Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополне­ниями) от 06 октября 2003 го...полностью>>
'Диплом'
П.И.Чайковского, г. Таганрог, педагог Ляпидевская Нина Анатольевна Диплом III степени Олейник Елизавета г. Сыктывкар педагог Пунегова Екатерина Васил...полностью>>
'Экзаменационные вопросы'
1. Предмет и задачи химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования. Термодинамика. Химическая термодинамика как теоретическая основа ...полностью>>
'Документ'
Заочно-дистанційне навчання є інноваційною формою підготовки, що здійснюється безпосередньо за місцем перебування слухачів без відриву від основної д...полностью>>

И искусств

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

М.И. Кочутина

НАХОДКИ И ПРОБЛЕМЫ В ПРОДВИЖЕНИИ ЧТЕНИЯ СРЕДИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ

История библиотечного обслуживания незрячих в России началась 200 лет назад с создания в 1806 году «Петербургского института слепых детей» с учебной библиотекой. Неоценимый вклад в издание книг для слепых внесла Анна Александровна Адлер (1856–1924) – первопечатница книг по системе Брайля в России. Анна Александровна была и инициатором открытия небольшого отделения для слепых в Библиотеке Румянцевского музея в Москве в 1885 году. Она обучала системе Брайля добровольных помощников, которые потом переписывали обычные (плоскопечатные) книги точечным шрифтом вручную. Те же добровольцы читали для слепых вслух. Анна Александровна Адлер выдвинула идею о необходимости создания публичных библиотек для слепых в разных городах страны: «Это даст возможность собирать книги, которыми все слепые могут пользоваться и которые будут храниться и приносить пользу».

В 20–е годы прошлого столетия начало набирать силу Всероссийское общество слепых (ВОС). При отделах ВОС возникают небольшие библиотеки, которые комплектовались брайлевской литературой. С 1935 года согласно письму библиотечного управления Наркомпроса и Президиума ЦП ВОС областные библиотеки приступили к созданию у себя отделов для слепых. Существовал такой отдел и в нашей Челябинской областной публичной библиотеке. Слепые, проживающие вне областного центра, должны были обслуживаться районными сельскими библиотеками, получающими для них по МБА книги рельефно–точечного шрифта.

Возникновение специальных отделов и библиотек для слепых, входящих в общегосударственную сеть библиотек, было положительным явлением. Оно подводило под библиотечное обслуживание слепых прочную материальную основу и обеспечивало квалифицированное обслуживание. Несмотря на то, что организация библиотечного обслуживания слепых в крупной универсальной библиотеке имеет ряд существенных преимуществ (возможность пользоваться богатым фондом плоскопечатной литературы с помощью чтецов, квалифицированное обслуживание), опыт этот себя не оправдал. Среди многообразных функций, которые выполняют региональные библиотеки, обслуживание слепых книгами неизбежно отодвигалось на задний план. Книги для слепых оставались чужеродным телом, отделы не имели достаточных помещений, штатов и средств для развёртывания обслуживания слепых рельефными книгами, выпуск которых с каждым годом увеличивался. Поэтому не случайно сами слепые поставили вопрос об организации разветвлённой сети специальных библиотек для слепых, находящихся на государственном бюджете. Сегодня таких библиотек в стране 72.

Челябинская областная библиотека для слепых (ЧОБС) была открыта в 1954 году. Штат специалистов составлял три человека, фонд – 7 тыс. книг рельефно–точечного шрифта. За эти годы неизмеримо возросли объёмы работы библиотеки. Фонды её насчитывают 126 тыс. единиц хранения литературы разных форматов: издания рельефно–точечного, укрупнённого и плоскопечатного шрифтов, «говорящие» книги, грампластинки, рельефно–графические пособия и компакт–диски. В этом году появились первые говорящие книги на флеш–карте. Услугами библиотеки пользуются 3 тыс. чит.

Чем же отличается специальная библиотека от публичной? Прежде всего, наличием в фондах библиотеки литературы специальных форматов, о которых говорилось выше, наличием тифлобиблиографического сектора, являющегося лицом библиотеки, с фондом уникальной тифлологической литературы, наличием чтецов в читальном зале, обслуживанием инвалидов на дому, автоматизированными рабочими местами с программами экранного доступа для незрячих и слабовидящих и, наконец, читателями, самыми читающими читателями на свете. В целях достижения наиболее полного охвата книгой читателей с проблемами зрения используются все существующие формы библиотечного обслуживания: стационарное обслуживание через абонемент и читальный зал, филиалы, пункты выдачи и передвижные библиотеки, надомное и заочное обслуживание. Работа по продвижению книги и чтения в среду незрячих строится с учётом их потребностей и особенностей восприятия информации. Библиотека опирается на опыт пропаганды книг специальных библиотек страны, творчески осваивает современные технологии привлечения к чтению и наработки публичных библиотек.

Библиотека привлекательна для своих читателей тем, что здесь их встречают внимательные, знающие и терпеливые сотрудники. Функционируя в течение 20 лет в полуподвальном помещении, библиотека не отказывается от решения задачи обеспечить максимальные удобства и комфортность пребывания в библиотеке любому пользователю в соответствии с его интересами и целями посещения: перед входом в библиотеку звучит звуковой сигнал, до двери абонемента вдоль стены оборудован направляющий поручень, стулья подобраны без выпирающих ножек и т. д.В нашей библиотеке, к сожалению, нет кабин для индивидуальной работы читателя, но АРМы, читающая машина и тифломагнитофоны снабжены наушниками. При потребностях в услугах чтеца находим тихий уголок среди стеллажей книгохранилищ.

Для пользователей нашей библиотеки важны реабилитационная и интеграционная функции библиотеки, поэтому наиболее популярными формами массовой работы являются клубы по интересам («Садоводы и огородники», «Хозяюшка», «Молодёжная гостиная», «Литературно–музыкальная гостиная», «Родник», «Погода в доме», др.), конкурсы. Областные ежегодные конкурсы, проводимые библиотекой («Моя Родина – Южный Урал», «Велик и славен град Челябинск», «Первички ВОС – это наша история»), способствуют развитию творческих способностей читателей и пополняют фонд библиотеки уникальными тифлокраеведческими материалами.

Хороший отзвук, на наш взгляд, получила акция «2007 секунд чтения – в подарок». Это громкие чтения длительностью 2007 секунд мы проводим в детских офтальмологических и реабилитационных центрах. Ценность этих встреч не только в том, что ребёнок с заболеванием глаз знакомится с хорошей детской литературой. Он узнаёт о специальной библиотеке и её возможностях. Своими знаниями ребёнок делится с родителями, которые, в свою очередь, получают от нас информационную поддержку по вопросам тифлопедагогики и тифлопсихологии, социокультурной реабилитации ребёнка с проблемами зрения. Акция «2007 секунд чтения – в подарок» явилась частью деятельности детского мультимедийного сенсорного центра, которому положил начало 2007 год. Способствовать раннему знакомству детей с библиотекой, пробудить интерес к чтению в дошкольном возрасте, обучить детей навыкам работы на компьютере – это краткий перечень задач, стоящих перед центром. Параллельно детский Центр ставит перед собой задачу информационной поддержки родителей детей с проблемами зрения, чтобы они не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребёнка не заслоняла мир. Создание детского Центра обусловлено ростом числа детей–инвалидов по зрению в области.

Популярны среди наших читателей областные конкурсы пользователей ПК и областные конкурсы чтецов по Брайлю, которые несут в себе идею популяризации чтения через традиционные носители (Брайлевская книга) и через освоение новых компьютерных технологий. Одной из широко используемых форм продвижения чтения в библиотеке для слепых являются кружки громкого чтения, так как большая часть плоскопечатных изданий остаются недоступными для людей с ограничениями зрения.

Многие формы работы, распространённые в публичных библиотеках, также эффективно используются и в специальной. Например, Год чтения в библиотеке для слепых был открыт читательскими дебатами «Читать или не читать». В дебатах участвовали молодые читатели библиотеки в возрасте от 14 до 21 года, которые разделились на две группы. Первая группа пыталась максимально аргументировать нежелание читать. Вторая группа отстаивала точку зрения необходимости чтения. Дебаты предваряла выставка «Дарим чтение» с программой Года чтения в Челябинской области и в ЧОБС, отзывами о книге и чтении писателей, библиотекарей и читателей разных поколений. В программу Года чтения библиотекой включены мероприятия, побуждающие к активизации читательской деятельности: конкурс на лучшего читателя года «Читать престижно», презентации новых книг, периодических изданий, встречи с интересными людьми города и области.

Такие комплексные мероприятия как День открытых дверей собирают в стенах библиотеки целые семьи, друзей. В этом году День открытых дверей под названием «Как хорошо у нас читать!» прошёл в Общероссийский день библиотек. Каждый час этой программы был расписан по интересам читателей библиотеки: «Семейный видеозал», «Книга и музыка», «В шахматном королевстве» «Сама садик я садила», «Издатель и читатель», «Поэтический час». У входа в библиотеку были размещены стенды с приглашением всех желающих. Для них проводились экскурсии по библиотеке, раздавались листовки и памятки об услугах библиотеки, о её читателях, фондах. В экскурсиях охотно приняли участие и постоянные читатели библиотеки: «Мы узнали о скрытой для наших глаз работе библиотеки» – говорили они – «Эти знания только добавили уважения к библиотекарям, к их кропотливому, но для слепых очень нужному труду».

В последние годы идёт реорганизация общества слепых. Сокращается по области количество местных организаций ВОС, в которых действовали библиотечные пункты выдачи. Для незрячих сокращается зона досягаемости библиотечного обслуживания. Создавшаяся ситуация побудила библиотеку для слепых к развитию сотрудничества с муниципальными библиотеками. Хочется сказать слова благодарности нашим коллегам Кунашакского, Аргаяшского, Троицкого районов, городов Златоуста, Кыштыма, которые откликнулись на наш призыв к организации интегрированного библиотечного обслуживания инвалидов по зрению. Практика показала, что одного желания библиотекарей недостаточно для эффективного развития интегрированного обслуживания. Особенности незрячих читателей требуют от библиотекарей особых знаний, умений и навыков, дополняющих традиционную систему обслуживания. Необходимы новые подходы в организации пространства современной публичной библиотеки и оснащение тифлоприборами.

Но решение материального обеспечения библиотек и изменения в профессиональной подготовке библиотечных кадров тоже не решат проблемы в полной мере. Необходимо подготовить общество в целом для проведения процесса интегрирования, только тогда интеграция инвалидов в общество будет безболезненной и успешной. Городские фестивали книги и чтения «Давайте читать вместе!», проводимые в содружестве с муниципальными библиотеками, ломают устойчиво сформированное в обществе представление о том, что инвалиды по зрению – неполноценные люди, нуждающиеся в постоянной помощи со стороны зрячих. «Слепота – не приговор, а призыв к действию»,– таков главный девиз в мире незрячих. В ходе фестиваля мы через фото– и видео– презентации, через встречи с живыми героями знакомим гостей фестиваля со слепыми резчиками по дереву, с танцорами, певцами, поэтами, с разносторонне образованными людьми разных профессий. Они не нуждаются в жалости. Они надеются на то, что общество изменит и адаптирует инфраструктуру с учётом их возможностей, обеспечит транспортную и информационную доступность и, наконец, будет проявлять внимание к их насущным проблемам. Думается, что только совместными усилиями мы сможем обеспечить реализацию гражданского права инвалидов на равный доступ к информации. «Книга есть то связующее звено, которое соединяет слепого со зрячим, – говорила А.А. Адлер – Научить читать слепых и составить хорошую библиотеку для их употребления есть первые задачи, к осуществлению которых надо стремиться».

В.Н. Макаров

Год чтения в Челябинской области

Сегодня мы можем констатировать очень важные явления в культуре и в жизни нашего общества, которые становятся предметом национальной политики и серьезного государственного подхода.

Это – поддержание и приумножение богатства русского языка и печатного русского слова.

Это – высказанное Президентом РФ в послании Федеральному Собранию предложение, оказать всемерную государственную поддержку деятельности и модернизации библиотек страны, как важных социальных институтов чтения и информации. Впервые на таком высоком уровне есть понимание, что библиотека и чтение являются важным инструментом интеллектуального потенциала нации и духовного развития подрастающего поколения. Наконец, мы имеем обнародованную «Национальную программу поддержки и развития чтения» – документ, раскрывающий механизм практической реализации этой важной государственной задачи.

Библиотеки Челябинской области, как культурные и образовательные центры, вносят весомый вклад в развитие культурного и духовного потенциала населения области, что составляет основу её современного динамичного развития. Именно поэтому библиотечное дело всегда находится под особенным вниманием Губернатора, Правительства и Законодательного Собрания области.

Сегодня в систему государственного библиотечно–информационного обслуживания области входит 908 государственных библиотек с фондом более 18 млн. экземпляров изданий и выдачей более 30 млн. экз. в год. Их читателями является 38 % населения области. Кроме того, успешно функционирует сеть вузовских, школьных библиотек и других ведомств.

Деятельность государственных библиотек ежегодно поддерживается целевыми средствами областного бюджета, направляемыми на их дальнейшую модернизацию и пополнение фондов новой литературой. Это более 850 тысяч новых книг ежегодно, в том числе художественная, справочная, отраслевая и краеведческая литература, а также книги для детей и юношества. При этом мы ставим и решаем задачу не формального наращивания библиотечного фонда, а его кардинальное обновление.

Реализуется проект «Точка опоры», который позволил обеспечить выход в Интернет всем центральным библиотекам. В результате, в области сегодня действует единая информационная библиотечная сеть, открывшая населению доступ к отечественным и мировым информационным ресурсам. Путем объединения средств областного и муниципальных бюджетов идет процесс целенаправленной информатизации городских и сельских библиотек. На сегодня в библиотеках области парк компьютеров составляет 917 единиц, доступ в Интернет имеют 84 библиотеки. Объем имеющихся собственных баз данных составляет более 3 млн. записей.

Библиотеки городов и районов области ведут большую содержательную работу по социально значимым программам и проектам, которые находят всемерную поддержку местных администраций, общественных организаций и бизнес – структур. Социальное партнерство – главное условие реализации этих проектов. Нет возможности их все назвать – их много, направленных на экологическое просвещение жителей, изучение своего края, стимулирование читательской активности, на решение социальных проблем своих территорий и т. д. Причем, в них вовлекаются разные категории жителей: дети, взрослые, целые семьи, духовенство и т. д. В работе с населением практики библиотечного дела находят очень яркие, нестандартные формы и рычаги стимулирования читательской активности, поэтому мы имеем сегодня образцы действительно уникальных, очень эффективных мероприятий по продвижению книги и чтения. Примеров тому много. Так, целевая областная программа «Секреты для взрослых или как стать родителями читающего ребенка», в которую были вовлечены почти все города и районы, успешно завершилась областным фестивалем читающих семей в г. Коркино – ярким, запоминающимся праздником детей и родителей, в котором приняло участие 30 семей из 19 территорий. Ежегодно в повседневной практике работы библиотек эффективно используются многочисленные читательские конкурсы, читательские рейтинги, Дни знаний, книжные акции и другие интересные формы пропаганды книги.

Новый импульс, новое содержание в эту традиционную работу библиотек и небывалый размах её в области внес 2007 год, объявленный «Годом чтения в Челябинской области» по постановлению губернатора П.И. Сумина. Этот крупный проект реализуется сейчас в нашей области в рамках и в соответствии с целями и задачами «Национальной программы поддержки книги и чтения». Инициаторами и организаторами проекта стали Министерство культуры Челябинской области, Челябинская государственная академия культуры и искусств и четыре областные библиотеки – методические центры.

Проект стал крупномасштабным, так как в него, кроме библиотек, включились и объединили свои усилия и другие структуры в пространстве книги и чтения: система образования, организации книжной индустрии и книгораспространения, средства массовой информации. Главное, что он реализуется во всех территориях области при значительной поддержке муниципальной власти. На наш взгляд, именно такая консолидация сил, участвующих в формировании чтения, способна переломить ту ситуацию падения интереса к чтению, которая, к сожалению, наблюдается сегодня в стране, в том числе и в нашей области.

Программа проводимых мероприятий по продвижению чтения в Год чтения в Челябинской области очень насыщена, разнообразна по содержанию и формам. К примеру, было объявлено только 16 областных творческих конкурсов:

– на лучшую издательско–полиграфическую продукцию;

– на лучшего читателя «Лу–Чик» и «Читать престижно»;

– конкурсы детских творческих работ «Сочиняем вместе с Линдгрен»;

– конкурс молодых литераторов «Ступени»;

– детский конкурс «Вместе книгу времени откроем»;

– литературный конкурс молодых «Пора любви и грусти нежной»;

– интеллект–конкурс по краеведению «Знай наших»;

– конкурс на лучший библиотечный проект «Читать – значит творить» и другие.

Именно книжные конкурсы среди детского и юношеского читателя дали большой всплеск их активности и заинтересованности в книге. В них приняло участие 5 тысяч ребят из разных уголков нашей области.

Повсеместно прошли благотворительные библиотечные акции:

– «Книга в дар библиотекам»;

– «Буккроссинг – новый импульс»;

– «Библиотека вне стен» и др.

Они привлекли внимание населения к фондам библиотек, дары позволили открыть немало дополнительных пунктов выдачи книг. Но, пожалуй, самыми яркими событиями этого года стали крупномасштабные фестивали книги и чтения, которые собирали тысячи людей в Челябинске (на Кировке), в Трехгорном, Кыштыме, Аше и других городах. Они состоялись как настоящие праздники книги на открытых, самых престижных городских площадках: в театрах, на площадях, на главных улицах, в парках.

Усилиями библиотек, издателей, книготорговцев, творческих союзов, школ удалось привлечь большое количество жителей к участию в этих настоящих книжных шоу. В их проведении приобретен новый опыт нашими библиотеками. Много нестандартных форм работы использовали библиотекари впервые в этом году вне стен библиотек: читательские марафоны, интеллектуальные книжные салоны, книжные десанты, «Читающий троллейбус», который работает на одной из линий Челябинска, библиомаршрутка областных библиотек под названием «Книжные новинки – Челябинской глубинке» – для продвижения книги в сельские районы и малые города. Эти и многие другие творческие находки наших библиотекарей направлены на реализацию главной цели: повышение статуса книги, формирование читательских интересов особенно у детей и юношества. В работе с этой категорией значительно оживилась и деятельность школьных библиотек. Они работают в 11094 школах области. Школьная библиотека для многих детей сегодня является первой библиотекой в их жизни и, поэтому на неё ложится огромная ответственность за воспитание читателей для всех типов библиотек. В связи с этим, Министерство образования и науки совместно с муниципальными органами управления образованием, педагогической, родительской общественностью провело в рамках Года чтения различные акции и мероприятия по привлечению школьников к чтению. Среди них: Педагогический форум и Педагогический марафон с участием редакторов методических журналов, выставка «Образование и карьера: шаг в будущее. Книга – 2007» с участием ведущих издательств России и Уральского региона, фотоакция «Читать всегда – читать везде» (60 школ) и многое другое. Инновационным направлением формирования у детей и юношества информационной и читательской культуры стал медиа – лекторий на основе использования коллекций электронных изданий.

Библиотечная практика показывает, что положительные эмоции, пережитые в ходе библиотечного мероприятия, вызывают в ребенке желание вернуться к книге, ещё раз посетить библиотеку, обсудить с друзьями прочитанное, участвовать в работе читательского актива. И тогда он становится постоянным посетителем читального зала.

Год чтения в нашей области положил начало развития интегрированного библиотечного обслуживания инвалидов и людей с ограничением изнедеятельности, для которых особенно необходимо приобщение к миру знаний и культуры для ощущения полноценности жизни. Совместная работа специальных и массовых библиотек с учреждениями социального обеспечения, реабилитационными центрами имеет много направлений. Это и поставка специальной литературы в территории; привлечение в библиотеку инвалидов, где для них организуются громкие чтения, вечера встреч, клубы по интересам, конкурсы, направленные на создание, например, тактильной (рукодельной) книги для незрячих; благотворительные акции по сбору книг.

Хотелось бы подчеркнуть участие средств массовой информации области в популяризации образа Человека читающего, как главного условия успеха в жизни и карьере. В течение года в газетах, на радио и телевидении прошла серия сюжетов и передач на эту тему. Они активно освещают главные мероприятия Года чтения (только газетных публикаций уже более 50). Жители области с интересом слушали регулярные радиопередачи о чтении известных людей, программу с участием областной детской библиотеки «Я расту», «Брось все и читай». В конкурсе СМИ на лучшее освещение нашего проекта в прессе признана победителем газета «Златоустовский рабочий». Ход Года чтения широко отражается также на официальных городских и библиотечных сайтах.

Важной составляющей нашего проекта является система мониторинга в пространстве чтения, научно – методическое и кадровое обеспечение в сфере чтения. Эту задачу выполняют областные библиотеки как научно– методические центры и Челябинская государственная академия культуры и искусств как научное и учебное заведение. Их усилиями разрабатывается концепция поддержки детско–юношеского чтения. В течение года осуществляется социологическое исследование «Книга и чтение в жизни горожан», ведется изучение регионального книжного рынка Челябинской области.

Ряд крупных мероприятий областных библиотек методического плана были направлены на повышение профессионального уровня библиотекарей, работающих с книгой и читателем. Это первый областной слет «Молодые в библиотечном деле», школа «Год чтения в Павленковской библиотеке», серия семинаров и круглых столов по эффективному чтению. Так в октябре в Центральной городской библиотеке Челябинска, на областном круглом столе «Поддержка чтения: проблемы и перспективы» состоялся обмен опытом библиотекарей всех территорий области, прошло обсуждение передовых методик работы по продвижению книги, намечены пути дальнейших действий библиотек в этом направлении.

Финансовое обеспечение проекта Года чтения позволило впервые подготовить и провести широкую и разнообразную рекламу его мероприятий. В едином стиле изготовлена печатная и сувенирная продукция для распространения среди участников конкурсов, акций и праздников, а так же для размещения на улицах, в транспорте и т.д.

Широкомасштабный проект «Год чтения в Челябинской области» заканчивается. В намеченном объеме работ года он будет полностью реализован. Но уже сейчас мы можем сделать для себя предварительные выводы, определить в какой степени мы выполнили поставленные задачи, какую реальную пользу он принес.

Во–первых, мы рассматриваем Год чтения не как разовый проект и единовременную акцию, а как старт долговременной серьезной работы по решению важной социальной задачи на ближайшие годы.

Далее, мы видим, что именно системность, комплексность работ и региональный охват дают видимые позитивные результаты.

Ясно, что реализация таких крупномасштабных проектов невозможна без консолидации сил и партнерства всех институтов – участников книжного дела и формирования чтения: библиотек, системы образования, издателей и книгораспространителей, СМИ, общественных и государственных структур. Все они используют свои возможности и средства для достижения общей цели.

Особенно хотелось бы подчеркнуть ведущую роль библиотек в ходе реализации Года чтения. Именно библиотечные работники были наиболее способны, творчески активны и организованны. Библиотеки являются стержнем и координаторами всех мероприятий проекта.

Хорошим результатом можно считать, что реализована областная акция «Миллион новых книг – библиотекам области». За счет средств областного и муниципального бюджетов были значительно обновлены фонды центральных и сельских библиотек. Это 600 комплектов из 120 экз. высокохудожественных книг 7–го каталога «Сельской библиотеки», 667 комплектов книг для детей и юношества 2–го этапа проекта «Внеклассное чтение». Сейчас формируется комплект краеведческой литературы с книгами наших земляков. Активизировалось само население по дарению книг в фонды библиотек, а это тысячи книг.

В Год чтения в сельских районах открывается 22 модельные библиотеки, фонд каждой из них пополнится книгами на 100 тыс. рублей, 95 тыс. рублей направляется на приобретение оргтехники и компьютеров, средства выделены из областного бюджета. Это полностью обновленные и технически оснащенные библиотеки современного уровня. Считаем, что это – серьезный результат проекта. Такая поддержка сельских библиотек правительством области с равным участием муниципалитетов будет продолжена и в следующем году. На селе таких библиотек будет уже 47.

Показателем социальной эффективности Года чтения можно рассматривать популярность у населения проведенных мероприятий, участие в них большого количества людей, особенно детей и молодежи, у которых укрепился позитивный образ библиотеки. При этом шло массовое формирование общественного сознания о ценности и значимости чтения и книжной культуры. В результате, повысился уровень информированности людей о лучших изданиях наших местных авторов и книгах о крае, о лучших художественных произведениях российских и зарубежных писателей.

То, что библиотеки глубоко и дифференцированно работают с разными слоями и группами населения с учетом их читательских и жизненных интересов, обязательно даст позитивный результат. Можно ожидать увеличение числа читателей и посещений в библиотеках: детей и их родителей, молодежи, пенсионеров. Информация, поступающая сейчас из библиотек области (г. Златоуст, г. Коркино и др.), подтверждает эти ожидания.

Продолжающийся мониторинг библиотечного обслуживания, подведение итогов социологических исследований и рейтингов чтения в конце года покажут реальный уровень культуры чтения населения нашей области. Эти результаты будут положены в основу дальнейшей работы по продвижению книги уже на следующем этапе, поэтому то, что сделано в этот Год чтения, – это только начало.

Уверен, что при целенаправленной систематической деятельности всех заинтересованных институтов книжного дела и чтения в нашей области удастся переломить негативные явления в книжной культуре и сформировать у населения устойчивый читательский интерес.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Искусство толкования часть первая

    Документ
    Искренность подкупает. А в театральном искусстве ей принадлежит едва ли не решающая роль. И на вступительном экзамене в театральную школу и при воплощении сложнейшего образа мировой драматургии прославленным мастером первое, что привлекает,
  2. Искусство в дельте альтернативной культуры

    Документ
    Причины, вызывающие образование дельты – большое количество осадкой, несомых рекою, слабое действие приливов и отливов и отсутствие или слабость течения вдоль берегов, незначительная глубина реки, понятие берегов или отступание моря.
  3. Искусство конец 19 века начало 20 века

    Документ
    Процесс перехода от домонополистического капитализма к империализму начался еще в 60—70-х годах 19 века, когда в ряде стран была достигнута высшая ступень в развитии промышленного капитализма и свободной конкуренции.
  4. Искусство Возрождения в Италии

    Биография
    У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество и зре­лость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой
  5. Искусство речи на суде

    Документ
    Автор - опытный судебный деятель, верный традициям лучших времен Cудебной реформы,- вложил в свой труд не только обширное знакомство с образцами ораторского искусства, но и богатый результат своих наблюдений из области живого слова в русском суде.
  6. Искусство первобытного общества

    Документ
     . Основные этапы и памятники живописи, скульптуры и архитектуры эпохи палеолита, неолита. Культуры бронзового века. Основные этапы и памятники. Эволюция изобразительных форм.

Другие похожие документы..