Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Курсовой и дипломный проекты должны быть максимально приближены к уровню выполнения проекта производства работ (ППР) согласно СНиП 3.01.01-85 [1] прим...полностью>>
'Документ'
В настоящее время не ослабевает интерес к философии образования как к новой междисциплинарной науке, пытающейся дать ответы на многие вставшие перед ...полностью>>
'Документ'
А также памяти всех казаков всех Казачьих Войск, вставших ещё в 1917г. на неравный бой с красной чумой. Побеждённых превосходящей силой. Всех мужчин, ...полностью>>
'Документ'
По предварительным данным Агентства Республики Казахстан по статистике в I квартале 2006 года производство валового внутреннего продукта (ВВП) по сра...полностью>>

Содружества Независимых Государств в борьбе с незакон (1)

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

РАЗВИТИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО
И ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ

(информационно-аналитическая записка)

Москва, 2010 год

Настоящая информационно-аналитическая записка содержит информацию о развитии межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ в 2009–2010 годах.

При подготовке записки использованы материалы министерств иностранных дел и экономических ведомств государств – участников СНГ, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Электроэнергетического Совета СНГ, Межправительственного совета по разведке, использованию и охране недр, Межправительственного совета по гидрометеорологии, Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ, Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности, Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, Совместной комиссии государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года, Комиссии государств – участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях, а также информационных агентств и периодической печати.

Авторский коллектив: Кушниренко А.К. (руководитель), Аскольский А.М., Проскурякова О.А.

Редактор: Рогачева М.В.

Оформление: Шиховец Т.В.

Авторский коллектив будет благодарен за возможные замечания и предложения (тел.: (495) 624-09-37, (495) 698-32-45; факс (495) 698-44-31; e-mail: ispolkom-m@; почтовый адрес: 109012, Россия, Москва, ул. Варварка, д. 7).

© Исполнительный комитет СНГ, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Основные виды и направления межрегионального
и приграничного сотрудничества государств –
участников СНГ в 2009–2010 годах 9

1. Сотрудничество в торговле в приграничных районах 19

2. Сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов
и производственно-техническое сотрудничество 27

3. Сотрудничество в области электроэнергетики, в том числе
содействие развитию приграничной торговли электроэнергией 30

4. Сотрудничество в области транспорта и связи 31

5. Сотрудничество в сфере рационального и безопасного использования
природных ресурсов и охраны окружающей природной среды 41

6. Сотрудничество в правоохранительной деятельности 47

7. Сотрудничество в сфере регулирования миграции населения
и регулирования рынка труда 55

8. Научное и гуманитарное сотрудничество 64

9. Сотрудничество в сфере туризма 73

10. Сотрудничество в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 76

11. Научно-техническое и инновационное сотрудничество в разрезе регионов и приграничных территорий государств – участников СНГ 80

12. Другие направления межрегионального и приграничного сотрудничества, отвечающие целям и принципам государств,
регионов и его приграничных территорий 81

13. Меры по стимулированию межрегионального
и приграничного сотрудничества 82

14. Ход выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества
государств – участников СНГ до 2009 года 87

Сведения о ходе выполнения Плана мероприятий
по реализации Концепции межрегионального
и приграничного сотрудничества государств – участников
Содружества Независимых Государств до 2009 года 94

Приложение 1. Перечень соглашений о приграничном сотрудничестве государств – участников СНГ 98

Приложение 2. Информация о созданных межправительственных комиссиях по сотрудничеству государств –
участников Содружества Независимых Государств 109

Приложение 3. Перечень еврорегионов, в которые входят приграничные территории государств – участников СНГ 113

Введение

Особенностью взаимодействия в рамках Содружества является значительная дифференциация экономического уровня и потенциала развития государств, различие экономических интересов по многим вопросам, связанным с решением конкретных, в том числе и чисто национальных задач.

В практической межгосударственной деятельности прослеживаются следующие направления взаимодействия: межправительственное, межрегиональное и приграничное сотрудничество.

Межрегиональное и приграничное сотрудничество государств – участников СНГ включает комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения, осуществляется с разной степенью интенсивности и определяется политикой каждого государства, возможностью удовлетворения взаимных потребностей регионов и приграничных территорий в товарах, сырье и услугах.

Активное развитие сотрудничества на уровне административно-территориальных образований и приграничных территорий стало важной особенностью современных межгосударственных отношений государств – участников СНГ. В этом виде сотрудничества непосредственно затрагиваются многие жизненно важные вопросы, включая внешнеполитические, экономические, гуманитарные и др. Оно реально помогает решать или смягчать отдельные проблемы межгосударственных отношений, укреплять и развивать исторически сложившиеся связи. Кроме того, в полной мере сравнительные преимущества географического положения приграничных территорий можно использовать только совместными усилиями.

Региональная политика государств – участников СНГ охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д.

На современном этапе экономика региона интегрируется на фоне глобальной интернационализации производства. В таких условиях процветание региона, отдельных территорий, их роль и место в современном мире все в большей мере определяются такими ключевыми факторами международного разделения труда, как специализация в наиболее современных отраслях, выгодное кооперирование, повсеместная диверсификация производства и экспортная ориентация эффективных отраслей.

Приграничное сотрудничество как составная часть межрегионального сотрудничества имеет отличительную особенность, обусловленную непосредственной близостью государственной границы, которая влияет на развитие всех сфер жизнедеятельности.

Экономические, политические и социально-культурные характеристики приграничных территорий государств – участников СНГ сильно различаются, так же как и уровень развития межгосударственных отношений сопредельных государств – участников СНГ.

В Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, отмечено, что особого внимания заслуживает укрепление региональной составляющей – многостороннего взаимодействия государств – участников СНГ и их регионов в решении вопросов экономического, социального и культурного развития регионов и приграничных территорий, упрочения дружбы и добрососедства.

Межрегиональное и приграничное сотрудничество направлено на поэтапное формирование межгосударственного регионального рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы; содействие созданию на приграничных территориях особых или специальных экономических зон; осуществление совместных инвестиционных проектов; оптимальное использование приграничных территорий, проведение на них совместных мероприятий по мониторингу и охране окружающей среды и другие мероприятия.

В текущем периоде межрегиональное и приграничное сотрудничество государств – участников СНГ направленно на совершенствование организационно-управленческих форм в рамках интеграционных процессов.

Региональная среда во многом определяет конкурентоспособность национального бизнеса на современном мировом рынке, содействуя развитию наукоемкого производства, в котором превалируют не масштабы производства и сбыта, а способность к постоянному обновлению продукции за счет внедрения, создания и продвижения на рынок принципиально новых товаров. Малый и средний бизнес начинает играть доминирующую роль как наиболее приспособленный к быстрой смене технологий, который может создать конкурентоспособную продукцию при многократных капиталовложениях и быть конкурентоспособным даже при росте традиционных издержек за счет высокой добавленной стоимости. В такой экономике региональные союзы ученых, предпринимателей и местной администрации являются определяющим фактором достижения успеха на рынке.

Основу межгосударственной правовой базы регионального инновационного сотрудничества в СНГ составляют Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств, утвержденная Решением Совета глав правительств СНГ от 15 сентября 2004 года, и Конвенция по приграничному сотрудничеству государств – участников СНГ, принятая Решением Совета глав государств СНГ от 10 октября 2008 года.

Содействовать координации действий государственных и региональных органов власти в области межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ, определять приоритетные направления и рассматривать концептуальные и практические вопросы призван Совет по межрегиональному и приграничному сотрудничества государств – участников СНГ, созданный Решением Совета глав государств СНГ от 10 октября 2008 года.

Основные виды и направления межрегионального
и приграничного сотрудничества государств –
участников СНГ в 2009–2010 годах

Виды и направления межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ определены Концепцией межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ, являющейся основой формирования законодательной базы государств – участников СНГ в этой области.

Основополагающим нормативным правовым актом, определяющим правовое поле приграничного сотрудничества государств – участников СНГ, стала Конвенция о приграничном сотрудничестве государств – участников СНГ (далее – Конвенция), принятая Советом глав государств СНГ 10 октября 2008 года. В 2009 году государства – участники Конвенции осуществляли выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для ее вступления в силу. Конвенция вступила в силу для Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Таджикистана.

Конвенция является программным документом, раскрывающим основные принципы и направления деятельности по развитию приграничного сотрудничества.

В соответствии со статьей 3 Конвенции приграничное сотрудничество осуществляется преимущественно на основе соглашений между компетентными органами, заключенных в пределах их полномочий с соблюдением законодательства государств – участников Конвенции и норм международного права. Перечень таких соглашений приведен в приложении 1.

Приграничное сотрудничество осуществляется в соответствии с заключенными областными, городскими и районными исполнительными комитетами соглашениями о сотрудничестве и партнерстве. В рамках ежегодных встреч руководителей приграничных областей, городов и районов государств – участников СНГ рассматриваются вопросы развития сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической и культурно-образовательной сферах, в области защиты окружающей среды, развития спорта и туризма, обмена делегациями деловых кругов.

В соответствии со статьей 4 Конвенции осуществляется подготовка пакета типовых соглашений по вопросам организации приграничного сотрудничества.

При подготовке проекта Конвенции типовые соглашения по вопросам организации приграничного сотрудничества были представлены как приложения к ней. Решением Совета глав правительств СНГ от 23 мая 2008 года о проекте Конвенции о приграничном сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств Экономическому совету СНГ поручено принять Решение о Типовых соглашениях по вопросам организации приграничного сотрудничества (далее – Типовые соглашения). Во исполнение указанного Решения Исполнительный комитет СНГ направил проекты Типовых соглашений в правительства государств – участников Конвенции на согласование (исх. № 05-06/01276 от 26.11.08).

Ответы получены от Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Проекты Типовых соглашений были рассмотрены на заседании Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 18 марта 2009 года.

Комиссией принято решение о направлении указанных проектов на дополнительную проработку в Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ (далее – МПА СНГ) как разработчику (исх. № 5-5/0372 от 07.04.09).

Также проекты Типовых соглашений обсуждались на I заседании Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств – участников Содружества Независимых Государств, состоявшемся 2 октября 2009 года.

Постоянная комиссия МПА СНГ по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления доработала проекты Типовых соглашений к Конвенции. Совет МПА СНГ 3 декабря 2009 года одобрил их и принял решение направить в Исполнительный комитет СНГ для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке.

Исполнительный комитет СНГ в соответствии с процедурой направил проекты Типовых соглашений в правительства государств – участников Конвенции на согласование (исх. № 5-5/075 от 26.01.10).

Замечания редакционного и дополняющего характера прислали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия.

После обобщения полученных замечаний и предложений от большинства государств – участников Конвенции 1 декабря 2010 года состоялось заседание экспертной группы по согласованию проектов Типовых соглашений.

Рассмотрев проекты Типовых соглашений, доработанные с учетом замечаний и предложений, поступивших из государств – участников СНГ к 1 декабря 2010 года, участники заседания экспертной группы решили просить МПА СНГ продолжить работу над проектом Типового соглашения по организации приграничного межрегионального и/или межмуниципального сотрудничества в экономической и социальной областях, учитывая сложившийся опыт приграничного сотрудничества государств – участников СНГ.

Российская Федерация также предложила вернуться к уточнению наименования этого документа по завершении работы над его содержанием.

Разработку проекта типового соглашения о создании совместных органов приграничного сотрудничества компетентных органов считают нецелесообразным Республика Армения и Республика Беларусь. Принято решение выяснить мнение по данному соглашению Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Так как за прошедший период государствами – участниками СНГ были заключены соглашения о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов на межправительственном и межведомственном уровнях, экспертная группа решила считать дальнейшую работу над проектом Типового соглашения о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов нецелесообразной.

Практическое межрегиональное и приграничное сотрудничество в формате двусторонних отношений отражено в Реестре (Перечне) подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств – участников СНГ (далее – Реестр), являющимся справочно-информационным материалом. Реестр состоит из 12 разделов (11 государств – участников СНГ + раздел по Грузии, включающий документы до августа 2009 года), каждый из которых включает три подраздела. В первом подразделе приведены документы, где договаривающимися сторонами являются правительства государств – участников СНГ, во втором – правительства и регионы государств – участников СНГ, в третьем – регионы государств – участников СНГ.

Ведение Реестра в 2009 и 2010 годах осуществлялось в соответствии с Решением Экономического совета СНГ от 14 декабря 2007 года. На заседании Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 14 октября 2009 года и 10 ноября 2010 года были рассмотрены изменения и дополнения в Реестр, подготовленные на основании материалов, полученных от Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины за 2007–2010 годы. Реестр, включающий в настоящее время более 3 500 документов, в соответствии с решением Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ размещен на страничке «Межрегиональное и приграничное сотрудничество государств – участников СНГ» на сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете.

На заседании Совета глав правительств СНГ 22 мая 2009 года утверждена Концепция формирования информационно-библиотечного пространства на базе приграничных библиотек государств – участников СНГ, представляющая собой основу законодательной базы одного из направлений приграничного сотрудничества. В 2010 году осуществлена подготовка вопроса о ходе реализации указанной Концепции, рассмотренного на заседании Экономического совета СНГ 17 июня 2010 года.

В 2009 году началась реализация Соглашения о Совете по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств – участников Содружества Независимых Государств, подписанного главами государств – участников СНГ 10 октября 2008 года. Проводилось организационно-методическая подготовка I-го заседания Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – Совет), состоявшегося 2 октября 2009 года.

В заседании Совета приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в качестве наблюдателей – представители Исполнительного комитета СНГ, МПА СНГ и Совета руководителей торгово-промышленных палат государств – участников СНГ.

Председателем Совета избран Министр регионального развития Российской Федерации Басаргин В.Ф.

На заседании Совета было рассмотрено 12 вопросов, в том числе о состоянии межрегионального и приграничного сотрудничества в государствах – участниках СНГ; модельной законодательной базе и проектах типовых соглашений по вопросам организации приграничного сотрудничества; Форуме руководителей органов государственного управления регионов государств – участников СНГ; роли торгово-промышленных палат в развитии межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ; задачах межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ, вытекающих из Решения Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года о разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года; разработке и реализации социальной инновационной межгосударственной программы «Малый город (поселок городского типа) Содружества Независимых Государств». По всем вопросам приняты соответствующие решения.

По вопросу о Форуме руководителей органов государственного управления регионов государств – участников СНГ члены Совета на заседании приняли решение:

«одобрить в основном проект Решения Совета глав правительств СНГ о Форуме руководителей государственного управления регионов государств – участников СНГ и поручить Министерству регионального развития Российской Федерации организовать экспертное совещание для уточнения указанного проекта;

с учетом внесенных на экспертном совещании замечаний и предложений внести от имени Председателя Совета проект Решения Совета глав правительств СНГ о Форуме руководителей государственного управления регионов государств – участников СНГ в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения в установленном порядке».

Во исполнение указанного решения Совета Министерством регионального развития Российской Федерации 12 февраля 2010 года проведено экспертное совещание по уточнению проекта Решения Совета глав правительств СНГ о Форуме руководителей органов государственного управления регионов государств – участников СНГ. Участники совещания поддержали идею создания Форума и подтвердили необходимость разработки данного документа, а также высказали замечания и уточнения по проекту, в основном касающиеся вопросов финансирования Форума и формирования его секретариата. Участники совещания поручили Министерству регионального развития Российской Федерации подготовить уточненные с учетом высказанных на совещании замечаний и предложений проекты Решения Совета глав правительств СНГ и Положения о Форуме и внести их в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрение в установленном порядке. В настоящее время указанные проекты направлены в правительства государств – участников СНГ на согласование.

Информация о Совете и его деятельности отражена на страничке «Межрегиональное и приграничное сотрудничество» на сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете ().

Придавая большое значение реализации указанной Концепции, Экономическим советом СНГ 19 июня 2009 года принято решение (п. 3) просить правительства государств – участников СНГ определить в своих государствах ответственных за решение вопросов координации межрегионального сотрудничества на пространстве Содружества. По состоянию на 2 апреля 2010 года ответственные определены Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией.

Межрегиональное и приграничное сотрудничество на пространстве СНГ на двустороннем уровне осуществляется в рамках межправительственных комиссий по сотрудничеству государств – участников СНГ (далее – межправкомиссия), созданных практически во всех государствах.

Межправкомиссии координируют взаимное сотрудничество в комплексе: от проработки вопросов в области отраслевого сотрудничества, производственной кооперации, создания совместных производств, торгово-экономического сотрудничества и пограничных вопросов до заключения соответствующих соглашений по указанным направлениям и наблюдения за ходом их выполнений.

Межправкомиссии становятся постоянно действующими органами, организующими и координирующими межрегиональное и приграничное сотрудничество своих государств. Некоторые из них имеют сложную структуру, включающую комиссии, комитеты, подкомиссии и подкомитеты по конкретным направлениям взаимодействиям. Например, межправкомиссия по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан имеет 7 подкомиссий, а Российско-украинская межгосударственная комиссия включает 1 комитет, 3 подкомитета и 12 подкомиссий (приложение 2). Например, в Республике Беларусь в 2009 году проведено 6 заседаний межправкомиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Туркменистаном и Украиной (2), состоялось 19 заседаний белорусских частей межправкомиссий.

В рамках 9-го заседания подкомиссии по межрегиональному и приграничному сотрудничеству межправкомиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, состоявшегося 18 августа 2009 года, обсуждались вопросы создания межправительственной комиссии по сохранению экосистемы бассейна реки Урал и соответствующего Межгосударственного фонда, подготовки нового проекта Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о межрегиональном и приграничном сотрудничестве и проекта Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о подаче водных ресурсов с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан.

На заседании межправкомиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан 16 октября 2009 года рассмотрены вопросы о работе ее подкомиссий, реализации Плана мероприятий к Программе приграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан на 2008–2011 годы, подготовке к подписанию нового проекта Соглашения о межрегиональном и приграничном сотрудничестве, проекта Соглашения о реадмиссии, а также другие вопросы российско-казахстанского взаимодействия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Содружества Независимых Государств в борьбе с незакон (2)

    Закон
    о выполнении Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств,
  2. Содружества Независимых Государств в борьбе с незакон (3)

    Закон
    О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия,
  3. Содружества Независимых Государств о Программе сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незакон

    Закон
    Программа разработана во исполнение Протокольного решения Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 25 мая 2007 года и Решения Координационного совещания органов Содружества Независимых Государств, осуществляющих
  4. Содружества Независимых Государств в противодействии незакон

    Закон
    СПРАВКАо выполнении Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграциина 2009–2011 годы
  5. Содружества Независимых Государств по договоренности в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах компетентным министерствам и ведомствам на выполнение их функций. Настоящее решение

    Решение
    2. Финансирование совместных мероприятий указанной Программы осуществляется заинтересованными государствами-участниками Содружества Независимых Государств по договоренности в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в

Другие похожие документы..