Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
N 38 "Об утверждении Перечня видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов", и учитывая за...полностью>>
'Документ'
Анализ крови общий (3 раза при хирургическом лечении: до операции, на 2-й день по­сле операции, за 2 дня до выписки; при лучевом лечении и химиотерап...полностью>>
'Программа курса'
Курс «Политическая география» предназначен для студентов первого курса факультета политологии (он является обязательным для всех студентов, вне завис...полностью>>
'Закон'
Налоговая система представляет собой совокупность определяемых законодательством правил исчисления , уплаты налогов и организации контроля за соблюде...полностью>>

Концепция перехода республики таджикистан к устойчивому развитию содержание

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Таджикистан

от 01 октября 2007 года, №500

КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕХОДА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН


К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

























СОДЕРЖАНИЕ

Утверждена 2

постановлением Правительства 2

Республики Таджикистан 2

от 01 октября 2007 года, №500 2

КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕХОДА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН 2


К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ 2
























2

СОДЕРЖАНИЕ 3

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРАНЕ 6

ПРЕДИСЛОВИЕ 8

I. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ 12

Эмомали Рахмон. 16

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕРЕХОДА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ 16

2.3. Принципы и методология разработки концепции 20

2.4. Реализация принципов устойчивого развития в Таджикистане 22

3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАНА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ 25

3.3. Основные задачи 29

Процесс перехода к устойчивому развитию для Республики Таджикистан будет осуществляться в три этапа. 30

4. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕРЕХОДА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ 32

4.1. СОКРАЩЕНИЕ УРОВНЯ БЕДНОСТИ 32

4.1.1. Анализ ситуации 32

4.1.2. Существующая политика и стратегии 33

4.1.3. Приоритеты 35

4.1.4. Предлагаемая политика, стратегии и меры 35

4.1.5. Институциональное обеспечение 38

4.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 39

4.2.1. Анализ ситуации 39

Кроме того, ограниченность электро-, газо- и теплоснабжения и их сезонное сокращения, рост цен на энергоносители, высокий уровень энергетических потерь усугубляетя проблемы производственного сектора, привело к формированию сезонности для всех видов производств. 41

4.2.2. Существующая политика и стратегии 41

4.2.3. Приоритеты 42

4.2.4. Предлагаемая политика, стратегии и меры 42

4.2.5. Институциональное обеспечение 45

4.3. 1. Анализ ситуации 46

4.3.2. Существующая политика и стратегии 47

4.3.3. Приоритеты 48

4.3.4. Предлагаемая политика, стратегии и меры 48

4.3.5. Институциональное обеспечение 51

4.4. ДОСТИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 52

Эмомали Рахмон 52

4.4.1. Анализ ситуации 52

4.4.2. Существующая политика и стратегии 55

4.4.3. Приоритеты 57

4.4.4. Предлагаемая политика, стратегии и меры 57

4.4.5. Институциональное обеспечение 62

«Поклон богатой щедрой природе нашей страны, которая в трудные экономические, политические кризисы, постигший наш народ, позволил преодолевать их и будет, дальше служит настоящим и будущим поколениям страны» 64

Эмомали Рахмон 64

4.5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 64

4.5.1. Анализ ситуации 64

4.5.2. Существующая политика и стратегии 67

4.5.3. Приоритеты 69

4.5.4. Предлагаемая политика, стратегии и меры 69

4.5.5. Институциональное обеспечение 74

В целях осведомленности населении и развитие контактов между государственными органами и общественности, проведение различных мероприятии по вопросам охраны окружающей среды в 2003 году создан ресурсный центр по реализации Орхусской конвенции. 75

4.6.1. Анализ ситуации 77

4.6.2. Существующая политика и стратегии 78

4.6.3. Приоритеты 79

4.6.4. Предлагаемая политика, стратегии и меры. 79

4.6.5. Институциональное обеспечение 82

Как было отмечено выше, процесс устойчивого развития – это циклический и непрерывный процесс планирования, действий, изучения и снова планирования и действия. Этот гибкий процесс будет осуществляться политическими механизмами, юридическими и организационными структурами страны на основе координации и объединения экономических, социальных и экологических ресурсов страны. На основе этого процесса будет формирован многогранней культуры устойчивого развития, охватывающей все сферы деятельности граждан страны и ее институтов, включая личностный уровень и семью. 83

5.1. Мониторинг и оценка 83

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРАНЕ

Независимость

9 сентября 1991

Территория

143,1км2, плотность населения-49,4/км2; 93% территории –горы, 11%-пахотная земля, граничит с Афганистаном, Узбекистаном, Киргизстаном и Китаем.

Климат

Континентальный, сухой с жарким летом и холодной зимой

Население

7,1 млн. в 2006; 5,2 млн. (73,7 %)-сельское население; 1,9 млн. ( 26,5 %) –городское; 0-19лет: 3,4 млн. (48,7 %); уровень прироста населения -2,1%;

Уровень бедности

64% (ВБ, 2003)

Природные ресурсы

Природный газ, нефть, уголь, железо, цинк, свинец, сурьма, ртуть, золото, серебро никель, вольфрам, олово, бор, поваренная соль, карбонат, флюорит, драгоценные и полудрагоценные камни.

Административное Устройство

Душанбе (столица)

0,7 млн. жителей

Хатлонская область

24 800км2; 2,5 млн.

Сугдская область

25 400км2; 2,1 млн.

Горно-Бадахшанская Автономная область

64 200км2; 0,2 млн.

Районы Республиканского Подчинения

28 600км2; 1,6 млн.

Этнический состав

80%-таджики; 15,3% -узбеки; 1,1%-русские; 3,6%-другие.

Религия

99% мусульмане.

Национальная валюта

Сомони (US$ 1 – 3,40 Сомони, январь 2007)

Экономические Показатели

Номинальный ВВП

US$ 2811,2 млн. (2006)

ВВП на душу населения

US$ 400 (2006);

Реальный рост ВВП

1998-2001: 6,8% - в среднем ежегодно; с 2002: 9,2-в среднем ежегодно.

ВВП по отраслям экономики

Сельское хозяйства – 21,5%; промышленность-18,4 %; торговля -21,3%; строительство -5,2 %; налоги – 11,1%; другие – 22,5 %(2006)

Основное сельскохозяйственное производство

Хлопок, овощи, фрукты, зерно, шелк, табак

Основное промышленное производство

Цветная металлургия, горнорудная промышленность, легкая и пищевая промышленность, химия, машиностроения , промышленность строительных материалов.

Доходы по налогам

16,6 %ВВП (2006)

Доходы государственного бюджета

17,9 %ВВП (2006)

Расходы государственного бюджета

17,5 %ВВП (2006)

% от ВВП на образование

3,4 (2006)

% от ВВП на науку

0,1 (2006)

% от ВВП на здравоохранение

1,3 (2006)

% от ВВП на экологию, ЖКХ и лесное хозяйство

1,1 (2006)

Вклады доноров

US$ - млн. (2006)

Прямые иностранные инвестиции (поступление)

US$ 385,2 млн. (2006)

Импорт/экспорт

US$ 1725,4 млн. /US$ 1399,0 млн. (2006)

Средняя ежемесячная заработная плата

US$ 116,26 (2006)

Индикаторы Человеческого Развития

Продолжительность жизни

70,1 лет (2006)

Уровень рождаемости

26,7ребенка/на 1000 населения

Детская смертность (до пяти лет)

79 на 1000 живорожденных (по данным МИКИ - 2005)

Материнская смертность

45,8 на 100 000 живорожденных (по данным Минздрава РТ - 2006)

Поступление в учебные заведения всех уровней

115 тыс. человек в возрасте 6-23 (2006)

Водные ресурсы

Таджикистан обеспечивает около 60% ежегодного потока в бассейн Аральского моря

Доступ к водопроводной сети

57 %-всего; 47 %-сельского, 93%городского населения(по данным ЮНИСЕФ).

Населения/врачи

531(2006)

Населения/учителя

61 (2006)

Индекс человеческого развития

0,671 (116 из 177); 161 из 177 по ВВП на душу населения (2004)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Достижение устойчивого развития - это проблема общечеловеческого масштаба, но уровень и степень ее решения зависит от усилий каждого государства. От приверженности каждой страны принципу взаимозависимости и неразрывности экономики и экологии слагается в устойчивое общемировое развитие. Устойчивое развитие все более осознается как форма выхода цивилизации на новую перспективную модель прогресса.

Национальный аспект устойчивого развития для Республики Таджикистан определяется, прежде всего, становлением ее как суверенного государства, необходимостью быстрейшего выхода из социально-экономических трудностей и экологического кризиса, повышением уровня жизни населения, вхождением в мировое сообщество, сохранением добрососедских отношений с другими странами мира и взаимовыгодным сотрудничеством.

Концепция устойчивого развития (КУР) Республики Таджикистан разрабатывается на основе международных обязательств по Повестке дня на 21 век, Целям развития тысячелетия и Йоханнесбургской декларации по окружающей среде и развитию.

В целях усиления потенциала и оказания помощи в установлении координирующего механизма заинтересованных сторон, разработки Концепции устойчивого развития по вовлечению устойчивого развития в процесс принятия решений в Республике Таджикистан между Министерством сельского хозяйства и охраны природы и Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среды (ЮНЕП) был подписан меморандум о взаимопонимании.

В рамках реализации меморандума в 2004 году был проведен вводный обучающий семинар по процессу построению потенциала среди правительства, частного сектора и основных групп по содержанию устойчивого развития и Концепции устойчивого развития с участием представителей всех заинтересованных сторон.

Для систематизации процесса разработки по подготовки КУР и создания механизма заинтересованных сторон на основании выводов обучающего семинара разработано руководство, где определены цель, принципы и элементы КУР, а также методику разработки плана действий.

В целях разработки КУР и подготовки предложений по новому составу Национальной комиссией по устойчивому развитию распоряжением Президента Республики Таджикистан от 25 апреля 2005 года № РП-1739 создана рабочая группа с привлечением заинтересованных министерств и ведомств.

Исходя из того, что Таджикистан вступает на новый этап своего развития и в целях создания основы для устойчивого развития страны, рабочая группа в тесном сотрудничестве с ЮНЕП и другими заинтересованными сторонами разработал Концепцию устойчивого развития Республики Таджикистан до 2030 г. характерного для Республики Таджикистан.

Концепция перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию на 2007-2030 годы определяет видение, принципов, цели, задач и основных механизмов достижения устойчивого развития путем интеграции экономических, экологических и социальных проблем, направленный на повышения уровня жизни населения Таджикистана.

Основные положения КУР были обсуждены на серии национальных семинаров и рабочих встреч, с участием рабочей группы и привлечением представителей ключевых министерств и ведомств, НПО, средств массовой информации и международных экспертов.

Консультативная, техническая и финансовая поддержка подготовки КУР осуществлялась Правительством Республики Таджикистан и ЮНЕП.

ВВЕДЕНИЕ

Вступив в XXI век, человечество столкнулось с целым рядом сложных проблем, обусловленных, с одной стороны, противоречиями между обществом и природой, с другой стороны, политическими, экономическими, культурными противоречиями.

Мировое сообщество пришло к выводу, что продолжение безудержного экономического роста на существующей основе приведет человечество к катастрофе, угрожающей существованию человечества.

Во-первых, при сохранении существующих воспроизводственных условий в ближайшей перспективе может быть исчерпана ресурсная основа производства.

Во-вторых, преобладающие сегодня технологии и общественные отношения способны привести общество к экологической катастрофе.

В-третьих, не меньшими потрясениями грозит усиливающееся социальное расслоение мира.

В мире взаимосвязанных угроз и возможностей ответным шагом могут стать устойчивые коллективные действия, направленные на развитие общества. Экономические и экологические модели, по которым страны мира развивались в течение тысячелетий, Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, были признаны неприемлемыми, ставящей под угрозу само существование жизни на Земле.

Всемирный Саммит в Йоханнесбурге (2002 г.) подтвердил, что мировое сообщество продолжает двигаться по сценарию неустойчивого развития и государствам следует предпринять шаги для достижения прогресса в разработке Национальных стратегий устойчивого развития. Общая приверженность мирового сообщества идее устойчивого развития подтверждена в «Повестке дня на ХХI век» и других документах ООН, которые обязывают все страны взять на себя «коллективную ответственность за усиление и упрочение взаимосвязанных и поддерживающих друг друга основ устойчивого развития.

Устойчивое развитие страны – это развитие, удовлетворяющее потребности настоящего поколения и не ставящее под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Устойчивое развитие исходит из трех принципиальных взаимосвязанных между собой измерений, характеризующих экономический рост, социальную справедливость и защиту окружающей среды. Благосостояние общества должно максимально вырасти, а бедность сокращена через оптимальное и эффективное использование природных ресурсов.

Важным механизмом на пути к достижению устойчивого развития является разработка и реализации Национальной Концепции Устойчивого Развития.

КУР - это долгосрочная программа поэтапного перехода к устойчивому развитию, определяющее конкретное направление преобразований и виды деятельности по достижению стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и механизмы, системы управления и координации на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Республика Таджикистан как полноправный член мирового сообщества не может находиться в стороне от мировых тенденций развития. Становление Республики Таджикистан и вступление ее в мирохозяйственные связи требуют от страны активного участия в реализации всей совокупности международных соглашений.

Страна приняла на себя обязательства по выполнению задач, поставленных в Повестке дня на ХХI век (Рио-де-Жанейро, 1992г.), и декларациях Саммита Тысячелетия (Нью-Йорк, 2000г.) и Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбурге, 2002г.).

Идеи устойчивого развития – идеология, ориентированная на выживание человечества – созвучны миропониманию суверенного Таджикистана. С первых дней своей независимости страна выразила свою приверженность принципам устойчивого развития. Конституция Республики Таджикистан провозглашает стремление народа Таджикистана к созданию справедливого общества, признавая при этом свой долг и ответственность перед прошлым, настоящим и будущими поколениями.

П

Успех в мире всегда приходил к тем народам, которые мыслили категориями столетий или хотя бы десятилетий.

А те народы, которые заглядывали вперед лишь на месяцы или годы, обычно уходили в историческое небытие.

Успех в мире всегда приходил к тем народам, которые мыслили категориями столетий или хотя бы десятилетий.

А те народы, которые заглядывали вперед лишь на месяцы или годы, обычно уходили в историческое небытие.

Успех в мире всегда приходил к тем народам, которые мыслили категориями столетий или хотя бы десятилетий.

А те народы, которые заглядывали вперед лишь на месяцы или годы, обычно уходили в историческое небытие.

Успех в мире всегда приходил к тем народам, которые мыслили категориями столетий или хотя бы десятилетий.

А те народы, которые заглядывали вперед лишь на месяцы или годы, обычно уходили в историческое небытие.

отребность в разработке и реализации Настоящей Концепции, с одной стороны, продиктована усилением «стратегичности государства» и необходимостью более четкого определения вектора развития страны, с другой, желанием сохранить с максимальной выгодой для страны и ее благосостояния, уникальность ее экосистемы и природных ресурсов, представляющих собой резерв устойчивости всей биосферы, особенно центрально-азиатского региона. Экологические проблемы, возникновению, которых приводит существующий принцип в планировании, ориентированный только на выгоду и, не учитывающий как многообразие, так и глубину негативных последствий для природы, сдерживают поступательное развитие страны и региона в целом.

Переход к устойчивому развитию для Республики Таджикистан является насущной необходимостью. В условиях, когда для дальнейшего социально-экономического развития страны требуется вовлечения больших объемов природных ресурсов (земля, вода, воздух, недра, растительный и животный мир, рекреационные ресурсы и т.д.) требуется более сбалансированные механизмы развития.

Поэтому, Концепция перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию определяет видение приоритетов, целей, задач и основных механизмов достижения устойчивого состояния во всех сферах жизни страны. При этом необходимо, чтобы политические, экономические, экологические и социальные факторы развития были интегрированы в единый процесс, направленный на повышения благосостояния населения Таджикистана.

Видение приоритетов в создании современной социально-политической системы, нового экономического уклада, утверждение ценностей и принципов устойчивого развития Таджикистана заключается в построение и развитие унитарного демократического социального правового государства, формирование современного гражданского общества, построение социально ориентированной рыночной экономики, эффективное хозяйствование, рационального потребления и бережного использования природных ресурсов

Основная цель Концепции перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию, является обеспечение стабильного социально-экономического развития при сохранении благоприятной окружающей среды и рационального использования природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений населения страны.

Первоочередными задачами на пути перехода к устойчивому развитию являются достижение устойчивого экономического роста, снижение и ликвидация бедности, обеспечение социальной, продовольственной и энергетической безопасности и надлежащее управление природными ресурсами путем создания правильной интегрированной экономики, способной привлечь внутренние ресурсы в производственные инвестиции, посредством налаживания четкого управления процессом на основе организованных усилий общества.

Реализация принципов устойчивого развития будут осуществляться в три этапа. Первый этап перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию в основном базируется на реализации Стратегия сокращения бедности на 2007-2009 годы. При этом важно научиться понимать и управлять экологическими процессами, строго соблюдать обоснованные экологические ограничения на хозяйственную деятельность, также необходимо уделят особое внимание вопросам информированности населения о проблемах охраны окружающей среды, меры по озеленению территорий, и выполнения принятых обязательств, в рамках подписанных глобальных экологических конвенций.

На втором этапе в рамках реализации Национальной стратегии развития до 2015 года предстоит вывести структурные преобразования на качественно новый уровень, придать развитию более устойчивый характер, ликвидировать бедность и последовательно повышать качество жизни населения страны. На этом этапе, будут разрабатываться, и применяться превентивные меры по отработке инструментов устойчивого развития по адаптации к изменению климата, деградации земель и загрязнения воздуха, применяться и рассматриваться рыночные механизмы для предотвращения ввоза в страну экологически опасных технологий и товаров народного потребления.

Обеспечения перехода страны к устойчивому развитию является задачей третьего этапа концепции, который базируется на реализации политики по оздоровлению экономики и ее стабилизации, что является необходимым условием для достижения принципов устойчивого развития. На данном этапе предполагается начать формирование эколого-ориентированной экономической системы и интеграция принципов устойчивого развития во все сферы общества страны. Экологическое благополучие территории страны обеспечивается, прежде всего, за счет рационализации использования богатого природного потенциала страны, путем внедрения инновационных технологий и разработки схемы и строительство экологически чистого производства, градостроения и инфраструктуры.

Настоящая концепция не является отдельным процессом планирования по отношению к существующим программам или процессам, а призвана адаптировать осуществляемые действия на национальном и региональном уровнях под принципы устойчивого развития.

Государствам следует: «предпринять шаги для достижения прогресса в разработке Национальных Стратегий Устойчивого Развития и начать их осуществление к 2005 году…»

(ВСУР. Йоханнесбург 2002г).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство Республики Казахстан в установленные сроки. 5 сентября т г. Правительством принято решение

    Решение
    По пункту 1. Проведение анализа, систематизация и совершенствование законодательства и разработка нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды.
  2. Итоги социально-экономического развития республики казахстан (2)

    Документ
    В 2006 году, как и в предыдущие годы, сохранялись достаточно высокие и устойчивые темпы роста экономики. Причем в 2006 году экономика развивалась более ускоренными темпами, чем в 2005 году.
  3. Итоги социально-экономического развития республики казахстан (1)

    Документ
    Продолжалась реализация Государственной программы развития сельских территорий на 2004 – 2010 годы, Программы развития малых городов Республики Казахстан на 2004–2006 годы, Программы по комплексному решению проблем Приаралья на 2004-2006
  4. Особенности национальной безопасности республики таджикистан в контексте вызовов и угроз современности

    Автореферат
    Защита состоится « » 2012 г. в « » часов на заседании объединенного диссертационного совета КМ 737. 004. 04 по присуждению ученой степени кандидата политических наук по специальности 23.
  5. Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды» Специфика 149 «Прочие услуги и работы» по теме (4)

    Публичный отчет
    Научный руководитель, заместитель генерального директора РГП «ИАЦ ООС» МООС РК, член-корреспондент Академии «Экология», кандидат биологических наук, (Государственная лицензия №01240Р от 25.

Другие похожие документы..