Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Курс «Маркетинг» знакомит студентов с социально-экономическими и организационными аспектами продвижения товаров и услуг от производителя к потребител...полностью>>
'Документ'
- готов к участию в составе коллектива исполнителей к разработке проектно-конструкторской документации по созданию и модернизации систем и средств эк...полностью>>
'Рабочая программа'
Теоретическая лекция: «Дифференциальная диагностика, профилактика и меры борьбы наиболее распространенных в республике болезней молодняка с-х животных...полностью>>
'Документ'
Знаменитый греческий философ Платон иллюстрировал свое учение-лекцию о "познаии" трудом - "Миф о пещере". В этой работе он изобра...полностью>>

Да будет благо натья шастра /наука о театре/ применённая просветлённым Бхаратой

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДА БУДЕТ БЛАГО

НАТЬЯ ШАСТРА

/НАУКА О ТЕАТРЕ/

применённая просветлённым Бхаратой

Итак, глава первая в Натьяшастра Бхараты.

1/ Почтив склоненной головой богов - Прародителя /Брахму/ и Могучего

Властителя /Шиву/, эту Натьяшастра, что Брахмой сотворена, поведаю.

2/ Однажды, когда сведущий в Натья Бхарата, будучи в окружении

своих сыновей, завершил чтение молитв во имя соблюдения обета,

во время свободное от занятий,

3/ к нему приблизились святые мудрецы, возглавляемые потомком Атри,

великие духом, умом обуздавшие чувства, и спросили:

4/ "Та, ведам равная, Натьяведа, что Счастливым /Брахмой/ составлена

согласно истине, как была им создана и для кого?

5/ Сколько в ней частей? Каков ее размер, и как следует ее применять на

практике? Все это теперь правдиво, о Благородный, тебе рассказать

следует.

6/ Тех мудрецов речь выслушав, просветленный Бхарата ответил такими сло-

вами, повествуя о Натьяведа.

7/ "Внимательными, искренними будьте и с благосклонным сердцем слушайте

рассказ о происхождении Натьяведа, о том, как создал ее Брахма.

8/ Прежде, во времена Критаюги, в правление Сваямбхувы, брахманы были

нравственной мерой. Однако потом, в наступившую Третаюгу, управ-

ляемую мудрым сыном Солнца /Вайвасватом/,

9/ распространились грубые нравы. Когда был утерян контроль над вожделе-

нием и алчностью, зависть, гнев и прочие заблуждения ввергли мир в

круговорот счастья-несчастья.

10/ И вот, Боги и Данавы, Гандхарвы, Якши и Ракшасы а также Великие

Ураги, обитавшие тогда на Джамбудвипа, что покоилась на локапалах,

11/ во главе с Могучим Индрой явились перед Прародителем с такой

речью: "Мы хотим нечто, что можно представить, что может быть увидено

и услышано.

12/ Ведь у рожденных шудрами не в обычае слушание Вед. Поэтому создай

другую Веду, пятую, для всех сословий."

13/ "Да будет так!" - сказал Брахма и отпустил царя богов. Затем Знающий

Истину /Брахма/ погрузился в воспоминание четырех Вед.

"Да, эти Веды не должны слышать ни женщины, ни шудры, и ни другие низ-

корожденные. Поэтому я иную Веду создам, пятую, что всеми может быть

услышана,

14/ способствующую добродетели, пользе и славе, богатую наставлениями и

мудрыми изречениями, которые будут поучительны для всего мира.

15/ Я создам Науку о театре, называемую "Пятая Веда", полную полезных

знаний, обучающую всякому мастерству, с описанием истинных событий

древности."

16/ Так пожелав, Счастливый /Брахма/ все Веды вспомнил и создал тогда

Натьяшастра, достойную четырех Вед.

17/ Текст он взял из Ригведы, а пение из Самавед, из Яджурведы абхиная,

а из Адхарвавед раса.

18/ Именно так, связанная с Ведами и Упаведами создана была Натьяведа

Великим Духом Возвышенным Всеведающим Брахмой.

19/ Сочинив же Натьяведа, Брахма сказал повелителю богов /Индре/: "Под-

линная история мной сотворена. Ее богам поручи.

20/ И именно эта Веда, называемая Натья, должна тобой быть применена

среди богов, обладающих большей искусностью и ловкостью, одаренных и

способных трудиться без устали."

21/ Обдумав ту речь Брахмы, Индра, сложив почтительно руки, ответил

Прародителю:

22/ "В овладении, удержании, познании и в её применении, о Святейший,

о Владеющий счастьем, бессильны боги, не способны они в деле Натья.

23/ Только те, что тайну Вед постигли, мудрые отшельники, соблюдающие

обеты, только они в силах овладеть, удержать и применить Натья.

24/ Тогда, слыша Индры речь, Рожденный из Лотоса /Брахма/ обратился ко

мне: "Ты сам вместе со своими ста сыновьями должен исполнить

это безупречное творение."

25/ И, узнав от Прародителя Натьяведа, я обучил своих сыновей правильно-

му её применению.

26/ Вот их имена:

Шандилья и еще Ватсья, и Кохала, и также Даттила, Джатила и Амбаштака

тоже, также Танду и еще Агнишикха,

27/ Сайндхава с Пуломана, и Шадвали с Випула, Капинджала и Вадира, а

также два близнеца, рожденные Дхумрой /Дхара - Земля и Дхрува –

Полярная звезда/,

28/ Джамбудхваджа, Какаджангха, и еще Сварнака и Тапаса, Кайдари и Шали-

карна, Диргхагатра и Шалика,

29/ Каутса и Тандаяни, и также Пингала и Читрака, Бандхула и Баллака, и

ещё Мушчика и Сайндхаваяна,

30/ Тайтила и Бхаргава, а также Шучи и Бахула, Абудха и Будхасена, и ещё

Пандукарна и Сукерала,

31/ Риджука и Мандака, Шамбара и Ванджула, Магадха и Сарала, Картара и

Угра,

32/ Тушара и Паршада, Гаутама и Бадараяна, Вишала и Шабала, Сунама и ещё

Меша,

33/ Калия и Бхрамара, и также еще Питхамукха, Муни, Накхакутта и Ашма-

кутта, а также Шатпада с Уттама,

34/ Падука и Апанаха, и еще Шрути и Ашасвара также, Агникунда и Аджья-

кунда, и Витандма и Тандма тоже,

35/ Картаракша и Хираньякша, Кушала и Духсаха также, и ещё Ладжа, Бхая-

нака, Бибхатса с Вичакшана,

36/ Пундракша и Пундранаса, и также Асита и Сита, Видьюджджихва и Маха-

джихва, а также Шаланкаяна,

37/ Шьямаяна и Матхара, и ещё Лохитанга также, Самвартака, Панчашикха,

Тришикха и Шикха тоже,

38/ Шанкхаварнамукха, Шанда и Шанкукарна также, Шакранеми, Габхасти а

также Ашумали и Шатха,

39/ ещё Видьюта, Шатаджангха и также Роудра и Вира.

По приказу Прародителя и из желания блага миру,

40/ я назначил каждому из сыновей роль, на которой он должен сосредото-

читься и стать искусным в ней.

41/ О дваждырожденные, решил я представить известные мне три вритти

/стиля /- бхарати, саттвати и арабхати.

42/ И вот, с почтительным поклоном уведомил об этом Брахму. Но напомнил

мне Наставник богов, что существует еще один стиль – кайшики /изящ-

ный/.

43/ "Говори, о лучший из дваждырожденных, чего тебе не хватает для

этого?" - так он спросил меня, и я ответил:

44/"Пусть будет дана мне, о Счастливый, та материя, сама природа которой

соответствует изяществу. Я видел танец Счастливейшего Синегорлого

/Шивы/, его совершенное исполнение композиций чистого танца и

oдухотворенные чувства.

45/ И я видел, что изящному стилю соответствует чувство любви /Шрингара

раса/ нежное и благотворное.

46/ Но мужчины не способны это исполнить. Здесь должна появиться жен-

щина." И тогда небывалым сосредоточением мысли Всевышний создал

апсар,

47/ искусных в украшении Натья, и отдал их мне для участия в представ-

лении.

Вот их имена:

Манджукеши /та, что обладает прекрасными волосами/, Сукеши /с длинными

волосами/ и Мишракеши /с разноцветными волосами/, а также Сулочанам

/обладательница красивых глаз/,

48/ Саудамини /блеском подобная молнии/, Девадатта /подарок Богов/, Дева-

сена /затмевающая войско богов/,Манорама /радующая сердце/,Судати

/щедрая/, и еще Сундари /прекрасная/, и Видагдха /испепеляющая/,

и также Випула /Сильная/,

49/ Сумала /обладающая чудесной гирляндой/, и еще Сантати /постоянная/,

Сунанда /счастливая/, а также Сумукха /с красивым лицом/, Магадхи

/знающая пракриты/, Арджуни /та, у кого светлая кожа/, Сарала

/честная/, и ещё Керала /мягкая/, и Дхрити /мужественная/,

50/ также Нанда /радостная/, и Сапушкала /громкоголосая/, и ещё Калама

/нежная/. Все они были отданы мне.

Свати и его ученики по собственному желанию заиграли каждый на своем

музыкальном инструменте,

51/ а Нарада и другие гандхарвы запели в гармонии с ними.

Итак, глубоко изучив эту Натья,

52/ я вместе со всеми сыновьями, а также Свати и Нарадой приблизился к

Брахме, причине всех Вед и Веданг. Сложив молитвенно руки, я хотел

узнать, как дальше должно мне применить Натья.

53/ "мы овладели Натья и осмыслили ее. Скажи, что я должен делать даль-

ше?" Выслушав эти слова, Прародитель ответил:

54/ "Начинается благой праздник в честь Знамени Великого Индры. Настал

очень подходящий момент для представления.

55/ Здесь и теперь эта Веда, называемая Натья, должна быть представлена."

И на том торжестве в честь Знамени, по случаю уничтожения асуров и

данавов

56/ и победы Великого Индры, я сначала произнес молитвенное благосло-

вение Нанди - дивное создание Вед, состоящее из восьми строк,

57/ а после воспроизвел в форме представления, как дайтьи были побеждены

богами.

58/ Я показал то, как с воем обратились в бегство данавы и то, как в

битве пронзались и рассекались их тела. Брахма и боги были удовлет-

ворены представлением.

59/ Тогда каждый из богов преподнес мне и моим сыновьям дар.

Первым обрадованный Индра подарил свое счастливое Знамя.

60/ Брахма - кривой жезл для шута /кутилака/, Варуна - счастливый кувшин,

Сурья - зонт, Шива - магию, Вайю - веер,

61/ Вишну - трон, Кубера - диадему, акустику - богиня Сарасвати.

62/ Остальные же боги, бывшие в том собрании, а также гандхарвы, якши,

ракшасы и паннаги,

63/ подарили каждый то, что наиболее соответствует их роду и занятиям, то

есть: способность говорить, способность чувствовать и способность

создавать раса, а также красоту формы и мощь выражения. Так довольные

мной небожители одарили меня и моих сыновей.

64/ Однако, еще в начале представления, повествующего об уничтожении

дайтьев и данавов, все дайтьи объединились в волнении.

65/ Предводительствуемые Вирупакшей /тот, у кого разные глаза/ и поощ-

ряемые вигхнами /препятствия/, они сказали: "Мы не потерпим этот

спектакль. Убирайтесь!"

66/ Эти же асуры и вигхны своей мистической силой сковали речь, движения

и память актеров.

67/ Увидев распростертого сутрадхара /тот, кто держит нить, т.е. главный

актёр, который распоряжается всем представлением/, Индра задумался:

"Какое бедствие постигло представление?" Он погрузился в размышление.

68/ Когда же он увидел всех участников спектакля, окруженными вигхнами и

среди них неподвижного сутрадхара, как будто погибшего,

69/ он мгновенно поднялся и взял мощное древко высокого Знамени. Его

тело, всегда сверкающее роскошными драгоценностями, стало сверкающим

от ярости.

70/ Одним древком своего Знамени царь богов измельчил в пыль тела вигх-

нов и асуров, находящихся на сцене.

71/ Тогда, обрадованные их уничтожением, небожители сказали:

72/ "О, что за дивное это оружие, превращающее в прах. Ты испепелил все,

что натворили данавы.

73/ Поскольку ты этим древком Могучего Знамени вигхнов и асуров

превратил в пыль, постольку пусть будет оно теперь называться

Джарджара /уничтожающее/.

74/ И если оставшиеся в живых злодеи приблизятся, чтобы нанести вред, то

завидев одно лишь древко твоего Знамени, называемое Джарджара, они

тут же исчезнут."

75/ «Да будет так! - ответил тогда богам Индра, - Джарджара, ныне

защитившее представление, и впредь будет защищать всех служителей

Натья

76/ Однако, когда продолжились восхваления на пышном празднике Могучего

Бога, оставшиеся в живых вигхны напустили на актеров страх.

77/ Увидев намерение тех дайтьев, рожденное испорченностью их характеров,

оскорбить Натья, я со своими сыновьями приблизился к Брахме с такими

словами:

78/ "О Счастливейший, решительны вигхны в уничтожении всего, что связано

с Натья. О владыка богов, укажи верный способ защитить ее."

79/ Тогда Брахма приказал Вишвакарману /созидающий все/: "Построй совер-

шенное здание для Натья, о Мудрый."

80/ И за малый срок Вишвакарман построил дом для Натья - прекрасный

и непохожий на другие дома.

81/ И, придя в зал собраний, и, сложив в молитве руки, сказал: "О Гос-

подь, дом для Натья готов, тебе же следует осмотреть его."

82/ Тут же Брахма вместе с Могучим Индрой, другими богами и всеми, кто

там находился, пошли смотреть здание Натья.

83/ Осмотрел тот дом Брахма и так сказал всем богам: "Каждый из вас в

наиболее соответствующей ему части, да защитит этот дом Натья.

84/ Чандрамас /луна/ пусть следит за охраной всего здания, Локапалы

/четыре опоры мира/ должны защищать четыре стороны, а Маруты /вет-

ры/ - промежутки между ними.

85/ Место театральной уборной пусть будет под охраной Митры, верх здания

да защитит Варуна, Вахни /огонь/ должен оберегать жертвенник, а музы-

кальные инструменты охраняются всеми небожителями.

86/ Четыре варны отвечают за четыре колонны, адитьи же и рудры - за

пространство между ними.

87/ Бхуты /духи/ встанут на охрану костюмерных, в одних комнатах пусть

покровительствуют апсары, а в других - якшини, пол же под защитой

Великого Океана остается.

88/ Двери комнат отданы для охраны Случаю и Времени, а у их створок пусть

встанут два главных нага великой силы,

89/ на пороге дома Натья ляжет жезл Ямы, над ним его копье, а привратни-

ками встанут Мритью /смерть/ и Нияти /судьба/.

90/ Около сцены да поместится сам Великий Индра, а в маттаварани - его

Молния, дайтьев уничтожительница.

91/ Бхуты, якши, пишачи и гухьяки, все обладающие великой мощью, будьте

поддержкой колонн маттаварани.

92/ Джарджара да охранит громовая стрела Индры, дайтьев губительница, а

его чати пусть стерегут цари среди богов неизмеримой мощи -

93/ так, в верхней его части расположится Брахма, в следующей Шива, в

третьей Вишну, в четвертой Сканда, а в Пятой Великие Наги - Шеша,

Васуки и Такшака. Именно так должны разместиться боги в Джарджара

для сокрушения вигхнов.

94/ Что касается сцены, то в центре стоит сам Брахма /поэтому именно там

рассыпают цветы, принесенные в ладонях/,

95/ те же, что живут в нижнем мире, якши, гухьяки и паннаги соответ-

ственно станут охранять её низ.

97/ Героя да оберегает Индра, а героиню - Сарасвати; шута защитит слог

ОМ, а всех остальных милостивый Шива.

98/ Те божества, что приставлены для защиты, они же и покровителями

будут." - так сказал Брахма.

99/ Между тем боги все сказали Прародителю: "Эти взволнованные вигхны

теперь должны быть тобой умиротворены.

100/ Во-первых, следует применить увещевание, во-вторых - щедрость, после

этих двух - посеять разлад между ними, и наказание исполнится само

собой."

101/ Выслушав речь Богов, Брахма обратился к вигхнам: "Господа, почему вы

поднимаетесь для уничтожения всего, что связано с Натья?"

102/ Услышав слова Брахмы, Вирупакша сказал от имени дайтьев и вигхнов:

"Эта Натья, что сотворена Счастливейшим по желанию богов, нас пред-

ставляет в невыгодном свете в пользу богов. Так она сделана Сущим.

104/ О Великий творец миров! Ты не должен склоняться ни к тем ни к этим.

Как боги, так и данавы, все от тебя произошли."

105/ На эту речь дайтьев так ответил Брахма: "Довольно вам гневаться,

дайтьи невинные, оставьте отчаяние.

106/ Мной созданная Натьяведа имеет ввиду взаимосвязь карма и бхава,

выбор между добром и злом, и имеет отношение как к вам, так и к богам.

107/ И, наконец, здесь на самом деле нет предпочтения вам или богам, но

её предметом служит бытие всех трех миров.

108/ Иногда это подлинная вера, иногда розыгрыш, то речь идет о стремле-

нии к выгоде, то о владении своми чувствами, баталия сменяет комедию,

и смерть следует за любовью.

109/ Вера - для обращенных к вере, любовь - для жаждущих наслаждений,

исцеление - для дурных нравом, а для благонравных - власть.

110/ Малодушному - дерзость, гордому воину - мощь, глупцу - прозрение,

мудрость - ученому,

111/ царям - развлечение, твердость - страдающему от несчастья, живущим

ради пропитания - богатство, удовлетворение - взволнованному фанта-

зией.

112/ Эта созданная мной Натья, что воспроизводит происходящее во всех

трех мирах, содержащая в себе различные ситуации, многими бхава

наполненная,

113/ относящаяся как к судьбам лучших из героев, так и к уделу низменных

и посредственных людей, включающая добрые наставления, создающая ра-

дость, удовлетворенность и другие блага,

114/ повествующая о раса, бхава и карма /о переживаемых чувствах, о

каждом движении души и результатах всех деяний/ - эта Натья впредь

будет существовать во Вселенной.

115/ Несущая облегчение угнетенным обидой, опечаленным заботой, измученным

горем, бедным - эта Натья будет существовать, пока существует время.

Способствующая добродетели и славе, дарующая исцеление и счастье,

приумножающая ум и рождающая наставления мирам - эта Натья будет

существовать.

116/ Нет того знания, нет того мастерства, нет той науки, нет того искусст-

ва, нет того волшебства, нет того ритуала, который бы не был показан

в этой Натья.

117/ Поэтому, господа, вы не должны гневаться на богов. Воспроизводящая

жизнь семи островов /Саптадвипа/ - эта Натья будет существовать.

118/ Кого же представляет эта Натья, что мной создана? Она показывает

полностью происходящее как с девами /богами/, так и с асурами, а также с

царями, простолюдинами и божественными мудрецами.

119/ Что же называется Натья? Когда представляется природа сотворенных

миров, подверженная чередованию счастья и несчастья, с помощью

абхиная /мимики и пантомимы/ - это называется Натья.

Представляющая ведические откровения и научные знания, истории подлин-

ные и вымышленные, и освобождающая от забот - эта Натья будет сущест-

вовать.

Содержащая все истины, воспринятые на слух, и истины, вписанные в ко-

дексы, обычаи, оставленные предками и полезные изобретения, несущая

развлечение - эта Натья будет существовать среди живущих."

120/ Затем Прародитель велел всем богам совершить, согласно правилам, трой-

ное жертвоприношение во внутреннем пространстве этого здания для

Натья.

121/"Да будет правильной эта жертва, с соответвующими в каждом случае да-

рами, пищей, услаждающей тех богов, которым она приносится и жерт-

венным возлиянием, освященным молитвой.

122/ Все пришедшие в мир смертных жертвой достигают блага. Но не совершив

жертвоприношение на сцене, не следует даже начинать представление.

123/ Для того, кто, не почтив богов сцены, будет участвовать в представле-

нии, бесплодными окажутся все его знания, и будет он впредь рожден

животным.

124/ Поэтому, исполнителями Натья обязательно и со всем тщанием должно

совершаться богослужение на сцене с жертвоприношением, соответст-

вующим каждому божеству.

125/ Если артист, пусть и обладающий богатством и почетом, не приносит

жертвы, то в результате он достигает противоположного - он всё

теряет.

126/ Тот же, кто совершает жертвоприношение согласно правилам и сосредото-

ченно, тот, получив счастье и богатство этого мира, достигает

высшего." -

127/ Так сказав, Господь Брахма, будучи в окружении богов, приказал мне:

"Исполни обряд жертвоприношения божествам сцены!"

Такова первая глава в Натьяшастра Бхараты, называемая

Возникновение Натья.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Предисловие (134)

    Документ
    Существует единая цепь Иерархии Света, продолжающаяся в Беспредельность, и все истинные Носители Света, появляющиеся и пребывающие ещё и сейчас на нашей Земле, суть Звенья Её.
  2. Сказка для взрослых (4)

    Сказка
    Уважаемый читатель. На свете есть множество самых разных по толщине книг, которые пытаются раскрыть абсолютную истину. Каждая книга претендует на то, что именно в ней и содержится эта истина.
  3. Создание богом двух человечеств …

    Анализ
    Уважаемый читатель. На свете есть множество самых разных по толщине книг, которые пытаются раскрыть абсолютную истину. Каждая книга претендует на то, что именно в ней и содержится эта истина.

Другие похожие документы..