Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Извещает вас о том, что по решению совета директоров от 6 июня 2011 года проводится общее собрание акционеров путем совместного присутствия акционеро...полностью>>
'Документ'
Мета і завдання: Дослідити актуальні проблеми розвитку держави, права і громадянського суспільства в умовах глобалізації та запропонувати шляхи й зас...полностью>>
'Документ'
Эту главу читать не обязательно. Особенно тем людям, которые не собираются серьезно работать со звуком, а хотят лишь в свободное от работы время в сво...полностью>>
'Документ'
Прошло 60 лет со дня смерти Э. Гуссерля (1859— 1938), и теперь нам понятно, что он является одним из наиболее выдающихся философов XX века, если не с...полностью>>

И искусств

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека»

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Национальная программа продвижения чтения:

Уральский вариант

Материалы

Уральской библиотечной ассамблеи

1–2 ноября 2007 г.

Челябинск 2007

ББК

УДК

Н

Составитель: Т.Д. Рубанова

Редакционная коллегия: Н. М. Запекина, Е. А. Колесникова, Л. С. Перчик

Национальная программа продвижения книги: Уральский вариант. Материалы Уральской библиотечной ассамблеи / ЧГАКИ; сост. Т. Д. Рубанова. – Челябинск, 2007.

Печатается по решению редакционно–издательского совета ЧГАКИ

© Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2007

Содержание

Раздел I

ПОДДЕРЖКА, РАЗВИТИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ 1

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ 1

Печатается по решению редакционно–издательского совета ЧГАКИ 2

Содержание 3

Раздел I 3

ПОДДЕРЖКА, РАЗВИТИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ 3

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 3

Раздел I 8

ПОДДЕРЖКА, РАЗВИТИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ 8

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 8

Л.А. Гологудина 9

Год чтения: реализация городских 9

социально–культурных проектов на примере 9

МУК Централизованная библиотечная система 9

Златоустовского городского округа 9

В.И. Коновалова, О.В. Рыжкова, 13

О.В. Шабаршина 13

HOMO LEGENS В ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА: ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПОДДЕРЖКИ ЧТЕНИЯ В НТГСПА 13

М.И. Кочутина 18

НАХОДКИ И ПРОБЛЕМЫ В ПРОДВИЖЕНИИ ЧТЕНИЯ СРЕДИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ 18

В.Н. Макаров 23

Год чтения в Челябинской области 23

Т.Н. Моковая, Г.И. Боруля 30

Программа поддержки и развития чтения студенчества в Научной библиотеке ЧГАКИ 30

С.Г. Матлина 40

Свободный доступ к библиотечным ресурсам 40

и продвижение чтения 40

С.В. Олефир 52

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОТБОРА 52

Е.В. Цулаия 58

Деятельность региональных детских библиотек 58

в поддержку чтения 58

Н.С. Шмидт 74

Поддержка чтения вне стен библиотеки 74

Л.В. Щетинина 76

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ 76

«2006 ГОД–ГОД ЧТЕНИЯ В Г. КУРГАНЕ» 76

Раздел II 82

ИНСТИТУТЫ И СУБЪЕКТЫ КНИЖНОГО ДЕЛА В ПОВЫШЕНИИ 82

СТАТУСА ЧТЕНИЯ 82

Н.О. Александрова 82

Книговедческое образование как основа для взаимодействия субъектов книжного дела региона 82

Направления образовательной подготовки по книжному делу в ЧГАКИ 83

Н.В. Антропова 84

БИБЛИОТЕКА – ТЕРРИТОРИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ 84

Г.В. Безпалова 90

РАСШИРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ФОНДА РЕДКИХ ИЗДАНИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ БИБЛИОТЕКИ: ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ 90

Н.Р. Валиуллина 94

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА ЦБС ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ 94

Л.Р. Вахрушева 102

РЕСУРСНО–ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ БИБЛИОТЕКАМИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 102

М.М. Клименкова 106

РАДОСТИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ 106

Е.В. Кондрашкина 108

МАССОВОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 108

В ПОВЫШЕНИИ СТАТУСА КНИГИ И БИБЛИОТЕКИ: 108

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 108

Г.М. Кормишина 113

О миссии и функциях библиотек 113

Л.Д. Кузякина 119

Библиотека и власть: эффективное 119

сотрудничество и содружество 119

М.Л. Новосадова 122

БИБЛИОТЕЧНАЯ ПОЛИТИКА И ТОЛЕРАНТНОСТЬ 122

И.Ф. Павлова 124

ИЗУЧЕНИЕ КНИГОИЗДАНИЯ Удмуртской РЕСПУБЛИКИ 124

И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ СВОДНОГО КАТАЛОГА 124

УДМУРТСКОЙ ДЕТСКОЙ КНИГИ 124

А.Э. Санько 129

Издание детской православной книги: 129

прошлое и настоящее 129

Л.В. Сокольская 133

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 133

ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 133

А.А. Фомина 138

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КНИЖНОГО ДЕЛА 138

Е.И. Хусаинова 144

ЧТЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ 144

И.К. Шубников 148

сотрудничество вузовской Библиотеки и коммерческих партнерских организаций: подходы к разрешению противоречий 148

Е. В. Шабалина, 155

М. В. Шабалина 155

«ГЛЯНЦЕВЫЕ» ЖУРНАЛЫ: МАНИПУЛЯЦИЯ ЧТЕНИЕМ 155

А.В. Штолер 160

Институты Книжного дела региона: 160

проблемы и перспективы сотрудничества 160

Раздел III 170

ЧИТАТЕЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЕ 170

В.Я. Аскарова 170

Читательская мода: 20 лет спустя 170

Т. О. Бобина 189

Язык современной подростковой литературы – иллюстрация, учебник, «кривое зеркало» или поиск коммуникации? 189

С.Д. Бородина 194

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 194

(В ОЦЕНКЕ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ) 194

М.Ю. Ваганова 198

Читательская подготовка старшеклассников как процесс осознания трудностей чтения 198

С.М. Гришина 203

ТЕ, КОГО МЫ НЕ ЖДЕМ: ВЗРОСЛЫЕ ЧИТАТЕЛИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАХ: ВЗГЛЯД ПРАКТИКА 203

Н.М. Запекина 206

Читательские компетенции 206

в свете полиграфического качества изданий 206

О.Л. Кабачек 214

Чем читающий подросток отличается от нечитающего 214

С.А. Климаков 218

ОРГАНИЗАЦИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕСТВА В РАМКАХ ПРОЕКТА «ГАЗЕТЫ В БРАЗОВАНИИ»: ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ОПЫТ 218

п.и. Кузьмина 222

Развитие мотивации к чтению через творческую и интеллектуальную деятельность школьников 222

М.В. Кустова 225

Современный пользователь библиотеки 225

глазами библиотекаря: По результатам 225

социологического исследования 225

Л.А. Кучерова 235

ОСОБЕННОСТИ ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В БИБЛИОТЕКЕ 235

З.В. Руссак 243

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАПРОСЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 243

В ОБЛАСТИ ПЕРИОДИКИ 243

Я.Е. Скурихина 247

«КНИГА И БИБЛИОТЕКА В ЖИЗНИ ЮНОГО ИЖЕВЧАНИНА: 247

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» 247

Е.Е. Смотрова 250

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОСТАВИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 250

Итоговый документ 255

Уральской библиотечной ассамблеи 255

«Национальная программа продвижения чтения: уральский вариант» 255

1–2 ноября 2007 г., г. Челябинск 255

Коротко об авторах 258

Фомина Анна Анатольевна, Алтайская государственная культуры и искусств, г. Барнаул. 260

Хусаинова Елена Ивановна, преподаватель кафедры библиотечных дисциплин Челябинского колледжа культуры. 260

Уральский вариант 261

Уральской библиотечной ассамблеи 261

Раздел I

ПОДДЕРЖКА, РАЗВИТИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Л.А. Гологудина

Год чтения: реализация городских

социально–культурных проектов на примере

МУК Централизованная библиотечная система

Златоустовского городского округа

Своим устойчивым положением в округе и регионе и успехами в реализации проектов МУК ЦБС Златоуста обязана поддержке областной и городской администрации, депутатам Законодательного Собрания Челябинской области и городского собрания, Министерству культуры Челябинской области. Управлению культуры ЗГО, Областному отделению Российского детского фонда, предприятиям и общественным организациям города (более 50 предприятий города в рамках проекта «Библиотека и город»).

Областная программа «Читающий Урал» нашла активную поддержку в Златоустовском городском округе. Главой Златоустовского городского округа Д. П. Мигашкиным подписано постановление от 27.03.07 «О проведении в 2007 г. на территории округа Года чтения», которое утвердило план мероприятий МУК ЦБС и рекомендовало газете «Златоустовский рабочий» и златоустовскому телевидению регулярно освещать тему Года чтения. В местной периодической печати опубликовано более 50 статей с предоставлением информации о Годе чтения. И не случайно в номинации областного конкурса на лучшее освещение Года Чтения газета «Златоустовский рабочий» стала победителем.

Год чтения реализуется в Златоустовском городском округе в рамках приоритетного муниципального проекта «Культура». При МУ Управление культуры работает оргкомитет по организации открытия Года чтения, в состав которого вошли представители администрации и городского собрания. Год чтения в ЗГО открылся 16 апреля в здании государственного драматического театра «Омнибус» городским праздником.

Деятельность Централизованной библиотечной системы Златоустовского городского округа в Год чтения строится в рамках Концепции развития МУК ЦБС, разработанного модельного стандарта деятельности МУК ЦБС Златоустовского городского округа, политики руководства МУК ЦБС в области системы менеджмента качества и проектно-программного планирования.

Определяющую роль в реализации планов имеет приоритетный муниципальный проект «Культура», в рамках которого с 2006 финансируется деятельность МУК ЦБС в области продвижения чтения. Стоимость данного проекта – 5 млн. руб., в том числе на МУК ЦБС – более 510 тыс. руб., она включает поддержку проектов через конкурсы «За сохранение традиций и развитие инноваций», «От истоков к современности», а так же поддержку библиотекарей через городские конкурсы: 4 библиотеки получили грант на сумму 140 тыс. руб. в конкурсе на лучшую библиотеку и премии на сумму 87 тыс. руб. в конкурсе на лучшего библиотекаря. Увеличен фонд оплаты труда на 25 процентов с сентября 2007 года (создан надтарифный фонд). В следующем году выделено 450 тыс. руб. на реализацию проекта «Открытие модельной библиотеки».

В рамках муниципального приоритетного проекта «Культура» и проектного планирования за 9 месяцев текущего года впервые уже израсходовано более 1,5 млн. рублей. Идет освоение 200 тыс. руб. в рамках проекта МУК ЦБС «Организация сети Интернет в учреждениях культуры города». При поддержке Администрации Златоуста по проекту предполагается организация сети WiFi, связи но ADSL-модему для быстрого обмена данными между подразделениями ЦБС и Управлением культуры города. При поддержке Администрации и Городского Собрания депутатов, с учетом Концепции информационной открытости представительного органа Златоустовского городского округа специалистами МУК ЦБС разработан проект по организации «Центра правовой информации».

МУК ЦБС Златоуста создает и свои мультимедийные продукты. В рамках проекта «С именем Иоанна Златоуста», разработанного специалистами МУК ЦБС к 1600-летию преставления Святителя Иоанна Златоуста и Дню города, издана при финансовой поддержке Администрации Златоустовского городского округа и МУ Управление культуры мультимедийная энциклопедии «Златоуст небесный и земной» и представлена городской общественности и гостям города. Данный мультимедийный продукт включает многие аспекты темы, касающиеся жития Иоанна Златоуста, его творений и истории нашего города, а так же сочетает в себе все лучшие качества книги, фотоальбома, видеофильма и информационной базы фондов МУК ЦБС. Данное издание вручено гостям города в дни юбилейных торжеств к 1600-летию преставления Святителя Иоанна Златоуста.

Продолжена издательская деятельность: при поддержке Администрации округа тиражом 1000 экз. опубликована печатная экскурсия «Беседы Святителя Иоанна Златоуста» – самая редкая книга (с электронной версией).

Работа с пользователями в библиотеках ЦБС построена на приоритетных началах программного планирования. В 2007 г. задействовано 20 локальных программ, которые планомерно реализуются в том числе «Читающая молодёжь – интеллектуальный ресурс города» (Грант главы), «Получила развитие наша имиджевая программа – городская программа «Лето, книга, я – друзья!». В 2007 г. для этой группы читателей при финансовой поддержке Благотворительного фонда «За доброту и порядочность» имени Е. Мальцева объявлен конкурс «Бремя читать и размышлять». В проекте участвует более тысячи детей, из них более 300 впервые. Стоимость проекта 200 тыс. рублей, около 300 человек были награждены мягкими игрушками и книгами. Челябинским отделением Российского детского фонда для ЦБС г. Златоуста выделена коллекция книг на сумму более 70 тыс. руб.

Продолжается активное сотрудничество с областными библиотеками в плане стимулирования мотивации специалистов. Считаем необходимым выразить благодарность Ирине Васильевне Гудович, директору ЧОУНБ, Масловой Ларисе Михайловне, зам. директора, Абрамовских Валентине Григорьевне, зав. НМО ЧОУНБ, Зинаиде Павловне Сергеевой, директору ЧОЮБ и директору областной детской библиотеки Красновой Людмиле Владимировне за поддержку и сотрудничество.

Библиотекари ЦБС приняли участие в областном конкурсе творческих работ «Молодые в библиотечном деле», в конкурсе читательских пристрастий библиотекарей Челябинской области «Книга – это маленькая жизнь» и областном фестивале книги в Челябинске, посвященном Году чтения в Челябинской области. Все подразделения ЦБС включились в акцию, объявленную Министерством культуры области и Областной универсальной научной библиотекой, «Миллион новых книг – библиотекам области», посвященную 10-летию П.И. Сумина на посту Губернатора области. Проведена стендовая презентация акции День Челябинской области, День Губернатора. Состоялась презентация книг «Губернатор – читателям и детям», а также презентация книги В. Лютова, О. Вепрева «П. Сумин: штрихи к политическому портрету». Рассказ о книге сопровождался выступлениями гостей: В.П. Быкова, зам. главы округа.; А.С. Романова, депутата собрания ЗГО.

Библиотечные работники находят способы стимулирования читательской активности. В рамках областной акции «Одна книга – один город» совместно с областной юношеской библиотекой осваиваются областные средства в размете 15 тыс. р. Для акции выбрана книга наших земляков Н. Верзакова и В. Черноземцева «Странствователь».

Продолжается работа в рамках областной программы «Секреты для взрослых, или как стать родителем мигающего ребёнка». Победители городского конкурса читающих семей были приглашены на областиой фестиваль «Читающих семей» в г. Коркино, организованный областной детской библиотекой. С Челябинской областной библиотекой для слепых разработан проект по продвижению книги среди людей с ограниченными физическими возможностями.

Читатели подразделений ЦБС: ЦГБ, филиалы № 1, 2, 22 приняли участие в областном молодёжном литературном конкурсе «Пора любви и грусти нежной», викторине «Знай наших», посвященной творчеству уральских писателей, в областном конкурсе творческих работ «Да здравствует Линдгрен!».

Итогом деятельности в рамках Года чтения стал рост контрольных показателей за 8 месяцев 2007 по сравнению с 2006 годом: читателей больше чем на 3 тыс.; книговыдач больше чем на 28 тыс.; посещений больше чем на 10 тыс.

Библиотеки МУК ЦБС Златоустовского городского округа можно с уверенностью определить как активный субъект национальной библиотечной политики, имеющий богатый позитивный опыт в различных сферах библиотечной деятельности, в том числе и в проектно-программном планировании.

В.И. Коновалова, О.В. Рыжкова,

О.В. Шабаршина

HOMO LEGENS В ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА: ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПОДДЕРЖКИ ЧТЕНИЯ В НТГСПА

Чтение – это уникальный феномен культуры, который связан как с индивидуально–психологическими особенностями личности, так и социально–экономическими факторами общественной жизни. Оно выступает технологией интеллектуального воспроизводства в обществе.

Сегодня в читательской культуре студентов происходят изменения. Постепенно развивается прагматичное отношение к чтению. Среди мотивов обращения к чтению преобладают в студенческой среде учебные и познавательные. На формирование читательской культуры студентов оказывают влияние компьютерные технологии, средства массовой информации, Интернет–культура. Между тем развитию интеллекта, личностных качеств читателя способствует досуговое чтение, под которым понимается «чтение, связанное с личным интересом, для отдыха, развлечения» (1), поэтому важно активизировать интерес студентов именно к этому виду чтения. В связи с этим в Нижнетагильской государственной социально–педагогической академии (НТГСПА) в 2004 г. был разработан проект «Homo legens в пространстве вуза», основной целью которого является поддержка и развитие досугового чтения. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

– выявление уровня читательской культуры студентов (проведение социологических опросов, интервьюирование);

– выработка рекомендаций для руководителей вуза, сотрудников научной библиотеки, кураторов, преподавателей;

– проведение PR–мероприятий, направленных на продвижение досугового чтения;

– установление связей с организациями и отдельными лицами, занимающимися проблемами чтения как на региональном, федеральном, так и на международном уровне;

– создание системы эффективного информационного обмена между участниками проекта (научно–практические семинары, конференции, круглые столы).

С целью выявления уровня культуры чтения студентов НТГСПА в 2004 г. было проведено анкетирование 355 студентов 7 факультетов I – V курсов дневного отделения (из них 64 юноши и 291 девушка). В 2007 г. было проведено повторное исследование, в котором приняли участие 585 студентов 8 факультетов I – III курсов дневного отделения. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы о читательских интересах и предпочтениях студентов НТГСПА. Несмотря на процессы визуализации современной культуры и мощное воздействие «электронной революции», студенты сохраняют интерес к чтению. Данные исследования за 2004 г. свидетельствуют о том, что четверть опрошенных практически каждый день читает для развлечения, 3 – 4 раза в неделю – 20,3%, раз в неделю – 21,6% опрошенных. К сожалению, встречаются и такие, кто практически никогда не читает (3%). В 2007 г. ситуация остается похожей: каждый пятый студент ежедневно читает для развлечения (21,6%), 3 – 4 раза в неделю – 19%, один раз в неделю – 22,6% ответивших на вопросы анкеты. На 2% увеличилась доля тех, кто практически никогда не читает.

По сравнению с 2004 г. на 4% увеличилась доля студентов, относящих себя к категории людей, которые любят и читают книги с удовольствием, в 2007 г. она составляет 42% респондентов. По–прежнему высоким остается, хотя и несколько сокращается, количество студентов, читающих, когда нет возможности иначе провести свободное время (26% в 2004 г. и 21% в 2007 г.) и читающих книги только по необходимости (29% и 22,5% соответственно). Возможно, что вопросы, связанные с самооценкой, показывают несколько завышенные результаты. Подобная ситуация прослеживается и при опросе других возрастных категорий. Это связано, по мнению исследователей (1), с желанием выглядеть более презентабельно, соответствовать одобряемым обществом образцам поведения. Таким образом, только 50 – 60% студентов НТГСПА читают постоянно и регулярно, остальные читают в основном урывками.

Пристрастия студентов к различным жанрам художественной литературы распределились в 2004 г. следующим образом. Любят читать фантастику 30% опрошенных, детективы – 35%, исторические произведения – 38%, современную литературу – 36%, юмористическую литературу – 36%, женские романы – 33%, стихи – 15%, жизнеописания – 13% опрошенных. В 2007 г. снижается интерес к детективам на 16%, историческим произведениям – на 21%, юмористической литературе – на 20%, женским романам – на 21%. На сегодняшний день для студентов приоритетными жанрами литературы являются фантастика (35%) и современная литература (32,4%).

Среди книг, прочитанных за последнее время, студенты называют в основном произведения современной литературы: П. Зюскинд «Парфюмер» (19,3%), произведения Б. Акунина (17%), Д. Браун «Код да Винчи» (15,4%%), Т. Толстая «Кысь» (8,4%), П. Коэльо «Одиннадцать минут» (7,7%), произведения С. Кинга (7%), романы Д. Донцовой (3,3%). А также произведения классической литературы: М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (13,4%), Ф. Достоевский «Преступление и наказание» (11,5%), М. Шолохов «Тихий Дон» (7,3%). Популярность данных авторов, возможно, объясняется недавней экранизацией названных произведений.

Участникам опроса 2007 г. было предложено назвать 2 – 3 меры, которые могли бы повысить читательский интерес. Студенты предложили: шире рекламировать книги в СМИ (12%), рассказывать о новинках в вузе (6,8%), издавать книги с яркими обложками и красочными иллюстрациями (3,3%), экранизировать произведения литературы (3%), больше свободного времени предоставлять для чтения книг (4,3%). Однако 4,3% респондентов считают, что ничего изменить нельзя, если человека чтение не привлекает. Встречаются и такие ответы, как «привлекать книги для обсуждения на занятиях, создавать электронные варианты книг, ограничить доступ в Интернет».

В 2006 – 2007 учебном году с целью популяризации досугового чтения в студенческой среде был разработан и включен в учебные планы I – III курсов всех факультетов НТГСПА курс «Современная литература». В конце учебного года было проведено анкетирование студентов, прослушавших данных курс. Опрошенные оценили его: на «хорошо» (36%), «отлично» (22,5%), «удовлетворительно» (24%), «неудовлетворительно» (11,7%). Большинство студентов (73,9%) считают, что данный курс необходимо сохранить, 26% студентов ответили, что в сохранении данного курса нет необходимости. Участники опроса предложили для улучшения данного курса увеличить количество занятий (4,7%), аннотировать книжные новинки (5,2%), включить в курс не только современную, но классическую литературу (2,8%), больше изучать отечественных авторов (2,6%), использовать наглядные средства обучения (1,8%), дать возможность студентам самостоятельно выбирать книги для чтения (3,6%).

В ходе реализации проекта была проведена серия PR–мероприятий, организованных НБ вуза совместно со студентами филологического факультета (отделения «Связь с общественностью»). Например, акция «Почта радости» позволила увидеть вузовскую библиотеку глазами студентов, внести корректировку в комплектование фонда современной художественной литературой; акция «Цвета радости» выявила наиболее активных читателей библиотеки; акция «Представь любимую книгу» стимулировала креативные способности читателей художественной литературы; акция «Счастливый купончик» привела к открытию «Книжного клуба», акция «Юбилейная книгомания» позволила пополнить фонд современной художественной литературы научной библиотеки НТГСПА.

Богатым на мероприятия стал 2007 г., объявленный Годом чтения. Назовем лишь некоторые из них: книжные выставки: «Читать – это модно!» и «Книги, читаемые авторитетными лицами вуза»; выпуск книжных закладок «Юбилей книги», рекламных буклетов и дайджестов; фотовыставка «Один день из жизни НБ НТГСПА»; выставка рисунков студентов ХГФ «Вспоминая прочитанное…»; цикл публичных лекций «Классики и современники»; конкурс «Лидер чтения» (по трем номинациям: «Лидер чтения художественной литературы», «Лидер чтения научно–популярной литературы» и «Лидер чтения досугового журнала»); рекламирование интересных, но малоизвестных журналов на сайте академии; освещение проводимых мероприятий в специальной рубрике вузовской газеты «Академия» и т. д.

Своеобразной кульминацией Года чтения в академии стала Всероссийская научно–практическая конференция «Homo legens в прошлом и настоящем», в которой приняли участие 119 делегатов, представивших 40 образовательных, научно–исследовательских, культурно–просветительских организаций из 15 городов различных регионов России (Москва, Санкт–Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Тамбов, Тюмень, Уфа, Ижевск, Казань, Омск, Липецк, Самара, Шадринск, Лесной, Нижний Тагил). Заочно в конференции участвовали 5 исследователей из Польши, Франции и США. На заключительном заседании было принято решение о целесообразности проведения конференции «Homo legens в прошлом и настоящем» один раз в 2 года. Оргкомитет предложил выйти с инициативой к городской администрации провести следующий день города под девизом: «Тагил читающий – интеллектуальное богатство Урала».

Опыт реализации проекта «Homo legens в пространстве вуза» показал, что за 2 – 3 года кардинально изменить ситуацию, сложившуюся в досуговом чтении студентов, нельзя, хотя есть позитивные результаты. Важным условием для дальнейшей успешной реализации проекта является создание особой ауры в вузе, побуждающей и формирующей устойчивую мотивацию к досуговому чтению.

Список литературы:

1. Борисенко, Н. Что они читают без нас? /Н. Борисенко //Литература: прил. к газете «Первое сентября». – 2005. – № 4. – С. 42.

2. Стефановская, Н. А. Портрет современного читателя. Чтение как духовная ценность /Н. А. Стефановская //Библиотечное дело. – 2004. – № 11. – С. 5.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Искусство толкования часть первая

    Документ
    Искренность подкупает. А в театральном искусстве ей принадлежит едва ли не решающая роль. И на вступительном экзамене в театральную школу и при воплощении сложнейшего образа мировой драматургии прославленным мастером первое, что привлекает,
  2. Искусство в дельте альтернативной культуры

    Документ
    Причины, вызывающие образование дельты – большое количество осадкой, несомых рекою, слабое действие приливов и отливов и отсутствие или слабость течения вдоль берегов, незначительная глубина реки, понятие берегов или отступание моря.
  3. Искусство конец 19 века начало 20 века

    Документ
    Процесс перехода от домонополистического капитализма к империализму начался еще в 60—70-х годах 19 века, когда в ряде стран была достигнута высшая ступень в развитии промышленного капитализма и свободной конкуренции.
  4. Искусство Возрождения в Италии

    Биография
    У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество и зре­лость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой
  5. Искусство речи на суде

    Документ
    Автор - опытный судебный деятель, верный традициям лучших времен Cудебной реформы,- вложил в свой труд не только обширное знакомство с образцами ораторского искусства, но и богатый результат своих наблюдений из области живого слова в русском суде.
  6. Искусство первобытного общества

    Документ
     . Основные этапы и памятники живописи, скульптуры и архитектуры эпохи палеолита, неолита. Культуры бронзового века. Основные этапы и памятники. Эволюция изобразительных форм.

Другие похожие документы..