Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
12 апреля 2011 года – особенный день в истории российской космонавтики: 50 лет назад с космодрома «Байконур» стартовал первый в мире космический кора...полностью>>
'Документ'
Одним из наиболее частых нарушений метаболизма, выявляемых в период новорожденности, является повышение концентрации билирубина в сыворотке крови. При...полностью>>
'Книга'
Создание ресурсного центра обусловлено необходимостью дальнейшего развития ресурсной базы региональной системы образования и возможностей свободного ...полностью>>
'Документ'
Еще раз хочу выразить благодарность всему нашему коллективу за слаженную и добросовестную работу в период проведения изменений в структуре и деятельн...полностью>>

Сборника Фонда «Династия»

Главная > Статья
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Всероссийская конференция одаренных школьников 1990-2006

(Статья из Сборника Фонда «Династия»)

Е.Н.Филатов, директор школы «Авангард»

В январе 2006 года в Москве прошла на базе Московского химического лицея №1303

XV Всероссийская научно-практическая конференция одаренных школьников. Конференцию проводила Всероссийская школа математики и физики «Авангард» при поддержке Фонда «Династия» и компании «Intel». В январе 2007 года планируется провести очередную XVI Всероссийскую конференцию одаренных школьников.

Как все начиналось?

Наверное, за точку отсчета следует взять 1990 год, когда Всесоюзная школа математики и физики «Авангард» решила провести Международную конференцию одаренных школьников в городе ... Тбилиси.

Сейчас такая затея показалась бы, мягко говоря, странной. А то далекое время все прошло «на ура». Грузия тогда была очень обеспеченной, гостеприимной, а главное - дружественной союзной республикой.

Помимо московских и тбилисских школьников в конференции принимала участие довольно большая польская делегация.

Нас поселили в роскошной резиденции ЦК комсомола Грузии «Шавнабада», кормили, поили и развлекали как самых дорогих гостей, а интерес к конференции был, я бы даже сказал, какой-то нездоровый: шутка ли сказать - финальный физматбой между сборными России и Грузии транслировался по Республиканскому телевидению!

Не менее удивительно и то, что все расходы (не малые!) по этой конференции оплатило Министерство образования Грузинской ССР.

В январе 1991 года на базе Молодежного центра «Олимпиец» мы провели первую (и последнюю) Всесоюзную конференцию одаренных школьников, на которой было более 200 ребят практически из всех республик СССР, включая Латвию и Армению. Все расходы щедро оплатило Ядерное общество СССР.

Казалось бы, пора браться за всемирную конференцию - процесс пошел! Но...дальше был 1992 год. Союза не стало, и денег на образование тоже, а Всесоюзная школа математики и физики «Авангард» превратилась во Всероссийскую.

И, тем не менее, в январе 1992 года мы, несмотря ни на что, в том же самом «Олимпийце» провели I Всероссийскую конференцию одаренных школьников, финансировать которую уже никто не хотел - за нее платили сами участники.

С этой конференции мы и ведем отсчет наших Всероссийских конференций. Со второй по десятую конференции проходили в поселке (Академгородке) Черноголовка на базе экспериментальной школы № 82. Пользуясь случаем, хочу еще раз выразить благодарность ее директору Раисе Петровне Соколовой, которая 9 лет подряд оказывала нам гостеприимство, не уступающее грузинскому. Начиная с 11-й конференции - мы в Москве, на базе московского химического лицея №1303 (директор Сергей Евгеньевич Семенов), гостеприимство которого, по многочисленным отзывам наших гостей, значительно превосходит восточное.

Размещаются гости в Центре детского и юношеского туризма Министерства образования и науки РФ, который расположен в трех минутах ходьбы от лицея.

Чем принципиально отличается наша конференция от всех остальных?

Первое, чисто внешнее отличие нашей конференции от всех мне известных в том, что наша конференция самая продолжительная: она длится 8 рабочих дней. Все остальные - от 2 до 4. Вторая (и главная!) особенность в том, что она является не только и не столько оценивающей, сколько обучающей. Мы не только заслушиваем и оцениваем доклады школьников, но и учим их эти доклады готовить.

Конференция вот уже 15 лет проходит по одному и тому же сценарию (с небольшими вариациями).

В первый день - заезд участников и торжественное открытие, после которого сразу начинается работа: всем участникам предлагается пройти тестирование по химии, физике, математике, информатике, а с 2005 года еще и по биологии.

Как ни странно, это мероприятие вызывает большой энтузиазм участников: всем интересно оценить свой уровень базовых знаний по предметам и сравнить себя со своими одаренными сверстниками из других городов. Всем победителям предусмотрены награды.

Во второй и третий день продолжаются предметные тестирования и проходят командные интеллектуальные соревнования: физико-математические, химические и биологические бои. Правда, команды у нас сборные. Например, сборная Нижнего Тагила и Элисты играет против сборной Самары и Оренбурга.

Такой подход, во-первых, смягчает горечь поражения, а во-вторых, команды формируются так, чтобы они (по возможности) были примерно равны по силам друг другу.

Физмат бои мы рассматриваем как серьезную психологическую подготовку к докладам: ведь во время боя все ребята выступают и в качестве докладчиков, и в качестве оппонентов, они учатся говорить и учатся слушать друг друга. У них исчезает скованность (а то и страх) перед аудиторией, они начинают настраиваться на благожелательную атмосферу.

Четвертый день - по нашей традиции - чисто экскурсионный: в 2003 году, например, мы были в Звездном городке, в 2004 - в Бородинской панораме и музее Великой Отечественной войны, в 2005 - в Оружейной палате, а в 2006 - опять в Звездном городке. Вечером того же дня ребят ожидает театр. Последние годы мы предпочитаем Малый театр.

Пятый день - день олимпиады. Олимпиада проходит сразу по математике, физике, химии и информатике, а с 2005 года еще и по биологии. Все участники получают варианты с задачами по всем этим предметам, причем, решать все, разумеется, необязательно, да и физически невозможно. Каждый выбирает то, что лучше всего знает.

Победители определяются как по сумме очков в многоборье, так и по каждому предмету в отдельности, то есть за одну работу теоретически можно получить ШЕСТЬ первых мест: отдельно за физику, математику, химию, информатику, биологию и еще за лучший суммарный результат по всем предметам. Ясно, что для 9, 10 и 11-х классов варианты разные.

Шестой день, пожалуй, самый важный день конференции - день консультаций по докладам. К каждому участнику с первого дня прикрепляется куратор-консультант, который тщательно знакомится с текстом доклада, а затем в ходе бесед со своим подопечным помогает ему представить свою работу в наиболее выигрышном плане, с привлечением технических средств. Например, мы помогаем докладчику оформить свою работу с помощью мультимедиа.

Сразу подчеркну: консультант - не оценщик и не ревизор, он целиком на стороне ребенка. Как правило, на эту работу мы приглашаем аспирантов, научных сотрудников и студентов - бывших участников наших конференций. К слову сказать, среди таковых уже не мало кандидатов наук!

После консультаций ребята уже имеют понятие о том, что же представляет собой их доклад, на какой результат они могут рассчитывать, как грамотно построить свое выступление и на какие вопросы надо быть готовым ответить.

Седьмой день - самый ответственный день конференции - день докладов по секциям. На прошлой, 15-й конференции было 5 секций:

  • Математики;

  • Computer science;

  • Физики;

  • Химии и физической химии;

  • Биологии.

На каждой секции в течение одного рабочего дня заслушивается от 10 до 25 докладов. В конце рабочего дня научное жюри определяет победителей и лауреатов конференции.

Восьмой день - заключительный день работы конференции. В этот день с утра проходят пленарные доклады — наиболее зрелищные из всех докладов, представленных по секциям, доклады, которые могут быть интересны и понятны всем участникам конференции независимо от их специализации.

Потом проходит торжественная многочасовая церемония награждения по всевозможным номинациям, и завершается конференция (по нашей традиции) аукционом.

Аукцион - это «продажа» подарков. В качестве денежной единицы на нем используется специальная валюта - «фишки», которые получает каждый участник конференции. Количество полученных «фишек» строго соответствует заслугам.

Большинство лотов - закрытые, то есть покупатели не видят предмета, из-за которого им придется торговаться, ведь аукцион - шуточный. Купить можно как ценный подарок, например лазерный принтер, так и шуточный, например, кокосовый орех, причем может так случиться, что орех будет продан дороже принтера.

Аукцион психологически разряжает несколько напряженную атмосферу ожидания результатов и позволяет завершить конференцию на мажорном аккорде.

Кто участвует в наших конференциях?

Как правило, это команды из хороших школ. И надо сказать таких школ не так уж мало.

В 15-й конференции приняло участие 90 школьников (29 девушек и 61 юноша). Делегации прислали 37 различных школ следующих 25 городов и поселков России: Альметьевск (Татарстан), Брянск, Бугульма (Татарстан), Буинск (Татарстан), Гурьевск (Кемеровская обл.), Екатеринбург, Иваново, Казань, Касимов (Рязанская обл.), Кирово-Чепецк (Кировская обл.), Когалым (ХМАО), Краснодарский край (Ейский район), Москва, Муром (Владимирская обл.), Новомосковск (Тульская обл.), Новосибирск, Ногинск (Московская обл.), Орел, Пермский край (поселок Пашия), Самара, Саранск, Ставрополь, Уфа, Челябинск, Шахты (Ростовская обл.). Среди участников была представлена также делегация Украины (Крым). Было заслушано 79 докладов.

Хотелось бы особо отметить четыре школы, которые вот уже 15 лет присылают нам отличные команды почти каждый год: Брянский городской лицей №1, Элистинский лицей, лицей №1303 Москвы, Самарская областная физико-математическая школа. Как стать участником нашей конференции?

Обязательное условие - наличие доклада. Только рассмотрев текст представленного доклада, Оргкомитет принимает решение приглашать или не приглашать его автора на конференцию. Работы чисто компилятивного характера и прочую откровенную халтуру мы не принимаем.

Второе условие: докладчик (докладчики) должны приехать вместе с руководителем, ответственным за их жизнь и здоровье. Иногда в качестве руководителей выступают родители, против чего мы никогда не возражаем. Ну, а третье условие - все делегации должны заплатить оргвзнос, так как государство нас не финансирует.

Правда, начиная с этого года, мы получаем финансовую поддержку от Фонда «Династия». Благодаря гранту, выделенному Фондом на проведение конференции в 2006 году, мы БЕСПЛАТНО приняли 15 лучших докладчиков и даже оплатили их проезд вместе с сопровождающими в один конец. Надеемся на дальнейшее сотрудничество с Фондом. Какие награды получают победители?

Кроме призов, купленных на нашем аукционе, каждый участник конференции имеет шанс получить:

  • Диплом участника (получают все, представившие доклад на секции);

  • Диплом лауреата (получают только те, чьи доклады признаны лучшими);

  • Дипломы Московского офиса компании Intel (15 участникам);

  • Дипломы и сертификата американских научных обществ (Ассоциация ученых в области материаловедения – ASM International Foundation, Ассоциация оптического конструирования - SPIE, Association for Women Geoscientists, Общество по изучению коррозии - NACE, Клуб школьных математических объединений - Mu Alpha Teta, Yale Science and Engeneering Association) - по одному диплому.

  • Специальные дипломы за отдельные аспекты работ (лучшие презентации, лучшие эксперименты, оригинальность темы, самостоятельность и т.д.) - около 15 дипломов.

  • Дипломы по результатам предварительных тестирований, за активное участие в предметных боях, за успехи на олимпиаде - всего около 5,0 дипломов.

  • Ну и, наконец, в каждой секции выделяется ЛУЧШИЙ доклад.

Авторы этих работ получили в 2006 году денежные призы от Фонда Династия в размере 3000 рублей каждый.

К дипломам прилагались различные подарки - книги, программные продукты и т.д.

Некоторые участники получили по 5 и более наград. А вообще, без наград у нас редко кто остается.

Кроме того, все лауреаты нашей конференции были без предварительного рецензирования приглашены на финальную часть конкурса «Юниор-2006», которая прошла в январе 2006 года в Московском Инженерно Физическом институте и являлась завершающим туром отбора во всемирном смотре научного и инженерного творчества старших школьников.

А судьи кто?

Научное жюри у нас очень представительное. В основном это доктора наук и профессора Московского государственного университета (хотелось бы их перечислить):

  • Березин Борис Иванович (ВМК МГУ);

  • Гуляев Анатолий Викторович (ВМК МГУ);

  • Крылов Андрей Серджевич (ВМК МГУ);

  • Твердисов Всеволод Александрович (Физфак МГУ);

  • Сергеев Сергей Николаевич (Физфак МТУ);

  • Скопенков Аркадий Борисович (Мехмат МГУ);

  • Иоффе Сема Лейбович (Институт органической химии РАН);

  • Ненайденко Валентин Георгиевич (Химфак МГУ).

Кроме того, в состав рабочего жюри входят еще около десятка кандидатов наук.

Только на основании их независимых оценок мы и определяем победителей.

Наши планы.

Хотелось бы, конечно, расширить круг наших участников. Ясно, что многие талантливые ребята не могут приехать к нам только из-за финансовых трудностей. Мы не отказываемся от целевой спонсорской поддержки таких ребят.

Всем желающим связаться с нами сообщаю наши координаты; 111033, Москва, таможенный проезд,4 оргкомитет Всероссийской конференции одаренных школьников. Тел., факс: (495)362-34-40, e-mail:adv@.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Фонд Михаила Прохорова Годовой отчет

    Публичный отчет
    Фонд Михаила Прохорова — благотворительный частный фонд, учрежденный в 2004 году по инициативе бизнесмена Михаила Прохорова. Главная цель Фонда — системная поддержка культуры российских регионов, их интеграция в общемировое культурное
  2. Фонды контрольных работ

    Документ
    , 199 . 4. Васильев Л.С. История религий Востока: Религиозно-культурные традиции и общества. М., 1983. 5. Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический словарь: В т.
  3. Дмитрия Зимина "Династия"

    Документ
    УДК иДокинз ББК 86.7(о) Д63 Издание подготовлено при поддержке Фонда Дмитрия Зимина "Династия" Перевод с английского Натальи Смелковой Художественное оформление и макет Андрея Бондаренко Научная редактура Александра Маркова,
  4. Сборник ент 2008 Эпоха камня и бронзы на территории Казахстана

    Документ
    4. Самые древние стоянки каменного века, которые относятся к нижнему палеолиту, найдены у(в, на): а) озера Балхаш, в) озера Ала-Коль, с) горах Кокшетау, д) Сары-Арке, е) горах Каратау.
  5. Сборник тестов 2006 Тема Древний Казахстан: Эпоха камня и бронзы на территории Казахстана

    Сборник тестов
    B) Раннего палеолита. C) Позднего палеолита. D) Среднего палеолита. E) Неолита. 5. Искусство зарождается в период: A) Позднего палеолита.

Другие похожие документы..