Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
1. Положение о республиканском конкурсе киноплаката «Арткиноплакат» (далее – Положение) определяет порядок организации и проведения республиканского ...полностью>>
'Диплом'
Справки по телефонам: председатель оргкомитета - профессор Олейников Павел Николаевич – 89166127570, программные вопросы – доцент Безуглый Андрей Вал...полностью>>
'Публичный отчет'
18. Информируете ли вы посетителей филиала о текущей деятельности ГРМ (выставки, конференции, семинары, фестивали, конкурсы и т.п.) - Информация о де...полностью>>
'Доклад'
Экспертам и научным руководителям рекомендуется довести данные критерии отбора до докладчиков по программе «У.М.Н.И.К.» для того, чтобы эти аспекты б...полностью>>

Предприниматель: Новое слово. Новое сословие. Новое ремесло

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Предприниматель: Новое слово. Новое сословие. Новое ремесло.

МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО ЗАСЕДАНИЯ

СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ

ЦЕНТРА КОРПОРАТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2001 год

ЗАКРЫТОЕ ПИСЬМО

Совета директоров Центра корпоративного предпринимательства

группе ведущих российских предпринимателей

Уважаемые коллеги!

Нас разделяет бизнес, но объединяет предпринимательство.

Для бизнесменов, как и всяких игроков-одиночек, в силу самого характера их деятельности отсутствует способ содержательного объединения. Единственное, о чем можно договориться – установить честные правила боя и нанять государство-рефери, чтобы устраняло отморозков. Потенциал единства на этом начинается и заканчивается.

Предпринимательство объединяет, поскольку это современный тип социальной инженерии, индустрия переработки идей в венчурные проекты и бизнес-схемы, это открытый, творческий стиль в мышлении, общении и образе жизни. Предпринимательство основано не на прибыли, а на эффекте «второй производной» – сверхэкономическом доходе, который генерируется постоянным обновлением основного бизнеса. Предприниматели представляют профессиональный, творческий, человеческий интерес друг для друга, у них есть предмет и почва для взаимопонимания и сотрудничества. Факт внутреннего единства здесь предопределяет возможность внешнего объединения.

Взаимодействие людей естественно и эффективно, когда оно касается главного, самого существенного в их жизнедеятельности. Для предпринимателей жизненным станет тот союз, который напрямую затрагивает их способность предпринимать. Если предпринимателям не удается быстро извлечь из конкретной формы своего союза результаты, повышающие эффективность их основной производственной деятельности – скорее всего, он им не нужен. Учреждения партийного, благотворительного, клубного типа едва ли здесь помогут. Естественное объединение для индейцев – боевой отряд или артель охотников. Пока ирокез потеет в президиуме – он перестает метать томагавки, теряет навык бесшумно ступать в мокасинах по тропе войны, превращается в пролетария-парламентария шандыбинского типа.

Российские союзы и объединения чаще и охотнее складывались не вокруг дела, а под лозунгом устранения подлинных либо воображаемых помех для него, борьбы с действительными или мнимыми вредителями. Конечно, поводов для оборонительных альянсов у предпринимателей и сегодня хватает. Общество подозревает их во всех смертных грехах, государство душит несправедливыми налогами, наездами и выемками.

Все же, как представляется, к нашим обстоятельствам по-прежнему применима центральная идея известного сборника «Вехи». Подлинная российская проблема не в том, что несправедлива система распределения, а в нехватке того, что можно распределять. Сословие творцов и производителей всех видов у нас было относительно малочисленно, заражено трусоватостью и жуликоватостью, ему недоставало эффективности и профессионализма.

Поэтому главный повод для объединения предпринимателей – как больше предпринимать, а не как ловчее отбиваться. Лучшая защита – нападение.

Мы считаем, что основная производственная деятельность предпринимателя, а также обучение этой деятельности, ее информационное обеспечение и программное оснащение подлежат безотлагательной профессионализации и стандартизации. Казалось бы – предприниматель же занимается творческой деятельностью, какие тут могут быть стандарты? Наглядный пример такой возможности – известная тридцать лет система «АРИЗ» (Алгоритм решения изобретательских задач). Конечно, если человеку не дана способность изобретать, алгоритм ему не поможет. Но факты упрямо утверждают: если задатки к тому имеются, то при прочих равных изобретатель, специально обученный и оснащенный стандартной технологией, изобретает во много раз больше.

Предпринимателю в процессе разработки схемы нового бизнеса нужны не столько услуги экспертов по отдельным ее элементам, сколько помощники в главном деле, специально обученные предпринимательскому конструированию как регулярной деятельности. Нужна не суета «офис-менеджеров» и второстепенная информационная поддержка по частностям, а профессиональная нацеленность, натасканность на то, чтобы выхватить из потока творческого сознания новую идею, развернуть ее в предпринимательскую схему, затем венчур-проект и довести до бизнеса.

Как раз подготовку таких помощников предпринимателей некоммерческое партнерство «Центр корпоративного предпринимательства» ведет в рамках первого из своих проектов. Учебный модуль, созданный нами на базе Высшей школы экономики и нескольких предпринимательских корпораций, работает полтора года и уже приносит практическую отдачу.

Мы приглашаем уважаемых коллег к профессиональной экспертизе проекта.

Для нас, учредителей ЦКП, она станет способом конкретного осмысления роли предпринимателя в российском обществе, понимания собственной профессиональной и социальной ответственности, уточнения стратегических целей нашего объединения. Не станем лукавить: приглашая ведущих российских предпринимателей в качестве экспертов, мы искренне надеемся, что некоторые из вас не ограничатся ролью критика.

В ходе заседания Совета директоров ЦКП будут созданы технические условия, чтобы извлечь максимум практических следствий из вашего участия. Нам сообща предстоит сложная работа в течение полутора часов, сопряженная с серьезной концентрацией. Ее итоги частично станут известны участникам еще до конца заседания благодаря использованию новых информационных технологий и средств корпоративной коммуникации. Подробный анализ результатов экспертизы будет направлен вам в ближайшее время, и после согласования предан гласности. Для повышения эффективности участия в процессе принятия решений мы в течение предстоящего месяца обеспечим вас несколькими рассылками информационных материалов. Ваша интеллектуальная отдача в этот короткий промежуток времени будет иметь длительные и серьезные последствия для развития предпринимательства в стране.

Вместо того чтобы тайно применять новые управленческие технологии как оружие друг против друга, мы предпочли бы как можно раньше вовлечь коллег в опытно-конструкторские разработки и испытания, чтобы сообща использовать новый тип корпоративной энергии в мирных целях – для укрепления международных позиций российского предпринимательства.

ОТКРЫТОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ

ЦЕНТРА КОРПОРАТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

15.05.2001

(из стенограммы)

Ю. Милюков: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Разрешите объявить расширенное заседание совета директоров Центра корпоративного предпринимательства открытым. Меня зовут Юрий Александрович Милюков, и я являюсь председателем Совета директоров. Я хочу поблагодарить вас за то, что вы откликнулись на наше предложение, и готовы вместе с нами поучаствовать в экспертизе первых результатов проекта, который собрал нас два года назад. К сожалению, я вынужден констатировать, что число людей в зале больше, чем число минут в нашем регламенте, но мы технически подготовлены, поэтому у каждого будет возможность полноценно поучаствовать в экспертизе.

Первое слово я предоставлю члену Совета директоров Центра корпоративного предпринимательства и по совместительству генеральному директору ММВБ, хозяину этого зала Александру Владимировичу Захарову.

А. Захаров: Добрый день, уважаемые коллеги и друзья. Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить вас за то, что вы нашли время для обсуждения проблем, которые нас беспокоят.

В прошлом году журнал "Эксперт" отметил "250 недель развития капитализма в России" сборником статей, подобрав самые лучшие материалы, которые, на взгляд редакции, освещают ход развития этого нового для нас феномена. На самом деле, прошло уже достаточно много времени - десять лет в новых условиях. Нам есть о чем задуматься. Есть и проблемы, которые могут волновать всех нас. Одна из этих проблем - это становление предпринимательского сословия или, в знакомой нам терминологии, - формирование предпринимательства как класса. Где оно? Что оно? Очень удачно, что к моменту нашего собрания успела выйти книга Сергея Чернышева "Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету". В ней есть глава, которая называется "Вместо манифеста". Несмотря на скромное заглавие, на самом деле это и есть попытка сформулировать манифест нового российского предпринимателя.

Я думаю, сегодня нам есть о чем поговорить. Если говорить о концептуальных проблемах предпринимательства, не останавливаясь на частностях, то среди них можно выделить четыре основных.

Прежде всего, нам хотелось бы отметить, что предприниматель в настоящее время вместо поддержки со стороны государства сталкивается с противодействием. Положительные процессы, которые происходят сегодня, происходят не "благодаря", а "вопреки". Мы знаем, что нередко бизнес-решения принимаются не в кабинетах руководителей корпораций, а в кабинетах чиновников.

Второе. Российское общество не воспринимает или, по крайней мере, не научилось воспринимать предпринимателя как социально полезную фигуру. Хотя мы знаем, что когда-то дела обстояли совсем не так. Если обратиться к девятнадцатому веку и к толковому словарю Даля, можно увидеть, что термин "предприниматель" обозначал человека, готового начать и исполнить какое-то новое дело, человека, который предназначен к совершению чего-то значительного.

Третья проблема заключается в том, что предпринимательский слой сегодня еще не достаточно сформировался, не определился и не может выступать как единое сословие. Отсутствует единая корпоративная этика. Предпринимательство еще себя не идентифицировало.

И, наконец, четвертая, которая, возможно, и лежит в основе трех предыдущих. У нас отсутствует критическая масса предпринимателей как носителей соответствующих идей, понятий и языка.

Анализируя все эти причины, мы подумали, что одним из важных стратегических направлений решения накопившихся проблем является подготовка или, если угодно, воспроизводство предпринимательских кадров. В связи с этим некоторое время назад возникла идея создать Центр корпоративного предпринимательства как сальдо значимых проектов или институтов, где будет происходить такое воспроизводство. Это тем более важно потому, что мы отвечаем не только на вызов времени внутри России - мы отвечаем на вызов времени вообще. Мы видим, как быстро формируется новая экономика, как бурно изменяются формы ведения бизнеса. Кто бы еще недавно мог представить, что рыночная стоимость торгующего авиабилетами сайта будет равна стоимости авиакомпании American airlines, что стоимость сетевых магазинов будет равна стоимости капитализации Боинга, или что в структуре валового национального продукта США 80% будет приходиться на сферу обслуживания? Поэтому мы задумались над тем, как мы можем ответить на вызовы времени. В связи с этим и возник проект, о котором сегодня пойдет речь.

Теперь о том, как бы мы хотели видеть формы участия тех предпринимателей, которые разделяют или будут разделять проблемы, волнующие сегодня всех нас. Мы не можем ограничить многообразие этих форм, но выделили, по меньшей мере, следующие.

Первая - непосредственное участие в самой преподавательской деятельности.

Вторая - возможность делиться конкретными предпринимательскими схемами и подходами к работе, которые уже были использованы и которыми уже можно было бы поделиться со слушателями.

Третья - это финансовая поддержка, потому что мы хотели бы, чтобы проект достаточно успешно развивался.

Кроме того (у нас уже есть такие примеры, и об этом сегодня пойдет речь), это возможность передачи управления конкретными существующими бизнес-проектами тем молодым людям, которые завтра вступят в непростую предпринимательскую жизнь. На этом позвольте мне закончить свое вступительное слово.

Ю. Милюков: Спасибо. Слово предоставляется Валерию Александровичу Фадееву, преподавателю Центра корпоративного предпринимательства и по совместительству главному редактору журнала "Эксперт".

А. Фадеев: Спасибо. Ваше замечание очень точное. Я только недавно стал преподавателем. Студенты Центра корпоративного предпринимательства так быстро взяли меня в оборот, что я глазом не успел моргнуть, как оказалось, что я читаю курс лекций, что я веду мастер-класс, причем одни студенты организуют это мероприятие, а другие являются моими начальниками, звонят мне и указывают, что я должен делать на следующей неделе в рамках учебного процесса. Поэтому, господа, когда вы дойдете до голосования, а тем более до выступлений, будьте бдительны. Вы оглянуться не успеете, как уже втянетесь в этот процесс, поэтому сначала подумайте, надо ли это вам.

Журнал "Эксперт" года полтора назад проводил опрос "Проблемы российского бизнеса". Так вот, какие бы опросы предпринимателей ни проводились, всегда на первом месте будут три главных проблемы. Две проблемы относились к вмешательству государства в бизнес-процессы - это налоги и государственный рэкет. А третьей была проблема кадров. Перед этим мероприятием студенты проводили опрос многих из присутствующих здесь: проблема кадров снова оказалась на третьем месте, а на первых двух были взаимоотношения с государством.

О каких кадрах идет речь? Речь идет, в первую очередь, о кадрах, способных решать сложные задачи. О кадрах, способных вести проекты. Сегодняшний бизнес с одной стороны внутренне сложен, а с другой стороны он функционирует в очень сложной внешней среде. Эта сложность не позволяет ограничиться кадрами, которые умеют выполнять простые функции. Сегодня бизнес становится творческой работой, предпринимательской работой - поэтому мы и говорим о предпринимательских кадрах и о восполнении предпринимательского сословия. Где их можно взять?

Можно интенсифицировать труд кадров собственной компании. На российском рынке есть масса примеров того, как из лучших людей выжимают все, что можно. При этом они очень быстро учатся хорошо работать. Но проходит год, и люди покидают компанию ради других, где им платят большую зарплату и где они могут спокойно проводить время на службе.

Есть более традиционный ход: можно купить кадры. Но, во-первых, на рынке имеет место очень серьезный дефицит кадров такой квалификации. Во-вторых, это означает, что мы будем отнимать кадры друг у друга, не обеспечивая их пополнения.

Можно положиться на государство и рассчитывать, что чиновники будут проводить такую кадровую политику. Но, во-первых, государства у нас фактически нет, о чем откровенно сказал наш Президент после гибели подлодки "Курск". Во-вторых, я считаю, что проблема кадров - это не проблема государства, это проблема общества. Общество должно предъявлять спрос на кадры и организовывать схемы их воспитания. Если спроса со стороны общества (а в данном случае - со стороны предпринимательского сообщества) не будет, никакое государство не сможет его заменить.

Наконец, можно найти способ выращивать новые кадры надлежащего качества, соответственно воспитанные и обученные. Этот вариант мы сейчас и будем обсуждать. Система, которую я наблюдаю в ЦКП и в которой уже участвую, в значительной степени похожа на ту систему, в которой я учился. Это "система Физтеха", которая позволяла студентам с третьего курса института погружаться в реальную среду исследовательских институтов. Преподавателями у них были люди, которые реально занимались научными исследованиями. И к шестому курсу из студентов получались готовые специалисты. Не было никакого разрыва между обучением и работой.

Фактически, ЦКП предпринял попытку сделать то же самое, соединив в учебном процессе предпринимателей и студентов. С помощью этого синтеза достигается решение целого ряда задач. Во-первых, учебный процесс приближается к реальным потребностям бизнеса. Бизнес имеет возможность непосредственно влиять на составление учебных программ, на программу лекций и на самих студентов через стажировки, которые студенты проходят в их компаниях. Это дает студенту возможность из первых рук получать информацию о бизнесе. Я наблюдаю эту систему уже около года, и она мне кажется весьма эффективной. Я начал свой рассказ с того, что почувствовал это на себе. Эти двадцатилетние студенты, их энергия и динамика существенно отличаются от студентов других учебных заведений. Спасибо.

[...]

Ю. Милюков: Слово предоставляется Сергею Борисовичу Чернышеву, генеральному директору Центра корпоративного предпринимательства, директору Русского института.

С. Чернышев: Учитывая ответственность момента, я встану. Добрый день, коллеги. Огромное спасибо всем, кто смог принять участие в сегодняшнем заседании. При этом я имею в виду в первую очередь студентов. Среди нас есть двадцать пять молодых людей, у которых сейчас идет сессия, а у многих - защита дипломов. Эти мероприятия находятся в остром конфликте с сутью происходящего. И если предпринимательская часть аудитории рискует парой-тройкой миллионов долларов, то мои коллеги рискуют карьерой, дипломом и хорошими отношениями с родителями.

Было бы нелепым расточительством, собрав такую концентрацию мыслей, воли, финансовых и политических ресурсов в одном зале, обсуждать чей-то сколь угодно важный проект или замысел. Сам по себе он заслуживает упоминания лишь постольку, поскольку явился узлом объединения очень многих людей, логическим продолжением их жизни и деятельности. То же самое произошло со мной. Мне так повезло, что книжка, которая могла быть готова и два года назад, и год спустя, случайно угадала выйти точно к началу нашего заседания, благодаря чему проблематику своей мотивации я полностью опускаю. Наверняка, каждого из присутствующих подмывает сказать, что его интересы также выходят далеко за рамки подготовки кадров.

Зачем затеяли эту экспертизу? Зачем важных людей оторвали от их исключительно важных дел? Мне хотелось бы сразу, как некий кошмар, отмести подозрения о том, что это пиаровский ход. Я отношусь к PR-у с глубоким презрением (конечно, не к уважаемым коллегам, которые вынужденно этим занимаются, а к самому явлению). Но у нас есть как формальный, так и содержательный поводы для совместной встречи. Мои студенты не дадут мне слукавить - мы обсуждаем этот повод, а также идеологию, технологию и организацию проекта уже четвертый месяц.

Формальный повод состоит в том, что есть огромная концентрация субъектности, которая постепенно собирается вокруг нашего проекта. Это происходит не потому, что проект хорош, а потому, что наша страна испытывает острый голод относительно проектов подобного сорта. Когда свет гаснет, вы зажигаете керогаз, лампочку или карманный фонарик - все равно из мрака люди сбегаются на этот свет. Грех не использовать колоссальный потенциал субъектности для того, чтобы получить важный для всех продукт. Когда мы готовились к этому мероприятию, профессионалы говорили, что здесь соберутся люди, которые не привыкли слушать. Здесь собрались люди, которые привыкли ежечасно принимать важные решения. Ставить их в нелепое положение слушателей или созерцателей картинок было бы совершенно неправильно. Поэтому мы предусмотрели вариант использования этого потенциала. Экспертиза, о которой я буду говорить, направлена на то, чтобы компетенцию, энергию и волю за короткое время преобразовать в интеллектуальный продукт, которым, я надеюсь, мы будем долго пользоваться совместно.

Но для проведения экспертизы есть и содержательная причина. Наш скромный проект - это одна из первых попыток наладить планомерную подготовку кадров именно для предпринимательской деятельности. Первый автомобиль среди всех прочих недостатков имеет тот, что к нему приделаны оглобли и, возможно, даже хомут. Он несет в себе черты случайности, рудименты происхождения и родимые пятна создателей. А поскольку инициаторов проекта всего восемь, а не восемьдесят, то, при всем уважении к ним и к себе, этот проект наверняка начинается не с того конца. Наверняка, избранный подход во многом не самый эффективный.

Для того чтобы понять, какого сорта технологии подготовки предпринимательских кадров нужны нашему сообществу, необходимо увидеть этот проект в пространстве его возможных альтернатив. Поэтому первая и главная задача экспертизы - увидеть это пространство альтернатив и постараться понять, какое место мы там занимаем.

С тех пор, как с помощью телескопов были нащупаны примерные контуры нашей галактики, выяснилось, что Солнце - это весьма третьестепенная звезда, которая угодила в промежуток между спиральными рукавами, небогатый энергией и звездными системами. Вполне возможно, что и у нас дело обстоит именно так. Поэтому, прежде чем обсуждать частности проекта, важно понять, элементом какого множества он является. ЦКП - предпринимательский проект, и его создатели стоят перед той же самой предпринимательской проблемой, с которой начинается буклет. С нее мы и хотели бы начать.

Я вижу в зале Сергея Петровича Недорослева. Он великодушно согласился предоставить нам свою проблемную ситуацию в качестве типичной. С нее начинается полученный вами буклет. Суть ситуации в том, что каждому из нас едва хватает ресурсов для реализации десятой доли своих замыслов и проектов. Мы вынуждены постоянно заниматься похоронной деятельностью. Выбирая из множества проектов один, предназначенный для реализации, мы тем самым хороним множество других. Это означает, что предприниматель, который является творцом, каждым актом творения осуществляет акт выбора. А созидая новую реальность, он тем самым уничтожает девять других, которые могли бы быть созданы, но этому не суждено было осуществиться. В условиях острого дефицита предпринимательского ресурса творческий акт одновременно представляет собой аборт. Вы беременны множеством детей, но, к сожалению, рождается только один. И в этом смысле наш проект можно представить себе (извините за такие выражения) как цепь абортов. Мы приняли ряд решений, каждое из которых легло в основу существующего Центра. Но каждое из них отрезало иные альтернативы, быть может, гораздо более эффективные.

Постараюсь коротко и быстро рассказать то, что не может быть быстро рассказано. Включите, пожалуйста, первую диаграмму.

Принято различать действительность и реальность. Наш бедолага-предприниматель находится в действительности, а перед ним - совокупность разных реальностей. Каждая из них для него реальна в том смысле, что он может реализовать ее, исходя из тех ресурсов и способностей, которые у него есть. Вторая диаграмма.

Кроме того, каждая реальность, будучи реализованной, может породить свой ряд реальностей, если она станет точкой, куда предприниматель придет со своими ресурсами и умениями. Можно сказать, что реальность многослойна, и предприниматель может видеть множество вариантов, из которых он выбирает один, уничтожая тем самым прочие.

Третья диаграмма.

Предприниматель осознает, какой выбор он сделал, как он будет расходовать финансы, на какой проект он направит свою команду. Но он должен при этом осознавать, что в результате выбора другие проекты не состоятся. А ведь некоторые из них уже, казалось бы, вошли в фазу реализации, там есть замечательные экспериментальные образцы, которые уже действуют, люди работали над ними много лет, в них вложены деньги, есть уникальные ноу-хау, запатентованы изобретения. Все это хоронится предпринимательским актом, потому что предприниматель движется вперед - и действительность перемещается к точке его местонахождения, стягивая к ней конус новых реальностей и оставляя за бортом многие из старых. Пожалуйста, четвертую диаграмму.

Зеленое пространство - это реальность, а синее превратилось в то, что я называю альтернативой.

Выдающийся историк XX века, учитель Глеба Олеговича Павловского и в малой степени мой (я слишком поздно с ним познакомился), Михаил Гефтер выдвинул представление об альтернативе. Он рассматривал все альтернативы (нереализованные пути развития общества, несостоявшиеся проекты, которые вполне могли быть созданы нашими руками) как сосуществующие в известном смысле рядом с нами. Они существуют. И своей энергетикой нереализованности, как нерожденные дети или как уничтоженные нашими руками живые сущности, они продолжают оказывать воздействие на нас.

К сожалению, у нас есть как минимум один необратимый ресурс - время. Мы не можем просто взять и вернуться назад. Такое возвращение если и возможно, то не полностью и не всегда. Поэтому перед каждым предпринимателем, то есть перед человеком, который делает новое, простирается пространство реальностей, а позади остается пространство альтернатив. Пожалуйста, пятую диаграмму.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»

    Учебно-методический комплекс
    - объективно анализировать и оценивать формы организации и эволюцию государственного и правового устройства зарубежных стран на различных этапах их развития;
  2. А. А. Радугина История России (Россия в мировой цивилизации) курс лекций

    Курс лекций
    Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
  3. Новая история стран Азии и Африки

    Учебник
    Новая история стран Азии и Африки: Учеб. для студ. высш. учеб. Н72 заведений / Под ред. A.M. Родригеса: В 3 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  4. Новая история стран европы и америки

    Документ
    НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ : Первый период : (Учеб. для вузов по спец. "История" / Г. Л. Арш, В. С. Бондарчук, Л. И. Гольман и др.
  5. Эпоха Возрождения «История Нового Времени. Эпоха Возрождения»

    Документ
    В чем суть времен, и что отличает одну эпоху от другой? Где пролегает черта между прошлым, настоящим и будущим? Древний мир был отделен от Средневековья видимой гранью – огнем пожаров и гибелью цивилизации – и все это было следствием

Другие похожие документы..