Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на ...полностью>>
'Документ'
В исторической науке несколько десятилетий (начиная с 1944 г. – времени публикации работы С.Г.Струмилина «Промышленный переворот в России») шел проце...полностью>>
'Краткое содержание'
знать: основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; навыки работы с компьютером как средством управления информац...полностью>>
'Методические указания'
Важной формой активизации процесса усвоения знаний при подготовке государственных служащих является написание обучающимися различных видов письменных...полностью>>

Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

II. Уберите лишнее, выбор объясните

  1. Рибосомы, лизосомы, клеточный центр, жгутик, ресничка

  2. Ядро, митохондрия, комплекс Гольджи, пластиды

  3. Плазматическая мембрана, ЭПС, митохондрия, комплекс Гольджи

  4. Оболочка, гиалоплазма, органоиды, цитоплазма, включения

III. Заполните пробелы, пользуясь подсказками в скобках.

1. ................+.................+..................=....................

(лейкопласты, пластиды, хромопласты, хлоропласты)

2. ..................+.................+..................=....................

(кристы, митохондрия, внутренняя мембрана, наружная мембрана)

3. ................+................+..................=..................

(ДНК, пластиды, две мембраны, рибосомы)

4. .....................+.....................+.......................=.........................

(цитоплазма, гиалоплазма, органоиды, включения)

IV. Определите, правильно ли данное высказывание (да — нет).

  1. ЭПС — это часть комплекса Гольджи.

  2. Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи.

  3. Шероховатая ЭПС покрыта рибосомами.

  4. Цитоскелет выполняет защитную функцию.

  5. Включения — это непостоянные образования клетки.

  6. Клеточная стенка есть только у растений.

  7. У растений нет клеточного центра.

  8. Жгутики и реснички различаются по функциям.

  9. Канальные белки обеспечивают активный транспорт.

  10. Митохондрии отличаются от пластид наличием ДНК.

V. Решить «магический» квадрат – найти 8 понятий и терминов, относящихся к теме «Cтроение клетки», а из оставшихся букв сложить термин и дать его определение.

и

ц

л

г

т

с

а

к

а

м

т

о

ю

з

а

к

л

а

н

и

т

п

к

о

р

о

п

р

о

т

и

л

а

з

о

в

а

б

х

а

ж

г

л

м

л

е

к

м

о

н

д

о

о

а

х

ь

у

е

р

д

ь

л

р

д

я

л

о

м

и

я

VI. Соотнести буквы и цифры в двух таблицах,

восстановить утверждение, согласиться или опровергнуть его.

л

е

р

т

к

2

20

7

10

27

т

с

е

н

л

32

15

3

19

23

к

н

к

и

х

5

12

1

6

35

о

в

т

с

ж

17

30

25

9

18

о

й

ы

о

и

31

14

34

26

29

к

ж

е

л

н

22

28

24

16

33

е

т

а

е

и

11

4

8

21

13

Оценка результатов

I.

1 О, И

7 П, С, Е

2 Д,З, Н

8 Ж, И

3 З, К, Н

9 Л, Е

4 В, З, Р, Н

10 Г, Е

5 Б, И

11 М, Е

6 А, И

13,5 баллов (по 0,5 за каждый правильный ответ)

II. Уберите лишнее, выбор объясните

1. Рибосомы – одномембранный органоид, тогда как остальные - немембранные

2. Комплекс Гольджи - одномембранный органоид, тогда как остальные - двухмембранные

3. Митохондрия- двухмембранный органоид, тогда как остальные - одномембранные

4. Гиалоплазма- т.к это часть органоида (цитоплазмы), тогда как остальные- органоиды

4 балла (за каждый вопрос по 1 баллу - 0,5 за выбор лишнего и 0,5 за объяснение выбора).

III. Заполните пробелы, пользуясь подсказками в скобках.

1. лейкопласты + хромопласты + хлоропласты = пластиды

2. кристы + внутренняя мембрана + наружная мембрана = митохондрия

3. ДНК + две мембраны + рибосомы = включения

4. гиалоплазма + органоиды + включения = цитоплазма,

4 балла

IV. Определите, правильно ли данное высказывание (да — нет).

  1. нет

  2. да

  3. да

  4. нет

  5. да

  6. да

  7. да

  8. нет

  9. да

  10. нет

6 баллов (по 1 за каждый правильный ответ)

V. Решить «магический» квадрат – найти 8 понятий и терминов, относящихся к теме « Cтроение

клетки», а из оставшихся букв сложить термин и дать его определение.

1. Цитоплазма, Гольджи, ядро, глюкоза, хлоропласт, вакуоль, митохондрия, мембрана

2. Т, л, к, е, а, к – клетка

3. Клетка – основная структурная и функциональная единица живых организмов, элементарная

живая система.

3 балла

VI. Соотнести буквы и цифры в двух таблицах, восстановить утверждение, согласиться или

опровергнуть его.

Клетки растений сложнее клеток животных.

3 балла ( 1 балл за правильный ответ, 2 балла за аргументированное обоснование)

Максимальное количество баллов – 33,5 балла

отметка

количество баллов

«5»

33,5 - 30

«4»

29 - 22

«3»

21 - 16

«2»

меньше 16

Контрольная работа №2 по теме «Метаболизм» (к уроку № 14)

Цель работы: проверить качество понимания процессов пластического обмена (фотосинтез, биосинтез белка) и энергетического обмена, умения анализировать и сравнивать процессы, делать выводы на основе сравнения, умение решать элементарные цитологические задачи.

I вариант

Выберите один верный ответ

1. Организмы, живущие за счет неорганического источника углерода:

а) автотрофы; б) гетеротрофы; в) хемотрофы; г) фототрофы.

2. Пигмент хлорофилл сосредоточен:

а) в оболочке хлоропласта; б) в строме; в) в гранах.

3. В хлоропластах световые реакции протекают:

а) в гранах и строме; б) в гранах и тилакоидах; в) в тилакоидах и строме.

4. На какой стадии в хлоропласте образуется уг­левод:

а) световая стадия; б) темновая стадия.

5. Какую роль играют ферменты при фотосинтезе:

а) нейтрализуют; б) катализируют; в) расщепляют.

6. В отличие от хлоропластов, в митохондриях, происходит

а) расщепление биополимеров до мономеров б) фотолиз воды с выделением водорода и кислорода

в) биосинтез белков из аминокислот г) окисление органических веществ с освобождением энергии

7. При фотосинтезе кислород образуется в результате

а) фотолиза воды б) разложения углекислого газа в) восстановления углекислого газа до глюкозы г) синтеза АТФ

8. В процессе хемосинтеза, в отличие от фотосинтеза,

а) образуются органические вещества из неорганических б) органические вещества расщепляются до неорганических

в) используется энергия окисления неорганических веществ г) источником углерода служит углекислый газ

9. Почему диссимиляция называется энергетическим обменом

а) поглощается энергия; б) выделяется энергия.

10. Гликолиз - это процесс расщепления:

а) белков до аминокислот; б) липидов до высших карбоновых кислот и глицерина; в) глюкозы до пировиноградной кислоты; г) крахмала до глюкозы.

11. Брожение - это процесс:

а) расщепления органических веществ в анаэробных усло­виях; б) окисления глюкозы;

в) синтеза АТФ в митохондриях; г) превращения глюкозы в гликоген.

12. Установите соответствие между особенностью обмена веществ и группой организмов, для которой она характерна.

ОСОБЕННОСТЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

1) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ А) автотрофы

2) использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ Б) гетеротрофы

3) использование только готовых органических веществ

4) синтез органических веществ из неорганических

5) использование углекислого газа для питания

13. Укажите правильную последовательность процессов энергетического обмена.

А) образование пировиноградной кислоты

Б) ферментативное окисление глюкозы

В) участие кислорода в энергетическом обмене

Г) гидролиз высокомолекулярных органических веществ

Д) образование углекислого газа и воды

14. Закончите предложение:

1. Участок ДНК, в котором содержится информация о первичной структуре одного белка………......

2. Перевод последовательности нуклеотидов ДНК в последовательность нуклеотидов и-РНК …… Протекает в …………

3. Триплет, соответствующий по генетическому коду определенной аминокислоте …………………

4. Кодоны, для которых не существует антикодонов, называются………………………………………..

15. Решите задачи

1. В процессе трансляции участвовало 30 молекул т-РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируе­мого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, ко­торый кодирует этот белок.

2. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: Г-Т-Г-Т-А-Т-Г-Г-А-А-Г-Т. Определите последовательность

нуклеотидов на и-РНК, антикодоны соответствующих т-РНК и после­довательность аминокислот в фрагменте молекулы белка, ис­пользуя таблицу генетического кода.

II вариант

Выберите один верный ответ

1. Организмы, живущие за счет органического источника уг­лерода:

а) автотрофы; б) гетеротрофы; в) хемотрофы; г) фототрофы.

2. В каких органеллах клетки осуществляется процесс фото­синтеза:

а) в митохондриях; б) в рибосомах; в) в хлоропластах; г) в хромопластах.

3. В какую стадию фотосинтеза образуется свободный ки­слород?

а) в темновую; б) в световую; в) постоянно.

4. Что происходит с АТФ в световую фазу:

а) синтез; б) расщепление.

5. В хлоропласте темновые фазы фотосинтеза протекают в:

а) строме; б) гранах и строме; в) гранах и тилакоидах; г) тилакоидах и строме.

6. Электрон в молекуле хлорофилла поднимается на более высокий энергетический уровень, приобретая дополнительную энергию, под воздействием энергии

а) солнечного света б) заключённой в молекулах ДНК в) заключённой в молекулах глюкозы г) химической

7. В процессе фотосинтеза растения

а) обеспечивают себя органическими веществами в) поглощают кислород и выделяют углекислый газ

б) окисляют сложные органические вещества до простых г) усваивают азот воздуха

8. Основная функция молекул хлорофилла, расположенных в гранах хлоропластов —

а) ускорение световых и темновых реакций фотосинтеза б) использование световой энергии для синтеза органических веществ

в) расщепление органических веществ до неорганических г) участие в реакциях синтеза белка на рибосомах

9. Что общего между окислением, происходящим в мито­хондриях клеток, и горением?

а) образование СО2 и Н2О; б) выделение теплоты; в) синтез АТФ.

10. Первый и второй этапы расщепления высокомолекулярных соединений в клетке происходят в:

а) цитоплазме; б) митохондриях; в) лизосомах; г) комплексе Гольджи.

11. Энергетическим эффектом гликолиза является образова­ние 2 молекул:

а) молочной кислоты; б) пировиноградной кислоты; в) АТФ; г) этилового спирта.

12. Установите соответствие между особенностью обмена веществ и группой организмов, для которой она характерна.

ОСОБЕННОСТЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

1) синтез органических веществ из неорганических А) гетеротрофы

2) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ Б) автотрофы

3) использование углекислого газа для питания

4) использование только готовых органических веществ

5) использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ

13. Укажите последовательность процессов, происходящих на рибосоме

А) т-РНК отрывается от и-РНК и выталкивается из рибосомы

Б) рибосома нанизывается на и-РНК, в ней размещается два триплета

В) к двум триплетам присоединяются два комплементарных триплета т-РНК с аминокислотами

Г) рибосома перемещается на соседний триплет, к которому т-РНК доставляет новую аминокислоту

Д) рядом расположенные аминокислоты на рибосоме взаимодействуют с образованием пептидной связи

14. Закончите предложение:

1. Последовательность из трех, расположенных друг за другом нуклеотидов …………………………

2. Перевод последовательности нуклеотидов и-РНК в последовательность аминокислот синтезируемого белка …Протекает в …

3. Триплет, расположенный на «верхушке» т-РНК, соответствующий по генетическому коду переносимой аминокислоте ……

4. Кодоны, для которых не существует антикодонов, называются………………………………………..

15. Решите задачи

1. В процессе трансляции участвовало 20 молекул т-РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируе­мого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, ко­торый кодирует этот белок.

2. Фрагмент матричной нити ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов: Ц-Г-А-А-Г-А-Т-Т-Ц-Г-А-Ц. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны т-РНК и соответствующую последовательность аминокислот фрагментов молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

Приложение

Таблица генетического кода (Правила пользования таблицей)

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального и третий — из правого вертикального ряда. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трех нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц
А
Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Гис

Гис

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц
А
Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асп

Асп

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц
А
Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц
А
Г

Оценка результатов контрольной работы «Метаболизм»

1 вариант

2 вариант

вопроса

ответ

Кол-во баллов

вопроса

ответ

Кол-во баллов

1

а

1

1

б

1

2

в

1

2

в

1

3

б

1

3

б

1

4

б

1

4

а

1

5

б

1

5

а

1

6

г

1

6

а

1

7

а

1

7

а

1

8

в

1

8

б

1

9

б

1

9

б

1

10

в

1

10

в

1

11

а

1

11

в

1

12

А 1, 4, 5 Б 2, 3

2,5(по0,5 )

12

А 4, 5 Б 1, 2, 3

2,5(по0,5 )

13

ГБАВД

2,5(по0,5 )

13

БВДАГ

2,5(по0,5 )

14

1. ген 2. транскрипция, в ядре

3. кодон 4. «знаки препинания»

2 (по0,5 )

14

1. триплет 2. трансляция, в цитоплазме

3. антикодон 4. «знаки препинания»

2 (по0,5 )

15

1. Дано: т-РНК - 30 молекул

Найти: 1) АК - ? 2) Триплетов - ?

3) Нуклеотидов -?

Решение: 1) Аминокислот – 30

2) Триплетов – 30

3) Нуклеотидов - 90

2. Дано:

ДНК Г-Т-Г-Т-А-Т-Г-Г-А-А-Г-Т

Найти: и-РНК -?

антикодоны т- РНК -?

последовательность АК -?

Решение:

и-РНК Ц-А-Ц-А-У-А-Ц-Ц-У-У-Ц-А

т-РНК Г-У-Г-У-А-У-Г-Г-А-А-Г-У

АК гис-иле-про-сер

2

3

15

1. Дано: т-РНК - 20 молекул

Найти: 1) АК - ? 2) Триплетов - ?

3) Нуклеотидов -?

Решение: 1) Аминокислот – 20

2) Триплетов – 20

3) Нуклеотидов - 60

2. Дано:

ДНК Ц-Г-А-А-Г-А-Т-Т-Ц-Г-А-Ц

Найти: и-РНК -?

антикодоны т РНК -?

последовательность АК -?

Решение:

и-РНК Г-Ц-У-У-Ц-У-А-А-Г-Ц-У-Г

т-РНК Ц-Г-А-А-Г-А-У-У-Ц-Г-А-Ц

АК ала-сер-лиз-лей

2

3

Максимальное количество баллов – 23

отметка

количество баллов

«5»

23 -21

«4»

20 -16

«3»

15 - 11

«2»

Меньше 11 баллов



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по биологии для 10, 11 классов на 2009/10 уч год

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г.
  2. Рабочая программа по биологии 10 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа для 10 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый) и (профильный) уровни.
  3. Учебного курса по биологии для 10 класса

    Пояснительная записка
    Программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни ) и программы курса биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)
  4. Приказ № от 20 г Рабочая программа по географии для 10 общеобразовательного класса среднего (полного) общего образования

    Рабочая программа
    Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах.
  5. Учебного курса биологии 11 класс Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса

    Пояснительная записка
    разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни ) 2006 г. и Программы курса биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)

Другие похожие документы..