Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
учреждений общего и дополнительного образования, заместителей руководителей учреждений дошкольного образования (место проведения указано в программе)...полностью>>
'Документ'
В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемост...полностью>>
'Реферат'
Актуальность выпускной квалификационной работы связана, прежде всего с тем, что среди всех видов банковских операций валютные операции занимают особо...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Этика телефонного общения 11 11 5. Мотивы поведение и их значение в деловом общении 14 11 1 . Планирование программы межличностных деловых отношений ...полностью>>

Рганизационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования: целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ

Главная > Анализ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФОНДИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ

ГОРОДА

THE INSTITUTE

FOR URBAN

ECONOMICS

Анализ современных моделей повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей

Москва 2009

Оглавление

3

Введение 4

1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей 7

1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации 7

1.2. Обзор федерального законодательства, регулирующего предоставлению услуг в сфере дошкольного образования 13

2. Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей 18

2.1. Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования 18

2.2. Развитие альтернативных форм дошкольного образования 20

2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций 20

2.2.2. Семейные детские сады 23

2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады 28

2.3. Организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования: целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ. 32

2.3.1. Целевые потребительские субсидии 33

2.3.2. Муниципальный заказ 36

2.3.3. Сравнение механизмов муниципального заказа и целевой потребительской субсидии 39

2.4. Стимулирование частно-государственного партнерства 40

Выводы и рекомендации 46

Приложение 1 50

Приложение 2 60

Приложение 3 65

Приложение 4. 69

Приложение 5. 72

Введение

Ученые и специалисты в России и за рубежом единогласно сходятся во мнении о значимости дошкольного периода в становлении личности, воспитании, обучении и развитии ребенка. Дошкольное образование позволяет сформировать у ребенка важнейшие качества личности (память, мышление, внимание, воображение, речь), позволяющие впоследствии успешно учиться в начальной школе, общаться со сверстниками и взрослыми и усваивать необходимую информацию. Тем не менее, статус дошкольного образования до сих пор остается не до конца определенным и вопрос о том, чем собственно является дошкольный блок – значимой компонентой образовательной системы или лишь довеском к ней, выполняющим в основном социальные функции, по-прежнему остается открытым. Федеральным законом РФ «Об образовании» закреплена норма о преемственности между программами дошкольного и начального школьного образования, что возводит дошкольную ступень в ранг базисной части единой образовательной системы. Однако, например, в федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2006-2010 годы в части дошкольного образования затронуты только вопросы образования детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). В настоящее время дошкольное образование не включено в национальный проект «Образование» дошкольное образование (предполагается, что оно войдет в состав проекта с 2010 г.)

Другим аспектом проблемы развития системы дошкольного образования стало снижение доступности услуг дошкольного образования. Уменьшение численности детских садов, появление значительной очереди на устройство в муниципальные учреждения, а также рост родительской платы, привели к существенному снижению доступности услуг дошкольного образования и содержания детей. Массовый характер нарушений конституционного права граждан на бесплатное и доступное дошкольное образование был отмечен в Докладе Уполномоченного по правам человека за 2006 г.: «Принцип общедоступности и бесплатности нарушается уже на уровне дошкольного образования. При увеличении в последнее время уровня рождаемости и, как следствие, возрастании спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений наблюдается устойчивая тенденция сокращения их общего количества, перевода на платную основу или перепрофилирования. Это неизбежно приводит к появлению в оставшихся учреждениях различного рода конкурсных отборов, а также введению дополнительной, нередко «теневой» платы за предоставление определенных услуг. В связи с этим необходимо дополнительно установить законодательные и финансовые гарантии функционирования дошкольных учреждений, которые бы позволили гражданам реализовать свое конституционное право на бесплатность и общедоступность дошкольного образования».

В 2004-2007 гг. ситуация с доступностью дошкольного образования значительно обострилась. Позитивные тенденции повышения рождаемости и сокращения безработицы привели к росту численности детей дошкольного возраста, нуждающихся в услугах образования и содержания, в то время как мощность системы учреждений стагнировала или сокращалась. Результатом стал резкий рост очереди на услуги дошкольных учреждений, за 5 лет увеличившейся в пять раз и к 2007 г. превысившей 2 млн. человек. Услуги дошкольного образования и содержания стали менее доступны для детского населения в целом и особенно для детей из так называемых проблемных семей.

В то же время, как показывают эмпирические исследования, участие в программах дошкольного образования оказывает значительное влияние на дальнейшую судьбу и общую жизненную состоятельность детей из неблагополучных семей. Качественное дошкольное образование для детей из семей, живущих в бедности, вносит серьезный вклад в их интеллектуальное и социальное развитие в детском возрасте, приводит к лучшим успехам в школе в подростковом возрасте, лучшим экономическим показателям, меньшей преступности и социальной зависимости во взрослом возрасте1.

Системный характер проблем национального дошкольного образования был осознан властью и обществом. В последние годы предпринимаются усилия по повышению доступности дошкольного образования, как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях. В частности, обеспечение «потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста» было включено в Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 гг. предусматривается создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе. Была разработана и внедрена система компенсаций части родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных усреждений (далее также – ДОУ), а в настоящее время планируется распространить ее и на негосударственные учреждения.

Данный отчет посвящен проблемам доступности услуг дошкольного образования и содержания в России и поиску основных направлений их преодоления, прежде всего с помощью анализа существующего на сегодняшний день обширного регионального опыта. Доступность дошкольного образования и содержания рассматривается авторами как с точки зрения территориального доступа к услугам (то есть наличия на территории проживания ребенка места в дошкольном учреждении требуемого профиля), так и с точки зрения экономической доступности (то есть приемлемого размера родительской платы).

Структура отчета организована следующим образом. В первом разделе представлена современная ситуация в сфере дошкольного образования, а также краткий обзор федерального законодательства по обеспечению дошкольного образования.

Во втором разделе представлены возможные направления повышения физической и экономической доступности услуг дошкольного образования и содержания, объединенные в три основные группы:

  • наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений;

  • развитие альтернативных форм дошкольного образования;

  • организационно-экономических механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования;

  • стимулирование частно-государственного партнерства.

Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений в рамках традиционного подхода происходит за счет строительства новых ДОУ, реконструкции зданий ДОУ, открытия дополнительных групп в уже действующих ДОУ, использования пустующих помещений в образовательных учреждениях других типов, реструктуризации сети образовательных учреждений и перепрофилировании образовательных учреждений.

Повышению охвата детей услугами дошкольного образования содействует развитие альтернативных форм дошкольного образования, в том числе развитие групп кратковременного пребывания, адаптационных групп, групп предшкольной подготовки, семейных детских садов и др. Добиться сокращения очереди в дошкольные образовательные учреждения можно за счет внедрения программ пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады. Кроме того, содействовать повышению доступности услуг дошкольного образования и развитию рынка данных услуг могут такие организационно-экономические механизмы как целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ. Важным направлением повышения доступности услуг дошкольного образования является стимулирование частно-государственного партнерства, которое может выражаться в предоставлении зданий под организацию частных детских садов, предоставление субсидий, займов негосударственным поставщикам услуг дошкольного образования и содержания и оказании им консультационной помощи.

В завершении отчета приводятся наиболее важные результаты проведенного исследования, а также краткие выводы.

1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей

1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации

Статистические показатели в целом подтверждают распространенное мнение о снижении доступности дошкольного образования и содержания в России. Если с 1932 г. по 1990 г. в России наблюдался непрерывный рост численности дошкольных образовательных учреждений – за данный период их количество утроилось, на 1990-ый год составив 88 тысяч – то затем началось резкое сокращение численности ДОУ, а также охвата детей дошкольным образованием. Как видно из данных диаграммы (Диаграмма 1), в которой представлены данные о динамики численности дошкольных учреждений, численность ДОУ на протяжении последних 17 лет неизменно сокращалась. Сначала снижение численности было резким – с 88 тысяч учреждений в 1990 г. до 51 тысячи в 2000 г., затем падение замедлилось, и к 2007 г. численность ДОУ составила менее 46 тысяч, сократившись по сравнению с 2000 г. еще на 10%.

Отчасти такому снижению численности ДОУ способствовали объективные обстоятельства, к числу которых следует отнести в первую очередь снижение рождаемости и последующее уменьшение численности детей дошкольного возраста и ряд других причин, в частности, изменение родительских предпочтений в пользу более длительного домашнего воспитания детей (до трех лет и старше). Однако сокращение учреждений существенно опережало сокращение численности детей соответствующего возраста: если численность ДОУ в период 1990-2007 гг. сократилось в 1,9 раз, то численность детей в возрасте 1-6 лет – лишь в 1,6 раз. С учетом существующих колебаний численности различных возрастных когорт, обусловленных в том числе и государственной политикой по повышению рождаемости, столь резкое снижение численности дошкольных учреждений не могло не привести к существенному снижению доступности услуг дошкольного воспитания.

Диаграмма 1. Численность дошкольных образовательных учреждений в 1990-2007 гг.

Результатом сокращения численности детских садов стал резкий рост размера очереди, измеряемой официальной статистикой с помощью индикатора «численность детей, стоящих на учете для определения в ДОУ». В период с 2002 до 2007 гг. значение показателя увеличилось более чем в 5 раз, с 405 до 2232 тыс. человек (Error: Reference source not found).

Диаграмма 2. Численность воспитанников дошкольных образовательных учреждений и размер очереди на зачисление детей в ДОУ в РФ в 1990-2007 гг., тыс. человек.

Столь стремительному росту очереди в дошкольные образовательные учреждения способствует неудовлетворенный спрос на их услуги, возникший вследствие нехватки мест. Так, например, во многих городах родители стараются как можно раньше встать в очередь, чтобы гарантированно получить место к моменту достижения ребенком возраста 3-5 лет. Однако данное объяснение не может претендовать на всеобщность, и наблюдаемый рост очереди прежде всего является свидетельством существенного падения доступности услуг дошкольного образования и содержания. Более того, существует мнение, что размеры очереди, напротив, являются заниженными, поскольку не учитывают наличие людей, по тем или иным причинам, не надеющихся в получении места в муниципальных ДОУ. «Как бы ни были высоки приведенные ими цифры об очередности, они никак в полной мере не отражают уровень сложившейся потребности, поскольку ведомственная статистика (независимо от отрасли) оперирует лишь удобными ей данными. По мнению экспертов, размеры очереди на устройство в детский сад - это - количество людей, которые надеются, что в скором времени смогут получить место хоть в каком-то детском саду, даже отдаленном»2.

Некоторые регионы расценивают значительное сокращение очередности при устройстве детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования в качестве результата своей работы по развитию системы дошкольного образования (Таблица 1). В планах руководства этих регионов – ликвидация или существенное сокращение очереди.

Таблица 1. Выборочные показатели развития системы дошкольного образования ряда субъектов РФ.

Годы

Показатели развития системы дошкольного образования

Субъекты Российской Федерации

Москва

Волгоградская область

Республика Мордовия

Белгородская область

Курская область

Брянская область

2007

Объем средств бюджета субъекта РФ, млн. руб.

21 809

235

818

123

91,5

26,9

Строительство и ввод новых дошкольных образовательных учреждений, ед.

100

16

5

3

11

7

Организация групп детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений, ед.

0

5

17

30

1

5

Показатели очередности, чел.

14 370

10 424

212

4464

9105

2120

2008

Объем средств бюджета субъекта РФ, млн. руб.

27 347

265

1214

139

110,5

36,6

Строительство и ввод новых дошкольных образовательных учреждений, ед.

200

15

5

3

11

7

Организация групп детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений, ед.

0

5

9

30

3

5

Показатели очередности, чел.

03

5221

54

1800

6700

1800

2009

Объем средств бюджета субъекта РФ, млн. руб.

33 490

305

1366

248

145

30,7

Строительство и ввод новых дошкольных образовательных учреждений, ед.

39

15

3

2

11

4

Организация групп детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений, ед.

0

5

6

26

3

6

Показатели очередности, чел.

0

870

0

950

4000

950

2010

Объем средств бюджета субъекта РФ, млн. руб.

41 040

331

1440

266

210

35,5

Строительство и ввод новых дошкольных образовательных учреждений, ед.

35

15

3

5

14

3

Организация групп детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений, ед.

0

5

6

16

2

6

Показатели очередности, чел.

0

0

0

0

1500

130



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Чиркин В. Е. – «Государственное и Муниципальное Управление»

    Учебник
    Учебник предназначен для введения в специальность студентов, обучающихся по специальности «государственное и муниципальное управление». Это комплексное издание, в котором освещаются различные управленческие структуры и процессы, рассматриваются
  2. Мировой экономики, управления и права (1)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 (6) [Текст]: научно-аналитический журнал (издается с 2007 г.).Тюмень: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП), 2008.

Другие похожие документы..