Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Действующим в Российской Федерации законодательством в области заработной платы предоставлено право органам государственной власти субъектов и органа...полностью>>
'Конкурс'
На закупівлю «Послуги з технічного обслуговування і ремонту, модернізації і розбирання суден, платформ та конструкцій плавучих( судноремонт БК «Прогр...полностью>>
'Пояснительная записка'
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по русскому языку, регионального компонента. Обучение учащихся...полностью>>
'Документ'
8-910- 47-51-83 e-mail zakazkursovoi@ Наш сайт: www.zakazkursovoi.narod.ru Тема: «Организация использовани...полностью>>

Задачи Программы развития на 2011 год 47 Приложения

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»

СОЗДАНИЕ СЕТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Доклад

о ходе реализации

«Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет»,

на 2009 – 2018 годы»

за 2010 год

Ректор университета

____________________(Я.И.Кузьминов)

(подпись, печать)

« _____ » __________________2011 г.

Оглавление

1. Задачи Программы развития в 2010 году 3

2. Реализованные в отчетном году мероприятия Программы развития в их взаимосвязи с достижением задач Программы развития 4

3. Наиболее значимые инфраструктурные изменения за отчетный год, включая развитие инновационной инфраструктуры 20

4. Наиболее значимые научные достижения по приоритетным направления развития НИУ за отчетный год 26

5. Совершенствование образовательного процесса по ПНР 36

6. Кадровое обеспечение ПНР 40

7. Модернизация системы управления 42

8. Оценка социально-экономической эффективности Программы развития 45

9. Задачи Программы развития на 2011 год 46

Приложения:

Форма 2 «Сведения о поставленных на бухгалтерский учет объектах интеллектуальной собственности по ПНР НИУ в 2010 году» 52

Форма 3 «Финансовое обеспечение программы развития из внебюджетных источников: перечень товаров, работ, услуг и РИД, закупленных в 2010 году, а также материальных и нематериальных активов, переданных юридическими или физическими лицами и поставленных на баланс НИУ» 53

Форма 5 «Перечень должностных лиц, ответственных за реализацию программы развития НИУ» 58

Форма 6 «Перечень организаций инновационного пояса НИУ, использующих при производстве научно-технической продукции результаты интеллектуальной деятельности НИУ (по состоянию на конец 2010 года)» 59

Справка о трудоустройстве выпускников, обучавшихся по ПНР 64

Справка о научных лабораториях по ПНР, созданных или модернизированных в 2010 г. и оснащенных высокотехнологичным оборудованием 69

Справка об эффективности работы аспирантуры 70


1. Задачи Программы развития в 2010 году

Стратегической целью Программы развития является формирование на базе Государственного университета – Высшей школы экономики (далее – ГУ–ВШЭ) передового научно-образовательного, аналитического, консалтингового и проектного центра в области социальных и экономических наук, входящего в число ведущих мировых исследовательских университетов по качеству своих компетенций и разработок и осуществляющего значительный теоретический и практический вклад в инновационное развитие и глобальную конкурентоспособность России.

В Программе развития вуза как исследовательского университета выделено четыре приоритетных направления развития (далее – ПНР): экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление, социология.

Для достижения поставленной цели ГУ–ВШЭ решает задачи в рамках следующих основных стратегических направлений деятельности:

  1. Создание, внедрение и распространение новых образовательных технологий для обеспечения российской экономики конкурентоспособными кадрами исследователей, аналитиков и менеджеров.

  2. Формирование исследовательского и инновационного центра мирового уровня в области социально-экономических наук.

  3. Содействие распространению инновационных социально-экономических знаний и практик.

  4. Развитие кадровой базы исследовательского университета.

  5. Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности на уровне лучших мировых научно-образовательных центров.

В отчетном году общие задачи ГУ–ВШЭ конкретизировались следующим образом.

В рамках первого стратегического направления в качестве приоритетных были определены следующие задачи:

    1. Разработка и внедрение собственных образовательных стандартов и новых программ.

    2. Создание и открытие новой программы аспирантуры с расширенной образовательной компонентой («аспирантуры полного дня»).

    3. Формирование информационной образовательной среды университета.

    4. Привлечение талантливых студентов из регионов России и стран СНГ.

    5. Создание гибкой модульной системы дополнительного образования.

В рамках второго направления:

    1. Формирование научных лабораторий под руководством ведущих ученых.

    2. Проведение исследований, отвечающих перспективным потребностям социально-экономического развития России.

    3. Создание инновационной структуры НИУ, обеспечивающей коммерциализацию исследований и разработок.

В рамках третьего направления:

    1. Развитие общедоступных научно-образовательных и информационно-аналитических порталов и электронных журналов.

    2. Подготовка, издание и распространение научных, информационных, аналитических публикаций по передовым направлениям социально-экономических наук.

    3. Организация площадок коммуникации представителей государства, бизнеса, научно-образовательного и экспертного сообщества, гражданского общества по актуальным проблемам развития страны.

В рамках четвертого направления:

    1. Рекрутинг преподавателей на международном рынке труда.

    2. Стимулирование инновационной деятельности преподавателей и научных сотрудников. Снижение преподавательской нагрузки.

    3. Повышение квалификации и поддержка академической мобильности научно-педагогических работников.

В рамках пятого направления:

    1. Развитие материально-технической базы и приобретение оборудования для модернизируемых или вновь создаваемых лабораторий.

    2. Развитие информационной инфраструктуры и электронных библиотечных ресурсов.

    3. Совершенствование системы управления качеством образовательного и научного процессов.

2. Реализованные в отчетном году мероприятия Программы развития в их взаимосвязи с достижением задач Программы развития

  1. На реализацию Программы развития ГУ–ВШЭ в 2010 году из средств федерального бюджета было выделено 250,0 млн. руб. Все полученные средства освоены. Из внебюджетных средств ГУ–ВШЭ направленно на софинансирование Программы развития в 2010 году 62,482 млн. руб. – запланированное софинансирование перевыполнено на 25%.

  2. Распределение средств федерального бюджета и софинансирования по направлениям (блокам) Программы развития ГУ–ВШЭ представлено в Таблице 1.

Таблица 1

Наименование направления (блока)
Программы развития ГУ–ВШЭ

Объемы финансирования в 2010 г.

Федеральный бюджет (тыс. руб.)

Софинансирование (тыс. руб.)

План

Факт

План

Факт

Блок 1: Обеспечение российской экономики кадрами исследователей, аналитиков и менеджеров

45 000,00

36 388,54

13 000,00

0,00

Блок 2: Формирование исследовательского и инновационного центра мирового уровня в области социально-экономических наук

0,00

0,00

5 000,00

38 000,00

Блок 3: Содействие распространению инновационных социально-экономических знаний и практик

20 000,00

15 609,63

8 000,00

90,41

Блок 4: Развитие кадровой базы национального исследовательского университета

55 000,00

39 432,23

12 000,00

9 845,72

Блок 5: Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности на уровне лучших мировых научно-образовательных центров

130 000,00

158 569,60

12 000,00

14 546,23

ИТОГО:

250 000,00

250 000,00

50 000,00

62 482,36

  1. Перераспределение средств федерального бюджета и софинансирования между блоками (направлениями) по сравнению с запланированными было вызвано необходимостью финансирования мероприятий Программы развития в 2010 году до получения средств, а также тем, что порядок финансирования в 2010 году предполагал уплату НДС, не предусмотренного первоначальным планом расходования средств.

  2. Реализация задач Программы развития:

  1. 2.1. Разработка и внедрение собственных образовательных стандартов и новых программ

  2. Модернизация образовательного процесса в отчетном году была связана в первую очередь с разработкой и внедрением оригинальных образовательных стандартов ГУ­–ВШЭ, предъявляющих, по сравнению с федеральными стандартами, более высокие требования к компетенциям выпускников, качеству обучения и образовательному процессу.

  3. Собственные образовательные стандарты разработаны по 17 направлениям подготовки, включая все ПНР: «Экономика», «Менеджмент», «Бизнес-информатика», «Социология», «Государственное и муниципальное управление», «Программная инженерия», «Прикладная математика и информатика» «Математика», «Политология», «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика», «Психология», «Юриспруденция», «Философия», «Культурология», «Востоковедение» (африканистика), «История», «Международные отношения». В 2010/11 учебном году в университете начата подготовка по перечисленным направлениям на основе собственных образовательных стандартов.

  4. Новые стандарты призваны обеспечить формирование актуальных базовых и специальных профессиональных компетенций (а также ключевых аналитических, проектных и исследовательских компетенций); владение английским языком на уровне международных стандартов; формирование общекультурной основы саморазвития студентов; условия для получения всеми студентами опыта построения образовательных траекторий и опыта практической деятельности в соответствующей профессиональной области. В них существенно расширены научная, исследовательская и проектная деятельность студентов. Разработаны базовые учебные планы, соответствующие новым образовательным стандартам, и рабочие учебные планы первого года обучения.

    1. В отчетном году осуществлялось формирование новых образовательных программ, в первую очередь в рамках магистратуры. В 2010 г. состоялся первый набор на две новые программы бакалавриата – «История», «Востоковедение, африканистика» – и 13 новых программ магистратуры, 6 из которых относятся к ПНР: «Финансы», «Статистическая оценка экономических и социальных процессов» (ПНР «Экономика»); «Управление и экономика в здравоохранении», «Управление и экономика в образовании» (ПНР «Государственное и муниципальное управление»); «Маркетинг», «Прикладная математика и информатика» (ПНР «Менеджмент»), «Финансовое, налоговое и таможенное право», «Правовая информатика», «Правовое обеспечение и защита бизнеса», «Измерения в психологии и образовании», «Политические вызовы современности», «Политические инновации и политические институты», «Математика». Четыре новые магистерские программы реализуются в филиалах ГУ–ВШЭ.

Увеличивается число образовательных программ, реализуемых в партнерстве с ведущими российскими и зарубежными университетами. Открыта новая очно-заочная магистерская программа «Управление образованием» (ПНР «Государственное и муниципальное управление»), реализуемая совместно ГУ–ВШЭ, Московской высшей школой социальных и экономических наук и Манчестерским университетом (Великобритания). Совместно с Российской экономической школой разработана концепция бакалаврской программы и подготовлен базовый учебный план по направлению «Экономика» (одноименное ПНР).

В сотрудничестве с зарубежными университетами сформированы 4 магистерские программы, в том числе три по ПНР «Менеджмент»: «Менеджмент СМИ и новые медиатехнологии» совместно с Королевской технической школой, Стокгольм, Швеция; «Современные компьютерные технологии для электронного бизнеса» совместно с Вестминстерским университетом Великобритания; «Публичная политика и глобальное управление» совместно с Университетом Болоньи, Италия; «Международные отношения» совместно с Университет Кента, Великобритания.

Разработана концепция межфакультетской магистратуры ГУ–ВШЭ, обеспечивающей подготовку специалистов с уникальными междисциплинарными компетенциями, в которых остро нуждается современный российский рынок труда. В 2010/11 учебном году состоялся набор на первую межфакультетскую магистерскую программу «Правовая информатика» (совместный проект факультета бизнес-информатики (ПНР «Менеджмент») и факультета права).

2.2. Открытие новой программы аспирантуры с расширенной образовательной компонентой («аспирантуры полного дня»)

Создана новая программа подготовки аспирантов полного дня, организуемая по типу программ Ph.D. Отличительные черты новой концепции аспирантуры – соответствие международным академическим стандартам, существенное расширение образовательной компоненты и полная концентрация обучающихся на научно-исследовательской работе. Первый набор в аспирантуру «полного дня» осуществлялся по специальностям «Экономика» и «Социология» (одноименные ПНР). Аспиранты, поступившие в аспирантуру «полного дня», будут получать стипендию в размере 25 тыс. рублей (из средств ГУ–ВШЭ), параллельно смогут работать в качестве научных сотрудников и преподавателей университета, но при этом не будут совмещать обучение с неакадемической трудовой деятельностью. Разработаны рабочие учебные планы первого года обучения, в индивидуальные планы двенадцати аспирантов включены учебные (адаптационные) курсы.

  1. Новая концепция аспирантуры ориентирована на развитие совместных с зарубежными университетами научно-исследовательских проектов и получение двойных степеней кандидата наук и Ph.D.

2.3. Формирование информационной образовательной среды университета

Существенные изменения начались в области трансформации образовательной среды вуза. Утверждена концепция развития информационной образовательной среды для поддержки основного образовательного процесса (LMS, Learning Management System), которая позволит модернизировать технологию и методики обучения за счет развития современных интернет-средств обмена информацией, ее структуризации, коллективной деятельности, оценивания результатов обучения. При проектировании информационной образовательной среды LMS были учтены принципы вовлечения студентов и преподавателей в активный учебный процесс, создание условий для регулярного взаимодействия студентов и преподавателей, в том числе в электронном формате (off-line и on-line режимах). Внедрение новой информационной системы начато в сентябре 2010 г., ее важнейшей компонентой является всесторонняя поддержка преподавателей со стороны методистов и технического персонала.

  1. 2.4. Привлечение талантливых студентов из регионов России и стран СНГ

  2. Задача формирования контингента обучающихся обеспечивается несколькими структурными подразделениями ГУ–ВШЭ: Управлением работы с абитуриентами, Факультетом довузовской подготовки, Управлением развития магистратуры. В целях совершенствования системы поиска и отбора лучших абитуриентов в университете также созданы Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися и Управление по развитию сотрудничества со странами СНГ и Балтии.

  3. Для привлечения наиболее способных абитуриентов сформирована система региональных центров довузовской подготовки в регионах России и сопредельных странах, ведется дистанционное обучение в рамках интернет-школы Факультета довузовской подготовки. Слушатели из регионов и стран СНГ проходят обучение по единым учебным программам и оцениваются с помощью единых контрольно-измерительных материалов. В отчетном году была проведена методическая работа по обновлению учебно-методических материалов. В целях совершенствования организации олимпиад ГУ–ВШЭ созданы новые банки конкурсных заданий, совместно с Департаментом образования города Москвы реорганизованы открытые городские конкурсы школьников.

  4. В 2010 г. ежегодная Многопрофильная олимпиада для школьников ГУ–ВШЭ проводилась в 29 регионах России и в пяти странах СНГ (Армении, Казахстане, Молдове, Белоруссии и Украине). В олимпиаде приняли участие свыше 9300 человек, из них 882 – жители стран СНГ. Олимпиада проводилась в сотрудничестве с другими российскими университетами: РУДН, Сибирским федеральным университетом, Казанским федеральным университетом, Томским государственным университетом и Уральским государственным университетом.

  5. ГУ–ВШЭ является организатором заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике, победители и призеры которой поступают в университет на факультеты экономического профиля. В 2010 году ГУ-ВШЭ занял 3 место среди российских вузов по числу поступивших победителей и призеров всех Всероссийских олимпиад школьников (после МГУ и МГИМО). В 2011 году университет планирует провести на своей базе заключительный этап двух Всероссийских олимпиад школьников по экономике и обществознанию.

  6. С целью набора наиболее подготовленных абитуриентов магистратуры была организована уникальная для России олимпиада для студентов старших курсов и недавних выпускников вузов. Олимпиада проводилась в 25 регионах России и в пяти странах СНГ. В ней приняли участие 2309 человек, в том числе 321 – студенты из стран СНГ. Также был организован конкурс научных работ для бакалавров из других вузов, включая вузы стран СНГ, по социально-экономическим наукам. В зимних профориентационных школах ГУ–ВШЭ, организуемых для поступающих в магистратуру, приняли участие 453 абитуриента по всем направлениям обучения. 11% (48 чел.) участников школа составили абитуриенты из стран СНГ и Балтии. В ноябре 2010 г. была проведена международная научная студенческая конференция, организованная ГУ–ВШЭ в Одессе, в которой приняли участие 224 студента – бакалавры из стран СНГ. На конференции были представлены лучшие доклады студентов из вузов Армении, Украины, Молдовы, Киргизии и Казахстана, прошедшие предварительный экспертный отбор в ГУ–ВШЭ.

  7. Важную роль для преодоления разрыва в уровне бакалаврской подготовки между выпускниками региональных вузов и ГУ–ВШЭ играет вновь образованное подготовительное отделение для поступающих в магистратуру. В 2010 г. на подготовительном отделении обучалось более 200 слушателей, из которых около 50% представляли регионы России.

Для привлечения сильных студентов на места с возмещением затрат на обучение университет использует многоуровневую систему скидок на оплату обучения, которые составляют от 30 до 70% стоимости в зависимости от результатов вступительных испытаний, а в ходе обучения – в зависимости от академической успеваемости.

В 2010 г. с целью выявления талантливых абитуриентов и школ, обучающих талантливых детей, была проведена серия профориентационных мероприятий для школьников в странах СНГ (Армении, Казахстане, Молдове, Украине), включая летний профориентационный лагерь. В этих мероприятиях приняло участие более 700 школьников и около 50 наблюдателей (представители национальных органов управления стран СНГ, руководство и учителя школ).

В результате проведения перечисленных мероприятий доля студентов-бакалавров из других регионов, поступивших на бюджетные места в ГУ–ВШЭ, составила 54%, а на места с возмещением затрат на обучение – 33%. Доля студентов-магистров из других регионов составила 49,7% в общем наборе. В целом контрольные цифры приема в бакалавриат составили 2075 человек, а в магистратуру – 1550 человек, что на 6,8% и 53,5% соответственно больше, чем в прошлом году. Набор студентов в первую очередь увеличился по направлениям подготовки и специальностям ПНР.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О ходе реализации программы развития в 2010 году Оглавление

    Задача
    ДОКЛАД Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Санкт-Петербургский государственный университет» о ходе реализации программы развития в 2010 году
  2. Закон липецкой области об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

    Закон
    2) общий объем расходов областного бюджета на 2012 год в сумме 25756038,3 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 2566888,0 тыс. руб.
  3. Областная целевая программа по стабилизации ситуации на рынке труда челябинской области на 2011 год

    Программа
    В целях обеспечения занятости населения, стабилизации ситуации и смягчения социальной напряженности на рынке труда Челябинской области Правительство Челябинской области
  4. «О бюджете Новоселицкого муниципального района на 2011 год»

    Решение
    Об утверждении материалов и документов к проекту решения совета Новоселицкого муниципального района Ставропольского края «О бюджете Новоселицкого муниципального района на 2011 год»
  5. Целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2011 год» Всоответствии с постановлением Администрации Ростовской области

    Документ
    В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 06.07.2009 № 322 «О Порядке принятия решения о разработке ведомственных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности

Другие похожие документы..