Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 553200 Геология и разведка полезных ископаемых при о...полностью>>
'Программа'
Целью организации конференции является развитие кооперации ученых из разных стран в проведении научных исследований в области физической мезомеханики...полностью>>
'Сценарий'
Цель работы тренинговой группы – установление контакта, формирование элементарных навыков взаимодействия на основе самопринятия, самораскрытия и приня...полностью>>
'Бизнес-план'
Дисциплина «Инвестиционный бизнес-план» предназначена для изучения теории и практики разработки бизнес-плана инвестиционного проекта. Бизнес-план для...полностью>>

Утвержда ю министр сельского хозяйства (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Министр сельского хозяйства

_______________А.В. Гордеев

«___» ______________ 2006 г.

Концепция развития

сельскохозяйственных

потребительских кооперативов

Москва — 2006

Содержание

Министр сельского хозяйства 1

РЕЗЮМЕ 5

1. Народнохозяйственное значение малых форм хозяйствования и необходимость развития 6

сельскохозяйственной потребительской кооперации 6

2. Цель, специфика, принципы и социально-экономическая эффективность деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов 9

3. Состояние и проблемы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в России 13

4. Основные направления государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственной 17

потребительской кооперации 17

4.1. Совершенствование законодательной базы кооперативного движения 17

4.2. Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации 18

4.3. Информационное, консультационное и методическое обеспечение деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов 21

4.4. Подготовка кадров 24

5.Организационная структура сельскохозяйственной потребительской кооперации 24

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОБСЛУЖИВАЮЩИМИ ИНТЕРЕСЫ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 27

7. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов 29

7.1. Федеральный уровень 29

7.2. Региональный и муниципальный уровни 30

34

8. Социально-экономическая эффективность деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов 34

9.. Мониторинг развития сельскохозяйственных 36

потребительских кооперативов 36

10. основные риски развития сельскохозяйственной 37

потребительской кооперации 37

1.Ухудшение условий реализации сельскохозяйственной продукции и сырья (особенно мясных и молочных продуктов) на внутренних рынках (включая областные, районные и локальные) из-за роста импортных поставок 37

11. Основные мероприятия по реализации концепции развития 39

сельскохозяйственных потребительских кооперативов 39

Приложение 1. 48

Показатели развития сельскохозяйственного производства по различным категориям хозяйств в целом по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации 48

Приложение 2. 53

Число потребительских сельскохозяйственных кооперативов 53

Российской Федерации на 01.01. 2005 гг. 53

Приложение 3 56

Плановые целевые показатели реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» 56

по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» 56

(по состоянию на 19 декабря 2005 года) 56

Приложение 4. 60

Показатели предоставления услуг по ведению ЛПХ различными организациями и физическими лицами 60

(по итогам пробной сельскохозяйственной переписи в 8 районах Краснодарского края, Саратовской области, Пензенской области, Красноярского края, 2004 год) 60

Приложение 5 62

Отечественный и зарубежный опыт развития сельскохозяйственной 62

потребительской кооперации 62

РЕЗЮМЕ

«Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее «Концепция») разработана в соответствии с сетевым графиком реализации Приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе».

«Концепция» является рамочным документом, определяющим основные направления и механизмы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации; используется при реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», разработке комплексных целевых федеральных и региональных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, совершенствовании федерального и регионального законодательства по стимулированию кооперативного движения и т.п.

«Концепция» содержит положения, характеризующие экономическую сущность, принципы деятельности и функциональную структуру сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме кредитных*); оценку уровня их развития в России (масштабы, основные препятствия и риски); рекомендации по формированию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, государственному регулированию и поддержке кооперативной деятельности (совершенствование правовой базы, финансово-кредитная поддержка, информационно-консультационное и методическое обеспечение, подготовка кадров, взаимодействие кооперативной системы с органами государственной власти и органами местного самоуправления); методические подходы к мониторингу развития кооперативов.

«Концепция» разработана творческим коллективом сотрудников Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова Россельхозакадемии, Института государства и права РАН, Московского университета потребительской кооперации, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), представителей ряда сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

«Концепция» предназначена для представителей органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (и прежде всего органов управления АПК); ОАО «Россельхозбанк»; ОАО «Росагролизинг»; специалистов АККОР; членов крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, представителей других малых форм хозяйствования; специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов; преподавателей сельскохозяйственных вузов; научных сотрудников; специалистов информационно- консультационной службы АПК; представителей средств массовой информации.

1. Народнохозяйственное значение малых форм хозяйствования и необходимость развития

сельскохозяйственной потребительской кооперации

За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х), личные подсобные хозяйства (ЛПХ), составляющие т.н. индивидуально-семейный сектор сельского хозяйства, а также малые сельскохозяйственные организации стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом.

В стране функционирует 261,4 тыс. К(Ф)Х (общая площадь земли 19200,4 тыс. га, в среднем на хозяйство 73 га); 16,0 млн. ЛПХ ( 7014 тыс. га; 0,44 га); 14,5 млн семей занимаются садоводством ( 1259 тыс. га, 0,09 га), 4,3 млн. семей огородничеством ( 408 тыс. га, 0,10 га ), 19,3 тыс. малых сельскохозяйственных организаций ( в них занято 203 тыс. работников)*.

Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, малые предприятия выполняют ряд важнейших народнохозяйственных функций.

  1. Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении сельских семей, формировании предложения на региональных и локальных продовольственных рынках. Их удельный вес в валовом выпуске отрасли возрос с 26,3% в 1990 г. до 56,9%в 2004 г. Причиной этого стал, с одной стороны, рост объемов производства в индивидуально-семейном секторе, с другой, – их снижение в сельскохозяйственных организациях. К(Ф)Х и ЛПХ оказывают существенное влияние на продовольственную ситуацию в стране, производя в 2004 г. 57,4% продукции растениеводства (К(Ф)Х – 8,4%), 56,7% продукции животноводства (К(Ф)Х – 2,6%).

В 2004 г. в индивидуально-семейном секторе произведено 93,8% картофеля ( в т.ч. в К(Ф)Х – 2,0%), 85,1% овощей (К(Ф)Х – 4,9%); 18,8% зерна (К(Ф)Х – 17,4%); 11,4% сахарной свеклы (К(Ф)Х – 10,3%); 54,9% скота и птицы (К(Ф)Х – 2,4); 55,0% молока (К(Ф)Х – 2,8%); 27,2% яиц (К(Ф)Х – 0,5%); 68,2% шерсти** (К(Ф)Х – 10,9%)***.

Следует подчеркнуть, что, начиная с 1998 г., темпы роста производства валовой продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах устойчиво опережают рост производства в сельскохозяйственных организациях и хозяйствах населения. По оценкам ВИАПИ им. А.А.Никонова, объем реализации продукции К(Ф)Х сопоставим с объемом товарной продукции, получаемой 11 тыс. сельскохозяйственных предприятий, замыкающих список предприятий, ранжированный по объему продаж.

Удельный вес хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств увеличивался с начала 90-х годов во всех регионах России, но в разной степени. Как следствие, аграрная структура субъектов Российской Федерации значительно различается. Можно выделить три типа аграрной структуры регионов: корпоративный (доля сельскохозяйственных организаций в валовой продукции отрасли свыше 50%); смешанный (указанная доля от 30% до 50%); индивидуально-семейный (доля до 30%). К первому типу относится 10 регионов, ко второму – 42 региона, к третьему – 25 регионов, из них в восьми регионах (Республика Дагестан, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Бурятия, Республика Тыва, Астраханская область, Республика Саха (Якутия), Читинская область, Республика Алтай) доля некорпоративных хозяйств превышала 80%; в двух регионах (Республика Ингушетия, Еврейская автономная область) – 90% (приложение 1, табл. 1.1, 1.2).

  1. Важную роль играют крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, малые предприятия в решении социальных проблем села, налаживании устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения. Из крупных и средних сельскохозяйственных предприятий в период с 1990 г. по 2003 г. уволилось 5 млн. человек, и сектор К(Ф)Х, ЛПХ, малого предпринимательства сыграл роль социального амортизатора, особенно на территориях с низкой плотностью населения, где сельскохозяйственные предприятия понесли значительные потери и высок удельный вес хронически убыточных и обанкротившихся предприятий.

В сельских административных районах с плотностью сельского населения до 5 человек на 1 кв. км (691 район, 37% их общего числа) количество и производственный потенциал сельскохозяйственных организаций (численность работников, площадь сельскохозяйственных угодий, поголовье скота) сократились в наибольшей степени (приложение 1, табл. 1.3). Они уже не могут выполнять селообразующие функции, как это было при советской власти. Аналогичная участь может постигнуть сельскохозяйственные организации в административных районах с плотностью сельского населения от 5 до 10 человек на 1 кв. км (506 районов, 27% их общего числа). Таким образом на половине сельской территории необходимо создать условия для альтернативной занятости населения (в том числе в К(Ф)Х, ЛПХ, несельскохозяйственном бизнесе), если общество заинтересовано в сохранении социального контроля над этими районами.

  1. К(Ф)Х, ЛПХ, сельские предприниматели способствуют сохранению сельского расселения и сельского образа жизни, народных традиций, культурного разнообразия страны. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим.

  2. В силу того, что преобладающая часть К(Ф)Х и ЛПХ ведет менее специализированное, по сравнению с крупными предприятиями, аграрное производство и выращивает относительно более широкий набор сельскохозяйственных культур и животных, они вносят заметный вклад в сохранение биоразнообразия агроценозов, обеспечение их устойчивости, улучшение экологической ситуации в сельской местности.

В перспективе социально-экономическая роль индивидуально-семейного сектора (прежде всего, крестьянских (фермерских) хозяйств и высокотоварных личных подсобных хозяйств) усилится, особенно в наполнении местных и региональных агропродовольственных рынков, в производстве продукции «экологического сельского хозяйства», предоставлении общественных благ (сохранении сельского расселения, сельского образа жизни и культуры; удовлетворение рекреационных потребностей; обеспечение социального контроля над территорией). В результате реформирования неплатежеспособных крупных и средних сельскохозяйственных предприятий значительная часть их земельных, материально-технических и трудовых ресурсов переместится в малые предприятия, в крестьянские (фермерские) и высокотоварные личные подсобные хозяйства.

Особенно возрастет роль индивидуально-семейных хозяйств в сельских административных районах с низкой плотностью населения; часть крупных крестьянских (фермерских) хозяйств станет выполнять селообразующие функции.

В настоящее время производственный и социальный потенциал К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно. Владельцы хозяйств, сельские предприниматели испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем.

Во-первых, не сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной потребительской кооперации, должным образом не прописаны правовые условия государственной поддержки малого аграрного предпринимательства. Отсутствует эффективная защита земельных прав граждан.

Во-вторых, фермеры, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития (несмотря на положительную динамику) сельской кредитной кооперации.

В-третьих, не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования.

В большинстве семейных хозяйств используются низкомеханизированные технологии, велики затраты ручного труда.

В-четвертых, сельское население испытывает существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации.

В-пятых, отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и союзами, ассоциациями крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, сельских предпринимателей, с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей субъектов малого предпринимательства и сельских жителей при разработке мер аграрной и сельской политики, снижает ее эффективность.

Способы и механизмы решения вышеуказанных проблем составляют содержание приоритетного национального проекта по направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования в АПК». Ключевое значение при этом имеет развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Это обусловлено серьезными объективными причинами.

Как уже подчеркивалось, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, другие малые формы хозяйствования испытывают в процессе хозяйственной деятельности ряд характерных проблем:

  • недостаточное снабжение качественным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами;

  • дефицит агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, консультаций по бухучету, аудиту, эффективной организации производства;

  • недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования;

  • поломки машин и оборудования и необходимость их ремонта;

  • трудности ведения производства в случае болезни и/или временной нетрудоспособности членов К(Ф)Х и ЛПХ, их отсутствия в хозяйстве в период отпуска и т.п.;

  • проблемы сбыта произведенной продукции (дефицит информации о рыночной конъюнктуре, о потенциальных партнерах, невозможность влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции и т.д.);

  • недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, что приводит к ее реализации по низким ценам.

Самостоятельно решить вышеуказанные проблемы могут лишь крупные (фермерские) хозяйства и часть малых сельскохозяйственных предприятий.

Снабженческо-сбытовые, агросервисные и перерабатывающие предприятия, создаваемые для этих целей представителями агробизнеса, предлагают услуги сельхозпроизводителям на невыгодных условиях, монополизируют рынок, усиливают диспаритет цен между сельским хозяйством и промышленностью.

Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания индивидуально-семейных хозяйств и малых сельскохозяйственных предприятий является создание сельхозпроизводителями потребительских кооперативов.

2. Цель, специфика, принципы и социально-экономическая эффективность деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, создаваемые К(Ф)Х, ЛПХ, другими малыми формами хозяйствования для удовлетворения своих потребностей, являются частью разветвленной системы кооперативных организаций.

Кооператив как специфическая экономическая организация представляет собой одну из форм добровольного объединения производителей для достижения общих хозяйственных целей. Характерными признаками (принципами) кооперативных форм деятельности являются:

  • добровольность членства, основанного на экономическом интересе, осознании хозяйствующими субъектами необходимости и выгодности объединения;

  • самоуправляемость, экономическая и административная независимость предприятия, предполагающая функционирование на свой страх и риск в интересах своих членов (пайщиков);

  • равноправие членов кооператива между собой по принципу "один член - один голос";

  • подконтрольность выборных органов кооператива своим членам и построение организационной системы кооперации по принципу "снизу вверх";

  • объединение членами кооператива на добровольной основе финансовых и материальных ресурсов, необходимых для функционирования совместного предприятия путем участия в формировании паевого капитала, создании общих фондов, самофинансировании, материальной ответственности;

  • непосредственное участие членов кооператива в его операциях, распределения полученного дохода пропорционально этому участию, а не размеру паевого капитала.

Главная цель деятельности кооперативного предприятия или организации – не максимизация прибыли, а обслуживание экономических интересов объединившихся товаропроизводителей, достижения определенных выгод для своих членов (в том числе повышение прибыльности хозяйств).

В мировой практике сложились два типа сельскохозяйственных кооперативов: потребительские кооперативы и производственные кооперативы.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы – коммерческие организации, объединяющие граждан для производства сельскохозяйственной продукции в рамках единого предприятия. Участники кооператива объединяют часть своего имущества или денежные средства и формируют паевой фонд кооператива. Имущество является собственностью кооператива. Кооператив может обрабатывать землю, которая внесена его членами в паевой фонд, или передана ему в аренду (в т.ч. и членами кооператива), или выкуплена кооперативом. В первом и третьем случаях земля становится собственностью кооператива. В производственных кооперативах их члены обязаны принимать личное трудовое участие в производственном процессе. Доходы кооператива делятся с учетом трудового вклада его членов.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы – некоммерческие организации граждан-владельцев ЛПХ, К(Ф)Х, юридических лиц- производителей сельскохозяйственной продукции для снижения затрат или получения дополнительных доходов путем передачи кооперативу функций по реализации, снабжению, переработке продукции и иной деятельности по обслуживанию участников. Для реализации переданных кооперативу функций его члены формируют паевой фонд за счет денежных и иных взносов. Имущество кооператива является его собственностью. Члены кооператива ведут самостоятельную деятельность по производству сельскохозяйственной продукции в рамках своих хозяйств, пользуясь услугами кооператива. Деятельность кооператива ведется в интересах его членов, доходы от деятельности кооператива распределяются между его членами. Для осуществления содержания штата наемных работников, укрепления его материально-технической базы члены кооператива вносят ежегодные членские взносы. Потребительский кооператив может обслуживать также любые хозяйства, владельцы которых не являются членами кооператива. Прибыль, полученная от этого вида деятельности, является собственностью кооператива и подлежит налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации*.

Основные отличия сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов, зафиксированные в российском законодательстве, представлены в табл. 1.

1. Основные признаки сельскохозяйственного производственного и потребительского кооперативов

Вид кооператива

производственный

потребительский

1. Производственный кооператив создан гражданами для совместной деятельности

1. Потребительский кооператив создан сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами)

2. Совместная деятельность членов производственного кооператива основана на их личном трудовом участии

2. Обязательное участие членов потребительского кооператива в его хозяйственной деятельности

3. Производственный кооператив является коммерческой организацией

3. Потребительский кооператив является некоммерческой организацией

4. Число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти граждан

4. В составе потребительского кооператива должно быть не менее двух юридических лиц или пяти граждан*

5. Не менее 50% объема работ в производственном кооперативе должно выполняться его членами

5. Не менее 50% объема работ (услуг), выполняемых потребительскими кооперативами должно выполняться для своих членов

*Кроме кредитных кооперативов

Сущность сельскохозяйственных потребительских кооперативов четко проявляется при их сопоставлении с коммерческими организациями такого же производственного направления, основанными на уставном капитале. Капитал, вложенный в такие организации, направляется на получение максимальной прибыли. В кооперативе же капитал, вложенный в создание базы кооператива, нацелен на обслуживание членов. Его использование будет выгодно сельхозтоваропроизводителям за счет получения большей выручки от своевременной реализации продукции, приобретения средств производства по более выгодным ценам, и как итог, повышения эффективности их деятельности. Интересы получения прибыли на вложенный в кооператив капитал стоят на втором месте после удовлетворения нужд сельхозтоваропроизводителей, создавших этот кооператив. Перенесение центра тяжести с интереса капитала на интересы сельхозтоваропроизводителей, которые объединились в кооператив, является самым важным в сельскохозяйственной потребительской кооперации. А.В. Чаянов по этому поводу писал: «В кооперации капитал – слуга, а не хозяин». В кооперативе руководящей силой являются хозяйства, для обслуживания которых возник кооператив, а не владельцы капитала, внесшие его на создание кооперативной базы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утвержда ю министр сельского хозяйства (2)

    Документ
    6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОБСЛУЖИВАЮЩИМИ ИНТЕРЕСЫ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 27
  2. Утверждаю заместитель Председателя Правительства края – министр сельского хозяйства Хабаровского края

    Документ
    Форма доверенности на уполномоченное лицо, имеющее право представления интересов и подписи участника размещения заказа на процедуре аукциона (ПРИЛОЖЕНИЕ №5)
  3. Министры сельского хозяйства Большой Двадцатки должны срочно принять решительные меры для решения проблем продовольственных кризисов

    Документ
    Страны Большой Двадцатки должны пересмотреть политику поддержки биотоплива, требовать предоставления более доступной информации о продовольственных запасах в рамках срочных мер, необходимых для решения глобальной волатильности цен на продовольствие.
  4. Председатель Профсоюза Министр сельского хозяйства

    Документ
    1.1. Настоящее Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2012-2014 годы (далее - Соглашение) заключено на федеральном уровне социального партнерства на основе Конституции Российской Федерации, Трудового
  5. Елена Борисовна Скрынник, министр сельского хозяйства РФ. Она сделает основной доклад

    Доклад
    У нас сегодня седьмое по счету заседание, которое мы договорились называть обсуждением "Народного бюджета" на площадке Общероссийского народного фронта.

Другие похожие документы..