Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа курса'
Цель курса – изучение основ теории информационных процессов, методов их формализации, алгоритмов кодирования и сжатия данных, теории конечных автомат...полностью>>
'Документ'
В рамках виконання програми по створенню «Міжшкільного екологічного музею» розділ «Екологічна відеотека» Асоціація «Дитяча екологічна організація «Ле...полностью>>
'Документ'
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов как необ...полностью>>
'Кодекс'
8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за...полностью>>

Стратегия интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учебный процесс


Аттестация, аккредитация,

лицензирование программ обучения

Государственные стандарты начального и среднего профессионального образования


АСУ ИОК


Рис.7. Структурная модель функционирования Санкт-Петербургского морского технического колледжа и его взаимодействия с внешней сре

– активизация процессов интеграции системы профессионального образования и бизнеса на фоне того, что перечень профессий в действующих классификаторах не соответствует в полной мере номенклатуре и содержанию профессий, заявленных работодателями;

– смена парадигмы профессионального образования, изменение его цели: переход от подготовки узкого специалиста к подготовке профессионала, обладающего социальной, когнитивной, информационной и коммуникационной компетенциями;

– развитие профессиональной мобильности квалифицированного рабочего и специалиста, его готовности к освоению инновационных технологий и связанных с ними профессий;

– развитие непрерывного образования.

С учетом перечисленных факторов диссертант определяет основные принципы формирования Перечня профессий для подготовки кадров в отрасли морского флота, к которым относит:

– классификацию профессий по уровням профессионального образования: начального, среднего, дополнительного;

– адаптивность, т.е. номенклатура профессий должна быть открытой системой и отражать уровень технического развития отрасли, появление новых видов производства и т.п.;

– эволюционность – переход от менее сложных профессий к более сложным, обеспечивая непрерывность профессионального образования как в пределах одного уровня (начального, среднего или высшего), так и при переходе к более высокому. Например, в Перечне выделены профессии: техник, техник-судоводитель, старший техник-судоводитель. Профессии объединены в группу с ранжированием по уровню сложности выполняемых работ. При желании учащийся может продолжить обучение и приобрести профессию, соответствующую второму или третьему уровне квалификации;

– сбалансированность отраслевой классификации профессий и образовательных стандартов;

­ развитие опережающего образования.

В Перечень должны войти профессии с учетом перспективного развития отрасли морского флота, по которым будут востребованы кадры в будущем. Это в наибольшей степени свойственно профессиям высшего профессионального образования.

При формировании стратегии становления и развития интегрированного образовательного комплекса в ТОСПОУ автором были исследованы общее и особенное в воспроизводстве квалифицированных работников в отрасли морского флота. Соискатель отмечает, что изменяющиеся потребности рынка труда в подготовке системой профессионального образования работников квалифицированного труда для морского и речного флота, персонала для транспортно-морских, промысловых и речных судов могут зависеть не только от инновационного и инвестиционного развития отраслей морских перевозок и рыболовства, расширения рамок внутреннего рынка транспортно-морских услуг, добычи рыбы, но и от таких особенностей развития морского и речного флота, как:

  • развитие специализации транспортных морских судов по перевозке пассажиров, грузов и рыбной ловле для обслуживания ряда зарубежных стран, удовлетворение высокого платежеспособного спроса потребителей транспортных услуг, лова морских и речных видов рыбы, так как емкость внутреннего, российского рынка, недостаточна для эффективного применения высокотехнологического судового и иного оборудования, определяющего выход транспортно-морских, промысловых и речных судов за пределы национальных границ;

  • усложнение деятельности и развития морского транспорта, отрасли рыболовства в связи с различным, дифференцированно–избирательным уровнем оснащения и рационального использования высоких технологий участниками мирового рынка транспортно-морских услуг и добываемой рыбы, требующее специализации судов различного типа, кооперирования деятельности в рамках международного разделения труда;

  • различные географические условия, уровни экономического развития, ценообразование стран мирового рынка транспортно-морских услуг, рынка промысловой рыбы, влияющие на экономическую целесообразность владельцев морских и иных судов осуществлять транспортные перевозки пассажиров, грузов, рыбную ловлю.

Вместе с этим изменение объемов и структуры подготовки работников в учреждениях профессионального образования в существенной степени зависит от происходящей реструктуризации хозяйствующих субъектов подотраслей речного и морского флота, развития конъюнктуры внутри российского и мирового рынков транспортно-морских перевозок, добываемой рыбы, морепродуктов, развития рыночных и производственных отношений стран Содружества Независимых Государств, хозяйствующих субъектов морского и речного транспорта, промысловых судов регионов.

Выход страны из экономического кризиса, рост производства неизбежно расширит и географию импорта и экспорта товаров, что обуславливает развитие всех видов их транспортировки, в том числе морских, речных транспортных перевозок, а также инфраструктуры их обслуживания (порты, транспортные терминалы, ремонтные комплексы). Как следствие этого, увеличивается спрос на подготовку и переобучение квалифицированных работников в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования рабочих для судов морского и речного транспорта, рыбного промысла, а также интеграцию всех звеньев профессионального образования. Автором разработана структурно-функциональная модель формирования спроса и предложения на профессиональные образовательные услуги и работу в отрасли морского флота РФ (рис.8).

Судоходные компании РФ

Объем морских перевозок и промысловой добычи морепродуктов

Морские транспортные средства на балансе судоходных компаний и их принадлежность морским портам РФ

Мощности инфраструктурной сети по ремонту и профилактике морских транспортных средств

Потребность в кадрах морского флота по профессиям, квалификациям в разрезе территорий и судовых команд и инфраструктурной сети морского флота

Территориально-отраслевая система подготовки (переобучения) моряков и специалистов морского флота

Рынок труда и его отраслевые сектора морского флота

Источники обеспечения потребности в кадрах морского флота

Подготовка и переобучение кадров Прием морских специалистов, со

в территориально-отраслевой сети стороны, в т.ч. зарубежных, в разрезе

образовательных учреждений территорий и судовых команд по профессиям и квалификациям

Рынок образовательных услуг и его отраслевые сектора– сектора морского флота

Рис.8. Структурно-функциональная модель формирования спроса и предложения

на профессиональные образовательные услуги и работу в отрасли морского флота РФ


В работе отмечается, что подготовка рабочих и служащих квалифицированного труда для вновь создаваемых и расширяемых морских портов, судов транспортных и промысловых на море должна осуществляться в соответствии с региональными целевыми программами, увязывающими перспективы роста грузо-, пассажироперевозок с подготовкой работников различной квалификации и специальностей в области морских и речных перевозок, рыболовства.

При этом подготовка квалифицированных рабочих и специалистов в системе профессионального образования должна производиться для любого типа судна, как морского транспортного, так и промыслового, речного. Выдвинутое положение носит не только дидактический характер, связанный со ступенчатой системой обучения и многоуровневыми образовательными программами, но и организационно-экономический, связанный как с горизонтальной интеграцией учебных заведений начального профессионального образования в регионе (морских и речных профессиональных лицеев), так и с вертикальной по схеме: профессиональный лицей – колледж – вуз с различными вариантами реализации этой схемы.

Общими условиями и факторами подготовки работников квалифицированного труда для системы начального и среднего профессионального образования, как полагает автор, является обязательная реализация профессиональных образовательных программ для обучающихся, определяющих содержание получаемого образования, конкретной направленности и уровня, соблюдение государственных образовательных стандартов, включающих в себя как федеральный, так и национально-региональный компоненты, определяющих обязательный минимум содержания доминирующих в анализируемой отрасли знаний профессиональных (основных и дополнительных) образовательных программ, максимальный объем учебных часов, приходящихся на одного обучающегося, а также требования, предъявляемые к уровню подготовки квалифицированных работников

Теоретические и методологические основы формирования стратегии развития интеграции и диверсификации в ТОСПОУ, разработанные автором, были использованы при обосновании методических положений стратегического планирования становления и развития интегрированного образовательного комплекса СПбМТК. По мнению диссертанта, если оперативное и текущее планирование должно охватывать все составляющие объекта управления, участвующие в образовательном процессе, например, такие, как педагогический и учебно-вспомогательный, обслуживающий персонал, все виды материально-технических ресурсов, включая основные фонды (учебно-тренажерное и иное оборудование, здания, электронно-вычислительная техника, транспорт), оборотные средства (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, денежные средства, материалы для осуществления образовательного процесса), то стратегическое планирование должно ограничиться формированием базовой стратегии развития объекта управления, включающей новую идею, новую концепцию, и функциональными стратегиями ее реализации с использованием необходимых планово-расчетных образований.

Кроме того, стратегическое планирование социально-экономического, инновационного, структурно-организационного, учебно-образовательного и иного развития ИОК не может быть рационально реализовано, если педагогическая функция развития не будет сбалансирована с основными экономическими, финансовыми, организационными и инновационными мероприятиями, направленными на повышение качества подготовки специалистов и эффективное использование имеющихся ресурсов.

Теоретические и методические положения стратегического планирования, а также основные положения Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года послужили основой для разработки стратегического плана создания и развития интегрированного образовательного комплекса: «Санкт-Петербургский морской технический колледж». Стратегический план разработан на основе сравнительного анализа ресурсных потенциалов двух локальных ОУ, подлежащих интеграции: Морского лицея флота и профессионального морского технического лицея, SWOT- анализа внутренней и внешней среды функционирования интегрированного образовательного комплекса «Санкт-Петербургский морской технический колледж».

Временной лаг для стратегического плана укладывается в 2003-2008 гг., поскольку, во-первых, начало временного периода с связано с объединением двух указанных выше локальных ОУ (этап становления ИОК– 2003/2004 гг.) и во-вторых, в этом периоде осуществляется полный цикл обучения вновь принятых курсантов, а следовательно, можно оценивать два важных показателя: качество их подготовки и трудоустройство. И, в-третьих, становятся осязаемыми масштабы модернизации учебно-материальной базы интегрированного комплекса, в части ресурсного обеспечения этого процесса, прежде всего, по его финансовой оставляющей (этап развития ИОК – 2005/2008 гг.). Естественно, что, исходя из принципа непрерывности планирования в ИОК, СПбМТК приступил к формированию стратегического плана своего развития на 2009–2012 гг., в рамках которого разрабатывается базовая стратегия его функционирования в статусе автономного образовательного учреждения.

Первый этап разработки стратегического плана, связанный с созданием интегрированного образовательного комплекса, базировался на проведении сравнительной оценки ресурсных потенциалов указанных выше локально функционирующих образовательных структур. В качестве базового для интеграции на основе результатов сравнительной оценки был выбран Профессиональный морской технический лицей по таким основным параметрам, как доля трудоустроенных, в том числе по договорам с предприятиями, внебюджетные доходы.

Второй этап разработки стратегического плана – осуществление SWOT– анализа позволил определить сильные и слабые стороны ИОК и потенциальные возможности его развития.

Третий этап связан с определением базовой и функциональной стратегий развития комплекса и разработка мероприятий стратегического плана на период 2009–2012 гг.

iv. Степень научной новизны и практическая значимость результатов исследования

Научная новизна диссертационного исследования заключается в определении теоретико-методологических основ интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг, и разработке практических рекомендаций по созданию интегрированного образовательного комплекса начального и среднего профессионального образования.

Наиболее важные научные результаты проведенного исследования, обладающие элементами научной новизны, могут быть определены следующим образом:

– осуществлена систематизации и классификация категорийного аппарата исследования по иерархическому признаку, обоснована необходимость включения в научный оборот и планово-управленческий процесс понятия «территориально-отраслевая система оказания профессиональных образовательных услуг» и определены ее институциональные составляющие;

– на основе анализа экономической и социальной составляющих деятельности человека в современном обществе доказана необходимость формирования модели интегрированного человека, в котором воплощается гармонизация его естественных и духовных потребностей, экономических устремлений с его общественным сознанием приносить пользу не только себе, но своему производственному коллективу, своей стране;

– дана авторская трактовка понятия интеллектуального капитала предприятия и его структурных элементов; на этой основе произведена классификация интеллектуального капитала на индивидуальный и корпоративный интеллектуальный капитал с построением логической модели формирования совокупного капитала предприятия;

– определены три способа наращивания интеллектуального потенциала образовательного учреждения: за счет прямого инвестирования в человеческий капитал и его активную составляющую – интеллектуальный капитал, за счет интеграции данного образовательного учреждения с другими и за счет франчайзинга;

– определена инновационная составляющая организационно-экономического механизма управления интегрированным образовательным, научно-образовательным или учебно-научно-производственным комплексом, к которой отнесены: замена затратной стратегии использования финансовых ресурсов на инвестиционную, классификация организационных структур, входящих в состав интегрированного комплекса на товаропроизводящие и обеспечивающие, формирование внутрисистемных экономических моделей на бюджетно-рыночной основе, учитывающих интересы участников процессов интеграции, сохранение отраслевой специализации, организация внутреннего правового поля функционирования интегрированного комплекса, адекватного процессам интеграции и диверсификации учебно-хозяйственной и научно-инновационной деятельности, институциональная компонента, связанная с преобразованием ГОУ в автономное образовательное учреждение;

– разработана агрегированная информационно-технологическая модель и методика сравнительной оценки экономической результативности функционирования локальных образовательных структур для принятия решения о целесообразности их интеграции с выделением рентабельных и нерентабельных образовательных учреждений на основе критериальных показателей: соотношения спроса и предложения, соотношения числа ученических мест и контингента учащихся, коэффициента трудоустройства, соотношения бюджетных и внебюджетных доходов;

– разработана логическая модель интеграции образовательных учреждений в форме поглощения и определены составляющие ее синергетического результата: более значительные масштабы подготовки специалистов по сравнению с объемами подготовки в локальной сети, повышение качества подготовки специалистов за счет внедрения инновационных форм и методов обучения, в т.ч. используемых в локальных образовательных структурах, сокращение удельных расходов на подготовку одного специалиста;

– в рамках концепции формирования стратегии интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг обоснована необходимость четкого разделения двух видов услуг: базовых профессиональных образовательных, дающих фундаментальную профессиональную подготовку и начальные профессиональные навыки и компетенции, и послебазовых – по повышению квалификации и переобучению персонала предприятий для его адаптации к технологическим и организационным нововведениям на производстве, а также для адаптации молодых рабочих и специалистов – выпускников системы профессионального образования – к конкретным рабочим местам.

– разработаны методологические основы обеспечения институциональной автономности государственных образовательных учреждений как условия роста их экономической самостоятельности как субъектов рыночных отношений и активизации на этой основе учебно-хозяйственной и научно-инновационной деятельности, более широкой интеграции с другими акторами рынка. На этой основе выдвинута стратегическая инициатива преобразования ГОУ среднего профессионального образования «Санкт-Петербургский морской технический колледж» в автономное образовательное учреждение;

– выдвинут компенсационный принцип определения плановых контингентов учащихся в профессиональных образовательных учреждениях при сокращении приема по демографическим причинам выпускников общеобразовательной школы за счет увеличения объемов профессионального обучения и переобучения взрослого населения;

– разработаны методические основы формирования Перечня интегрированных профессий в отрасли морского флота и определены особенности воспроизводства квалифицированных кадров в этой отрасли транспортного комплекса страны;

– доказана необходимость введения в методологию стратегического планирования любого объекта управления в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг в качестве базовой составляющей новой идеи, новой парадигмы или новой концепции его развития, что отличает этот вид планирования от оперативного, текущего и среднесрочного, наряду с наличием длительного временного лага, проведения SWOT-анализа внешней и внутренней среды, формированием обобщающей и частных (функциональных) стратегий развития объекта управления.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что предлагаемые в нем концептуальные и методологические положения могут быть использованы при решении органами образования и трудовыми коллективами государственных образовательных учреждений вопросов интеграции, диверсификации и перехода в статус автономного учреждения. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при реформировании региональных систем образования, для оценки эффективности интеграции образовательных учреждений различных типов, уровней и форм собственности, при разработке федеральной и региональных программ развития образования.

Материалы диссертации могут также использоваться в процессе подготовки лекций и семинарских занятий по специальным курсам: экономика, планирование, организация и управление в социальной сфере.

Апробация основных результатов работы

Диссертация является результатом многолетних исследований автора по социально-экономическим проблемам развития профессионального образования, а также практического опыта по управлению профессиональными лицеями и колледжем в новых условиях хозяйствования. Диссертация выполнена в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов, а результаты исследования использованы при создании интегрированного образовательного учреждения «Санкт-Петербургский морской технический колледж» и разработке стратегии его развития. Результаты докладывались на совещаниях, семинарах и конференциях, проводимых в период 1999-2009 гг.

По теме диссертационного исследования опубликовано 25 научных работ общим объемом 39,2 п.л.

Основные научные публикации по теме диссертационного исследования:

1. Никитин В.А. Теоретические основы интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг. - СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2007 – 2,5 п.л.

2. Никитин В.А. Методологические основы формирования стратегии интеграции образовательных учреждений в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных услуг. - СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2008. –5,0 п.л.

3. Никитин В.А. Организационно-экономический механизм и модели интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг. - СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2008. – 2,5 п.л.

4. Никитин В.А. Основные направления интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг. - СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2008. – 2,0 п.л.

5. Никитин В.А. Стратегия интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг: Монография. - СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2009. – 10,0 п.л.

6. Никитин В.А. Основные положения программы стратегического развития Санкт-Петербургского морского технического колледжа на период 2008–2011 гг. - СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2010. – 2,0 п.л.

7. Никитин. В.А. О соотношении фундаментальных и прикладных знаний в системе базового профессионального образования: Препринт. –СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2008. – 0,5 п.л.

8. Никитин В.А. Особенности формирования Перечня интегрированных профессий для подготовки кадров в отрасли морского флота: Препринт. – СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2008.– 0,5 п.л.

9. Никитин В.А. Качественная подготовка специалистов среднего звена – залог успешной работы отрасли // Транспортная стратегия - XXI век. - № 6. – М., 2009. – 0,2 п.л.

10. Никитин В.А. Методологические основы обеспечения институциональной автономности государственных образовательных учреждений как условие активизации их интеграции и диверсификации: Препринт. - СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2009. – 0,5 п.л.

11. Никитин В.А. Методические положения стратегического планирования становления и развития интегрированного образовательного комплекса // Неделя образования взрослых: Акция ЮНЕСКО. – СПб. - 2009. – 0,8 п.л.

12. Никитин В.А. Экономические предпосылки интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг: Препринт. - СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2009. – 0,5 п.л.

13. Никитин В.А. К вопросу об интеллектуальной составляющей человеческого капитала: Препринт. - СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2010 – 0,5 п.л.

14. Никитин В.А. Формирование интегрированной личности в условиях становления общества знаний // Экономика и управление. – 2007. - №4 (30). – 0,5 п.л.

15. Никитин В.А. Концепция интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг // Экономика и управление. - 2008. - №1 (33). - 0,5 п.л.

16. Никитин В.А. Концептуальная и информационно-технологическая модель интеграции образовательных учреждений в профессиональной школе // Экономика и управление. – 2009. - №1/4, спец. выпуск (40). – 0,5 п.л.

17. Никитин В.А. Инновационная составляющая организационно-экономического механизма управления интегрированным образовательным комплексом // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - №12 (84). – 0,5 п.л.

18. Никитин В.А. Стратегия становления и развития интегрированного образовательного комплекса – Санкт-Петербургского морского технического колледжа // Экономика образования. – №16. – 2009. – 0,5 п.л.

19. Никитин В.А. Общее и особенное в воспроизводстве кадров в отраслях морского флота // Экономика и управление. – 2009. - № 1 (39). – – 0,5 п.л.

20. Никитин В.А. Классификация объектов рыночных отношений в отрасли морского флота и ее использование при подготовке // Вестник Российской академии естественных наук. – 2009. - №5. – 0,5 п.л.

21. Никитин В.А. Систематизация категорийного аппарата исследования процессов интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг // Вестник Российской академии естественных наук. – 2009. - №5. –0,5 п.л.

22. Никитин В.А., Лукин Г.И. К вопросу о систематизации понятий «человеческие ресурсы» и «человеческий капитал» // Вестник Российской академии естественных наук. – 2009. - №6. – 0,5 п.л. (личный вклад. – 0,3 п.л.).

23. Никитин В.А. Профессиональное обучение и переобучение кадров морского флота в интегрированном межотраслевом образовательном комплексе // Образование взрослых в поликультурном мегаполисе: Материалы международной конференции / Под. ред. проф. Н.П. Литвиновой. – СПб.: Изд-во Российской академии образования, 1999. – 0,3 п.л.

24. Никитин В.А. Учебные заведения среднего профессионального образования как интеграторы регионального образовательного пространства // Интеграционные процессы в образовании: новые горизонты / Под ред. Р.Н. Авербуха, Н.П. Литвиновой, Т.В. Мухлаевой. – Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2004. – 0,5 п.л.

1 Для негосударственных образовательных учреждений это соотношение не используется, в силу отсутствия федерального и регионального бюджетирования контингентов учащихся.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратеги я социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (2)

    Документ
    Территория Дальнего Востока и Байкальского региона, составляющая 7727,4 тыс. кв. км (45,2 процента территории Российской Федерации), включает в себя 12 субъектов Российской Федерации - Республику Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский
  2. Стратеги я социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (1)

    Документ
    Территория Дальнего Востока и Байкальского региона, составляющая 7727,4 тыс. кв. км (45,2 процента территории Российской Федерации), включает в себя 12 субъектов Российской Федерации - Республику Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский
  3. Проект стратегия социально-экономического развития калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу содержание

    Документ
    Глава 3. Комплексное социально-экономическое развитие Калининградской области в рамках реализации базового сценария: приоритетные направления («локомотивы роста») и модернизация иных сфер жизни (отраслей)
  4. А. П. Панкрухин. Маркетинг образовательных услуг: методология, теория и практика

    Реферат
    Пришло ли время маркетинга в образовании? Нужен ли он современной отечественной системе образования, российскому обществу и, главное, самим россиянам?
  5. М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгиэу), д-р философ наук, проф

    Документ
    д-р пед. наук, проф. М. П. Горчакова-Сибирская (отв. ред., СПбГИЭУ), д-р философ. наук, проф. Е. А. Гусева (зам. отв. ред. СПбГИЭУ), канд. пед. наук М.

Другие похожие документы..