Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
-Да. В народных сказках животные обладают, как правило, постоянной характеристикой: заяц – трусливый, лиса – хитрая, волк – жадный, медведь – неуклюж...полностью>>
'Диплом'
Целью анализа является определение рыночной цены изделия, которая обеспечивала бы наилучший показатель конкурентоспособности при приемлемой рентабель...полностью>>
'Документ'
В январе 2009г. выпустили новые редакции стандартов МСФО (IFRS) 3 (МСФО (IFRS) 3R) и МСФО (IAS) 27 (МСФО (IAS) 27R), которые вносят значительные изме...полностью>>
'Документ'
Реформування бюджетної системи України та проведення міжбюджетної реформи вимагає ознайомлення студентів з функціонуванням бюджетної системи на принц...полностью>>

Итоговый отчет по научно-исследовательской работе (1)

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Академии экономической безопасности МВД России

доктор юридических наук, профессор

А.Г. Хабибулин

«___» _____________ 2009 г.

Итоговый отчет по научно-исследовательской работе

«Разработка антикоррупционной программы и методических рекомендаций по применению новых подходов к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы»

Научный руководитель:

доктор технических наук, профессор В.Н. Анищенко

Москва 2009

Оглавление

РЕФЕРАТ

5

ВВЕДЕНИЕ

9

Глава 1. 

Теоретико-правовое исследование сущности коррупции в среде служащих правоохранительной службы

13

§ 1.

Коррупция как социально-правовое явление

13

§ 2.

Анализ международных обязательств Российской Федерации в сфере противодействия коррупции

56

Глава 2. 

Разработка научно-обоснованной антикоррупционной системы мер и механизмов служебной деятельности служащих правоохранительной службы

94

§1.

Выявление и анализ коррупциогенных факторов в служебной деятельности служащих правоохранительной службы

72

§2.

Методологические основы противодействия коррупции в служебной деятельности служащих правоохранительной службы

96

Приложения

А. Методические рекомендации по применению новых подходов к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы

116

Б. Проект антикоррупционной программы и пояснительная записка к ней

140

заключение

197

Список использованной литературы

200

Список исполнителей

Начальник отдела планирования и координации научно-исследовательской и учебно-методической работы Академии доктор технических наук, профессор

В.Н. Анищенко

(гл. 2 § 2, гл. 2 § 3)

Заместитель начальника отдела планирования и координации научно-исследовательской и учебно-методической работы Академии кандидат юридических наук

А.А. Черкесова

(введение, гл. 1 § 3, гл. 2 § 2, 3)

Начальниц НИЦ 3 ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук

А.Р. Гильмутдинов

Начальник отдела 2 НИЦ 3 ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук

П.П. Елисов

Главный редактор редакции журнала «Вестник АЭБ МВД России»

кандидат юридических наук

К.Р. Мурсалимов

(гл. 1 § 1, гл. 2 § 1)

Начальник кафедры управления и психологии профессиональной деятельности сотрудников ОВД Академии, кандидат психол. наук

Т.В. Чанзан

(гл. 1 § 1, гл. 2 § 2)

Заместитель начальника научно-исследовательского отдела Академии, кандидат экономических наук

А.С. Зуева

(гл. 1 § 2, гл. 2 § 3)

Главный юрисконсульт ЗАО «И.Л.Т.С.», кандидат юридических наук

Р.С. Юрмашев

(гл. 2 § 2,3)

Начальник отделения научно-исследовательского отдела Академии

И.А. Морозкина

(заключение, гл. 2 § 1, 3)

Научный сотрудник отдела планирования и координации научно-исследовательской и учебно-методической работы Академии

К.П. Шик

(гл. 1 § 1, гл. 2 § 3)

Научный сотрудник научно-исследовательского отдела Академии

О.Г. Войтова

(реферат, гл. 2 § 3)

Реферат

Общий объем отчета - 211, таблиц – 2, источников - 115.

Научно-исследовательская работа «Разработка антикоррупционной программы и методических рекомендаций по применению новых подходов к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы» выполняется в соответствии с Перечнем мероприятий федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261, в части, закрепленной за Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Срок выполнения:

Работа выполняется в один этап: сентябрь 2009 г. - ноябрь 2009 г.

Ключевые слова и словосочетания:

Коррупция, коррупциогенные факторы, противодействие коррупции, антикоррупционная программа, новые подходы, организация служебной деятельности.

Объектом исследования является правоохранительная служба в Российской Федерации.

Предмет исследования – антикоррупционная программа и новые подходы к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы.

В связи с вышеизложенным представляется возможным формулировка целей и задач исследования.

Основной целью исследования является анализ и оценка проблемы коррумпированности служащих правоохранительной службы, обобщение имеющихся мер противодействия коррупции в контексте применения норм действующего антикоррупционного законодательства, разработка на этой основе антикоррупционной программы и методических рекомендаций по применению новых подходов к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы.

В ходе выполнения исследования ставятся следующие задачи:

- анализ антикоррупционного законодательства Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации в сфере противодействия коррупции и иных информационных материалов;

- выявление и анализ проблем практики борьбы с коррупцией среди сотрудников правоохранительных органов;

- определение сущности и содержания коррупции в среде служащих правоохранительной службы, а также коррупциогенных факторов в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов;

- разработка системы мер и механизмов, направленных на повышение прозрачности деятельности правоохранительных органов, повышение роли общественного контроля;

- выявление нереализованных в правовом и организационном плане положений антикоррупционного законодательства и требований международных антикоррупционных конвенций;

- разработка программных и методических документов, направленных на формирование и дальнейшее развитие современных подходов по противодействию коррупции в правоохранительных органах.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. При исследовании применялись общенаучные и специальные методы: наблюдение, описание, сравнение, логический, исторический, статистический, сравнительно-правовой.

В работе использованы положения философии, социологии, криминологии, уголовного процесса и уголовного права, оперативно-розыскной деятельности (в части не касающейся сведений, составляющих государственную тайну), а также опубликованные в печати данные официальной статистики и социологических исследований.

Теоретическая и правовая база исследования. Теоретической базой исследования послужили методологически важные положения, изложенные в трудах известных правоведов и экономистов, политологов и социологов.

Нормативную базу исследования составляют положения Конституции Российской Федерации, действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, ведомственные нормативно-правовые акты, относящиеся к проблематике исследования, а также международные правовые документы (конвенции, соглашения) по борьбе с коррупцией, ратифицированные Российской Федерацией.

Научная новизна исследования предопределяется актуальностью темы исследования и методикой его проведения, в основе которой предполагается:

- комплексный анализ проблем противодействия коррупции среди служащих правоохранительной службы;

- обоснование необходимости и разработка конкретных мер по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в противодействии коррупции среди служащих правоохранительной службы;

- разработка проекта антикоррупционной программы в правоохранительных органах и методических рекомендаций по применению новых подходов к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы.

Теоретическая значимость. Некоторые положения исследования, в частности, касающиеся вопросов противодействия коррупционным проявлениям в среде служащих правоохранительных органов, комплекс разработанных мер борьбы с такими проявлениями могут быть использованы как в дальнейших теоретических исследованиях, так и в совершенствовании практики борьбы с коррупцией.

Практическая значимость результатов исследования нашла свое отражение в конкретных предложениях и рекомендациях, направленных на совершенствование деятельности правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, которые в свою очередь нашли свою реализацию в проекте антикоррупционной программы и методических рекомендациях по применению новых подходов к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы.

Введение

Состояние коррупционных преступлений в нашей стране, в основе которых взяточничество, а вместе с тем – откровенная беспомощность правоохранительных органов в борьбе с этим негативным явлением, вызывают все большую озабоченность общества. Это находит выражение в выступлениях Президента Российской Федерации, законодательных актах и организационных решениях, принимаемых органами власти.

В частности, о важности формирования антикоррупционной политики в государстве и необходимости скорейшего формирования оптимальной системы борьбы с ней было сказано в послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева: «… для свободного, демократического и справедливого общества враг номер один – это коррупция… антикоррупционная работа будет строиться на использовании мер упреждения… создании атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения для государственных чиновников… »1.

По официальным данным ГИАЦ МВД России, из года в год отмечается прирост коррупционных преступлений, в частности, связанных со взяточничеством. Так, в 2002 году в нашей стране было выявлено 7311 фактов получения и дачи взятки, из них окончено расследованием – 6514; в 2003 году, соответственно – 7346 и 6318; в 2004 году – 8928 и 8386; в 2005 году – 9821 и 8830; в 2006 году – 11063 и 9931; в 2007 году – 11616 и 9625; в 2008 – 12512 и 9846. Однако эти показатели еще не свидетельствует об эффективности такой борьбы.

Особую тревогу вызывают данные, представляемые Генеральной прокуратурой России. Так, по официальной информации, общий рынок коррупции в России составляет свыше 240 млрд. долларов, а средний коррумпированный чиновник по прошествии года службы может позволить себе приобрести дорогостоящее жильё на одной из центральных улиц столицы за счет полученных взяток2.

В этой связи особая ответственность в борьбе с преступностью объективно возлагается на сами правоохранительные органы, а потому особую значимость приобретают проблемы профессионализма и моральной безупречности их сотрудников. Однако за годы проводимых в нашей стране реформ сделано много (даже слишком много), чтобы система правоохранительных органов стала такой, какая она есть.

Среди ученых бытует мнение, и не без оснований, о том, что кому-то выгодны социальная и материальная незащищенность следователей и оперативных сотрудников, неконтролируемая, по существу разрушительная текучесть кадров в органах предварительного расследования, крайне низкий уровень профессионализма работников правоохранительных органов и пр. Всё это является серьёзным основанием для совершения сотрудниками правоохранительного блока, при использовании своего служебного положения, правонарушений в угоду личных, корыстных интересов, поскольку оправдывает себя известное изречение полководца и военного писателя XIX века Карла фон Клаузевица: «если государство не хочет кормить полицию, оно будет кормить бандитов»3.

Лишь за последние девять месяцев текущего года (январь-сентябрь 2009 г.) сотрудниками Следственного комитета при Прокуратуре РФ (СКП России) возбуждено 9 тысяч уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности, в производстве следователей находится более 10 тыс. уголовных дел, из них 5 тыс. окончены расследованием и направлены в суды; вынесено 842 решения по лицам, обладающим особым статусом, из них: 500 депутатов, 19 судей, 33 прокурора, 86 адвокатов; привлечены к уголовной ответственности 22 следователя СКП России, 99 следователей ОВД, 11 следователей ФСКН России4.

Таким образом, коррупция в качестве социально-правового и деструктивного по своей сути явления успела пустить корни практически во все сферы жизнедеятельности государства: здравоохранение, образование, торговля и пр. Однако в правоохранительных органах проблема существования коррупции становится наиболее значимой, поскольку масштабная преступность среди сотрудников правоохранительной службы создаёт потенциальную опасность «беспредельного» произвола во всей системе государственной службы, создавая реальную социальную угрозу обществу и государству.

В свою очередь эффективность мер антикоррупционного противодействия со стороны государственных структур и институтов гражданского общества оказывается крайне низкой, неадекватной масштабам этого явления и угрозам национальной безопасности страны.

Исходя из вышеизложенного, актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, нарушением служебного долга должностными лицами в личных корыстных интересах, что, конечно же, самым отрицательным образом сказывается на доверии граждан к органам власти и представляет серьёзную общественную опасность, с другой – серьёзными недостатками в практике борьбы с этим явлением, в том числе (если не особенно) в области законодательного обеспечения противодействия этому явлению.

Масштабная и социальная опасность указанного явления приобретают угрожающий характер, а соответственно свидетельствуют о необходимости системного подхода в борьбе с ним. В этой связи, мы считаем методологически важным актуализировать проблему противодействия коррупции и совершенствования системы мер и механизмов в борьбе с ней в правоохранительных органах. Решение этих задач возможно с учетом разработки эффективной методики применения новых подходов к организации служебной деятельности служащих правоохранительной службы.

Глава 1. Теоретико-правовое исследование сущности коррупции в среде служащих правоохранительной службы

§ 1. Коррупция как социально-правовое явление

В Российской Федерации проблема коррупции в настоящее время приобрела характер национального бедствия. В настоящее время коррупция представляет одну из реальных угроз национальной безопасности России. Борьба с ней, отличаясь общегосударственным значением, существовала во все времена. Коррупция всегда рассматривалась как явление, посягающее на основы государственного управления, но за последние годы преступления в сфере государственного управления приобрели угрожающе масштабный характер. На федеральном уровне в последнее время все активнее обсуждается проблема противодействия коррупции, в результате принимаются нормативные правовые акты, предназначенные для предупреждения явления коррупции.

Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения её коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом и совершенствования правоохранительных органов в частности, становятся настоятельной необходимостью.

Коррупция является проблемой не одного государства – России, а интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами проявления.

В качестве сложного социального явления коррупция зародилась в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира.

Необходимость изучения этого явления и выработки мер, направленных на снижение коррупционной преступности постоянно находятся в поле зрения международных организаций. В частности были приняты: рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН 1996 года и Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях 1997 года. Данными документами закреплялся Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, который рекомендован всем государствам для использования в качестве инструмента борьбы с коррупцией. Законодательными документами противодействия коррупции международным сообществом также являются Конвенция ООН против коррупции 2005 года и принятые в 1999 году государствами – участниками Совета Европы Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и об уголовной ответственности за коррупцию5.

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 года, коррупция определяется как совершение или несовершение должностным лицом какого-либо действия при исполнении обязанности или по причине этих обязанностей в результате требуемых и принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет такое действие или бездействие.6 Таким образом, данный нормативный акт определяет коррупцию как противоправное служебное поведение должностных лиц, обусловленное полученным или обещанным вознаграждением. Однако о вопросах международно-правового обеспечения противодействия коррупции более подробно речь пойдет в следующем разделе работы.

Проблема коррупции является также достаточно актуальной и широко обсуждаемой в научной литературе и, как результат, имеет неоднозначные решения7.

Вкратце рассмотрим этимологию рассматриваемого понятия. Коррупция (от лат. corruptio - подкуп) - общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц8.

Определение "corrumpere" еще в римском праве трактовалось самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" - ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

До недавнего времени законодательно закрепленного понятия коррупции в Российской Федерации не было. В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Так, например, понятие коррупции определяется как моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами9.

Проблема коррупции является также достаточно актуальной и широко обсуждаемой в научной литературе и, как результат, имеет неоднозначные решения.

Известные в этой области ученые А.И. Долгова и Б.В. Волженкин под коррупцией понимают социальное явление, характеризующееся «разложением власти», «подкупом-продажностью» государственных (муниципальных) служащих, которые во имя личных или групповых корыстных интересов используют свои официальные служебные полномочия. Причем допустимыми ради обогащения, по мнению А.И. Долговой, признаются любые средства и способы «путем слома всех социальных регуляторов поведения»10.

Л.И. Шершнев определяет продажность должностных лиц и политических деятелей как элемент искусственно выстроенной капитализированной рыночной экономики, основанной на жесткой конкуренции, культе денег и материальных ценностей11.

В.В. Лунеев характеризует коррупцию как явление, включающее в себя «... многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования»12.

Весьма яркую, но, безусловно, показательную характеристику коррупции дает А.И. Кирпичников: «Коррупция – это коррозия власти, как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции — своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости"13.

В.Л. Римский представил дифференцированное понимание коррупции с точки зрения права, экономики и социологии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Итоговый отчет по научно-исследовательской работе (2)

    Публичный отчет
    Анализ и оценка действующей системы социальных гарантий и социальных выплат служащим правоохранительной службы, ее эффективности и стимулирующего эффекта
  2. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка комплекса мер по формированию высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы»

    Публичный отчет
    Ключевые слова: правоохранительная служба, кадровый состав, квалификационные требования, рейтинг служебно-личностной компетентности, стратегическое кадровое планирование.
  3. Отчет о научно-исследовательской работе (итоговый)

    Публичный отчет
    «Разработка текста Правил землепользования и застройки муниципального образования Городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края
  4. Отчет о научно-исследовательской работе, проведенной по заказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Тема

    Публичный отчет
    Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, АРХИТЕКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА, АБСТРАКТНАЯ АРХИТЕКТУРА, АГЕНТ, СЕРВИС, РЕПОЗИТОРИЙ, ЭЛЕКТРОННЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ, РЕГЛАМЕНТ.
  5. Отчет о научно-исследовательской работе Лаборатории материаловедения отдела основ стоматологии нимси мгмсу

    Публичный отчет
    3-я международная конференция «Платиновые металлы в современной индустрии, водородной энергетике и в сферах жизнеобеспечения будущего «Сиань-ПМ 2008», июнь,

Другие похожие документы..