Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Робоча програма затверджена до друку вченою радою філософського факультету Львівського університету імені Івана Франка (протокол № 106/7 від 21.11.20...полностью>>
'Доклад'
Качество жизни является широкой концепцией, касающейся уровня благосостояния в обществе. Эта концепция выходит за пределы подхода, связанного с услови...полностью>>
'Документ'
Система P-CAD предназначена для проектирования многослойных печатных плат (ПП) вычислительных и радиоэлектронных устройств. В состав P-GAD входят чет...полностью>>
'Документ'
Актуальные проблемы современности в социальной рекламе. (На выбор одна из проблем: экология, права человека, молодежная субкультура, терроризм, расиз...полностью>>

Задачи Программы развития на 2011 год 47 Приложения

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. Наиболее значимые инфраструктурные изменения за отчетный год, включая развитие инновационной инфраструктуры

Для развития научно-исследовательской и проектной деятельности в 2010 г. в университете были созданы следующие структурные подразделения:

  1. Институт институциональных исследований (ПНР «Экономика»);

  2. Институт экономики здравоохранения (ПНР «Государственное и муниципальное управление»),

  3. Институт экономики природопользования и экологической политики (ПНР «Государственное и муниципальное управление»);

  4. Центр оценки сырьевых активов (ПНР «Экономика»);

  5. Центр прикладных актуарных исследований (ПНР «Экономика»);

В структуре Центра фундаментальных исследований открыты 7 новых лабораторий:

  • лаборатория качественных и количественных методов анализа политических режимов;

  • лаборатория долгосрочного прогнозирования цен (ПНР «Экономика»);

  • лаборатория математических исследований;

  • лаборатория сетевых форм организации (ПНР «Менеджмент»);

  • лаборатория проблем обеспечения государственных нужд (ПНР «Государственное и муниципальное управление»);

  • лаборатория «теоретические проблемы эффективности использования ресурсов государства» (ПНР «Экономика»);

  • лаборатория моделирования инновационных систем (ПНР «Менеджмент»).

В структуре Института информационных технологий (до переименования – Институт развития бизнес-информатики) созданы 3 научно-образовательных центра (ПНР «Менеджмент»):

  • научно-образовательный центр семантических технологий;

  • научно-образовательный центр технологий управления информацией;

  • научно-образовательный центр компьютерного моделирования иерархических систем.

Для развития академической науки и вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность и проектную работу созданы 5 новых научно-учебных лаборатории (в том числе 4 по ПНР) и две новых проектно-учебные лаборатории (по ПНР).

Университет приступил к формированию международных научных лабораторий под руководством ведущих зарубежных ученых (см. об этом подробнее в разделе 2.6). В 2010 г. созданы:

  • Лаборатория алгебраической геометрии и ее приложений под руководством профессора Института математических наук им. Куранта Нью-Йоркского университета (США) Ф.А.Богомолова.

  • Лаборатория сравнительных социальных исследований под руководством профессора Университета Мичигана (США) Рональда Инглхарта (ПНР «Социология»).

Принципиально новые возможности для развития, продвижения и широкого тиражирования инновационных разработок университета открывает реализация двух новых проектов ГУ–ВШЭ. Эти проекты были инициированы в 2010 г. и стали победителями конкурса, объявленного в рамках исполнения постановления Правительства РФ № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства»:

  • «Создание высокотехнологичного производства инновационных программно-аппаратных комплексов для эффективного управления предприятиями и отраслями экономики современной России» – в партнерстве с компанией «Авикомп Сервисез».

  • «Создание высокотехнологичного производства кросс-платформенных систем обработки неструктурированной информации на основе свободного программного обеспечения для повышения эффективности управления инновационной деятельностью предприятия в современной России» – в партнерстве с компанией «Ай Ти».

Первый проект включает разработку методик сбора и обработки информации, совокупности моделей, управляющих работой инновационных комплексов, а также методов и алгоритмов работы с большими массивами семантических данных экономической природы. Работу по созданию математических моделей информационного комплекса будут выполнять научные сотрудники, лучшие студенты и аспиранты отделения прикладной математики и информатики ГУ–ВШЭ (ПНР «Менеджмент»).

Второй проект посвящен разработке отечественной сервисно-ориентированной технологической ECM1-архитектуры и библиотеки программных сервисных компонент на основе свободного программного обеспечения для обработки, хранения и анализа неструктурированной информации предприятия, мониторинга информационных потоков; моделирования, анализа и последующего совершенствования бизнес-процессов (ПНР «Менеджмент»).

Дополнительным эффектом от реализации указанных проектов станет отработка в ходе решения комплексных задач формата и процедур взаимодействия различных подразделений университета в интересах корпоративных заказчиков.

Для успешной коммерциализации прикладных исследований и разработок ГУ–ВШЭ сформировано Управление инновационной деятельности, обеспечивающее интеграцию университета в национальную и международную инновационные системы, развитие профессиональной кооперации с их участниками, в том числе в области экспертизы и кадрового обеспечения.

В отчетном году сформирована Программа развития инновационной инфраструктуры ГУ–ВШЭ: «Комплексное развитие механизмов коммерциализации научных разработок, поддержки инновационного предпринимательства, научно-технологического прогнозирования и кооперации с организациями реального сектора экономики для эффективной интеграции ГУ–ВШЭ в национальную инновационную систему», которая была признана победителем открытого конкурса, организованного Минобрнауки России в соответствии с постановлением Правительства РФ № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». Программа развития инновационной инфраструктуры инкорпорирована в общеуниверситетскую Программу развития ГУ–ВШЭ как национального исследовательского университета. Ее основная цель – сформировать на базе университета систему генерации инноваций и отработки устойчивой модели инновационного взаимодействия науки, бизнеса и общества в экономике знаний.

В отчетном году в рамках Программы развития инновационной инфраструктуры были созданы или получили развитие следующие объекты инновационной инфраструктуры:

  • Группа обеспечения участия ВШЭ в профильных технологических платформах;

  • Группа координации и методического обеспечения сети центров прогнозирования на базе ведущих вузов;

  • Бизнес-инкубатор HSE{Inc} (Москва);

  • Центр предпринимательства Нижегородского филиала ВШЭ;

  • Бизнес-инкубатор Пермского филиала ВШЭ;

  • Отдел по вопросам интеллектуальной собственности;

  • Управление инновационной деятельности;

  • Дирекция научных исследований и разработок.

ГУ–ВШЭ стремится стать методическим центром национальной системы прогнозирования, выстраиваемой на базе ведущих отраслевых вузов, формируя долгосрочные ориентиры для планирования инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Основные задачи этой программы – укрепить взаимосвязь прикладных исследований университета с запросами рынка, расширить число партнерских организаций и организаций-заказчиков, обеспечить поддержку инновационного предпринимательства и увеличить вклад университета в формирование инновационной системы России.

В 2010 г. университет приступил к формированию технологических платформ в рамках ПНР совместно с ведущими компаниями и университетами России. Технологические платформы создаются по направлениям исследований и разработок, наиболее перспективным с точки зрения обеспечения устойчивого технологического развития и конкурентоспособности в рамках одного или нескольких секторов экономики и представляют собой механизм государственно-частного партнерства в инновационной сфере. Основные функции технологической платформы – организация взаимодействия представителей бизнеса, науки, потребителей и государства по вопросам выбора приоритетов, определения стратегических целей, формирования дорожной карты модернизации и научно-технологического развития, формирования и реализации инновационных проектов по их коммерциализации.

В настоящее время, используя потенциал ПНР «Экономика», «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление», ГУ–ВШЭ совместно с организациями-партнерами участвует в формировании следующих технологических платформ: «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»; «Национальная программная платформа»; «Интеллектуальные встроенные системы»; «Биотех-2030»; «Медицина будущего»; «Интеллектуальная энергетическая система России».

ГУ–ВШЭ осуществляет методическое, организационное, информационно-аналитическое и экспертное сопровождение деятельности Минэкономразвития России и Минобрнауки России по формированию и функционированию технологических платформ. Эта работа позволит раскрыть научный потенциал университета в общенациональном масштабе и внесет существенный вклад в развитие инновационных секторов экономики.

Другое новое и интенсивно развивающееся направление деятельности университета – поддержка инновационного предпринимательства.

В 2010 г. в университете создан Совет по инновационному предпринимательству, в состав которого вошли ведущие представители науки, бизнеса и государственных институтов. Деятельность Совета будет способствовать интеграции ГУ–ВШЭ в общероссийскую систему отношений в научно-технической и инновационной сферах. В отчетном году ГУ–ВШЭ наладил партнерские отношения с Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково») и с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

В университете сформирован «Фонд поддержки инновационного предпринимательства». Основная цель университетской системы стимулирования предпринимательства – снижение рисков участия в организации новых бизнесов для студентов и сотрудников. Содействие предпринимателям будет оказано на наиболее критичной, ранней стадии жизненного цикла инновационных проектов – переходе от идеи к первым продажам вновь созданных продуктов. Отбор претендентов на получение средств Фонда осуществляется среди коллективов инновационных проектов или малых инновационных компаний, организуемых с участием студентов, аспирантов и сотрудников ГУ–ВШЭ, или ставших победителями конкурсов бизнес-идей и бизнес-планов, организуемых Бизнес-инкубатором ГУ–ВШЭ. В 2010 г. при поддержке Фонда проведен первый конкурс предпринимательских проектов, продемонстрировавший высокую активность участников. Всего на конкурс были поданы 64 заявки из Москвы, Нижнего Новгорода, Перми. После проведения экспертизы 20 проектных команд получили финансовую поддержку.

Деятельность Фонда позволит ГУ–ВШЭ стимулировать формирование пояса информационно-технологических, информационно-аналитических и консультационных компаний. Эти компании будут работать на рынках интеллектуальных продуктов и услуг по тематике, соответствующей ПНР ГУ–ВШЭ. В период 2010–2012 гг. предполагается создать не менее 3-х компаний с участием университета.

В 2010 г. велась подготовка к созданию:

  • рейтингового агентства в партнерстве с одним из крупнейших СМИ;

  • англоязычного интернет-ресурса о российском рынке информационных технологий – в партнерстве с компанией faberNovel (США);

  • компании, специализирующейся в области обработки данных, – совместно с одним из партнеров ГУ–ВШЭ по проекту, выполняемому в рамках реализации постановления Правительства РФ №218.

На базе филиалов ГУ–ВШЭ формируются региональные центры поддержки инновационного предпринимательства с участием внешних партнеров. В 2010 г. создан бизнес-инкубатор Пермского филиала ГУ–ВШЭ и Центр предпринимательства Нижегородского филиала ГУ–ВШЭ. Ведется подготовка к организации в 2011 г. центра развития предпринимательства Санкт-Петербургского филиала, который будет специализироваться на работе в творческих индустриях.

Популяризации инновационного предпринимательства в студенческой среде способствует деятельность Бизнес-инкубатора ГУ–ВШЭ. В 2010 г. на базе головного вуза, а также Пермского и Нижегородского филиалов реализованы десять факультативных программ по предпринимательству, три летние школы (всего в мероприятиях приняли участие свыше 3000 человек). Также проведены конкурсы «Студенческий стартап года» (при поддержке компании Intel) и HSE{10k}, финалистами и победителями которых стали свыше 30 студенческих проектов (одна из победивших команд получила приглашение на стажировку в бизнес-инкубатор Plug&Play Tech Center, находящийся в Силиконовой долине).

ГУ–ВШЭ формирует систему консультационного сопровождения малых инновационных предприятий и инициаторов инновационных проектов (в том числе с привлечением ведущих зарубежных университетов и организаций инновационной сферы), которая должна обеспечить комплексную консультационную поддержку по всем аспектам организации бизнеса: регистрация компании, оформление прав интеллектуальной собственности, стратегическое планирование, выбор бизнес-модели, маркетинг, привлечение инвестиций и т.д. Участие в консультационной деятельности принимают партнеры Бизнес-икубатора ГУ–ВШЭ: Intel, Google, , РОЦИТ, Британская высшая школа дизайна, ABBYY, roc ID, Ру.форматор, издание «Деловой Петербург», Работа., деловой журнал «Эксперт», SoftKey, технопарк «Ингрия», МФТИ, Firmbook, издательский дом «Финансы и кредит», и другие компании.

Вопрос о реализации в ГУ–ВШЭ положений Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217–ФЗ утратил свою актуальность в связи с изменением организационно-правовой формы университета: согласно постановлению Правительства РФ от 23 декабря 2010 года №1109 университет получил статус федерального государственного автономного учреждения высшего профессионального образования. В дальнейшем порядок рассмотрения и принятия решений об участии ГУ–ВШЭ в уставном капитале хозяйственных обществ регулируется положениями Федерального закона от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

4. Наиболее значимые научные достижения по приоритетным направления развития НИУ за отчетный год

В рамках ПНР «Экономика» выделено 9 основных областей исследования:

1. Мониторинг, моделирование и инструменты экономической политики;

2. Экономический анализ предприятий и рынков;

3. Институциональный анализ и моделирование реформ;

4. Демография, рынок труда и социальные процессы;

5. Исследование инновационных процессов;

6. Долгосрочное прогнозирование социально-экономических процессов (Форсайт);

7. Комплексный анализ глобальных процессов;

8. Математическое моделирование сложных социально-экономических процессов;

9. Финансовая экономика.

В области исследований «Демография, рынок труда и социальные процессы» и «Долгосрочное прогнозирование социально-экономических процессов» реализовано 11 исследовательских проектов, в том числе такие значимые исследования, как «Экспертный обзор состояния социально-демографического развития Российской Федерации в свете реализации Программы действий в области народонаселения, принятой на Международной правительственной конференции по народонаселению и развитию в Каире (1994)» и «Демографические изменения в России и их экономические последствия». Введен в эксплуатацию уникальный интернет-портал , ориентированный на развитие демографических исследований, профессиональных сетей в области изучения населения, демографического образования и распространениее демографических знаний в странах бывшего СССР. На портале представлена база демографических данных по России, ее регионам и по всем европейским странам.

В области исследований «Экономический анализ предприятий и рынков» реализовано 9 исследовательских проектов, шесть из которых выполнены по заказу крупнейших российских компаний: «Исследование и анализ конкурентоспособности российского бизнеса и ее развития в ближайшем будущем (совместный проект с РСПП); «Определение и анализ товарного рынка (товарных рынков), на котором (которых) действуют контрагенты ОАО «РУСАЛ Ачинск», оказывающие услуги, связанные с перевозкой груза, а также ОАО «РУСАЛ Ачинск» при взаимодействии с указанными контрагентами» (проект с ОАО «РУСАЛ Ачинск»); «Экспертиза анализа рынка услуг, на котором действует Новороссийский зерновой терминал и оценки состояния конкуренции на рынке» (проект с ОАО «НЗТ»); «Разработка критериев классификации и анализ альтернативных вариантов использования федерального имущества речных портов Российской Федерации» (проект с ООО «Центр экспертиз безопасности транспортных систем»); «Экономическая экспертиза положения ООО «Ново Нордиск» на рынках инсулинов и препаратов факторов свертывания крови и политики компании в отношении дистрибьюторов» (проект с ООО «Ново Нордиск»); «Концепция рынка газа. Оценка выгод и рисков, прогнозируемых для внутреннего рынка газа и их влияние на его ведущих участников» (проект с ООО «Межрегионгаз»).

В рамках направления «Исследование инновационных процессов» проведен второй раунд обследования инновационной активности 2000 предприятий обрабатывающей промышленности и сферы услуг на базе адаптированного к условиям России и существенно дополненного инструментария международного сопоставительного исследования Еuropean Manufacturing Survey. Также осуществлен пилотный опрос 300 научных организаций, занимающихся прикладными исследованиями и разработками, с целью оценки специфики и эффективности их деятельности по передаче полученных научно-технических результатов в экономику.

Реализуется комплекс работ по исследованию новых инструментов научно-технической политики, в том числе связанных с инициативами Правительства РФ по формированию технологических платформ и программ инновационного развития компаний с государственным участием.

Сотрудниками лаборатории финансовой экономики выполнены 9 научных проектов, результаты которых были представлены на российских и международных научных конференциях, включая специально организованный международный научный семинар в Москве совместно с Лондонской школой экономики. Получены оригинальные теоретические результаты о взаимосвязи банковских и валютных кризисов, исследовано влияние структуры собственности и политика внешних заимствований на эффективность и структуру капитала российских компаний. Также оценены опционы на акции корпораций при слияниях и поглощениях, произведена сравнительная оценка эффективности российских и иностранных паевых фондов, инвестирующих в Россию. Выполнены проекты по оценке деятельности транснациональных компаний из экономик с развивающимися рынками и поведенческих аспектов принятия корпоративных решений.

В области исследований «Долгосрочное прогнозирование социально-экономических процессов (Форсайт)» завершены работы по формированию прогноза научно-технологического развития России на период до 2030 г. В результате масштабных экспертных исследований были выявлены перспективные технологические кластеры, на базе которых возможно осуществление опережающего развития перспективных секторов экономики. Результаты работы получили высокую оценку на заседании Межведомственной комиссии по совершенствованию прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу на регулярной основе. Завершены работы по формированию системы долгосрочного стратегического прогнозирования и мониторинга ГК «Роснанотех», включая разработку долгосрочного прогноза (Форсайта) рынков наноиндустрии, а также подготовку системы отраслевых и продуктовых дорожных карт: атомного энергопромышленного комплекса; ракетно-космической промышленности; авиастроения; медицины и фармацевтики; очистки питьевой воды для населения; энергосбережения; светодиодов; углеволокна; катализаторов для нефтепереработки.

Проведено эмпирическое обследование 1000 предприятий промышленности и сектора услуг и 300 бизнес-ассоциаций. В ходе проекта был учтен опыт предшествующих обследований В.Пайла и Т.Фрая, а также апробирован ряд новых методических подходов – включая проверку корректности ответов руководителей бизнес-ассоциаций через ответы руководителей предприятий. Разработана методология оценки влияния членства предприятий в бизнес-ассоциациях разных типов на результаты деятельности этих предприятий.

Лабораторией анализа и выбора решений реализован комплексный научный проект «Математические модели принятия решений в социальных и экономических системах», а также завершена работа в рамках совместного российско-турецкого проекта «Обобщенные концепции коллективного выбора и индексов влияния, финансировавшегося РФФИ (Россия) и TUBITAK (Турция)».

Центром трудовых исследований завершен международный проект «Экономические и социальные последствия реструктуризации экономики России и Украины» (Проект Комиссии европейских сообществ, ESCIRRU), в котором участвовали исследователи из семи стран Западной и Центральной Европы. Подготовлена и сдана в Издательский Дом ГУ–ВШЭ рукопись монографии «Российский работник: образование, профессия, квалификация» (объемом около 30 п.л.), которая представляет собой комплексное исследование проблем формирования и использования человеческого капитала России в 1990–2000-е гг. В работе использованы наиболее полные базы статистических данных, для анализа которых применены современные эконометрические методы.

На конкурсной основе получен грант на трехлетний исследовательский проект «SEARCH – Sharing Knowledge Assets: Interregionally Cohesive Neighborhoods» в рамках 7 рамочной программы Европейского союза по направлению «Socio-Economic Sciences and Humanities».

Выигран тендер Всемирного Банка по российскому суб-национальному проекту «Doing business» («Ведение бизнеса в России»).

В тесном взаимодействии с ведущими европейскими специалистами в области демографии реализован проект по включению России в уникальное европейское исследование GGS («Поколение и Гендер»).

Американо-российский фонд по экономическому и правовому развитию (USRF) предоставил ГУ–ВШЭ и Университету Северной Каролины грант для реализации совместного научно-исследовательского проекта в области энергетики и энергоэффективности. Данный проект станет первым шагом на пути к долгосрочному сотрудничеству с Университетом Северной Каролины, его цель – реализация серии исследовательских проектов в области энергетики (ПНР «Экономика»), входящей в число Приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России.

В рамках ПНР «Государственное и муниципальное управление» выделено 6 основных областей исследования:

1. Организационное проектирование органов исполнительной власти и электронное правительство.

2. Развитие государственной службы.

3. Стратегическое государственное управление и планирование.

4. Эффективное управление в бюджетном секторе экономики.

5. Государственно-частное партнерство.

6. Развитие местного самоуправления и организация муниципального управления.

В рамках направления «Организационное проектирование органов исполнительной власти и электронное правительство» проведен ряд исследований. По итогам реализации исследовательского проекта «Разработка методологии оптимизации функций органов исполнительной власти с учетом возможностей современных информационных технологий» сформирована экспертная база данных – «Регистр полномочий федеральных органов исполнительной власти». В рамках проекта «Создание типовых решений для предоставления государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде» созданы 58 дорожных карт, обеспечивающих переход к оказанию государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, разработаны требования к стандартам оказания таких услуг, типовые нормативные правовые акты и рекомендации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О ходе реализации программы развития в 2010 году Оглавление

    Задача
    ДОКЛАД Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Санкт-Петербургский государственный университет» о ходе реализации программы развития в 2010 году
  2. Закон липецкой области об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

    Закон
    2) общий объем расходов областного бюджета на 2012 год в сумме 25756038,3 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 2566888,0 тыс. руб.
  3. Областная целевая программа по стабилизации ситуации на рынке труда челябинской области на 2011 год

    Программа
    В целях обеспечения занятости населения, стабилизации ситуации и смягчения социальной напряженности на рынке труда Челябинской области Правительство Челябинской области
  4. «О бюджете Новоселицкого муниципального района на 2011 год»

    Решение
    Об утверждении материалов и документов к проекту решения совета Новоселицкого муниципального района Ставропольского края «О бюджете Новоселицкого муниципального района на 2011 год»
  5. Целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2011 год» Всоответствии с постановлением Администрации Ростовской области

    Документ
    В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 06.07.2009 № 322 «О Порядке принятия решения о разработке ведомственных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности

Другие похожие документы..