Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Республика Беларусь за время существования на мировой арене в качестве независимого суверенного государства прошла непростой, но достаточно успешный п...полностью>>
'Документ'
Инвестиционная деятельность - это процесс аккумуляции и вложения инвестиционных ресурсов с целью приумножения имеющихся совокупных активов предприяти...полностью>>
'Документ'
РАЗРАБОТАНЫ НИИЖБ Госстроя СССР (д-р техн. наук, проф. А.А.Гвоздев - руководитель темы; доктора техн. наук А.С.Залесов, Ю.П.Гуща; д-р техн. наук, про...полностью>>
'Документ'
Красноярский край является одним из самых больших регионов России: общая площадь составляет 2 366,8 тыс. кв. км (13,7 % территории Российской Федерац...полностью>>

Бесплатные обучающие программы по биологии www history ru/freebie htm Открытый колледж ООО «Физикон» электронный учебник сд диск «Открытая биология» www college ru/biology

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

11 класс

Биология

Зачёт по теме «Клетка»

1. История изучения клетки. Клеточная теория.

2. Химический состав клетки.

3. Строение эукариотической и прокариотической клетки.

4. Реализация наследственной информации в клетке.

5. Вирусы.

Литература:

1. «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс» В.И. Сивоглазов И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Москва «Дрофа»2007.

Интернет - ресурсы по биологии:

  1. поисковые системы для получения материалов, рефератов

www.referat.ru и www.referatov.net

  1. Сервера производителей CD дисков программных продуктов

  • Издательство «Кирилл и Мефодий» www.km.ru

  • Программы- репетиторы по биологии – Издательство «1 С» www.1C.ru

  • Бесплатные обучающие программы по биологии www. /freebie.htm

  • Открытый колледж ООО «Физикон» электронный учебник СД – диск «Открытая биология» /biology/

  1. Сервера периодических изданий:

  • Путеводитель «В мире науки » для школьников. Раздел «Биология»./~nauka/BIOL/boil.htm

  • Школьный мир: Биология//school.holm/ru/predmet/bio/

  • Всё образование: Биология // /predmet/bio/

Клеточная теория.

Знать:

Основные положения клеточной теории.

Уметь:

Применять их для доказательства материального единства органического мира

Вопросы для изучения:

прочитайте п. 2.1

  1. история открытия клетки, этапы её изучения, учёные и их работы, посвящённые формированию и разработке основных положений клеточной теории

  2. основные положения клеточной теории

Вопросы для повторения и задания:

1. Перечислите основные положения клеточной теории.

2.Подумайте, для каких представителей органического мира понятия «Клетка» и «Организм » совпадают?

Химическая организация клетки

Знать:

Химический состав клетки.

Особенности строения молекулы воды.

Роль воды в жизнедеятельности клетки.

Значение катионов и анионов в жизнедеятельности клетки.

Уметь:

Доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементном составе клетки.

Вопросы для изучения:

прочитать п. 2.2

  1. Элементный атомный состав клетки.

  2. Макроэлементы.

  3. Микроэлементы.

  4. Ультрамикроэлементы.

  5. Роль внешних факторов в формировании химического состава живой природы.

  6. Неорганические вещества (вода, минералы).

Задание:

Заполните таблицу, она поможет вам закрепить и систематизировать основной материал:

Химические вещества клетки и их значение

Вещества

Характерные особенности химического строения

Степень растворимости (гидрофильные или гидрофобные)

Биологическая роль в клетке

Вода

Минеральные соли

Органические вещества (белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты).

Белки.

Знать:

Уникальные особенности строения молекул белков

Важнейшую роль белков в жизнедеятельности живых организмов на основе изучения свойств и функций белков

Понятие «ферменты»

Уметь:

Выявлять взаимосвязь строения и функций веществ.

Вопросы для изучения:

прочитать п.2.5

  1. Специфика строения органических веществ, основу которых составляют полимерные цепочки из атомов углеводов; их многообразие.

  2. Особенности строения молекулы белка как биополимера.

  3. Структуры белка.

  4. Физико-химические свойства белков.

  5. Белковая природа ферментов.

  6. Функции белков.

Заполните таблицу, она поможет вам закрепить и систематизировать основной материал:

Уровни организации макромолекул

Название структур белка

Особенности структуры

Характерные химические связи

Липиды.

Знать:

Особенности строения, свойства и функции липидов.

Уметь:

Выявлять взаимосвязь строения и функций веществ.

.

Вопросы для изучения:

прочитать п.2.4

  1. Особенности строения молекулы жира.

  2. Строительная функция жиров, обусловленная особенностями строения их молекул.

  3. Энергетическая и теплоизоляционная функции жиров.

Вопросы для самоконтроля:

Вспомните из курса «Человек и его здоровье» функции витаминов; симптомы их недостаточности.

Углеводы.

Знать:

  1. Особенности строения полисахаридов как регулярных биополимеров.

  2. Функции полисахаридов.

Уметь:

Выявлять взаимосвязь строения и функций веществ.

Вопросы для изучения:

прочитать п.2.5 до стр.42

  1. Углеводы, особенности строения молекулы.

  2. Классификация углеводов.

  3. Простые углеводы: моносахариды. Дисахариды. Их содержание в клетках, особенности строения и функции.

  4. Сложные углеводы, строение молекул, функции, выполняемые ими в клетках и в организмах (структурная, энергетическая, запасающая).

Вопросы для самопроверки:

1. При интенсивной деятельности нужна глюкоза. Участникам лыжных пробегов в пути дают глюкозу. Почему?

2. В клетках каких организмов больше углеводов – у растений или у животных? Объясните.

3. Какой простой углевод служит мономером крахмала, гликогена, целлюлозы?

Заполните таблицу, она поможет вам закрепить и систематизировать основной материал:

Вещества

Характерные особенности химического строения

Биологическая роль в клетке

Белки

Липиды

Углеводы

Нуклеиновые кислоты

Знать:

  1. Особенности строения нуклеиновых кислот как биополимеров.

  2. Типы нуклеиновых кислот.

  3. Различия в строении ДНК и РНК.

  4. Механизм удвоения ДНК, роль этого механизма в передаче наследственной информации.

  5. Функции ДНК.

  6. Виды РНК в клетке, место их синтеза и функции.

Уметь:

  1. схематично изображать процесс удвоения ДНК.

Вопросы для изучения:

прочитать п.2.6

  1. Локализация нуклеиновых кислот в клетке.

  2. Восемь типов нуклеотидов и их строение.

  3. Дезоксирибонуклеиновая кислота: структура, функции.

  4. Рибонуклеиновая кислота, виды, функции.

Задания:

Заполните таблицу:

Типы нуклеиновых кислот

Характерные особенности строения

Сходство

Различие

Местонахождение в клетке

Биологическое значение

ДНК

РНК

Вопросы для самоконтроля:

  1. Чем отличается ДНК от и-РНК?

  2. Фрагменты одной из цепей ДНК имеют следующий состав:

Г

Г

Г

Ц

А

А

А

Ц

А

В соответствии с принципом комплементарности достройте фрагменты второй цепи ДНК.

3. Какие изменения произойдут с данными участками ДНК при подготовке клетки к делению?

Г-Ц Ц-Г

Г-Ц А-Т

Ц-Г А-Т

А-Т Г-Ц

А-Т А-Т

А-Т Т-А

Ц-Г Ц-Г

Ц-Г Т-А

А-Т А-Т

Эукариотическая клетка.

Знать:

Строение и функции главных частей клетки.

Особенности строения мембранных и немембранных компонентов клетки.

Вопросы для изучения:

Прочитать п.2.7, 2.8

  1. Общие черты строения эукариотической клетки.

  2. Особенности строения и функции цитоплазмы.

  3. Строение и функции наружной цитоплазматической мембраны.

  4. Эндоплазматическая сеть, особенности строения и функций двух видов мембран эндоплазматической сети: гладкой и шероховатой.

  5. Рибосомы, строение и функции.

  6. Комплекс Гольджи, особенности строения и функции.

  7. Митохондрии.

  8. Лизосомы.

  9. Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения.

  10. Ядро - важнейший компонент клеток растений, животных и грибов. Функции ядра.

  11. Кариотип.

Заполните таблицу, она поможет вам закрепить и систематизировать основной материал:

Части и органоиды клетки

Особенности строения

Функции

Цитоплазма

Наружная клеточная мембрана

Эндоплазматическая сеть

Рибосомы

Комплекс Гольджи

Митохондрии

Лизосомы

Пластиды

Клеточный центр

Вакуоль

Прокариотическая клетка

Знать:

Особенности прокариотической клетки.

Роль бактерий и сине-зеленых водорослей (цианобактерий) в жизни людей и в природе.

Вопросы для изучения:

прочитать п. 2.9

  1. Бактерии: строение, особенности содержания наследственного вещества и органоидов.

  2. Повсеместное распространение бактерий, их роль в природе и жизни людей.

  3. Особенности строения и функционирования сине-зеленых, экологическая роль цианобактерий.

Для закрепления материала заполните таблицу:

Признаки

Прокариоты

Эукариоты

Размер

Клеточная стенка

Ядро

Генетический материал

Мембранные органоиды

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чём заключается значение и экологическая роль прокариотов в биоценозах?

  2. В чём сущность процесса спорообразования у бактерий?

  3. Каким образом болезнетворные микроорганизмы влияют на состояние макроорганизма (хозяина)?

Реализация наследственной информации в клетке.

Знать:

Основной процесс метаболизма – биосинтез белка.

Генетический код.

Сущность матричных реакций.

Вопросы для изучения:

прочитать п. 2.10.

  1. Генетический код.

  2. Два этапа биосинтеза белка: транскрипция, трансляция..

  3. Значение и роль ферментов и энергии в биосинтезе белка.

Заполните таблицу:

Компоненты биологического синтеза белка

Функции в процессе

ДНК

и-РНК

т-РНК

Рибосомы

Ферменты

Аминокислоты

АТФ

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите органоиды клетки, с которыми связан биосинтез белков.

  2. Как осуществляется биосинтез белков?

  3. В чём заключается единство ассимиляции и диссимиляции?

  4. Как регулируется синтез вещества и энергии в клетке? Какова роль ферментов в процессе обмена веществ и энергии?

  5. Фрагмент белка имеет в своём составе аминокислоты: фенилаланин – аспарагин – цистеин - серин. Каков будет их код в ДНК?

  6. ДНК содержит такую последовательность нуклеотидов: АЦГЦГААЦЦАЦА. Какие аминокислоты закодированы в ней?

  7. Назовите основные синтетические реакции процесса.

Неклеточная форма жизни – вирусы.

Знать:

Роль вирусов в природе и жизни людей

Особенности внутриклеточного паразитизма вируса

Строение и жизнедеятельность вируса во взаимодействии с клекой

Опасность заражения вирусом СПИДа.

Вопросы для изучения:

прочитать п.2.11

  1. История открытия функционирования некоторых вирусов, возникновение вирусологии.

  2. Химический состав и строение вирусов.

  3. Механизм взаимодействия вируса с клеткой.

  4. Бактериофаг.

  5. Роль вирусов в природе и жизни людей.

  6. Особенности функционирования вируса СПИДа.

Задание:

используя знания о путях распространения вирусных бактериальных инфекций, предложите пути предотвращения инфекционных заболеваний.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему вирус может проявить свойства живого организма, только внедрившись в живую клетку?

  1. Почему вирусные заболевания имеют характер эпидемий? Охарактеризуйте меры борьбы с вирусными инфекциями.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по использованию икт на уроках информатики, математики и физики

    Методические рекомендации
    Сегодня в распоряжении все большего числа учащихся имеются такие мощные инструменты фиксации наблюдений, как цифровое фото, видео, аудио, ПК. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет
  2. Образовательные сайты и проекты Сетевые сообщества педагогов

    Документ
    Крупные сайты, поддерживаемые большим коллективом авторов, с постоянным обновлением информации. Предоставляют большой спектр информации образовательной сферы.
  3. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  4. Н. О. Фоминой Редакция литературы по биологии Федеральная целевая программа

    Программа
    ISBN 5-03-002531-6 (русск.) © Oxford University Press 1976 ISBN 0-19-286092-5 (англ.) The Edition © Richard Dawkins 1989 This book was originally published in the English language by Oxford University Press, Oxford, England © перевод
  5. Постановлением Администрации Алтайского края №551 от 14. 12. 10 г утверждена ведомственная целевая программа

    Программа
    Основная образовательная программа общего образования разработана педагогическим коллективом МОУ СОШ № 102 г. Барнаула, с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения,

Другие похожие документы..