Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Материалы конференции будут опубликованы. Рабочие языки конференции – белорусский, русский, английский. Организационный взнос – 35 белорусских руб. (...полностью>>
'Документ'
Соціологія, як і будь-яка теоретична соціологічної діяльності наука включає два елементи: систему нагромаджених знань (насамперед теоретичних) і дослі...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится 27 мая 2009 года в 14.00 часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 602.004.02 при Санкт-Петербургс...полностью>>
'Методические рекомендации'
Методические указания предназначены для студентов экономического факультета специальностей 060100 «Экономическая теория» и 060600 «Мировая экономика»...полностью>>

Предмет культурологии (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 1.

ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Культурология. Объект, предмет и структура культурологии.

Цели и задачи культурологии. Теоретический и прикладной уровни

культурологии. Место культурологии

в системе гуманитарного знания.

Культурология - это наука о культуре. Она изучает различные виды, формы и результаты бытия и деятельности человека. При этом под культурой понимается все, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами человеческого сообщества.

Слово «культурология» образовано от латин. cultura (возделывание, воспитание, образование, почитание) и греческого термина logos (понятие, мысль, разум). Культурология познает ценности, смыслы, нормы с помощью которых обеспечиваются различные формы жизнедеятельности людей и вне которых упорядоченная жизнь в сообществе практически невозможна. Важным моментом культурологических исследований являются проблемы духовной жизни общества, во многом иррациональные (т. е. опирающиеся не на разум, а на инстинкт, интуицию, чувство) состояния человеческого духа.

Объектом изучения культурологии выступают:

  • наиболее общие закономерности культуры;

  • принципы функционирования культуры в обществе;

  • взаимосвязь, общение, диалог различных культур;

  • единые тенденции культурного развития человечества.

Культурология - это самостоятельная область социально-гуманитарного познания, предметом исследования которой является культура, понимаемая как:

  • результат деятельности людей, реализующийся в продуктах материального производства;

  • установки регулирующие жизнь общества, проявляющие себя в обычаях, законах, нормах и ценностных ориентациях людей;

  • коммуникационные связи между людьми, формирующие специальные языки межличностного общения;

  • содержательная основа религии, философии, науки, права и т. д., а также культурных систем в целом.

Культурология сегодня включает достаточно широкий набор дисциплин, изучающих с помощью различных методов культуру в ее бесконечно многообразных аспектах. Структуру культурологии составляют три слоя наук о культуре:

  • антропологический, опирающийся, прежде всего, на этнологию, т. е. науку, изучающую состав, происхождение и культурно-исторические отношения между собой народов мира;

  • гуманистический, включающий в себя весь комплекс так называемых наук «о духе» (философию, филологию, педагогику, психологию и др.);

  • социологический, где определяющим является изучение современной массовой культуры, способов ее производства и функционирования и обществе.

Цели и задачи культурологии как науки:

  • прогнозирование и проектирование духовных процессов общественного развития;

  • анализ социокультурных последствий управленческих решений и расчета применяемых технологий;

  • поиск новых методов социализации (т.е. общественного становления) и инкультурации (т. е. освоения содержания культуры) человеческой личности.

Задача культурологии как научной дисциплины состоит и в том, чтобы не только предоставлять достоверные знания о национальной культуре с целью определения своей идентичности по отношению к ней, но и способствовать пониманию «иных», существующих рядом культур и людей с другими взглядами. Знакомство с такими культурами, понимание и взаимодействие с ними и есть путь к упрочению взаимотерпимости, согласию в культурно неоднородном сообществе людей.

В культурологии выделяются два уровня исследования: фундаментальный и прикладной.

На своем фундаментальном уровне культурология изучает:

  • культуру на историческом и теоретическом уровне;

  • категориальный аппарат данной науки;

  • функционирование явлений культуры в обществе.

Прикладной уровень культурологии ориентирован на использование фундаментальных знаний о культуре в целях:

  • прогнозирования и регулирования актуальных культурных процессов;

  • разработки социальных технологий трансляций культурного опыта и механизмов достижения определенного уровня развития тех или иных форм социокультурной практики;

  • управления и охраны культуры, а также культурно-просветительной, досуговой и иной работы.

Культурология относится к социально-гуманитарным наукам и тесно взаимодействует с такими из них, как: социология, психология, антропология, история, философия и др. Опираясь на данные этих наук, культурологии присуща:

  • способность интегрировать социальное и гуманитарное знание;

  • обобщать усилия истории, философии, языкознания, религиоведения и других наук на изучение бытия человека и общества;

  • создавать для перечисленных выше дисциплин общую теоретическую базу.

Персонифицированная в индивидуальности и обобщенная поколениями людей в своем социальном опыте, культурология представляет собой одну из форм осознания человеком своего бытия. В этом плане данная наука и учебная дисциплина способна содействовать:

  • развитию физической, материальной и социальной культуры людей;

  • преодолению технократического подхода к гуманизации и гуманитаризации образования и гармонизации развития последнего;

  • нейтрализации антикультуры, действующей в развитых странах мира под прикрытием молодежной контркультуры.

Сегодня, когда фактом становится равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо не просто декларировать ценности культуры. Пришло время обучать культуре, точно так же, как и любой другой учебной дисциплине. Именно этим и объясняется востребованность культурологии в системе высшего образования России.

Тема 2.

КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

НАУКИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Культура как универсальная категория. Многообразие подходов к определению феномена культуры: исторический, аксиологический, социологический, антропологический, психологический.

Субъект и функции культуры.

Культура — это все, что существует в человеческом бытии, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами человеческого сообщества.

Слово «культура» происходит от латин. cultura - возделывание, обрабатывание, образование, развитие. Впервые в научной литературе категория «культура» встречается в произведении «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до н. э.), в которой автор пишет о философии как о культуре человеческой души. Постепенно происходит расширение смысла этого термина. В качестве самостоятельного существительного категория «культура» употребляется в работе «О праве естественном»(1684) немецкого юриста Самюэля Пуфендорфа (1632-1694), противопоставлявшего деятельность воспитанного, «искусственного» человека и «темную, необузданную» силу природы. Понятие «культура» распространяется на все, созданное людьми. Начиная со второй половины XVIII века термин «культура» стал широко использоваться в европейской науке и к концу XX века под ним понимался весь искусственный мир, состоящий из различных видов, способов и результатов человеческой деятельности.

Другими словами, культура это:

  • совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии;

  • своеобразие жизни наций и народов в тот или иной период истории;

  • различные формы человеческой духовности: мифология, религия, искусство, мораль, наука, философия, право и пр.

Способность человека создавать культуру отличает его от животного. Поэтому культура является не только результатом, но и процессом превращения человека из родового существа (индивида) в видовое - в личность.

В ходе исторического развития произошло значительное расширение и углубление понимания категории “культура”, вводились новые ее определения, число которых дошло до трехсот. В каждом из этих определений выражалось нечто структурно и функционально существенное и важное для понимания феномена культуры.

Существуют различные подходы к определению и пониманию культуры:

  • исторический, рассматривающий культуру как феномен истории общества, развивающийся через передачу человеку опыта предшествующих поколений;

  • аксиологический (ценностный), подчеркивающий, что культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми;

  • социологический, понимающий культуру как фактор общественной жизни, как механизм, обеспечивающий совместную деятельность людей;

  • антропологический, исходящий из того, что культура – это все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях;

  • психологический, указывающий на связь культуры с психологией людей и подчеркивающий в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.

Понимание феномена культуры невозможно без выявления ее деятельного, созидающего творца – субъекта. В роли субъекта культуры выступают как отдельный человек, так и все человечество. Именно они являются творцами культуры, изменяя ее и внося в культуру нечто новое.

Культура как явление, сложившееся на основе общественно – исторической практики, имеет свои функции в социальной жизни. Само понятие “функция” (латин. functio – исполнение, выполнение, совершение, осуществление) вошло в научный оборот в XVII столетии, однако употреблялось главным образом в математике. Обретение данной категорией статуса культурологического понятия произошло в начале XX века, когда в социологической науке был поставлен вопрос об общественных функциях культуры, понимаемых в плане их жизненного предназначения.

К основным функциям культуры относятся следующие:

1. Познание и преобразование мира. Познание – это деятельность человека и общества, основным содержанием которой является адекватное отражение реальности. Однако, познание – это не только процесс достижения человеком и обществом неизвестных прежде факторов, явлений и закономерностей действительности и передача их с помощью особых символов от одного поколения к другому и от одного народа к иным народам. Познавательная человеческая деятельность проявляет себя и как особый фактор преобразования мира, изменяющий как материальную, так и духовно – социальную стороны жизни человека и общества. Другими словами, познавательная функция не только раскрывает культуру как способ человеческой деятельности, но и стимулирует творческий потенциал этой деятельности, вводя в окружающую человека действительность то, что не могло произойти без его участия.

Результатами действия этой функции культуры становятся:

  • научно – технические открытия;

  • социальные преобразования;

  • развитие социокультурных институтов и учреждений.

2. Обеспечение общения и объединения людей. Культура является результатом общения и объединения людей. Именно благодаря этим двум факторам:

  • создаются и развиваются основные феномены и элементы культуры, воплощенные в материальных предметах и духовных ценностях;

  • достигаются солидарность и согласованность в действиях отдельных людей, социальных групп и человеческих сообществ;

  • формируются единство и общность человеческих настроений и убеждений, чувств и идеалов.

Все это вместе взятое:

  • создает культурно-историческую человеческую память;

  • сохраняет связи между поколениями людей и формирует определенные национальные традиции;

  • способствует нормализации условий для совместной жизни людей.

3. Формирование и поддержание системы ценностей. Ценность - это все то, что окружает человека в мире, что наполняет его жизнь смыслом и значением. Ценности вырабатываются и формируются:

  • стимулируя оценочную деятельность людей;

  • определяя отношения человека к миру и другим людям;

  • ориентируя интересы отдельных людей и целых социальных групп.

В процессе социализации как отдельная личность, так и общество в целом обретают систему культурных ценностей, выраженную в убеждениях, идеалах, устремлениях и целях в нравственной, политической, правовой и иных сферах. Следует заметить, что число функций культуры велико (мы отметили лишь некоторые из них), но при этом все они социальны, т. е. предназначены для обеспечения жизнедеятельности как индивида, так и всего человеческого сообщества.

Тема 3.

СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Структура культуры. Понятие материальной и духовной культуры.

Традиции и новаторство в развитии культуры. Динамика культуры.

Культурогенез. Диалог культур.

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовно-социальную.

В свою очередь материальная культура подразделяется на:

  • производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;

  • воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Понятие духовной культуры:

  • содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.);

  • показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину – добро – красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

  • теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

  • этизм, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

  • эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества.

Процесс социализации личности включает в себя наследование и освоение индивидом определенного социокультурного опыта, т. е. традиции.

Традиция - это социокулътурное наследие, включающее в себя материальные и духовные ценности и процессы, передающиеся от поколения к поколению, представляющие исключительную важность и сохраняющиеся в различных сферах общественной жизни в течение длительного времени.

В свою очередь, культурное наследие представляет собой относительно неизменные, стабильные, постоянные культурные формы, образующие культурную традицию. Речь идет о явлениях «чистого искусства», науки, философии, нравственно-религиозных ценностях и пр. Сюда же относятся и образцы «высокой», «элитарной» культуры, имеющие распространение в сравнительно узком кругу знатоков, ценителей, профессионалов. Именно эти стабильные, постоянные компоненты культуры и образуют основной фонд наследования культуры - т. е. ее воспроизводства, самосохранения и выживания в процессе культурно-исторического развития. Система традиций отражает целостность, устойчивость общества.

Отклонение от традиционного опыта, связанное с его творческим развитием фиксируется понятием «новаторство».

Традиции и новаторство в сущности своей понятия соотносительные. Их связь обеспечивает содержательную преемственность культурно-исторического опыта, сохранение и развитие культуры в целом. Традиции и новаторство связаны друг с другом рамками бесконечного диалога. Именно новаторство может оправдать жизненность и плодотворность традиции. Обращение современников к традициям прошлого само по себе является новаторским, ибо оно избирательно и открывает в традиции неиспользованные возможности. Современное соотношение традиции и новаторства характеризуется нарушением равновесия между ними, связанного с немыслимой прежде мерой свободы. «Новаторство ради новаторства» характерно для многих форм культуры и, прежде всего, для искусства, философии, науки, политики.

Динамика культуры представляет собой процессы и механизмы изменений в культуре, направленность этих изменений, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям своего существования.

Динамика культуры (от греч. dinamikos - сильный) - это не только само изменение культуры в движении, но и те процессы и механизмы, которые описывают данную трансформацию культуры. Выделяются различные, взаимодополняющие друг друга, подходы к изучению динамики культуры.

В динамических изменениях культуры задействованы:

  • поступательно-линейное направление развития, представляющее последнее как линию, идущую из бесконечного прошлого в бесконечное будущее. Данное понимание развития характерно для западной цивилизации и механизированных обществ;

  • фазовые, циклические (инверсионные) этапные формы движения, подтверждающие, что процессы, происходящие в культуре, аналогичны цикличности природных процессов, т. е. также имеют повторяемость, синхронность;

  • волновые изменения и развитие по кругу, утверждающие, что каждый элемент культуры появляется лишь один раз в истории, в определенном месте, принадлежит одному «культурному кругу», вместе с которым распространяется по другим странам.

Формой резкого обновления культуры является взрыв. Если же нормы, знания, ценности в культуре долгое время неизменны, то они находятся в состоянии застоя.

Изменения проявляют себя в различных сферах культуры:

  • в политике и праве;

  • в искусстве и религии;

  • в национальных и социальных отношениях и пр;

По своей направленности культурная динамика бывает:

  • восходящей и нисходящей;

  • интеграционной и дезинтеграционной;

  • эволюционной и революционной.

В целом динамика культуры характеризуется устойчивым порядком взаимодействия ее различных элементов, их периодичностью, направленностью и чередованием определенных фаз развития.

Одним из видов социальной и исторической динамики культуры является культурогенез. Культурогенез - это процесс постоянного преобразования культуры как с помощью уже существующих форм и систем, так и путем возникновения новых феноменов, ранее не проявлявших себя в культуре.

Причиной преобразований в культуре является необходимость для человечества:

  • приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям своего существования;

  • формировать новые механизмы социализации и коммуникации.

Важное место в процессе культурогенеза занимает индивидуальный творческий поиск в научно-технической, художественной и иных сферах. Одним из способов взаимодействия различных субъектов культурно-исторического процесса является их диалог. Диалог культур - это взаимодействие, взаимопритяжение культур различных типов. Диалогичность, как способность к пониманию другого- является особым качеством культуры, которая стремится к цельности. Само своеобразие и уникальность культур подталкивает их к общению и диалогу.

В диалоге культур выделяются следующие основополагающие принципы:

  • равный статус участников культурного взаимодействия, означающий то, что ни одна из сторон культурного процесса не должна пытаться достичь в любой форме превосходства над другой;

  • тесное, а не поверхностное взаимодействие культур, обеспечивающее сохранение индивидуальности каждой из сторон диалога;

  • общая цель у участников диалога культур, в процессе движения к которой трудности и недопонимания становятся менее значимыми и отходят на второй план.

Диалог - это не только взаимодействие крупных социокультурных образований, но и способ приобщения отдельно взятой личности к духовному миру данных феноменов. Диалог содействует не только заимствованию личности лучшего из мирового культурного наследия, но и заставляет человека заглянуть вглубь себя, изменить и дополнить свое бытие.

Для того, чтобы более полно раскрыть облик других культур, необходимо подключить к данному процессу метаязык. Метаязык - это определенная логическая технология, позволяющая проанализировать, описать иную культуру, постигнуть ее смысл. Метаязык не только не устраняет национальные особенности, а наоборот их усиливает, используя при этом весь культурный опыт человечества. Данная культурологическая технология выполняет двоякую роль:

  • сохраняет культурное своеобразие;

  • стимулирует полноценный культурный диалог.

Тема 4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Предмет культурологии (1)

    Документ
    В круг научных интересов дисциплины «Культурология» входит деятельность человека во всех областях общественной жизни. В отличие от естественных природных процессов, подчиняющихся объективным закономерностям, область культурологических
  2. Тема предмет культурологии тема культура как предмет исследованиянауки культурологии

    Документ
    Культурология - это наука о культуре. Она изучает различные виды, формы и результаты бытия и деятельности человека. При этом под культурой понимается все, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами человеческого сообщества.
  3. Предисловие 6 Раздел первый. Сущность и предназначение культуры 6 Глава Кулътура как предмет культурологии 6

    Литература
    2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры 54
  4. Содержание дисциплины тема Предмет культурологии

    Документ
    Структура культуры, ее функции. Культурные универсалии. Культурный комплекс, культурный ареал, культурное наследие. Менталитет культуры. Язык и символы культуры.
  5. Культурологія: теорія та історія культури

    Документ
    Термін "культурологія" запропонував у 1909 р. німецький філософ і фізик В. Освальд. Вчений не лише показав різницю між культурологією і соціологією, а й використав термін "культурологія" для опису специфічних явищ,

Другие похожие документы..