Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Профильная конференция для учащихся 9-11-х классов общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений (далее – учебные заведения) г.о. О...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Е.Л. Невзгодина, А.С. Пронин. Гражданское право Российской Федерации. Часть 2 (Особенная). Учебно-методический комплекс (для студентов специальности «...полностью>>
'Презентация'
15 июля 2011 года эксперты Ассоциации военных политологов приняли участие в презентации русского издания Ежегодника СИПРИ 2010 «Вооружения, разоружен...полностью>>
'Документ'
В комнате стояла почти полная тишина, хотя изредка в столь поздний час ее нарушали слабые звуки: поскрипывание, шорохи, клаксоны машин. Сквозь открыту...полностью>>

Академия управления при президенте республики беларусь (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

М.В. МЯСНИКОВИЧ Н.Б. АНТОНОВА О.Б. ХОРОШКО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Утверждено Министерством образованием

Республики Беларусь

в качестве учебного пособия для студентов

экономических специальностей

высших учебных заведений

Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

4

1.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования

4

1.2. Социальная политика государства:

понятие, принципы формирования, механизмы реализации

9

1.3. Социальная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования социального комплекса в условиях переходного к рынку периода

15

1.4. Мониторинг социальных процессов

29

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА, РЫНКА ТРУДА,

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

37

2.1. Население как производительная сила общества.

Демографическая политика государства

37

2.2. Трудовой потенциал и рынок труда как объекты государственного регулирования

47

2.3. Содержание государственного регулирования трудового потенциала и рынка труда

62

2.4. Государственное регулирование занятости

70

2.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом

87

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

99

3.1. Система индикаторов и показателей, характеризующая уровень жизни и доходы населения

99

3.2. Индекс развития человеческого потенциала.

Методика расчета ИРЧП

114

3.3. Государственная политика и механизмы

регулирования доходов населения

121

3.4. Государственная политика в области оплаты труда

138

ГЛАВА 4. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ ГРАЖДАН

152

4.1. Система социальной защиты населения

152

4.2. Бедность в современном мире: понятие, характеристики, стратегия сокращения

170

4.3. Государственная социальная поддержка малообеспеченных слоев населения

184

4.4. Социальная поддержка молодежи

197

4.5. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь

203

ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

219

5.1. Понятие и основные составляющие социальной инфраструктуры

219

5.2. Государственное регулирование развития образования

232

5.3. Государственное регулирование развития системы здравоохранения

247

От авторов

Сущность демократического социального правового государ­ства обусловливает необходимость проведения сильной социаль­ной политики и использования действенного механизма ее реа­лизации в целях более полного удовлетворения жизненных по­требностей людей, улучшения условий и качества их жизни. Характер и направления социальной политики, а также сред­ства и инструменты ее реализации задаются и формируются государством с учетом особенностей социальной сферы как объекта регулирования, его сложности и значимости, а также состояния развития на определенный период времени.

В предлагаемом учебном пособии дается характеристика социальной сферы Республики Беларусь, тенденции и проблемы ее развития на современном этапе, представлена система государственного регулирования социального комплекса и его основных составляющих.

В своем учебном пособии авторы стремились отразить не только теоретико-методологические основы государственного регулирования социальной сферы Республики Беларусь, но и динамику, тенденции его развития, становление и использование новых форм, инструментов и методов регулирования, выделить влияние многообразных факторов, влияющих на развитие социальной сферы.

По мнению авторов, учебное пособие будет полезно всем, кто изучает государственное регулирование социальной сферы и ее составляющих – студентам, слушателям системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, аспирантам, практикам.

Авторы заранее благодарят всех, кто выскажет замечания и предложения по улучшению содержания учебного пособия.

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Ключевые слова и термины:

Социальная сфера, общественное благо, качество жизни, уровень жизни, социальный комплекс, социальная политика, формы и методы государственного регулирования, социально-ориентированная модель экономики, социальная поддержка, приоритетные направления социальной политики, социально-демографические группы населения, социальные гарантии, социальные программы, мониторинг социальных процессов.

1.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования

Социальная направленность государственной деятельно­сти является сущностной характеристикой государства с со­циально ориентированной моделью рыночной экономики. В Конституции Республики Беларусь (ст. 13) отмечено, что «го­сударство осуществляет регулирование экономической деятель­ности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономи­ческой деятельности в социальных целях». Такая ориентация обусловлена менталитетом белорусского народа, его историей, и традициями и направлена на реализацию общественных интересов, преумножение благосостояния человека.

Это находит отражение в государственной политике Республики Беларусь, в которой последовательное повышение уровня и качества жизни населения, создание государства, удобного для народа, являются главной целью и стержневым направлением. Поэтому развитие белорусской национальной экономической системы осуществляется с ориентацией на социальную сферу.

Социальная сфера – одна из основных подсистем обще­ства, сложный, интегрированный объект, требующий правиль­ного понимания и представления. Часто социальную сферу отождествляют с ее очень важной, но все-таки составной час­тью – совокупностью учреждений непроизводственных отрас­лей народного хозяйства: образования, здравоохранения, куль­туры, социального обеспечения. Однако это теоретически не­верно. Совокупность данных отраслей является социальной инфраструктурой, элементы которой есть и в других сферах общественного производства. Понятие социальной сферы зна­чительно шире.

Социальная сфера связана с человеком, его жизнедеятель­ностью, удовлетворением его разнообразных и разнонаправлен­ных интересов и потребностей. С какой бы стороны мы не рас­сматривали социальную сферу, она связана с удовлетворением потребностей человека – материальных, духовных, интеллекту­альных, существующих всегда во взаимозависимости.

Кроме жизненных потребностей и интересов, человек реа­лизует и свое жизненное предназначение, что обусловливает наличие окружающих его предметов, вещей, являющихся так­же составляющими социальной сферы. Следовательно, соци­альная сфера – это вся система жизнеобеспечения челове­ка с момента его рождения и до погребения. Чем шире и разнообразнее социальная сфера, выше уровень ее развития, тем шире и богаче объективные возможности человека в обеспече­нии условий и образа его жизнедеятельности, условий форми­рования и удовлетворения его жизненных потребностей.

Установившаяся иерархия ценностей и интересов в обще­стве, характеристики уровня и качества жизни населения опре­деляют уровень развития общества в рамках того или другого государства и господствующего в нем типа хозяйства.

Однако некоторая расплывчатость границ между сферами общественной жизни и ее составляющими ведет к неоднознач­ной трактовке социальной сферы. Кроме того, реализация жиз­ненных потребностей, интересов и способностей человека огра­ничивается существующими в обществе условиями и возможностями. В силу этого социальную сферу рассматривают как в широком, так и в узком смысле слова. В первом случае социальная сфера отражает и включает в себя все то, что связано с человеком, его жизнью, удовлетворением его самых разнообразных жизненных потребностей и интересов. Во втором – социальная сфера отражает ту совокупность деятель­ности людей, ее форм и видов, посредством которых они удов­летворяют свои материальные и духовные потребности в опре­деленных условиях и на определенном отрезке времени.

Для характеристики социальной сферы в отечественной и зарубежной литературе используются различные термины, на­пример «общественное благо», «качество жизни», «уровень жизни» и другие, каждый из которых подразумевает комплекс взаимоувязанных и взаимообусловленных компонентов, опреде­ляющих их основное содержание. Часто используемый тер­мин общественное благо рассматривают как нечто более широ­кое, чем просто материальное благополучие. Общественное бла­го наряду с материальной составляющей включает и немате­риальные компоненты: личное счастье, благополучие, удовлет­воренность работой, условиями быта, своим местом в обществе, возможностями воспитания и образования детей и т. д.

Если речь идет не об индивидуальном, а об общественном восприятии жизни, то есть общественном благополучии, то ис­пользуют термин «качество жизни». Впервые он был приме­нен в программе правительства В. Брандта в ФРГ.

Качество жизни характеризует, с одной стороны, субъекта общественной жизни и потребностей – человека (продолжи­тельность жизни, уровень физического и психического здоро­вья, образования, культурного и интеллектуального потенциа­ла), а с другой комфортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей.

Уровень жизни отражает обеспеченность населения необ­ходимыми для его жизнедеятельности материальными и ду­ховными благами, достигнутый уровень их потребления и сте­пень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Социальная сфера тесно связана с другими сферами жиз­ни общества, и, в первую очередь с экономической и полити­ческой. Экономика, в широком ее понимании, отражает и социальные процессы, в то же время экономические проблемы человека – это не что иное, как его социальные потребности. Экономика определяет социальную жизнь людей в той же сте­пени, в какой жизненные интересы человека определяют раз­витие экономики. Новые теории экономического роста, появив­шиеся за рубежом в конце 80-х гг. 20 в. (Пол Ромер, Роберт Лукас, Гари Беккер, Теодор Шульц), подтверждают факт, что реальной движущей силой экономического прогресса является человек. Связь социальной сферы с политикой проявляется через соци­альную политику, которая выступает как одна из важнейших составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил.

Проблемы развития социальной сферы можно рассматри­вать на разных уровнях организации общества: человека – первичного субъекта и объекта социальной жизни; различного рода объединений граждан, а также всего общества в лице его разнообразных организаций, учреждений и социальных инсти­тутов. Определяющая роль в решении этих проблем отводится государству, которое, будучи политической организацией об­щества, призвано защищать интересы и права своих граждан, способствовать оптимальному развитию условий и образа жиз­ни членов общества, совершенствовать социальные связи и от­ношения между ними.

Рассматривая социальную сферу как объект государствен­ного регулирования, заметим, что речь идет о стороне социаль­ной сферы, касающейся удовлетворения потребностей чело­века, которые он в силу объективных обстоятельств не может обеспечить самостоятельно. В отношении потребностей, ко­торые человек может и должен обеспечить самостоятельно, роль государственного регулирования социальной сферы сво­дится к созданию благоприятных условий, позволяющих ему реализовать собственные способности и возможности для ре­шения своих проблем.

Совокупность процессов и организаций социальной сферы представляет собой социальный комплекс, в составе которого можно укрупненно выделить объекты государственного регу­лирования:

  • население, трудовые ресурсы, занятость, миграция, ры­нок труда;

  • политика доходов, уровень и качество жизни населе­ния;

  • социальная защита населения, борьба с бедностью, пен­сионное обеспечение, социальное страхование и др.;

  • развитие отраслей социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, культура, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм и др.).

Все отрасли социальной инфраструктуры можно подразделить на два комплекса – комплекс социально-культурных отраслей и социально-потребительский комплекс.

Все выделенные объекты несомненно значимы, но одновременно решать проблемы их развития невозможно по следующим причинам:

  • нехватка средств в достаточном объеме, а их распыление по всем направлениям не даст положительного результата;

  • риск возникновения негативных эффектов синергии в случае синхронизации процессов либерализации различных отраслей социального комплекса.

Весь спектр задач и направлений развития всех составляющих социального комплекса, исходя из их значимости и возможностей государства на соответствующем этапе своего развития, находит отражение в социальной политике госу­дарства.

1.2. Социальная политика государства:

понятие, принципы формирования, механизмы

реализации

Цели и направления деятельности государства по регули­рованию социальной сферы определяет государственная соци­альная политика.

Социальная политика определяет направления развития всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Социальную политику следует рас­сматривать и как концентрированное воплощение потребно­стей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.

Социальная политика – это система целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, нациями, отдельными соци­альными группами населения, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уров­ня жизни населения, рациональное использование трудово­го потенциала и на этой основе – на повышение эффектив­ности функционирования и конкурентоспособности экономики страны.

Социальную государственную политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, соци­альную защиту, осуществление принципа справедливости. Дру­гими словами, социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества. Соци­альная политика в узком смысле – это система государствен­ных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, стра­дают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние.

Социальную политику государства отличает ряд особен­ностей. Она имеет дело непосредственно с человеком и ориентиро­вана на него. Социальная политика связана со сферой распре­деления и потребления общественного продукта. Способ рас­пределения определяется способом производства, но распреде­лительные отношения, будучи относительно автономными, мо­гут тормозить либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения общественной производительности тру­да. В то же время специфика экономической политики заклю­чается в ориентации на экономический рост и умножение ма­териального богатства.

Отсюда следует, что так же, как социальная сфера обще­ства неотделима от экономики, социальная политика государ­ства неотделима от экономической политики, они тесно связа­ны между собой. Их диалектическая взаимосвязь объясняется тем, что цель экономической политики регулирование дея­тельности людей по созданию материальных благ и услуг как важнейшего условия роста народного благосостояния, а соци­альная политика воздействует на отношения между людь­ми в потреблении ими материальных благ и услуг, направлена на улучшение условий жизни и всестороннее совершенствова­ние всех членов общества, исходя из принципа социальной спра­ведливости. Другими словами, то, что для одной политики яв­ляется итогом, для другой исходным пунктом.

Социальная политика государства строится на основе принципов целенаправленности, учета возможностей, реальности, открытости, целостности, адекватности, всеобщности и адресности.

Принцип целенаправленности предполагает ориентацию социальной политики на достижение поставленных долгосроч­ных, среднесрочных и краткосрочных целей, определяющих развитие социальной сферы в отмеченной перспективе.

Принцип учета возможностей основан на том, что при фор­мировании социальной политики государства необходимо учи­тывать, с одной стороны, собственные возможности и способнос­ти людей решать свои социальные проблемы, а с другой воз­можности государства. Важность этого принципа заключается в том, что недооценка роли человека как субъекта решения сво­их проблем обрекает социальную политику на провал, ведет к социальному иждивенчеству, деформации социального статуса человека. Примером может служить «застойное» советское об­щество, когда человек был поставлен в условия, что от него са­мого мало зависел его социальный статус. Возможности госу­дарства зависят от ресурсно-экономического потенциала, обес­печивающего решение социальных проблем.

Принцип реальности социальной политики тесно связан с принципом учета возможностей: народу можно обещать лишь то, что государство в состоянии выполнить.

Принцип открытости предполагает, что основные поло­жения социальной политики должны быть известны всем чле­нам общества.

Принцип адекватности требует от социальной политики быть адекватной целям развития государства и общества, усло­виям жизни людей, исходить из складывающейся структуры жизненных интересов и проявлений человека.

Принцип целостности предполагает, что все звенья и на­правления социальной политики должны быть тесно взаимо­связаны.

Принцип всеобщности и адресности ориентирует соци­альную политику на то, чтобы, во-первых, она охватывала все слои и социальные группы общества, все организации, учреж­дения и институты социальной сферы, а во-вторых, содержала конкретные адресные меры в отношении каждой социальной структуры общества.

В зависимости от направлений, субъектов и объектов, уров­ня и видов различают общегосударственную социальную по­литику, региональную и отраслевую, политику в области рынка труда и занятости населения, доходов и заработной платы, социальной защиты и социального обслуживания на­селения, а также политику в области здравоохранения, обра­зования, культуры и искусства, жилищную, пенсионную, се­мейную, молодежную, женскую, политику в области материн­ства и детства.

К основным функциям социальной политики следует отнести:

  • обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;

  • налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая устроит подавляющее большинство населения;

  • обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;

  • обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальных групп;

  • поддержание социального порядка, то есть состояния общества, оцениваемого населением как приемлемого для жизни;

Стратегическая, научно-обоснованная социальная политика должна:

1. Предотвращать возможную напряженность между отдельными категориями населения, социальными группами, рост протестных настроений, связанных с жизнеобеспечением.

2. Создавать и поддерживать атмосферу доверия между людьми, а также доверие населения к социальным институтам, органам управления, властным структурам и кредитно-финансовым учреждениям.

3. Оптимизировать сферу потребления в соответствии с реальными возможностями общества, не допуская развития «синдрома потребительства» у населения и неоправданного дефицита бюджета у государства.

Проводя объективно обусловленную социальную полити­ку, государство для ее реализации использует разнообразные действия, формы и методы регулирования: поддержание об­щественного порядка, исполнение законов, справедливое рас­пределение доходов, рациональное налогообложение и др. Бе­зусловно, государственное регулирование является частичным вмешательством в жизнь людей и во многих случаях влечет за собой некоторое ограничение их свободы. Но это вмеша­тельство осуществляется в интересах и во благо людей. Госу­дарственное регулирование не следует рассматривать как си­стему жесткого, командного воздействия на социальную сфе­ру. Эта система построена на самых разнообразных по своей сущности методах: экономических, административно-распо­рядительных, социально-психологических, воспитательных, правовых.

В системе государственного регулирования особо следует выделить правовые методы, совокупность которых лежит в ос­нове правового регулирования. Правовое регулирование обеспе­чивает целенаправленное воздействие на поведение, деятельность людей, а через них – на общественные отношения. Основными элементами правовых методов являются юридические нормы, государственные предписания и акты применения права, право­отношения, акты реализации прав и обязанностей.

Право является продуктом общества в целом и граждан­ского общества в частности. Оно устанавливает позитивные правила поведения, организует общественные отношения, ко­ординирует социальные взаимосвязи. Идеальным можно на­звать вариант, когда обществом управляют не люди, а леги­тимные, правовые законы, но такой вариант в полной мере практически недостижим. В жизни право регулирует поведение чле­на: указывает, чему должно следовать и чего избегать. В результате право способствует установлению офи­циального обязательного для всех общественного порядка. Осу­ществляется это, во-первых, путем установления каждому чле­ну общества прав и обязанностей, то есть кто и на что имеет право (может делать) и что обязан делать; во-вторых, через механизм государственного воздействия, выступающий как основа влас­ти. Правовые средства регулирования общественных отноше­ний, в свою очередь, подвергаются влиянию социальных и иных факторов.

Современный механизм государственного регулирования, обеспечивающий решение поставленных задач в области раз­вития социальной сферы, строится преимущественно на эконо­мической основе и включает:

  • бюджетное регулирование, предполагающее повышение эффективности использования бюджетных средств, введение системы целевых платежных средств;

  • развитие договорных отношений в регулировании до­ходов населения;

  • налогообложение индивидуальных доходов и имущества граждан;

  • создание благоприятных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и иных доходов;

  • декларирование сверхвысоких доходов граждан;

  • тарифные соглашения между работодателями и наем­ными работниками;

  • непосредственное регулирование заработной платы в бюджетных отраслях экономики на основе единой тарифной сетки;

  • совершенствование пенсионного обеспечения;

  • использование и повышение роли социального страхо­вания и страховых выплат в социальной защите населения, упорядочение участия пенсионеров в производстве;

  • постепенное увеличение возраста выхода на пенсию;

  • повышение роли соответствующих финансовых инсти­тутов (негосударственных страховых и пенсионных фондов);

  • усиление децентрализованного начала в финансирова­нии социальных программ за счет смещения центра тяжести на негосударственные финансовые институты, а также мест­ный уровень;

  • постепенное увеличение платности в социальной сфере.
    В системе государственного регулирования используются в качестве инструментов социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальные регуляторы. Базой социальных гарантий служит часть нацио­нального богатства, обеспечивающая жизнедеятельность обще­ства. Социальные гарантии обеспечиваются на законодатель­ной основе, регламентирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед госу­дарством.

В системе мер, используемых государством для обеспечения граждан Беларуси и для развития социальной сферы в республике, особо следует выделить социальные стандарты, которые можно оценить как компенсаторные, превентивные меры системного характера, обеспечивающие позитивное влияние на развитие этой сферы в целом по республике и на уровне регионов.

Значимую роль в системе государственного регулирования социальной сферы играют социальные программы, содержа­щие комплекс мероприятий, обеспечивающий достижение це­лей в области развития социальной сферы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Академия управления при президенте республики беларусь (4)

    Бюллетень
    Бюллетень «Новые поступления литературы» ежемесячно информирует читателей о новых книгах, которые поступили в библиотеку Академии управления при Президенте РБ.
  2. Академия управления при Президенте республики беларусь (1)

    Автореферат диссертации
    Кизима Сергей Анатольевич, доктор политических наук, доцент, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь
  3. Академия управления при Президенте Республики Беларусь (5)

    Документ
    Цель учебного курса: вооружение студента современными методами анализа конституционных норм, привитие навыков системного подхода к решению вопросов политического и экономического характера, взаимоотношений высших и местных органов
  4. Академия управления при президенте республики беларусь основы государственного управления

    Контрольные вопросы
    Ключевую роль в жизнедеятельности общества играет государство. Оно обеспечивает упорядочение и регулирование протекающих процессов и явлений в социальной, экономической, политической, духовной и других сферах общественной жизни.
  5. Академия управления при президенте республики беларусь институт государственной службы Кафедра психологии управления

    Документ
    Академия управления при Президенте Республики Беларусь осуществляет подготовку специалиста в области управления персоналом. Подготовка кадров данной категории имеет практикоориентированную направленность, учитывающую требования времени

Другие похожие документы..