Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
У книзі Віри Багірової "Ми чекаєм Миколаєм" зібрано чимало матеріалу як довідкового, так і художнього про святкування найкращого свята дітв...полностью>>
'Учебное пособие'
Не лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича? Начати же ся тъй песни по былинамь сего ...полностью>>
'Документ'
Із змінами і доповненнями, внесеними постановами Кабінету Міністрів України від 19 квітня 1 року N 615, від 28 березня 2 року N 562, від 28 березня 2...полностью>>
'Контрольные вопросы'
Учебно-методический комплекс (УМК) «Экология» разработан для организации самостоятельной работы при изучении данного предмета студентами дневного, ве...полностью>>

Г. Б. Клейнера Москва, «консэко»,1998 аннотация справочник

Главная > Справочник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Поведение» предприятия характеризуется особенностями заключения и исполнения контрактов с внешними организациями и работниками, а также способами организации внутреннего административного механизма.

В центре внимания институциональной теории, таким образом, находится объяснение существования и сосуществования многообразных форм деловых предприятий, анализ пределов их роста с позиций эффективности, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, контроля, планирования и др. В этом смысле институциональная теория может рассматриваться как связующее звено между неоклассической и управленческой теориями. Однако этот «мостик» пока не слишком широк, а неоклассическая и институциональная теории пока предоставляют разные модели предприятия.

В эволюционной теории (Nelson, Winter, 1982; Макаров, 1997) фирма рассматривается как один из объектов в среде подобных объектов, которую можно уподобить биологической популяции. Поведение предприятия в первую очередь определяется взаимоотношениями между членами этой популяции, во вторую – некоторыми внутренними характеристиками объекта, к числу которых в первую очередь в данной теории относят устоявшиеся правила принятия решений в ответ на те или иные внутренние или внешние воздействия. Считается, что за время функционирования предприятия в непрерывном взаимодействии с «популяцией» на каждом предприятии складываются определенные традиции и процедуры принятия решений, алгоритмы реагирования на изменение внешней и внутренней среды. Эти правила («рутины») и определяют, согласно данной концепции, в конечном счете лицо фирмы, отличие одного предприятия от другого в конкурентной борьбе. По мнению «эволюционистов» именно сложившиеся правила, а не слепое стремление к максимизации прибыли во всех ситуациях и при всех условиях определяют характер принимаемых решений. Эти правила не являются раз и навсегда установленными, они эволюционируют в соответствии с изменением деловой среды предприятия и несут на себе отпечаток как личностей руководителей фирмы, так и характера взаимоотношений с партнерами из других предприятий. «Поведение» фирмы – обусловленная «рутинами» непосредственная и эволюционная реакция фирмы на воздействия со стороны деловой, административной и технологической среды.

Эволюционная модель предприятия, таким образом, признает, в отличие от неоклассической, что у предприятий нет единого критерия оптимальности принимаемых решений. Этот критерий носит строго индивидуальный характер, отражая не только индивидуальные предпочтения, но и исторический опыт деятельности фирмы, ее успехов и неудач. Понятно, что речь идет не о постоянном, как в неоклассической теории, а о динамическом критерии, меняющемся от периода к периоду.

Характерным для эволюционной концепции является системное представление о предприятии как о двойственном объекте: с одной стороны, являющемся членом делового сообщества («популяции») и испытывающем на себе в полной мере все последствия эволюции этого сообщества, с другой – обладающем собственными традициями в определении направлений деятельности, объемов и пропорций привлекаемых факторов. Вопросы образования и (в значительной мере) ликвидации предприятия не укладываются полностью в рамки эволюционной модели. Говорить о ее прочном соединении с неоклассической теорией фирмы пока нет оснований.

Предпринимательская модель фирмы (Hisrich, Peters, 1989; Проблемы управления ..., 1992) опирается на представление о предприятии как о сфере приложения предпринимательской инициативы и имеющихся у предпринимателя или доступных для привлечения ресурсов. Конечно, не все предприятия являются предпринимательскими, и в этом смысле предпринимательская теория имеет более ограниченный объект исследования, чем другие виды теорий фирмы. Вместе с тем число предпринимательских фирм во много раз превышает число иных предприятий, поэтому пересечение между множеством объектов предпринимательской и множеством объектов иных теорий достаточно велико. Во главу угла в данной концепции ставятся взаимоотношения между предпринимателем и его бизнесом. Считается, что в основе предпринимательского бизнеса и в центре деятельности такого предприятия находится фигура предпринимателя – независимого, активного, энергично устремленного к успеху, склонного к риску, настойчивого, адаптивного, уверенного в себе человека, умеющего использовать в своих целях противоречивые обстоятельства. Однако в модифицированных вариантах предпринимательской концепции (Tropman, Morningstar, 1989) вовсе не считают обязательным, чтобы такой человек был на предприятии в единственном числе и в роли директора, и рассматривают влияние на поведение предприятия деятельности «макропредпринимателей», руководящих внешними связями предприятия с другими организациями, деловой, административной и технологической средой, населением; «мезопредпринимателей», осуществляющих управление схемами и материально-финансовыми потоками во внутренней деятельности предприятия, в том числе – инновационными мероприятиями; «микропредпринимателей», сферой активности которых является микрозвенья производства, вплоть до организации рабочих мест. В принципе любое предприятие нуждается в предпринимателях всех трех типов, для успешной работы предприятия важно лишь, чтобы каждый из потенциальных предпринимателей сделал свой осознанный и обоснованный выбор между этими типами ролей.

Следует подчеркнуть, что в предпринимательском варианте теории фирмы руководитель предприятия при любых условиях остается предпринимателем – человеком, целью и сферой профессиональной деятельности которого является организация производственного процесса («нового соединения ресурсов», как иногда говорится) для удовлетворения имеющейся или создаваемой с помощью предпринимателя потребности.

Поведение предприятия в данной модели – результат действия и взаимодействия предпринимателей всех трех уровней. Особенно важны взаимоотношения между предпринимателями на предприятии, его работниками и собственниками.

Агентская модель фирмы также предоставляет некоторое описание деятельности предприятия (точнее, взаимоотношений между его собственниками и менеджерами) (Jensen, Meckling, 1976). Согласно этой концепции, собственники, не работающие на предприятии в качестве руководителей, как правило, не имеют доступа к той информации, которой обладает менеджер. В принципе часть этой информации собственник может приобрести, однако это может потребовать существенных расходов со стороны собственника на организацию внутри- и внефирменного мониторинга. Другая часть информации, связанная, например, с индивидуальной интенсивностью труда нанятого на работу менеджера, останется ненаблюдаемой (точнее говоря, ненаблюдаемой является разница между максимально возможной в данных условиях и реальной интенсивностью управленческого труда). Кроме того, недетерминированной предполагается и связь между затратами усилий менеджера и эффективностью работы фирмы. В этих условиях активизация менеджера с помощью оплаты его труда в зависимости от эффективности работы предприятия может приводить к разнообразным качественным эффектам при определенных сочетаниях количественных параметров ситуации. Так, в некоторых случаях (Tirole, 1988) активизация усилий менеджера обходится для собственника дороже, чем согласие на низкий уровень интенсивности менеджера. Применительно к отечественным предприятиям настоящего периода сфера адекватности агентской модели ограничена. Взаимоотношения между собственником и наемным руководителем предприятия если и играют некоторую роль в описании поведения предприятия, то не могут быть описаны сколько-нибудь точно в терминах данной теории. Причины состоят в чрезвычайно значительной доле тех связей между интересами менеджера и интересами собственника, которые могут быть охарактеризованы с помощью армейского термина как «неуставные отношения». Иными словами, в России в сложившихся на предприятиях условиях деятельность менеджера исключительно в интересах некоторого конкретного собственника представляется крайне маловероятной. В связи с этим и менеджериальные приложения модели «хозяин–работник» требовали бы существенной доработки агентской теории.

В интеграционной теории предприятия делается попытка комплексного учета специфики предприятия как относительно целостной и самостоятельной социально-экономической системы, интегрирующей во времени и пространстве процессы производства (реализации) продукции и воспроизводства ресурсов (Клейнер, 1997). Связующим звеном между этими процессами и «портретом» фирмы служит ее потенциалсовокупность ресурсов и возможностей, определяющих ожидаемые характеристики ее развития при тех или иных реальных сценариях изменения окружающей среды. Основной объект принятия решений – распределение ресурсов и усилий фирмы между наращиванием потенциала и его использованием, между воспроизводством и производством, между настоящим и будущим. В определенном смысле в этой концепции отражаются все те аспекты деятельности предприятия, которые составляют основу перечисленных выше подходов.

Определенный вклад в разработку модели фирмы применительно к российским предприятиям переходного периода внесен так называемой теорией выживания предприятий (Айкс, Ритерман, 1994). Согласно этой теории, в известном смысле являющейся «антиэволюционной», предприятие в переходный период не в силах приспособиться к постоянным изменениям внешней среды, прежде всего – к колебаниям в номенклатуре и объемах производства, а также финансового состояния поставщиков и потребителей. Связи между элементами хозяйственной «популяции» не поддерживают стабильность ее существования в целом, так что основной задачей предприятий в целом является выживание. Поэтому плавная и согласованная с внешней средой эволюция невозможна, а правила принятия решений на предприятии, едва сформировавшись, рушатся под напором стрессовых ситуаций, в которых слишком часто оказывается предприятие и его руководство. В этих условиях руководители предприятия принимают решения, руководствуясь только краткосрочной личной выгодой и стремлением к укреплению своего главенствующего и бесконтрольного положения.

Подведем итоги. Каждая из указанных модельных концепций в описательном ключе рассматривает предприятие под определенным ракурсом, не включая в сферу изучения многие другие, даже связанные с данным процессы. Тем не менее, рассматривая приведенные варианты модели предприятия в развитой рыночной экономике в нормативном ключе, т.е. с позиций требований к предприятиям, выполнение которых обеспечивает в рыночных условиях шансы на продолжительное устойчивое развитие, можно выделить следующие составляющие этих требований.

1. Предприятие должно адекватно реагировать на изменение ситуации на рынке (в том числе изменение цен на продукцию и факторы производства), формируя свою объемно-номенклатурную и ценовую политику. Следует стремиться к максимизации разницы между доходами и расходами. В афористической форме этот принцип может быть изложен так: «Не бывает слишком больших расходов, бывают слишком малые доходы» (неоклассическая модель).

2. Для устойчивого функционирования на рынке предприятие должно создавать условия для сравнительной минимизации внутрифирменных трансакционных издержек, облегчения процесса поиска внешних контрагентов. Следует стремиться к оптимизации размера фирмы с учетом факторов управляемости, мотивации работников и синергических преимуществ (институциональная модель).

3. Система внутрифирменного принятия решений, ее неизменные особенности и динамика должны служить объектом пристального внимания руководителя. Следует обеспечить оптимальное сочетание между стабильностью правил принятия стратегических решений и гибкостью принятия тактических решений. Одна из главных задач предприятия – создать гармонические условия взаимоотношений предприятия с хозяйственной и административной средой, обеспечить согласованную эволюцию предприятия и среды, противодействовать отставанию внутренних изменений от внешних (эволюционная теория).

4. Необходимым условием эффективной работы предприятия в свободной рыночной экономике является наличие позитивной целенаправленной мотивации его работников – как производственных рабочих, так и менеджеров. Для многих людей такая мотивация возможна только при создании условий для реализации их предпринимательских качеств. Следует обеспечить возможность предпринимательства на предприятии (интрапренерства) или в «интеграционной зоне» предприятия. Весьма важной является проблема сближения интересов руководителя предприятия и коллектива, преодоление разрыва между поведением директора как физического лица и как представителя юридического лица (предпринимательская модель).

5. Взаимоотношения между менеджментом и собственниками предприятия должны быть скоординированы с интересами бизнеса как продолжающегося процесса. Поиск оптимальных соотношений между материальной заинтересованностью и профессиональным развитием менеджера представляет собой весьма сложную и важную задачу. Асимметрия информации в треугольнике «работник – менеджер – собственник» создает предпосылки для нежелательного снижения производительности труда работников и менеджеров, снижения эффективности использования средств собственника (агентская модель).

6. Сохранение и развитие предприятия как самостоятельного экономического субъекта требуют определенной сбалансированности между производственно-реализационными и воспроизводственно-снабженческими процессами. Пренебрежение восстановлением внутренних ресурсов производства и благоприятных для предприятия условий внешней социально-экономической и экологической среды ставит под угрозу как эффективность предприятия в среднесрочном аспекте, так и его существование в целом (интеграционная теория).

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что общая цель процесса совершенствования самого предприятия и его деятельности состоит в создании ситуации, когда взаимоотношения между предприятием и связанными с ним социально-экономическими и институциональными субъектами, включая само предприятие, отвечают взаимным ожиданиям. Разумеется, степень реализации ожиданий, адресуемых предприятию другими экономическими и социальными структурами, не может быть одинаковой. На разных этапах социально-экономического развития общества различные его субъекты предъявляют к предприятию более или менее настоятельные и более или менее приоритетные требования. Соподчинение и приоритетность различных требований к предприятию в условиях его самостоятельности определяются, с одной стороны, непосредственными воздействиями общества, с другой – собственными целями предприятия.

Здесь следует подчеркнуть концептуальное различие между понятиями «цель предпринимателя (собственника)», и «цель предприятия», «цель бизнеса». Под целью предпринимателя (или собственника) понимается совокупность его намерений и интересов как физического лица, спроектированная на предпринимательскую деятельность. Цель предприятия – это условное аналитическое понятие, предназначенное для компактного описания факторов поведения предприятия в хозяйственной и административной средах. Если предприятие отождествлять с определенным юридическим лицом, то есть смысл ввести специальное понятие «цель бизнеса», понимая под бизнесом продолжающееся под разными юридическими лицами производство. Таким образом, цель предпринимателя как руководителя предприятия должна рассматриваться отдельно от цели предприятия, поскольку конкретное предприятие может быть лишь средством реализации личных интересов предпринимателя (собственника). В частности, такое мероприятие, как ликвидация предприятия может отвечать целям предпринимателя, но не отвечать целям предприятия.

Как правило, предприятие нельзя отождествить ни с его руководителем (директором), ни с собственником, ни с трудовым коллективом, ни с конкретным юридическим лицом. Предприятие – это реальная «живая» система, в функционирование которой вовлечены и физические лица, и материальные активы – основные фонды, капитал и т.д., и субъекты, лежащие вне предприятия: поставщики, покупатели продукции и др. Поэтому одной из первых задач, которые приходится решать каждому предприятию при разработке или пересмотре своей деловой стратегии, является вопрос о самоидентификации предприятия, уточнении его границ в хозяйственной, административной, технологической, институциональной и других средах. После определения этих границ особое значение приобретает стратегическое планирование бизнеса в избранных границах (стратегических зонах хозяйствования).

В условиях неопределенности внешней и внутренней среды предприятия стратегия выступает не просто как одна из форм или функций управления организацией, а как ключевой элемент ее существования в качестве системного интегратора. Можно сказать, сгущая краски, что не бизнес выступает как объект стратегического развития (управления), а общественно значимое стратегическое развитие реализуется с помощью данного бизнеса. Стратегическое планирование из функции управления превращается в объект, а бизнес – из объекта в платформу для реализации своего стратегического предназначения.

Миссия бизнеса как явления, таким образом, связана, с одной стороны, с поддержкой процессов самореализации его участников, с другой – реализацией процессов общественного развития. Вопросы определения миссии конкретного бизнеса будут рассмотрены в главе 4.

Поскольку бизнес неотделим от социально-экономической среды России, а жизнедеятельность этой среды, в свою очередь, поддерживается с помощью бизнеса, возникает необходимость рассмотреть специфику российской среды бизнеса, определить ее характерные черты и их влияние на деятельность предприятий в сегодняшней России.

1.2. Основные характеристики российской экономики как среды бизнеса

Российская экономика представляет собой весьма своеобразную среду для организации, функционирования и ликвидации бизнеса. В главе 2 мы подробно и на примерах рассматриваем эти конкретные процессы, акцентируя внимание на реально существующем положении дел. Цель данного раздела – выделить и кратко сформулировать основные, фундаментальные черты российской экономики (как «врожденные», обусловленные предшествующим перестройке периодом ее развития, так и «благоприобретенные», возникшие как результат проведения реформ последнего десятилетия), которые в настоящее время оказывают определяющее воздействие на особенности функционирования бизнеса. Следует кратко сказать здесь и об обратном воздействии: бурный рост предпринимательства, создание новых предприятий, а также происходящие одновременно с этим процессы торможения развития давно работающих производственных предприятий, в первую очередь предприятий обрабатывающей промышленности, оказали серьезное влияние на существенные черты общей социально-экономической обстановки в России.

Эти черты характеризуют технологический уровень, институциональную структуру экономики, социальные традиции и индивидуально-групповой менталитет. Не вдаваясь в причины возникновения и прогноз каждого явления, обусловленные геополитическими особенностями и длительной исторической традицией страны, отметим только исключительное своеобразие социально-экономического «ландшафта» России, делающее среду бизнеса в ней едва ли не уникальной среди членов мирового сообщества государств.

1. Отсталая в целом технологическая структура гражданского сектора экономики, высокий технологический потенциал оборонно-промышленного комплекса

Это явилось следствием длительного господства централизованной системы планирования и управления. Наличие детального внешнего для каждого товаропроизводителя планирования препятствовало внедрению технологических инноваций по широкому фронту промышленности, затрудняло диффузию инноваций и их переток из одного сектора в другой. В результате большая часть российской промышленности оказалась изолированной от мировой экономики, оставляя конкурентоспособными на мировом рынке по существу только два вида продукции: сырьевую и наукоемкую продукцию, производимую в рамках оборонно-промышленного комплекса (последний включал по разным оценкам от 60 до 80% всего российского машиностроения). Неразвитость гражданского машиностроения обусловила низкую эффективность технологических процессов в других отраслях, в том числе и добывающих, которые (за некоторыми исключениями типа газодобывающей отрасли) в результате вынуждены были использовать импортное оборудование.

В последние годы высокотехнологичные отрасли промышленности оказались в более сложном положении в связи со снижением государственных заказов (из 1700 оборонных предприятий России только 1100 имеют оборонный заказ, причем их число предполагается сократить до 700), и многие оригинальные технологии в настоящее время законсервированы. В то же время это обстоятельство может оказаться стимулирующим для развития инновационного технологического бизнеса, в том числе – экспортной ориентации (в 1997 г. общий объем поставок военной техники за рубеж составил 2,5 млн. долл., в 1998 г. планируется довести его до 3,5 млрд. долл.).

2. Высокая степень развития ряда отраслей фундаментальной науки

Несмотря на колоссальные масштабы спада объемов и интенсивности академической, вузовской и отраслевой (в особенности – последней) науки в течение последних 10 лет, по ряду областей знания отечественная наука занимает или могла бы занять в течение короткого времени (при надлежащих материальных и финансовых условиях) главенствующие позиции в мире. Это обстоятельство является благоприятным для венчурного бизнеса, который, к сожалению, в России не нашел пока широкого распространения. Маркетинг научной продукции представляет собой своеобразную сферу общего маркетинга, и многие закономерности последнего, достаточно хорошо освоенные в последнее время российским бизнесом (реклама, продвижение товаров, привлекательный внешний вид, упаковка) должны быть модифицированы и дополнены специфическими для маркетинга научной продукции чертами. Одно из основных отличий – трудность «штучного» поиска потребителей такой продукции в России и за рубежом, обостренная избирательность рекламной политики. Все это требует особых качеств бизнесмена и особой организации бизнеса. Тем не менее, есть основания полагать, что через несколько лет венчурный бизнес составит значимую долю в структуре отечественного производства товаров и услуг.

3. Высокая доля крупных и сверхкрупных промышленных предприятий в структуре производственных мощностей, высокий уровень товарного монополизма

Эта особенность также является прямым следствием существования системы централизованного планирования и управления. Малые предприятия имелись в отраслях, производящих предметы потребления, на автотранспорте, в строительстве, торговле, связи, сельском хозяйстве. Такая организационно-производственная структура в сочетании с общей технологической отсталостью еще более затрудняла реализацию технических нововведений, требуя значительных финансовых затрат (для каждого предприятия) на замену их основных производственных фондов. Вместе с тем наличие крупных предприятий благоприятствует развитию «симбиозного» бизнеса, который строится на взаимодействиях крупного и малого предприятий. Структура промышленного производства может быть уподоблена структуре планетарных систем, в которых вокруг каждой крупной планеты обращается несколько сателлитов. Таким же образом в настоящее время под эгидой каждого крупного предприятия достаточно успешно (во многих случаях более успешно, чем основное производство) функционирует ряд малых предприятий, осуществляющих такие функции, как маркетинг, продвижение и реализация продукции, снабжение и т.д. (более подробно об этом см. в гл. 4 и 7, а также в (Егорова, Майн, 1997)).

В определенном смысле для динамики бизнеса благоприятна и ситуация с товарным монополизмом. При возможном оживлении спроса на промышленную продукцию бизнес может строить свою стратегию на альтернативном производстве и ценовой конкуренции с монополистами. Такое альтернативное производство может быть налажено в том числе и с использованием производственных мощностей уже существующего монополиста. Более подробно такой вид бизнеса описан в (Макаров, Клейнер, 1997).

4. Неравномерность развития различных отраслей при общепромышленной депрессивной стабилизации

Общий объем промышленного производства по данным Госкомстата РФ снизился с 1989 по 1997 г. на 52% (продукция легкой промышленности – на 85%, машиностроения и металлообработки – на 60%, химической и нефтехимической промышленности – на 57% и т.д.). Темп падения, однако, неизменно снижался и в 1997 г. был сведен практически к нулю. Численность промышленно-производственного персонала за указанный период снизилась на 47%. Доля основных фондов предприятий со сроком эксплуатации свыше 15 лет составила около 40%, причем объемы инвестиций в основной капитал в 1997 г. продолжали снижаться (6,3% в течение года) и составили 16% от уровня 1989 г. Загрузка производственных мощностей по данным обследований Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ в 1997 г. незначительно колебалась около 38%.

Доля убыточных из числа 2,9 млн. зарегистрированных на конец 1997 г. в налоговой инспекции предприятий составила: в промышленности 47,5%, в строительстве 41,4%, на транспорте 59,2%. В 18 регионах России к числу убыточных относится свыше 60% предприятий, а в республиках Калмыкия, Тыва, Алтайском крае, Карякском, Коми-Пермяцком, Таймырском, Эвенкийском и Чукотском автономных округах убыточными в 1997 г. было свыше 70% предприятий.

В отраслевом разрезе промышленность за указанный период структуризовалась следующим образом. Промышленная часть «единого народнохозяйственного комплекса» дореформенной экономики осуществила к 1995 г. дрейф к «двухполюсной» экономике, которая характеризовалась соперничеством между экспортно-ориентированными топливно-сырьевыми и обрабатывающими промышленными отраслями, а к 1997 г. – к «четырехполюсной», в которой предприятия топливно-энергетического комплекса резко отличаются по своему финансовому состоянию от предприятий как обрабатывающих, так и сырьевых отраслей, в то время как внутри обрабатывающего комплекса все более обособилась пищевая промышленность (Реформирование предприятий..., 1998).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение в бизнес

    Лекции
    Введение в бизнес: планы семинарских и практических занятий для студентов общеюридического факультета Барнаульского юридического института МВД России.
  2. С. М. Козьменко проректор двнз «Українська академія банківської справи нбу», доктор економічних наук, професор (2)

    Документ
    Економіка та менеджмент: перспективи розвитку: матеріали доповідей Міжнародної науково-практичної конференції, м. Суми, 18-20 травня 2011 р. : в 2 т. / За.
  3. Дипломная работа на тему (3)

    Диплом
    Мобильная связь находится в постоянном развитии, которое диктуется многими причинами: техническим прогрессом, растущими запросами потребителей и др. К мобильной в настоящее время относят все виды связи между абонентами, не привязанными
  4. Рыночные стратегии предприятий сотовой связи Введение

    Задача
    Мобильная связь находится в постоянном развитии, которое диктуется многими причинами: техническим прогрессом, растущими запросами потребителей и др. К мобильной в настоящее время относят все виды связи между абонентами, не привязанными
  5. Управление промышленной компанией на основе формирования социальных стратегий: теория, методология, технологии реализации

    Документ
    Автореферат разослан « » мая 2011 г. и размещён на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации http:

Другие похожие документы..