Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В организации с ориентацией на рынок производство играет подчиненную роль, поскольку в центре внимания находится потребитель. Работники организации т...полностью>>
'Методические рекомендации'
Артикуляция звука С мягкого отличается только тем, что спинка языка чуть больше выгнута к твёрдому нёбу, а кончик языка чуть сильнее упирается в нижни...полностью>>
'Документ'
Рыбинск (в 1946-57 - г . Щербаков, в 1984-89 Андропов), город (с 1777) в Российской Федерации, Ярославская обл. 252 тыс. жителей (1993). Порт на Волге...полностью>>
'Закон'
о результатах совместной проверки по вопросу законности расходования бюджетных средств, выделенных в 2009 году из краевого бюджета на реализацию Госуд...полностью>>

Н. Ф. Самсонова Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебник

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФИНАНСОВЫЙ

МЕНЕДЖМЕНТ

Под редакцией

доктора экономических наук,

профессора Н.Ф. Самсонова

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям

Москва • 2001

ББК 65.290-93-2я73

С17

Коллектив авторов:

Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин, М.В. Карп,

А.М. Ковалева, В.М. Коновалов, Н.И. Строкова, Е.М. Шабалин

Рецензенты:

кафедра "Налоги и налогообложение "

Финансовой академии при Правительстве РФ

и д-р экон. наук, проф. В.В. Ильин

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин и др.; Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. - 495 с.

ISBN 5-238-00063-4.

В учебнике обсуждаются теоретические вопросы финансовой политики, финансовой системы и финансового менеджмента, определяется место управления финансами в общей системе управления экономикой страны, анализируются роль и функции кредита, бюджета и страхования. Самостоятельные главы посвящены налоговой системе, внебюджетным фондам и ценным бумагам.

Подробно рассматриваются вопросы управления финансами предприятий всех видов собственности и организационно-правовых форм, т.е. анализируются проблемы управления оборотными средствами, прибылью, рассматриваются инвестиционная деятельность предприятия, вопросы финансового планирования и финансовой стратегии.

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, а также работников финансово-экономических служб предприятий и организаций.

ББК 65.290-93-2я73

© Коллектив авторов, 1999 ЮНИТИ 1999.

Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эффективная деятельность предприятий и хозяйственных организаций, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность в современных экономических условиях в значительной степени определяются уровнем управления финансами.

Происходящие в стране экономические перемены требуют адекватного изменения в области финансовых отношений не только на микроуровне, т. е. на уровне предприятий различных форм собственности, но и на макроуровне. Это касается финансовых отношений, охватывающих государственную бюджетную систему, внебюджетные фонды, фонды страхования и т.д.

Комплекс вопросов, связанных с управлением финансами на макро- и микроуровне требует достаточно глубоких знаний теории и практики принятия управленческих решений в области финансов.

По отдельным вопросам финансового менеджмента за последние годы у нас появился ряд работ отечественных и зарубежных авторов. За рубежом при рассмотрении вопросов финансового менеджмента основное внимание уделяют управлению портфелем ценных бумаг, приемам управления движением финансовых ресурсов и капитала, анализу финансового состояния хозяйствующих субъектов и расчетам финансовых показателей.

Незащищенность фондового рынка, ограниченный набор финансовых инструментов управления и ряд других факторов не позволяют пока с достаточной полнотой и эффективностью использовать зарубежный опыт управления финансами в наших социально-экономических условиях.

В настоящем учебнике комплексно рассмотрены основные вопросы управления финансами в современной экономике России. Впервые взаимосвязанно формируются понятия финансовой политики и финансового менеджмента. Систематизирование излагаются методические вопросы управления централизованными финансами страны и управления финансами предприятий. Учебник ставит также своей целью рассмотреть как теоретические, так и практические проблемы функционирования финансов на современном этапе развития нашего общества.

Учебник ориентирован прежде всего на студентов, обучающихся по специальности "Менеджмент". Однако мы надеемся, что он будет полезен всем, кто интересуется проблемами теории и практики финансов, управления финансами на микро- и макроуровне, и поможет получить ответы на вопросы, возникающие в их практической деятельности. В конце каждой главы предлагаются вопросы для самоконтроля, что позволит читателям успешнее освоить материал учебника.

Учебник написан коллективом авторов Государственного университета управления под руководством и редакцией доктора экономических наук, профессора Н. Ф. Самсонова в составе:

канд. экон. наук, доц. Н. П. Баранникова (совместно с Н.И. Строковой) — гл. 2, 3, 7, 9 разд. I; п. 5-4 разд. II;

д-р экон. наук, проф. А. А. Володин — гл. 1, 6 разд. II;

канд. экон. наук, доц. М. В. Карп — гл. 5, 6 разд. I;

д-р экон. наук, проф. А. М. Ковалева — гл. 2, 4 разд. II;

канд. экон. наук, доц. В. М. Коновалов - гл. 5 (кроме п. 5.4), 7 разд. II;

д-р экон. наук, проф. И. Ф. Самсонов - гл. 4, 8 разд. I;

канд. экон. наук, доц. Н. И. Строкова (совместно с Н. П. Баранниковой) — гл. 2, 3, 7, 9 разд. I ; п. 5.4 разд. II;

д-р экон. наук, проф. Е. М. Шабалин — гл. 1 разд. I; гл. 3 разд. II.

Раздел 1. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ И КРЕДИТОМ

Глава 1.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Финансовая политика является составной частью общей социально-экономической политики государства и включает в себя такие понятия, как концепция государственной деятельности в области финансов и кредита, финансово-кредитный механизм, а также управление финансово-кредитной системой страны.

Основу финансовой политики государства составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают достижение основных целей, вытекающих из сущности и функций финансов и характерных особенностей экономического и социального развития страны.

Главными целями социально-экономической политики Российской Федерации на период до 2000 года являются:

► Достижение к концу столетия устойчивого экономического роста не ниже 5 процентов в год.

► Осуществление комплекса институциональных преобразований, необходимых для эффективного функционирования рыночной экономики.

► Обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в производстве и экспорте. Повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности предприятий.

► Рост реальных доходов и потребления населения.

Намеченные государством стратегические направления основываются на оценке фактов стабилизации экономической ситуации и задачах перехода к устойчивому росту. Ожидается, что позитивные процессы будут закреплены за счет реализации мер государственной политики, направленных на комплексное проведение экономических и социальных реформ. Финансовая политика будет ориентирована на финансовую стабилизацию и обеспечение устойчивости на российских финансовых рынках, поддержание стабильности национальной валюты, изменение инвестиционного климата в экономике.

Необходимым условием роста национальной экономики является проведение эффективной налоговой политики. Для этого с 1999 г. должен быть введен в действие Налоговый кодекс. Намечаемая налоговая реформа призвана упростить всю систему сборов и обязательных платежей и существенно повысить собираемость налогов.

К важным целям финансовой политики относятся также укрепление финансовой и платежной дисциплины, преодоление бюджетного кризиса, последовательное снижение уровня инфляции, проведение реформирования предприятий.

Исходя из сущности и функций финансов, государство в процессе реализации финансовой политики осуществляет построение финансово-кредитного механизма, адекватного сложившимся условиям социально-экономического развития.

Финансово-кредитный механизм представляет собой систему управления, и его успешное функционирование прямо связано с использованием категорий теории управления производством. Однако раскрыть сущность финансово-кредитного механизма довольно сложно, поскольку закономерности управления финансами исследованы еще недостаточно. Причина такого положения состоит в недооценке основных достижений теории управления производством, которая дает методологию подхода к решению актуальных для всего народного хозяйства проблем усиления воздействия финансов и кредита на производство.

Сущность управления раскрывается в функциях. Функции управления — это определенный вид деятельности в управлении, обособившийся в процессе специализации управленческого труда. К их числу относятся: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль. В сфере управления финансами функции управления имеют свое специфическое содержание.

Планирование. Планирование — это научное предвидение хода развития и определение путей осуществления расширенного воспроизводства. Финансовое планирование является органической составной частью планирования экономики страны. Оно обеспечивает взаимное согласование его отдельных элементов, способствует выявлению и мобилизации имеющихся в хозяйстве внутренних резервов. Финансовое планирование в управлении финансами играет ведущую и направляющую роль и осуществляется на основе планов, отражающих формы и методы распределения финансовых и кредитных ресурсов в отдельных звеньях финансово-кредитной системы.

Основным финансовым планом страны является государственный бюджет России, в котором сосредоточена большая часть финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства для реализации его финансовой политики. На стадии планирования доходов и расходов госбюджета устанавливается необходимая взаимосвязь с финансовыми планами предприятий и отраслей народного хозяйства, финансовыми планами организаций имущественного и личного страхования, кредитными планами. При этом планирование показателей финансовых и кредитных планов посредством регулирования условий налогообложения существенно зависит от показателей госбюджета, поэтому бюджетное планирование занимает центральное место в финансовом планировании.

Процесс управления финансами предприятий и хозяйственных организаций — другого важного звена единой финансово-кредитной системы — начинается с составления каждым предприятием финансового плана, входящего заключительным разделом в бизнес-план, в котором отражаются в денежной форме доходы, расходы и финансовые результаты производственной и прочих видов хозяйственной деятельности. Финансовые планы предусматривают на планируемый период формирование и расходование фондов денежных средств, тем самым предопределяется весь процесс управления их финансами.

Управление страховым, кредитным и другими звеньями финансово-кредитной системы также осуществляется согласно финансовым планам. При этом в каждом звене финансовой системы планирование выступает ведущей функцией управления.

Организация. Эта функция управления финансами выражается прежде всего в выборе и формировании системы органов управления, порядке их подчиненности, установлении прав и обязанностей каждого органа. В более широком смысле данная функция Предполагает также выработку новых методов воздействия на улучшение результатов производства, например выбор методов изъятия чистого дохода в бюджет, сочетание различных форм финансирования, внедрение прогрессивных видов банковских услуг, совершенствование денежных расчетов и т.д. Результат выполнения функции организации заключается в создании структуры органов управления, закрепленной в соответствующих положениях, должностных инструкциях и других нормативных документах.

Координация. В области управления финансами координация означает обеспечение единства действий финансовых органов по устранению диспропорций в предусмотренном планом порядке формирования и расходования фондов денежных средств. Эти диспропорции возникают вследствие изменений хозяйственных условий. Так, в управлении финансами предприятий координация проявляется в современном выявлении причин невыполнения финансового плана и выработке предложений по финансовому оздоровлению предприятия, изыскании дополнительных источников финансирования и кредитования в развитие производства, а также в ликвидации временных финансовых затруднений.

Исполнение госбюджета при образовавшейся недоимке за предприятиями и организациями по платежам в бюджет может привести к такой форме координации, как секвестр расходов бюджета.

Стимулирование. Выполняя данную функцию, органы управления связывают трудовую активность людей с удовлетворением их материальных и духовных потребностей.

В современных экономических условиях использование материальной заинтересованности стало объективной необходимостью. Стимулирование деятельности работников происходит путем удовлетворения их общественных, коллективных и личных интересов. Финансы, представляя собой систему экономических отношений, тесно связаны с экономическими интересами отдельных работников предприятий и коммерческих организаций, акционеров акционерных обществ.

Общество заинтересовано в развитии производства и успешном претворении на этой основе финансовой политики государства в области финансирования жилищного строительства, социального обеспечения, повышения уровня образования и культуры. Эти общественные интересы удовлетворяются посредством отчисления части финансовых ресурсов предприятий в государственный бюджет. С этой же целью в госбюджет перечисляется часть доходов граждан в форме налогов с населения.

В рыночных условиях хозяйствования стимулирование как функция управления объективно исходит из основной цели предпринимательской деятельности, связанной с получением прибыли. Заинтересованность в конечных результатах финансово-хозяйственной деятельности может выражаться в увеличении оплаты труда, получении дивидендов по акциям акционерных обществ, установлении справедливой системы налогообложения, соблюдении экономически целесообразных пропорций в распределении чистой прибыли предприятий на накопление и потребление.

Стимулирование означает и определенную материальную ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации материальной ответственности на практике различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников.

Конкретной формой материальной ответственности на предприятии могут быть пени, неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств, несвоевременном погашении банковских ссуд, неплатежах в бюджет. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. К руководителям предприятий система штрафов применяется в случае нарушения хозяйственного законодательства. К отдельным работникам предприятий и хозяйственных организаций применяются штрафы, лишение премий, увольнение с работы при нарушении трудовой дисциплины.

Контроль как функция управления в сфере финансовых отношений основан на общих принципах системы государственного контроля.

Формы финансового контроля определяются требованиями финансовой политики государства. Финансовая система государства охватывает все виды фондов денежных средств как на федеральном, так и на региональном уровне, а также на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства и выполнения им своих функций по управлению экономикой. Прежде всего это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью предприятий и государственных организаций.

Контроль за финансами негосударственного сектора экономики направлен на выполнение денежных обязательств перед государством, прежде всего по налогам и обязательным налоговым платежам, соблюдение законности и целесообразности в расходовании выделяемых предприятиям бюджетных субсидий и кредитов, а также на соблюдение установленных государством правил ведения денежных расчетов, учета и отчетности.

Социально-экономические реформы, проводимые в России начиная с 1990 г., привели к кардинальным изменениям финансового контроля в стране, вызванным изменением роли государства в управлении экономикой. Сфера государственного финансового контроля постоянно уменьшалась. Объектом контроля все в большей степени становились макроэкономические процессы. Одновременно расширялась сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, инвестиционных фондов и кредитных организаций.

Дальнейшее развитие финансового контроля и его роли в управлении экономикой во многом зависит от создания новой законодательной базы, обеспечивающей его проведение современными методами и на новом качественном уровне.

Рассмотренные функции в системе управления финансами выступают не изолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости. Так, еще на стадии планирования в процессе составления финансовых планов устанавливается контроль за полнотой выявленных в хозяйстве резервов и эффективным использованием имеющихся средств. Одновременно деятельность предприятий стимулируется на выполнение финансовых планов, а выявленные в результате финансового контроля резервы закладываются в план.

В системе управления финансами большое внимание уделяется развитию и совершенствованию методов воздействия финансов и кредита на обеспечение экономического роста. Финансовый метод можно определить как способ воздействия на финансовые и экономические отклонения в процессе принятия управленческих решений. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании фондов денежных средств, а также в процессе контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов. Финансовый рычаг представляет собой конкретный прием управленческого воздействия финансового метода.

На производство активно воздействуют как государственные финансы, так и финансы предприятий и хозяйственных организаций. Механизм этого воздействия проявляется в планировании, стимулировании, контроле за ходом производства. В решении задач управления финансами экономические методы управления органически связаны с социально-психологическими методами. Обоснованный выбор и рациональное сочетание методов управления необходимы для построения действенного финансового кредитного механизма.

Правильное понимание взаимодействия науки о финансах с наукой об управлении позволяет при характеристике финансово-кредитного механизма применять системный подход. Такой подход к управлению финансами предполагает разработку целей и задач, стоящих перед финансовой системой, исходя из всестороннего анализа объективных потребностей производства и перспектив финансовой политики. Системный подход в управлении финансами должен определить оптимальные для конкретного этапа развития экономики средства и способы достижения указанных целей и задач. В частности, это должно проявляться в совершенствовании структуры органов управления финансами, удешевлении содержания персонала управления, устранении дублирования в их работе, ликвидации противоречий в характере воздействия отдельных финансовых методов на рост производства.

Рассматривая финансово-кредитный механизм с учетом требований системного подхода, следует знать, что как система управления он представляет собой не произвольный набор методов, рычагов и стимулов, не механическую их сумму, а их определенную совокупность, которая обладает новым качеством, имеет новые свойства, отличные от свойств составляющих ее элементов. Например, система финансов финансово-промышленной группы качественно отличается от системы финансов отдельного предприятия или банка благодаря большей концентрации финансовых ресурсов, объединению целей и задач по их эффективному использованию. Новое качество системы получено не в результате простого суммирования финансовых ресурсов предприятий и банка, а путем взаимодействия их объединенных ресурсов на основе концентрации и специализации. Наличие системного, по терминологии общей теории системы, интегрального качества, отличного от свойств и качеств образующих элементов, является признаком финансово-кредитного механизма как системы управления.

Финансово-кредитный механизм как система управления имеет соответствующий состав определенных компонентов или частей, обычно называемых подсистемами. Это система в системе более высокого порядка. Так, финансово-кредитный механизм допустимо рассматривать в качестве подсистемы управления экономикой страны. В свою очередь, финансово-кредитный механизм управления включает подсистемы различного уровня, структурно соответствующие составу финансово-кредитной системы России.

Существенной стороной системного подхода к пониманию сущности финансово-кредитного механизма является обязательное разделение системы на две части подсистему управляющую и подсистему управляемую. Управляющая подсистема – это субъект управления финансами, или финансово-кредитный механизм. В то же время финансы суть не только средство управления, но и объект управления, т.е. управляемая система.

Еще один аспект системного подхода заключается в необходимости учета внешней но отношению к системе управления среды. Для финансово-кредитного механизма управления внешней средой будут системы управления других компонентов экономического механизма, вся совокупность товарно-денежных отношений с присущими им стоимостными категориями, экономическими методами, рычагами и стимулами. Таким образом, сложившийся в современных экономических условиях финансово-кредитный механизм представляет собой систему финансовых и кредитных методов и рычагов управления в целях реализации финансовой политики.

Необходимое условие успешного функционирования финансово-кредитного механизма — это формирование и выбор рациональной его структуры. В смысле организации под структурой управления понимается система органов управления.

Управление финансами осуществляется как органами государственной власти, так и специальными финансовыми органами управления. Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Государственные органы общей компетенции рассматривают и утверждают федеральный бюджет России, а также законы о налогах, сборах и других обязательных платежах, в том числе и определяющие финансовую политику страны, например Бюджетный и Налоговый кодексы. Они устанавливают предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Важнейшим специальным органом управления финансами страны является Министерство финансов Российской Федерации и его структурные подразделения на местах. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, согласно которому Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Положением определены основные задачи Министерства финансов, его функции, права, порядок назначения и освобождения министра финансов, его обязанности и права. Важным для выполнения Министерством функций специального органа управления является предоставление ему права издания в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ, приказов, инструкций и иных нормативных правовых актов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Житие Александра Невского Переводная литература

    Литература
    Литература периода борьбы русского народа с монголо – татар­скими завоевателями и начала формирования централизованного государства (вторая половина XIII ­– XV в.
  2. В. В. Кусков история древнерусской литературы

    Литература
    Основное внимание в книге обращено на процесс становления и развития древнерусской литературы, начиная с XI и кончая XVII столетием. Автор стремился показать художественную специфику древнерусской литературы, характер ее жанров и
  3. Конституцией Российской Федерации; Федеральными закон

    Закон
    Республиканское государственное общеобразовательное учреждение «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики имеет лицензию (№ 158 от 04 июня 2008 г.
  4. Ю. А. Щетинов (гл. IX xix) Левандовский А. А., Щетинов Ю. А. Россия в XX веке: Учеб для 10-11 кл общеобразоват учреждений. М.: Просвещение, 1997. 384 с: ил. Isbn 5-09-007612-Х. Учебник

    Учебник
    Учебник предназначен для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений. Он реализует современные концепции и научные подходы, освещает острые и дискуссионные проблемы, дает глубокий анализ многотрудного пути, пройденного Россией в XX в.
  5. Рабочая учебная программа (специалитет) Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Рабочая учебная программа
    Программа курса «Уголовно-исполнительное право» была утверждена Ученым советом юридического факультета Челябинского государственного университета девять лет назад (1 г.

Другие похожие документы..