Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С целью изучения и внесения корректировки в деятельность администрации по повышению эффективности организации учебно-воспитательного процесса образов...полностью>>
'Документ'
Государство в классическом понимании этого слова, есть аппарат подавления одного класса другим. Наиболее ярко эта точка зрения выражается в марксистс...полностью>>
'Документ'
Биохимическая и клиническая интерпретация уровня лактата в крови на первый взгляд выглядят достаточно просто: только одна реакция осуществляется при п...полностью>>
'Программа'
В системе профессиональной подготовки юристов психологии уделяется особое внимание. Знания и умения в области юридической психологии позволяют успешно...полностью>>

Стратегия интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБУЧАЮЩИХ СТРУКТУР (ООС)



ИНТЕГРАЦИЯ ООС

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ В ООС




Организационные формы интеграции

Типы интеграции


профилей обучения

образовательных программ


Договорная

Ассоциированная

Г

В

С


Слияние

Поглощение

управленческих структур

источников финансирования


Г–­ горизонтальная, В –вертикальная, С– смешанная


Рис.3. Систематизация категорийного аппарата исследования


Анализ и обобщение основных теоретических положений и выводов классической и современной экономической науки позволили автору сделать вывод, о том, что модель «экономического человека» вряд ли может быть использована для объяснения реальности его действий и весьма ограничена в своих возможностях как инструмент анализа его жизнедеятельности в постиндустриальном обществе. Таким образом, автором обоснована необходимость формирования в образовательной, производственной и социальной среде модели интегрированного человека и проведено исследование теоретических основ ее построения.

Модель интегрированного человека не исключает его базовой составляющей в лице экономического человека, который обладает мощным созидательным потенциалом. Сам экономический человек сформировался под воздействием законов развития общественного производства, использования опыта предыдущих поколений, что позволило ему выработать экономический рационализм, способы взаимодействия с природой и обществом.

Автором сделан вывод, согласно которому модели человека, созданные в рамках других дисциплин, обладают практически теми же недостатками, что и модель экономического человека – отсутствие междисциплинарных знаний, а, следовательно, и интегрированного взаимодействия между ними.

Выходом из «модельного тупика» может стать выработка комплексной модели человека, или модели интегрированного человека, учитывающей его склонности и интересы, чувствительной к воздействию внеэкономических факторов, использующей имеющийся опыт других общественных наук, в том числе социологии.

Поскольку в интегрированном человеке, как носителе человеческого капитала, значительную долю занимает умственный труд, то в работе на основе использования теории познания автором сделан вывод, согласно которому этот труд может быть не всегда творческим, в то время как творческий труд – всегда умственный. Так, например, если умственный труд преподавателя состоит из повторяющихся процедур, связанных с приемом зачетов и экзаменов, прочтением рефератов студентов, домашних заданий, то его, по мнению автора, нельзя отнести к творческому труду. В то время как разработка оригинальных методов обучения, инновационных технологий в образовательном и производственном процессе (для технических вузов) следует относить к труду творческому. Именно творческое начало в труде, по мнению диссертанта, позволяет производить научные знания, делать научные открытия и разрабатывать на этой основе наукоемкие технологии в различных областях производства – энергетике, машиностроении, авиакосмической и медицинской промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и т.д. В отличие от ряда авторов, относящих «интеллектуальную силу» ко всем человеческим ресурсам (В. Зинов и др.), автор считает, что только высококвалифицированный труд несет в себе интеллектуальную силу, способную производить новые знания и создавать инновационные продукты. На этой основе соискателем выдвинуто положение о необходимости выделения в составе человеческого капитала его активной составляющей – интеллектуального капитала. В соответствии с этим положением в работе уточнена структура капитала предприятия и его стоимости, которая используется при определении рыночной цены бизнеса. При этом автор считает, что в структурном и потребительском капитале заложены результаты интеллектуальной деятельности работников. На основе выдвинутых положений автором разработана модель формирования совокупного капитала предприятия, представленная на рис.4.

При формировании модели автор опирался на положение К.Марксом о том, что рабочая сила на рынке труда является товаром, который наемный работник предлагает работодателю, а человеческим капиталом она становится при ее использовании на производстве. Автор отмечает, что лауреаты Нобелевской премии, «основоположники» теории человеческого капитала Т. Шульц и Г.Беккер выхолостили само содержание понятия рабочей силы как товара, который приобретается работодателем на рынке труда и эксплуатируется в процессе производства с целью извлечения прибавочной стоимости. Такой подход был выгоден крупному капиталу, поскольку исключал эксплуатацию наемного труда.

В работе выявлены экономические предпосылки интеграции и диверсификации, происходящие в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг, обусловленные воздействием внешней среды, к важнейшим из которых автор относит:

Интеллектуальная составляющая (ЧКи)

Рабочая сила, в т.ч. высококвалифицированная

Рынок труда

Работодатель

Производство товаров и услуг, в т.ч. инновационных

ОИС юридических лиц

Предложение

Рынок товаров и услуг

ОИС физических лиц

Рынок инноваций

Материальный капитал

Человеческий

капитал (ЧК)

Материальные активы

Нематериальные активы (НМА)

Малые инновационные предприятия





Наемный работник



Совокупный капитал предприятия


Рис.4 Модель формирования совокупного капитала предприятия

– движение страны к постиндустриальному обществу, в рамках которого должен работать интегрированный человек, и которое обуславливает переход от образования «на всю жизнь» к образованию на протяжении всей жизни через систему непрерывного профессионального образования и самообразования;

– глобализация экономики, которая происходит на основе интеграционных процессов в сфере производства, обмена продуктами и услугами, в т.ч. в сфере оказания профессиональных образовательных услуг;

– модернизация производства на базе использования наукоемких и энергосберегающих технологий и ИКТ, в первую очередь, в медицине, аэрокосмической отрасли, сельском хозяйстве и др.

– рост конкуренции на национальном и мировом рынках образовательных услуг;

– экономический кризис, который, по мнению автора, ускоряет процессы слияния и поглощения, как в сфере производства, так и в сфере услуг.

К основным внутрисистемным экономическим предпосылкам интеграции автор относит факторы, связанные с необходимостью:

– модернизации физически и морально устаревшей учебно-материальной базы;

– повышения интеллектуального потенциала и компетенций работников системы профессионального образования;

– приведения структуры и качества подготовки кадров в соответствие с требованиями рынка труда;

– усиления инвестиционной активности в деятельности образовательных учреждений профессиональной школы;

– перехода к непрерывному профессиональному образованию

В работе отмечается необходимость ориентации интегрированных образовательных и научно-образовательных комплексов на формирование стратегии, направленной на результаты подготовки и переобучения кадров для вновь освоения вводимых производств и наукоемких технологий, в том числе и в отрасли морского флота. При этом, как отмечает диссертант, в инвестиционных проектах должны быть заложены новые требования к содержанию труда и квалификации работников, что позволяет разрабатывать новые или модернизировать действующие программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Важным концептуальным положением формирования стратегии развития территориально-отраслевой системы оказания профессиональных образовательных услуг, по мнению автора, является соотношение фундаментальности и профессиональной специализации подготовки кадров в зависимости от сложности профессии и ее освоением на стадиях базовой и послебазовой подготовки кадров. На первой стадии в системе профессионального образования закладываются основополагающие фундаментальные знания, на базе которых должны строиться программы специальной профессиональной подготовки кадров с учетом требований конкретного производства, как в рамках системы профессионального образования, так и в корпоративной сети профессионального обучения. Признак фундаментальности положен автором в основу разделения понятий «профессиональное образование» и «профессиональное обучение» с предложением об их институализации. На этой основе диссертант определяет место и значение функционирования корпоративных обучающих структур в составе ТОСПОУ.

Автором исследованы различные формы интеграции, на основание чего он пришел к выводу, что поглощение, являясь наиболее углубленной формой, дает значительный синергетический эффект со значением: 2+2=5. На этой основе построена представленная на рис. 5 логическая модель интеграции двух ОУ в форме поглощения с определением таких эффектов, как устойчивость развития, рост масштабов подготовки кадров, рост качества обучения, снижение удельных расходов.

В диссертации отмечается, что интеграция в форме поглощения позволяет, не только используя франчайзинг, передавать инновационные педагогические технологии от ОУ-интегратора (базового ОУ) к интегрируемому ОУ, но и за счет аккумуляции их финансовых средств направлять эти средств на модернизацию учебно-материальной базы и увеличение информационных ресурсов.

Организационно-экономический педагогический проект ИОК

Устойчивость развития



.

ОУ1

Рост масштабов подготовки

.

Рост качества подготовки


Снижение удельных расходов


Рис.5. Логическая модель интеграции в форме поглощения и ее синергетический результат

В рамках концепции формирования стратегии интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг автор определяет ее основные положительные эффекты, к которым отнесены:

– усиление сбалансированности личных потребностей в получении профессионального образовании и производственных потребностей в квалифицированных кадрах;

–повышение эффективности использования разрозненных федеральных, региональных и муниципальных ресурсов, выделяемых на развитие профессионального образования (инвестиционных, финансовых, материальных, информационных и других) за счет их объединения, что позволяет наилучшим образом маневрировать финансовыми потоками, концентрируя их в нужных направлениях, а также увеличить масштабность инвестиций и, в конечном счете, получить соответствующий синергетический эффект;

– рост кадрового потенциала и совершенствование материальной базы ИОК, что позволяет повысить качество оказания профессиональных образовательных услуг и осуществлять в нем многоуровневую подготовку кадров, включая первый уровень высшего профессионального образования – бакалавров. По мнению соискателя, бакалавр, подготовленный в колледже в рамках непрерывного профессионального образования по программам начального, среднего и первой ступени высшего профессионального образования, будет более востребован на рынке труда и понятен работодателям, особенно по техническому и инженерному профилям подготовки кадров.

Однако, для достижения этих эффектов требуется соответствующее правовое обеспечение, включая перевод государственных образовательных учреждений в статус автономных и создания новых органов управления или адаптацию под эти цели уже существующих с использованием сетевого управления.

Комплексный подход к созданию интегрированной образовательной структуры предполагает сравнительный экономический анализ результативности функционирования локальных образовательных структур для принятия научно-обоснованного решения об их интеграции и ее форме. Для осуществления такого анализа в работе предлагается использовать информационно-технологическую модель, которая представляет собой логическую последовательность операций по определению показателей, необходимых и достаточных для принятия решений по интеграции образовательных и обучающих структур в ТОСПОУ с учетом выдвинутых концептуальных положений, включая дифференциацию ОУ на рентабельные и нерентабельные по результатам своей учебно-хозяйственной деятельности (рис.6).

37

Использование модели позволяет принять научно обоснованное решение о выделении одного из образовательных учреждений в качестве интегратора двух и более образовательных учреждений. Значения критериальных показателей рассчитываются на конец базисного периода. При этом автор вводит условные пороговые значения критериальных показателей, за пределами которых качество подготовки не соответствует минимально необходимому уровню.

К числу критериальных показателей, позволяющих произвести такую дифференциацию, отнесены:

  • Соотношение спроса (С) и предложения (П) на региональном рынке профессиональных образовательных услуг для i-го ОУ. Коэффициент привлекательности учебного заведения (Кп) определяется по формуле Кп=  Для рентабельного ОУ Кп ≥1. Пороговый показатель для нерентабельного ОУ равен 0,50%.

  • Соотношение числа ученических мест (Чум ) и контингента учащихся (Куч) в i-ом ОУ. Коэффициент использования ученических мест определяется по формуле (Кум)= . Для рентабельного ОУ Кум. Пороговый показатель для нерентабельных ОУ равен 0,50%.

  • Соотношение трудоустроенных выпускников (Вт ) к их общему выпуску (Во ) из ОУ. Для рентабельных ОУ это соотношение в идеале должно иметь равенство Вто. Однако в действительности коэффициент трудоустройства выпускников Кт= можно принять на уровне от 0,90 до 0,75, а пороговый коэффициент для нерентабельных ОУ на уровне 0,50.

  • Соотношение бюджетных (Ддв) и внебюджетных доходов (Ддб). Коэффициент доходности (Кд) определяется по формуле: Кд = . Для рентабельных ОУ Кд 1.

  • Соотношение общего объема финансирования (Фо) и объема инвестиционного финансирования (Фи). Коэффициент инвестиционной активности () определяется по формуле: =.

  • Уровень рентабельности для каждого ОУ (Рi) – агрегированный показатель – используемый для определения интегратора рассчитывается по формуле:

где К1–коэффициент привлекательности учебного заведения (Кп);

К2 – коэффициент использования ученических мест (Кум);

К3 – коэффициент трудоустройства выпускников (Кт);

К4 – коэффициент доходности (Кд);

К5 – коэффициент инвестиционной активности ();

I1– I5 – весовые коэффициенты.

Выделение в региональной сети профессиональной школы, с использованием указанных показателей, рентабельных и нерентабельных ОУ позволяет сделать следующий шаг – принять решение о горизонтальной, вертикальной или смешанной (конгламеративной) интеграции ОУ в образовательные или научно-образовательные комплексы. При сравнительной оценке эффективности двух или более интегрируемых ОУ следует также исходить из противоположного понятия эффективности, а именно неэффективности использования ресурсов материальных, человеческих, информационных. Как справедливо отметил Ш. Майталь, «существует две причины неэффективности – положения, при которых действительный выпуск продукции может не дотягивать до полного потенциального выпуска. Вторая – просто излишние расходы. Ресурсы чрезмерно расходуются, также как если бы они просто выбрасывались...». Здесь следует отметить наличие причинно-следственной связи между потенциально возможным выпуском продукции и излишними расходами, ибо если налицо реальный выпуск продукции ниже ее потенциально выпуска, то это означает ни что иное, как неэффективное или неполное использование имеющихся ресурсов, включая неэффективное использование знаний, которые следует рассматривать как важный производственный ресурс. Роль этих факторов возрастает при освоении новой продукции, новых технологий производства.

При формировании организационно-экономического механизма управления интегрированным образовательным комплексом ведущую роль в этом процессе автор отводит структурно-функциональным нововведениям, а к основным направлениям формирования инновационной составляющей ОЭМ управления интегрированным комплексом относит:

1. Создание в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг субъекта управления системой в такой организационной форме, как научно-образовательный холдинг.

2. Замена затратной стратегии использования финансовых ресурсов в интегрируемых образовательных структурах на инвестиционную.

3. Классификация организационных структур, входящих в состав ИОК на товаропроизводящие и обеспечивающие.

4. Создание механизмов заинтересованности участников процесса интеграции.

5. Сохранение отраслевой специализации ИОК с одновременным развитием диверсификации профилей подготовки кадров для отраслевой инфраструктуры, например, отрасли морского флота.

6. Формирование внутрисистемных экономических моделей на бюджетно-рыночной основе.

7. Организация внутреннего правового поля функционирования ИОК.

8. Организация эффективного контроля и учета в ОЭМ ИОК.

Особое внимание при формировании ОЭМ ИОК автор уделяет организации внутреннего правового поля, заключающейся в создании регламента взаимодействия между входящими в ИОК подразделениями. Это правовое поле представляет собой внутрисистемные регламенты (положения, инструкции, приказы, распоряжения, графики работ и т.д.), которые не должны противоречить Уставу ИОК и российскому законодательству. По сути дела, здесь речь идет о наращивании структурного капитала ИОК. В этих регламентах необходимо предусмотреть взаимодействие товаропроизводящих и обеспечивающих структур на квазирыночной основе, рассматривая их взаимодействие как обмен товарами и услугами, имея ввиду, что передаваемую от одного подразделения другому информацию можно рассматривать как товар или услугу, имеющую свою внутрисистемную стоимость, что формирует внутрисистемный рынок товаров и услуг. Блок ОЭМ является организационной составляющей Структурной модели функционирования Санкт-Петербургского морского технического колледжа (рис.7).

Одним из основных преимуществ интеграции в ТОСПОУ является наличие больших возможностей для реализации принципа непрерывного профессионального образования, а также для интеграции родственных и смежных профессий, что обусловливает необходимость формирования Перечня интегрированных профессий. Автором определены основные факторы, влияющие на формирование Перечня, по которым ведется подготовка кадров в ТОСПОУ:

– изменение трудовых функций профессиональной деятельности, в том числе их замена машинами, а также усиление роли аналитических и управленческих функций;

– формирование общности свойств и состава объектов, профессиональной деятельности, появление новых видов производств, требующих интегрированных знаний из различных областей науки;

– внедрение наукоемких производств и инновационных технологий и ускорение периода их освоения;

Комитет по образованию СПб

2

Рынок образовательных услуг

Потенциальные потребители образовательных услуг по профессиям колледжа 3

3 3

Рынок труда

Потребители квалифицированной рабочей силы – работодатели предприятий морского флота

4

4

Министерство морского флота

Агентства по морскому и речному флоту

5

5

Министерство образования и науки РФ 1 1

Выпуск специалистов

Организационно-методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Кадровое обеспечение

Финансовое обеспечение

Экономический механизм

Инвестиции Фонды развития Тарифы и налоги Кредиты

и стимулирования

Внутресетевая структура управления колледжем и качество подготовки специалистов по ИСО-9001/2000

Прием учащихся

Маркетинг

рынков

Международные стандарты по подготовке специалистов морского флота

Сроки обучения

Отсев



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратеги я социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (2)

    Документ
    Территория Дальнего Востока и Байкальского региона, составляющая 7727,4 тыс. кв. км (45,2 процента территории Российской Федерации), включает в себя 12 субъектов Российской Федерации - Республику Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский
  2. Стратеги я социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (1)

    Документ
    Территория Дальнего Востока и Байкальского региона, составляющая 7727,4 тыс. кв. км (45,2 процента территории Российской Федерации), включает в себя 12 субъектов Российской Федерации - Республику Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский
  3. Проект стратегия социально-экономического развития калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу содержание

    Документ
    Глава 3. Комплексное социально-экономическое развитие Калининградской области в рамках реализации базового сценария: приоритетные направления («локомотивы роста») и модернизация иных сфер жизни (отраслей)
  4. А. П. Панкрухин. Маркетинг образовательных услуг: методология, теория и практика

    Реферат
    Пришло ли время маркетинга в образовании? Нужен ли он современной отечественной системе образования, российскому обществу и, главное, самим россиянам?
  5. М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгиэу), д-р философ наук, проф

    Документ
    д-р пед. наук, проф. М. П. Горчакова-Сибирская (отв. ред., СПбГИЭУ), д-р философ. наук, проф. Е. А. Гусева (зам. отв. ред. СПбГИЭУ), канд. пед. наук М.

Другие похожие документы..