» - все дети талантливы и им гарантирована возможность для успешного развития.

Программа «Созвучие» основывается на следующих принципиальных положениях:

  • принцип реализации разнообразных детских интересов;

  • принцип развития в каждом ребёнке стать лучше, знать больше;

  • принцип качественных изменений, происходящих с каждым в вокальной студии «Эхо»;

  • принцип сотрудничества обучающихся разного возраста и взрослых;

  • принцип базового становления обучающихся – участников программы.

Вот уже скоро десять лет в начале каждого учебного года в вокальную студию «Эхо» приходят новые мальчики. Их долгое и прекрасное путешествие в мир музыки традиционно начинается с красивого мифа древних греков о певце Орфее. Там, где не спасали стрела и меч, не помогали сила и мужество, песня Орфея делала чудеса. Когда он брал в руки золотую кифару и пел под мелодичный звон её струн, ветер переставал колыхать листву, далёкие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, очарованные его музыкой.

Каждое занятие в студии несёт определенный воспитательный и развивающий потенциал, оказывает влияние на духовный и нравственный облик подростка, на его мировоззрение.

Специфика программы – её открытость только для мальчиков, что предполагает необходимость принимать во внимание разницу в развитии между мальчиками и девочками, зависящую от их пола, окружающего мира, степени их общей воспитанности, учитывать физиологические, психологические и эмоциональные особенности участников образовательного процесса.

С обучающимися студии «Эхо» работают: педагог (руководитель студии) и концертмейстер; эпизодически к работе привлекается хореограф (созданы условия для работы хореографа на постоянной основе). Сегодня в рамках студии открыты самостоятельные группы для девочек. В перспективе предусматривается особая организация занятий для совместных репетиций.

С уверенностью можно сказать: умелое использование творческих возможностей обучающихся вокальной студии «Эхо» приносит положительные результаты. Пройдя определённый период становления, приобретя привычку к занятиям, научившись трудиться и получать от этого удовольствие, исключив влияние мутации и ряда причин естественного отсева, обучающиеся по-рыцарски сохраняют верность студии. Они способны на качественно высоком уровне справиться с профессионально сложной программой, прекрасно чувствуют эстетическую специфику хорового исполнения, их репертуар более 170 произведений.

Девятилетний опыт работы позволил автору программы выявить ту сумму условий и факторов, которые приводят коллектив к художественно-положительным результатам:

  1. Обеспечение тонких, уважительных отношений между руководителем и обучающимися.

  1. Каждый элемент занятия педагог отрабатывает на себе, а затем приступает к обучению детей.

  1. Подробное объяснение обучающимся строения грудной клетки и её органов.

  1. Частое использование вокальных и музыкальных терминов во время занятий.

  1. Целенаправленно подобранный репертуар даёт возможность развивать певческие навыки и умения, формировать «сомбрированное» звучание, не допуская форсирования и твёрдой атаки звука.

  1. Транспонирование хоровых сочинений в оптимальную для детского коллектива тональность.

  1. Использование разнообразных и многожанровых музыкальных произведений.

  1. Важность роли руководителя-дирижёра.

  1. Соблюдение чувства меры в использовании режиссуры хоровых произведений.

  1. Не торопить результат и не огорчаться, если его долго нет. Это зависит от индивидуальности обучающегося. Настойчивость, труд и терпение будут вознаграждены.

Программа «Созвучие» предусматривает пять возрастных ступеней обучения, являющихся основной структурной единицей программы и позволяющих наиболее полно реализовать её цели и задачи. Каждая возрастная ступень рассчитана на один или два года обучения, сопровождающихся краткой мотивировкой возрастных особенностей слуха и голоса детей определённого возраста; учебно-тематическим планом (учебно-тематический план раскрывает технологию изучения программы, определяет последовательность тем и количество часов на каждую из них, представляет собой таблицу, в которой обозначены темы программы с определением количества отведённых на их изучение часов, с разбивкой на теоретические и практические часы); тезисами, раскрывающими содержание каждой темы в порядке, заявленном в учебно-тематическом плане.

Структурно-функциональная модель программы

Волшебной музыки страна

  • 8 год обучения

(возраст 15 и далее лет)

  • 7 год обучения

(возраст 13-14 лет)


Непрерывное музыкально-эстетическое образование в условиях вокальной студии «Эхо» (для мальчиков)

Постигая азы мастерства

  • 6 год обучения

(возраст 11 – 12 лет)

V ступень

IV ступень

Твори, выдумывай, пробуй

  • 5 год обучения

(возраст 10 лет)


Будем друзьями

  • 4 год обучения (возраст 9 лет)

  • 3 год обучения (возраст 8 лет)

III ступень

С песенкой по лесенке

  • 2 год обучения (возраст 6-7 лет)

  • 1 год обучения (возраст 4-5 лет)

II ступень

I степень

Дети начинают заниматься в студии с 4-5 лет, заканчивают в 16-17 лет. По окончании учебного года обучающиеся переходят на новую ступень обучения, занимаясь по вышеуказанной системе.

Такая организация учебного процесса даёт возможность непрерывного музыкального образования на протяжении 8 лет (планируется более лет), повышает качество образования и воспитания, ведёт к сохранению контингента обучающихся.

Содержание, формы и методы деятельности на каждой ступени подбираются исходя из возрастных особенностей детей на основе их личностного развития и уровня подготовки. Особенностью работы в рамках программы «Созвучие» является интенсивность освоения детьми различных видов деятельности. Задача автора не только заинтересовать ребёнка каким-либо делом, но и помочь ему достичь определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям обучающегося. Поэтому предусмотрено осуществление деятельности на 3 уровнях: массовом, групповом и индивидуальном. При планировании деятельности усилия направлены на соблюдение баланса между массовыми, групповыми и индивидуальными формами работы.

Режим работы с обучающимися:

  • 1-й год обучения - 2 раза в неделю по 1 часу;

  • 2-ой год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа;

  • 3-й год и далее - 2 раза в неделю по 3 часа

или 3 раза в неделю по 2 часа.

Количество детей в группах соответственно: 15; 12 и 8 человек.

Каждая учебная группа существует как самостоятельная творческая единица, находясь в той или иной группе, обучающиеся работают на уровне своих возможностей. Помимо групповых, в студии существует система индивидуальных занятий для детей с опережающим развитием, проводятся занятия с двумя или тремя обучающимися одновременно, если их уровень знаний одинаков.

В совокупности учебные группы представляют собой единый коллектив – хор вокальной студии «Эхо». Учебный план предусматривает сводные репетиции.

Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных ценностей до ступени их создателя. Способствует проявлению и росту творческих способностей ребёнка, совершенствованию талантов в искусстве, развивает коммуникативные навыки, формирует особое творческое пространство для самореализации ребёнка, развития и совершенствования его творческих возможностей с учётом предыдущего опыта и новых достижений.

Программа «Созвучие» предусматривает контроль усвоения учебного материала через разнообразные формы деятельности: творческие конкурсы внутри студии, отчётные концерты, участие в смотрах, конкурсах и фестивалях различных уровней.

Динамика результативности деятельности вокальной студии «Эхо» в рамках образовательной программы «Созвучие» тщательно отслеживается и анализируется.

  • 1998 г., Дьяков Павел, солист вокальной студии «Эхо» - II место в областном конкурсе «Золотой петушок»;

  • 1999 г., Дьяков Павел, солист вокальной студии «Эхо» - лауреат городского фестиваля детского и юношеского творчества «Как стать звездой»;

  • 1999-2005 гг., вокальная студия «Эхо» - бессменный победитель ежегодного городского фестиваля детского музыкального и хореографического творчества «Жар-птица» в ряде возрастных категорий;

  • 2000 г., вокальная студия «Эхо» - дипломант областного фестиваля детского и юношеского творчества «Салют Победы»;

  • 2001 г., Мелюшенков Максим, солист вокальной студии «Эхо» - специальный приз «Очаровательный голосок» городского фестиваля «Жар-птица»; диплом лауреата I степени Международного форума «Одарённые дети», г. Москва;

  • 2002 г., вокальная студия «Эхо» - дипломант V областного фестиваля патриотической песни «Крылья Победы»;

  • 2002 г., Мелюшенков Максим – Гран-при городского конкурса детского творчества «Как стать звездой»; участник большого гала-концерта «Любовь моя, поющая Россия» на сцене Концертного зала имени

П. Чайковского с национальным академическим оркестром народных инструментов им. Н.Осипова; участник турне по Липецкой области народной артистки Советского Союза Людмилы Зыкиной;

  • 2002; 2005 гг., руководитель студии Серова Е.Е. – лауреат фестиваля самодеятельного творчества «Алло, мы ищем таланты!»;

  • 2006 г., Мелюшенков Максим, Щегольков Илья – финалисты Первого Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой, г. Санкт-Петербург и др.

Дальнейшая деятельность вокальной студии «Эхо» предполагает продолжение и совершенствование работы по развитию детской одарённости, созданию условий для выхода на городской, областной, межрегиональный и Международный уровни.

Успех деятельности любого коллектива учреждения дополнительного образования детей невозможен без учёта образовательных потребностей, ожиданий, запросов, ценностных ориентаций, имеющихся в обществе и в ближайшем, наиболее значимом для конкретного коллектива, окружении. Вокальная студия «Эхо» работает в тесном взаимодействии с учреждениями культуры, образования, предприятиями и организациями г. Липецка.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа рассмотрена на заседании методического совета моудод цртдиЮ "Советский" «25» февраля 2005 г

    Программа
    Как часто мы слышим от старых людей: «Вот бы вернуться в то время, когда всей деревней или соседями собирались и пели… Какие это были песни! Так пропоёшься,
  2. Моудод дмш

    Доклад
    Детская музыкальная школа Звёздного городка была открыта и введена в эксплуатацию на основании распоряжения Исполкома Мособлсовета № 1444-р от 10.09.1968г.
  3. Программы развития муниципального 32 образования «северодвинск» 32

    Документ
    Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупными организациями и субъектами среднего предпринимательства
  4. Утверждаю глава администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район

    Документ
    Управление культуры муниципального образования -Рязанский муниципальный район Рязанской области и подведомственные муниципальные учреждения на протяжении своей деятельности разработали следующие нормативно-правовые акты: Положение Управления культуры;
  5. По вопросам профилактики экстремизма на национальной и религиозной почве, формирования толерантности и культуры межнационального общения жителей Подмосковья п

    Решение
    Данный информационный материал подготовлен Управлением по туризму и работе с молодёжью Комитета по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодёжью Московской области в соответствии с решением Антитеррористической комиссии Московской области

Другие похожие документы..