Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Вопросы к экзамену'
Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках в рыночной эконо­мике. Модели построения отчета о прибылях и убытках в России и междуна...полностью>>
'Документ'
Комната в общежитии. В комнате темно, а за окном - свет фонарей. Внезапно начинает орать сигнализация – истошные электрические звонки. Три звонка подр...полностью>>
'Доклад'
В настоящем Докладе излагаются некоторые основные результаты работы Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по допол...полностью>>
'Урок'
3. воспитательная. Продолжить воспитание чувства доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать и критически оценивать отв...полностью>>

Методические рекомендации по использованию принципов и методов кейс-менеджмента в учреждениях и подразделениях

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по использованию

принципов и методов кейс-менеджмента

в учреждениях и подразделениях

ФСИН России

Оглавление

Введение

Необходимость изменения сложившейся системы исправления несовершеннолетних осужденных.

Глава 1

Особенности правоприменительной деятельности в отношении подростков и молодежи в Канаде.

Понятие кейс-менеджмента, его функции и область применения.

ОРП – основной инструмент кейс-менеджмента.

Глава 2

Целесообразность использования кейс-менеджмента в процессе исправления несовершеннолетних осужденных в подразделениях и учреждениях ФСИН России.

Ограничения и возможности использования кейс-менеджмента в рамках российской уголовно-исполнительной политики.

Глава 3

Использование принципов и методов кейс-менеджмента в условиях следственного изолятора.

Использование принципов и методов кейс-менеджмента в рамках психологического обеспечения процесса исправления несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии.

Использование принципов и методов кейс-менеджмента при работе с несовершеннолетними осужденными в уголовно-исполнительной инспекции.

Глава 4

Опыт использования принципов и методов кейс-менеджмента в Азовской воспитательной колонии ГУФСИН России по Ростовской области.

Список использованных источников и литературы

Приложения 1 – 3

Введение

Криминальная ситуация в современной России вызывает вполне обоснованные опасения: количество преступлений, зарегистрированных в 2007 году составило 3 млн. 583 тыс., при этом в их совершении приняло участие 1 млн. 318 тыс. человек [1]. Однако В. Овчинский утверждает, что «по данным исследования, проведенного с начала XXI века НИИ при Генеральной прокуратуре РФ, скрытая часть преступности ежегодно в этот период превышала 20 миллионов преступлений. В шесть раз больше официально зарегистрированных» [2]. Подобное положение дел остро ставит вопрос о защите общества от лиц, склонных к активному криминальному поведению. Но одновременно возникает вопрос и о составе российского социума в целом, поскольку в соответствии со статистическими данными с 1992 по 2007 год в России было осуждено свыше 15 млн. человек, что составляет около четверти взрослого мужского населения страны в этот период [3]. Подобная статистика заставляет задуматься об исправлении, реабилитации и ресоциализации осужденных, как об одном из актуальнейших средств оздоровления обстановки в стране и декриминализации российского общества.

В рамках общей криминальной ситуации в России проблема подростковой преступности занимает особое место. В 2007 году 132 тыс. несовершеннолетних совершили уголовные преступления, при этом 38,1 тыс. на момент совершения преступления не достигли 16 лет, а 93,9 тыс. имели возраст 16 – 17 лет [1]. Изучение последствий исполнения наказания в местах лишения свободы в различных странах привело к пониманию того факта, что для многих несовершеннолетних воспитательная колония становится не местом исправления, а, скорее, школой приобщения к жизни криминального мира. Кроме того, анализ детской и подростковой преступности свидетельствует о том, что причиной преступления часто является невозможность (наличие значительных трудностей) удовлетворения значимых потребностей некриминальным путем, и многие несовершеннолетние правонарушители сами являются жертвами жестокого обращения со стороны взрослых. Это привело к выделению правосудия несовершеннолетних из общего уголовного правосудия и образованию института ювенальной юстиции.

На сегодняшний день вопросы изменения парадигмы отправления правосудия в России и образования института ювенальной юстиции, которые достаточно интенсивно обсуждались в заинтересованных структурах в течение нескольких лет, находятся на стадии выборочного внедрения в некоторых регионах. Однако элементы восстановительного подхода в правоприменительной деятельности в отношении несовершеннолетних могут быть реально использованы в процессе исполнения наказания уже сегодня.

Глава 1.

Особенности правоприменительной деятельности в отношении подростков и молодежи в Канаде.

В настоящее время в России, как и в большинстве стран мира, господствует так называемое карательное правосудие, основанное на концепции заслуженного наказания. В соответствии с этой концепцией основной целью отправления правосудия является применение к лицу, совершившему преступление, определенных карательных мер в соответствии со степенью его вины и характером содеянного. Особенностью данной модели правосудия является рассмотрение преступления как виновного нарушения закона, вред от совершения которого рассматривается как ущерб, причиненный государству, которое выступает не только в качестве арбитра и карающего органа, но, по сути, и в качестве жертвы. Установление виновности и определение соответствующей меры наказания осуществляется в процессе судебного разбирательства, которое носит состязательный характер и не ставит своей задачей возмещение ущерба реальной жертве преступления или минимизацию причиненного ей вреда. Таким образом, при осуществлении карательного правосудия преступление рассматривается как насилие по отношению к государству, что делает непосредственных участников криминального события (жертву и преступника) одинаково пассивными участниками уголовного процесса.

Описанная ситуация приводит к тому, что уже в процессе следствия и судебного разбирательства человек, совершивший преступление, практически полностью сосредоточен на собственном положении, а не на причинах и последствиях им содеянного. При исполнении наказания, которое в большинстве случаев предусматривает лишение свободы, эта ситуация еще более усугубляется: большинство осужденных за противоправные действия рассматривают себя в качестве жертв судебной системы, поскольку они отбывают наказание, не принимая на себя ответственности за содеянное. Кроме того, пребывание в местах лишения свободы неизбежно создает проблемы адаптации к некриминальной среде после освобождения, способствует ослаблению социальных связей и т.д. Что касается жертв преступлений, то при осуществлении карательного правосудия они не только не получают возмещения причиненного им ущерба, но и остаются в очень уязвимом положении, поскольку преступление рассматривается как их личная беда, а не как проблема жизнедеятельности сообщества в целом.

В качестве альтернативы парадигме карательного правосудия выступает правосудие восстановительное, которое рассматривает преступление как «насилие по отношению к конкретным людям и отношениям» [4] внутри человеческого сообщества. Целью восстановительного правосудия является возмещение ущерба, причиненного жертве преступления, в той мере, в какой это возможно, и восстановление разрушенных отношений доверия в сообществе. Естественно, последнее возможно только в случае осознания преступником своей вины и ответственности за содеянное, что приводит к пониманию необходимости возмещения ущерба и минимизации причиненного вреда, что, в свою очередь, возможно только при условии примирения сторон. Очень важным моментом отправления восстановительного правосудия является участие в нем наиболее заинтересованных членов сообщества, которые не являются участниками преступления. Таким образом, восстановительное правосудие предполагает не только сознательное отношение к происшедшему со стороны всех заинтересованных сторон, но и их активное участие в исправлении последствий преступного деяния.

На сегодняшний день восстановительное правосудие уже внедрено в правоприменительную практику таких стран, как США, Канада, Новая Зеландия и некоторые страны Европы. В наибольшей степени восстановительное правосудие нашло свое отражение в деятельности ювенальной юстиции, правосудия по делам несовершеннолетних, которое представляет собой особый вид судопроизводства и социальной практики, отделенный от общей системы уголовного правосудия.

В рамках проекта «Совершенствование работы с молодежью группы риска» в некоторых регионах Российской Федерации (Москва, Московская область, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Чувашия) осуществляется внедрение канадского опыта правоприменительной практики в отношении подростков и молодежи. В Канаде отдельная система правосудия для молодежи действует с 1908 года с момента принятия закона «О несовершеннолетних преступниках». Этот подход получил свое дальнейшее развитие с принятием в 1984 году закона «О молодых преступниках» и в 2003 году закона «О ювенальной юстиции».

Принятие выше перечисленных законодательных актов отражает процесс изменения отношения канадского общества к феномену подростковой преступности. Так закон «О несовершеннолетних преступниках», выделивший рассмотрение противоправных деяний несовершеннолетних из общей системы судопроизводства, возложил основную ответственность за несовершеннолетнего и последствия совершенного им преступления на суды. В плане принятия судебных решений приоритет отдавался профилактической деятельности и работе на уровне местного сообщества. Подобная политика привела к формированию восприятия несовершеннолетних правонарушителей в качестве потребителей коррекционных и реабилитационных услуг, отводя им роль объекта, а не субъекта правоприменительной деятельности. Этот односторонний подход привел к возрастанию уровня подростковой преступности, и, естественно, к усилению карательной позиции по отношению к несовершеннолетним правонарушителям в общественном сознании. Поэтому «Закон о молодых преступниках» закрепил на законодательном уровне увеличение доли репрессивных методов в уголовном судопроизводстве по отношению к несовершеннолетним. Это привело к снижению молодежной и подростковой преступности, но не способствовало уменьшению количества рецидивов, в очередной раз продемонстрировав, что карательные меры не являются превентивными. Это обстоятельство в совокупности со значительным распространением в Канаде парадигмы восстановительного правосудия нашло свое отражение в законе «О ювенальной юстиции», основными принципами которого являются:

  • Профилактика преступлений путем разрешения обстоятельств, лежащих в основе противозаконных действий;

  • Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей и их реинтеграция в общество;

  • Обеспечение эффективных последствий правонарушения.

Эти принципы позволяют сочетать стремление канадского общества, с одной стороны, пресечь процесс дальнейшей криминализации подростков и молодежи, совершивших правонарушения, с другой стороны, направить деньги налогоплательщиков, идущие на дорогостоящие методы исполнения карательных приговоров, на профилактику противоправной деятельности, с намерением воспитать у молодых людей чувство ответственности за последствия собственных поступков. Последнее достигается за счет отведения несовершеннолетнему преступнику роли полноправного субъекта правоприменительной деятельности, обладающего не только правом и возможностью получения реабилитационных услуг и иных видов поддержки, но и несущего ответственность за минимизацию последствий собственной противоправной деятельности.

На стадии предъявления обвинения и принятия судебного решения закон «О ювенальной юстиции» предусматривает возможность «отведения» несовершеннолетнего от дальнейшего судебного преследования в случае совершения им преступления малой и средней тяжести и отсутствия у него значительного криминального опыта в прошлом. В подобных случаях возможно также применение к несовершеннолетнему санкций внесудебного характера, предполагающих направление его на реабилитацию без передачи дела в суд. Однако и в этих случаях принимаются меры, направленные на наступление эффективных последствий преступления. В случае правонарушителя это предполагает осуществление комплекса мер, направленных на примирение с жертвой и возмещение причиненного ущерба.

При рассмотрении дела несовершеннолетнего в суде закон предусматривает вынесение следующих приговоров: штраф, компенсация убытков, реституция, индивидуальные работы, общественные работы, присуждение срока пробации, содержание под стражей, интенсивная реабилитация и надзор, лечение, помещение в исправительное учреждение (открытое или закрытое), а также надзор после освобождения из заключения.

При этом работа с молодежью группы риска не является исключительной прерогативой профессионалов, закон предусматривает обязательное участие в ней родителей, родных и близких правонарушителя, общественности и потерпевшей стороны. Такой подход делает молодежную преступность действительно общественным делом.

Ювенальная юстиция позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему правонарушителю, как в процессе судопроизводства, так и в процессе дальнейшей реализации решений суда, в том числе, и в процессе исполнения наказания, вне зависимости от его формы и срока. Это позволяет варьировать уровень надзора и вмешательства в жизнь несовершеннолетнего правонарушителя. Целью такого вмешательства является предотвращение совершения несовершеннолетним повторного правонарушения и помощь в процессе его реабилитации и ресоциализации. Следовательно, критерием уровня надзора выступает величина риска совершения повторного преступления, которая определяется в процессе кейс-менеджмента.

Понятие кейс-менеджмента, его функции и область применения.

Кейс-менеджмент представляет собой «динамичный, хорошо скоординированный, целенаправленный и гибкий оценочный подход. Он включает весь комплекс услуг, имеющихся в окружении несовершеннолетнего, которые могут быть направлены на удовлетворение его потребностей в реабилитации и реинтеграции. Кейс-менеджмент является руководством для вмешательства, призванного уменьшить риск повторных правонарушений и обеспечить качественную заботу о подростке путем последовательного планирования, осуществления и прекращения предоставления услуг в рамках приговора суда по делам несовершеннолетних» [5].

При буквальном переводе на русский язык слово «кейс-менеджмент» означает «управление случаем». Это хорошо отражает суть кейс-менеджмента как санкционированного законом вмешательства в жизнь несовершеннолетнего правонарушителя, направленного на управление процессом его социализации путем обеспечения условий для создания возможностей и формирования у него навыков удовлетворения потребностей социально приемлемыми способами. При этом основной задачей кейс-менеджмента является установление баланса между необходимым вмешательством в жизнь несовершеннолетнего правонарушителя, которое позволит в максимально возможной степени соблюсти его права и создать условия для удовлетворения его основных потребностей некриминальным путем, и защитой общества путем возмещения ущерба, нанесенного жертве и сообществу, и предотвращения рецидивных правонарушений.

В качестве основных функций процесса кейс-менеджмента можно выделить следующие:

  • оценка степени удовлетворенности базовых и актуальных потребностей несовершеннолетнего правонарушителя;

  • выделение криминогенных потребностей, удовлетворение которых на данном этапе осуществляется криминальным путем;

  • оценка степени риска совершения рецидивных правонарушений в будущем;

  • определение уровня необходимого вмешательства в жизнь несовершеннолетнего;

  • предоставление информации судебной инстанции (в случае необходимости) о криминогенных потребностях несовершеннолетнего, о риске совершения им повторных правонарушений и об уровне необходимого вмешательства в его жизнь;

  • оценка необходимости и возможности получения несовершеннолетним медицинских, психологических, социальных, образовательных и иных реабилитационных услуг в рамках приговора суда и в соответствиями с возможностями государства и местного сообщества;

  • осуществления контроля за процессом предоставления и получения услуг с целью обеспечения его непрерывности и регулирования в случае необходимости;

  • сбор и сохранение необходимой информации о несовершеннолетнем на всех этапах ведения дела.

Осуществлением процесса кейс-менеджмента в Канаде занимаются специалисты службы пробации, кейс-менеджеры. Однако в соответствии с требованиями Закона о ювенальной юстиции в этот процесс активно вовлекаются представители различных государственных учреждений, общественных организаций, местного сообщества, а также родственники (прежде всего родители) или опекуны несовершеннолетнего. Это приводит к формированию «команды кейс-менеджмента», состав которой варьируется в зависимости от обстоятельств конкретного дела.

В условиях правоприменительной деятельности Канады процесс кейс-менеджмента начинается с момента поступления запроса на составление отчета необходимого для вынесения приговора или, при отсутствии такого отчета, после вынесения несовершеннолетнему приговора суда, если в приговоре предусмотрено участие службы пробации.

Поскольку кейс-менеджмент позиционируется как оценочный подход, его основным инструментом является метод структурированной оценки риска совершения повторных правонарушений несовершеннолетними «Оценка риска и потребностей» (ОРП).

ОРП – основной инструмент кейс-менеджмента.

Этот метод позволяет оценить именно те характеристики и потребности несовершеннолетнего, которые по результатам научных исследований непосредственно связаны с вероятностью повторных правонарушений. Использование ОРП и реализация его результатов осуществляются в соответствии с тремя принципами вмешательства [5].

Принцип риска устанавливает прямо пропорциональную зависимость между величиной риска совершения повторного правонарушения и интенсивностью надзора.

Принцип потребностей определяет соответствие оказываемых услуг криминогенным потребностям правонарушителя. Под криминогенными потребностями в данном контексте понимаются те потребности несовершеннолетнего, удовлетворение которых криминальным путем послужило причиной правонарушения. Изменение этого типа потребностей или формирование у подростка установки на их социально приемлемую реализацию и является целью реабилитации подростка.

Принцип реактивности подразумевает соответствие видов помощи индивидуальным склонностям, возможностям и жизненным обстоятельствам правонарушителя.

Использование ОРП позволяет не только определить степень риска совершения несовершеннолетним повторных правонарушений, но и выделить те потребности, удовлетворение которых будет способствовать его ресоциализации. ОРП рассматривает факторы риска криминальной активности несовершеннолетних, проявленные в следующих сферах:

  • криминальный опыт (прошлые и настоящие правонарушения);

  • семейные обстоятельства;

  • образование и трудовая занятость;

  • отношения со сверстниками;

  • злоупотребление психоактивными веществами;

  • организация досуга;

  • личностные особенности;

  • социальные установки и ценности.

Этот перечень охватывает большую часть базовых и актуальных потребностей несовершеннолетних и позволяет оценить степень их удовлетворения, а также уровень криминальности способов их удовлетворения в прошлом. Неудовлетворение наиболее значимых потребностей, таких как потребности в пище, жилье, заботе и внимании со стороны взрослых, медицинском обслуживании, обучении и некоторых других, приводит к проблемам и трудностям в развитии ребенка, а затем и молодого человека, некоторые из которых уже не могут быть нивелированы полностью или восполнены в ходе дальнейшего развития. Зачастую именно эти проблемы являются причинами противоправного поведения несовершеннолетних и их необходимо учитывать, как при определении степени риска повторных правонарушений, так и при формировании реабилитационных программ.

Вынесение криминального опыта подростка на первую позицию в рассмотрении указывает на первоочередное влияние этого фактора на риск совершения повторных правонарушений, прежде всего, потому, что указывает на неслучайный характер данного правонарушения. Криминальный опыт подростка может свидетельствовать об отсутствии у него навыков и возможностей социально приемлемого удовлетворения потребностей (например, отсутствие образования и возможности найти работу) или об его действительной включенности в жизнь криминального мира, а значит о наличии соответствующих установок и ценностей. С последним из описанных феноменов сегодня все чаще сталкиваются в странах с высоким экономическим развитием, когда у некоторых подростков, в том числе и из достаточно благополучных семей, проявляются признаки хронически преступного поведения: признаки «трудного» характера проявляются уже в раннем возрасте, степень нарушения поведения нарастает по мере взросления от раннего детства к отрочеству и сохраняется в юности, при этом антисоциальное поведение может проявляться и в агрессивной, и в неагрессивной формах. Канадские исследователи выделяют также лимитированную подростковую преступность, для которой характерно относительно спокойное протекание детского возраста и появление антисоциального поведения в подростковом возрасте, при этом по достижении совершеннолетия проявления делинквентности прекращаются. Возможно также и нарастание степени асоциальности поведения с возрастом, если первые признаки такого поведения проявляются, начиная с подросткового периода. Реальное положение дел в этом вопросе как раз и выясняется при помощи ОРП.

Семейная ситуация подростка во многих случаях выступает источником и генератором его противоправного поведения, поскольку именно семья обеспечивает удовлетворение потребностей ребенка в период взросления, а семейное воспитание призвано сформировать у подрастающей личности навыки социально приемлемого удовлетворения этих потребностей при вступлении в самостоятельную жизнь. Анализ детской и подростковой преступности свидетельствует о том, что причина многих преступлений коренится в семейных проблемах. Понимание этого факта побудило канадское правительство уделять значительное внимание неблагополучным семьям, раннее вмешательство государственных и общественных организации в процесс воспитания детей в таких семьях доказало свою эффективность и рассматривается как одна из причин низкой детской и подростковой преступности в современной Канаде.

Образовательная и трудовая занятость несовершеннолетних рассматривается как один из главных показателей их социального положения. Длительные периоды, в течение которых подросток не учится и не работает, как правило, свидетельствуют о наличии у него (или у его семьи) определенных социальных проблем и могут стать реальным источником делинквентного поведения. Этому также могут способствовать сложные отношения со сверстниками или отсутствие дружеских и приятельских отношений со сверстниками из некриминальной среды.

Злоупотребление различного рода психоактивными веществами, наличие сформированных или формирующихся зависимостей также может выступать источником противоправного поведения, как за счет неуправляемости поведения в измененном состоянии сознания, так и в случае невозможности приобретения ПАВ некриминальным путем.

Современное общество столкнулось с тем, что некоторые подростки совершают преступления в результате неумения заполнить свое свободное какой-либо конструктивной деятельностью. Это стало реальной проблемой во многих странах и должно учитываться при анализе причин подростковой преступности и при выборе вида наказания за совершенные правонарушения.

К личностным особенностям несовершеннолетних при заполнении ОРП относят неадекватную или неустойчивую самооценку, склонность к физической или вербальной агрессии, вспышкам неконтролируемого гнева, нарушения внимания, низкую переносимость неудач и отсутствие чувства вины при причинении вреда другим людям. Следует отметить, что данные качества рассматриваются авторами ОРП не как нарушения психического развития, а как проявления личностных особенностей, свойственных периоду отрочества и юности, которые вполне могут быть изжиты в ходе взросления.

При заполнении ОРП учитываются также особые обстоятельства в жизни подростка и его семьи, которые значительно увеличивают риск криминализации личности и совершения повторных правонарушений. К ним относятся проблемы со здоровьем, тяжелая наследственность, наличие эмоционального и психического расстройства, тяжелые травмы и жестокое обращение в прошлом, проблемы сексуального развития, суицидальные склонности и некоторые другие аспекты. Исследования канадских ученых показали, что характерологические признаки несовершеннолетних, вставших на путь преступной деятельности, имеют высокий уровень сходства между собой, и что вероятность противоправного поведения существенно увеличивается с увеличением количества криминогенных потребностей и криминально значимых свойств личности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования

    Анализ
    Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования
  2. Методические рекомендации по разработке структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «менеджмент»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по разработке структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» [Текст] / Государственный университет управления, Центр качества; [сост.
  3. Методические рекомендации по переводу дисциплин второй половины обучения в вузе в активные формы организации образовательной деятельности «Учащемуся положено работать, учителю руководить этой работой»

    Методические рекомендации
    Настоящие методические рекомендации подготовлены в связи с реализацией в ТГУ программы перевода дисциплин второй половины обучения в вузе на активные педагогические технологии и предназначены для преподавателей и сотрудников ТГУ,
  4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине (1)

    Методические рекомендации
    Выбранная тема согласуется с преподавателем. После выбора темы требуется подобрать, изучить необходимую для ее разработки информацию. Определяя перечень литературы и других материалов, важно руководствоваться списком источников, которые
  5. Методические рекомендации по выполнению курсовых и контрольных работ по дисциплине "Управленческое консультирование"

    Методические рекомендации
    Программа и методические рекомендации по курсу "Управленческое консультирование" предназначены для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений экономического факультета управления бизнесом Института открытого бизнес-образования.

Другие похожие документы..