Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Фирма оставляет за собой право на внесение изменений в порядок посещения экскурсионных объектов или замену их на равноценные, не изменяя полного объе...полностью>>
'Решение'
По пункту 1. Проведение анализа, систематизация и совершенствование законодательства и разработка нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей...полностью>>
'Документ'
Возникновению экономической науки предшествовали длительные исторические эпохи формирования социальных закономерностей и их осмысления в системе обще...полностью>>
'Программа'
Последствия планируемой деятельности и ожидаемая социально-эколого-экономическая эффективность намечаемых мероприятий должна быть экономически обосно...полностью>>

Рабочая программа дисциплины (модуля) Экология Удмуртской Республики

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

________________________________________________________________

Географический факультет

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Экология Удмуртской Республики

Направление подготовки

022000 – Экология и природопользование

Профиль подготовки

022010 – Экология

Степень выпускника

БАКАЛАВР

Форма обучения

очная

Ижевск 2011

1. Цель освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является знакомство студентов с природными особенностями и экологическими проблемами Удмуртской Республики (УР), с путями решения возникающих в процессе эксплуатации природных ресурсов неблагоприятных экологических ситуаций.

Задачи освоения дисциплины:

  • знать основные физико-географические характеристики природных комплексов УР;

  • иметь представление о современном состоянии и динамике атмосферы, поверхностных и подземных вод, почв, растительности и животного мира, ландшафтов в целом;

  • владеть информацией о факторах и источниках антропогенного воздействия на важнейшие природные комплексы;

  • иметь представление о последствиях антропогенных воздействий на состояние отдельных природных экосистем и биосферу в целом, здоровье населения УР, о содержании и пространственном распределении степени остроты существующих в УР экологических проблем;

  • получить навыки принятия решений о способах улучшения экологического состояния окружающей среды в УР, организации системы особо охраняемых природных территорий, выделении зон экологической напряженности и повышенного экологического риска.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА.

Область профессиональной деятельности бакалавра включает:

  • проектные, изыскательские, научно-исследовательские, производственные, маркетинговые, консалтинговые, экономические, юридические, обучающие, экспертные отделы, департаменты, бюро, центры, фирмы, компании, институты, занимающиеся охраной окружающей среды;

  • федеральные и региональные органы охраны природы и управления природопользованием (Министерство природных ресурсов РФ, другие природоохранные ведомства и учреждения);

  • учреждения Министерства регионального развития РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства экономического развития РФ, Федерального агентства по строительству и ЖКХ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства культуры РФ, Федерального агентства по образованию, Министерства сельского хозяйства РФ и подведомственных им федеральных служб и агентств;

  • Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное агентство по туризму, Федеральную службу безопасности РФ;

  • органы власти и управления субъектов РФ, муниципальных образований;

  • академические и ведомственные научно-исследовательские организации;

  • образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также общеобразовательные учреждения;

  • природоохранные подразделения производственных предприятий и организаций;

  • средства массовой информации;

  • общественные организации и фонды;

  • представительства зарубежных фирм.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование являются:

  • природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях;

  • государственное планирование, контроль, мониторинг, экспертиза экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности;

  • образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях.

Бакалавр по направлению 022000 Экология и природопользование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская;

  • проектно-производственная;

  • контрольно-ревизионная;

  • административная;

  • педагогическая.

Бакалавры по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование подготовлены к участию в работе в полевых экологических экспедициях, в научных экологических лабораториях, в вычислительных центрах при проведении научно-исследовательских и производственных экологических работ.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Бакалавр по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование науки должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • В научно-исследовательской деятельности: Участие в проведении научных исследований в области экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде, в академических учреждениях и вузах под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников, в том числе:

  • проведение лабораторных исследований,

  • осуществление сбора и первичной обработки материала,

  • участие в полевых натурных исследованиях.

  • В проектно-производственной деятельности: сбор и обработка первичной документации для оценки воздействий на окружающую среду, участие в проектировании типовых мероприятий по охране природы, проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности по осуществлению проектов на территориях разного иерархического уровня, разработка проектов практических рекомендаций по сохранению природной среды.

  • В контрольно-ревизионной деятельности: подготовка документации для экологической экспертизы различных видов проектного анализа, участие в контрольно-ревизионной деятельности, экологическом аудите.

  • В административной деятельности: участие в работе административных органов управления, обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

ОК-1 – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-3 – понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-4 – использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ОК-5 – обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям;

ОК-6 – иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;

ОК-7 – обладать базовыми знаниями основ педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений;

ОК-8 – обладать способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности;

ОК-9 – быть способным к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; обладать готовностью следовать легитимным этническим и правовым нормам; обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации;

ОК-10 – иметь базовые представления об основах правоведения;

ОК-11 – иметь ясные представления о здоровом образе жизни и физической культуре;

ОК-12 – понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в т.ч. защиты государственной тайны;

ОК-13 – владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

  • общенаучными:

ПК-1 – обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию;

ПК-2 – обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации;

ПК-3 – иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования;

  • общепрофессиональными:

ПК-4 – иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды;

ПК-5 – знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении;

ПК-6 – знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования;

ПК-7 – знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнение окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности;

  • компетенциями в области «Экология»:

ПК-8 – знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов;

ПК-9 – владеть методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике;

  • компетенции в области «Природопользование»:

ПК-10 – знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии;

ПК-11 – владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА:

  • Курс входит в цикл математических и естественнонаучных дисциплин вариативной составляющей ООП бакалавриата.

  • Курс адресован студентам, обучающимся по профилю подготовки «Общая экология» 3-го года обучения.

  • Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Биология», «Химия»,, «Геология», «География», «Почвоведение», «Общая экология», «Экология человека», дисциплины модуля «Учение о сферах Земли», «Картография», «Основы геоботаники».

  • Для успешного освоения курса должны быть сформированы общенаучные компетенции ПК-2, ПК-3, общепрофессиональные компетенции ПК-4, ПК-5 на пороговом уровне.

  • Программа курса построена хронологически.

  • Курс имеет практическую часть в виде практических занятий.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины (модуля)

ПК-9 – владеть методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Иметь представление:

  • об общем состоянии окружающей природной среды в УР;

  • о содержании и пространственном распределении степени остроты существующих в УР проблем природопользования;

  • о механизмах регуляции и основных закономерностях взаимодействий биологических систем с окружающей средой;

  • об основных подходах и методах улучшения экологической ситуации в УР, повышении качества жизни населения;

  • об экологических принципах рационального природопользования;

  • об основных путях решения проблемы охраны окружающей природной среды, организации системы особо охраняемых природных территорий, выделения зон экологической напряженности и повышенного экологического риска;

  • Знать:

  • основные физико-географические характеристики природных комплексов УР;

  • современное состояние и динамику атмосферы, поверхностных и подземных вод, почв, растительности и животного мира, ландшафтов в целом;

  • факторы и источники антропогенного воздействия на важнейшие природные комплексы;

  • последствия антропогенных воздействий на состояние отдельных природных экосистем и биосферу в целом, здоровье населения УР;

  • пути и направления рационального природопользования;

  • знать требования техники безопасности и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях;

  • Уметь:

  • активно применять на практике основы знаний о биологических системах;

  • ориентироваться в биологической, экологической и природоохранной литературе;

  • применять систему знаний по биологии и экологии различных видов живых организмов для планирования природоохранных мероприятий;

  • рационально использовать природные ресурсы в хозяйственных и медицинских целях;

  • Владеть:

  • опытом проведения простейших натурных исследований и экспериментальной работы;

  • опытом анализа и обобщения полученных эмпирическим путем данных;

  • опытом работы с вычислительной техникой, математическими методами обработки результатов биологических исследований.

4. Структура дисциплины «Экология Удмуртской Республики»
по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

п/п

Разделы, темы
дисциплины

Неде-ля

семе-стра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Л.

Пр.

СРС

Семестр 5.

1.

Раздел 1. Физико-географическая характеристика УР.

1-3

4

4

3

Контрольная работа

1.1.

Тема 1. История освоения и изучения территории Удмуртской Республики.

1

2

2

1

1.2.

Тема 2. Географическое положение и геологическое строение.

1

0

0

1

1.3.

Тема 3. Физико-географическое (ландшафтное) районирование.

2-3

2

2

1

2.

Раздел 2. Недра и почвы УР.

3-5

4

4

4

Контрольная работа

2.1.

Тема 1. Почвообразующие породы, история земледелия на территории УР.

3

2

0

1

2.2.

Тема 2. Полезные ископаемые и охрана недр.

4

0

2

1

2.3.

Тема 3. Характеристика почвенного покрова.

5

2

0

1

2.4.

Тема 4. Нарушенность и загрязненность почвенного покрова УР и его рациональное использование.

5

0

2

1

3.

Раздел 3. Атмосфера и климат УР.

6

2

0

0

3.1.

Тема 1. Климат и состояние атмосферы при неблагоприятных метеоусловиях. Проблема охраны атмосферного воздуха.

6

2

0

0

4.

Раздел 4. Водные ресурсы УР и их состояние.

7

2

2

1

4.1.

Тема 1. Водные ресурсы, характеристика загрязненности вод УР. Охрана вод.

7

2

2

1

5.

Раздел 5. Биота и ее охрана.

8-11

10

2

4

Контрольная работа

5.1.

Тема 1. Характеристика флористической и геоботанической изученности территории УР. Леса, состояние лесного фонда УР.

8-10

6

0

1

5.2.

Тема 2. Леса. Состояние лесного фонда УР.

10

0

2

1

5.3.

Тема 3. Краткая характеристика животного мира.

Состояние охотничье-промысловой базы.

11

2

0

1

5.4.

Тема 4. Биологическое загрязнение и его последствия.

11

2

0

1

6.

Раздел 6. Курортно-рекреационные ресурсы УР.

12

2

0

0

6.1.

Тема 1. Курортно-рекреационные ресурсы, их рациональное использование. Рекреационный потенциал республики.

12

2

0

0

7.

Раздел 7. Состояние и перспективы развития сети особо охраняемых природных территорий УР.

13

2

2

1

Контрольная работа

7.1.

Тема 1. Современное состояние и перспективы развития сети ООПТ в УР.

13

2

2

1

8.

Раздел 8. Урбаноэкология (Градостроительная экология).

14-15

2

2

1

8.1.

Тема 1. Города УР. Экологические проблемы, связанные с урбанизацией.

14-15

2

2

1

9.

Раздел 9. Источники и факторы антропогенного воздействия на природную среду УР. Состояние здоровья населения УР.

15-18

8

2

4

9.1.

Тема 9.1. Сельское хозяйство, его воздействие на природные экосистемы.

15

2

0

1

9.2.

Тема 9.2. Промышленность, ее влияние на природные экосистемы.

16

2

0

1

9.3.

Тема 9.3. Зоны экологической напряженности на территории УР.

17

0

2

1

9.4.

Тема 9.4. Влияние окружающей среды на состояние здоровья населения УР.

17-18

4

0

1

Всего:

36

18

18

5. Содержание дисциплины



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины (модуля) Агроэкология

    Рабочая программа
    Целью освоения дисциплины (модуля) «Агроэкология» является знакомство студентов с основами организации и функционирования преобразованных и искусственными экосистем, принципами взаимодействия «вторичных» биоценозов и человека как
  2. Рабочая программа дисциплины (модуля) Основы заповедного дела

    Рабочая программа
    проектные, изыскательские, научно-исследовательские, производственные, маркетинговые, консалтинговые, экономические, юридические, обучающие, экспертные отделы,
  3. Программа социально-экономического развития удмуртской республики на 2005 2009 годы

    Программа
    Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы (далее - Программа) представляет собой стратегический программный документ, который реализует в комплексе программно-целевой, отраслевой и территориальный
  4. Отчёт об исполнении Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы

    Публичный отчет
    Вторая среднесрочная Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы (далее – Программа) стала логическим продолжением Программы «Развитие Удмуртии на 2001−2004 годы» и была направлена на сохранение
  5. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по специальности 020306. 65 «Экологическая геология». Форма обучения очная «подготовлено к изданию»

    Учебно-методический комплекс
    Старков В.Д Минеральные ресурсы России и мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по специальности 020306.65 «Экологическая геология».

Другие похожие документы..