Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сценарий'
Взгляды, лица, жесты, выразительные позы. Расплывчатые пятна. Рука, которую кто-то поднимает, прося слова; другая, на что-то указывающая; лица юношей ...полностью>>
'Документ'
Акт інвентаризації алкогольних напоїв в складі готової продукції застосовується як первинний обліковий документ при інвентаризації алкогольних напоїв...полностью>>
'Программа'
Виды ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая). Основания для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения закон...полностью>>
'Документ'
75     ГБУЗ РК "ВИБ" 11030 0314 110301001 10 1100811379 инфекционная, в том числе детская Субъекта РФ Воркута ЛПУ 1 1     ГБУЗ РК "Ворк...полностью>>

Закрытое акционерное общество «НижБизнесКонсалтинг» (6)

Главная > Обзор
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Закрытое акционерное общество «НижБизнесКонсалтинг»

 Российская Федерация  Город Нижний Новгород 

Обзор отечественного рынка полиграфических услуг Сентябрь 2011 года


ОБЗОР

ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА

ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ УСЛУГ

Сентябрь 2011 года


АНАЛИЗ ОТЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ УСЛУГ

По оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации, общий годовой оборот полиграфической промышленности России в 2010 году составил 166 млрд. рублей или $6,9 млрд., что на 3% больше уровня 2009 года (161,2 млрд. рублей) и на 12,3% меньше чем в 2008 году (189,3 млрд. рублей).

Для получения объективной оценки промышленного потенциала отечественной полиграфии Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации было проведено исследование на базе имеющихся данных мониторинга отрасли, экспертных оценок и аналитических расчетов. Для этого все типографии были разбиты на группы, исходя из их производственной мощности и оценочного оборота по основным видам деятельности.1 В результате были получены следующие данные, которые характеризовали полиграфическую деятельность России в 2010 году.

I группа (данные Федеральной службы государственной статистики РФ) – 1 405 предприятий, объединяющая крупные и средние типографии (с числом работающих свыше 1000, 500 и 100 человек) – общий годовой оборот производства составляет 85,2 млрд. рублей или 3,5 млрд. долларов США.

II группа (экспертная оценка) – 1 712 предприятий, объединяющая средние типографии (с числом работающих от 50 до 100 и от 20 до 50 человек) – общий годовой оборот производства – 42,7 млрд. рублей или 1,7 млрд. долларов США.

III группа (экспертная оценка) – 1 862 предприятия, объединяющая малые типографии (с числом работающих до 20 человек) – общий годовой оборот производства – 4,9 млрд. рублей или 0,2 млрд. долларов США.

IV группа (экспертная оценка) – 2 160 предприятий, объединяющая средние и малые цифровые типографии и типографии широкоформатной струйной печати, общий годовой оборот производства которых составил 33,4 млрд. рублей или 1,4 млрд. долларов США.

В течение 2010 года среди руководящего состава полиграфических предприятий доминировала достаточно трезвая оценка текущей ситуации, присутствовало понимание необходимости постоянной выработки конкретных мер и это, в конечном счете, обеспечило в значительной мере сохранение основного производственного потенциала полиграфической отрасли.

Таблица 1

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ОБ ОБЪЕМАХ

отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг

по полиграфической деятельности по России за 2010 год (код по ОКВЭД 22.2)

Федеральные округа

2010 год (млн. руб.)

Газеты (тираж условный

в 4-х полосном исчислении формата А2) млн. экз.

Книги

Прочая печатная продукция

Количество полиграфических предприятий

млн. (листов – оттисков)

I. Северо – Западный федеральный округ

12 403,0

1 615,2

616,5

2 864,3

147

II. Центральный федеральный округ

48 560,0

8 199,6

5 634,6

11 553,9

427

III. Приволжский федеральный округ

7 532,0

1 834,4

2 099,3

5 288,2

271

IV. Южный федеральный округ

4 070,2

1 540,2

564,3

868,6

137

V. Уральский федеральный округ

3 262,3

1 150,7

107,7

299,7

74

VI. Сибирский федеральный округ

7 769,0

1 949,2

367,3

1 839,6

265

VII. Дальневосточный федеральный округ

1 567,0

430,8

27,3

221,7

84

ИТОГО:

85 163,5

16 720,0

9 417,0

22 916,0

1405

Результаты статистических данных за 2010 год, а также экспертная оценка деятельности полиграфических предприятий дало основание сделать вывод о том, что производство печатной продукции в течение 2010 года в определенной степени стабилизировалось, последовательно увеличиваясь в течение года. Тем не менее, они значительно ниже показателей 2008 года, несмотря на то, что в 2010 году процесс увеличения выпуска печатной продукции по всей номенклатуре был прерван во второй половине года из – за развития кризисной ситуации.

Рис. 1. Сводные данные об объемах отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ

и услуг по полиграфической деятельности в 2010 году по федеральным округам РФ, млрд. рублей.

Кризис ударил по полиграфии значительно сильнее, чем по другим обрабатывающим отраслям промышленности. Как следствие, сегодня на рынке полиграфических работ продолжает сохраняться дисбаланс «спроса – предложения», усиление конкуренции, тенденция снижения рентабельности производства и применение демпинговых цен на выполняемые работы.

В связи с этим, оценивая последствия финансового кризиса 2008 – 2009 гг., следует констатировать, что издательско – полиграфический комплекс вообще и полиграфия, в частности, в этот период остались практически один на один с возникающими проблемами, лишенные какой-либо оперативной поддержки по предлагаемым антикризисным мерам.

Конкретные проблемы издательств и полиграфических предприятий не нашли отражение в общеэкономических, антикризисных мерах Правительства Российской Федерации.

Сохранение таможенных пошлин на ввоз в страну отдельных видов мелованных бумаг для печати и других полиграфических материалов при практически полной импортозависимости отечественного издательско – полиграфического производства, обострили конкуренцию между российскими и зарубежными типографиями.

Постоянная «агрессивная» ценовая политика зарубежных производителей продолжает стимулировать отток заказов с внутреннего рынка полиграфических работ.

Не имеют решения и предложения по снижению НДС для производства издательской печатной продукции, установлению определенных преференций для системы распространения периодических изданий и книжной продукции, а также по ограничению роста цен на бумагу для печати отечественного производства.

Кризисные явления более четко обозначили и выдвинули на первый план целый ряд проблем общеотраслевого, системного характера, которые были скрыты ранее. Это, в первую очередь, недальновидная издательская тиражная и финансовая политика, которая дезинформировала типографии при проведении модернизации производства, недооценка перспективности внедрения цифровых печатных технологий во всех основных секторах рынка полиграфических работ, а также влияние распространения электронных средств воспроизведения информации на дальнейшее развитие рынка печатной продукции. Тем не менее, сегодня можно говорить об определенной адаптации производства большинства типографий к реальным условиям рынка печатной продукции и относительной стабилизации в отдельных секторах полиграфического производства.2

ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ УСЛУГ

Все предыдущие несколько лет (2003 – 2008 гг.) развитие отечественного полиграфического потенциала имело устойчивую положительную динамику за счет ввода в действие новых полиграфических комплексов, масштабной модернизации большого числа типографий.

В результате развития кризисных явлений в экономике страны в конце 2008 года и в течение 2009 года спад полиграфического производства затронул все секторы рынка полиграфических работ.

Падение выпуска печатной продукции продолжалось не только в сфере издательской печати, но и в секторах изготовления печатной продукции производственно – технического назначения, где все последние годы практически везде был постоянный рост производства.

Уже с начала 2010 года обозначилась положительная динамика в выпуске печатной продукции. Но, несмотря на определенную стабилизацию и оживление во всех секторах рынка, полиграфическое производство восстанавливалось не теми темпами, которые ожидались, и предсказывались многими экспертами.

В течение 2010 года в профессиональном бизнес – сообществе не сходили с повестки дня вопросы неблагоприятного развития событий на региональных и общефедеральном рынках полиграфических работ.

Это обострение конкуренции, демпинг, падение рентабельности производства как следствие наращивания производственных мощностей все последние годы в отрыве от представления о реальном состоянии рынка печатной продукции и перспективе его развития.

Среди основных проблем, оказывающих влияние на эффективность работы полиграфических предприятий, оставались:

  • недостаточные темпы роста общего объема печатных работ;

  • рост дебиторской задолженности за выполненные работы;

  • уровень цен на полиграфические работы, влияние демпинга;

  • недостаток собственных оборотных средств и последовательное увеличение стоимости бумаги и других расходных материалов.

По данным экспертов рынка полиграфических работ, доходы полиграфии в 2010 году снизились в среднем на 30% как следствие развития кризисной ситуации в 2009 году. Наиболее остро ухудшение экономической ситуации отразилось на тех предприятиях, которые специализировались на печати книг и периодических изданий. Рекламный рынок, падая, практически, свел на нет, сегмент изготовления буклетов и торговых каталогов.

В меньшей степени пострадали типографии, выпускающие упаковку, несмотря на постоянно возникающие сложности. Именно поэтому на рынке появилась новая тенденция – полиграфическое производство начало тяготеть к мультипроизводству и уходить от узкой специализации.

В части рынка, связанного с офсетной и цифровой малоформатной печатью, на данный момент производственные мощности практически во всех сегментах избыточны. Уровень цен критический даже для предприятий с эффективным производственным процессом.

Есть уверенность, что в России коммуникативная функция полиграфии будет снижаться большими темпами – быстрее, чем в Европе или Северной Америке. Для типографий, специализирующихся на такой продукции, наступают трудные времена. Работы становится меньше, конкуренция увеличивается, себестоимость возрастает, а цены падают. Сомнительное ценовое поведение (демпинг) многих предприятий еще больше ухудшает ситуацию. Инвестиции в данном направлении полиграфии минимизируются, но падение рынка происходит быстрее, чем естественное уменьшение производства.

Оценивая ситуацию на рынке офсетной печати, руководитель московской типографии «Август Борг», констатировал ее как достаточно тяжелую. На 80% это связано с мощнейшим ценовым диктатом клиентов в условии определенной избыточности производственных мощностей на рынке и на 20% – с невысокой эффективностью отечественных производств. И хотя кризис заставил многие типографии значительно снизить производственные издержки, до полной оптимизации дело еще не дошло.

Последствия кризисной ситуации особенно серьезно сказываются на работе региональных полиграфических предприятий: Снижение объема производства, массовый демпинг – вот основные проблемы, которые сегодня существуют в полиграфическом бизнесе. Государство отошло от контроля полиграфической деятельности, в результате заниматься полиграфией может любое зарегистрированное предприятие, а за качество же предоставляемых услуг в таких фирмах отвечать никто не берется.

В погоне за клиентами типографии зачастую берутся за работу, которую не могут выполнить, или снижают цены и печатают себе в убыток. В результате падает общая рентабельность производства.

Тем не менее, 2010 год для отечественной полиграфии был годом неординарным, ознаменованный целым рядом позитивных и проблемных событий. На рынке появился ряд новых игроков. Так, в начале 2010 года в городе Грозный (Чеченская республика) был открыт крупнейший на юге России издательско – полиграфический комплекс «Грозненский рабочий». Типография оснащена газетным рулонным агрегатом «ПОГ – 84», способного осуществлять печать красочностью 4 + 2, многокрасочной листовой офсетной печатной машиной фирмы «Митсубиси» (Япония), поточной линией производства книг в твердом переплете «Колбус» (Германия). Современное оснащение типографии обеспечивает достижение производственной мощности до 360 млн. листов – оттисков в год.

В январе 2010 года открылась крупнейшая типография Алтайского края – «Фабрика цвета» (город Барнаул) – универсальная типография ИД «Алтапресс», общие капиталовложения по созданию которой составили 227,5 млн. рублей, в том числе на новое оборудование потрачено 115 млн. рублей, капитальные вложения составили 112,5 млн. рублей. Новая типография предназначена для печати самой разнообразной продукции – от книг, газет и фотоальбомов до этикеточной и упаковочной продукции.

Открыта новая типография «КОЛОРиТ» в городе Суворов (Тульская область) – уникальное для региона предприятие с точки зрения технического оснащения и организации производства. На всех участках производства установлена современная техника немецкой фирмы Heidelberg, позволяющая выпускать самую разнообразную высококачественную печатную продукцию.

Ввод в эксплуатацию нового газетного комплекса в ГИПК «Волга» (город Астрахань) значительно расширил возможности предприятия по выпуску многокрасочных и объемных газетных изданий.

Важным событием 2010 года стала активизация процессов приватизации в сфере издательско – полиграфической деятельности как на федеральном, так и на региональных уровнях, а также выполнение ряда программ по реорганизации действующих субъектов в отдельных секторах рынка полиграфических работ.

В программе Правительства Российской Федерации на 2010 год была запланирована приватизация федерального имущества, включающая около 40 открытых акционерных обществ (ОАО) и федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), связанных с издательско-полиграфической деятельностью, в их числе: ИПК «Южный Урал» (г. Оренбург), Издательство «Красное знамя» (г. Томск), Смоленская городская типография, ИПП «Алтай» (г. Барнаул), ИПП «Север» (г. Мурманск), Чеховский полиграфический комбинат (г. Чехов, Московская область) и целый ряд небольших региональных типографий.

Следует отметить, что многие типографии из этого списка уже длительное время находятся в стадии приватизации и неоднократно предлагались к продаже. Однако пока ни одна сделка не была реализована. Не случилось этого и в 2010 году. Можно предположить, что эти процессы могут существенно затянуться, учитывая последствия кризиса, дефицит кредитных ресурсов и падение стоимости активов.

В течение всего 2010 года постоянно поступала информация о закрытии полиграфических предприятий в том или ином регионе, среди них – ИПК «Печатный дом «Тюмень» – одна из самых мощных типографий Тюмени. Финансовая группа «Промсвязькапитал» закрыла типографию «Медиа – пресса» в Москве, бывшую типографию газеты «Правда» – лидера советской полиграфии.

Арбитражный суд Омской области признал старейшую в регионе типографию ОАО «Омский дом печати» банкротом и ввел на предприятии процедуру наблюдения.

По данным пресс – службы Внешторгбанка (ВТБ) в связи с наметившимися позитивными тенденциями, как в секторе журнальной полиграфии, так и в финансово – хозяйственной деятельности ЗАО типографии «Алмаз – пресс» (г. Москва), ВТБ вновь намерен вернуться к вопросу продажи данной типографии.

По мнению экспертов рынка, за последние годы уровень конкуренции в области полиграфии существенно вырос, рентабельность снижается и предприятия, находящиеся в государственной собственности, как правило, не показывают выдающихся результатов. И даже в крупных городах региональные власти выставляют небольшие типографии на тендер, чтобы не допустить их банкротства и передать их более мощным структурам.

В ходе реформирования государственного сектора полиграфии (предприятия федерального подчинения) открытые акционерные общества со 100% государственным капиталом были организованы в несколько интегрированных групп в зависимости от вида выпускаемой продукции (преобладающей в производстве) – книжной, газетно – журнальной, учебной литературы. Каждую из групп возглавила управляющая компания, которая определяет стратегию и тактику развития вверенных им типографий.

Появление таких производственных образований на рынке полиграфических работ в профессиональных кругах было встречено весьма неоднозначно. Поэтому все издательско – полиграфическое сообщество на протяжении всего 2010 года внимательно отслеживало ход реализации данного проекта.

Несмотря на небольшой срок функционирования управляющих компаний сегодня можно сказать, что многие задачи уже решаются.

Анализируя современное состояние полиграфии, еще раз можно убедиться в том, что организация полиграфического производства, как и любых других процессов, развивается по восходящей спирали.

Еще совсем недавно из–за недостатка производственных мощностей и отсталости технологической базы типографий в стране получила распространение внутриведомственная (внутри вузовская, университетская и т.п.) полиграфия. Затем с быстрым совершенствованием основной промышленной базы печати и как следствие, не конкурентоспособностью большинства ведомственных типографий, множительных участков и других подразделений, это направление полиграфического производства потеряло свою значимость.

И только в последнее время с внедрением компьютерной техники, появлением многокрасочных цифровых множительных аппаратов, цифровых печатных машин промышленного типа, а также компактного отделочного оборудования, эти вновь созданные производства получили мощный импульс развития, и не только в своей узкой сфере деятельности, а начали успешно конкурировать с типографиями основной полиграфии в части выпуска малотиражной печатной продукции самого широкого ассортимента.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Закрытое акционерное общество «НижБизнесКонсалтинг» (1)

    Обзор
    Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией
  2. Закрытое акционерное общество «НижБизнесКонсалтинг» (5)

    Документ
    Сотовая связь – один из видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть. Ключевая особенность заключается в том, что общая зона покрытия делится на ячейки (соты), определяющиеся зонами покрытия отдельных базовых станций.
  3. Закрытое акционерное общество «НижБизнесКонсалтинг» (2)

    Документ
    Всероссийское закрытое акционерное общество «Нижегородская ярмарка» – многопрофильная коммерческая структура, основным видом деятельности которой является организация выставок и ярмарок.
  4. Закрытое акционерное общество «НижБизнесКонсалтинг» (7)

    Документ
    Нефтеперерабатывающие заводы являются одними из самых успешных предприятий в России. Количество нефтеперерабатывающих предприятий в стране увеличивается с каждым годом.
  5. Закрытое акционерное общество «НижБизнесКонсалтинг» (3)

    Документ
    Цемент – один из важнейших строительных материалов. Его применяют для производства бетонов, бетонных и железобетонных изделий, строительных растворов, асбестоцементных изделий.

Другие похожие документы..