Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ж.-Б. Мольер «Тартюф». Оноре де Бальзак «Гобсек». В.Гюго «Собор Парижской Богоматери». Э.М. Хемингуэй «Старик и море»....полностью>>
'Лекция'
– директор Центра медицинского права,  ведущий специалист в области медицинского права, главный редактор журнала «Медична практика: організаційні та ...полностью>>
'Документ'
У грудні 2008р. до попереднього місяця загальний обсяг випуску продукції знизився на 1,0%, проти відповідного місяця 2007р. – на 9,0%, водночас за 20...полностью>>
'Закон'
Складовою системи національного виховання є військово-патріотичне, що передбачає вироблення високого ідеалу служіння народові, готовності до трудовог...полностью>>

Моу старогородковская средняя общеобразовательная школа

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ Старогородковская средняя общеобразовательная школа

Диагностический инструментарий

по выявлению

уровня познавательной мотивации школьников

и уровня мотивации профессиональной деятельности учителя.

( Работа школьного психолога

по реализации содержания

федерального эксперимента

по совершенствованию структуры и содержания общего и среднего образования.

3 год.)

Психологический аспект учебной мотивации школьников

естественно- математического профиля обучения.

Исторически сложилось так, что говоря об учебной деятельности и ее успешности, прежде всего подразумевали влияние интеллектуального уровня личности. Безусловно, нельзя недооценивать значение этого фактора. Вместе с тем некоторые экспериментальные исследования заставляют еще раз вернуться к проблеме соотношения успеваемости и интеллектуального фактора. Так в одном психологическом исследовании обнаружился любопытный факт. Оказалось, что нет значимой связи интеллекта с успеваемостью ни по специальным предметам, ни по гуманитарному блоку дисциплин.

Но отличники и двоечники все-таки отличались друг от друга, но не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности.

Мотивация является ведущим фактором регуляции активности личности, ее поведения и деятельности и представляет исключительный интерес для педагогов и родителей.

По существу никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие с ребенком невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников могут стоять совершенно различные причины, иными словами, побудительные источники этих действий, их мотивация. Однако прежде чем перейти к обсуждению конкретных факторов и закономерностей, я хочу дать определение термину «мотивация».

Под мотивацией понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Очевидное влияние на успешность учебной деятельности оказывают сила мотивации и ее структура.

Рядом исследователей было доказано , что чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности.

Однако мотив может характеризоваться не только количественно, но и качественно. В этом плане выделяют внутренние и внешние мотивы. Если для личности деятельность значима сама по себе, например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения, то говорят о внутренней мотивации. Если же значимы другие потребности (оценка, социальный статус в классе, престиж), то говорят о внешних мотивах.

Так как именно с внутренней познавательной мотивацией связывают продуктивную творческую активность личности в учебном процессе меня как психолога и педагогический состав школы волнует вопрос как выработать и в процессе обучения поддерживать познавательную мотивацию учащихся.

Мы хорошо знаем, что в качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки и ценности.

И поэтому на протяжении всего обучения ребенка в школе мы исследуем познавательную потребность учащихся, направленность на приобретение знаний или на отметку. Мы проводим анкетирование учащихся и родителей на предмет посещения ребенком различных кружков и факультативов. Также 2 раза в год учителя, наблюдая за детьми, заполняют психолого-педагогическую карту учащихся, где отражены способности и интересы каждого учащегося.

И уже в 8-9 классах, когда мотивы базируются на интересах и поставленные самими учащимися цели приобретают большую устойчивость, мы предлагаем учащимся заполнить карту интересов, проанализировав которую учащиеся могут увидеть к какой сфере деятельности у них проявляется наибольший интерес.

Нельзя забывать также об исследовании у учащихся мотивов, функционально связанных с деятельностью. Это мотив достижения успеха и мотив избегания неудач.

Люди мотивированные на успех уверены в том, что добьются успеха. Их стремления направлены на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает положительные эмоции. Для них характерна полная мобилизация всех ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

А человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха. Люди, ориентированные на неудачу нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитают для себя или слишком легкие или слишком сложные виды профессий.

По итогам диагностики с учащимися, выявившими мотив избегания неудач начала вестись работа по профессиональному и личностному самоопределению учащихся, для лучшей их ориентации в мире профессий и более глубокого понимания своих интересов и способностей.

И на конец обучения в 9 классе показатель познавательной мотивации повысился на 10 %.

Но итоги повторного тестирования уже в десятом профильном классе дали неожиданный результат. Уровень познавательной активности, а с ней и мотивация значительно снизились.

Решая данную проблему, я подвергла анализу не только учебную деятельность учащихся, но и профессиональную деятельность учителей, работающих в этом классе.

Посещая уроки и наблюдая за познавательной активностью учащихся, я заметила, что учителя используют в основном традиционные формы обучения знаниям. Один урок был похож на другой: проверка домашнего задания, лекция учителя, ответы учеников по изученному материалу.

Затем я провела анкетирование педагогов для выявления мотивации профессиональной деятельности. И оказалось, что чем ниже внутренняя мотивация учителя, тем меньше в своей работе он использует инновационные образовательные технологии.

Выявив такую закономерность, мы решили работать не только на повышение уровня познавательной мотивации учащихся, но и мотивировать учителей на внедрение в учебную практику новых проектных технологий.

Мы пришли к выводу, что только высоко внутренне мотивированный учитель может зажечь в детях интерес к своему предмету. В дальнейшем этот интерес может перерасти в выбранную по этому профилю профессию и определить жизненный путь ребенка.

Поэтому в дальнейшем нами начала разрабатываться программа деятельности учителя по формированию познавательной мотивации школьника.

2004 год

психолог Блёскина О.В.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение (27)

    Документ
    В живописном уголке Одинцовского района, среди лесов и дубрав находится Часцовская средняя образовательная школа, основанная в далеком 1883г., она дала путевку в жизнь десяткам тысяч учеников, которые своим трудом, творчеством, спортивными
  2. План работы Министерства образования Московской области на Iполугодие 2012 г. Январь

    Документ
    Постановление Правительства от 17 января 2012 №3854 «Об утверждении Перечня праздничных и культурно-массовых мероприятий регионального (Московской области) и межмуниципального значения в сфере образования, посвященных знаменательным
  3. Модернизации методической службы (2)

    Документ
    Региональный координационный центр Института открытого образования МГОУ – современная система модернизации методической службы Московской области: Сборник научных трудов.
  4. Отчет о выполнении программы социально-экономического развития одинцовского муниципального района на 2009 год

    Публичный отчет
    Задачи:1. Создание современной базы лечебно-профилактических учреждений на основе внедрения новых технологий2. Предоставление населению качественной помощи для восстановления и поддержания здоровья3.
  5. Публичный доклад (174)

    Доклад
    о состоянии и результатах деятельности МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии Голицынской специальной (коррекционной) общеобразовательной

Другие похожие документы..