Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справоч...полностью>>
'Программа'
Программа семинарских занятий по истории стран Азии и Африки в новое и новейшее время: метод. рек. для студ. фак. истории и междунар. отношений : [Те...полностью>>
'Документ'
наиболее эффективно отработать на имеющихся ресурсах, не уменьшив качество обслуживания, полноту предоставляемых услуг, сохранить опытный квалифициро...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальн...полностью>>

1. Классическое определение экологии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. Классическое определение экологии.

2. Неклассическое современное определение экологии.

3. Объекты классической экологии и современной экологии.

4. Цель экологии в общенаучном и православном понимании.

5. Книга Бытия об отношении человека к природе.

6. Псалтирь об отношении человека к природе.

7. Системность и единство мира, краеугольные камни современной экологии.

8. Какие науки обобщает современная экология, и в каких их частях.

9. В чём реально выражается единство мира, и какое значение это имеет для объектов экологии.

10. Ядро Земли. Его строение, состав и значение для биосферы.

11. Мантия Земли. Её строение, состояние и состав. Её значение для биосферы.

12. Земная кора. Её состав. Процессы, в ней протекающие и их значение для человека и биосферы.

13. Минералы и их экологическое значение.

14. В чём уникальность планеты Земля, как дома для человечества.

15. Строение молекулы воды и его экологическое значение.

16. Межмолекулярные связи в воде и их экологическое значение.

17. Химические и физико-химические свойства воды.

18. Капиллярность и её значение для растений, почв и грунтов.

19. Теплофизические свойства воды и их экологическое значение.

20. График изменения плотности воды и льда в зависимости от температуры и его экологическое значение.

21. Вода как средство наказания людей в Библии.

22. Современные стихийные бедствия, вызванные движением воды.

23. Вода в таинствах и обрядах православной Церкви.

24. Поверхностные воды гидросферы и их экологическое значение.

25. Подземные воды на континентах и их экологическое значение.

26. Состав тропосферы и её значение для биосферы.

27. Строение атмосферы Земли и значение для биосферы её слоев, расположенных над тропосферой.

28. Круговорот воды в природе и участие в нём атмосферы.

29. Атмосферные процессы полезные для биосферы и вредные, карающие.

30. Пророк Давид назвал небо кожей, простертой над Землёй. Что общего у живой кожи с атмосферой?

31. Определение «биосфера».

32. Верхняя и нижняя границы биосферы.

33. Формальные признаки живого организма.

34. Мнение св. Луки (Войно-Ясенецкого) о наличии души у растений. На чем оно основано?

35. Классификация живых организмов и порядок их появления на земле по данным науки

и по главе 1 книги Бытия.

36. Состав и строение животной и растительной клетки.

37. Два надцарства в биологической классификации, время их появления на земле и экологическое значение.

38. Царства в биологической классификации, их особенности и экологическое значение.

39. Определение экосистема и примеры.

40. Определение биом и примеры.

41. Липидная цепь и её значение для чистоты земли.

42. Экологическая пирамида.

43. Соотношение божественной и человеческой воли в управлении экосистемами.

44. Пояснить на основе священного писания права человечества в отношении биосферы и конкретных людей в отношении отдельных экосистем.

45. Назовите некоторые законы, по которым функционирует биосфера.

46. Сущность закона поддержания стабильной численности популяции в экосистеме.

47. Значение сохранения численности популяции в экосистеме для сохранения

экосистемы.

48. Определение понятия «экологическая ниша».

49. Закон лимитирующего фактора.

50. Священное Писание и искусство о красоте биосферных объектов. Духовное значение

красоты.

51. Два назначения видового многообразия в экосистемах.

52. Понятие интродукции и связанные с ней опасности.

53. Понятие первичной и вторичной сукцессии.

54. Агроценоз и его отличие от природного биоценоза.

55. Основные задачи экологии с общенаучной и православной точек зрения.

56. Экологический кризис современности. В чём он конкретно выражается?

57. Основные причины экологического кризиса.

58. Пути преодоления кризиса с общенаучных позиций.

59. Православный подход к преодолению экологического кризиса.

60. Русские православные традиции природопользования и сохранения природы.

61. Эстетический аспект природопользования и его значение.

62. Объект, изучаемый экологией культуры, её цели и методы.

63. Основные понятия экологии культуры.

64. Основные теоретические положения экологии культуры.

65. Связь экологии и экологии культуры.

66. Православное природопользование с примерами из национального опыта

1. Классическое определение экологии.

Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука). Экология возникла вслед за учением Дарвина о происхождении видов под влиянием меняющейся среды. Впервые термин определил немецкий биолог Эрнст Геккель, в 1866 г., в книге «Общая морфология организмов». По Геккелю, Экология - сумма знаний, относящихся к экономике природы: изучает всю совокупность взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных и враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Такое определение не включает человека; экология здесь - биологическая наука. Ей занимались великие ученые широкого, универсального склада: Карл Линней, Ж..-Б.Ламарк и Ч.Дарвин в XVIII и XIX веке. Развиваясь в означенных рамках она просуществовала до последней четверти XX века. Была создана классическая экология – биологическая наука. Большой вклад в неё внесли наши академики В.И.Вернадский, В.Н. Сукачёв. Классическая экология разделяется на три подраздела: Аутэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой (жизненные циклы и поведение как способ приспособления к окружающей среде); Демэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой; Синэкология — раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами.

2. Неклассическое современное определение экологии.

Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука). В 60-х-80-х годах XX в. человечество в лице передовых ученых, писателей и государственных деятелей осознало глобальное значение для природы Земли хозяйственной и строительной деятельности. Возникла новая экология, современная неклассическая экология.

Классическое определение экологии: Экология - сумма знаний, относящихся к экономике природы: изучает всю совокупность взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных и враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Такое определение не включает человека; экология здесь - биологическая наука. Два альтернативных определения данной науки: По акад-ку В. Е. Соколову, Новая экология — междисциплинарная отрасль знаний, наука об устройстве многоуровневых систем в природе и обществе и об их взаимодействии", эта наука имеет целью дать обществу рецепты сохранения его природной среды, познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях. Это определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию, что в корне неверно. Классическая экология разделяется на три подраздела: Аутэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой (жизненные циклы и поведение как способ приспособления к окружающей среде); Демэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой; Синэкология — раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами. Экология — междисциплинарная наука, что отражается в работах на стыке наук, в том числе на стыке с химией и биохимией. Экология является одной из основ охраны природы и сохранения биоразнообразия. А.Б. Ефимов дал православное определение: "Экология - наука о домостроительстве Божии".

3. Объекты классической экологии и современной экологии.

Всякая наука отличается от других по трем признакам, которые можно назвать кратко: объект, цель и метод. То есть каждая наука имеет свой объект. Экология возникла вслед за учением Дарвина о происхождении видов под влиянием меняющейся среды. Впервые термин определил немецкий биолог Эрнст Геккель, в 1866 г., в книге «Общая морфология организмов». По Геккелю, Экология - сумма знаний, относящихся к экономике природы: изучает всю совокупность взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных и враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Такое определение не включает человека; классическая экология здесь - биологическая наука. Т.о. объектом классической экология является – животное. Большой вклад в неё внесли наши академики В.И.Вернадский, В.Н. Сукачёв.

В 60-х-80-х годах XX века человечество в лице передовых ученых, писателей и государственных деятелей осознало глобальное значение для природы Земли хозяйственной и строительной деятельности. Возникла новая экология, современная неклассическая экология. По акад-ку В. Е. Соколову, Новая экология — междисциплинарная отрасль знаний, наука об устройстве многоуровневых систем в природе и обществе и об их взаимодействии", эта наука имеет целью дать обществу рецепты сохранения его природной среды.познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. Объект современной экологии – Земля. Образно Земля – корабль в космосе с население, которое с кораблем составляет единую сложно построенную систему. Системность и единство мира - основные идеи экологии XX века. Это есть отрицание случайности и независимости объектов на земле. До этого отрицания наука развивалась в представлении независимости процессов в разных областях Земли и даже в разных частях одного природного тела. Представлением о независимости явлений порождено разветвление, специализация, наук.

4. Цель экологии в общенаучном и православном понимании.

Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука). Экология — междисциплинарная отрасль знаний, наука об устройстве многоуровневых систем в природе и обществе и об их взаимодействии", эта наука имеет целью дать обществу рецепты сохранения его природной среды, познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. А.Б. Ефимов дал православное определение: "Экология - наука о домостроительстве Божии". Цель экологии - обеспечить сосуществование людей на Земле. Обеспечить им необходимые физические условия для благополучного, даже комфортного проживания. Основная цель современной экологии сформулирована в рамках европейской системы ценностей, в которой жизнь человека на Земле рассматривается как величайшая ценность. В неискаженном христианском представлении, как ни высока ценность земной жизни человека, для него есть более высокие ценности. Самая очевидная из них спасение в будущем веке. Современная западная цивилизация близка к тому, чтобы рассматривать жизнь, как цепь праздников, наслаждений и удовольствий с включением, звеньев труда и болезней, без которых, по идее, лучше обойтись. При таком подходе к жизни возникает противоречие между ростом потребления в связи с ростом населения и, главное, ростом запросов и убыванием, ресурсов планеты. На Земле неуклонно сокращается главная, по Докучаеву, ценность ее – плодородный почвенный слой, уменьшаются ресурсы чистой воды, воздуха, а также топлива. Цель экологии - снять это противоречие и обеспечить устойчивое развитие общества на сотни и тысячи лет. Коротко, цель экологии охрана окружающей среды. Но было бы неверно сказать, что экология есть наука об охране среды. Охраной среды занимаются прикладные технические науки, которые входят в экологию. Православное понимание цели экологии - разумное управление даром Божиим для сохранения его целостности, приумножения его ресурсов и их красоты. Вспомним Священное Писание (Быт. 1.27-29), Бог поставил людей управлять его достоянием на Земле. Он не подарил Землю Адаму для безотчетного пользования, но дал в управление. Этим Бог наложил ограничение на пользование ресурсами Земли, которое преступили Адам и Ева. Рациональному использованию ресурсов учит современного человека наша дисциплина экология. В век науки, без науки о природной среде и её охране нам не обойтись. С оппонентами, защищая дар Божий Землю, можно говорить только языком и терминами науки.

5. Книга Бытия об отношении человека к природе.

Только человек живет повсюду на земле и над всем царствует. Бог наделил его разумом и бессмертной душой. Он дал человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становиться все лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную. В кн. Бытия 1:27-29: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу…», в кн. Бытье 2:15:«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его», а также Быт.2:19-21 «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему». Отсюда мы видим, что Бог поставил людей управлять его достоянием на Земле. Он не подарил Землю Адаму для безотчетного пользования, но дал в управление. Этим Бог наложил ограничение на пользование ресурсами Земли, которое преступили Адам и Ева. Рациональному использованию ресурсов учит современного человека наша дисциплина экология. Итак, православное понимание цели экологии - разумное управление даром Божиим для сохранения его целостности, приумножения его ресурсов и их красоты.

6. Псалтирь об отношении человека к природе.

Только человек живет повсюду на земле и над всем царствует. Бог наделил его разумом и бессмертной душой. Он дал человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становиться все лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную. В 49 псалме мы читаем о жертве Богу, где сказано: «Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Псалтирь. 49:8-15). Жертва не во всесожжении, а в том, чтобы отнять от себя лучшее, как сделал Авель и как не смог сделать Каин. В Псалме 8:5-10 так же отражена великая миссия человека на земле – «…то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!».

7. Системность и единство мира, краеугольные камни современной экологии.

Основные идеи экологии XX в. - системность и единство мира, что является отрицанием случайности и независимости объектов на земле. До этого отрицания наука развивалась в представлении независимости процессов в разных областях Земли и даже в разных частях одного природного тела. Представлением о независимости явлений порождено разветвление, специализация, наук. В каждой ветви рассматривались и глубоко анализировались свои малые объекты и явления в них независимо от соседних объектов и явлений. Дифференциация наук необходимая для углубления знаний в частных областях, необходима из-за ограниченности познавательных способностей человека. Но при этом нельзя упускать единства и системности мира. Единство и системность мира лежат в основе христианского представления о мироздании. Вместе с верой в Бога интеллигенция XIX – XX веков потеряла представление о единстве мира и взаимозависимости событий. Возобладало представление о случайности и независимости событий. Дифференциация науки к концу XX века дошла до абсурда. На научных основах разработанные проекты электрификации гидроэлектростанциями привели к гибели под водой мощного плодородного потенциала, затоплению городов и сёл, поскольку не учитывали, как следует воздействия водохранилищ на окружающую среду. В сельском хозяйстве компания по борьбе с сорняками и вредителями средствами химии нанесла ущерб лесам и лугам, ввела в оборот термин экологически чистые продукты питания. Тем самым иные продукты были отнесены к экологически загрязнённым. Приближение экологического кризиса в конце прошлого века привело науку к смене философского представления о картине мира, к признанию системности, а с ней и единства мира. Философская база науки сомкнулась с богословием. На этой базе возникла современная экология, как объединение наук. Экология возникла для управления всей системой Земли, что вменил Господь Человеку. Современная экология ощущает себя всеобъемлющей наукой. В ее модели выстроены снизу вверх по степени совершенства: Человек-Живое-Неживое. Человек, даже вооруженный экологией, не самодостаточен для управления как большими, так и малыми делами на Земле. Он действует в потоке божественной любви и обязан согласовывать свои действия с волей Божией. Поток этот идет на человека и помимо человека на природу ("прикасается к горам и дымятся" и др. из Пс.103).

8. Какие науки обобщает современная экология, и в каких их частях.

Экология обычно рассматривается как подотрасль биологии, общей науки о живых организмах. Живые организмы могут изучаться на различных уровнях, начиная от отдельных атомов и молекул и кончая популяциями, биоценозами и биосферой в целом. Экология также изучает среду в которой они живут и её проблемы. Экология связана со многими другими науками именно потому, что она изучает организацию живых организмов на очень высоком уровне, исследует связи между организмами и их средой обитания. Экология тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика, эпидемиология, биогеохимия. Науки, которые входят в экологию, разделяются по объектам исследования: о земле [геологические], о воде [гидрологические], о живом [биологические: зоология, ботаника, сельскохозяйственные науки], о человеке [медицинские и социальные], другая группа наук выделяется по аспектам изучения проблемы: юридические, экономические, богословские аспекты. В последнее время активно о себе заявляют междисциплинарные комплексные области исследования. В частности, на стыке экологии и классической этики сформировалась экологическая этика, а на пересечении интересов этнографии, культурологии и экологии — этноэкология. Экология, как и все науки, функционирует неизолированно. Она нахо­дится во взаимосвязи с другими естественными науками. Согласно клас­сификации биологических наук по Б.Г. Иоганзену выделяют общие науки, частные и комплексные. К общим наукам относят систематику, морфоло­гию, физиологию, экологию, генетику, биологию. В состав частных наук входят: микробиология, ботаника, зоология, ант­ропология; среди комплексных наук выделяют гидробиологию, почвове­дение, паразитологию. Если частные науки изучают подробно конкретные объекты органического мира, то общие биологические науки изучают орга­нический мир в целом, «немного обо всем». Связи экологии с другими науками, разделы которых она ассимилирует и перерабатывает, объединяя, можно классифицировать по четырем уровням обобщения. В 1-м высшем уровне обобщения находятся только богословие и философия, как науки обобщающие наши представления обо всём, что в какой-либо мере доступно человеку. Объектом для них являются мир видимый и невидимый. На 2-м уровне обобщения находятся математика и экология. Они изучают и формулируют законы видимого мира во всей его полноте. На 3-м уровне обобщения находятся науки, избравшие себе какой-то крупный объект в мире видимом. Медицина - объект тело человека, география - изучает поверхность планеты, геология – недра планеты, химия - рассматривает всё материальное на молекулярном уровне, физика - рассматривает тела и поля на уровне элементарных частиц и т.д., биология – наука о живом веществе. Науки о человеческой надстройке над природой: социология, экономика и архитектура, также теперь связаны с экологией. Архитектура вцелом в общепринятом понимании не является наукой, так как в заметное место занимает творческий элемент из области искусства. Но с экологией она соприкасается теми своими частями, которые разрабатываются научно. Это разделы о проектировании планировки и застройки населенных мест, о проектировании экологически чистых сооружений, о проектировании природоохранных очистных сооружений и сооружений для защиты от опасных природных процессов. На 4-м уровне находятся некоторые из разделов наук, востребованные в экологии: климатология, гляциология (лёд), гидрология, геохимия, экономика природопользования, экология города, демография, физиология, сейсмология, геоэкология и др. Зарождение геоэкологии связывают с именем немецкого географа Карла Тролля (нем. Carl Troll) (1899-1975), который ещё в 1930-х годах понимал под ней одну из ветвей естествознания, объединяющую экологические и географические исследования в изучении экосистем. В России широкое использование термина «геоэкология» началось с 1970-х г., после упоминания его известным советским географом В. Б. Сочавой (1905-1978). Как отдельная наука окончательно сложилась в начале 90-х годов XX в.

9. В чём реально выражается единство мира и какое значение это имеет для объектов экологии. Основные идеи экологии XX в. - системность и единство мира, что является отрицанием случайности и независимости объектов на земле. До этого отрицания наука развивалась в представлении независимости процессов в разных областях Земли и даже в разных частях одного природного тела. Представлением о независимости явлений порождено разветвление, специализация, наук. В каждой ветви рассматривались и глубоко анализировались свои малые объекты и явления в них независимо от соседних объектов и явлений. Дифференциация наук необходимая для углубления знаний в частных областях, необходима из-за ограниченности познавательных способностей человека. Но при этом нельзя упускать единства и системности мира. Единство и системность мира лежат в основе христианского представления о мироздании. В Быт. 1.1 - "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною". Понятие "начало" - понятие из категории времени. В современной физике понятие времени связано функционально с понятиями пространства и материи, и все законы физики материального мира записываются в четырехмерном пространстве-времени, где имеются три пространственные координаты объема и четвертая координата времени. Отсюда следует, что пространство не могло существовать без времени, и до начала не было ничего, ни пространства, ни времени, ни материи, которая может существовать только в пространстве и времени. Современная физика в союзе с астрономией нашла это начало и назвала его "Большим взрывом". Только через 1 млрд. лет из элементарных частиц сформировались химические элементы, составляющие таблицу Менделеева. Вся масса нашей планеты, тела всех растений и животных состоят из этих элементов. В этом единство состава мира, которое может свидетельствовать о единстве происхождения. Для экологии важно, что единство состава определяет возможность обмена веществами между различными живыми и не живыми телами. Динамика жизни на Земле - это круговорот веществ и круговорот химических элементов. Из круговорота веществ нам наиболее известен круговорот воды, которая испаряется с поверхности океанов и выпадает дождём на континентах. 2-я черта единства мира – единство физических, химических, биологических и других законов в нем на всем доступном для наблюдения пространстве. За пределами видимого, что не изучает экология, законы иные. К ним уже прикоснулась современная наука, но это за пределами экологии. Из единого вещества и по единым законам созданы космические тела и в том числе планета Земля.

10. Ядро Земли. Его строение, состав и значение для биосферы. Внутреннее ядро Земли твердое. Оно состоит из магнитных элементов железа (Fe) и никеля (Ni), оно находится в автономном движении внутри жидкого внешнего ядра. В составе внешнего ядра преобладает железо и присутствуют кислород, сера, углерод и водород. Движение в ядре возбуждает магнитное поле планеты, защищающее биосферу от солнечного ветра – потока космических лучей, потока частиц, т.е. от радиации. Магнитное поле зримо проявляется в виде северного сияния, которое украшает небо в тяжелое для всего живого время полярной ночи. Соловецкие монахи за это благодарят Бога. Масса ядра составляет 32 % массы планеты. Она участвует в создании гравитационного поля, удерживающего океаны в берегах, деревья в вертикальном положении и т.д..Как магнитное поле, так и гравитационное поле совершенно не обходимы для всего живого на Земле, а так же и для большинства неодушевленных объектов. Реки не потекут без гравитации и дождь не упадёт на поверхность земли без поля тяготения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. К. Ю. Силкин Лекция История и предмет экологии человека

    Лекция
    ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКАК.Ю. Силкин Лекция 1. История и предмет экологии человека Человек является частью живой природы и, как все живое на Земле – растения, животные, микроорганизмы – обитает лишь в некотором ограниченном пространстве пла­неты Земля.
  2. Двух экологий

    Книга
    Книга составлена на основе оригинальных рукописных материалов и публикаций Сергея Криницына – биолога-мыслителя, искавшего первопричины социально-экологического кризиса, о котором так любят говорить и писать философы, экологи, социологи,
  3. Н. Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы) — (1)

    Закон
    Рассмотрены широко известные и менее распространенные концепции современной «большой» экологии — ее теории, законы, правила, принципы и гипотезы в рамках иерархии природных систем.
  4. Н. Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы) — (2)

    Закон
    Рассмотрены широко известные и менее распространенные концепции современной «большой» экологии — ее теории, законы, правила, принципы и гипотезы в рамках иерархии природных систем.
  5. Показатели выполнения требований гос II (обработка методами классической теории тестирования) Оглавление (3)

    Документ
    1.Тематическое наполнение разделов дисциплин и перечень учебных элементов в соответствии с требованиями ГОС-II к обязательному минимуму содержания ООП 100103.

Другие похожие документы..