Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Т 46 Материаловедение. Технология конструкционных материалов. Ч. II. Технология конструкционных материалов: Пособие по изучению дисциплины и выполнен...полностью>>
'Программа'
Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 29.09.2005 № 2533 «О концепции областной целевой программы «Семья и дети Прикамья на 2006-...полностью>>
'Документ'
Общая трудоемкость дисциплины: - дневная форма: 144 часа, в т.ч. лекции – 94 ч., семинарские и практические занятия - 50ч., самостоятельная работа – ...полностью>>
'Диплом'
- анализ целесообразности применяемых форм и систем оплаты труда на основе определения степени соответствия условиям их применения и достижения ими н...полностью>>

Н. Ф. Самсонова Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебник

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КРЕДИТА

В процессе исторического развития кредит приобрел многообразные формы. Если рассматривать кредит с точки зрения категорий участников кредитных отношений, то можно выделить его следующие формы:

Коммерческим кредитом называют кредит, предоставляемый одним функционирующим предпринимателем другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Коммерческий кредит оформляется векселем, его объектом является товарный капитал. Он обслуживает круговорот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Особенностью коммерческого кредита является то, что ссудный капитал здесь слит с промышленным. Цель коммерческого кредита — ускорить реализацию товаров и получение прибыли. Размеры этого кредита ограничены величиной резервных кредитов промышленных и торговых капиталов. Передача этих капиталов возможна только в направлениях, определенных условием сделки: от предпринимателя, на предприятии которого производят средства производства, к предпринимателям, на предприятиях которых они потребляются, или от предпринимателя, производящего товары, к торговым фирмам, реализующим их.

В период домонополистического капитализма коммерческий кредит являлся основой кредитной системы, обеспечивая непрерывность процесса воспроизводства и реализации товаров. В настоящее время фирмы активно используют эту форму реализации своей продукции — продажу с отсрочкой платежа, что говорит об ограниченности платежеспособности мелких и средних фирм, о росте стоимости товаров, о кредитных ограничениях. Отсрочку платежа используют не только мелкие, но и крупные фирмы, выступая и как кредиторы, и как заемщики.

Нужно отметить, что коммерческий кредит имеет ограниченные возможности, так как его можно получить не у всякого кредитодателя, а лишь у того, кто производит сам товар. Он ограничен по размерам (временно свободным капиталом), имеет краткосрочный характер, а заемщик часто нуждается в долгосрочном кредите.

Ограниченность коммерческого кредита преодолевается банковским. Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями предпринимателям и другим заемщикам в виде денежной ссуды. Объектом банковского кредита выступает денежный капитал, обособившийся от промышленного. Сделка ссуды здесь отделена от актов купли-продажи. Заемщиком может быть фирма, государство, личный сектор, а кредитором — кредитно-финансовые учреждения. Целью кредитора является получение дохода в виде процента. Кредитодатель предоставляет ссудный капитал заемщику на условиях возвратности, срочности и уплаты процента.

Так как банковский кредит не ограничен направлением, сроками и суммами кредитных сделок, сфера его использования шире: в отличие от коммерческого кредита, обслуживающего лишь обращение товаров, банковский кредит обслуживает и накопление капитала, превращая в капитал часть денежных доходов и сбережений всех слоев общества.

Замена коммерческого векселя банковским делает кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Банки гарантируют кредитоспособность заемщикам.

Динамика банковского и коммерческого кредита различна. Объем коммерческого кредита увеличивается с ростом производства и товарооборота и сокращается с их уменьшением. Предложение и спрос на него возрастают в периоды промышленного подъема и уменьшаются во время кризисов. Под влиянием кризисов производство и реализация товара сокращаются, а спрос на банковский кредит для уплаты долгов возрастает. В период оживления и подъема увеличивается спрос на банковские ссуды. Так проявляется двойственность банковского кредита: с одной стороны, он выступает как ссуда капитала, когда заемщик использует его для увеличения объема функционирующего капитала, с другой стороны — в виде ссуды денег — платежных средств, необходимых для погашения долговых обязательств (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Объемы выданных коммерческими банками РФ кредитов за период с 1996 по 1997 г.

С развитием товарно-денежных отношений появляются новые формы кредита, которые способствуют еще большему ускорению обращения капитала, придают кредиту новые функции, тем самым увеличивая его значение. Одной из новых форм является потребительский кредит, который предоставляется в форме коммерческого кредита (продажа товаров населению с отсрочкой платежа) и банковского (ссуды на потребительские цели). Его объектом обычно являются товары длительного пользования (мебель, холодильники, автомашины и др.), различные услуги. При этом банки сразу выплачивают магазинам наличные деньги за проданные товары (или услуги), а покупатель постепенно погашает ссуду в банке. Максимальный срок потребительского кредита — три года. Потребительский кредит имеет двоякую функцию: с одной стороны, с увеличением товарооборота растет объем кредита, поскольку спрос на товары порождает спрос на кредиты, с другой стороны, рост кредитования населения усиливает платежеспособный спрос. Нужно отметить, что потребительский кредит стал неотъемлемой частью общества с развитой рыночной экономикой.

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников.

Основной формой государственного заимствования является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами — физические и юридические лица.

Как одна из форм кредита государственный кредит предоставляется на началах возвратности и платности. Однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредита. Аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.

Банковский кредит, как отмечалось выше, представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками предприятиям и организациям для обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его, эффективности. Целью кредита является получение прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредитор заинтересован в эффективном использовании ссужаемых средств. Кроме того, производительное использование кредита гарантирует возврат заимствованных ресурсов. Таким образом, мобилизация временно свободных ресурсов кредитором в своих экономических интересах носит производительный характер. В случае использования заемщиком, кредитных средств на непроизводительные цели кредитование приобретает форму ссуды денег. Однако владение временно свободными ресурсами не является обязательным признаком кредитора. Он может ссудить стоимость, как это имеет место при коммерческом кредите. В этом случае ссужаются товары, предназначенные для реализации. Кроме того, при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности — товары (товарораспорядительные документы), ценные бумаги и др. При заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество, находящееся в его собственности.

Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кредита, поступают в распоряжение государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. В основном они формируются за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций, не предназначенных для текущего потребления. Иногда источником государственного кредита могут выступать средства, предназначенные для текущего потребления. Это происходит в том случае, когда физические и юридические лица сознательно ограничивают текущие потребности. За время существования государственного кредита в нашей стране государственные займы использовались и как одна из форм принудительного изъятия части средств предприятий и заработной платы населения. Привлечение сбережений населения и юридических лиц путем распространения государственных бумаг позволяет покупателю ежегодно получать доход в виде процента от вложенных денежных средств. При напряженном финансовом положении государства данная форма кредита позволяет заемщику мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования бумажно-денежной эмиссии.

Средства, взятые государством взаймы, направляются на общегосударственные нужды и обезличиваются в общей сумме общегосударственных доходов. Погашение государственных займов и выплата процентов по ним также производятся из бюджета.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг — это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ. В 1997 г. на обслуживание государственного долга выделено почти 78 трлн руб. бюджетных средств.

Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В таких условиях государство может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Мобилизацию денежных средств на возвратной основе могут также осуществлять местные органы власти. В этом случае полученные средства часто имеют четко выраженную целевую направленность. Они могут использоваться на строительство дорог, школ, благоустройство городских и сельских районов. В результате сокращается спрос местных органов на средства для социального развития регионов, выделяемые из республиканского бюджета.

Государственный кредит используется также для регулирования денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избыточные денежные знаки, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизованные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении. Если же заимствованные государством средства будут направлены на оплату труда, то количество наличных денег в обращении останется без изменения. И наконец, если кредитором являются юридические лица, а полученные средства будут направлены на выплаты населению, то количество наличной массы в обращении возрастет.

Осуществляя заимствование на финансовом рынке, государство увеличивает спрос на заемные средства. Этот дополнительный спрос вызывает рост уровня процентной ставки на рынке кредитов. Продолжение правительственных заимствований для бюджета делает эти кредиты дорогими для заемщиков, что лишает сферу производства ресурсов, которые могли быть использованы в качестве производственных инвестиций, поскольку инвестиционные расходы обратно пропорциональны ставке процента.

Классическая форма государственного кредита представлена кредитными отношениями, в которых государство выступает как заемщик средств. Однако в современных условиях оно может выступать и как кредитор, предоставляя ссуды регионам, юридическим лицам на определенный срок на условиях возвратности и за вознаграждения. На практике государство выступает и в роли гаранта в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств юридическими лицами.

Так, ст. 52 Закона "О федеральном бюджете на 1998 год" предусматривает осуществление финансирования на условиях возвратности и платности расходов:

• на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе договоров финансовой аренды;

• на сезонное кредитование предприятий и организаций агропромышленного комплекса;

• на осуществление высокоэффективных инвестиционных проектов, размещаемых на конкурсной основе, и т.д.

Каждая форма кредита имеет большое количество видов. Особое разнообразие приносит деление кредитов в зависимости от обеспечения. В качестве обеспечения используются векселя, движимое и недвижимое имущество, товарораспорядительные документы и др.

Ссуды под залог векселей бывают либо срочными, когда владелец векселей обязан выкупить их у банка в заранее установленный срок, либо онкольными, т.е. ссудами до востребования, возврат которых банк вправе потребовать в любое время.

Ссуды под залог материальных ценностей (движимое или недвижимое имущество) выдаются при обязательном оформлении залогового обязательства или договора о залоге имущества, которые дают право получения кредитором компенсации его затрат и упущенной прибыли из стоимости заложенного имущества при невыполнении заемщиком своих обязательств перед кредитором. Если залогом выступают ценные бумаги, то залогодатель передает кредитору не право на ценные бумаги, а сами ценные бумаги.

Различаются кредиты и по характеру взаимоотношений между субъектами. Большая часть кредитов характеризуется тем, что банки выступают в качестве кредиторов, а предприятия, организации, физические лица — в качестве заемщиков. Но существуют такие виды кредитов, когда оба субъекта кредитных отношений выступают в этих ролях. Например, контокоррентный кредит. С юридической точки зрения контокоррент — это соглашение двух сторон о взаимном кредитовании. Чаще всего такой кредит используется под залог ценных бумаг. Данный вид кредита предполагает открытие контокоррентного счета, на котором отражаются все операции, связанные с кредитованием предприятия, и его свободные денежные средства. Если задолженность по ссудам будет выше зачисленных свободных средств предприятия, то на дату регулирования образуется дебетовый остаток. При обратных значениях — кредитовый. В договоре устанавливаются процентные ставки по дебетовому и кредитовому остатку.

Различаются кредиты и по методу кредитования. Одни кредиты выдаются на конкретные цели, например на покупку чековой книжки или открытие аккредитива. Другие кредиты обеспечивают всю сферу хозяйственной деятельности предприятия, относящуюся к оборотному капиталу. К примеру, у нас в стране существовали такие кредиты, как кредит по обороту, кредит по совокупности материальных запасов и производственных затрат. Аналогичный метод кредитования используется при таком виде, как овердрафт.

Различие в методах заключается в том, что простые ссуды выдаются по заявке на определенный срок и их погашение осуществляется с расчетного счета. Комплексные ссуды выдаются и погашаются в автоматическом режиме. Для этих операций открывается специальный ссудный счет, который становится главным. Расчетный счет носит второстепенный характер. Банк берет на себя обязательство осуществлять платежи по всем обязательствам предприятия в пределах установленного лимита. Погашение задолженности производится ежедневно по мере поступления денежных средств в адрес предприятия.

В настоящее время получили распространение и новые виды кредитов. Например, лизинг, факторинг.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое кредит?

2. Каковы условия существования кредита?

3. Дайте характеристику основным этапам развития кредитных отношений.

4. Назовите источники формирования ссудного фонда.

5. Каковы функции кредита?

6. Какие принципы кредитования вы знаете?

7. Каковы основные признаки классификации кредита?

8. Какова сущность основных форм кредита?

9. В чем состоит сущность методов кредитования?

Глава 4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО

4.1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ БЮДЖЕТА

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также с населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Через бюджет производится мобилизация централизуемых финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Тем самым реализуется распределительная функция этого звена финансовой системы.

Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. При этом через движение бюджетных ресурсов контролируются формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части (контрольная функция этого звена финансовой системы).

Через распределительную и контрольную функции проявляется сущность бюджета как экономической категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых осуществляется планирование доходов и расходов государства. Бюджет выступает мощным рычагом воздействия на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечивать не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики.

Государственный бюджет страны, являясь одним из важнейших звеньев финансовой системы, представляет собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Он занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Значение бюджета прежде всего состоит в сосредоточении у государства части доходов общества.

Бюджетная система призвана играть важнейшую роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Вполне естественно, что в этих условиях роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через налоговую систему, систему финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременно и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд страховой медицины и др.).

Меняются приоритеты бюджетной политики.

Бюджетное финансирование концентрируется на решении стратегических задач экономического развития страны, таких, например, как структурная перестройка экономики, конверсия ее оборонных отраслей.

В условиях рыночной экономики важное значение бюджета сохраняется, но методы его воздействия на развитие экономики и социальной сферы становятся несколько иными.

Правовое регулирование бюджетных проблем до настоящего времени осуществляется на основе Закона "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", принятого в октябре 1991 г. Однако уже разработан Бюджетный кодекс Российской Федерации, который 17 июля 1998 г. принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, но пока еще не введен в действие.

Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации и правовые основы функционирования бюджетной системы. Дальнейший материал излагается с учетом Бюджетного кодекса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Житие Александра Невского Переводная литература

    Литература
    Литература периода борьбы русского народа с монголо – татар­скими завоевателями и начала формирования централизованного государства (вторая половина XIII ­– XV в.
  2. В. В. Кусков история древнерусской литературы

    Литература
    Основное внимание в книге обращено на процесс становления и развития древнерусской литературы, начиная с XI и кончая XVII столетием. Автор стремился показать художественную специфику древнерусской литературы, характер ее жанров и
  3. Конституцией Российской Федерации; Федеральными закон

    Закон
    Республиканское государственное общеобразовательное учреждение «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики имеет лицензию (№ 158 от 04 июня 2008 г.
  4. Ю. А. Щетинов (гл. IX xix) Левандовский А. А., Щетинов Ю. А. Россия в XX веке: Учеб для 10-11 кл общеобразоват учреждений. М.: Просвещение, 1997. 384 с: ил. Isbn 5-09-007612-Х. Учебник

    Учебник
    Учебник предназначен для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений. Он реализует современные концепции и научные подходы, освещает острые и дискуссионные проблемы, дает глубокий анализ многотрудного пути, пройденного Россией в XX в.
  5. Рабочая учебная программа (специалитет) Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Рабочая учебная программа
    Программа курса «Уголовно-исполнительное право» была утверждена Ученым советом юридического факультета Челябинского государственного университета девять лет назад (1 г.

Другие похожие документы..