Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сейчас у всех на устах слово «синтез», т.е. пришло время «собирать камни», чтобы составить целостную картину мироздания. Сейчас – это 21 век, а целый...полностью>>
'Реферат'
Вопрос об интеллигенции является одним из наиболее обсуждаемых в русской мысли. Ему посвящена огромное количество литература. Ни один крупный отечест...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в лаборатории сравнительной физиологии мозжечка (заведующий – член-корреспондент РАЕН, д.б.н., профессор Григорьян Роман Ашотович) У...полностью>>
'Программа'
подчеркивая возможности женщин-беженок и необходимость обеспечить их всестороннее участие в анализе их потребностей и в разработке и осуществлении про...полностью>>

1. Классическое определение экологии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

54. Агроценоз и его отличие от природного биоценоза.

Агроценоз – культурное, созданное человеком пространство в биосфере. Для создания его человек уничтожает природный биоценоз. В старину это делали пожегом, корчевали пни. Использовали богатую почву леса для выращивания злаков, плодово-ягодных и овощных культур. В агроценозе доминирует одна культура: нива имеет в основе злак; сад плодовые и ягодные виды растений. В агроценозе сохраняются лепидные цепи: продуценты создает человек, он как первичный консумент потребляет часть продукции. Имеются и другие первичные консументы – мыши, насекомые, птицы. Есть и вторичные консументы: хорек, лисица. Их мало. Видов мало. Система неустойчива. Она поддерживается человеком. Потому культивирование агроценоза требует от хозяина хороших знаний о природе растений, их врагов, о почве, климате. Потому сельское хозяйство может быть успешно при оседлом населении и культивировании местных культур. Возделывание новых культур возможно путем опытного внедрения через талантливых земледельцев. В старину помещик прежде полеводства занимался животноводством даже на плодородной почве самарского Заволжья. Самарины разводили рогатый скот, овец и затем твердые сорта пшеницы. Причем держали быков на мясо, т.к. навоз их плодороднее навоза молочной коровы. Лесополосы для удержания влаги в почве и защиты от суховеев требуют подбора состава древесно-кустарниковой растительности для гнездования птиц, которые снижают количество насекомых-вредителей на деревьях на 40-70%. Без птиц лесные полосы гибнут. Отрицательный пример создания агроценозов при Н.С.Хрущеве – распашка поймы р.Оки. На пойме было разнотравье, дававшее прекрасное сено и редкое по составу молоко. В 1956-1958 г.г. луга были распаханы под кукурузу. Размножились паразиты, т.к. исчезли птицы. Введение четырехпольной системы позволило снизить количество паразитов, но и убило идею выращивания кукурузы. Сейчас это дело заброшено. Надо было попробовать на опытных полях и отказаться из-за отрицательного опыта. Агроценозы в зоне Главного Туркменского канала привели к засолению почв из-за обилия и бесхозного использования воды. У земледельцев Средней Азии не было опыта управления большой водой. Они при поливе превышали норму в несколько раз. При дефиците воды, при использовании только ручьев и малых рек в народе сложилась парадигма ”Чем больше воды, тем больше урожай”. Стремление к максимальным урожаям приводит к деградации почвы от истощения и засоления при испарении излишков воды с поверхности почвы. Потому спасение Арала заключается не в переброске стока Сибирских рек в Среднюю Азию, а в нормировании полива на полях и в садах с сокращением норм примерно в 4 раза. Резерв воды сейчас находится в грунтах, куда ушла вода Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи при чрезмерных поливах. Необходимо применять современные прогрессивные технологии капельного орошения, трубопроводного и лоткового транспорта воды к полям и садам. Необходимо применять индустриальные технологии дождевания с сохранением природных экосистем в промежутках между машинами для полива.

55. Основные задачи экологии с общенаучной и православной точек зрения.

По акад-ку В. Е. Соколову, Новая экология — междисциплинарная отрасль знаний, наука об устройстве многоуровневых систем в природе и обществе и об их взаимодействии", эта наука имеет целью дать обществу рецепты сохранения его природной среды, познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. Основная задача новой экологии – обеспечить здравствующим и будущим поколениям людей благополучное существование на Земле, а именно: чистый воздух, чистую воду, разнообразное питание экологически чистыми продуктами, по возможности обеспечить красоту мира через сохранение цельности экосистем. Эти задачи вполне согласуются с христианским взглядом на окружающий мир, как Дар Божий и на человека, в этом мире, как любимое создание Божие. Действительно Дар Божий надо сохранить и приукрасить (этот акцент отсутствует в новой экологии), человеку обеспечить условия для добычи хлеба насущного и для рождения и воспитания будущих поколений. Разница в христианской и научно-атеистической постановке главной проблемы экологии только в акцентах. Новая экология не отказывается от развития производства и считает необходимым создать ресурсные условия для роста производства, изыскивая новые источники энергии и новые материалы. Христианский подход должен быть более обращен на морально-этические пути решения экологических проблем, однако не исключая роста благосостояния людей. Но рост материального благополучия должен стоять на втором месте. Если в постановке вопроса две школы новой экологии сходны, то в путях решения проблем они могут коренным образом расходиться.

56. Экологический кризис современности. В чём он конкретно выражается?

Экологический кризис — особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание. Экологический кризис конца XX в., усугубляющийся сейчас, вызван ростом давления человечества на природную среду. Основные причины кризиса: Абиотические: качество окружающей среды деградирует по сравнению с потребностями вида после изменения абиотических экологических факторов (например, увеличение температуры или уменьшение количества дождей). Биотические: окружающая среда становится сложной для выживания вида (или популяции) из-за увеличенного давления со стороны хищников или из-за перенаселения. Кризис может быть: глобальным; локальным. Бороться с глобальным экологическим кризисом гораздо труднее, чем с локальным. Решение этой проблемы можно достигнуть только минимизацией загрязнений, произведенных человечеством, до уровня, с которым экосистемы будут в состоянии справиться самостоятельно. В настоящее время глобальный экологический кризис включает четыре основных компонента: кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение планеты суперэкотоксикантами и так называемые озоновые дыры.

Давление человека проявляется во всем, начиная от прямого физического давления сооружений на земную кору, которая не выдерживает, прогибается, проваливается. Давление ощущается в загрязнении почвы, атмосферы, рек, верхнего горизонта подземных вод. Исчезает огромное количество видов. Каждый год от 17 до 100 тысяч видов исчезает. Скорость, с которой виды становятся исчезающими, необыкновенно выросла за последние годы. Исчезновение видов из экосистемы рано или поздно коснется каждого. В США и Канаде, было зафиксировано необыкновенное сокращение популяции акул вдоль восточного побережья. Одновременно с этим было зафиксировано увеличение популяции скатов, которые в свою очередь, на порядок сократили количество ракообразных в том же регионе. Сокращение количества ракообразных привело к ухудшению качества воды и к сокращению подводных полей. Разнообразие видов сокращается с огромной скоростью. Вокруг Норильского металлургического комбината на севере Красноярского края из-за загрязнения атмосферы тайга погибла в радиусе порядка 70 километров. Разбор воды в бассейне Волги без должного контроля и ограничения привел к дефициту воды в Каспии, а разбор рек Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и почти полному осушению Аральского моря. Вода великих рек Средней Азии минерализована выше 2 г/л, при допустимой для растений и человека минерализации максимум 1 г/л. Давление человека на водный баланс в Средней Азии бездумно, некультурно, основано, как мы говорили, на неверной парадигме линейной зависимости урожая от полива, которая веками сложилась в Средней Азии в умах людей. Идея переброски стока северных рек, как гигантский природопреобразующий, а точнее природоразрушающий проект не выходит из контекста общей глобальной технической деятельности человечества и России в первую очередь. То же направление безграничного удовлетворения возрастающих потребностей человечества имеют проекты безлимитных разработок полезных ископаемых: нефти, газа, руд цветных и черных металлов. На поверхность земли выворачиваются древние пласты, не прошедшие очистку в ходе процесса выветривания горных пород. Потому сверх норм ПДК возрастают концентрации ртути, меди, железа и других элементов в почвах, воде, а следовательно в растительной и животной пище. Ускоренно растёт «производство» твердых бытовых отходов. Их утилизация остаётся в проектах, а реально они накапливаются на свалках, горят и гниют, загрязняя почву, подземные воды и атмосферу. Остро стоит проблема истощения ресурсов планеты в части полезных ископаемых, чистой воды и чистого воздуха. Но это не останавливает мирового сообщества в его погоне за лидерами «золотого миллиарда». Все впали в евин грех, соблазнившись красивыми плодами цивилизации.

57. Основные причины экологического кризиса.

Основной причиной экологического кризиса явл. рост давления от человечества на природную среду. Давление это вызвано все возрастающими потребностями человечества и неуклонным ростом численности (демографический кризис). Это всем известно и широко рекламируется наукой. До 18-го века рост населения шел медленно с подъемами и спадами. По оценкам демографов во времена Иисуса Христа на земле было менее 0,5 млрд. человек, в первой четверти XIX века численность достигла 1 млрд. человек и пошла расти ускоренно. К 1960 г. она достигла 3 млрд., а за последние 40 лет удвоилась и сейчас составляет около 6,5 млрд. чел. Эти данные приведены в учебнике для колледжей США. В ней не случайно ни слова о другой причине роста суммарного потребления человечества. Она заключается в росте индивидуального потребления. Потребление воды сейчас в городах США на уровне 500 л/чел. В сутки, в Москве и других мегаполисах России потребление на том же уровне. Это коммунальное и промышленное потребление, отнесенное к человеку. В прошлом, когда за водой ходили с ведром или ездили с бочкой на лошади, потребление составляло 10-20 литров на человека, включая водопой скота и полив насаждений. За 100 лет оно возросло в 30 раз. Так же и возросло потребление энергии с созданием таких источников, как паровые двигатели, затем двигатели внутреннего сгорания, электрические и, наконец, реактивные двигатели. Экологический кризис связан не столько с ростом населения, сколько с ростом потребления в развитых странах. Так, потребление нефти на 1990 г. составляло на душу населения в год в Северной Америке (США, Канада, Мексика, Куба) 7,5 т/год, в Европе 3,5 т./год; СССР 5 т./год, Лат. Америке 1 т./год, Азии 0,8 т./год, Африке 0,5 т./год. Повышенное потребление в СССР связано с потребностями отопления и транспорта, что обусловлено климатом и расстояниями. Отчасти этот коэффициент должен быть применен и к Северной Америке. Европейцы и американцы во всём мире пропагандируют сдерживание роста населения методом «планирования семьи». Они запугивают возможностью глобального голода в связи с нехваткой сельхозпродуктов, поскольку площадь сельхозугодий ограничена, а рост населения не ограничен. Но опыт Китая показывает, что в стране с населением 1,3-1,5 млрд. человек все сыты после отмены коммунистических методов ведения хозяйства. В Европе и России мировое сообщество борется за сокращение сельскохозяйственного производства, ввиду конкуренции производителей Германии, Испании с производителями восточноевропейских стран. То есть потенциал производства продуктов питания при населении 6,5 млрд. чел. велик и рост населения возможен.

58. Пути преодоления кризиса с общенаучных позиций.

Прежде всего необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от человечества вообще, а от каждого конкретного человека, т.е. от нас с вами. Необходимо экологическое просвещение всех слоёв общества и создание эффективного природоохранного законодательства. Помимо национальных законов, регулирующих отношения между предприятиями, государством и его жителями в области ответственности за загрязнение природной среды, важное значение имеют межгосударственные правовые отношения. Ключевым моментом в борьбе с Экологическим кризисом является поиск грамотных и действенных научно-технических решений. На экологию должны работать институты, лаборатории, университеты. Экология должна стать неотъемлемой частью подготовки любого специалиста в области техники, естественных наук, медицины, экономики и даже гуманитарных наук. Экологический кризис связан не столько с ростом населения, сколько с ростом потребления в развитых странах. Так, потребление нефти на 1990 г. составляло на душу населения в год в Северной Америке (США, Канада, Мексика, Куба) 7,5 т/год, в Европе 3,5 т./год; СССР 5 т./год, Лат. Америке 1 т./год, Азии 0,8 т./год, Африке 0,5 т./год. Повышенное потребление в СССР связано с потребностями отопления и транспорта, что обусловлено климатом и расстояниями. Отчасти этот коэффициент должен быть применен и к Северной Америке. Европейцы и американцы во всём мире пропагандируют сдерживание роста населения методом «планирования семьи». Они запугивают возможностью глобального голода в связи с нехваткой сельхозпродуктов, поскольку площадь сельхозугодий ограничена, а рост населения не ограничен. Но опыт Китая показывает, что в стране с населением 1,3-1,5 млрд. человек все сыты после отмены коммунистических методов ведения хозяйства. В Европе и России мировое сообщество борется за сокращение сельскохозяйственного производства, ввиду конкуренции производителей Германии, Испании с производителями восточноевропейских стран. То есть потенциал производства продуктов питания при населении 6,5 млрд. чел. велик и рост населения возможен. Пути решения демографической проблемы, предлагаемые новой экологией это сокращение рождаемости и пропаганда опыта Европы по поддержанию численности населения. Европейцы и американцы во всём мире пропагандируют сдерживание роста населения методом «планирования семьи». Мы должны видеть пути преодоления кризиса не столько в сокращении роста рождаемости, сколько в сокращении, ограничении потребления.

59. Православный подход к преодолению экологического кризиса.

Экологический кризис связан не столько с ростом населения, сколько с ростом потребления в развитых странах. Так, потребление нефти на 1990 г. составляло на душу населения в год в Северной Америке (США, Канада, Мексика, Куба) 7,5 т/год, в Европе 3,5 т./год; СССР 5 т./год, Лат. Америке 1 т./год, Азии 0,8 т./год, Африке 0,5 т./год. Повышенное потребление в СССР связано с потребностями отопления и транспорта, что обусловлено климатом и расстояниями. Отчасти этот коэффициент должен быть применен и к Северной Америке. Европейцы и американцы во всём мире пропагандируют сдерживание роста населения методом «планирования семьи». Они запугивают возможностью глобального голода в связи с нехваткой сельхозпродуктов, поскольку площадь сельхозугодий ограничена, а рост населения не ограничен. Но опыт Китая показывает, что в стране с населением 1,3-1,5 млрд. человек все сыты после отмены коммунистических методов ведения хозяйства. В Европе и России мировое сообщество борется за сокращение сельскохозяйственного производства, ввиду конкуренции производителей Германии, Испании с производителями восточноевропейских стран. То есть потенциал производства продуктов питания при населении 6,5 млрд. чел. велик и рост населения возможен. Пути решения демографической проблемы, предлагаемые новой экологией это сокращение рождаемости и пропаганда опыта Европы по поддержанию численности населения. Европейцы и американцы во всём мире пропагандируют сдерживание роста населения методом «планирования семьи». Мы должны видеть пути преодоления кризиса не столько в сокращении роста рождаемости, сколько в сокращении, ограничении потребления. В рамках христианской идеологии возможно ограничение рождаемости не ”медицинскими”, а моральными средствами. Если до Рождества Христова завет ”плодитесь и размножайтесь и наполняйте Землю” действовал нераздельно, то в Новом Завете эта статья закона дополнена новым содержанием. Иоанн Креститель явил пример безбрачия и по его пути последовали миллионы монахов и монахинь. До него примеры безбрачия явили некоторые пророки, как Илия. Матерь Божия и Иосиф Обручник явили пример воздержания в браке и сколько людей ему последовали трудно сказать, но примеры такие известны. Апостол Павел проповедовал безбрачие для вдовцов, и вдов, но не для молодых вдов. Он не считал обязательным замужество для девиц, отменял тем ветхозаветный обычай стремиться к замужеству. Этот закон выполнялся в православной России. Далеко не все сочетались браком, при этом, разумеется, не допуская безбрачного сожительства. Мы должны видеть пути преодоления кризиса не столько в сокращении роста рождаемости, сколько в сокращении и ограничении потребления.

60. Русские православные традиции природопользования и сохранения природы.

Возможность ограничения потребления просматривается в традициях русского национального природопользования. Русский человек сознавал себя между небом и землей. Это отчетливо исповедовал мученик кн. Михаил Черниговский и с ним мученик боярин Феодор, воспитатель преп. Евфросинии Суздальской. Они отказались поклониться тварному огню и кусту, сознательно пошли на смерть. Народ и князья запомнили их подвиг и следовали в природопользовании их завету. Православные люди не обожествляли природу, не делали из нее заповедник, но использовали со страхом Божиим. Этот страх диктовал три принципа: - самоограничение потребностей, - полное использование взятого у природы, - украшение земли своим трудом. Самоограничение - основа жизни монашества, а монахи в сознании русском подвижники. Самоограничение известно нам из житий Ушакова и Суворова. Весь православный народ сильно ограничивал себя постом – 16 недель. Кроме того был ограничен сбор плодов: яблочный Спас, медовый, ореховый. Ограничение охоты: некрасовский дед Мазай спасал зайцев весной и напутствовал:”Смотри, косой, теперь спасайся, а чур, зимой не попадайся” или ”Я их не бью ни весною, ни летом: шкура плохая, линяет косой”. О рыбной ловле на Кенозере рассказывал С.Н. Дурылин. Когда он с учениками жил у крестьян, они давали ему сеть с напутствием взять столько рыбы, сколько надо на сегодня. Завтра будет день и будет лов. Для сохранения заливных лугов Рязанцы, ещё в начале XX века из города на реку по лугу ходили босяком, чтобы не тревожить травы. В повести о святых Петре и Февронье Муромских имеется свидетельство о сохранении хлебных крошек, как великой ценности. Это пример полного использования продукта. Об уборке сена в 40-х-50-х годах на Оке: подбирали всё скошенное до травинки. Чтобы выкосить всё до черной земли, на лугах срезали кочки с осени. По гладкой земле коса шла низко, оставляя над корнем 1-2 см стебля травы. В русской деревне не было помоек. Хозяйство было безотходное. Скоту подстилали солому, часть её шла на крыши. Остатки пищи не выбрасывали, и даже воду после мытья посуды отдавали скоту - помои. Все деревянные изделия негодные для употребления сжигали, а пеплом удобряли землю. Металл с этих изделий возвращался в кузницу, так как был дорог. Только черепки глиняной и фарфоровой посуды и чугуна бросали на дорогу для мощения.

61. Эстетический аспект природопользования и его значение.

Творение Божие, мир, окружающий нас, не только мудро устроенный, отлаженный и таинственно управляемый механизм, но и прекрасное, радующее красотой создание. Красота – неотъемлемое качество Божьего творения. “Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася” (Пс. 92.1). В пс. 103.1 ”Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и в велелепоту облеклся еси”. Здесь мы читаем о том, что Бог окружен любящими Его тварями, ангелами, душами святых, допущенными к Богообщению людьми на земле. О них говорится, что ”близки к Богу”. Это окружение непрестанно славит Бога и молитва – исповедание окружает Его. Также Его окружает и красота всего тварного. Православные христиане во все века исполняли завет об украшении Земли. В тринадцатом веке безвестный писатель Владимирской Руси своё ”Слово о погибели Русской земли…” начинает словами: «О светло светлая и красно украшена земля Русская!». Красота помогает любить. Человек так устроен, что ему легче любить красивое. Но высшая любовь распространяется и на объекты лишенные внешней красоты. Итак, созданная Богом биосфера устроена премудро и прекрасно. Соединить функциональное совершенство какого-либо человеческого изделия с прекрасным его видом может только большой опытный мастер или слаженная группа мастеров. Такое совершенство мы видим в памятниках архитектуры, в изделиях народных ремесленников. Украшение выполняли не по остаточному принципу, а обязательно, продумано. Так существовал в умах правителей и строителей генеральный план Москвы. В центре Кремль с «Иваном Великим». Радиальные улицы по дорогам к крупным городам. Кольцевые валы и улицы по ним. Наивысшая красота в богослужении: самые высокие здания – колокольни и соборы (Новгород, Псков), самые расписные интерьеры в храмах, самые красивые голоса – диаконы, самые лучшие художники – иконописцы. В крестьянском быту украшены были инструменты и упряж, фасады домов и ворота. С общинных работ, сенокосов и подобных возвращались с песней. Это давало хорошее настроение, снимало усталость. К работе относились, как к послушанию перед Богом. Работать надо было красиво.

62. Объект, изучаемый экологией культуры, её цели и методы.

Экология культуры – отдельная научная дисциплина, выделенная в науку академиком Д.С. Лихачевым, в книге ”Земля родная” (1983). Новая теория им была блестяще использована в борьбе с природопреобразующим проектом переброски северных рек в Каспийское море, которую русская интеллигенция провела против партийной бюрократии в 1982-1986 г.г. и выиграла большим напряжением сил. Экология культуры – это наука о единстве явлений в культурном пространстве страны, населяемой одним культурообразующим народом, о взаимовлиянии культурного и материального пространства, об особенностях культуры регионов, населенных иными нациями, входящими в культурное пространство многонациональной страны. Всякая наука имеет три отличительные особенности: объект, метод и цель – выделяющие ее из среды других наук. Объектом экологии культуры является культура в целом, во всех ее проявлениях. Верование, мысль, слово, дух или религия, наука, поэзия, музыка, а также мастерство в самом широком смысле слова – вот объекты экологии культуры. Под мастерством здесь надо понимать зодчество, систему земледелия, скотоводства, охоты и рыболовства, систему воспитания и обучения детей, обряды жизненного уклада. Все эти явления составляют многоуровневую мегасистему тесно взаимосвязанную и, что более ново, выстроенную народом на материальной среде его Родины. Отсюда понятна ностальгия культурного человека, хранящего в себе культуру, но оторванного от родной земли. Не случайна глава экология культуры появилась в книге ”Земля родная”. Метод экологии культуры – экологический. Д.С. Лихачев обозначал для нас единство культуры и предложил применить к культурному пространству экологический метод системного анализа многоуровневой мегасистемы, разработанный в экологии на протяжении полутора сотен лет для объектов биосферы. Цель экологии культуры Д.С. Лихачев, показал на примере борьбы за сохранение культуры и природы севера, борьбы против включения Соловков в гигантскую стройку гидросооружений, борьбы против затопления долины р. Онеги с ее памятниками археологии и архитектуры, с сёлами, хранящими остатки народных верований, обычаев, обрядов, которые должны были потонуть в море нахлынувшей на север толпы строителей с Кавказа и Средней Азии. Цель экологии культуры аналогична цели экологии. Если экология служит теоретической базой многих наук об охране и рациональном использовании обществом природной среды, ее разнообразных ресурсов, включая красоту, то экология культуры является теоретической основой сохранения культуры во всем культурном пространстве, включая памятники архитектуры и культурные ландшафты.

63. Основные понятия экологии культуры.

Экология культуры – отдельная научная дисциплина, выделенная в науку академиком Д.С. Лихачевым, в книге ”Земля родная” (1983). Экология культуры – это наука о единстве явлений в культурном пространстве страны, населяемой одним культурообразующим народом, о взаимовлиянии культурного и материального пространства, об особенностях культуры регионов, населенных иными нациями, входящими в культурное пространство многонациональной страны. Культурное пространство также характеризуется пространственно-временными координатами, то есть временем и областью на земле, где данная культура развивается и существует или существовала на родной ”почве”. Кроме того, имеется множество координат, характеризующих состояние носителей культуры. Здесь необходимо подчеркнуть, что носителями ее является не только население, но и биотопы и биоценозы. Ю.А. Веденин (1997) ввел понятие “культурный ландшафт”. Культурный ландшафт – это целостный и взаимосвязанный комплекс вещества, энергии и информации, сформировавшийся при взаимодействии человека и природы при доминирующей роли интеллектуально-духовной деятельности человека. Население, его численность, занятость, возрастной и национальный состав и другие социальные признаки также являются осями многомерного культурного пространства. Культурное пространство – это область, где может находиться только одна культура. По некоторым осям области культур могут пересекаться. Например, на территории многонационального государства, как в Турции, наряду с турецкой мусульманской культурой существует христианская греческая. Они совпадают по площади распространения культуры, но носители их разные. В связи с этим примером, что оси законодательного и экономического устроения общества – существенные оси в культурном пространстве. Итак, культура во всем своем многообразии существует в пространстве признаков. Она привязана к месту и народу, как носителям культуры. Отсюда следует, что культура может быть только национальной, привязанной к национальной территрии. Мировая культура человечества есть совокупность мировых культур. Создание сплава культур в виде единой культуры, в которой смешаны черты культур разных народов дело бесперспективное. Если не удалось создать общий язык эсперанто, то создание общей культуры следует считать делом совершенно бесперспективным. В экологии культуры по аналогии с экологией в качестве косной части в гиперсистеме Культура работает материальная природная и антропогенная среда человека, включающая неживую и живую природу, сооружения, инструменты и другие изделия, короче, всё кроме общества, что окружает людей и влияет на их психику. Продуцентами являются народные массы, которые работают в этой среде, создают материальные объекты культуры. К ним относятся, как здания, так и хлеб, так как изготовление хлеба от поля до стола есть культурный процесс. Народные массы на протяжении веков создают также музыкальные, изобразительные, языковые, воинские и другие основы национальной культуры. В культуре роль консументов выполняет интеллектуальная часть общества – творческая интеллигенция, к которой необходимо относить не только артистов и художников, но также ученых и всех других членов общества, обязанных творчески выполнять свою работу, например, военных и политиков. Этот слой народа на основах национальной культуры надстраивает высший её ярус, создаёт произведения, определяющие лицо национальной культуры.

64. Основные теоретические положения экологии культуры.

Экология культуры – отдельная научная дисциплина, выделенная в науку академиком Д.С. Лихачевым, в книге ”Земля родная” (1983). Экология культуры – это наука о единстве явлений в культурном пространстве страны, населяемой одним культурообразующим народом, о взаимовлиянии культурного и материального пространства, об особенностях культуры регионов, населенных иными нациями, входящими в культурное пространство многонациональной страны. Основные теоретические положения экологии культуры, по Д.С. Лихачёву, следующие: 1) системность культуры, которая видна из взаимосвязи её отдельных ветвей (музыки, архитектуры, литературы, агрокультуры, ремесел и др.), а так же из взаимосвязи культур родственных народов (эти мысли пронизывают всё его творчество последних лет); 2) базирование национальной культуры как идеального на материальном носителе – народе; 3) возможность существования народа как носителя традиционной культуры только в сохранных природных условиях национальной территории. Отсюда Д.С.Лихачев выдвигал три принципиальных условия сохранения культуры: 1) оседлость народа – носителя культуры, то есть существование большинства семей в родной местности на протяжении жизни многих поколений, 2)сохранение природной и антропогенной среды, 3)отсутствие значительного притока мигрантов. Не следует думать, что он был против миграции. Он категорически был против национализма. Считал его позорным для великого народа, который на протяжении тысячелетия ассимилировал пришельцев со всех четырех стран света, радовался принятию ими православия и награждал высшим почётом, прославляя в лике святых от праведного Петра, царевича ордынского до преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Д.С. Лихачёв выступал за ограничение миграции таким потоком, который может растворяться в лоне русской культуры без искажения языка и обычаев, тем более без создания в России гнездовий иной культуры. Церковь идёт по этому пути. Она имеет в своих рядах не мало этнических иноплеменников, воспринявших русское православие.

65. Связь экологии и экологии культуры.

Экология культуры – отдельная научная дисциплина, выделенная в науку академиком Д.С. Лихачевым, в книге ”Земля родная” (1983). Новая теория им была блестяще использована в борьбе с природопреобразующим проектом переброски северных рек в Каспийское море. Экология культуры – это наука о единстве явлений в культурном пространстве страны, населяемой одним культурообразующим народом, о взаимовлиянии культурного и материального пространства, об особенностях культуры регионов, населенных иными нациями, входящими в культурное пространство многонациональной страны. Объектом экологии культуры является культура в целом, во всех ее проявлениях. Метод экологии культуры – экологический. Д.С. Лихачев предложил применить к культурному пространству экологический метод системного анализа многоуровневой мегасистемы, разработанный в экологии на протяжении полутора сотен лет для объектов биосферы. Цель экологии культуры Д.С. Лихачев, как нельзя лучше, показал на примере борьбы за сохранение культуры и природы севера. Цель экологии культуры аналогична цели экологии. Если экология служит теоретической базой многих наук об охране и рациональном использовании обществом природной среды, ее разнообразных ресурсов, включая красоту, то экология культуры является теоретической основой сохранения культуры во всем культурном пространстве, включая памятники архитектуры и культурные ландшафты. Ю.А. Веденин (1997) ввел понятие «культурный ландшафт». «Культурный ландшафт – это целостный и взаимосвязанный комплекс вещества, энергии и информации, сформировавшийся при взаимодействии человека и природы при доминирующей роли интеллектуально-духовной деятельности человека». Итак, культура во всем своем многообразии существует в пространстве признаков. Она привязана к месту и народу, как носителям культуры. Корни культуры растут из экотопа. Культуры народов различны, и различия эти вытекают из различия природных условий, не в деталях, а в общих чертах. Например, природа Монголии сурова. Обитаемое пространство расположено между зоной вечной мерзлоты в Сибири и зоной песчано-каменистой пустыни Гоби. Экосистемы здесь неустойчивы, по многим факторам они находятся в состоянии, близком к стрессовому. Температура, влажность воздуха, ветровая эрозия почвы исключают здесь успешное земледелие. Короткое зеленое лето постепенно движется с юга на север. Когда на юге наступает иссушающая жара, на севере травы входят в зрелую пору. Потому культура монголов кочевая. В стране высокая сейсмичность: из 5-ти сильнейших землетрясений за XX век в Монголии было 2-а. Юрта – самое сейсмостойкое сооружение в мире, к тому же приспособленное для кочевья. Быт семьи, одежда приурочены к кочевому образу жизни. Верховая езда, преимущественно мясной стол, привычка убивать животных на пищу, переносить голод и переживать массовый падеж скота сложили человеческий характер монголов. Малочисленность и разобщенность населения ввели обычай гостеприимства, обычай приветствовать друг друга при встрече. Более того, при встрече на тропе сходить с лошадей, раскуривать общую трубку. Русская нация сложилась на просторах Русской равнины, обширных и малонаселенных до сих пор. Пригодность среды для землепашества и скотоводства, наличие леса для строений и топлива определили оседлый образ жизни. Совместное проживание привело к формированию общинного хозяйства, которое было возрождено после реформы 1861 г. и после Столыпинских реформ в колхозной форме. Общинное жительство создало обычаи хорового пения, хороводов-танцев, строительства храмов сообща для общего пользования, взаимопомощь при катастрофе в отдельной семье. Обширность пространств, трудность путей закалила характер, но и создала понятия ”свой и чужой”. Потому для объединения нации вокруг Москвы потребовалось несколько столетий. Монголы же были объединены Чингиз-ханом (Темучином) при жизни одного поколения. Несомненно, национальные литература, живопись, театр во многом выражают особенности природных условий, в которых протекает жизнь нации. Отсюда следует, что культура может быть только национальной, привязанной к национальной территории. Мировая культура человечества есть совокупность мировых культур. Создание сплава культур в виде единой культуры, в которой смешаны черты культур разных народов дело бесперспективное. Если не удалось создать общий язык эсперанто, то создание общей культуры следует считать делом совершенно бесперспективным.

66. Православное природопользование с примерами из национального опыта.

Природопользование как духовно-материальный процесс выражает собой всю сложность взаимодействия общества и природы, приобретая на поверхности социальной жизни конкретные экономические формы. Современные экономические отношения не до конца отражают духовно-культурную сторону взаимодействия общества и природы. Единство духовно-материального процесса природопользования отражает его экологическую направленность. Материальная деятельность людей (производство) не может иметь иной формы своего существования, как экологическая экономика. Экологически здоровое бытие может быть обеспечено только на основе такой экономики. Экономика ("умение вести дом") и экология ("наука о доме") - однокоренные слова. Однокоренными являются также "гомо" и "гумус", происходящие от индоевропейского, обозначения земли. Человек и земля имеют не только общее звучание - они едины. Уничтожая гумус, человек уничтожает себя. Общество обязано создать условия не только для развития человека, но и для возвышения этой жизни в более высокий мир - мир личностного, а значит духовного бытия. Изобрести эти условия невозможно. Они складывались в обществе на протяжении тысячелетий, и не каждое общество сумело эти условия в себе создать. Проявляются эти условия в традициях и обычаях жизни народа, основанных на его верованиях. Традиции, обычаи и предания формируют общественную мораль общества. В какой-то мере обычай занимает место инстинкта, это социальный инстинкт общества. Мы можем наблюдать процесс деградации общества, когда оно отказывается от выполнения этой функции или утрачивает свои традиции. Сила обычая в формировании человечности или духовности, которая заключается в том, что человек усваивает не нравственную норму, а способ действия, который нравственен по отношению к членам закрытого сообщества. В обычае человек живет. Научить обычаю - значит научить жить. Без обычая нравственность не входит интимно в сущность человеческого бытия. Через обычай человек идентифицирует себя со своим народом, вводится в свой род, ибо обычаи - дух народа, его дела. Свою духовность мы получаем от предков. Подлинность народных воззрений выражается в самой жизни. Проявляются обычаи в повседневности, они устойчивы и входят в самые основания разных областей жизнедеятельности. Особенности того или иного народа более открыто проявляются в простонародье: в образованной части общества они как бы размыты за счет активного восприятия других культур, за счет сознательного прикрытия некоторых взглядов. В образованном обществе этничность проявляется косвенно, менее поддается фиксации со стороны, если не заявлена самими носителями ее. Православие формирует особое отношение человека к природной среде. Окружающий мир православный человек всегда воспринимает как мир Богом сотворенный, а значит, мир божий. Если ты рожден на этой земле, в этом конкретном месте, значит, не случайно Господь призвал тебя из небытия в бытие именно здесь. На этой земле ты рожден, это и есть твоя Родина, место жизни твоих отцов - Отчизна. В этом мы видим истоки патриотизма православного человека. Сберечь природную среду возможно только в том случае, если ты не будешь расточительным, а будешь брать от природы только то, что потребно для жизни. В этом истоки самоограничения и воздержания наших соотечественников. И потому - патриотизм - это, прежде всего, осознание земли как своей, осознание личной ответственности за эту землю, за ее благосостояние; это осознание себя в диалоге с живой историей своей земли. Это, наконец, и осознание себя в ряду поколений. Всё это доступно человеку оседло живущему на земле предков, где их могилы и их дела в виде зданий и сооружений, окультуренных полей и разведанных диких угодий лесных, речных и озёрных или морских. Поэтому Д.С.Лихачёв выдвигал идею оседлости, как основное условие сохранения культуры в широком смысле, в полном объёме, который изучает экология культуры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. К. Ю. Силкин Лекция История и предмет экологии человека

    Лекция
    ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКАК.Ю. Силкин Лекция 1. История и предмет экологии человека Человек является частью живой природы и, как все живое на Земле – растения, животные, микроорганизмы – обитает лишь в некотором ограниченном пространстве пла­неты Земля.
  2. Двух экологий

    Книга
    Книга составлена на основе оригинальных рукописных материалов и публикаций Сергея Криницына – биолога-мыслителя, искавшего первопричины социально-экологического кризиса, о котором так любят говорить и писать философы, экологи, социологи,
  3. Н. Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы) — (1)

    Закон
    Рассмотрены широко известные и менее распространенные концепции современной «большой» экологии — ее теории, законы, правила, принципы и гипотезы в рамках иерархии природных систем.
  4. Н. Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы) — (2)

    Закон
    Рассмотрены широко известные и менее распространенные концепции современной «большой» экологии — ее теории, законы, правила, принципы и гипотезы в рамках иерархии природных систем.
  5. Показатели выполнения требований гос II (обработка методами классической теории тестирования) Оглавление (3)

    Документ
    1.Тематическое наполнение разделов дисциплин и перечень учебных элементов в соответствии с требованиями ГОС-II к обязательному минимуму содержания ООП 100103.

Другие похожие документы..