Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Социально-экономическое развитие Новичихинского района за 2009 год характеризуется небольшим снижением индекса промышленного производства, инвестиций...полностью>>
'Диссертация'
Актуальность исследования. Успешное развитие системы отечественного образования неразрывно связано с учетом динамики социально-культурных перемен, пр...полностью>>
'Документ'
Учебно-методические материалы по курсу «Антикризисное управление», включают в себя описание предназначения курса, его задач, места в системе подготов...полностью>>
'Контрольная работа'
- параметрические методы ценообразования (удельный вес, корреляционно-регрессивный анализ, структурная аналогия, агрегатный метод, обозначение цены н...полностью>>

1 Валютное регулирование и валютный контроль

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оглавление

Введение 4

Глава 1. Правовое регулирование и порядок осуществления импортных

торговых операций в РФ

1.1. Государственное регулирование импортных торговых операций,

его цели и методы осуществления 6

1.2. Валютное регулирование и валютный контроль. Таможенно-тарифное

регулирование ВЭД 9

1.3. Порядок заключения внешнеторгового контракта. Существенные условия

контракта 15

Глава 2. Организация и ведение бухгалтерского учета импортных товаров

2.1. Специфика отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности

организации активов и обязательств, стоимость которых выражена в

иностранной валюте 27

2.2. Формирование фактической себестоимости и аналитического синтетического учета поступления импортных товаров 36

2.3. Покупка иностранной валюты. Расчеты по импортным поставкам 43

Глава 3. Бухгалтерский учет импортных товаров в ООО «Гидроспецизоляция»

3.1. Характеристика ООО «Гидроспецизоляция» 56

3.2. Порядок формирования себестоимости импортных материалов в

ООО «Гидроспецизоляция» 57

3.3. Расчеты по внешнеторговому контракту 63

Заключение 65

Список литературы 67

Приложение 71

Введение

Основной целью данной работы является систематизация, углубление и обобщение, теоретических и практических знаний процесса учета импортных операций. При этом были поставлены следующие основные задачи:

изложение теоретических основ, составляющих нормативную базу учета импортных операций;

систематизация и анализ собранного материала;

рассмотрение проблем, возникающих при учете импортных операций.

В рамках данной работы были проведены исследования практического аспекта некоторых существующих проблем учета импортных операций. Они проводились на базе ООО «Гидроспецизоляция».

Актуальность настоящей работы достаточно высока в связи с тем, что при развитых экономических связях России с иностранными государствами в условиях сложной экономической ситуации на внутреннем рынке импорт товаров приобретает существенное значение. Для наглядного примера обратимся к статистике внешней торговли РФ за 1 квартал 2003 года:

По данным таможенной статистики I квартал 2003 года характеризовался интенсивным ростом импорта. Внешнеторговый оборот России составил 41,2 млрд.долларов США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 32,8%, в том числе импорт – 11,3 млрд.долларов США (на 20,1%).

Объемы импорта по месяцам 2003 года приведены в Таблице 1 (млн.долларов США):

Таблица 1

Месяцы

Всего импорт

В том числе: страны дальнего зарубежья импорт

В том числе: страны СНГ импорт

Январь

3231,0

2426,9

804,0

Февраль

3720,4

2885,0

835,4

Март

4374,6

3430,3

944,3

Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в январе-марте 2003 года составил 34,4 млрд.долларов США и по сравнению с январем-мартом 2002 года возрос на 33,8%, в том числе импорт - 8,7 млрд.долларов США (на 20,1%).

Глава 1. Правовое регулирование и порядок осуществления импортных торговых операций в РФ

1.1. Государственное регулирование импортных торговых операций, его цели и методы осуществления

Система государственного регулирования импортных торговых операций включает в себя:

  • определенную нормативно-правовую базу такого регулирования;

  • наличие определенной институционно-организационной структуры регулирования (соответствующих государственных органов, строго закрепленной за ними компетенции и иерархической подчиненности и подконтрольности);

  • регистрацию участников ВЭД;

  • квотирование и лицензирование сделок;

  • сертификацию импортных товаров;

  • таможенно-тарифное регулирование;

  • валютное и денежно-кредитное регулирование ВЭД.

Государственная внешнеторговая политика осуществляется на основе сочетания экономических (таможенно-тарифных) и административных (нетарифных) методов регулирования ВЭД. Эти методы предусмотрены Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется посредством установления импортных пошлин на товары, и за счет этого, повышая или понижая их, государство регулирует внешнеторговый оборот. Методы нетарифного регулирования включают в себя лицензирование отдельных видов внешнеэкономических сделок, квотирование (количественное ограничение) ввоза отдельных товаров, сертификацию и ряд иных мер административного характера, и посредством введения или отмены которых также происходит регулирование внешнеторгового оборота со стороны государства для достижения тех или иных глобальных целей. Применение иных методов воздействия на внешнеторговый оборот законом не допускается.

Основным принципами государственного регулирования импортных торговых операций в РФ на сегодня являются единство внешней и внутренней политики государства, единство таможенной территории и таможенной политики государства, приоритет экономических (таможенно-тарифных) методов регулирования над методами административного характера, обеспечения равенства всех участников ВЭД независимо от форм собственности и защита их прав и законных интересов.

Деятельность системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ направлена на достижение таких целей, как использование внешнеэкономической деятельности как совокупности способов реализации внешнеэкономических связей для ускорения формирования в стране рыночной экономики, защита интересов отечественных производителей и потребителей, а также национальных экономических интересов в целом, поддержания благоприятного международного режима во взаимоотношениях с иностранными государствами и международными организациями.

Исходя из основных методов (направлений) воздействия государства как на мировую, так и на свою внутреннюю экономику за счет участия во внешнеэкономических связях, его политику делят на следующие составляющие: внешнеторговая политика, валютная политика и таможенная политика.

Внешнеторговая политика направлена на установление и регулирование отношений государства с иностранными государствами в сфере внешней торговли товарами, работами, услугами.

Валютная политика представляет собой совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валютно- финансовыми организациями.

Таможенная политика – это система государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики от внешних воздействий и решению фискальных задач.

1.2. Валютное регулирование и валютный контроль. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Валютный контроль представляет собой механизм административного надзора со стороны государства за соблюдением правил и норм валютного регулирования. Он активно используется абсолютным большинством государств в кризисные периоды их экономического развития в целях защиты их финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов государства. Принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства определены в Законе РФ от 09.20.93 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте [15];

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, а также Правительство РФ. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

К числу органов валютного контроля относится и Государственный таможенный комитет РФ (ст. 198 ТК РФ). Остальные таможенные органы являются агентами валютного контроля, подотчетными ГТК России.

Законодательством Российской Федерации на таможенные органы возложены следующие обязанности в области валютного контроля:

- осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в страну валютной выручки от экспорта товаров;

- осуществление контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;

- осуществление контроля за эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;

- осуществление контроля за законностью операций неторгового характера, т.е. за перемещением через таможенную границу России валюты Российской Федерации и валютных ценностей;

- осуществление контроля за соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей компетенции.

Компетенция таможенных органов в области валютного контроля закреплена в ст. 199 ТК РФ. ГТК России как орган валютного контроля в пределах своей компетенции издает нормативно-правовые акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ, проводит проверки валютных операций экспортеров, а также выполняет другие обязанности по осуществлению валютного контроля в соответствии с российским законодательством. Остальные таможенные органы, выступая в качестве агентов валютного контроля , осуществляют контроль за перемещением через таможенную границу России объектов валютного контроля. Причем наряду с фактическим контролем за пересылкой, ввозом и вывозом из страны валютных ценностей таможенные органы осуществляют также и документальный контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу России товаров и транспортных средств.

В связи с осуществлением функций валютного контроля должностные лица таможенных органов наделяются правом в пределах своей компетенции проверять все необходимые для этого документы, требовать предъявления от подконтрольных лиц таких документов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе осуществления проверок, изымать документы, свидетельствующие о фактах нарушений в сфере валютного законодательства, не производить выпуск товаров в случае предоставления паспорта сделки, оформленного с нарушениями установленных требований, а также другими правами, предусмотренными российским законодательством.

Осуществляя внешнеторговую сделку, импортер обязан обеспечить ввоз в Россию товаров, эквивалентных по стоимости уплаченным за них денежным средствам, а в случае непоставки товаров – возвратить в страну указанные средства.

Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки. Он оформляется во всех случаях, когда условиями контракта предусмотрены расчеты как в иностранных валютах, так и в валюте РФ либо векселями в иностранной или российской валюте, в том числе и в случаях ввоза в Россию товаров из государств – участников СНГ. В нем содержатся необходимая для целей осуществления валютного контроля сведения о внешнеэкономической сделке, изложенные в стандартизированной форме.

Ксерокопия оформленного в банке надлежащим образом паспорта импортной сделки с указанием в нем всех необходимых сведений, надлежащим образом заверенная, должна быть представлена в таможенный орган, производящий таможенной оформление, вместе с ГТД и другими необходимыми для таможенных целей документами.

Расчеты по внешнеэкономическим сделкам российских импортеров осуществляются только через счета резидентов, заключивших (или от имени которых заключены) сделки с нерезидентами. Оплата импортируемого товара может осуществляться только со счета в банке импортера. Под банком импортера понимается уполномоченный банк либо его филиал, в котором открыт текущий валютный счет импортера и который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.

В случае непоступления в страну товаров по истечении 90 календарных дней с даты осуществления перевода денег за эти товары либо невозвращения в указанный срок переведенной суммы в иностранной валюте на текущий валютный счет импортера в банке импортер несет финансовую ответственность перед государством в разрезе всей переведенной за рубеж суммы денежных средств.

В целом же все технологические операции таможенно-банковского валютного контроля подразделяются на следующие этапы:

- банковский контроль внешнеторговых договоров и иных документов;

- контроль в процессе таможенного оформления товаров;

- автоматизированный контроль за поступлением валютной выручки (при экспорте товаров) и товаров (при импорте, а также при контроле бартерных сделок);

- организация и проведение целевых проверок участников ВЭД на предмет соблюдения ими действующего валютного законодательства;

- применение к нарушителям предусмотренных законом мер юридического воздействия.

Под таможенно-тарифным регулированием внешнеэкономической деятельности понимается совокупность организационных, экономических и административных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ. Под тарифным регулированием понимается меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, осуществляемые посредством установления и взимания таможенных пошлин и иных таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу. Основным регламентирующим документом явятся Закон РФ «О таможенном тарифе». Нормативные документы, содержащие систематизированный перечень товаров с указанием ставок таможенных пошлин, взимаемых при перемещении товаров через границу, утверждается Правительством РФ.

Таможенный тариф состоит из следующих элементов:

  • таможенных пошлин, их ставок и видов;

  • системы группировки товаров;

  • таможенной стоимости товаров и методов ее определения.

Таможенная пошлина – это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза.

Ставка таможенной пошлины – это денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию РФ. В зависимости от исчисления ставки подразделяются на адвалорные, специфические и комбинированные.

Система группировки товаров – это распределение товаров по определенным группам в соответствии с разработанной классификацией товаров. Функции классификатора в РФ выполняет Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) России.

ТН ВЭД России представляет собой определенным образом построенный перечень товаров с присвоенными им десятизначными цифровыми кодами. В его основу положена Номенклатура Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), которая на сегодняшний день в качестве классификатора товаров получила наибольшее распространение во всем мире.

В ст. 3 Конвенции по ГС предусмотрено, что страны, принявшие ее ( а к таковым относится и РФ), не будут изменять классификацию товаров и их код в пределах первых шести знаков. Таким образом, код товара на уровне шести знаков во всех странах, подписавших Конвенцию по ГС, будет одинаков.

Таможенная стоимость товара – это цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы РФ.

Основным методом определения таможенной стоимости ввозимых товаров для сделок купли-продажи является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1). В эту цену включаются следующие расходы (если они не были включены в нее ранее):

Расходы на транспортировку ввозимых товаров до места их ввоза на таможенную территорию РФ, в том числе расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и складированию товаров; стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке; расходы на страхование.

В стоимость транспортировки входят расходы на транспортировку товаров до места их ввоза на таможенную территорию РФ в том случае, если они в соответствии с условиями поставки, оговоренными во внешнеторговом контракте, не были включены в цену сделки (например, на условиях поставки EXW, FOB, FCA, FAS).

Сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются для каждого вида таможенных платежей отдельно. По общему правилу в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные платежи уплачиваются либо до принятия, либо одновременно с принятием таможенной декларации.

1.3. Порядок заключения внешнеторгового контракта. Существенные условия контракта.

Под международным (внешнеторговым) контрактом следует понимать договорное соглашение между двумя или более сторонами, находящимися в разных странах по поставке определенного количества товаров (работ или услуг) на заранее согласованных условиях. Причем фраза «находящимися в разных странах» здесь имеет ключевое значение, поскольку контракт, заключенный между сторонами хотя и разной государственной принадлежности, но находящимися на территории одного государства, международным не считается. А вот контракт, хотя и заключенный сторонами одной государственной принадлежности, но между предприятиями (учреждениями или организациями), находящимися на территории разных стран, будет считаться международным контрактом [1], [2].

Критериев классификации международных контрактов много, но основным, пожалуй, является их подразделение по способу заключения на «контракты между присутствующими» и «контракты между отсутствующими». Первые заключаются непосредственно в присутствии обеих сторон в момент немедленного согласия одной стороны на предложение другой стороны (либо их может быть несколько) совершить внешнеторговую сделку и заключить на это контракт. При этом стороны подписывают контракт лично (либо так называемыми «первыми лицами», либо лицами, имеющими от них надлежащим образом оформленное поручение или доверенность на совершение такого действия) и скрепляют его своими печатями. Вторые же (между отсутствующими) могут быть совершены, например, по телефону, по электронной почте или каким-нибудь иным дистанционным способом с последующим обменом подписями сторон по факсимильной или почтовой связи. Так, в частности, банковские операции и всевозможные транспортные контракты зачастую и совершаются путем передачи информации средствами электронной почты, причем сразу с подписью и печатью, зашифрованными средствами криптозащиты.

Внешнеторговый контракт, чтобы быть официально признанным в качестве такового, должен содержать ряд обязательных атрибутов и разделов, расположенных в определенной последовательности.

Так, согласно рекомендательному письму Министерства внешнеэкономических связей РФ от 29 февраля 1996 г. (в настоящее время это министерство уже упразднено, а его функции переданы другим федеральным ведомствам, в большинстве своем – Министерству экономического развития и торговли), во внешнеторговом контракте целесообразно указывать:

  • унифицированный номер контракта, состоящий из трех групп знаков с двумя разделителями /, сформированный следующим образом:

ББ/ХХХХХХХХ/ХХХХХ

или

ЦЦЦ/ХХХХХХХХ/ХХХХХ

где первая группа состоит из двух букв (ББ) или трех цифр (ЦЦЦ), соответствующих коду страны Покупателя (Продавца) по международному классификатору «Страны мира», используемому для целей таможенного оформления; вторая группа состоит из восьми цифр, составляющих код организации Покупателя (Продавца) в соответствии с Общероссийским классификатором «Предприятия и организации» (ОКПО); третья группа состоит из пяти цифр и представляет собой порядковый номер документа на уровне организации Покупателя (Продавца);

  • дату подписания контракта, оформляемую следующим образом:

ДД.ММ.ГГ,

Где ДД – день (2 цифры); ММ – месяц (2 цифры); ГГ – год (2 последние цифры года), причем каждые две цифры отделяются друг от друга точкой;

  • место подписания контракта;

  • полные официальные наименования организаций Продавца и Покупателя;

  • страну иностранного партнера и страну назначения (отправления) товара, где приводятся полное наименование стран и их трехзначный код в соответствии с международным классификатором «Страны мира». Используемым для целей таможенного оформления.

Далее следует раздел «Предмет контракта», в котором указываются:

  • наименование и полная характеристика товара;

  • полное коммерческое наименование товара, ассортимент, размеры, модели, комплектность, страна происхождения товара и другие данные. Необходимые для описания товара, включая ссылки на международные или (и) национальные стандарты на продукцию;

  • тара (упаковка) и маркировка товара;

  • наименование тары или упаковки в соответствии с международным классификатором «Коды для видов груза, упаковок, а также описание и требования к маркировке товара;

  • объем, вес, количество товара;

  • объем груза, его вес с упаковкой (брутто) или без нее (нетто) в согласованных единицах измерения.

В случае необходимости приводится количество товара в единицах измерения в соответствии с таблицей единых измерений, приведенной в едином классификаторе товаров – Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Следующий раздел контракта – «Цена и сумма», в котором указываются общая сумма контракта, цена за единицу товара в валюте, цены с приведением краткого наименования базиса поставки в соответствии с «Инкотермс-2000», наименование и код валюты, в которой оценен товар в соответствии с классификатором валют. В случаях, когда цена за единицу товара и сумма контракта не могут быть точно установлены на дату подписания контракта, приводится подробная формула цены либо условия ее определения с таким расчетом, чтобы при реализации всех оговоренных условий можно было однозначно установить цену товара и суму контракта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Всемирное хозяйство: тенденции развития и их влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения

    Лекции
    В данной лекции рассмотрены фундаментальные сдвиги в современном мировом хозяйстве, связанные с перерастанием его интернационализации в глобализацию и обострением общечеловеческих проблем.
  2. Валютный рынок и валютный курс содержание введение 3 Глава Валюта и её классификация > 1 Сущность валюты 4

    Реферат
    Международные валютные отношения возникли с началом функционирования денег в международном платежном обороте. На протяжении истории менялись формы мировых денег и условия международных расчетов.
  3. Валютное регулирование и валютный контроль в системе государственного управления экономикой

    Учебно-методическое пособие
    В период интенсивного развития рыночных отношений в нашей стране иностранная валюта весьма прочно вошла в российский гражданский оборот. Несмотря на постепенное укрепление российской валюты, вопросы, связанные с применением валютного
  4. Утверждено Ученым Советом финансово-экономического факультета " " 2006г. Декан, к э. н. Бадокина Е. А. Международные валютно-кредитные отношения учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина "Международные валютно-кредитные отношения" представляет собой раздел экономической науки, который изучает вопросы функционирования денег и кредита в сфере международных экономических отношений.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (101)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее - ООП ВПО) – комплект учебно-методических документов, разработанных на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального
  6. Криволапов Богдан Михайлович Международные валютно-кредитные отношения (экзамен) Ющенко В. И. «Валютное регулирование» Национальное закон

    Закон
    Валютные операции – операции, связанные с переходом права собственности на валюту и валютные ценности. Например, купля-продажа валюты, золотых слитков, спот, фьючерс.

Другие похожие документы..