Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Для того чтобы вы не забыли свой ответ, я предлагаю каждому из вас нарисовать свой ответ на вопрос «О чём главная мысль произведения?». (Дети рисуют н...полностью>>
'Урок'
А счастье было так возможно… Права ли Татьяна? (Анализ 8 главы) Тамонова Н.С., учитель русского языка и литературы ЦО № 1943 1)Цель урока: на основе ...полностью>>
'Учебник'
Задание 2. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии, приведите примеры того, как специализация районов и стран в межрайонном и междунаро...полностью>>
'Инструктивно-методическое письмо'
Основной задачей иноязычного школьного образования в XXI веке стало создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой лич...полностью>>

Хроника Волжского района канала Москва-Волга с 1931 по 2007 гг

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Народный комиссар внутренних дел Союза ССР

Генеральный комиссар государственной безопасности Ежов

(ГА РФ Ф. Р-9401. Оп.9. Д. 803. Л. 125. Типографский экземпляр).

Краткая справка.

КАЦНЕЛЬСОН ЗИНОВИЙ БОРИСОВИЧ (1892-1938 гг.)

Родился в семье ремесленника (мелкого комиссионера). Еврей. В коммунистической партии 1917 года. Образование: гимназия и 4 курса юридического факультета Московского ун-та, школа прапорщиков.

В органах ВЧК—ОГПУ—НКВД: с 1918 года. С 1934 года по 1937 год заместитель наркома внутренних дел УССР, приказом НКВД СССР № 651 от 29 апреля 1937 года назначен заместителем начальника строительства канала Москва-Волга и начальником Дмитровского ИТЛ НКВД.

Арестован 17.07.37 года; приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР 10.03.38 к высшей мере наказания (ВМН). Расстрелян. Определением ВКВС СССР 09.07.57 приговор отменен и дело прекращено за отсутствием состава преступления. Реабилитирован.

Звание: комиссар ГБ 2 ранга.

Награды: награжден орденом «Боевого Красного Знамени», двумя знаками «Почетного чекиста».

8 мая. В составе МВС было организовано Управление эксплуатации канала, начальником и главным инженером которого был назначен Александр Николаевич Комаровский.

Приказ НКВД СССР № 188 от 08.05.1937 года

«Об образовании Управления эксплуатации канала Москва-Волга».

В соответствии с постановлением правительства от 9 апреля 1937 года ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Образовать в составе строительства канала Москва-Волга Управление эксплуатации канала.

2. Начальником Управления эксплуатации и главным инженером назначить тов. Комаровского А.Н.

3. Моему заместителю тов. Берману М. Д. установить структуру, штат и персональные замещения руководящего состава Управления эксплуатации канала Москва-Волга.

Народный комиссар внутренних дел Союза ССР

Генеральный комиссар государственной безопасности Ежов

(ГА РФ. Ф.Р-9401. Оп.1а. Д. 17. Л. 165. Типографический экземпляр)

Краткая справка. Комаровский Александр Николаевич (1906-1973 гг.)

Уроженец города Ленинграда, русский, образование высшее окончил Московский институт инженеров транспорта. Доктор технических наук, профессор. В 30-е годы занимал ответственные должности на строительстве канала Москва-Волга, Куйбышевского гидроузла. Во время Великой Отечественной войны (1941-45 гг.) был командующим 5-ой саперной армии, начальником Главного управления обороны строительства Народного комиссариата обороны. С 1955года по 1972 года заместитель Министра среднего машиностроения СССР и заместитель Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск.

Награжден: семью орденами «Ленина». Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной и Ленинской премий.

30 апреля. Теплоходы флотилии в сопровождении флотилии небольших судов и катеров вышел в первый рейс по каналу. Флотилия в тот же день прибыла в г. Дмитров. Сегодня в 10 часов утра флотилия канала Москва-Волга вышла из аванпорта в Химки. В первом историческом рейде по каналу участвуют теплоходы: «Иосиф Сталин», «Михаил Калинин», «Вячеслав Молотов», «Клим Ворошилов», катера «Каманин» и буксирный пароход «Стаханов». На борту их первые пассажиры – лучшие строители нового «водного пути» и делегаты фабрик и заводов Москвы, Ленинграда, Горького и других городов.

1 мая. Торжественная встреча первой флотилии и митинг в Дмитрове. В то же день флотилия отправилась в сторону Москвы.

1 мая. Арестован начальник Волжского района Быховский Сергей Матвеевич.

1 мая. На первом теплоходе «Иосиф Сталин» по каналу Москва-Волга выехали в Москву, вместе с другими ударниками, пять лучших представителей Кимрского района. В числе их стахановец фабрики «Красная Звезда» Никифоров Николай Георгиевич;

Председатель Аннинского сельсовета Козлов Степан Александрович – колхозы этого сельсовета первыми в районе заканчивают сев;

Воронцова Анна Спиридоновна – стахановец Савеловского механического завода;

Гречкин Петр Михайлович стахановец пахарь колхоза «Победа» Башаринского сельсовета, норму выполняет на 200 % и Ельников Иван Герасимович – председатель Алексинского колхоза Бреховского сельсовета. Его колхоз первым в районе окончил сев

2 мая. К Химкинскому речному вокзалу подошла первая флотилия канала Москва-Волга. Ровно в 12 часов флагманское судно - волжский теплоход «Иосиф Сталин» остановился у пристани. Тысячи трудящихся Москвы встречала первую флотилию судов. Среди встречавшихся товарищ Хрущев, нарком водного транспорта товарищ Пахомов, начальник строительства канала товарищ Берман, товарищи Филатов, Булганин, Богомолов.

На состоявшемся митинге единодушно принято приветствие инициатору и вдохновителю строительства канала товарищу Сталину, в котором говорится:

«В день великого международного праздника пролетарской солидарности мы, представители трудящихся Москвы, строители канала Москва-Волга, собрались для встречи первых волжских судов, пришедших в нашу красную столицу по новому водному пути. В это радостный день мы шлем Вам, великому вождю трудящихся всего мира, организатору и вдохновителю всех наших побед, нашему другу и учителю свое слово горячего большевистского привета. Всего несколько лет тому назад Центральный Комитет ВКП (б) принял по вашей инициативе историческое решение о создании московско-волжского водного пути, о сооружении канала Москва-Волга, как важнейшей составной части реконструкции пролетарской столицы. А сегодня канал Москва-Волга является реальной действительностью, и по новому водному пути уже прошли первые волжские пароходы. Великая русская река Волга по воле большевиков повернула к Москве- столице родины социализма».

4 мая. Начальник Волжского района Быховский Сергей Матвеевич освобождается от работы и исключается из списков личного состава в связи с арестом.

Приказ № 237 от 4 мая 1937 года

по Управлению строительства канала Москва-Волга.

Освобождается:

Начальника Волжского района т. Быховского С. М.

Назначается:

Начальником Волжского района т. Соколов Василий Логвинович.

Начальник строительства канала Москва-Волга

Комиссар Г. Б. 3 ранга М. Берман.

Краткая справка Соколов Василий Логвинович (1897-1943 гг.)

Родился 26 апреля 1897 года в Самарской губернии в деревне Бобровино. Русский. По происхождению из крестьян. Образование низшее. Служил в царской армии в артиллерии. Участвовал в Гражданской войне. Член ВКП (б) с 15 апреля 1929 года.

В органах ВЧК-ОГПУ с 20 августа 1927 года.

На строительстве канала Москва-Волга работал с 1933 года по 1937 год. По окончанию строительства канала начальник Волжского района старший лейтенант государственной безопасности Соколов В. Л. награжден орденом «Трудового Красного Знамени».

В дальнейшем Соколова В. Л. переводят на работу в Управление по военнопленным. 3-ого июня 1943 года Соколов Василий Логвинович исключен из списков личного состава за смертью. Приказ № 1901 по НКВД от 20 сентября 1943 года

5 мая. Помощником начальника Волжского района назначается лейтенант Государственной Безопасности Димза Вольдемар Ансович.

Краткая справка. Димза Вольдемар Ансович.

Родился в 1894 году в Курлянской губернии. Национальность латыш. По происхождению крестьянин. Образование сельская школа и 2 класса городского училища

Член ВКП (б) с 1917 года. Имел партвзыскания: выговор в 1931 году, снят в 1939 году. Служил в царской армии с 1915 по 1917 год младшим писарем.

В РККА с 1918 по 1919 год. В органах ВЧК с 1921 года. С 1932 по 1938 год в Дмитровском исправительно-трудовом лагере. С 1937 года помощник начальника Волжского района и начальник участка «Техника». С 1938 года начальник Волжского участка. По окончанию строительства канала Москва-Волга награжден орденом «Красная Звезда». 11 июля 1938 года откомандирован в ОК ГУЛАГа НКВД СССР. 19 июля 1946 года уволен из органов НКВД СССР за использование своего служебного положения в корыстных целях

8 мая. Приказ начальника строительства канала Москва-Волга Бермана о реорганизации районов. Район «Техника» реорганизуется в участок и входит в состав Волжского района. Помощник начальника Волжского района и начальник участка Техника назначен Димза В. А. Помощником начальника работ в Волжском районе назначается Берхман Я. И.

10 мая. Образован Волжский участок эксплуатации канала.

Приказ № 300 от 10 мая 1937 года

ОБРАЗОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ КАНАЛА МОСКВА-ВОЛГА.

Волжский участок эксплуатации был организован в количестве – 105 штатных единиц; из них матросов, рабочих и обслуги транспортом – 37.

Приказ № 306 по Управлению строительства.

Волжским эксплуатационным участком начальником участка назначен Крипайтис, зам начальником управления Курдюмов, помощником начальника по гидросооружениям Руднев, помощником начальника участка по правому берегу (шлюз№ 1, аванпорт и т. д.) товарищ Соломахин, заместителем начальника шлюза №1 по эксплуатации Бондарев.

Рядом с сооружениями Волжского гидроузла возник поселок Большая Волга. На Волжском узле было построено 59 зданий, из которых 38 жилых зданий предназначались для работников узла.

21 мая. Начальник строительства монументов по совместительству становится Мачтет Георгий Николаевич.

Приказ № 288 от 21 мая 1937 года

по Управлению строительства канала Москва-Волга.

1. Начальником строительства монументов назначить по совместительству начальника работ Волжского района тов. Мачтет Г. Н.

2.Заместителем начальника архитектурно-строительного отдела тов. Першину установить повседневное наблюдение за работой АСО по строительству монументов.

3.Тов. Кагнеру, совместно с тов. Першиным и тов. Матчет, разработать систему премирования лучших гранитчиков и лично следить за своевременным финансированием строительства монументов.

4. Заместителю начальника ОТС тов. Долгову под личную ответственность обеспечить первоочередное снабжение всем необходимыми материалами строительства монументов.

Начальник строительства канала Москва-Волга

Комиссар Государственной Безопасности 3-го ранга.

М. Берман

(ГФ Фонд 9489, опись 2 ед. хр. 101).

31 мая канал Москва-Волга посетила делегация Московской партийной конференции. Ровно в 11 часов утра специальный состав поезда двинулся из Дмитрова к станции Большая Волга – к «Московскому морю». Больше тысячи участников интереснейшей экскурсии заполнили вагоны. Среди них секретарь МК ВКП (б) товарищ Хрущев, председатель Моссовета Булганин, председатель Мособлисполкома Филатов и секретарь ЦК ВП (б) Узбекистана Икрамов.

7 июня вышло Постановление СНК СССР № 908 «О работе канала Москва-Волга». Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

Для обеспечения в соответствии с постановлением СНК СССР от 9 апреля 1937 года нормальной эксплуатации канала Москва-Волга с 1-ого июля сего года поручить Наркомводу (т. Пахомову) и НКВД (т. Берману) приступить с 15 июня сего года к опытной эксплуатации канала, для чего:

2. Обязать Наркомвод (т. Пахомова) и НКВД (т. Бермана):

а) в 5–дневный срок совместно разработать график движения судов (пассажирских и грузовых) по каналу;

б) в 3-дневный срок установить период поддержания глубин не менее 1 метра на участке Иваньково-Рыбинск для пропуска судов на Волгу;

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов.

Управляющий делами СНК Союза ССР М. Арбузов.

(ГА. РФ Ф. Р-54446. Оп. 1. Д. 132. Л. 60-61. Подлинник).

8 июня начинается опытная эксплуатация судов между Москвой и Калининым. Ежедневно, строго по расписанию будут курсировать четыре 700-сильных теплохода «Иосиф Сталин», «Вячеслав Молотов», «Михаил Калинин», «Клим Ворошилов». Предполагается, что расстояние между обоими городами – 238 километров теплоходы будут проходить за 19 часов 30 минут. На шлюзование отводится по 18-20 минут.

17 июня. Открытие пассажирского сообщения на канале Москва-Волга. Северный порт столицы принял 15 июня первых пассажиров канала Москва-Волга. Первым отправляется в рейс теплоход «Клим Ворошилов». В 12 часов 30 минут он снимается с якоря и берет курс на Дмитров. Следом, за ним выходит теплоход «Вячеслав Молотов». Новая пассажирская водная линия Москва-Дмитров открыта. Точно по расписанию, в 14 часов, отчаливает теплоход «Иосиф Сталин». Флагманское судно флотилии канала выходит открывать новую пассажирскую водную магистраль Москва-Калинин.

23 июня. На сооружение монументов была закончена работа по отделки голов. Бригадир Ф. И. Мамченков мастерски организовал работу по отделки головы монумента Ленина. Камнетесы его бригады успешно справились с порученной им задачей, закончив весьма сложные работы на 8 дней раньше установленного срока. Отлично работает бригада Я. В. Булкина. Голова монумента Сталина закончена на 6 дней раньше установленного срока. Обе бригады переключаются на обработку рук и плеч монументов.

25 июня. Для Ивавньковских колхозников состоялась экскурсия на теплоходе по каналу Москва-Волга и Московскому морю. Вот воспоминание об этой экскурсии. Сегодня, (25) в яркий июньский день, когда великая стройка в основном уже закончена, руководители строительства Волжского района канала Москва-Волга пригласили к себе в гости все население Иваньковского колхоза. В аванпорте у красивого дебаркадера колхозников ожидал разукрашенный разноцветными флагами пароход «Упорный». Палуба парохода ожила. Сюда собралось свыше 200 колхозников, колхозниц и их детей. После завтрака послышался отрывистый гудок, и в 2 часа дня под звуки духового оркестра пароход тронулся. На палубе оживлено. Колхозники внимательно обозревают широкое водное пространство. Перед пассажирами открывается замечательная картина. По обеим сторонам канала зеленый лиственный лес. Впереди виднеется красивое высокое здание маяка и сооружения аварийных ворот. Пароход проходит там, где еще недавно рос густой старый лес. - Вот здесь, сюда мы ходили за грибами, много росло груздей, - рассказывает колхозница Мария Сергеевна Широкова. У всех присутствующих оживленные радостные лица. Молодая колхозница Леля Мишурова лихо запевает:

От Москвы до самых до окраин

С южных гор до северных морей,

Человек проходит, хозяин

Необъятной родины своей.

Детские голоса дружно подхватывают:

Всюду жизнь и вольно и широко

Точно Волга полная течет,

Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почет.

Песня подхватывается и пассажирами нижней палубы, а через минуту весь пароход поет:

Широка страна моя родная

Много в ней лесов, полей и рек

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

Песня окончена. С верхней палубы говорит заместитель начальника Волжского района товарищ Крипайтис: «Вы все знали большую соседнюю Сестру-реку, так вот, сейчас мы ее пересекаем, она загнана в трубы и теперь течет уже внизу под каналом», На вахте капитан парохода дает команду «тихий ход», пароход развертывается и ложится на обратный путь. По-прежнему на пароходе оживленные разговоры, раздаются веселые песни. Оркестр играет плясовую, колхозницы Широкова и Мишурова пускаются в пляс. Колхозник Александр Федотов рассказывает: - Видишь, какой красивый лес, а ведь все эти леса прежде были в руках богатеев Закамычкиных да Назаровых. В пользовании всей нашей деревни до революции было всего 10 десятин леса, и то церковный староста Графов так обделил мужиков, что за водку захватил весь лесок. Пароход входит в открытое «Московское море» и берет курс в сторону Калинина. Впереди на несколько километров раскинулась зеркальная водная гладь, далеко-далеко виднеются точки, это рыбацкие лодки. Любопытство пассажиров все возрастает. 65-–летняя колхозница Елизавета Петровна Гордеева, окруженная внучатами, внимательно всматривается в синеву волжской дали, и рассказывает детям: - В Иванькове я прожила 44 года и от роду такой воды не видала. Вот сюда, к Домкину, бывало, за ягодами ходили, а теперь, гляди море, самое настоящее море? – Вот здесь, - показывая рукой, говорит колхозник Федотов, - было наше поле под названием «Собачка». Внизу на палубе между колхозниками разгорается дружеский спор. Одни доказывают, что вот на том месте когда-то была деревня Федоровка, а недалеко от нее село Никольское, другие возражают. И действительно, трудно распознать на воде, что было там, где сейчас дно «Московского моря». 20 километров прошел пароход. Затем он возвращается обратно и причаливает к левому берегу плотины. Экскурсия идет на Иваньковскую плотину. Внизу полевую сторону проходит старое русло Волги – это маленький ручеек по сравнению с «Московским морем». На берегу моря около подножья высоких лесов, где скоро будет воздвигнут 25 –метровый монумент гранитной фигуры В. И. Ленина, собрались в кружок экскурсанты. Начальник Волжского района товарищ Соколов открывает митинг, и первое слово предоставляет ветерану Волги, своему заместителю товарищу Крипайтису.

- Вы помните, в 1933 году вот на этих местах, когда на берегу старого русла Волги мы с вами проводили собрания, говорили, что через четыре года здесь будет большое море. Вспомните, тогда некоторые из вас не верили в это. А вот теперь вы сами убедились, что это не выдумка, а большевистская действительность Большевики выполнили свои обязательства. Слова товарища Крипайтиса покрываются аплодисментами. Выступает секретарь Кимрского райкома партии товарищ Денисов. Мы, кимряки, гордимся тем, что эти величайшие сооружения выросли в нашем районе, а Иваньковская плотина названа вашим именем. Здесь, на митинге колхозники заявляют: -Мы очевидцы этих великих строек, они выросли на наших глазах, мы будем их беречь и защищать. Как один подпишемся на заем укрепления обороноспособности нашей великой Родины, Митинг окончен. Колхозники осмотрели сооружения шлюзов. И когда солнце заходило за горизонт, экскурсия возвращалась домой.

26 апреля. Из Сормовского завода прибыл красиво архитектурно оформленный плавучий дебаркадер для пристани «Московское море».

В ночь с 26 на 27 апреля в Волжский район прибыли из Сормово три буксирных парохода «Алексей Стаханов», «Метро» и «Статистик».

4 июля Опубликовано постановление СН СССР и ЦК ВКП (6) о канале Москва-Волга. «Об окончании строительства канала Москва-Волга»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР И ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ВКП (б)

Заслушав, доклад Начальника строительства канала Москва-Волга тов. Бермана М. Д. и Председателя Правительственной Комиссии по приему канала Москва-Волга тов. Гинзбурга С. Э., Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП (б) постановляют:

1. Одобрить доклад правительственной Комиссии по каналу Москва-Волга и признать строительство канала законченным, а канал готовым к эксплуатации.

2. Открыть канал Москва-Волга для пассажирского и грузового движения с 15 июля 1937 года.

3. Объявить благодарность Народному Комиссариату Внутренних Дел и всему коллективу строителей канала Москва-Волга за образцовое выполнение правительственного задания.

4. Предложить Народному Комиссару Внутренних Дел т. Ежову представить свои соображения о награждении строителей канала Москва-Волга.

Секретарь Центрального Комитета ВКП (б)

И. Сталин.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Московская битва в хронике фактов и событий предисловие

    Документ
    Человечество всегда хранит в своей памяти события, в которых решалась его судьба. В их ряду важнейшее место занимает Московская битва — самая крупная битва Великой Отечественной и всей Второй мировой войны, втянувшая в свою орбиту более 7 млн чел.
  2. Страницы отечественной истории: 1917-1941 гг. Хрестоматия Ставрополь 2009

    Документ
    Сложные внутриполитические, международные, экономические и социальные процессы первых десятилетий Советской власти вызывают неоднозначные трактовки и интерпретации в исторической науке и в обществе.
  3. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (1)

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции 16 – 18 октября 2008 года / Под.
  4. Николай Прислонов дубна-2012 Календарь знаменательных дат Тверь Издательство Волга 2012

    Документ
    Автор благодарит за помощь в издании календаря памятных дат на 2012 г.ОАО «ГосМКБ “Радуга” им. А.Я. Березняка» (В.Н. Трусов), Объединенный институт ядерных исследований (В.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине для социально-экономического, финансового, юридического факультетов уфа 2007

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Отечественная история», требования Государственного стандарта по дисциплине «Отечественная история», структура предмета, тематические планы лекционных,

Другие похожие документы..