Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Утром прибытие в Минск, переезд в Вильнюс (200 км), экскурсия по Старому городу Вильнюса, крупнейшему архитектурному комплексу старого города в Восто...полностью>>
'Документ'
Важнейшей проблемой российской и областной энергетики является модернизация и замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования, доля к...полностью>>
'Программа'
Оборудование: цветная бумага, клей с кисточкой, фольга, картон, технологические таблицы, экспонаты школьного музея - фрагмент наличника, украшение-об...полностью>>
'Документ'
У цей час відбуваються істотні зміни в розвитку автоматизованих систем керування електропривода. Ці системи характеризуються використанням принципу п...полностью>>

Программа формирования универсальных учебных действий

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г. Стрежевого томской области

Программа формирования универсальных учебных действий

Начальная школа

Стрежевой, 2011

Пояснительная записка

Сегодня в образовательной практике произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося. Наиболее авторитетными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение, учение, ориентированное на решение проблем (задач), проектные формы организации обучения.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению явлений; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

Вследствие этого появилась необходимость создания «Программы развития универсальных учебных действий для начального образования», которая позволит спланировать результаты образовательного процесса, задать критерии и показатели психического развития детей, необходимые для успешного начального обучения.

Актуальность разработки программы формирования универсальных учебных действий диктуется необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства школы с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися.

Программа развития универсальных учебных действий составлена для учащихся начальной ступени МОУ СОШ №1 г.Стрежевого на основе требований ФГОС (окончательный вариант 06.10.09 г.) к структуре и содержанию программы формирования УУД.

Программа содержит:

  • Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;

  • Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

  • Показатели сформированности универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

  • Основные требования к уровню развития универсальных учебных действий учащихся.

  • Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Цель программы: обеспечить организацию системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в начальной школе.

Задачи:

  • определить ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования;

  • показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;

  • определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;

  • разработать диагностический пакет документов для отслеживания сформированности универсальных учебных действий.

Программа является основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в начальном образовании.

Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  • Формирование основ гражданской идентичности личности на основе

- формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа;

  • Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе

- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

  • Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма

- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

  • Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Определение понятия «универсальные учебные действия».

Согласно ФГОС универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Таким образом, достижение «умения учиться», как требование ФГОС к результатам образования начальной ступени, предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Необходимость реальной преемственности отдельных ступеней системы отечественного образования — проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением в нашей стране различных моделей обучения, стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования.

В целом проблема организации преемственности обучения так или иначе затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в начальную школу; из начальной школы — в основную, а затем в среднюю школу и, наконец, в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастно-психологические различия между учащимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего.

В рамках общеобразовательной школы наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в основную.

Проблема преемственности возникает по нескольким причинам. Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное, изменение методов и содержания обучения, которое при переходе в основную, а затем в среднюю (полную) школу приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня. Таким образом, основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.

Исследования готовности детей к обучению в школе показали, что она должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.

Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребенка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (зрительно-моторная координация), физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности.

Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость.

Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника, подразумевающей готовность ребёнка принять новую социальную позицию и роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией. Наличие у ребенка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности.

Умственная зрелость состоит из интеллектуальной, речевой готовности и сформированности восприятия, памяти, внимания, воображения.

На обеспечение преемственности дошкольной и начальной школьной ступени направлены следующие практические меры:

  1. Определены виды универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы на ступенях предшкольного и начального образования;

Модельные виды универсальных учебных действий

На ступени предшкольного образования должны быть сформированы

На ступени начального образования должны быть сформированы

Личностные действия

  • самоопределения и смыслообразования, находящие отражение во внутренней позиции школьника;

  • действие нравственно-этического оценивания;

Личностные действия

  • самоопределения, имеющие в качестве продукта рефлексивную самооценку;

  • действие смыслообразования, определяющее мотивацию учебной деятельности,

  • действие нравственно-этического оценивания;

Регулятивные действия – действия принятия и сохранения цели,

Регулятивные действия – действие контроля и оценки во внутреннем плане;

Познавательно-логические действия:

  • умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;

  • операция установления взаимно-однозначного соответствия;

  • умение выделять существенные признаки конктерно-чувственных объектов;

  • умение устанавливать аналогии на предметном материале;

  • операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале;

  • переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собствнной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек зрения на объект).

Логические действия:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);

  • анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);

  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;

  • классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

  • обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

  • установление аналогий

  • действие сохранения дискретного множества;

Общеучебные познавательные универсальные учебные действия:

  • действие моделирования,

  • общий прием решения задач;

  • знаково-символическое действие кодирования (замещения).

  • ориентации на образец (планирования), контроля и коррекции.

  • развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;

  • готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

  • ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

  • умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;

  • ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно;

Коммуникативные действия

– действия общения и кооперации.

- Коммуникативные действия

  • действия общения, кооперации, отображения в речи предметного содержания и условий деятельности.

  • развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;

  • умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.

2) Выделены критерии готовности ребенка к обучению в школе, и в соответствии с ними разработана система диагностических методов, необходимых для обследования ребенка дошкольного возраста, поступающего в 1-й класс;

Готовность дошкольников к обучению в школе включает в себя:

  1. Физическую готовность

Параметры

Проявления

Диагностика

  1. Состояние здоровья

  1. Зрелостью организма

- развитие двигательных навыков, качеств (тонкая моторная организация)

  1. Физическая работоспособность

  1. Умственная работоспособность

  1. Психологическая готовность

а) Личностная готовность

  1. Мотивационная готовность

сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), учебных и познавательных мотивов.

  1. Коммуникативная готовность

готовность ребёнка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания.

  1. Сформированность Я-концепции и самооценки

осознание ребёнком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, способностью оценки своих достижений и личностных качеств, самокритичностью.

  1. Эмоциональная зрелость

выражается в освоении ребёнком социальных норм выражения чувств и в способности регулировать своё поведение на основе эмоционального предвосхищения и прогнозирования.

Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника, подразумевающей готовность ребёнка принять новую социальную позицию и роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией.

б) Умственная зрелость

  1. Интеллектуальная готовность

включает особую познавательную позицию ребёнка в отношении мира (децентрацию), переход к понятийному интеллекту, понимание причинности явлений, развитие рассуждения как способа решения мыслительных задач, способность действовать в умственном плане, определённый набор знаний, представлений и умений.

  1. Речевая готовность

предполагает сформированность фонематической, лексической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных форм контекстной речи, формирование особой теоретической позиции ребёнка в отношении речевой действительности и выделение слова как её единицы

  1. Сформированность

- памяти

приобретают черты опосредованности, наблюдается рост объёма и устойчивости внимания.

- внимания

- восприятия

характеризуется всё большей осознанностью, опирается на использование системы общественных сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий, основывается на взаимосвязи с речью и мышлением.

- воображения

в) Произвольная регуляция

  1. Воля

находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для её достижения

  1. Произвольность

умение строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

4) С учетом требований к подготовке дошкольника к начальному этапу школьного обучения разрабатывается программа школы раннего развития «Подготовишка».

5) На основании диагностики дошкольников учителями первых классов разрабатывается рабочая программа «Введение в школьную жизнь».

5) Первый год начального обучения имеет статус адаптационного, его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности до­школьного возраста. В течение этого периода два раза (в октябре и в апреле) проводится диагностика адаптации детей к школьной жизни.

Формирование фундамента готовности перехода от дошкольной жизни к обучению на ступени начального общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

Не меньшее значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе обучающихся на ступень основного общего образования. Трудности такого перехода – ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности (тревожность и агрессивные тенденции, увеличение заболеваемости, появление невротических реакций), нарушения поведения — обусловлены следующими причинами:

  • необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.);

  • совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);

  • недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и, главным образом, с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка);

Все эти компоненты присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий и заданы в форме требований к планируемым результатам обучения. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.

Таким образом, в начальной школе необходимо обеспечить формирование системы универсальных учебных действий, что приведет к становлению учебной самостоятельности школьника.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (1)

    Программа
    Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное
  2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (2)

    Программа
    Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам
  3. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (4)

    Программа
    Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (6)

    Программа
    Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего
  5. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (7)

    Программа
    Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам
  6. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка (1)

    Программа
    Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Образовательной программы,

Другие похожие документы..