Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследовательская работа'
Уголовный рассказ написан классиком русской литературы А.П.Чеховым? Возможно ли, чтобы мастер-юморист обратился к детективному жанру? Наверно, здесь ...полностью>>
'Урок'
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкре...полностью>>
'Документ'
Право международной торговли: предмет, особенности. Место в юридической системе: соотношение права международной торговли с международным торговым пр...полностью>>
'Конкурс'
В данной работе автором рассмотрены принципы формирования муниципальных и региональных бюджетов на основе динамического планирования. Введены критери...полностью>>

Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение итоговой работы по биологии в 6 классе дается 45 минут, работа состоит из 3 частей, содержащих 20 заданий.

Часть 1 содержит 14 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот ответ крестиком и затем обведите крестиком правильный ответ.

Часть2 включает 3 задания с выбором нескольких верных ответов и задания на соответствие. Для заданий части 2 ответ записывается в работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его запишите рядом новый.

Часть3 содержит 3 задания, на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном подписном листе со штампом образовательного учреждения.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему заданию. Если после выполнения всей работы у вас остается время, то можно вернуться к пропущенному заданию.

Желаем успеха!!!

Часть1

А1. При разведении растений на приусадебном участке вы, скорее всего, воспользуетесь знаниями, полученными из области:

  1. молекулярной биологии 2. агротехники 3. медицины 4. эволюционного учения

А2. Какая теория обобщила знания о сходстве химического состава, строения и жизнедеятельности всех тел живой природы на Земле?

  1. молекулярная 2. рефлекторная 3. клеточная 4. эволюционная

А3. Чем определяется устойчивость экосистемы?

  1. высокой освещенностью 2. большой биомассой 3. большой численностью особей в популяциях 4. большим видовым разнообразием, саморегуляцией

А4. Ложные опята можно отличить от съедобных:

  1. кольцу из пленки на пеньке и зеленоватым пластинкам на шляпке 2. коричневому цвету шляпки

3. трубчатому слою в основании шляпки 4. очень мелким размерам

А5. Какие клетки растительного организма способны к многократным делениям?

1. Сосудов 2. Камбия 3. Коры 4. Кожицы

А6. Какие органы предохраняют птиц от перегрева в полёте?

  1. Кожа, покрытая перьями 2. Зоб и два желудка 3. Воздушные мешки и легкие 4. 4х камерное сердце и сложная сеть кровеносных сосудов

А7. Организмы, тело которых состоит из одной клетки, не имеющие оформленного ядра, питающиеся в основном органическими веществами – это:

1. грибы 2. водоросли 3. простейшие 4. бактерии

А8. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:

1. не имеют клеточного строения 2. это одна клетка без ядра 3. это спора 4. это одна клетка с ядром

А9. Переход от человекообразных обезьян к человеку совершился путем:

1. ароморфоза 2. идиоадаптации 3. дегенерации 4. ароморфоза и дегенерации

А10. Количество звеньев пищевой цепи ограничено:

  1. недостатком пищи 2. биомассой консументов 3. быстрым потреблением питательных веществ 4.потерей энергией на каждом трофическом уровне

А11. Какой из приведенных способов размножения не относят к бесполому?

  1. Размножение луковицами-детками у тюльпана 2. Почкование у коралла 3. Деление клетки у эвглены зелёной 4. Размножение семенами у огурца

А12. Факторы неживой природы, воздействующие на организм, называются:

1. биотическими 2. антропогенными 3. абиотическими 4. сезонными

А13. Школьный световой микроскоп с 200-кратным увеличение позволяет увидеть в эритроците лягушки:

  1. ядро 2. митохондрии 3. рибосомы 4. комплекс Гольджи

А14. На каком уровне проявляется действие естественного отбора:

  1. экосистемы 2. вида 3. популяции 4. отдельной особи

Часть 2.

В1. Какова роль дождевых червей в природе?

  1. рыхлят почву

  2. повреждают корни растений

  3. улучшают дыхание корней

  4. распространяют возбудителей заболеваний растений

  5. перерабатывают перегной

  6. подавляют развитие почвенных бактерий

В2. Установите соответствие между железой и характеристикой, которая ей соответствует.

Характеристика. Железа:

А) недостаток вырабатываемого гормона вызывает сахарный диабет 1. надпочечник

Б) вырабатывает гормон инсулин 2. поджелудочная

В) железа смешанной секреции

Г) вырабатывает гормон адреналин

Д) состоит из коркового и мозгового слоя

Е) железа парная

В3. В какой последовательности вы бы написали инструкцию по работе с фиксированным микропрепаратом ткани?

(В ответе запишите соответствующую последовательность букв.)

А) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения

Б) зажмите препарат лапками держателями

В) положите препарат на предметный столик

Г) глядя в окуляр, настройте свет

Д) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите четкое изображение ткани

Часть3

С1. О заболеваниях каких внутренних органов предупредит курящего человека кардиолог? Чеи обусловлено возникновение этих заболеваний при курении?

Прочитайте текст « Нахлебничество и квартиранство» и выполните задания С2 и С3.

Нахлебничество и квартиранство.

Между организмам разных видов, составляющих ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения. Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречаются выгодные для одной и безразличные для другой стороны взаимодействия – нахлебничество и квартиранство. При таких взаимоотношениях одни организмы, используя особенности образа жизни или строения других организмов, извлекают для себя одностороннюю пользу, не причиняя им при этом никакого вреда. При нахлебничестве организмы-нахлебники потребляют остатки пищи организмов –хозяев. Напрмер, песцы, живущие в тундре, могут питаться остатками пищи белых медведей, гиены в африканских саваннах – остатками пищи львов, рыбы-прилипалы и лоцманы обыкновенно сопровождают акул, охотно поедая остатки добычи хищников. При квартиранстве организмы-квартиранты извлекают одностороннюю для себя выгоду от организмов – хозяев в виде мест, пригодных для обитания. Например, на коре деревьев поселяется лишайник пармелия, использующий деревья в качестве места жительства, мелкие соколы – пустельга и кобчик –нередко селятся в старых гнёздах серых ворон. Некоторые насекомые поселяются в гнёздах птиц и норах грызунов, то есть находят в них для себя убежище. Нахлебничество и квартиранство содействуют совместному существованию разных видов организмов в природных сообществах и способствуют более полному использовании. Ими ресурсов среды. В процессе эволюции нахлебничество и квартиранство могут переходить в более тесные взаимовыгодные отношения между организмами.

С2. Прочитайте текст. Заполните в таблице « Сравнительная характеристика нахлебничества и квартиранства» графы, обозначенные цифрами1,2,3. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

Сравнительная характеристика нахлебничества и квартиранства.

Признаки для сравнения

нахлебничество

квартиранство

1.

Потребление остатков пищи

Использование мест для обитания

Каков характер отношений между организмами

2.

Выгодный для одного организма, безразличный для другого

Примеры

Песец и белый медведь. Гиена – лев. Рыба – прилипала и лоцман-акула

3.

С3. Используя содержание текста «Нахлебничество и квартиранство» объясните, чему содействует по отношению к разным видам организмов в природных сообществах нахлебничество и квартиранство. Чему способствует по отношению к ресурсам среды нахлебничество и квартиранство? В какие формы взаимоотношений между организмами могут переходить нахлебничество и квартиранство в процессе эволюции?

Проверочная работа по теме: «Молекулярный уровень организации жизни» (к уроку № 7)

Цель работы: проверить качество знаний о химическом составе клетки и роли неорганических и органических веществ в клетке и организме человека, навыки решения элементарных цитологических задач

1 Вариант

I. Задания с выбором одного верного варианта

1. Живые организмы нуждаются в азоте, потому что он служит

1. составным компонентом белков и нуклеиновых кислот 2. основным источником энергии

3. структурным компонентом жиров и углеводов 4. основным переносчиком кислорода

2. Основным источником энергии являются

1. витамины 2. ферменты 3. гормоны 4. углеводы

3. В клетках животных и человека в качестве строительного материала и источника энергии используются

1. гормоны и витамины 2. вода и углекислый газ 3. неорганические вещества 4. белки жиры и углеводы

4. Молекулы и-РНК в отличие от ДНК содержит азотистое основание

1. Аденин 2. Гуанин 3. Урацил 4. Цитозин

5. Наследственная информация о признаках организма сосредоточена в молекулах

1. т-РНК 2. ДНК 3. белков 4. полисахаридов

6. Разнообразные функции в клетке выполняют молекулы

1. и-РНК 2. ДНК 3. белков 4. АТФ

7. Моносахаридом является

1. Целлюлоза 2. Сахароза 3. Глюкоза 4. Гликоген

8. Построить вторую цепочку ДНК и молекулу и-РНК

А-Т-Г-Т-А-А-Ц-Т-Г-А-Ц-Ц-А-Г-Т-А

II. Задания с выбором нескольких верных вариантов

1. Какие функции выполняет вода в клетке

а. строительную б. растворителя в. каталитическую

г. запасающую д. транспортную е. придает клетке упругость

2. Какие структурные компоненты входят в состав ДНК

а. азотистые основания: А, Т, Г, Ц б. разнообразные аминокислоты в. липопротеины

г. углевод дезоксирибоза д. азотная кислота е. фосфорная кислота

III. Задание на нахождение соответствий

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ВИДЫ

1. Состоят из остатков молекул глицерина и жирных А) липиды кислот

2. Состоят из остатков молекул аминокислот Б) белки

3. Защищают организм от переохлаждения

4. Защищают организм от чужеродных веществ

5. Относятся к полимерам

6. Не являются полимерами

IV. Задания со свободным ответом

1. В XVII веке голландский ученый Ван Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал ее в течение нескольких лет. Спустя 5 лет ученый снова взвесил. Вес растения увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился на 0,06 кг. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы растения, какие вещества обеспечили этот прирост.

2. В чем различие молекул ДНК и РНК

3. В цепи ДНК аденина содержится 620, что составляет 20% найти содержание остальных нуклеотидов и длину молекулы ДНК.

2 Вариант

I. Задания с выбором одного верного варианта

1. Вода играет важную роль в жизни клетки, она

1. участвует во многих химических реакциях 2. обеспечивает нормальную кислотность среды

3. ускоряет химические реакции 4. входит в состав мембран

2. Функции простых углеводов в клетке

1. каталитическая 2. энергетическая

3. хранение наследственной информации 4. участие в биосинтезе белка

3. Какую функцию в клетке выполняют белки, ускоряющие химические реакции

1. гормональную 2. сигнальную 3. ферментативную 4. информационную

4. Молекулы ДНК в отличие от и-РНК содержит азотистое основание

1. Аденин 2. Гуанин 3. Тимин 4. Цитозин

5. РНК в клетках участвуют

1. хранение наследственной информации 2. биосинтез белков

3. биосинтез углеводов 4. регуляция обмена жиров

6. Рибоза входит в состав

1. т-РНК 2. ДНК 3. белков 4. полисахаридов

7. Полисахаридом является

1. Целлюлоза 2. Сахароза 3. Глюкоза 4. Фруктоза

8. Построить вторую цепочку ДНК и молекулу и-РНК

А-Г-Т-Т-Ц-А-Ц-Т-Г-А-Т-Ц-А-Г-А-Т

II. Задания с выбором нескольких верных вариантов

1. Липиды в клетке выполняют функции

а. энергетическую б. ферментативную в. гормональную

г. запасающую д. транспортную е. переносчик наследственной информации

2. Какие структурные компоненты входят в состав РНК

а. азотистые основания: А,У, Г, Ц. б. разнообразные аминокислоты в. липопротеины

г. углевод рибоза д. азотная кислота е. фосфорная кислота

III. Задание на нахождение соответствий

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ВИДЫ НК

1. Состоят из двух полинуклеотидных цепей закрученных в спираль А) ДНК

2. Состоят из одной нуклеотидной цепи Б) и-РНК

3. Является хранителем наследственной информации

4. Передача наследственной информации

5. Состоит из нуклеотидов: АТГЦ

6. Состоит из нуклеотидов: АУГЦ

IV. Задания со свободным ответом

1. Почему в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду?

2. В чем различие молекул ДНК и РНК

3. В цепи ДНК аденина содержится 460, что составляет 16% найти содержание остальных нуклеотидов и длину молекулы ДНК.

Оценка результатов проверочной работы «Молекулярный уровень организации жизни»

1 вариант

2 вариант

вопроса

ответ

Кол-во баллов

вопроса

ответ

Кол-во баллов

I. Задания с выбором одного верного варианта

I. Задания с выбором одного верного варианта

1

1

1

1

1

1

2

4

1

2

2

1

3

4

1

3

3

1

4

3

1

4

3

1

5

2

1

5

2

1

6

3

1

6

1

1

7

3

1

7

5

1

8

Дано А-Т-Г-Т-А-А-Ц-Т-Г-А-Ц-Ц-А-Г-Т-А

ДНК Т-А-Ц-А-Т-Т-Г-А-Ц-Т-Г-Г-Т-Ц-А-Т

и-РНК А-У-Г-У-А-А-Ц-У-Г-А-Ц-Ц-А-Г-У-А

2

8

Дано А-Г-Т-Т-Ц-А-Ц-Т-Г-А-Т-Ц-А-Г-А-Т

ДНК Т-Ц-А-А-Г-Т-Г-А-Ц-Т-А-Г-Т-Ц-Т-А

и-РНК А-Г-У-У-Ц-А-Ц-У-Г-А-У-Ц-А-Г-А-У

2

II. Задания с выбором нескольких верных вариантов

II. Задания с выбором нескольких верных вариантов

1

б, д, е

1,5(по 0,5)

1

а, в, г

1,5(по 0,5)

2

а, г, е

1,5(по 0,5)

2

а, г, е

1,5(по 0,5)

III. Задание на нахождение соответствий

III. Задание на нахождение соответствий

А 1, 3, 6 Б 2, 4, 5

3 (по 0,5)

А 1, 3, 5 Б 2, 4, 6

3 (по 0,5)

IV. Задания со свободным ответом

IV. Задания со свободным ответом

1

Увеличение массы растения произошло за счет образования и накопления органических веществ (в процессе фотосинтеза) и минеральных веществ, поглощенных растением из почвы (поэтому вес почвы уменьшился).

2

1

В горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду, т.к. от жары происходит обильное потоотделение и вместе с потом из организма удаляются соли, происходит обезвоживание.

2

2

1. ДНК – из двух цепей, РНК – из одной цепи

2. АО Аденин в ДНК заменяется на Урацил в РНК

3. В ДНК углевод дезоксирибоза, в РНК - рибоза

3

2

1. ДНК – из двух цепей, РНК – из одной цепи

2. АО Аденин в ДНК заменяется на Урацил в РНК

3. В ДНК углевод дезоксирибоза, в РНК - рибоза

3

3

Дано: А – 620 = 20% Решение: 1) Т=А= 620=20%

Найти: Т, Г, Ц -? 2) Г=Ц= 100-40=60% : 2 = 30%

L ДНК -? 3) 1240 – 40%

х – 100%

х = (1240*100) / 40 = 3100 (всего нуклеотидов)

3100-1240=1860 (Г+Ц)

1860 : 2 = 930 (Г=Ц)

( 930+620)* 0,34 = 527 нм (длина ДНК)

Ответ: Т= 620=20% Г=Ц= 930 = 30% L ДНК =527 нм

5

3

Дано: А – 460 =16% Решение: 1) Т=А = 460 =16%

Найти: Т, Г, Ц -? 2) Г=Ц= 100-32 =68% : 2 = 34%

L ДНК -? 3) 920 – 32%

х – 100%

х = (920*100) / 32 = 2875 (всего нуклеотидов)

2875 -920 =1955 (Г+Ц)

1955 : 2 = 977,5 (Г=Ц)

(460+977,5)* 0,34 = 488,75 нм (длина ДНК)

Ответ: Т= 460 =16% ; Г=Ц= 977,5=34%; L ДНК =488,75 нм

5

Максимальное количество баллов – 25

отметка

количество баллов

«5»

25 - 23

«4»

22 - 18

«3»

17 - 12

«2»

меньше 12

Зачет по теме «Строение клетки» (к уроку № 9)

Цель: проверить качество знаний о строении клетки и ее основных органоидах, их функции; умение сравнивать органоиды клетки по строению и функциям, а также определять признаки сходства и различия клеток растений и животных

I. Распределите характеристики соответственно органоидам клетки (поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида).

Органоиды

Характеристики

1. Плазматическая мем­брана

2. Ядро

3. Митохондрии

4. Пластиды

5. Рибосомы 6.ЭПС

7. Клеточный центр

8. Комплекс Гольджи

9. Лизосомы

10. Цитоскелет

11. Жгутики и реснички

А) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке

Б) Синтез белка

В) Фотосинтез

Г) Движение органоидов по клетке

Д) Хранение наследственной ин­формации

Е) Немембранные

Ж) Синтез жиров и углеводов

3) Содержит ДНК

И) Одномембранные

К) Обеспечение клетки энергией

Л) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение

М) Движение клетки

Н) Двухмембранные

О) Связь клетки с внешней средой

П) Управление цитоскелетом и делением ядра

Р) Есть только у растений

С) Есть только у животных



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по биологии для 10, 11 классов на 2009/10 уч год

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г.
  2. Рабочая программа по биологии 10 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа для 10 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый) и (профильный) уровни.
  3. Учебного курса по биологии для 10 класса

    Пояснительная записка
    Программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни ) и программы курса биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)
  4. Приказ № от 20 г Рабочая программа по географии для 10 общеобразовательного класса среднего (полного) общего образования

    Рабочая программа
    Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах.
  5. Учебного курса биологии 11 класс Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса

    Пояснительная записка
    разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни ) 2006 г. и Программы курса биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)

Другие похожие документы..