Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
2. Ознакомление с арифметическими и логическими основами построения цифровых радиотехничеких устройств, программным и микропрограммным способами упра...полностью>>
'Лабораторная работа'
Изучение дисциплины «Информационные технологии» является составной частью фундаментальной подготовки студентов специальности 071900. Она преподается в...полностью>>
'Документ'
Название программной феноменологической статьи Э. Гуссерля «Philosophy als strenge Wissenschaft» (Logos, 1910) на русский язык перевели: «Философия к...полностью>>
'Документ'
Відкрите акціонерне товариство “Укртелеком”, що іменуєьтся надалі Укртелеком, в особі , що діє на підставі Положення та Довіреності № від 20 р., з од...полностью>>

Образовательная организация

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ МОДЫ»

Программа и курс лекций по дисциплине исследование систем управления

Москва

2008

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Основной целью «Исследование систем управления» дисциплины является формирование у студентов научного представления об исследовательской деятельности, а также современных методов исследования систем управления. Целями дисциплины также являются: обучение студентов навыкам исследовательской деятельности; развитие творческих способностей, перспективного мышления и новаторского подхода к управлению; формирование навыков практического исследования систем управления и анализа существующих ситуаций в управлении. Задачами дисциплины являются:

  • формирование научного представления об исследовательской деятельности;

  • рассмотрение конкретных методов проведения исследований;

  • ознакомление с вопросами планирования и организации исследований систем управления.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен: знать:

  • содержание общенаучных и конкретных методов исследования систем управления;

  • функционально-логические основы исследования систем управления;

  • логику и порядок планирования и организации исследования систем управления, принципы оценки результатов исследования;

  • основы исследовательской деятельности;

  • методологию и организацию исследования;

  • принципы системного анализа систем управления;

  • основные методы исследования систем управления и их классификацию;

- методы формализованного представления систем управления.

уметь:

применять методологию исследования к решению практических проблем управления организациями;

  • планировать процесс исследования систем управления;

  • применять системный анализ в исследовании управления;

  • исследовать и проектировать цели и функции управления;

  • исследовать и проектировать структуры управления;

  • исследовать и проектировать управленческие решения;

- использовать методы и модели исследования систем управления в
маркетинговой деятельности.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1.Система управления как объект и предмет исследования

Общие понятия об управлении. Кибернетическое и экономическое понятие управления. Управление как целенаправленный процесс. Субъекты и объекты управления. Составляющие элементы системы управления. Цели и задачи управления.

Современные теории управления. Школа человеческих отношений. Классическая и административная школа. Школа использования достижений разных наук в управлении. Метод исследования операций. Теория «X» и теория «У».Принципы управления: сущность и классификация. Понятие классификация функций управления (анализ, планирование прогнозирование, регулирование, организация процессов, учет контроль).

Сущность и классификация методов управления. Экономические методы управления. Организационно-распорядительные методы управления. Социально-психологические методы управления. Методы принуждения, побуждения, убеждения. Конфликтность в коллективе Системный и комплексный характер использования методов управления.

Понятие предмета исследования и методологические принципы его выделения. Системы и их закономерности. Сущность системы. Классификация систем. Основные закономерности систем.

Система управления в качестве предмета исследования.

Тема 2. Роль исследования в развитии систем управления

Управление функционированием и управление развитием. Диагностика и проектирование систем управления.

Сознание в управлении. Осознание развития и потребность в реконструкции и модернизации систем управления. Типы мышления. Механизм мышления и механизм управления: формы связи и результат взаимодействия.

Тема 3. Роль методологии в исследовании систем управления

Понятие и практическое содержание методологии исследования. Характеристика цели и предмета исследования. Классификация целей исследования управления. Сущность понятия «подход», виды подходов.

Сущность понятия «проблема» и ее роль в методологии исследования систем управления. Определение и оценка проблемы.

Типы проблем, являющихся предметом исследования. Уровни постановки проблемы. Методологические принципы исследования.

Процессуально-методологические схемы исследования систем управления: сущность, классификация, критерии выбора схемы исследования. Классификация результатов исследования.

Основные подходы к исследованию и совершенствованию управления. Пути и средства проведения исследования.

Классификация методов исследования систем управления. Диверсификация исследования. Сочетание и комбинация методов

исследования.

Использование компьютерной техники в исследовании систем управления. Общий подход к выбору метода исследования системы

управления.

Логический аппарат исследования систем управления. Логика как инструмент исследования. Логические принципы исследования. Основные логические конструкции. Использование правил вывода. Использование логических законов. Понятие аналоги. Методика

установления аналогии.

Фактологическое обеспечение исследования. Понятие факта и его роль в исследовании. Виды и свойства фактов, функции факта в исследовании. Оценка фактов. Истинность фактов. Принципы работы с фактами.

Приемы анализа и обоснования. Постановка вопросов в процессе исследования. Структура вопроса. Классификация, декомпозиция, стратификация. Правила классификации. Практическое значение типологии факторов, свойств, характеристик, условий и пр. Приемы доказательства. Шкалирование и критерии оценок. Использование методов индуктивного и дедуктивного вывода.

Тема 4. Общенаучные методы исследования

Сущность общенаучных методов исследования. Классификация общенаучных методов исследования. Эмпирические и мыслительно-логические методы исследования. Методы наблюдений: прямое и косвенное наблюдение. Мыслительно-логические методы исследования.

Конструирование определений как один из методов исследования. Принципы конструирования определений. Вопрос как прием постановки проблемы.

Методы классификации, обобщения и типологии. Виды и принципы классификации. Методы морфологического анализа и методы их использования. Методы доказательства: сущность, классификация.

Методы моделирования в исследовании систем управления.

Полемика как метод исследования систем управления. Принципы исследовательской полемики. Общенаучный метод экспериментирования.

Тема 5 Системный подход в исследовании управления

Сущность понятия «система». История и этапы развития системного подхода. Основные понятия и определение системного подхода.

Система управления как объект исследования. Понятие системы управления.

Сущность системного подхода к исследованию управления.

Основные принципы системного подхода: принцип целостности, принцип совместимости элементов целого, принцип функционально-структурного строения целого, принцип развития, принцип лабиализации функций, принцип полифункциональности, принцип итеративности, принцип вероятностных оценок, принцип вариантности. Структурно-функциональный анализ систем управления. Дифференциация элементов системы управления и свойства ее целостности.

Тема 6. Изучение документов и тестирование в исследовании систем управления

Методы изучения документов: сущность, факторы эффективности. Классификация документов. Информационность документов. Использование тестирования в исследовании реальных систем управления: персонал, связи, функции. Методы тестирования. Сущность и разновидности тестов Содержание тестов. Принципы составления тестов. Обработка и оценка результатов тестового исследования.

Тема 7 имитационное моделирование в исследовании систем управления

Понятие модели. Разновидности моделей и условия их использования в исследовании практических проблем управления. Конструирование исследовательских моделей: принципы и практиче­ская ценность. Использование компьютерной техники при моделировании систем управления. Принципы и подходы к построению математических моделей. Этапы построения математической модели. Проверка адекватности модели исследуемому объекту.

Принципы экспертизы. Этапы экспертизы. Состав экспертов. Требования, предъявляемые к эксперту. Организация форм работы эксперта. Типы шкал, используемые при экспертизе.

Процедуры экспертных измерений: ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение, непосредственная оценка. Обработка результатов экспертного обследования.

Методы коллективных экспертных оценок. Метод круглого стола. Методы типа «сценариев». Методы типа Дельфи. Метод экспериментирования «деловая игра». Выбор метода планирования экспериментов. Методы обработки результатов экспериментов, анализ проблемы и принятие решений. Критические факторы качества эксперимента.

Методы типа дерева целей. Морфологические методы. Метод анализа иерархий.

Методы проектирования концепций. Сущность концепции, роль концепции исследования в достижении его успеха. Проектирование концепции. Сущность и назначение методов дивергенции, трансформации и конвергенции. Проектирование концепции. Метод Мэтчета в исследовании управления: сущность и содержание, применение в практическом исследовании.

Тема 8. Планирование процесса исследования систем управления

Исследовательская гипотеза: сущность и роль в исследовании. Фор­мирование исследовательских гипотез. Виды гипотез: рабочая, установочная, теоретическая и практическая, прогностическая и программная и др.

Разработка концепции исследования систем управления. Концепция исследования: признаки, принципы построения, роль в организации и методологии исследования.

Планирование процесса исследования систем управления. План исследования: сущность, необходимость, роль и значение. Принципы планирования исследования.

Виды плановых исследований. Математические методы планирования.

Этапы планирования: консультативный, предварительного составления, корректировки по ограничениям утверждения Особенности планирования исследований. Разработка программы исследования.

Тема 15. Организация исследования систем управления

Сущность и принципы организации исследования. Формы организации исследования. Технологии исследования систем управления: сущность и виды. Консультирование как форма организации исследования систем управления. Виды консультирования.

Образовательно-исследовательские структуры в системе управления. Формирование интегрального исследовательского интеллекта.

Исследовательские группы. Разделение и кооперация исследовательской деятельности. Виды организации процесса исследования. Нормативное регулирование исследований и контроль. Оформление результатов исследования.

Тайна и конфиденциальность при исследованиях. Экономический и юридический аспекты тайны методики и результатов исследования.

Исследование и проектирование целей управления. Определение цели. Основные требования к целям. Классификация целей. Исследование и проектирование целей организации. Основные цели функциональных подсистем.

Исследование и проектирование функций управления. Определение функции управления. Общие и специфические функции управления. Основные факторы, исследуемые при определении состава функций управления.

Исследование и проектирование структур управления. Системный подход к формированию либо совершенствованию организационных структур. Задачи организационного проектирования. Этапы проектирования системы управления методом организационного моделирования. Исследование и проектирование управленческих решений. Этапы и процедуры процесса принятия решений. Задача проектирования управленческих решений по уровням системы управления.

Тема 1 Система управления как объект, исследования

В современном менеджменте рассматривается мно­жество самых разных организаций, которые представля­ют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распре­деления обязанностей. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-произ­водственные объединения, частные предприятия.

Организации создаются для удовлетворения разнооб­разных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.

Такое разнообразие имеет большое значение при рас­смотрении организации как объекта управления. Множе­ство целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются спе­циальные знания и искусство, методы и приемы, обеспе­чивающие эффективную совместную деятельность работ­ников всех структурных подразделений.

Любая организация, вне зависимости от ее конкрет­ного назначения, может быть описана с помощью ряд3 параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.

Каждая организация имеет конкретную систему управ­ления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции.

Прежде всего необходимо отметить, что концепция «системы» используется как средство для изучения харак­теристик объекта управления. Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубоко­му пониманию характеристик изучаемой системы и про­цесса функционирования организации как системы.

Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенными в рамках пред­приятия в отделы, подразделения, службы и т.д. Сле­довательно, управленческая деятельность — это, прежде всего, управление социальными коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы. В качестве социально управляе­мой системы может рассматриваться организация лю­бого уровня: министерство, научно-производственное объединение, предприятие, цехи, холдинги и отдель­ные компании. Каждая из этих систем представляет собой самостоятельный объект исследования и имеет свои особенности.

Система управления любой организации является сложной системой, созданной для сбора, анализа и пе­реработки информации с целью получения максималь­ного конечного результата при определенных ограниче­ниях (наличия ресурсов, например).

Говоря об управлении организацией, в частности предприятием, мы употребляем термин система. На­пример, производственная система, система матери­ально-технического снабжения, система сбыта, раз­личные обеспечивающие и обслуживающие системы. Почему? Прежде всего потому, что любой объект мы Рассматриваем с точки зрения кибернетики и тем са­мым пытаемся понять его цели, из каких элементов он состоит, как он функционирует и в этом смысле рассматриваем любой конкретный объект, в том числе и предприятие как систему.

Как правило, представление объекта в виде системы всегда связано с некоторыми трудностями из-за наличия множества определений системы и трудностью выбора единого определения, целиком используемого при по­строении реачьной системы управления.

В настоящее время можно выделить, по крайней ме­ре, пять типов системных представлений: микроскопи­ческое, функциональное, макроскопическое, иерархиче­ское и процессуальное.

Каждое из указанных представлений системы отра­жает определенную группу ее характеристик.

Микроскопическое представление системы основано на понимании ее как множества наблюдаемых и неделимых величин (элементов). В принципе абсолютно неделимых элементов нет, однако в каждом конкретном случае про­ектирования системы элемент принимается неделимым. Структура системы фиксирует расположение выбранных элементов и их связи.

Под функциональным представлением системы пони­мается совокупность действий (функций), которые необ­ходимо выполнять для реализации целей функциониро­вания системы.

Макроскопическое представление характеризует систе­му как единое целое, находящееся в «системном окру­жении» (среде). Это означает, что реальная система не может существовать вне системного окружения (среды), а окружающая среда представляет собой ту систему, в рамках которой выбраны интересующие нас объекты. Следовательно, система может быть представлена мно­жеством внешних связей со средой.

Иерархическое представление основано на понятии «подсистема» и рассматривает всю систему как совокуп­ность подсистем, связанных иерархически.

И, наконец, процессуальное представление характери­зует состояние системы во времени.

Следовательно, система управления как объект ис­следования обладает следующими признаками: состоит

из множества (по крайней мере двух) элементов, распо­ложенных иерархически; элементы систем (подсистемы) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей; система — это единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней, имеются фиксированные связи системы с внешней средой.

Изучая систему управления как объект исследова­ния, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требовани­ям относятся:

• детерминированность элементов системы;

• динамичность системы;

• наличие в системе управляющего параметра;

• наличие в системе контролирующего параметра;

• наличие в системе каналов (по крайней мере, од­ного) обратной связи.

Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования орга­нов управления. Рассмотрим подробно эти требования.

В системах управления детерминированность (первый признак организованности системы) проявляется в орга­низации взаимодействия подразделений органов управ­ления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы. Если в организационной структуре управления. например, есть отдел, действия которого не влияют на Другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации и являет­ся лишним в системе управления.

Вторым требованием системы управления яатяется ди­намичность, т.е. способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии.

Любые воздействия среды оказывают возмущающее действие на систему, стремясь нарушить ее. В самой системе также могут появиться возмущения, которые стремятся разрушить ее «изнутри». Например, в организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует по разным причинам ряд ответст­венных работников, плохие условия работы и т.д. К внешним возмущениям следует отнести указы выше­стоящих организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и политические факторы.

Под воздействием таких внешних и внутренних возмущений орган управления любого уровня вынуж­ден перестраиваться, приспосабливаться к изменив­шимся условиям.

С целью обеспечения быстрого перестроения систе­мы в условиях изменения среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления возмущения; система должна обладать минимально до­пустимой инерционностью, чтобы своевременно прини­мать управленческие решения, в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт упорядочения состояния системы в соответствии с изменившимися условиями. В соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел совершенствования структуры управления.

Под управляющим параметром в системе управления следует понимать такой ее параметр (элемент), посред­ством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким парамет­ром (элементом) в социально управляемой системе яв­ляется руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного ему подраз­деления, воспринимает управляющие сигналы руково­дства организации, организует их выполнение, несет ответственность за выполнение всех управленческих решений.

При этом руководитель должен обладать необходи­мой компетенцией, а условия работы — позволять вы­полнить данное поручение. Следовательно, условие на­личия управляющего параметра можно считать выпол­ненным, если внешнюю информацию воспринимает ру­ководитель организации, который организует работу по выполнению поручения, распределяет задания в соответствии с должностными инструкциями при наличии ус­ловий, необходимых для выполнения поручений.

Несоблюдение данного требования, т.е. наличия уп­равляющего параметра, приводит к принятию субъек­тивных управленческих решений и так называемому во­левому стилю руководства. Это требует четкой организа­ционной структуры и распределения обязанностей меж­ду руководителями подразделений, наличия должност­ных инструкций и прочих документов, регламентирую­щих их деятельность.

Следующим, четвертым требованием, предъявленным к системам управления, следует назвать наличие в ней контролирующего параметра, т.е. такого элемента, кото­рый постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или на лю­бой элемент системы) управляющего воздействия.

Контроль субъекта управления предполагает курирование обработки любого управляющего сигнала, подан­ного на вход данной системы. Функцию контролирую­щего параметра в системе управления, как правило, реа­лизует один из сотрудников аппарата управления. На­пример, подготовку плана важнейших работ курирует главный специалист по экономике. На уровне министер­ства такие функции осуществляют кураторы по опреде­ленным проблемам в управлениях. Любые управленче­ские решения в системе управления должны проходить только через элемент выполняющий функции контро­лирующего параметра.

Наличие прямых и обратных связей (пятое требо­вание) в системе обеспечивается четкой регламентаци­ей деятельности аппарата управления по приему и пе­редаче информации при подготовке управленческих решений.

Итак, мы рассмотрели требования, предъявленные к системе управления как объекту исследования. Что дает нам такое рассмотрение?

Рассматривая конкретную организацию как объект исследования, мы всегда должны фиксировать и сравнивать ее системные характеристики. Это позволяет лучше понять эту организацию и определить, к какому классу сложности она относится.

2. Чтобы совершенствовать систему управления с ис­пользованием компьютерной техники, организационное проектирование необходимо доводить до такого уровня, при котором обеспечивается четкость распределения обязанностей руководителей и исполнителей.

3. Необходима персональная ответственность руково­дителей и исполнителей. При проектировании системы управления нужно четко фиксировать, кто и что делает в системе управления, кто за что отвечает.

4. Необходима информационная проработка системы на уровне управленческих решений.

5. Исследование и проектирование должно быть непрерывным процессом. В системе управления необ­ходимо предусматривать отдел или группу сотрудни­ков, которые должны постоянно прорабатывать техно­логию подготовки новых решений, обусловленных но­выми целями.

6. Должна существовать четкая документация, регла­ментирующая деятельность организации. Зачастую По­ложения об отделах, должностные инструкции не кон­кретны и не обеспечивают персональной ответственно­сти при принятии управленческих решений.

Как же обеспечить эти требования? Как отмечалось выше, это возможно только на основании общей кон­цепции исследования систем управления как систем принятия решений, так как конечным продуктом сис­темы управления является управленческое решение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательные услуги и ресурсы развития муниципальной образовательной сети города Кирово-Чепецка

    Доклад
    На 01.06.2011 г. в муниципальную образовательную сеть были объединены двадцать один детский сад, одиннадцать общеобразовательных, одна коррекционная (VIII вида) и одна вечерняя школы, шесть учреждений дополнительного образования детей.
  2. Программа дисциплины «Клиент-ориентированные образовательные организации»

    Программа дисциплины
    Государственный университет – Высшая школа экономикиПрограмма дисциплины «Клиент-ориентированные образовательные организации» для направления/ специальности 081100.
  3. Пределы распорядительных полномочий в сфере вещных прав образовательных организаций кирилловых Андрей Александрович

    Документ
    В предлагаемой статье проводится анализ применения ограниченных вещных прав в практике имущественного режима современных учреждений образования. С позиции права оперативного управления и права постоянного бессрочного пользования показывается
  4. О обмена, анализ содержимого этих компонентов, определению соответствия этих параметров политике использования Интернет-ресурсов образовательной организации [1]

    Документ
    Одним из важнейших элементов комплексного подхода ограничения доступа учащихся образовательных организаций к нежелательным ресурсам сети Internet является так называемая контентная фильтрация, включающая в себя декомпозицию объектов
  5. Министерство образования и науки российской федерации информационно-методический центр по аттестации образовательных организаций

    Документ
    1.5.2. Специальность 010200 "Прикладная математика и информатика", специализации "Математическое и программное обеспечение вычислительных машин",

Другие похожие документы..