Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Проблемы моделирования эволюции сильных (нелинейных) возмущений в ионосфере Земли и их решение на основе монотонных разностных схем высокого порядка ...полностью>>
'Программа'
Данный урок органично входит в систему школьной программы по литературе, тема «Фольклор». После изучения в 5 классе видов сказок, их художественного ...полностью>>
'Программа'
Пешеходная экскурсия “Знакомство с Прагой”. В лабиринтах маленьких улочек мы погрузимся в таинственную атмосферу Старого города: древняя Пороховая баш...полностью>>
'Документ'
Цель: совершенствование кадрового обеспечения государственных, муниципальных и производственных нужд для подготовки компетенций специалистов в сфере ...полностью>>

Константинова Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей категории маоу гимназии №80, методист гпсп тема урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Класс: 6

Предмет: Литература

Учитель: Константинова Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ гимназии № 80, методист ГПСП

Тема урока:

Природа в лирике русских поэтов.

Обоснование:

Данный урок является обобщающим при изучении пейзажной лирики русских поэтов XIX века по программе А.Г.Кутузова, на котором используется нетрадиционная технология интегрированного обучения. Использование данной технологии даёт возможность перехода к комплексной взаимосвязи предметов, её реализации в учебном процессе, в воспитании отношения к жизненным ситуациям. Основная задача интегрированного урока – сформировать целостное представление о различных областях знаний, представление об окружающем мире как единой системе. Технология интеграции даёт возможность изучать тему с позиции различных предметов. Синтез искусств и органичное их сочетание влияет на эстетическое восприятие, вызывает качественные изменения в нём, обогащая и перестраивая его. Представленный урок способствует глубокому проникновению учащихся в слово, мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной речи, её развитию и обогащению, развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы России.

Цели урока:

Образовательная: повторить понятие лирики, её отличительные особенности как литературного рода, познакомить с образцами русской классической лирики, сравнить лирические образы в восприятии разных поэтов, формировать умение читать и воспринимать пейзажную лирику, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, формировать умение анализировать стихотворение с использованием элементов лингвистического анализа поэтического текста.

Развивающая: развитие абстрактного и логического мышления, памяти, умения выразительного чтения и чтения стихотворений наизусть, связной речи через монологическое высказывание.

Воспитательная: воспитывать любовь к красоте родной природы через поэтическое слово, внимательное отношение к содержанию поэтического слова.

Тип урока: интегрированный урок литературы, музыки и изобразительного искусства.

Основные понятия, термины: лирика, поэзия, пейзажная лирика, изобразительные средства языка (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение).

Оснащение урока:

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Front Page.

Учебное электронное издание «МХК», «Искусство», раздаточный материал.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Словарная работа.

3. Прослушивание музыкального фрагмента.

4. Целеполагание и запись темы урока.

5. Устное словесное рисование.

6. Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной».

7. Словарная работа.

8.Аналитическая беседа.

9. Проверка домашнего задания.

10. Слово учителя.

11. Чтение стихотворения А.Фета «Печальная берёза».

12. Аналитическая беседа.

13. Устное словесное рисование.

14. Работа с репродукцией картины И.Левитана «Весна. Март».

15. Чтение стихотворения Ф.Тютчева «Весенние воды».

16. Аналитическая беседа.

17. Работа с репродукцией картины И.Левитана «Весна. Большая вода».

18. Эксперимент.

19. Прослушивание музыкального фрагмента.

20. Творческая работа.

21. Создание проблемной ситуации.

22. Чтение стихотворения Ф.Тютчева «Как весел грохот летних бурь».

23. Аналитическая беседа.

24. Чтение стихотворения А.К.Толстого «Края ты мой, родимый край».

25. Итоги урока.

26. Домашнее задание.

Ход урока:

Этап, дидактический момент

Задача дидактического момента

Содержание учебного материала

Метод обучения

Форма организации познавательной деятельности

Конкретный результат

1.Организационный момент.

Мобилизовать внимание, создать мотивацию к изучению материала.

- Что ближе каждому из вас: проза или поэзия?

Сегодня на уроке мы вновь обратимся к изучению лирики.

Слайд № 1

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

Поэзия помогает выразить свои чувства, переживания.

2.Словарная работа.

3.Прослушивание музыкального фрагмента.

Актуализировать знания, повторить значение термина.

Настроить на лирическую волну, на восприятие поэзии и музыки.

- Вспомним, что же такое лирика?

Слайд № 2

Прозвучит отрывок из цикла «Времена года» П.И.Чайковского «Осенняя песня».

- Какое настроение вызывает эта музыка?

- Какие картины вы представляете?

Слайд № 3

Вспомните стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Сколько красок, чувств и переживаний заключает оно в себе!

- К какому поэтическому жанру мы его отнесём? (пейзажная лирика).

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

Фронтальная

Повторение литературоведческих понятий:

Лирика-род художественной литературы, отражающий действительность путём передачи чувств и переживаний автора, а также совокупность произведений этого рода. Лирика рисует отдельные состояния характера в определённый момент жизни, отражает образные переживания, чувства и мысли.

И поэзия, и музыка отражают взгляд человека в глубину души, сердца. В этом их волшебство. Без воображения и сопереживания нельзя постичь красоты поэзии.

4.Целеполагание и запись темы урока.

Определить цели урока.

Сегодня мы посмотрим, как этот жанр реализуется в творчестве других поэтов. Мы попытаемся увидеть, как воспринимали природу в разные времена года русские поэты, художники, композиторы. А поможет путешествовать во времени нам календарь.

Слайд № 4

5.Устное словесное рисование.

Оживить впечатления

Любое слово вызывает у человека определённые эмоции, ассоциации. Иногда, услышав слово, мы можем почувствовать запах, вкус, услышать звуки.

- А сейчас на мгновенье закройте глаза. Я произнесу слово, после мы поделимся впечатлениями. Итак, это слово – ОСЕНЬ.

- Какую осень вы увидели?

- Посмотрите, какие разные картины вы увидели!

- А какие запахи почувствовали?

- Какие звуки удалось услышать?

- Мы словно говорим о разной осени!

- Почему? Очевидно, это происходит от того, что в каждый из своих месяцев она разная. Но ведь осень ещё разная и потому, что каждый человек воспринимает её по-своему. Особенно, если это человек творческий – поэт, художник, музыкант. А.С.Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал. На него находило вдохновение.

Творческий

Фронтальная

Результат впечатлений:

- высокое голубое небо в солнечные дни

- серое, всё в тучах в пасмурную погоду. Моросит дождь, сырость, слякоть, ветрено.

- запах сырости, слякоти

- запах приближающейся зимы

- шум ветра, сильный, резкий свист дождя, крик журавлей, улетающих на юг.

6.Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной».

Слайд № 6

Способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов.

Об осени писал не менее известный поэт XIX века – Ф.И.Тютчев. Слайд № 5 Он долго жил за границей, а в свои стихи вложил огромную любовь к Родине, к её удивительной красоте. Послушаем выразительное чтение наизусть ученика.

- Что вы видите?

- Что вы слышите?

- Что чувствуете при чтении этого стихотворения?

Творческий

Индивидуальная

7.Словарная работа.

Познакомить с новой лексикой, обогатить словарный запас учащихся.

- Все ли слова понятны?

- Объясните значения слов, выражений:

праздный, первоначальная осень, лучезарны вечера, бодрый серп, льётся лазурь.

Слайд № 7

Толкование лексического значения слов:

праздный – отдыхающий, свободный,

первоначальная осень – начало осени,

лучезарны вечера – ясные вечера с красивым закатом,

бодрый серп – имеются в виду жнецы, а не серп,

льётся лазурь – воздух над полем кажется голубым и сливается с небом.

8.Аналитическая беседа после прочтения стихотворения.

Научить анализировать стихотворение с использованием элементов лингвистического анализа.

- Как долго может находиться природа в том состоянии, в котором описал её поэт?

- Какой увидел осень Тютчев?

- В чём прелесть этого стихотворения?

- Зачем Тютчеву вообще понадобилось писать об осени? Может быть, он хотел указать на что-то в человеческой судьбе?

- А что тогда значит свет, которым пронизан этот пейзаж?

- Почему с неба льётся лазурь?

Основной приём пейзажной лирики Тютчева – изображение природы через восприятие человека.

Творческий

Фронтальная

Выводы после аналитической беседы:

Осень –старость, зима –смерть, человек прожил жизнь и пожал её плоды. Теперь он спокоен и исполнен светлой печали. Самая ясная подсказка – паутина, то есть седина. Нет птичьего пения – прошла пора любви. Небо – Бог. Это он даёт свет и покой.

9.Проверка домашнего задания.

Актуализировать знания, необходимые для изучения и понимания нового.

Скоро ЗИМА. Снег мягким пушистым ковром закутает озябшую землю. Деревья оденутся в белые шубки и шапки.

- Продолжите описание так, чтобы оно соответствовало этому настроению.

Вот как передали красоту зимней природы художники. Слайд № 8

Творческий

Групповая

Творческая зарисовка.

10.Слово учителя.

Заинтересовать учащихся.

Образ зимы мы встречаем во многих стихотворениях Фета. А.Фет не менее известный поэт XIX века, чем Тютчев. Слайд № 9 Фет очень любил русскую природу – ведь он вырос в деревне. Именно русской природе посвящена значительная часть его стихотворений. Ярким примером восприятия зимы является стихотворение «Печальная берёза».

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

11.Чтение стихотворения А.Фета «Печальная берёза»

Слайд № 10

Формировать умение воспринимать пейзажную лирику.

Послушаем выразительное чтение наизусть ученика.

- Какой видит Фет зиму?

- Какие образы возникают при чтении?

Объяснительно-иллюстративный

Индивидуальная

12.Аналитическая беседа после прочтения стихотворения.

Научить находить и определять изобразительные средства языка (эпитет, метафору, сравнение, олицетворение)

- Что это за наряд?

- Как он нарисован Фетом?

- Каково отношение автора? Докажите текстом.

Слайд № 11

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

Выводы после аналитической беседы:

Наряд берёзы живописен. Сначала -пышность («И прихотью мороза разубрана она» - метафора), затем- сравнение –«Как гроздья винограда». Автор любуется красотой зимнего пейзажа, рисуя её при помощи эпитетов и олицетворения.

13.Устное словесное рисование.

Оживить впечатления.

Пройдёт ещё немного времени, снег потемнеет, побегут ручьи, радостные крики птиц возвестят о приходе ВЕСНЫ.

- Какой вам представляется весна?

Творческий

Фронтальная

Результаты впечатлений:

Первый весенний месяц несёт природе обновление. И это радостное пробуждение природы поможет нам увидеть всё заново.

14.Работа с репродукцией картины И.Левитана «Весна. Март».

Слайды № 12, 13

Научить анализировать произведение живописи.

Весна нашла отражение в творчестве одного из известнейших пейзажистов XIX века – Исаака Левитана. Он очень любил весну, своему другу из-за границы он писал: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси, реки разлились, оживает всё……Нет лучше страны, чем Россия!»

- Всмотритесь в картину и скажите, что же привлекло художника в этом мартовском дне?

Исследовательский

Фронтальная

Анализ репродукции картины:

Ярко светит солнце, мир залит светом, простор синего неба и яркость золотого света, не знающие границ, создают ощущение праздника, весны, освобождения от скованности, оцепенения. Весна в представлении Левитана – это мир без границ, и он ликует радостно, но без торжественных громов. Такой увидел весну Левитан!

15.Чтение стихотворения Тютчева «Весенние воды».

Слайд № 14

Научить выразительно читать стихотворение, способствовать личностному восприятию и осмыслению образов, созданных поэтом.

Текст стихотворения лежит на партах. Чтение стихотворения учителем.

- Какой видит весну Тютчев?

Частично-поисковый

Фронтальная

16.Аналитическая беседа после прочтения стихотворения.

Научить анализировать стихотворение с использованием элементов лингвистического анализа.

- Слова какой части речи помогают передать стремительность весны?

-Найдите примеры эпитетов, которые использует поэт, чтобы описать картину весны.

- Как вы думаете, почему в первой строфе больше глаголов?

Частично-поисковый

Фронтальная

Выводы после аналитической беседы:

Для автора более важной задачей является показать приход весны, её действие, движение, а затем описать картину весны, её образ.

17.Работа с репродукцией картины И.Левитана «Весна. Большая вода».

Слайды № 15, 16

Научить сопоставлять произведения литературы и живописи, находить общее и частное.

Давайте посмотрим ещё на одну работу И.Левитана.

- Созвучна ли она стихотворению Ф.Тютчева? Подтвердите свою мысль строками из текста.

Критик Захарин считал: «Весенние воды» Тютчева – это шедевр, насквозь пронизанный радостью».

- Какой увидел весну Тютчев?

Проблемный

Фронтальная

Анализ репродукции картины:

Стихотворение Тютчева оставляет радостное впечатление, как и картина Левитана.

«А воды уж весной шумят».

Весна – молодая девушка, находящаяся в постоянном движении, весёлая, беззаботная, радостная.

18.Эксперимент.

Развивать творческое воображение.

- Какой была бы ваша музыка на стихотворение Ф.И.Тютчева?

Проблемный

Фронтальная

19.Прослушивание музыкального фрагмента.

Слайд № 17

Способствовать развитию умения воспринимать и осмысливать музыкальные образы.

Весна – образ, нашедший выражение не только в поэзии, живописи, но и в музыке. Многие композиторы посвящали свои произведения весне: это и Антонио Вивальди, и П.И.Чайковский. Творчество Чайковского – вершина мировой музыкальной культуры XIX века. Своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к родине, к русской природе.

Фронтальная

20.Творческая работа.

Развивать творческое воображение.

Прослушайте фрагмент из цикла П.Чайковского «Времена года» «Март» и опишите, что вы при этом чувствовали, какие картины представляли, что слышали?

Слайд № 18

Творческий

Индивидуальная

Я вижу……

Я слышу….

Я чувствую……

21.Создание проблемной ситуации.

Формировать умение сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи.

- Сравните весну художника, поэта и композитора. Какая она?

- Какой образ весны вам более близок?

Известная уральская поэтесса Людмила Татьяничева писала о весне:

Неба прозрачна голубизна.

Сахарный хруст ледохода.

Птичьи прилёты……

Это весна –

Лучшее время года.

Слайд № 19

Проблемный

Фронтальная

Выводы после сопоставительной работы:

Весна – излюбленный поэтический образ литературы, к которому обращались не только поэты XIX века. Поэты XX века также не оставляли без внимания этот образ, символизирующий смену времён года, вечный природный цикл, постоянное обновление природы.

22.Чтение стихотворения Ф.Тютчева «Как весел грохот летних бурь».

Формировать умение воспринимать пейзажную лирику.

Послушайте выразительное чтение наизусть учащегося.

- Какое время года нарисовал поэт в данном стихотворении?

Слайд № 20

Частично-поисковый

Индивидуальная

23.Аналитическая беседа после прочтения стихотворения.

24.Чтение стихотворения А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край».

Слайды № 22, 23

Развивать умение анализировать стихотворение.

Развивать умение сопоставлять и делать обобщения.

- Что привлекло поэта в грозе?

У Тютчева есть такие строки:

- Когда пробьёт последний час природы,

Состав частей разрушится земных,

Всё зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них.

Слайд № 21

- Как вы понимаете эти строки?

- Что произойдёт, если не будет природы?

- Послушайте стихотворение и подумайте, что объединяет это стихотворение с прочитанными?

- Какова основная мысль?

- Какое настроение, чувства хотел передать автор этим стихотворением?

Частично-поисковый

Частично-поисковый

Фронтальная

Индивидуальная

Выводы после аналитической беседы:

Поэта радует быстрая смена картин природы, напоминающая о краткости человеческой жизни. Природа же, по мысли Тютчева, вечна, она в постоянном обновлении, её красота бессмертна. Без любви к природе человек не мыслит своего существования.

Наступит конец света, нарушится жизнь на земле, да и сама земля перестанет существовать.

Все стихотворения объединяет любовь к русской природе, к родине.

25.Итоги урока.

Развивать умение обобщать и делать выводы, оформлять знания, полученные на уроке, в виде устного высказывания.

Мы прочитали стихотворения русских поэтов и почувствовали, что за каждым произведением скрывается огромный мир человеческих чувств и мыслей.

- Какие чувства вызвала у вас пейзажная лирика?

Репродуктивный

Индивидуальная

Выводы, к которым приводит учащихся учитель.

Стихи русских поэтов открывают красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы и язык поэзии, который открывается только умному, доброму, чуткому человеку.

Постараемся же и мы стать такими!

26.Домашнее задание.

Слайд № 24

Умение создавать собственный текст.

Сочинение на одну из следующих тем:

- О чём могла бы рассказать весенняя сосулька?

- Приключения солнечного луча.

- Разговор падающих листьев.

- Мелодии зимнего дня.

Творческий

Индивидуальная



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Всоответствии с распоряжением Администрации города Челябинска от 29. 12. 2010 г. №9526 о внесении изменений в распоряжение Администрации города Челябинска от 13

    Документ
    В соответствии с распоряжением Администрации города Челябинска от 29.12.2010 г. № 9526 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города Челябинска от 13.
  2. Приложение 7 Список экспертов для проведения аттестационной экспертизы

    Документ
    учитель химии МОУ Гимназия № 1 высшая 47 Агафонова Татьяна Николаевна учитель химии МОУ Ангарский лицей № 1 высшая 48 Степанова Ольга Степановна учитель химии МОУ Ангарский лицей № высшая 49 Сиягина Татьяна Викторовна учитель химии
  3. Публичный отчет муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения (2)

    Публичный отчет
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 202» находится в Октябрьском районе г.
  4. Xxxv научно-практическая конференция донская академия наук

    Документ
    Айдаркин Евгений Константинович – первый проректор по научной и инновационной деятельности Южного федерального университета, заведующий кафедрой физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, профессор.
  5. Анализ работы моу дпо цимпо за 2010-2011 учебный год

    Документ
    Образование должно быть приоритетным направлением в развитии государства. Российское образование должно быть фактически равнодоступным и бесплатным, фундаментальным по содержанию и воспитывающим человека, ответственного за свою Родину.

Другие похожие документы..