Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Цель и задачи преподавания дисциплины - освоение общих принципов, методов и процедур математического и компьютерного моделирования и оптимизации со...полностью>>
'Диплом'
Таможенный пост Балтийск Калининградской областной таможни занял первое место в номинации "Лучший коллектив таможенного поста в отличном от авто...полностью>>
'Документ'
Он был рождён 11 декабря 1918 года в семье Исаакия Солженицына и Таисии Шербак; рано перестал ходить в Церковь (ибо все храмы в Ростове-на-Дону закры...полностью>>
'Внеклассное мероприятие'
Природа! Неоценимо ее значение в жизни каждого человека. Воздух, вода, разноцветный ковер лугов, морская гладь – все это природа, ее составные части....полностью>>

Рабочая программа дисциплины «стратегическое планирование»

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

    1. Общие положения

Дисциплина «Стратегическое планирование» является составной частью блока специальных дисциплин учебного плана, разработанного в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и изучается в седьмом и восьмом семестрах дневного отделения.

Рабочая программа дисциплины «Стратегическое планирование» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 060700 – «Национальная экономика».

Изучение данного курса предполагает сочетание лекций, практических и семинарских занятий, в ходе которых студентам предлагаются для обсуждения и последующего разбора конкретные бизнес-ситуации (кейсы). Практические занятия базируются на использовании разнообразных активных методов обучения – дискуссий, метода мозгового штурма, деловых игр.

Условия, в которых осуществляет деятельность современная организация, характеризуются возрастающей сложностью, динамизмом и неопределенностью внешней среды. В ответ на возникший вопрос о том, как в подобных условиях обеспечить эффективное функционирование и развитие организации появилась концепция стратегического планирования. Для современного руководителя становится исключительно важно обеспечить адаптацию фирмы к изменяющимся запросам потребителя, к нарастающей конкуренции, к интернационализации и глобализации бизнеса. Однако это возможно, если руководитель владеет теоретическими положениями стратегического планирования и практическими навыками обоснования и принятия стратегических решений.

Для овладения практическими навыками в области стратегического планирования программой предусмотрено написание курсовой работы.

    1. Цели и задачи изучения дисциплины

«Стратегическое планирование»

Целью курса «Стратегическое планирование» является изучение и усвоение теоретических, методологических, методических, информационных и организационных основ стратегического планирования на уровне предприятия (фирмы).

В соответствии с указанной целью задачи курса подразделяются на теоретические и прикладные. К теоретическим задачам относится овладение студентами базовыми понятиями стратегического планирования. Практические задачи заключаются в овладении навыками решения прикладных задач стратегического планирования в организации.

Таким образом, основная задача курса – ознакомление студентов с отечественным и зарубежным опытом стратегического планирования и управления на микроуровне национальной экономики, а также формирование конкретных практических навыков по обоснованию и принятию плановых и управленческих решений.

Важнейшие задачи изучаемой дисциплины:

- изучение основных понятий, концепций и моделей стратегического планирования;

- ознакомление с современными подходами и тенденциями в управлении фирмой,

- изучение методологических и методических основ стратегического анализа;

- изучение процесса целеполагания на предприятии;

- изучение моделей стратегического выбора;

- ознакомление с инструментарием стратегического управления.

Для лучшего усвоения теоретического материала в курсе предусматривается проведение семинарских и практических занятий с применением активных методов обучения, написание рефератов по проблемным вопросам курса, выполнение самостоятельных расчетных работ.

При изучении курса «Стратегическое планирование» студенты должны использовать знания, полученные ими при изучении курсов «Общая экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Статистика», «Экономический анализ», «Теория прогнозирования и планирования», «Менеджмент», «Маркетинг» и др.

2.3. Структура дисциплины «Стратегическое планирование»

Структура учебной дисциплины «Стратегическое планирование» и распределение часов по учебному плану для студентов специальности «Национальная экономика» приведены в таблице.

Наименование тем курса

Количество часов

Всего

лекции

семинары и практические занятия

индивидуальная работа

1

2

3

4

5

Раздел 1. Стратегическое планирование: общие понятия и определения. Этапы формирования стратегического плана

1. Понятие стратегии. История становления и развития стратегического планирования. Этапы формирования стратегического плана

6

4

2

-

2. Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия

10

4

4

2

Раздел 2. Методологические принципы и методические вопросы проведения стратегического анализа предприятия

3. Содержание и принципы проведения стратегического анализа

6

2

2

2

4. Анализ внешней деловой окружающей среды

14

4

4

6

1

2

3

4

5

5. Анализ специфической (ближней) окружающей среды

14

6

4

4

6. Анализ ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей)

12

4

2

6

7. Основные методы стратегического анализа

14

6

4

4

Раздел 3. Процесс целеполагания как этап стратегического планирования

8. Определение миссии предприятия

8

4

2

2

9. Ценности высшего руководства и организационная культура

6

2

2

2

10. Определение целей развития предприятия

6

2

2

2

11. Учет цикличности развития экономических систем в стратегическом анализе и при целеполагании

4

2

-

2

Раздел 4. Модели стратегического выбора

12. Модели стратегического выбора

18

8

6

4

13. Анализ подходов к портфельному выбору

12

6

2

4

Раздел 5. Стратегическое планирование в условиях диверсификации производства

14. Основные элементы теории диверсификации

4

2

-

2

15. Сущность и типы корпоративных стратегий диверсификации

4

2

-

2

16. Особенности организации стратегического планирования на диверсифицированных предприятиях

4

2

-

2

1

2

3

4

5

Раздел 6. Управление стратегическими альянсами: теория и практика реализации

17. Стратегические альянсы: теоретические и практические аспекты формирования и развития

12

6

4

2

Раздел 7. Функциональные стратегии

18. Функциональные стратегии

14

6

4

4

ИТОГО:

168

72

44

52

2.4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине «Стратегическое планирование»

Уровень подготовки по дисциплине «Стратегическое планирование» должен соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине СД. 06. – «Стратегическое планирование».

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: теоретические, методологические, методические, информационные и организационные основы стратегического планирования на уровне предприятия (фирмы);

уметь: выстроить процессы стратегического планирования в организации, в частности:

- сопоставлять потенциальные возможности развития предприятия и его фактическое состояние;

- выявлять проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

- правильно определять эффективные стратегии;

владеть:

- методами прогнозирования, планирования и управления при разработке стратегических планов;

- технологиями управления изменениями в организации;

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности.

Лекционные занятия проводятся в аудитории, когда лектор последовательно раскрывает перед слушателями основное содержание тем учебного курса.

Для лучшего усвоения теоретического материала в курсе предусматривается проведение практических и семинарских занятий с применением активных форм и методов обучения и написание курсовых работ по проблемным вопросам курса.

Проведение практических занятий строится на закреплении материалов лекционного курса и результатов самостоятельной работы студентов с экономической литературой по проблемам стратегического планирования.

Практические занятия проводятся в виде занятий в аудитории и/или компьютерных классах и структурно повторяют тематику лекционных занятий. Для эффективного освоения учебного материала и приобретения практических навыков занятия представлены в форме тематических case-studies и типовых заданий. По окончании каждой темы в целях закрепления знаний и навыков предлагаются вопросы для дискуссии.

Семинарские занятия могут быть построены в форме мини-конференций, зачетных опросов по теории, а также в виде дискуссий, позволяющих студентам не только высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и научиться отстаивать её в процессе обсуждения.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов связана с написанием курсовой работы по актуальным и дискуссионным вопросам изучаемого курса и подготовки докладов для семинаров – конференций по выбранной теме. Написание и защита курсовой работы, подготовка к выступлению с докладами на семинарских занятиях является необходимым элементом самостоятельной работы студента. Это формирует у студента умение работать со специальной, научной литературой, расширяет его кругозор, приобщает к аналитическому мышлению и поиску научных подходов решения конкретных экономических проблем.

В результате обучения студент должен освоить технологии прогнозирования, планирования и управления, позволяющие разрабатывать стратегические планы предприятий различных отраслей экономики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «Стратегическое планирование и прогнозирование» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Цель - формирование теоретических знаний и практических умений анализировать и оценивать происходящие события и процессы в макро- и микро среде маркетинга.
  2. Рабочая программа дисциплины «стратегическое планирование» Программа разработана в соответствии с учебным планом по научной специальности

    Рабочая программа
    Цель курса – сформировать у аспирантов целостное представление о назначении, функциях и методологии стратегического планирования в системе государственного, регионального управления и на уровне отдельной организации.
  3. Рабочая программа дисциплины «стратегическое планирование социально-экономического развития региона»

    Рабочая программа
    Программа разработана в соответствии с учебным планом по научной специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)
  4. Программа дисциплины стратегическое планирование Утверждена научно-методическим советом университета для направлений подготовки (специальностей) в области экономики и управления Специальность «Математические методы в экономике»

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и других стандартов с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса
  5. Рабочая программа дисциплины «интегрированное планирование цепей поставок» Рекомендуется для направления подготовки 080200 Менеджмент

    Рабочая программа
    Целью изучения учебной дисциплины является усвоение студентами теоретических основ и практических навыков и умений в области интегрированного планирования цепей поставок.

Другие похожие документы..