Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Г Л А В А I. ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ Стаття 1. Фізична культура і спорт Фізична культура - складова частина загальної культури суспільства, що спрямована ...полностью>>
'Документ'
«Восход и заход солнца разделил нашу планету на Восток и Запад. И возможно, это деление так бы и осталось чисто пространственным, если бы само Солнце...полностью>>
'Документ'
Научный руководитель семинара и председатель организационного комитета  заслуженный деятель науки РФ, действительный член РАО, доктор педагогических...полностью>>
'Документ'
Работа выполнена на кафедре “Управление качеством и сертификация” ГОУ ВПО "МАТИ" – Российского государственного технологического университе...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «стратегическое планирование»

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью
  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

    1. Общие положения

Дисциплина «Стратегическое планирование» является составной частью блока специальных дисциплин учебного плана, разработанного в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и изучается в седьмом и восьмом семестрах дневного отделения.

Рабочая программа дисциплины «Стратегическое планирование» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 060700 – «Национальная экономика».

Изучение данного курса предполагает сочетание лекций, практических и семинарских занятий, в ходе которых студентам предлагаются для обсуждения и последующего разбора конкретные бизнес-ситуации (кейсы). Практические занятия базируются на использовании разнообразных активных методов обучения – дискуссий, метода мозгового штурма, деловых игр.

Условия, в которых осуществляет деятельность современная организация, характеризуются возрастающей сложностью, динамизмом и неопределенностью внешней среды. В ответ на возникший вопрос о том, как в подобных условиях обеспечить эффективное функционирование и развитие организации появилась концепция стратегического планирования. Для современного руководителя становится исключительно важно обеспечить адаптацию фирмы к изменяющимся запросам потребителя, к нарастающей конкуренции, к интернационализации и глобализации бизнеса. Однако это возможно, если руководитель владеет теоретическими положениями стратегического планирования и практическими навыками обоснования и принятия стратегических решений.

Для овладения практическими навыками в области стратегического планирования программой предусмотрено написание курсовой работы.

    1. Цели и задачи изучения дисциплины

«Стратегическое планирование»

Целью курса «Стратегическое планирование» является изучение и усвоение теоретических, методологических, методических, информационных и организационных основ стратегического планирования на уровне предприятия (фирмы).

В соответствии с указанной целью задачи курса подразделяются на теоретические и прикладные. К теоретическим задачам относится овладение студентами базовыми понятиями стратегического планирования. Практические задачи заключаются в овладении навыками решения прикладных задач стратегического планирования в организации.

Таким образом, основная задача курса – ознакомление студентов с отечественным и зарубежным опытом стратегического планирования и управления на микроуровне национальной экономики, а также формирование конкретных практических навыков по обоснованию и принятию плановых и управленческих решений.

Важнейшие задачи изучаемой дисциплины:

- изучение основных понятий, концепций и моделей стратегического планирования;

- ознакомление с современными подходами и тенденциями в управлении фирмой,

- изучение методологических и методических основ стратегического анализа;

- изучение процесса целеполагания на предприятии;

- изучение моделей стратегического выбора;

- ознакомление с инструментарием стратегического управления.

Для лучшего усвоения теоретического материала в курсе предусматривается проведение семинарских и практических занятий с применением активных методов обучения, написание рефератов по проблемным вопросам курса, выполнение самостоятельных расчетных работ.

При изучении курса «Стратегическое планирование» студенты должны использовать знания, полученные ими при изучении курсов «Общая экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Статистика», «Экономический анализ», «Теория прогнозирования и планирования», «Менеджмент», «Маркетинг» и др.

2.3. Структура дисциплины «Стратегическое планирование»

Структура учебной дисциплины «Стратегическое планирование» и распределение часов по учебному плану для студентов специальности «Национальная экономика» приведены в таблице.

Наименование тем курса

Количество часов

Всего

лекции

семинары и практические занятия

индивидуальная работа

1

2

3

4

5

Раздел 1. Стратегическое планирование: общие понятия и определения. Этапы формирования стратегического плана

1. Понятие стратегии. История становления и развития стратегического планирования. Этапы формирования стратегического плана

6

4

2

-

2. Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия

10

4

4

2

Раздел 2. Методологические принципы и методические вопросы проведения стратегического анализа предприятия

3. Содержание и принципы проведения стратегического анализа

6

2

2

2

4. Анализ внешней деловой окружающей среды

14

4

4

6

1

2

3

4

5

5. Анализ специфической (ближней) окружающей среды

14

6

4

4

6. Анализ ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей)

12

4

2

6

7. Основные методы стратегического анализа

14

6

4

4

Раздел 3. Процесс целеполагания как этап стратегического планирования

8. Определение миссии предприятия

8

4

2

2

9. Ценности высшего руководства и организационная культура

6

2

2

2

10. Определение целей развития предприятия

6

2

2

2

11. Учет цикличности развития экономических систем в стратегическом анализе и при целеполагании

4

2

-

2

Раздел 4. Модели стратегического выбора

12. Модели стратегического выбора

18

8

6

4

13. Анализ подходов к портфельному выбору

12

6

2

4

Раздел 5. Стратегическое планирование в условиях диверсификации производства

14. Основные элементы теории диверсификации

4

2

-

2

15. Сущность и типы корпоративных стратегий диверсификации

4

2

-

2

16. Особенности организации стратегического планирования на диверсифицированных предприятиях

4

2

-

2

1

2

3

4

5

Раздел 6. Управление стратегическими альянсами: теория и практика реализации

17. Стратегические альянсы: теоретические и практические аспекты формирования и развития

12

6

4

2

Раздел 7. Функциональные стратегии

18. Функциональные стратегии

14

6

4

4

ИТОГО:

168

72

44

52

2.4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине «Стратегическое планирование»

Уровень подготовки по дисциплине «Стратегическое планирование» должен соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине СД. 06. – «Стратегическое планирование».

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: теоретические, методологические, методические, информационные и организационные основы стратегического планирования на уровне предприятия (фирмы);

уметь: выстроить процессы стратегического планирования в организации, в частности:

- сопоставлять потенциальные возможности развития предприятия и его фактическое состояние;

- выявлять проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

- правильно определять эффективные стратегии;

владеть:

- методами прогнозирования, планирования и управления при разработке стратегических планов;

- технологиями управления изменениями в организации;

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности.

Лекционные занятия проводятся в аудитории, когда лектор последовательно раскрывает перед слушателями основное содержание тем учебного курса.

Для лучшего усвоения теоретического материала в курсе предусматривается проведение практических и семинарских занятий с применением активных форм и методов обучения и написание курсовых работ по проблемным вопросам курса.

Проведение практических занятий строится на закреплении материалов лекционного курса и результатов самостоятельной работы студентов с экономической литературой по проблемам стратегического планирования.

Практические занятия проводятся в виде занятий в аудитории и/или компьютерных классах и структурно повторяют тематику лекционных занятий. Для эффективного освоения учебного материала и приобретения практических навыков занятия представлены в форме тематических case-studies и типовых заданий. По окончании каждой темы в целях закрепления знаний и навыков предлагаются вопросы для дискуссии.

Семинарские занятия могут быть построены в форме мини-конференций, зачетных опросов по теории, а также в виде дискуссий, позволяющих студентам не только высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и научиться отстаивать её в процессе обсуждения.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов связана с написанием курсовой работы по актуальным и дискуссионным вопросам изучаемого курса и подготовки докладов для семинаров – конференций по выбранной теме. Написание и защита курсовой работы, подготовка к выступлению с докладами на семинарских занятиях является необходимым элементом самостоятельной работы студента. Это формирует у студента умение работать со специальной, научной литературой, расширяет его кругозор, приобщает к аналитическому мышлению и поиску научных подходов решения конкретных экономических проблем.

В результате обучения студент должен освоить технологии прогнозирования, планирования и управления, позволяющие разрабатывать стратегические планы предприятий различных отраслей экономики.

2.5. Содержание дисциплины «Стратегическое планирование»

РАЗДЕЛ 1. Стратегическое планирование: общие понятия и определения. Этапы формирования стратегического плана

Тема 1. Понятие стратегии. История становления и развития стратегического планирования.

Этапы формирования стратегического плана

История становления и развития стратегического планирования как самостоятельного направления экономической науки.

Предпосылки развития стратегического планирования на российских предприятиях.

Стратегическое планирование: сущность, основные понятия и определения.

Особенности стратегических решений.

Понятие стратегии развития предприятия. Отличительные особенности стратегии по И. Ансоффу и Г. Минцбергу. Процесс реализации стратегии.

Модель Гарвардской школы бизнеса.

Методологические принципы стратегического планирования.

Модель формирования стратегического плана И. Ансоффа.

Схема формирования стратегического плана по Г. Стейнеру.

Контур стратегического планирования. Этапы формирования стратегического плана предприятия.

Тема 2. Выработка стратегии развития предприятия

Подход к выработке стратегии предприятия Б. Ричардсона и Р. Ричардсона.

Корпоративное планирование. Итеративное планирование. Интуитивное планирование. Хаотическое планирование.

Анализ школ стратегического планирования: школа дизайна; школа планирования; школа позиционирования; школа предпринимательства; когнитивная школа; школа обучения; школа власти; школа культуры; школа внешней среды; школа конфигурации.

Типы стратегий по Г. Минцбергу. Стили стратегического управления («плановый», «антрепренерский», «идеологический», «парашют», «процесс», «разъединение», «консенсус», «вынуждение»).

Типы стратегий по Р. Майлсу и С. Сноу. Стили стратегического управления: «защитники», «наступающие», «аналитики», «реактивщики».

Процедуры выработки плановых решений – планирование «снизу-вверх», «сверху-вниз», интерактивное планирование.

РАЗДЕЛ 2. Методологические принципы и методические

вопросы проведения стратегического анализа предприятия

Тема 3. Содержание и принципы проведения стратегического анализа

Определение и суть стратегического анализа.

Методологические принципы организации стратегического анализа.

Процедура проведения стратегического анализа по Г. Киперману.

Методы управленческого анализа.

Классификация проблем предприятия: сущностные, социокультурные, ситуационные. Определение стратегических ресурсов предприятия и сфер его деятельности. Конкурентные преимущества предприятия. Определение области стратегических возможностей.

Стратегические проблемы предприятия.

Тема 4. Анализ внешней деловой окружающей среды

Понятие внешней деловой окружающей среды.

Основные составляющие внешней среды. Цели анализа внешней среды. Методы реагирования на изменения внешней среды. Основные типы внешнего окружения.

Анализ динамизма и сложности внешней деловой окружающей среды. Неопределенность внешней среды.

Анализ общей (дальней) окружающей среды (макроокружения). Система PESTYLE="(экономические, социальные, политические и технологические прогнозы).

Экономическая среда. Циклы деловой активности. Государственная экономическая политика. Прогнозы экономической среды.

Социополитическая среда. Законодательная база государства. Прогнозы политической обстановки. Государственное регулирование национальной экономики. Социокультурные факторы, воздействующие на эффективность функционирования предприятия.

Технологическая среда. Цели научно-технического прогноза. Характеристики, используемые при проведении технологического анализа и составлении прогноза общей (дальней) окружающей среды.

Методы прогнозирования, применяемые при анализе общей деловой окружающей среды.

Тема 5. Анализ специфической (ближней) окружающей среды

Структура специфической (ближней) окружающей среды (рыночного окружения (микросреды)).

Изучение производственных трендов. Производственный прогноз. Изучение и прогнозирование структурных сдвигов в экономике. Анализ цикла отраслевого развития. Основные показатели анализа отрасли.

Конкурентный анализ специфической окружающей среды.

Структурный анализ конкурентного окружения. Пять сил конкуренции по М. Портеру. Угроза появления новых конкурентов. Конкуренция товаров-заменителей. Возможности потребителей. Власть поставщиков. Соперничество между действующими конкурентами.

Понятие стратегических групп. Определение конкурентных позиций (анализ стратегических групп). Показатели, используемые при анализе стратегических групп.

Анализ структуры рынка (позиций на рынке). Доля рынка.

Тема 6. Анализ ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей)

Определение ресурсного потенциала.

Анализ ресурсного потенциала предприятия.

Система ценностей (цепочка ценностей по М. Портеру).

Принципы создания конкурентных преимуществ.

Основные этапы хозяйственной деятельности, создающие главные ценности.

Оценка ресурсов и эффективности предприятия (физические, человеческие, финансовые ресурсы, нематериальные активы). Продуктивность ресурсов. Эффективность ресурсов.

Финансовый анализ деятельности предприятия. Анализ ликвидности. Анализ деятельности. Анализ структуры капитала. Анализ рентабельности. Анализ рыночной активности.

Последовательность анализа финансовой деятельности предприятия.

Совместимость показателей, применяемых при различных подходах к финансовому анализу деятельности предприятия.

Сравнительный анализ ресурсного потенциала предприятия. Исторический анализ предприятия. Сравнение с отраслевыми нормативами. Использование «кривой опыта».

Система контроля. База стратегических данных.

Методические подходы к анализу ресурсного потенциала российских предприятий.

Анализ основных технико-экономических показателей.

Анализ производственной программы предприятия и её рентабельности.

Анализ имущественного комплекса.

Стратегический потенциал предприятия.

Тема 7. Основные методы стратегического анализа

Портфельный анализ – сущность и цели.

Понятие, суть и основные цели проведения SWOT-анализа. Процедура проведения SWOT-анализа.

Оценка возможностей и угроз, исходящих из внешней окружающей среды предприятия. Идентификация. Определение силы (мощности) конкретных возможностей и угроз. Оценка вероятности возникновения конкретных возможностей и угроз. Классификация конкретных возможностей и угроз, определяемых внешней окружающей средой.

Оценка силы и слабостей, определяемых ресурсным потенциалом предприятия. Оценка собственно ресурсного потенциала. Оценка операционного потенциала. Подход Г. Гринли к оценке операционного потенциала. Маркетинг. НИОКР. Производство. Финансы (финансовая структура капитала). Персонал. Оценка управленческого потенциала. Управленческий профиль предприятия по И. Ансоффу.

Анализ конкурентного окружения.

Классификация конкурентной силы по Ф. Котлеру.

Модель PIMS (воздействие маркетинговой стратегии на прибыль).

РАЗДЕЛ 3. Процесс целеполагания как этап стратегического планирования

Тема 8. Определение миссии предприятия

Понятие миссии предприятия.

Определение миссии предприятия и ценностей высшего руководства. Экономическая, социальная и управленческая «философия» предприятия. «Имидж» предприятия. Миссия предприятия как инструмент улучшения качества стратегических решений.

Процедура выработки миссии предприятия.

Элементы миссии предприятия: базовые направления по системе «продукт/услуга», «покупатели/рынок», базовые направления технологических усилий. Рост и прибыльность, как составляющие миссии предприятия. Уровень и структура предпринимательства. Структура экономической и производственной деятельности предприятия.

Социальная ответственность. Классификация сфер социальной ответственности. Формы реализации социальной ответственности.

Понятие стейкхолдеров. Теория стейкхолдеров.

Факторы, влияющие на выработку миссии предприятия.

Тема 9. Ценности высшего руководства и организационная культура

Понятие ценностей высшего руководства.

Система ценностей высшего руководства.

Факторы, определяющие ценности высшего руководства.

Последовательность формирования ценностей высшего руководства.

Соотношение ценностей высшего руководства с миссией и целями предприятия.

Внутренняя система ценностей высшего руководства. Внешняя система ценностей высшего руководства.

Экономическая и социальная ориентация ценностей высшего руководства.

Личные цели менеджера.

Понятие организационной культуры предприятия и её основные функции.

Процесс формирования организационной культуры на предприятии.

Коммуникативное поведение предприятия. Внешняя коммуникация. Внутренняя коммуникация и её основные элементы.

Влияние ценностей и организационной культуры предприятия на выбор стратегии.

Тема 10. Определение целей развития предприятия

Понятие целей развития предприятия.

Формулирование целей.

Анализ полной иерархии целей. Цели системы. Цели участников.

Принципы построения полной иерархии целей развития предприятия.

Характеристика целей развития предприятия. Цели направления развития. Цели, характеризующие эффективность функционирования системы. Внутренние и внешние цели. Показатели целеполагания. Восемь ключевых пространств определения целей предприятия.

Временный горизонт целей. Цели долгосрочного планирования.

Требования, предъявляемые к формулированию целей развития предприятия (критерии качества поставленных целей).

Принципиальная схема процедуры формулирования целей развития предприятия.

Конкурентный подход в определении целей предприятия.

Анализ пробелов.

Корректировка и переформулирование целей.

Тема 11. Учет цикличности развития экономических систем в стратегическом анализе и при целеполагании

Циклы деловой активности.

Понятие отраслевого цикла. Модель отраслевого цикла М. Портера. Критерии, характеризующие фазы отраслевого цикла (поведение покупателя, изменение продукции, производство, конкуренция, риск, доходы).

Модель отраслевого цикла «спрос-технология» по И. Ансоффу.

Цикл развития предприятия.

Формы и стадии циклического развития предприятия.

Внешние и внутренние причины цикличности развития предприятия.

Особенности стратегического планирования на различных стадиях цикла развития предприятия.

РАЗДЕЛ 4. Модели стратегического выбора

Тема 12. Модели стратегического выбора

Матрица возможностей по товарам/рынкам И. Ансоффа.

Стратегия проникновения на рынок. Стратегия развития рынка. Стратегия разработки товара. Стратегия диверсификации.

Матрица «рынок–продукт» по Г. Стейнеру.

Понятие стратегических полей бизнеса.

Типовые стратегии по М. Портеру. Конкурентное преимущество и его виды. Сфера конкуренции. Стратегия лидерства за счет экономии на издержках. Кривая опыта. Экономия на масштабах производства. Риски, связанные со стратегией лидерства по издержкам. Стратегия дифференциации. Риски, возникающие при применении стратегии дифференциации. Стратегия фокусирования. Сфокусированная стратегия низких издержек. Сфокусированная стратегия дифференциации. Стратегия оптимальных издержек. Типовые стратегии и прибыльность. Дифференциация и эффективность.

Классификация конкурентных стратегий по Ф. Котлеру. Стратегия «лидера». Стратегия «бросающего вызов». Стратегия «следующего за лидером». Стратегия специалиста.

Стратегия первопроходца. Стратегия синергизма.

Теория «ключевых компетенций корпорации» Г. Хамела и К.К. Прахалада.

Модели стратегического выбора в зависимости от жизненного цикла продукта.

Модели стратегического выбора на основе цикла развития предприятия.

Модель роста фирмы И. Ансоффа.

Стратегия роста. Базовые стратегические альтернативы стратегии роста.

Стратегия стабилизации.

Стратегия выживания.

Последовательность действий по решению проблем для фирмы, применяющей стратегии реактивного, активного и планового управления.

Задачи антикризисного управления.

Тема 13. Анализ подходов к портфельному выбору

Понятие стратегической единицы бизнеса и портфеля предприятия.

Портфельный анализ. Методологические принципы проведения портфельного анализа. Этапы проведения портфельного анализа.

Основные методы портфельного анализа.

Матрица Бостонской консультационной группы (БКГ). Выбор стратегий в рамках матрицы БКГ. Преимущества и недостатки использования матрицы БКГ. Модифицированная матрица БКГ.

Матрица «Мак-Кинзи». Привлекательность рынка. Стратегическое положение предприятия. Факторы, используемые в матрице «Мак-Кинзи». Факторы конкуренции. Финансово-экономические и социально-психологические факторы.

Модель «Мак-Кинзи 7-S».

Матрица фирмы Arthur D. Little (ADL/LC).

РАЗДЕЛ 5. Стратегическое планирование в условиях

диверсификации производства

Тема 14. Основные элементы теории диверсификации

Понятие диверсификации и её причины.

Цели и виды диверсификации.

Мотивы диверсификации.

Возможности диверсификации. Вертикальная и горизонтальная диверсификация. Побочная (конгломеративная) диверсификация.

Движущие силы и критерии диверсификации производства.

Критерии оценки диверсифицированных компаний.

Тема 15. Сущность и типы корпоративных стратегий диверсификации

Методы диверсификации: адаптация, экспансия, поглощение, слияние, присоединение, инвестиции, содействие.

Формирование корпоративных стратегий диверсификации на основе цикла развития предприятия. Стратегические действия предприятия в условиях диверсификации производства.

Корпоративные стратегии диверсификации производства на стадии роста: вертикальная диверсификация, диверсификация в родственные и неродственные отрасли, комбинированная диверсификация. Формы реализации корпоративных стратегий диверсификации на стадии роста предприятия: поглощение, создание нового или совместного предприятия.

Транснациональная диверсификация.

Стадия нестабильного функционирования предприятия: корпоративные стратегии восстановления, экономии и реструктуризации портфеля деловой активности.

Корпоративные стратегии продажи и ликвидации бизнеса на стадии выживания предприятия.

Факторы, влияющие на эффективность функционирования диверсифицированных компаний: производственная структура и структура системы управления, организационная культура, культура управления, квалификация и потенциал менеджеров.

Особенности диверсификации в России. Конверсия оборонного комплекса. Проблемы проведения диверсификационных программ в России. Холдинговые компании и финансово-промышленные группы, как средство повышения уровня диверсификации производства в России.

Тема 16. Особенности организации стратегического планирования на диверсифицированных предприятиях

Теория стратегических зон хозяйствования (СЗХ) И. Ансоффа.

Параметры и порядок выделения стратегических зон хозяйствования.

Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования.

Понятие стратегического хозяйственного центра (СХЦ).

Атакующие и защищающиеся стратегические хозяйственные центры и их цели.

Формирование стратегических планов диверсифицированного предприятия.

Стратегические альтернативы для организационного уровня стратегического планирования по Г. Гринли.

Бизнес-уровень стратегического планирования. Стратегические альтернативы, реализуемые на бизнес–уровне.

Операционный уровень стратегического планирования.

Основные схемы перспективного планирования.

Интерактивное планирование на предприятии.

РАЗДЕЛ 6. Управление стратегическими альянсами:

теория и практика реализации

Тема 17. Стратегические альянсы: теоретические и практические аспекты формирования и развития

Тенденции развития мирового сообщества и мировой экономики.

Теория глобального управления. Понятие глобальных корпораций. Процесс формирования глобальных корпораций. Принципы формирования системы глобального управления.

Понятие стратегических альянсов.

Типы стратегических альянсов.

Основные причины образования стратегических альянсов в различных отраслях промышленности.

Классификация стратегических альянсов. Использование конкурентной модели М. Портера для проведения классификации стратегических альянсов.

Мотивационные факторы вхождения организации в состав стратегического альянса. Возможность получения технологии и/или производственных способностей. Получение доступа к рынкам. Сокращение финансового риска. Сокращение политического риска. Обеспечение конкурентоспособного паритета.

Условия окружающей среды, определяющие процесс формирования стратегических альянсов.

Формы стратегических альянсов. Альянсы равных партнеров. Смешанные альянсы.

Жизненный цикл стратегического альянса.

РАЗДЕЛ 7. Функциональные стратегии

Тема 18. Функциональные стратегии

Понятие функциональных стратегий.

Стратегия маркетинга. Основные подходы к разработке маркетинговой стратегии. Основные элементы стратегии маркетинга: стратегия товара, стратегия ценообразования, стратегия товародвижения, стратегия товаропродвижения. Товарная стратегия и её базовые элементы. Возможные подходы к установлению целей процесса ценообразования на уровне предприятия. Основные факторы ценообразования. Классификация методов ценообразования на предприятии. Планирование бюджета маркетинга на основе показателей целевой прибыли. Планирование бюджета маркетинга на основе оптимизации прибыли. Анализ маркетинговых затрат.

Финансовая стратегия и её роль в процессе стратегического планирования развития предприятия. Процесс финансового управления на предприятии. Основные задачи формирования финансовой стратегии предприятия. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Определение финансовых возможностей предприятия. Основные компоненты финансовой стратегии: структура предпринимательства, стратегия накопления и потребления, стратегия задолженности, стратегия финансирования функциональных стратегий и крупных программ. Принципы выработки финансовой стратегии. Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное финансовое планирование.

Инновационная стратегия предприятия (стратегия инновационной деятельности). Основные виды инноваций: инновация продукции (услуг), инновация технологических процессов, организационная инновация, социальная инновация. Принципиальная схема формирования инновационной стратегии предприятия. Технологическое прогнозирование и планирование. Структура и основные компоненты инновационной стратегии. Защитная и наступательная инновационные стратегии. Инновационная культура предприятия.

Стратегия производства. Основные элементы стратегии производства: планирование производства и контроль, повышение производительности труда, человеческий фактор на производстве. Основные компоненты стратегии производства: базовая стратегия производства и её основные стратегические альтернативы; производственно-инженерная стратегия; стратегия размещения производства. Взаимосвязь между инновационной и производственной стратегиями предприятия.

Социальная стратегия. Новая концепция управления персоналом предприятия. Система управления знаниями. Основные компоненты социальной стратегии: стратегия развития кадрового потенциала предприятия и её основные составляющие; базовая социальная стратегия предприятия и её составляющие; целевые социальные программы; социальная защищенность работников предприятия. Принципиальная схема мотивационного механизма на предприятии.

Стратегия организационных изменений. Анализ организационной структуры. Типы организационных изменений. Существенные (радикальные) организационные изменения. Частичные (локальные) изменения организационной структуры. Основные факторы, препятствующие проведению организационных преобразований на предприятии. Основные элементы стратегии организационных изменений.

Экологическая стратегия и её роль. Предприятие как экологическая субсистема. Оценка производственного процесса в экологической перспективе. Экологические сферы деятельности предприятия. Экологический жизненный цикл продукта. Принципиальная схема процедуры разработки экологических балансов. Основные направления экологического контроля на предприятии. Экологический аудит.

2.6. Литература основная и дополнительная

2.6.1. Базовый учебник:

Стратегический менеджмент: Учебник /Под ред. Петрова А.Н. – СПб.: Питер, 2005.

2.6.2. Основная литература:

  1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. Бизнес-стратегии для успешного менеджмента. – СПб.: Питер, 2002.

  2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999.

  3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. – М.: Аспект Пресс, 2002.

  4. Кныш М.И., Тютиков Ю.П. Стратегическое управление корпорациями: Уч. пособие. – СПб.: Любавич, 1996.

  5. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: Учебник. – СПб.: Изд-во «Питер», 2007.

  6. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии: Уч. пособие. – М.: Март, 2005.

  7. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

  8. Минцберг Г., Куин Дж., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. – СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

  9. Петров А.Н. Теория планирования: первое приближение. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007.

  10. Стратегическое планирование: Уч. пособие /Под ред. проф. А.Н. Петрова. – СПб.: Знание, 2003.

2.6.3. Дополнительная литература:

  1. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. – М.: Прогресс, 1990.

  2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999.

  3. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

  4. Аникеев С. Методика разработки плана маркетинга. – М.: Фолиум, 1996.

  5. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989.

  6. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2002.

  7. Бенгт Карлёф, Фредрик Лёвингсс. Менеджмент от А до Я. Концепции и модели. – СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2006.

  8. Бечон Ф.Ф. Решайся! Военные стратегии в управлении предприятием. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  9. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

  10. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. – М.: «Банки и биржи», 1997.

  11. Буренина Г.А. Стратегические цели стейкхолдеров предприятия и критерии их оценки. Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

  12. Бухалков М.М. Внутрифирменное планировавние: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.

  13. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 1998.

  14. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1998.

  15. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001.

  16. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

  17. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

  18. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2003.

  19. Горемыкин В.А., Бугулов Э.В., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Филинъ, 1999.

  20. Грищенко В.Н., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования. Учебное пособие в 2-х частях. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995-1996.

  21. Дафт Р. Менеджмент. – СПб.: Изд-во «Питер», 2006.

  22. Дашевская Г.М., Клейникова В.Г. Методы стратегического планирования (зарубежный опыт). – М.: МИПК, 1992.

  23. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.

  24. Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

  25. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. – М.: Изд-во «Вильямс», 2004.

  26. Духонин Е.Ю., Исаев Д.В., Мостовой Е.Л. Управление эффективностью бизнеса. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

  27. Ефимов В.С. Стратегия бизнеса: концепции и методы планирования. – М.: Изд-во «Финпресс», 1998.

  28. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. – М.: Изд-во «Финпресс», 1998.

  29. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: Финпресс, 2001.

  30. Забелин П.В. Основы корпоративного управления концернами: Уч. пособие. – М.: Изд-во ПРИОР, 1998.

  31. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Уч. пособие. – Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.

  32. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – М.: Филинъ, 1996.

  33. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. – Мн: Новое знание, 2001.

  34. Каплан Р. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. – М.: Олимп-Бизнес, 2005.

  35. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная деятельность. – М.: Наука, 1984.

  36. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1998.

  37. Ковени М., Гэнстер Д., Хартлен Б., Кинг Д. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

  38. Колчин А.Ф., Овсянников М.В., Стрекалов А.Ф., Сумароков С.В. Управление жизненным циклом продукции. – М.: Изд-во «Анахарсис», 2002.

  39. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. – СПб.: Питер, 2002.

  40. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 1996.

  41. Люкшин А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

  42. Мамфорд А. Management Development. Как усовершенствовать работу менеджеров. Стратегия действий. – М.: HIPPO, 2006.

  43. Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Изд-во «КноРус», 2007.

  44. Парсаданов Г.А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны. – М.: «ЮНИТИ», 2001.

  45. Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.

  46. Петров А.Н. Стратегические альянсы: теория и зарубежный опыт. – М.: Пресс-сервис, 1997.

  47. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. – М.: ИНФРА-М, 2000.

  48. Портер М. Конкуренция. – М.: Изд-во «Вильямс», 2000.

  49. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  50. Просветов И. Тактика выживания: практика действий в жестком конкурентном окружении. – М.: Изд-во «Секрет фирмы», 2006.

  51. 7 нот менеджмента. – М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2007.

  52. Скеллон Н. Бизнес COMBAT. Стратегия и тактика победоносных корпоративных баталий. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

  53. Слуцкин Л. Курс МВА по прогнозированию в бизнесе. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  54. Стерлин А.Н., Тулин И.В. Стратегическое планирование в США. – М.: Наука, 1990.

  55. Стратегическое планирование и управление: Уч. пособие в 2-х частях /Под ред. проф. А.Н. Петрова. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998-1999.

  56. Стратегию – в действие: практич. руководство. Лучшие решения от Duke Corporate Education. – М.: Вершина, 2006.

  57. Татарников Е.А. Стратегическое управление предприятием: жить одним днем или планировать свое будущее? – М.: Альфа-Пресс, 2006.

  58. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. – М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2000.

  59. Управление бизнесом в бурные времена. Классика Harvard Business Review. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  60. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Дело, 2007.

  61. Фаэй Л. Курс МВА по стратегическому менеджменту. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  62. Фридман М., Трегоу Б. Искусство и наука стратегии лидерства. Новый подход к корпоративному управлению. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

  63. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. – М.: Финансы и статистика, 1997.

  64. Ханс Виссема. Стратегический менеджмент и предпринимательство. – СПб.: Финпресс, 2000.

  65. Хасси Д. Стратегия и планирование. – СПб.: Питер, 2001.

2.6.4. Периодическая литература и Интернет-ресурсы

  1. Журнал «Директор-Инфо»,

  2. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», http:// /market

  3. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», /manag

  4. Журнал «Проблемы теории и практики управления», http:// www.

  5. Журнал «Реальный бизнес»,

  6. Журнал «Секрет фирмы»,

  7. Журнал «Top-Manager»,

  8. Журнал «Эксперт»,

  9. Деловая информация – http://

  10. E-xecutive – сообщество эффективных менеджеров,

  11. – технологии корпоративного управления,

  12. – Административно-Управленческий Портал,

2.7. Содержание семинарских и практических занятий

2.7.1. Содержание семинарских занятий

На семинарских занятиях предлагается обсудить следующие вопросы:

  • содержание и функции стратегического планирования;

  • теоретические и методологические основы стратегического планирования;

  • методические основы разработки стратегических планов.

Семинарские занятия осуществляются в форме традиционных семинаров и проведения семинар-конференций. В процессе семинарского занятия студентам предоставляется возможность равноправного и активного участия в обсуждении теоретических положений, предполагаемых решений, в оценке их правильности и обоснованности. При подготовке семинар-конференции необходимо добиваться максимально возможного использования различных источников информации.

В целях более углубленного изучения наиболее сложных и наименее разработанных проблем изучаемого курса студентам предлагается самостоятельно выбрать тему реферата (доклада) с учетом их научных интересов, написать и защитить реферат (доклад).

На конференции обсуждаются доклады, отобранные по итогам написания рефератов.

Семинар-конференция объединяет все группы курса, поэтому рекомендуются выступления с докладом от каждой группы.

Рефери (из студентов каждой группы и преподавателей кафедры) оценивает как индивидуальные доклады, так и вклад каждой группы. Лучшие доклады публикуются в сборнике научных студенческих работ. Эти публикации учитываются при рекомендациях для поступления в аспирантуру.

Семинарское занятие 1. Понятие стратегии и этапы формирования стратегического плана

Вопросы:

  1. Понятие стратегии. Отличительные особенности стратегии, процесс её разработки и реализации.

  2. История становления и развития стратегического планирования.

  3. Этапы формирования стратегического плана.

Семинарское занятие 2. Анализ подходов к процессу разработки стратегии развития предприятия

Вопросы:

  1. Базовые модели стратегического планирования: модель Гарвардской школы бизнеса, модели И. Ансоффа и Г. Стейнера.

  2. Контур стратегического планирования.

  3. Подход Б. Ричардсона и Р. Ричардсона к процессу разработки стратегии развития предприятия.

  4. Анализ школ стратегического планирования.

2.7.2. Содержание практических занятий

Данный курс направлен на достижение понимания студентами как общей картины (стратегическое видение) такого масштабного процесса, как стратегическое планирование, так и отдельных практических моментов, связанных с повседневной деятельностью менеджера на предприятии.

В процессе занятий студенты должны приобрести практические навыки проведения прогнозно-аналитических и плановых расчетов, расчетов по обоснованию стратегических планов и программ.

Для более эффективного проведения практических занятий рекомендуется часть расчетов проводить студентам самостоятельно во внеурочное время, а в процессе аудиторных занятий обсуждать обоснованность выбора методов проведения расчетов, оценивать процедуры анализа, выбора стратегических альтернатив и принятия решений.

Практические занятия проводятся в форме деловой игры и анализа конкретных ситуаций («кейс-метод»). Для реализации этих методов в рамках студенческой группы формируются подгруппы численностью 5-7 человек. В этом случае предполагается индивидуальная работа студентов с полученными заданиями, проведение дискуссий, представление различных вариантов решения и их обсуждение.

По окончании деловой игры каждая студенческая команда (5-7 чел.) обязана представить преподавателю выполненную контрольную работу по теме «Разработка стратегии развития предприятия «_______».

Деловая игра «Разработка стратегии развития предприятия» включает следующие основные разделы:

  • Введение;

  • Процесс стратегического планирования;

  • Стратегический анализ внешней деловой окружающей среды;

  • Анализ внутрифирменной среды;

  • Развитие стратегического видения, определение ценностей высшего руководства и формулирование миссии;

  • Постановка стратегических целей и задач;

  • Анализ продуктового портфеля предприятия;

  • Выделение стратегических единиц бизнеса;

  • Анализ отраслевой и конкурентной среды;

  • Определение конкурентных преимуществ;

  • Сравнительный анализ альтернативных стратегий и выбор предпочтительной стратегии фирмы;

  • Подготовка и оформление стратегического плана;

  • Подготовка к реализации стратегии;

  • Реализация стратегии;

  • Контроль и внесение необходимых изменений.

В этой работе студенты проводят анализ ситуации на конкретном предприятии, проходя в своем анализе последовательно элементы процесса стратегического планирования, разбираемые на лекционных занятиях, вплоть до выбора конкретной стратегической альтернативы, оптимальной в сложившейся ситуации.

Рабочий лист 1

SWOT-АНАЛИЗ

Проанализируйте состояние своего бизнеса, используя SWOT-анализ. Определите сильные и слабые стороны, благоприятные возможности и факторы угрозы, которые могут оказать то или иное воздействие на ваш бизнес.

Сильные стороны нашей компании это:

Слабые стороны нашей компании это:

Существующие внешние благоприятные возможности:

Существующие внешние факторы угрозы:

Проведите экспертную оценку сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (балльная система оценки – наиболее важные факторы – 10 баллов, наименее важные – 1 балл).

Рабочий лист 2

ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Важные для нашей компании основные ценности:

Основные ценности: Рейтинг*

___________________ ___________

___________________ ___________

*10 баллов – наиболее важное, 1 балл – наименее важное

Рабочий лист 3

ПОЛОЖЕНИЕ О МИССИИ

Миссия нашей компании

________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист 4

ЦЕЛИ КОМПАНИИ

Цели нашей компании:

Количественные цели: Дата выполнения

______________________ ___________________

______________________ ___________________

Качественные цели

______________________ ___________________

______________________ ___________________

Рабочий лист 5

ОПИСАНИЕ ПРОДУКТОВ,

ГРУППИРОВКА ПРОДУКТОВ ПО СЕРИЯМ

И

РЕЙТИНГ ПРОДУКТОВ

Описание продуктов:

________________________________________________________________________________________________________________________________

Группировка продуктов Рейтинг качества* Рейтинг цен**

по сериям

_______________________ __________________ ______________

_______________________ __________________ ______________

Рейтинг услуг

Услуги, предлагаемые нашей компанией:

Самые лучшие □

Выше среднего, но не лучшие

Хорошие, но требуются улучшения

* Высшее, среднее, низкое

** Выше, такая же, ниже

Рабочий лист 6

СЕГМЕНТЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Потребительский сегмент 1

Описание: ________________________________________________________________________________________________________________________________

Существующие потребители в данном сегменте:

Потенциальные потребители в данном сегменте:

Общее количество потребителей в данном сегменте:

Потребительский сегмент 2

Описание: ________________________________________________________________________________________________________________________________

Существующие потребители в данном сегменте:

Потенциальные потребители в данном сегменте:

Общее количество потребителей в данном сегменте:

Рабочий лист 7

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФИЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ПО ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ СЕГМЕНТАМ__________

Процесс принятия решения

Кто покупает наш продукт?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто влияет на решение о покупке?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Где принимается решение о покупке?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Нужды потребителей

  1. Каковы покупательские критерии?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему потребителю нужен наш продукт?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Когда потребитель осознает необходимость в нашем продукте?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие функции выполняет наш продукт для потребителя?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему альтернативный продукт не является лучше нашего?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие от нас ожидаются услуги?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каковы наши долгосрочные обязательства перед потребителем?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему потребитель предпочитает наш брэнд?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Выгоды потребителя

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Покупательские критерии

  1. Какие продукты покупает потребитель?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие каналы сбыта предпочитает потребитель?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Насколько долгим является процесс покупки?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сколько собирается потратить потребитель?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Где потребитель получает информацию о продукте?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Когда ему нужны новые продукты для замены старых?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист 8

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ БИЗНЕСА

Потребительская группа 1

Потребительская группа 2

Потребительская группа 3

Продукт(ы) 1

Продукт(ы) 2

Продукт(ы) 3

Рабочий лист 9

РЕЙТИНГ И ПОЛОЖЕНИЕ

СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

БИЗНЕСА

Рейтинг Стратегических Единиц Бизнеса

Стратегическая Единица Бизнеса Рейтинг _______________________________ ____________

_______________________________ ____________

Положение Стратегической Единицы Бизнеса

Список Стратегических Единиц Бизнеса от самой сильной до самой слабой

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Рабочий лист 10

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ИНДУСТРИИ

ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ БИЗНЕСА_________

Сила индустрии Высокая Средняя Низкая

Легкость вступления _________ _________ _______

Власть поставщиков _________ _________ _______

Власть покупателей _________ _________ _______

Замещение продукта _________ _________ _______

Конкуренция _________ _________ _______

Показатель роста индустрии* _______________________________

Доля рынка** ____________________________________________

Комбинированный рейтинг

Оценка Стратегической Единицы Бизнеса

Высокая ______________

Средняя _______________

Низкая _______________

* Показатель роста: рост, стабильность или понижение Стратегической Единицы Бизнеса.

** Доля рынка: вы занимаете доминирующую, равную или слабую позицию по отношению к конкурентам.

Рабочий лист 11

ФАКТОРЫ УСПЕХА

ДЛЯ

СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ

БИЗНЕСА_____________________

Фактор успеха Рейтинг*

_________________________ _________

_________________________ _________

* 1 – Наименее важно

10 – Крайне важно

Рабочий лист 12

КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ

СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ БИЗНЕСА______

Конкурент Качество Сервис Цена ________________ ______________ _____________ _________ ________________ _______________ _____________ ________

Рабочий лист 13

КОНКУРЕНТНАЯ КАРТА

ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ БИЗНЕСА

Цена

Высокая

Умеренная

Низкая

Низкое (хорошее)

Среднее (лучшее)

Высокое (самое лучшее)

Качество/сервис

Рабочий лист 14

КОНКУРЕНТНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ БИЗНЕСА ________

Конкурент Пункт дифференциации

__________________________ ____________________________

__________________________ ____________________________

Рабочий лист 15

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИМПЛИКАЦИИ

СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ БИЗНЕСА

Показатель роста и привлекательность

Высокие

Средние

Низкие

Квадрат 1

Квадрат 4

Квадрат 2

Квадрат 3

Доминирующее положение

Равное

положение

Зависимое

положение

Относительная доля рынка

Рабочий лист 16

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ БИЗНЕСА

Наши стратегические направления для каждой Стратегической Единицы Бизнеса:

СЕБ____________________________________________________________________________________________________________________________

СЕБ____________________________________________________________________________________________________________________________

СЕБ____________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист 17

КАРТА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Нужды

потребителей Не может удовлетворить Полностью удовлетворяет

(в порядке приоритета) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Рабочий лист 18

ФАКТОРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ

ДЛЯ КАЖДОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ БИЗНЕСА

Организационные моменты

________________________________________________________________________________________________________________________________

Ресурсы

________________________________________________________________________________________________________________________________

Поддержка

________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководство и лидерство

________________________________________________________________________________________________________________________________

2.8. Индивидуальная работа студентов

2.8.1. Содержание индивидуальной работы студентов и формы контроля за ее проведением.

Индивидуальная работа организуется с целью углубления и систематизации знаний, полученных в процессе лекционных, семинарских и практических занятий.

В качестве основных форм контроля за самостоятельной работой студентов можно использовать:

- написание рефератов по наиболее проблемным темам курса;

- индивидуальное собеседование по наиболее сложным и недостаточно разработанным проблемам изучаемого курса;

- выполнение самостоятельных расчетных работ по заданиям, получаемым на практических занятиях.

2.9. Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Стратегическое планирование»

  1. Анализ преимуществ стратегического планирования (на примере конкретной компании).

  2. Принципы формирования стратегии фирмы (предприятия).

  3. Анализ различных подходов к разработке стратегии в различных организациях.

  4. Анализ школ стратегического планирования.

  5. Анализ взаимосвязей внутренней и внешней среды компании в стратегическом планировании.

  6. Анализ внешней среды и его роль в стратегическом планировании развития предприятия (фирмы).

  7. Анализ внутренней среды и его роль в стратегическом планировании развития предприятия (фирмы).

  8. Анализ ресурсного потенциала предприятия (фирмы).

  9. Стратегический потенциал предприятия (фирмы).

  10. Определение сферы деятельности компании на основе анализа показателей отрасли, оценки ее привлекательности и перспективности.

  11. Разработка миссии организации.

  12. Миссия предприятия и организационная культура.

  13. Ценности высшего руководства.

  14. Установление стратегических целей организации.

  15. Разработка стратегии организации на различных организационных уровнях.

  16. Стратегические цели стейкхолдеров.

  17. Стратегия и организационная культура предприятия (фирмы).

  18. Анализ соответствия стратегии организации ключевым факторам успеха в зависимости от специфики отрасли.

  19. Концепция стратегических групп.

  20. Концепция движущих сил отрасли.

  21. Теория конкурентного преимущества.

  22. Модель пяти сил конкуренции М. Портера.

  23. Анализ величины сил конкуренции.

  24. Конкурентный статус фирмы.

  25. Основные типы конкурентных стратегий.

  26. Методы анализа конкуренции.

  27. Выработка ценовой стратегии фирмы.

  28. Создание конкурентного преимущества как основы стратегии компании.

  29. Использование наступательных стратегий для создания конкурентного преимущества.

  30. Наступательные стратегии и их роль в повышении конкурентного статуса предприятия (фирмы).

  31. Использование оборонительных стратегий для защиты конкурентного преимущества.

  32. Применение конкурентных стратегий различными компаниями.

  33. Стратегии на международных рынках.

  34. Стратегия диверсификации: преимущества и недостатки.

  35. Особенности стратегического планирования на диверсифицированных предприятиях.

  36. Стратегический анализ диверсифицированных компаний.

  37. Использование различных стратегий в соответствии со стадией жизненного цикла отрасли.

  38. Использование различных стратегий компаниями в соответствии с их положением на рынке.

  39. Создание организации, способной успешно реализовать стратегию.

  40. Приведение организационной структуры компании в соответствие со стратегией.

  41. Создание правил, политик и процедур для реализации стратегии.

  42. Усовершенствование стратегии: внедрение общего менеджмента качества и реинжиниринг бизнес-процессов.

  43. Создание поддерживающих стратегию IT-систем.

  44. Стратегия и финансовые ресурсы организации: увязка бюджета со стратегией.

  45. Создание организационной культуры, способствующей реализации стратегии.

  46. Стратегическое руководство (лидерство).

  47. Создание системы мотивации менеджеров и персонала, стимулирующей к эффективной реализации стратегии.

  48. Сравнительный анализ этапов реализации стратегии в различных компаниях.

  49. Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы.

  50. Стратегия снижения производственных издержек.

  51. Стратегии вертикальной интеграции.

  52. Стратегии конкурентной борьбы в растущих отраслях промышленности.

  53. Стратегии конкурентной борьбы в период перехода к промышленной зрелости.

  54. Стратегии для фирм, переживающих период промышленной зрелости или упадка.

  55. Конкурентные стратегии в отраслях промышленности, состоящих из мелких предприятий.

  56. Стратегии промышленных лидеров.

  57. Синергетические эффекты, возникающие при стратегическом планировании.

  58. Стратегические альянсы.

  59. Инструменты контроллинга при стратегическом планировании.

  60. Стратегические проблемы развития организации.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «Стратегическое планирование и прогнозирование» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Цель - формирование теоретических знаний и практических умений анализировать и оценивать происходящие события и процессы в макро- и микро среде маркетинга.
  2. Рабочая программа дисциплины «стратегическое планирование» Программа разработана в соответствии с учебным планом по научной специальности

    Рабочая программа
    Цель курса – сформировать у аспирантов целостное представление о назначении, функциях и методологии стратегического планирования в системе государственного, регионального управления и на уровне отдельной организации.
  3. Рабочая программа дисциплины «стратегическое планирование социально-экономического развития региона»

    Рабочая программа
    Программа разработана в соответствии с учебным планом по научной специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)
  4. Программа дисциплины стратегическое планирование Утверждена научно-методическим советом университета для направлений подготовки (специальностей) в области экономики и управления Специальность «Математические методы в экономике»

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и других стандартов с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса
  5. Рабочая программа дисциплины «интегрированное планирование цепей поставок» Рекомендуется для направления подготовки 080200 Менеджмент

    Рабочая программа
    Целью изучения учебной дисциплины является усвоение студентами теоретических основ и практических навыков и умений в области интегрированного планирования цепей поставок.

Другие похожие документы..