Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Цель: повторение основных этапов в развитии отечественной космонавтики, расширение кругозора учащихся, развитие творческих способностей и навыков гру...полностью>>
'Книга'
Тогда в присутствии Васудевы 2 Майя 3 сказал Партхе,4 обратившись к нему с кроткими словами и с почтительно сложенными ладонями, приветствуя его снов...полностью>>
'Исследовательская работа'
Меня заинтересовало, кто жил на нашей улице много лет назад, когда мы с папой нашли в дедушкиной библиотеке справочник «Вся Москва за 1898 год». Мы пр...полностью>>
'Документ'
06:00 – Приезд в Кострому. Встреча с экскурсоводом. Начало обзорной экскурсии по городу ( Пожарная каланча, Гауптвахта, ансамбль торговых рядов, Суса...полностью>>

Методика преподавания специальных дисциплин учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению: 070100. 62 «Музыкальное искусство»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИНСТИТУТ МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению:

070100.62 «Музыкальное искусство»

профиль подготовки:

070100.62 «Инструменты эстрадного оркестра»

(Высшее профессиональное образование)

Кафедра Инструментов эстрадного оркестра

Дисциплина Методика преподавания специальных дисциплин

Форма обучения дневная, заочная

Объем дисциплины ОДО – 70 груп. часов

ОЗО – 24 груп. часов

Статус дисциплины дисциплина специализации

Составитель: зав. кафедрой инструментов эстрадного оркестра

ФГОУ ВПО «ТГАКИ и СТ» В.Б. Дрозд

Тюмень

2010

Содержание по дисциплине «Методика преподавания специальных дисциплин»

специальность  070100.62 «Музыкальное искусство»

профиль 070100.62 «Инструменты эстрадного оркестра»:

  1. Документальная основа УМК ........................................................................... 3

  2. Требования ГОС к минимуму содержания дисциплины ............................. 4

  3. Общая трудоемкость дисциплины .................................................................... 4

  4. Пояснительная записка ....................................................................................... 4

Цель изучения дисциплины ............................................................................ 4

Задачи .................................................................................................................. 5

Место курса в профессиональной подготовке ............................................ 5

Оценочные критерии итогового контроля ................................................... 5

Формы самостоятельной работы студента .................................................. 6

5. Тематический план ............................................................................................... 5

6. Детализация содержания дисциплины.............................................................. 7

7. Требования к конечному уровню освоения программы дисциплины

и формы промежуточного и итогового контроля ........................................... 10

Требования к написанию курсовой работы ..................................................... 10

8. Библиографический список ...................................................................................... 11

  1. Документальная основа УМК

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе:

- требований ГОС ВПО в области культуры и искусства к минимуму содержания и

уровню подготовки по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство», профиль

070100.62 «Инструменты эстрадного оркестра» от 24.06.2003 г., введенного в

действие 24.06.2003 г.

- «Рекомендаций по разработке УМК образовательных дисциплин» учебно-методического

управления ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и

социальных технологий»

- примерной программы дисциплины " Методика преподавания игры на гитаре"

Федерального компонента цикла СД ГОС СПО второго поколения по специальности по

специальности 070109 Музыкальное искусство эстрады, специализация 070109

Инструменты эстрадного оркестра (сост. Гарин А.Ф., Фадеева В.Е., реценз. Суджян

М.А.), рекомендованной Учебно-методическим объединением СПО по группе

специальностей 0500 Федерального агентства по культуре и кинематографии 15.09.2005

- примерной программы дисциплины " Методика обучения игре на фортепиано"

Федерального компонента цикла СД ГОС СПО второго поколения по специальности

070109 Музыкальное искусство эстрады, специализация 070109

Инструменты эстрадного оркестра (сост. Савинкова Н.Л., Краснова Т.Л., реценз.

Адамьянц Э.А.), рекомендованной Учебно-методическим объединением СПО по группе

специальностей 0500 Федерального агентства по культуре и кинематографии 15.09.2005

- примерной программы дисциплины " Методика преподавания игры на тромбоне"

Федерального компонента цикла СД ГОС СПО второго поколения по специальности 070109 Музыкальное искусство эстрады, специализация 070109

Инструменты эстрадного оркестра (сост. Лебедев В.Г., реценз. Резанцев С.К., Савин

Е.А.), рекомендованной Учебно-методическим объединением СПО по группе

специальностей 0500 Федерального агентства по культуре и кинематографии 15.09.2005

- УМК "Методика обучения игре на фортепиано" Федерального компонента цикла СД ГОС ВПО второго поколения по специальности 070101.65 «Инструментальное исполнительство (фортепиано)» (сост. Аскарова О.Б.)

- уровня развития информационных технологий, материально-технической базы и

степени доступности информационных ресурсов в рамках организации учебного

процесса ТГАКИ и СТ на 2010г.

2. Требования ГОС к минимуму содержания дисциплины

СД.09 Методика преподавания специальных дисциплин

Изучение специфики эстрадно-джазового исполнительства: особенности нотной записи; синкопирование, дробление долей; акцентирование, штрихи, артикуляция; функции и взаимодействие оркестровых групп. Изучение особенностей коллективного музыкального творчества, характерного для этого жанра: переменность функций участников ансамбля; поиск общей исполнительской манеры; громкостная динамика как важное средство музыкальной выразительности; импровизация, подготовка сольных эпизодов; ритмическая дисциплина как основа любого эстрадно-джазового музицирования; достижение единства исполнительских намерений. Планирование работы преподавателя, воспитание у студентов активного интереса к расширению своего музыкального кругозора.

Уровень довузовской подготовки:

Обучение на базе среднего специального образования – выпускники музыкальных специальностей музыкальных школ – "десятилеток" (СМШ), училищ, колледжей

3. Общая трудоемкость дисциплины

Виды занятий

Всего

часов

Ауд

Сам

По семестрам Аудиторные/Самостоятельные

VI

VII

Лекционные занятия

ОДО

36

70

34/34

36/36

Практические занятия

ОДО

34

Лекционные занятия

ОЗО

12

116

8/56

8/60

Практические занятия

ОЗО

4

4. Пояснительная записка.

Цели и задачи изучения дисциплины.

Функциональная нагрузка и межпредметные связи дисциплины

Цель дисциплины:

Подготовка специалистов-оркестрантов высшей квалификации для дальнейшей практической деятельности в области инструментальной джазовой и эстрадной музыки в качестве преподавателей блока специальных дисциплин в начальном и среднем звене, профессионально владеющих навыками организации и руководства эстрадно-джазовыми коллективами.

Задачи дисциплины:

- выработка индивидуального подхода к обучению в классах специальных дисциплин, учитывающего как профессиональные так и личностные качества обучаемого

- понимание особенностей инструментов в части выработки последовательности постановки задач и выработки их решений в процессе обучения

- навыки работы с методической литературой, в т.ч. с использованием новейших информационных технологий

- знание ресурсной базы современного образовательного процесса: видеошколы, мультимедийные пособия, программное обеспечение, Интернет

- владение технологиями создания собственных учебно-методических материалов, обеспечивающих качество образовательного процесса

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс " Методика преподавания специальных дисциплин " является важнейшим обобщающим элементом учебного процесса, формирующим единую систему профессиональных педагогических принципов – фундамент для будущей педагогической деятельности специалиста. Предмет является базовым в части подготовки выпускника к сдаче Государственного экзамена "Музыкальное исполнительство и педагогика".

Требования к конечному уровню освоения программы дисциплины и формы промежуточного и итогового контроля

По каждой теме плана курса студент выступает на семинарском занятии в форме доклада или открытого занятия с учеником/студентом. В течении VII семестра студент помимо выступлений на семинарах пишет курсовую работу, которая явится основой будущей дипломной работы – государственного экзамена "Музыкальное исполнительство и педагогика"

Оценочные критерии итогового контроля

Оценка удовлетворительно выставляется при соответствии номенклатуры и содержания письменной работы Требованиям к написанию курсовой работы (стр.10)

Оценка хорошо предполагает глубокое и всестороннее освещение заявленной темы, с использованием материала из области музыкальной психологии и педагогики.

Оценка отлично выставляется при наличии описания в работе собственного исполнительского и педагогического опыта, обобщенного на базе понятийного аппарата музыкальной педагогики и музыкальной психологии.

Формы самостоятельной работы студента

Регулярный мониторинг Интернет ресурсов на предмет современных исследований по тематике курсовой и дипломной работы

Изучение базовых научных работ по музыкальной психологии и музыкальной педагогике

Изучение методической литературы крупнейших мастеров-инструменталистов в области академической и эстрадно-джазовой музыки.

5. Примерный тематический план

№№

тем

Наименование тем

Количество часов. ОДО/ОЗО

VI семестр

VII семестр

лек

сем

сам.

лекц.

сем

сам

Введение

2

1

Музыкальные способности. Воспитание свойств личности, необходимых для обучения игре на инструментах ЭО.

4

4

10

2

Специфика работы педагога в старших классах детской музыкальной школе и музыкальном училище.

4

6

6

3

Планирование процесса обучения, составление индивидуальных планов.

4

2

6

4

Проведение уроков и организация самостоятельных занятий ученика/студента.

4

4

8

5

Индивидуальные занятия: Особенности работы в классе специального инструмента.

Методика преподавания индивидуальных специальных дисциплин: родственный инструмент, дирижирование и чтение оркестровых партитур, аранжировка.

4

6

6

6

Групповые занятия: Особенности преподавания практических групповых дисциплин: оркестровый класс и ансамбль.

Методика преподавания теоретических групповых дисциплин: инструментоведение, история исполнительства.

4

4

12

7

Особенности предконцертного периода подготовки.

2

4

8

Использование современных компьютерных технологий в классах специальных дисциплин.

4

6

12

9

Технологии создания учебно-методических пособий.

4

2

6

Всего: 18 16 30 18 18 40

6. Детализация содержания дисциплины

Темы занятий.

Введение.

Исторический экскурс: общие принципы отечественной исполнительской и педагогической школ. Методическая мысль в России, специальные работы: «Школы», «Правила преподавания», «Путеводители при обучении» и т. д.

Методика как часть индивидуальной художественной подготовки будущего специалиста и способ передачи знаний, умений и навыков в области инструментального эстрадно-джазового исполнительства.

Цели и задачи курса методики в вузе. Структура курса методики, формы проведения занятий.

Реализация в методике принципов отечественной педагогики: воспитывающее и развивающее обучение, последовательность и систематичность. Личность педагога. Разнообразие форм и методов педагогического воздействия. Принцип индивидуального подхода к ученику.

Преемственные ступени обучения в системе «школа-училище-вуз».

1. Музыкальные способности. Воспитание свойств личности, необходимых для обучения игре на инструментах ЭО.

Разработка проблематики способностей, необходимых для музыкальной деятельности в трудах психологов и педагогов. Творческие способности. Психологические аспекты в структуре творческой личности.

Основные задачи, возникающие перед педагогом специального класса в отношении развития общих и специальных способностей учащихся. Существующие системы определения музыкальных способностей.

Необходимость неустанного внимания к развитию музыкального слуха учащихся, всех его компонентов и разновидностей. Методы развития слуха. Активизация развития слуха (транспонирование, чтение с листа, игра в ансамбле, слушание музыки с нотами в руках). Проверка качества звучания посредством вслушивание в своё исполнение.

Роль воображения в исполнительском процессе для познания и творческого воссоздания композиторского замысла по нотной записи (оперирование музыкальными образами, создание творческих вариантов исполнения, построение целостной исполнительской концепции). Приёмы развития творческого воображения в классе по специальности.

Воспитание сознательной дисциплины, настойчивости и целеустремлённости в работе. Роль внимания в работе пианиста за инструментом. Проблема сознания и интуиции в деятельности музыканта – исполнителя. Исполнительская воля и её проявление в деятельности выдающихся музыкантов.

2. Специфика работы педагога в детской музыкальной школе и музыкальном училище.

Детская музыкальная школа – база воспитания музыкантов – любителей и музыкантов – профессионалов Проблема дифференциации общей и специальной подготовки учащихся.

Развитие музыкальности, образных представлений, воображения, художественной чуткости и творческой активности ученика путём слушания музыки, пения, сольфеджирования. игр и ритмических упражнений, подбора по слуху, транспонирования.

Последовательное ознакомление учащихся с кругом образов, жанров, выразительных средств музыкальной литературы и творчества её крупнейших представителей. Принципы подбора педагогического репертуара.

Значение самостоятельной работы ученика. Необходимость овладения и совершенствования навыками чтения с листа, игры в ансамбле, аккомпанемента.

Поступление в училище – новый этап развития учащихся: их становление на путь музыкального профессионализма. Планомерное и целеустремлённое формирование в ученике музыканта – профессионала для ведения разнообразной работы после окончания училища: исполнительской, педагогической, лекторско – просветительской, организационной.

Начальный этап обучения в училище как один из самых сложных и ответственных. Поиск на этой основе соответствующей направленности в обучении ученика. Активизация развития самостоятельности ученика.

Роль педагога специального класса в подготовке учащихся к педагогической деятельности. Воспитание интереса к ней.

3. Планирование процесса обучения, составление индивидуальных планов.

Научные предпосылки организации занятий. Планирование занятий, исходя из ближайших целей обучения. Составление индивидуальных планов с учетом возрастных особенностей и степени одаренности ученика. Содержание индивидуальных планов: характеристика учащегося, репертуар для изучения и ознакомления, данные о выступлениях на зачётах и экзаменах.

Задачи оптимального охвата стилей, жанров и форм в репертуаре ученика, пропорциональность сочетания художественного и инструктивного материала и накопления репертуара. Последовательность усложнения средств выразительности и технических приёмов в изучаемом репертуаре с учётом возрастной психологии.

Произведения классиков прошлого и современности, систематическая работа над сочинениями XX – XXI века для формирования современного музыкально – исполнительского мышления. Воспитание интереса к новым средствам выразительности и технических приемов.

Критерии отбора новых произведений для учебных целей: содержательность, яркость художественных образов, дидактическая функция.

4. Проведение уроков и организация самостоятельных занятий ученика/студента.

Проблема индивидуальных занятий в педагогическом процессе. Рациональная организация урока – одно из важнейших проявлений педагогического мастерства.

Подготовка педагога к уроку (исполнительское овладение произведением, анализ предыдущего занятия, планирование урока).

Цели и задачи урока, его построение. Подготовка педагога к уроку. План урока. Построение и характер урока в зависимости от уровня развития, возраста и музыкально – пианистической подготовки ученика.

Типы уроков: индивидуальное занятие; групповое занятие; тематический урок, открытый урок.

Виды работы на уроке: прослушивание подготовленных учеником произведений; работа над ними в классе; словесные пояснения педагога и показ; задания и рекомендации к самостоятельной домашней работе ученика. Зависимость формы занятий от конкретных задач, стоящих перед учеником.

Содержание урока: проверка выполнения домашнего задания (способы проверки), проработка учебного материала. Использование методов наведения.

Создание на уроке творческой обстановки, умение педагога увлечь ученика, побудить его к творческой активности. Исполнение педагога на инструменте, опасность механического копирования игры учеником. Мера соотношения во время занятий звучания музыки и слова – пояснения.

Работа на уроке в период подготовки к публичному выступлению. Коллективные прослушивания. Открытые уроки, их значение, формы и методы проведения.

Значение самостоятельной работы в формировании самостоятельности ученика.

Режим самостоятельных занятий. Организация и дисциплина работы. Проблема количества и качества занятий. Концентрация внимания на поставленной задаче. Исправление и профилактика ошибок. Проблемы самоконтроля при домашних занятиях. Особенности домашней работы на различных этапах обучения.

  1. Индивидуальные занятия:
Особенности работы в классе специального инструмента.

Методика преподавания индивидуальных специальных дисциплин:

родственный инструмент, дирижирование и чтение оркестровых партитур,

аранжировка.

Работа над музыкальным произведением

Характеристика целей и задач. Виды работы над музыкальным произведением: ознакомление, эскизное разучивание, подготовка к публичному выступлению поддержание и возобновление в репертуаре пройденных произведений. Значение этих видов работы. Систематическое повторение пройденных произведений для закрепления исполнительских умений и накопления репертуара. Деление процесса работы на три этапы, взаимопроникновение этапов.

Задача первого этапа – создание первоначального варианта исполнительской концепции. Важность ознакомления с эстетическими взглядами и творчеством композитора в целом. Значение навыков чтения с листа.

Второй этап работы. Дальнейшее тщательное изучение нотного текста, уточнение исполнительских задач, связанных с особенностями образного строя, формы и музыкального языка сочинения. Отличие чтения с листа от разбора. Типы редакций, выбор редакции. Выбор аппликатуры. Работа над спецификой музыкального языка (ритм, фактура, гармония, мелодия и т.д.). Значение работы над деталями для уточнения и углубления исполнительского замысла.

Завершающий этап работы – продолжение работы над совершенствованием технической стороны исполнения, художественной отделки деталей и целостностью интерпретации. Выразительное значение кульминаций. Проигрывание произведения целиком.

  1. Групповые занятия:

Особенности преподавания практических групповых дисциплин:

оркестровый класс и ансамбль.

Методика преподавания теоретических групповых дисциплин:

инструментоведение, история исполнительства.

Структура репертуара. Академический репертуар. Работа над полифонией. Работа над произведениями малых форм. Работа над крупной формой. Работа над гаммами, этюдами и специальными упражнениями.

Эстрадно-джазовый репертуар. Особенности воспроизведения нотного текста. Рэгтаймы. Свинг. Баллады. Исполнение мелодии с цифровкой. Снятие композиций. Транскрипция оркестровых и ансамблевых звучаний.

Использование компьютерных программ для подбора по слуху, снятия и разучивания композиций. Создание нотного материала.

Работа с нотными ресурсами в сети Интернет. Работа с аудио и видео ресурсами.

7. Особенности предконцертного периода подготовки.

Подготовка к эстрадному выступлению Задачи предконцертного периода. Режим занятий, психологическая подготовка к публичному выступлению. Эстрадное волнение, формы его проявления, способы преодоления чрезмерного волнения. Воспитание серьёзного и ответственного отношения ученика к каждому публичному выступлению.

Эстрадное выступление – новый этап работы над произведением. Состояние творческого подъёма, элементы импровизационности исполнения в рамках трактовки, намеченной в период подготовительной работы. Необходимость учёта условий концертных выступлений (акустика, качество инструмента, состав аудитории и т.д.).

Проблемы эстрадного волнения. Особенности проведения репетиции перед концертом: психологический настрой, напряжение воле, творческая свобода.

8. Использование современных компьютерных технологий в классах специальных дисциплин.

Использование аудио школ с материалом "минус 1, 2, ...". Создание "минус"-продуктов.

Программа ВВ для эмуляции аккомпанемента ритм-секции. Создание "метрономов" в ВВ. Создание режимов читки с листа в ВВ.

Снятие оригинальных композиций и самостоятельное создание фонограмм "минус". Программы "Transcribe!" и "Sonar".

Создание нотного материала в программах Sibelius и Finale.

Работа с ресурсами сети Интернет.

Материальное обеспечение класса для работы с современными музыкально-компьютерными техеологиями.

9. Технологии создания учебно-методических пособий.

Принципы формирования требований итоговой аттестации. Создание проверочных тестов. Создание методических указаний. Создание традиционных учебных пособий.

Создание мультимедийных учебных пособий. Особенности учебного материала для детей на начальных этапах обучения.

7. Требования к конечному уровню освоения программы дисциплины и формы промежуточного и итогового контроля

По каждой теме плана курса студент выступает на семинарском занятии в форме доклада или открытого занятия с учеником/студентом. В течении VII семестра студент помимо выступлений на семинарах пишет курсовую работу, которая явится основой будущей дипломной работы – государственного экзамена "Музыкальное исполнительство и педагогика"

Требования к написанию курсовой работы

Курсовая работа является одной из форм самостоятельной научно – исследовательской работы студентов. Написание курсовой даёт им возможность развить умения и навыки исследовательской работы; оказывает помощь в приобретении опыта подбора и анализа литературных источников; является своеобразным итогом предметов психолого – педагогического цикла: психологии, педагогики, методики и педагогической практики. Данная работа помогает теоретически осмыслить исполнительскую и педагогическую деятельности.

Как правило, курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, библиографии и приложений (по необходимости). Каждая из частей несёт традиционную смысловую нагрузку и содержание.

В введении обосновывается актуальность и практическая значимость проблемы, определяются основные задачи курсовой работы.

Теоретическая часть, помимо решения вопросов теории избранной проблемы, предполагает проекцию на цели и характер практической части.

В свою очередь практическая часть основывается на результатах собственного практического исследования автора в соответствии с выбором темы. В конце практической части подводится итог исследования, даются рекомендации и оценка проведённой работы.

Заключение содержит общие выводы по изучаемой проблеме

Список использованной литературы – ещё один обязательный компонент курсовой работы, который располагается за заключением.

Составной частью курсовой работы может быть приложение, в которое могут входить планы, программы, нотные примеры и другое.

8. Библиографический список.

Основная литература

  1. Бехтерев, В. М. Общие основы рефлексологии человека / В. М. Бехтерев. – Москва: 1928

  2. Баренбойм, Л. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. Баренбойм. – Ленинград: Советский композитор, 1974.

  3. Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. – Москва: Знание, 1972.

  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика, 2002.

  5. Кременштейн, Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано / Б. Кременштейн – Москва: Классика XXI век, 2003.

  6. Маккинон, Л. Игра наизусть / Л. Маккинон. – Москва: Классика XXI век, 2004.

  7. Пономарёв, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарёв – Москва: Наука, 1976.

8. Теплов. Б. Психология музыкальных способностей / Б. Теплов. – Москва: Музыка, 2003.

9. Ухтомский, А.А. Избранные труды / А. А. Ухтомский. – Ленинград: Наука, 1978.

10. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха / Г.И. Шатковский. – Москва: Музыка, 1996.

Дополнительная литература

  1. Алексеев, А. Д. Работа над музыкальным произведением с учениками школы и училища / А. Д. Алексеев – Москва: Музгиз, 1957.

  2. Аршевич, С. Практическое руководство по игре на бас гитаре / С. Аршевич – Москва: Музыка, 1988.

  3. Бриль, И. Практический курс джазовой импровизации. / И.Бриль – Москва:

Советский композитор. - Вып 1.- 1979; Вып. 2.-1987.

  1. Верейский, В. Некоторые принципы исполнения эстрадной му­зыки на бас-гитаре. / В. Верейский – Москва: Музыка, 1978.

  2. Ковалевский, М. Школа игры на ударной установке / М. Ковалевский – Москва: Музыка, 2000.

  3. Колин, Ч. Полная школа игры на трубе / Ч. Колин. – Санкт-Петербург: Музыка, 1998

  4. Кузнецов, А. Из практики джазового гитариста. / А. Кузнецов – Москва: Музыка, 1991.

  5. Манилов, Г. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре. / Г.

Манилов, В. Молотков – Москва: Музыка, 1983.

  1. Михайлов, Л. Школа игры на саксофоне. / Л. Михайлов – Москва: Музыка, 1975.

  2. Педагогический репертуар для тромбона и фортепиано. / Сост. В. Блажевич. – Москва: Сов. Композитор, 1958

  3. Усов, Ю. Сто секретов трубача / Ю. Усов. – Москва: Сов.композитор, 2005.

  4. Шакуров А. Развитие техники игры и координации движений при игре на ударной установке. / А. Шакуров – Москва: Музыка, 1988. Вып. 1-3.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вейсон Марианна Ярославовна, преподаватель кафедры «Вокальное искусство» фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий». учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    на учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» специальности «Музыкальное искусство», специализации «Музыкальное искусство эстрады» (эстрадно-джазовое пение) ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры,
  2. Зыкова Нина Вячеславовна, преподаватель кафедры вокального искусства института музыки, театра и хореографии фгоу впо тгакиист учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика развития детей на основе эстрадной музыке» предназначен для абитуриентов и студентов кафедры вокального искусства, обучающихся по профилю «Эстрадно-джазовое пение», составлен в
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Изучение народных музыкальных инструментов» специальность 070100

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Изучение народных музыкальных инструментов» составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания образовательного стандарта подготовки специалистов по циклу специальных дисциплин.
  4. Отчет о работе орловского государственного института искусств и культуры

    Публичный отчет
    Успешно прошли итоговые аттестационные испытания на дневном и заочном отделении. Удачным оказался первый выпуск заочников на специальности 070209.65 Режиссура театрализованных представлений и праздников, что подтверждает отчёт государственной
  5. Отчет о работе зонального методического объединения библиотек государственных учебных заведений цчр за 2006 г

    Публичный отчет
    Зональное методическое объединение Центрально-Черноземного региона включает 38 библиотек государственных высших учебных заведений и состоит из 6 методических объединений (МО):

Другие похожие документы..