Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нормативные значения удельного сцепления сn, кПа (кгс/см2), угла внутреннего трения n, град. и модуля деформации Е, МПа (кгс/см2), песчанных грунтов...полностью>>
'Документ'
В настоящем техническом предложении на Ваше рассмотрение представляется модульная котельная установка (МКУ), изготавливаемая ООО «Буммаш-Тепловые маш...полностью>>
'Руководство'
Грызлов поддержал идею Шойгу ввести ответственность за очернение исторической памяти (РИА Новости - Горячая линия (информационная лента новостей) ,  1...полностью>>
'Документ'
Когда я на почте служил ямщиком Ко мне постучался косматый геолог И глядя на каpту на белой стене Он усмехнулся мне Он pассказал как плачет тайга Без ...полностью>>

Закрытое акционерное общество «НижБизнесКонсалтинг» (6)

Главная > Обзор
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПОЛИГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННО – ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

По мере роста производства обрабатывающих отраслей промышленности в отечественной полиграфии продолжает развитие деятельность, связанная с изготовлением различных видов этикеток и упаковки.

В настоящее время объем выпускаемой этикетно – упаковочной печатной продукции уже сопоставим с общим объемом издательской продукции. Именно в этом секторе рынка полиграфических работ наиболее высокими темпами идет наращивание производственных мощностей за счет создания новых производств и диверсификации действующих типографий.

Например, норвежский производитель упаковки Elopak в начале 2011 года запустил производство картонной упаковки для жидких продуктов питания мощностью 2 млрд. упаковок в год. Предприятие размещается в Ленинградской области, общая сумма инвестиций составила 40 млн. долл. США. У Elopak в России около сотни клиентов, среди которых «Юнимилк», «Вимм – билль – данн», Останкинский молочный комбинат; до сих пор упаковка для них производилась на Украине и в Европе. В Ленинградской области Elopak будет производить упаковку как для российского рынка, так и на экспорт. Elopak, по данным Федеральной антимонопольной службы, один из трех крупнейших игроков рынка упаковки в России наряду с Tetra Pak и SIG Combiblock (в 2007 году по данным ФАС, компания занимала 12,2% на рынке комбинированной упаковки для жидких продуктов питания, у Tetra Pak и SIG Combiblock было 52,3% и 20,6% соответственно).3

Одновременно, в импорте полиграфической продукции продолжает лидировать этикеточно – упаковочные изделия. Сегодня, по данным маркетингового исследования российского рынка полиграфии, проведенного компанией Global Reach Consulting, почти половину от общего объема импорта печатной продукции занимают упаковочные виды изделий.

В первую очередь – это картонная и гибкая упаковка. Основными импортерами упаковочной продукции в стране являются предприятия пищевой промышленности и производители косметики и бытовой химии. И это в то время, когда в этой сфере полиграфической деятельности также присутствует существенный избыток производственных мощностей.

В 2010 году в структуре импорта картонной упаковки по сфере ее применения наиболее весовые доли занимала упаковка для пищевых продуктов (54,5% от общего объема импорта), а также упаковка непищевых товаров (23,9%).

Рис. 2. Структура импорта картонной упаковки по сфере ее применения в натуральном выражении, 2010 год.4

В 2010 году объем импорта упаковки для продукции пищевой промышленности и для парфюмерно – косметической продукции остался практически на том же уровне; в то время как объем упаковки для табачных изделий сократился на 21%; на 11,7% уменьшился объем картонной упаковки для промышленных товаров; увеличение объема импорта упаковки для бытовой химии составило 13,7%.

Возникновение и развитие кризисных явлений на полиграфическом рынке показало, что данный сектор полиграфического производства относится к тем немногим сферам деятельности, которые наиболее устойчивы в условиях изменения экономической ситуации на рынке.

Меньше всего во всех потрясениях настоящего периода пострадали типографии, ориентированные на производство этикеточной и упаковочной продукции для продуктов и товаров повседневного спроса, что объясняется устойчивостью отраслей – потребителей их продукции.

Однако необходимо сказать, что прогнозы аналитиков, которые предсказывали стабильный рост рынка упаковки, не оправдались: темпы производства упаковки резко упали в 2009 году и не восстановились в течение 2010 года (рисунок 3).

Рис. 3. Объем и темпы роста российского рынка печатной упаковки.5

По данным за 2010 год структура производства упаковки определялась следующими соотношениями:

  • объем производства картонно – бумажной упаковки составляет 57%;

  • объем производства полимерной (гибкой) упаковки – 17%;

  • сегмент упаковки из стекла и металлической упаковки соответственно 13% и 10%.

Такое соотношение объемов в пользу сегмента «бумага и картон» связано, главным образом, с ростом рынков потребления, к которым относятся пищевая, фармацевтическая и парфюмерная промышленность.

Ожидается, что сегмент полимерной упаковочной продукции будет расти, а его ассортимент расширяться. На мировом рынке полимерная упаковка составляет основную конкуренцию картонно – бумажным видам продукции.

В российской практике эта конкуренция еще не достигла подобного уровня, тем не менее, по мнению компании «Маркет Аналитика», в ближайшие годы можно ожидать увеличение этого сегмента до 60%. Это связано с тем, что полимерная упаковка значительно дешевле бумажно – картонной и пригодна для вторичной переработки.

Сектор производства этикеточно – упаковочной печатной продукции сегодня крайне разнообразен по способам печати, видам используемых материалов и выпускаемой продукции.

Он представляет собой чисто рыночную структуру, практически не связанную ни с одной отраслевой государственной системой регулирования, так как при таком разнообразии рынков сбыта данной продукции, трудно обеспечить организацию взаимодействия субъектов на государственном уровне. Но с точки зрения предметно – технологической принадлежности производство печатной упаковки является одной из составных частей полиграфической сферы деятельности.

Высокая степень насыщения рынка этикеточной продукцией, которая была достигнута в предкризисные годы, продолжает сохраняться и в настоящее время.

В сегменте производства традиционной «сухой» (на бумажной основе) и самоклеющейся этикетки, где задействованы как специализированные предприятия, так и большое количество действующих типографий с различными технологическими возможностями, конкуренция в 2010 году получила дальнейшее развитие.

Увеличение выпуска продукции в 2010 году отмечено и в производстве упаковки из картона. Здесь также задействованы как специализированные компании, так и типографии, основное направление деятельности которых связано с выпуском издательской печатной продукции. Исключение составляет сегмент картонной упаковки для табачных изделий в силу особых требований к качеству и специфике производства, где выпуск сосредоточен на двух предприятиях – «Амкор Ренч Новгород» и «АР Картон».

Характерно, что, несмотря на большие изменения в технологиях печати, офсетная листовая печать по – прежнему является самым распространенным видом печати картонной упаковки. Этот способ обеспечивает лучшее качество воспроизведения сплошного тона (плашки) и полутоновых изображений при относительно более низких затратах.

В настоящее время более половины предприятий, работающих в секторе картонной упаковки, используют только офсетный способ печати. Около 30% типографий более универсальны, применяют сопутствующие, но не доминирующие способы печати, главным образом, флексографический и трафаретный.

Однако в этой связи было бы неправильно не отметить новые, весьма перспективные тенденции в этикеточно – упаковочном производстве. Уже несколько лет в этой сфере формируется отдельное направление – цифровая печать. Пока в основном для изготовления этикеток, но с перспективой внедрения в производство гибкой и картонной упаковки.

Быстрому развитию производства на базе современных цифровых печатных машин (ЦПМ) промышленного типа содействует, с одной стороны, увеличение удельного веса малотиражной печатной продукции на рынке и ее персонализированной составляющей в этикеточно – упаковочных изделиях. С другой стороны, постоянное повышение качества цифровой печати и его приближение к качеству традиционных способов, а также ценовые преимущества в определенном диапазоне тиражей.

Перспективность данного направления подтверждается сегодня и увеличением количества комбинированных производств в сфере изготовления этикеток и упаковки, когда цифровая печать является дополнением основного производства. Но, есть и обратные примеры – на базе цифровых печатных машин дополнительно создается офсетное или флексографическое производство.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Несмотря на кризисные явления в экономике России, полиграфические предприятия продолжают осуществлять модернизацию производства.

Так, с начала 2010 года были установлены 430 единиц оборудования, в том числе печатных машин 227 единиц, из них 102 цифровые промышленного типа, 75 офсетных и 50 агрегатов флексографической и трафаретной печати, более 203 единиц допечатного, брошюровочно – переплетного и отделочного оборудования. Наиболее значимые инсталляции по федеральным округам Российской Федерации представлены в таблице 2.

Таблица 2

Инсталляции полиграфического оборудования в России на 01 января 2011 года (единиц) 6

Федеральные округа РФ

Печатные машины

CtP, и устройства для обработки пластин

Послепечатное оборудование

ЦПМ

Офсетные

Прочие

Переплетно – брошюровочное

Прочие

I. Северо – Западный федеральный округ

в городе Санкт – Петербург

всего:

3

7

10

4

8

12

1

4

5

1

2

3

2

7

9

6

5

11

II. Центральный федеральный округ

в городе Москва

всего:

15

28

43

15

12

27

8

7

15

5

6

11

6

12

18

11

15

26

III. Приволжский федеральный округ

19

11

7

4

12

14

IV. Южный федеральный округ

3

5

8

5

7

16

V. Уральский федеральный округ

6

7

6

3

3

6

VI. Сибирский федеральный округ

15

8

5

4

6

21

VII. Дальневосточный федеральный округ

6

5

4

3

3

8

ИТОГО:

102

75

50

33

58

112

ВСЕГО:

430

Оценивая масштабы инвестиционной деятельности в отрасли в 2010 году, следует отметить, что она отражает главное направление модернизации в современной полиграфии, когда в условиях спада объемов выпуска печатной продукции, ужесточения конкуренции, главное внимание уделяется вопросам расширения номенклатуры предлагаемых работ (услуг), повышению их качества и диверсификации действующих производств.

Несмотря на заметное снижение общего объема инвестиций, в 2010 году было установлено более 220 единиц печатной техники, половину из которых составили цифровые печатные машины промышленного типа.

Из приведенной ниже таблицы 3 следует, что на фоне экономического кризиса в экономике страны, полиграфическая промышленность демонстрирует свою последовательность в модернизации своего технического потенциала. Конкретные действия бизнеса в направлении создания конкурентоспособных производств продолжают обеспечивать высокую инвестиционную привлекательность полиграфической отрасли, способствуют развитию инновационной деятельности и расширению рынка полиграфической техники в стране.

Таблица 3

ИМПОРТ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

по данным таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации (тысяч долларов США) 7

Год

Всего

Германия

Китай

Япония

Примечание

2007

1 450 198

165 375

675 834

140 675

2008

1 736 314

172 989

731 280

241 563

2009

1 270 912

71 469

439 333

295 138

2010

517 140

58 754

181 076

105 864

прогноз

Положительная составляющая фактора, определяющего состояние производственных мощностей полиграфических предприятий и их структуру, включает значительный производственный резерв, способный без дополнительных инвестиционных вложений позитивно реагировать на возможный рост спроса на полиграфические работы в течение всего периода 2011 – 2013 гг.

В то же время, нельзя не отметить сложившийся низкий уровень рентабельности производства (продаж), который в среднем по полиграфии не превышает 8 – 12% и имеет тенденцию к снижению. В результате потенциальная инвестиционная квота составляет не более 6%.

При среднем годовом обороте 35,3 млн. рублей ($1,02 млн.), характерном для среднего полиграфического предприятия на отечественном рынке полиграфических работ, типография может предусмотреть средства на техническое перевооружение в размере не более 2118 тыс. рублей ($60 тыс.). Стоимость современной печатной техники, включая и цифровую, превышает эту сумму почти на порядок.

Следовательно, в ближайшем будущем нельзя рассчитывать на увеличение темпов технического перевооружения основной массы предприятий отечественной полиграфии.

ВОЗМОЖНЫЙ СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА

ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ В 2011 – 2013 ГГ.8

Сегодня уже никто не станет отрицать, что за последнее десятилетие печатная индустрия вообще и отечественная полиграфия, в частности, подвергались радикальным изменениям. Большинство из них обусловлено быстротой проникновения в сектор печати новых технологий и изменениями моделей ведения деловой деятельности в сфере допечатной подготовки и печати.

С позиций прошедшего десятилетия можно констатировать, что мировой экономический кризис и его последствия (2008 – 2010 гг.) нарушили эволюционный ход прогнозов по развитию средств коммуникаций вообще и печатной составляющей в том числе. Одновременно эти события ускорили распространение более эффективных технологий и процессов, а также новых средств воспроизведения информации.

Отечественное полиграфическое производство функционирует в соответствии с общими закономерностями развития рынка печатной продукции в стране.

Основные факторы, определяющие состояние рынка полиграфических работ – потребление печатной продукции и соответствующее издательское предложение, состояние производственных мощностей и их структурные изменения, а также финансовая устойчивость производств.

Объем производства печатной продукции. Сложившаяся и перспективная динамика выпуска печатной продукции показана на рисунке 4.

Рис. 4. Объем производства печатной продукци.

Анализ рынков печатной продукции, состояния полиграфического потенциала и оценка основных факторов влияния на дальнейшее развитие производства печатных изданий однозначно подтверждают прогноз о сохранении понижающего вектора в основных показателях полиграфического производства.

Продолжается сокращение годового объема выпуска газет в натуральных показателях (листы – оттиски), как результат снижения общего разового тиража, уменьшение средних объемов газетных экземпляров и средней периодичности их выпуска. Снижение средних тиражей книг и уменьшение их объемов, при наиболее вероятном продолжении замедления темпов роста, а более вероятно – падении числа названий изданий, сохранит ситуацию в секторе книжной печати рынка полиграфических работ достаточно напряженной. Это отрицательный фактор – с точки зрения загрузки и сохранения производственных мощностей.

Позиции журнального полиграфического производства в условиях возрастания технологической сложности изданий и повышения требований к организации их выпуска будут определяться, главным образом, конкурентными возможностями по отношению к зарубежной полиграфической базе. Сохранится и высокая концентрация этого вида предприятий. Ввод новых мощностей в этой сфере деятельности в прогнозируемом периоде времени весьма ограничен из – за их высокой капиталоемкости, низкой рентабельности, длительной окупаемости и продолжительного ввода в эксплуатацию.

При сохранении стабильности работы обрабатывающих отраслей динамика производства бумажной, гибкой и картонной упаковки будет положительной. Однако тенденция роста издержек в результате постоянного повышения стоимости материалов и сырья будет инициировать отток заказов за рубеж. Сокращение всех видов печатной рекламы сохранит кризисную ситуацию в области малой полиграфии.

Потребление бумаги и картонов для печати. Объем производства бумаги для печати всегда рассматривался как отражение уровня выпуска печатной продукции в издательско – полиграфическом комплексе. Современная специфика отечественного целлюлозно – бумажного производства заключается в том, что выпуск продукции осуществляется в ограниченном ассортименте и не в соответствии с изменяющимися потребностями внутреннего рынка.

Так, мелованные сорта бумаги не производятся вообще, мелованные картоны – только в ограниченном ассортименте и не всегда необходимого качества. Объем выпуска газетной бумаги превышает внутренние потребности более чем в два раза, и является важной экспортной позицией. Тем не менее, не вся газетная бумага, поставляемая отечественным типографиям, соответствует требованиям печатного процесса на современной технике по физико – механическим характеристикам. Производство офсетной бумаги практически полностью сбалансировано с потребностями внутреннего рынка. Все мелованные бумаги и отдельные виды мелованных картонов в широком ассортименте и больших объемах поставляются на внутренний рынок по импорту.

Потребление бумаги в отечественном производстве печатной продукции представлено на рисунке 5.

Рис. 5. Динамика потребления бумаги для печати.

При текущей динамике спроса на бумагу для печати становится проблематичным реализация целого ряда намеченных проектов в системе целлюлозно – бумажного производства по выпуску мелованных сортов бумаги в обозначенном будущем, а при вступлении России в ВТО эта задача вообще может отпасть.

Следует констатировать, что в период прогнозируемого времени перспективы развития полиграфического производства не создают для целлюлозно – бумажной промышленности необходимых предпосылок по дальнейшему развитию многих направлений выпуска бумажной продукции. И, наоборот, настоящее состояние этой промышленности не содействует повышению конкурентоспособности печатного производства. Более того, ценовая политика отечественных бумажных комбинатов, как и мировых производителей, будет только усугублять эту ситуацию.

Состояние производственных мощностей полиграфического производства и их структура, направление модернизации. Основная характеристика состояния производственного потенциала полиграфического производства состоит в том, что все последние годы его развитие осуществлялось без учета реального спроса на рынке полиграфических работ. В результате в этой сфере деятельности постоянно присутствует хроническое недоиспользование производственных мощностей и, как следствие, крайне низкая эффективность ведения бизнеса. Динамика развития полиграфических производственных мощностей показана на рисунке 6.

Рис. 6. Динамика развития производственных мощностей (2011 – 2013 г.г. – прогноз).9

Оценивая тенденции инвестиционной деятельности в полиграфии с позиций настоящего, следует констатировать, что они отражают главное направление модернизации в современном производстве, когда в условиях спада объемов выпуска печатной продукции и расширения ее ассортимента, ужесточения конкуренции, основное внимание концентрируется на задачах расширения номенклатуры предлагаемых видов работ (услуг), повышения качества и возможностей диверсификации действующих производств. Несомненно, это направление деятельности получит свое продолжение и в прогнозируемый период времени. Возможный ограниченный ввод новых производственных мощностей в это время будет нивелирован более масштабным их выводом в результате консервации отдельных производств и закрытия отдельных предприятий.

Можно предвидеть, что в предстоящем отрезке времени будет заложена основа структурных преобразований в организации производства полиграфических предприятий, которые получат ускоренное развитие и в дальнейшем. Имеется в виду, что печатная база типографий будет стремиться к универсальности, включать в свой состав комбинированное оборудование и располагать всеми преимуществами офсетной печати, систем «CtP – цифровая офсетная печатная машина» и цифровых печатных машин промышленного типа. Такая структура позволит более гибко реагировать на все требования рынка и повысить рентабельность производства.

Политические решения, нормативное регулирование в сфере издательско-полиграфической деятельности. Решение о вступлении России в ВТО, последующий пересмотр таможенных пошлин, будут содействовать доступу к высококачественным полиграфическим материалам в широком ассортименте, и, что неизбежно повысит качественный уровень выпускаемой печатной продукции и эффективность полиграфического производства. Но, одновременно, это решение выдвигает дополнительные требования по модернизации отечественной полиграфии, как необходимое средство сохранения позиций на внутреннем рынке печатной продукции в конкуренции с зарубежной полиграфической базой.

Полиграфическое производство более других отраслей экономики испытывает на себе влияние многих экономических и социальных факторов. Это подтвердил и кризис 2009 года, когда падение уровня производства в полиграфии было наибольшим среди всех обрабатывающих отраслей. Объем производства печатной продукции в России составляет только 0,8% от валового внутреннего продукта. В 2010 году он составил 87% от оборота 2007 года, следовательно, даже при благоприятной экономической ситуации (ежегодный рост ВВП на 5% по оптимистическому варианту) можно будет рассчитывать на достижение докризисного объема производства не ранее 2015 года. Однако за это время потребление электронных средств визуализации может возрасти на порядок и кардинально изменить все оптимистичные прогнозы.

Объективная оценка всех отрицательных факторов указывает на тенденцию дальнейшего сокращения полиграфического предложения на рынке производства печатной продукции, и как следствие, увеличение удельного веса убыточных предприятий и количества банкротств. Масштабы ухода с рынка типографий будут увеличиваться и, следовательно, соотношение «спрос – предложение» на рынке полиграфических работ будет перемещаться в сторону интересов полиграфии.

При прочих равных условиях развития ситуации в издательско – полиграфической сфере деятельности можно предполагать, что определенные политические или регулирующие факторы могут позитивно повлиять на дальнейшее развитие рынка печатной продукции. Одновременно, нельзя исключить и такую возможность, когда отдельные решения могут оказать и негативное влияние на функционирование полиграфического потенциала. Так, например, с повышением тарифа социальных взносов с 26 до 34% в государственные внебюджетные фонды, совокупная финансовая нагрузка на малый бизнес с 01 января 2011 года возросла в два раза, а в полиграфии малые и средние предприятия составляют почти 90%. Следовательно, сокращение производственного потенциала неизбежно.

Предстоящее неизбежное вступление России в ВТО имеет для развития страны большое значение, и в этом состоит положительное влияние данного фактора, так как главные изменения произойдут в области проведения таможенно – тарифной политики, будет изменен уровень пошлин на импорт оборудования и материалов. Следовательно, для отечественной полиграфии откроются определенные позитивные перспективы.

ОБЗОР

отечественного рынка полиграфических услуг

Авторский документ

Савельева Светлана Владимировна

Заместитель Генерального директора по оценочной деятельности

© ЗАО «НижБизнесКонсалтинг»

Все права защищены

Российская Федерация

город Нижний Новгород

Сентябрь

2011

1 /magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2011/item1.html

2 /magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2011/item1.html

3 /content/view/126/82/

4 /research/industrynews/7408.html

5 /magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2011/item1.html

6 /magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2011/item1.html

7 /magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2011/item1.html

8 Источник: Отраслевой доклад «Российская полиграфия» подготовлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям при содействии авторского коллектива в составе Б.А.Кузьмина, Д.М. Закирова, под общей редакцией Заместителя Руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В.В.Григорьева. /magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2011/item1.html

9 /magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2011/item1.html

Страница 14 из 14



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Закрытое акционерное общество «НижБизнесКонсалтинг» (1)

    Обзор
    Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией
  2. Закрытое акционерное общество «НижБизнесКонсалтинг» (5)

    Документ
    Сотовая связь – один из видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть. Ключевая особенность заключается в том, что общая зона покрытия делится на ячейки (соты), определяющиеся зонами покрытия отдельных базовых станций.
  3. Закрытое акционерное общество «НижБизнесКонсалтинг» (2)

    Документ
    Всероссийское закрытое акционерное общество «Нижегородская ярмарка» – многопрофильная коммерческая структура, основным видом деятельности которой является организация выставок и ярмарок.
  4. Закрытое акционерное общество «НижБизнесКонсалтинг» (7)

    Документ
    Нефтеперерабатывающие заводы являются одними из самых успешных предприятий в России. Количество нефтеперерабатывающих предприятий в стране увеличивается с каждым годом.
  5. Закрытое акционерное общество «НижБизнесКонсалтинг» (3)

    Документ
    Цемент – один из важнейших строительных материалов. Его применяют для производства бетонов, бетонных и железобетонных изделий, строительных растворов, асбестоцементных изделий.

Другие похожие документы..