Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Исключительный по смелости или по своим доблестям человек. Выделившийся своей храбростью на войне. Г. гражданской войны. 2. В теориях нек-рых бур...полностью>>
'Документ'
1 . Формирование налогооблагаемой базы и порядок уплаты подоходного налога в бюджет. 13. Поимущественные налоги с физических лиц....полностью>>
'Реферат'
Мощность в антенне Нестабильность средней частоты Фильтрация второй гармоники Коэффициент нелинейных искажений Девиация частоты Параметры антенны Схем...полностью>>
'Методические рекомендации'
Понятийный аппарат: логопедия, цель логопедии, объект логопедии, предмет логопедии, нарушение речи, недоразвитие речи, симптом нарушения речи, симптом...полностью>>

Я. И. Организация сотрудничества учащихся при обучении методам научного познания на уроках химии

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Иванцова Я.И.

Организация сотрудничества учащихся

при обучении методам научного познания на уроках химии

В настоящее время особенно актуально формирование у школьников не только знаний и умений, но и способностей к самостоятельному познанию. Эти способности необходимы для осмысления явлений, происходящих в условиях быстрого устаревания и обновления информации. Поэтому особенно актуально обучать школьников методам научного познания.

В методологическом арсенале науки выделяют общенаучные методы эмпирического и теоретического уровней. К эмпирическому уровню относят такие методы, как наблюдение, эксперимент и моделирование. В состав теоретического уровня общенаучных методов входят различные подходы (исторические и дедуктивные) и логические операции (абстрагирование, аналогия, идеализация, анализ и синтез, дедукция и индукция и др.).

Курс химии обладает богатейшими возможностями для обучения учащихся общенаучным методам познания реальной действительности. По мнению большинства выдающихся химиков основной метод познания в химии – теоретическое моделирование. Сущность химических явлений скрыта от непосредственного наблюдения исследователя, поэтому познание осуществляют путем построения модели невидимого объекта по косвенным данным. Простейшая схема процесса моделирования выглядит следующим образом:

ФАКТЫ

обобщение, аналогия, абстрагирование

МОДЕЛЬ

анализ

ГИПОТЕЗА

эксперимент, анализ, синтез, формализация, индукция

ТЕОРИЯ

Для осуществления процесса моделирования учащимся необходимо задействовать практически все логические операции и рефлексивные умения. Психологами доказано, что развитие рефлексивных умений, а значит, и развитие мышления учащихся наиболее эффективно происходит в условиях их сотрудничества друг с другом и с учителем.

Рассадить учащихся по группам, или дать одно задание на пару – это не значит организовать сотрудничество учеников. Необходимо включить школьников в учебный диалог, в активное обсуждение поставленной задачи. Диалог происходит тогда, когда смысл каждого участника дискуссии охватывает предмет исследования и смыслы пересекаются между собой. Это возможно в том случае, если каждый участник обсуждения понимает суть проблемы и точку зрения товарища.

Для успешной организации учебного диалога или полилога учащихся необходимо, в первую очередь, правильно сформировать группы учащихся.

Большинство учителей предпочитает формировать группы разнородные, т.к. учителю удобнее управлять работой одинаковых по силе групп, сильный ученик в каждой группе может исполнять роль помощника учителя. Но наши наблюдения показали, что на этапе совершенствования знаний, более эффективна организация однородных групп, т.к. позволяет значительно повысить познавательную активность слабых учеников и способствует большему удовлетворению познавательных потребностей сильных учащихся. Дело в том, что когда в группе присутствует учащийся, имеющий значительно лучшую подготовку, чем слабый ученик, этому слабому ученику не представляется значимым его вклад в работу группы, и вся его работа в группе будет заключаться лишь в создании видимости деятельности, чтобы учитель не поставил «2» за пассивность. Если же в группе «надеяться не на кого» (а именно так и бывает в группах, сформированных из слабых учащихся), то появляется чувство «значимости» для группы, и члены этой группы активно включаются в деятельность. Но тут важно не допустить того, чтобы учащиеся «опустили руки». Учитель должен предложить такой группе посильное задание, с которым они обязательно справятся. В нашей практике были случае, когда такие группы показывали лучший результат, чем группы, состоящие из отличников. И активность учащихся в «слабых» группах бывает на удивительно высоком уровне.

Фрагмент урока, направленный на обучение теоретическому моделированию:

«Удивительные свойства обычных растворов», 1-ый урок темы «Химическая связь. Электролитическая диссоциация» в 9-м классе, можно использовать для формирования у учащихся умений выдвигать гипотезы на основе обобщения экспериментальных данных и анализа построенной модели. Рассмотрим организацию сотрудничества учащихся при обучении их методу теоретического моделирования на примере данного урока.

Учитель делит класс на однородные группы по 4 человека. Каждый член группы получает карточку-инструкцию к выполнению лабораторного опыта, набор реактивов и оборудования и карточку с таблицей для записи результатов эксперимента. Учащимся со слабым уровнем подготовки можно включить в карточки с таблицей подсказки, помогающие записать уравнения проведенных реакций (см. Приложение). Задача каждого ученика – провести эксперимент в соответствии с инструкцией, сформулировать гипотезу, объясняющую результаты собственного эксперимента, довести до сведения остальных членов группы свои выводы. Далее, в процессе обсуждения результатов опытов всех членов группы, учащиеся должны сформулировать общую гипотезу, которая могла бы объяснить все полученные факты. Примерная формулировка такой гипотезы: «Для получения осадка по реакции обмена необходимо, чтобы в состав реагирующих веществ входили две части, образующие этот осадок». После окончания работы групп учитель просит представителей от каждой группы озвучить сформулированный вывод. Версии групп обсуждаются и корректируются.

Групповая форма организации данного этапа урока более оправдана, чем фронтальная или индивидуальная, т.к. каждый ученик непосредственно осуществляет собственный процесс познания: проводит эксперимент, обобщает и анализирует полученные данные, выдвигает обоснованное предположение, защищает и отстаивает свою точку зрения. Кроме того, в процессе работы всех членов группы учащиеся получают достаточно объемный фактический материал для обобщения – результаты шестнадцати проведенных реакций, что было бы практически невозможно при индивидуальной работе на уроке.

Приложение

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

к уроку: «Удивительные свойства обычных растворов»

1. КАРТОЧКИ-ИНСТРУКЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА:

ВАРИАНТ №1

Получение карбоната кальция.

  1. Проведите эксперимент.

    ФАКТЫ

    Налейте в 2 пробирки раствор хлорида кальция, а в другие 2 пробирки – раствор нитрата кальция. Прилейте раствор карбоната натрия в одну пробирку с хлоридом кальция и в одну пробирку с нитратом кальция, а раствор карбоната калия прилейте в оставшиеся две пробирки. Отметьте свои наблюдения.

  2. З

    МОДЕЛЬ

    апишите уравнения наблюдаемых реакций. Подчеркните в формулах атомы кальция и кислотные остатки – карбонаты.

  3. С

    ГИПОТЕЗА

    формулируйте и запишите гипотезу (предположение) на основе полученных экспериментальных фактов и построенных моделях – уравнениях реакций, вставив пропущенные слова:

«Для получения осадка карбоната кальция необходимо ввести в реакцию любую растворимую _________ кальция и растворимую соль ____________ кислоты (___________)».

  1. Озвучьте свою гипотезу всей группе. В процессе обсуждения совместно с другими членами группы сформулируйте гипотезу в более общем виде, которая бы объясняла все результаты, полученные в ходе ваших опытов. Запишите гипотезу в тетрадь.

ВАРИАНТ №2

Получение сульфата бария.

  1. Проведите эксперимент. Н

    ФАКТЫ

    алейте в 2 пробирки раствор хлорида бария, а в другие 2 пробирки – раствор нитрата бария. Прилейте раствор сульфата натрия в одну пробирку с хлоридом бария и в одну пробирку с нитратом бария, а раствор серной кислоты прилейте в оставшиеся две пробирки. Отметьте свои наблюдения.

  2. З

    МОДЕЛЬ

    апишите уравнения наблюдаемых реакций. Подчеркните в формулах веществ атомы бария и кислотные остатки – сульфаты.

  3. С

    ГИПОТЕЗА

    формулируйте и запишите гипотезу (предположение) на основе полученных экспериментальных фактов и построенных моделях – уравнениях реакций, вставив пропущенные слова:

«Для получения осадка сульфата бария необходимо ввести в реакцию любую растворимую _________ бария и растворимое в воде вещество, содержащее кислотный остаток _________».

  1. Озвучьте свою гипотезу всей группе. В процессе обсуждения совместно с другими членами группы сформулируйте гипотезу в более общем виде, которая бы объясняла все результаты, полученные в ходе ваших опытов. Запишите гипотезу в тетрадь.

ВАРИАНТ №3

Получение гидроксида меди (II).

  1. Проведите эксперимент.

    ФАКТЫ

    Налейте в 2 пробирки раствор хлорида меди (II), а в другие 2 пробирки – раствор сульфата меди (II). Прилейте раствор гидроксида натрия в одну пробирку с хлоридом меди (II) и в одну пробирку с сульфатом меди (II), а раствор гидроксида калия прилейте в оставшиеся две пробирки. Отметьте свои наблюдения.

  2. З

    МОДЕЛЬ

    апишите уравнения наблюдаемых реакций. Подчеркните в формулах атомы меди и гидроксильные группы.

  3. С

    ГИПОТЕЗА

    формулируйте и запишите гипотезу (предположение) на основе полученных экспериментальных фактов и построенных моделях – уравнениях реакций, вставив пропущенные слова:

«Для получения осадка гидроксида меди (II) необходимо ввести в реакцию любую растворимую _________ двухвалентной меди и растворимое в воде __________ (__________)».

  1. Озвучьте свою гипотезу всей группе. В процессе обсуждения совместно с другими членами группы сформулируйте гипотезу в более общем виде, которая бы объясняла все результаты, полученные в ходе ваших опытов. Запишите гипотезу в тетрадь.

ВАРИАНТ №4

Получение гидроксида железа (III).

  1. Проведите эксперимент.

    ФАКТЫ

    Налейте в 2 пробирки раствор хлорида железа (III), а в другие 2 пробирки – раствор сульфата железа (III). Прилейте раствор гидроксида натрия в одну пробирку с хлоридом железа (III) и в одну пробирку с сульфатом железа (III), а раствор гидроксида калия прилейте в оставшиеся две пробирки. Отметьте свои наблюдения.

  2. З

    МОДЕЛЬ

    апишите уравнения наблюдаемых реакций. Подчеркните в формулах веществ атомы железа и гидроксильные группы.

  3. С

    ГИПОТЕЗА

    формулируйте и запишите гипотезу (предположение) на основе полученных экспериментальных фактов и построенных моделях – уравнениях реакций, вставив пропущенные слова:

«Для получения осадка гидроксида железа (III) необходимо ввести в реакцию любую растворимую _________ трехвалентного железа и растворимое в воде __________ (__________)».

  1. Озвучьте свою гипотезу всей группе. В процессе обсуждения совместно с другими членами группы сформулируйте гипотезу в более общем виде, которая бы объясняла все результаты, полученные в ходе ваших опытов. Запишите гипотезу в тетрадь.

2. ТАБЛИЦА ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА:

опыта

Наблюдения

Уравнение реакции

1

2

3

4

ГИПОТЕЗА:

При формировании однородных групп учащимся со слабым уровнем подготовки можно включить в карточки с таблицей подсказки, помогающие записать уравнения проведенных реакций.

Например:

опыта

Наблюдения

Уравнение реакции

1

СuSO4 + …NaOH → ………..……..↓ + … …………….

2

СuSO4 + …KOH → ………..……..↓ + … ………………

3

СuCl2 + …NaOH → ………..……..↓ + … ……………..

4

СuCl2 + …KOH → ………..……..↓ + … ……………..

ГИПОТЕЗА: Для получения осадка гидроксида меди (II) необходимо ввести в реакцию любую растворимую _________ двухвалентной меди и растворимое в воде _____________ (____________).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии

    Документ
    Задачей современной школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания.
  2. Обучение учащихся средних общеобразовательных учреждений эмпирическим методам познания физических явлений 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (физика, уровень общего образования)

    Автореферат
    Защита состоится 9 ноября 2007 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.05 при Астраханском государственном университет по адресу: 414056, г.
  3. Экологическое образование и воспитание на уроках химии и во внеурочное время

    Урок
    Природа - не только среда, окружающая нас, но всенародное достояние и богатство, за которое каждый гражданин нашего общества в ответе - это красная нить мировоззренческих убеждений, от которых зависят социально-политические позиции человека.
  4. Обучение физике в условиях постнеклассического развития естествознания 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (физика)

    Диссертация
    Защита состоится 21 января 2009 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.295.02. при ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» по адресу: 454080, г.
  5. Тематика творческих работ слушателей криппо по: химии формирование здорового образа жизни на уроках химии и во внеурочное время. Экологическое воспитание и образование на уроках химии.

    Урок
    1. Формирование здорового образа жизни на уроках химии и во внеурочное время.2. Экологическое воспитание и образование на уроках химии.3. Содержание, формы и методы работы методических объединений учителей химии (городских , районных,

Другие похожие документы..