Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Классный час'
Цель: дать представление о заводе ОЭМК, обогащать знания о профессиях и их разнообразии, воспитывать любовь к родине, гордость за родной город, его тр...полностью>>
'Документ'
СИСТЕМА ОЦІНКИ СТАНУ ВИРОБНИЧОГО ТРАВМАТИЗМУ ТА ПРОФЕСІЙНОЇ ЗАХВОРЮВАНОСТІ СТРАХОВИМИ ЕКСПЕРТАМИ З ОХОРОНИ ПРАЦІ ФОНДУ СОЦІАЛЬНОГО СТРАХУВАННЯ ВІД НЕ...полностью>>
'Курсовая'
Теоретическая часть курсовой работы выполняется в соответствии с темой варианта. Работа не должна представлять пересказ отдельных глав учебников. Общ...полностью>>
'Документ'
Палкин Игорь Евгеньевич - кандидат геолого-минералогических наук, директор Крымского отделения Украинского Государственного геологоразведочного инсти...полностью>>

Студенчество в вузовской политике советского государства в 1917-1927 гг. (На материалах Поволжья)

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Пономарев Алексей Владимирович

Студенчество в вузовской политике советского государства в 1917-1927 гг.

(На материалах Поволжья)

Специальность: 07.00.02-«Отечественная история»

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

САРАТОВ – 2011

Работа выполнена в ГОУ ВПО

«Саратовский государственный социально-экономический университет»

Научный руководитель: профессор, доктор исторических наук

Демидова Елена Игоревна

Официальные оппоненты: профессор, доктор исторических наук

Коновалов Иван Николаевич

профессор, кандидат исторических наук

Громаков Анатолий Федорович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Пензенский

государственный педагогический

университет имени В.Г. Белинского»

Защита состоится 23 июня 2011 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.241.01 при Саратовском государственном социально-экономическом университете (410003, г. Саратов, ул. Радищева, 89, ауд. 843).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Саратовского

государственного социально-экономического университета по тому же

адресу.

Автореферат разослан « » мая 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Донин А.Н.

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы. Обеспечение эффективного и устойчивого функционирования системы высшего образования – одна из основных задач власти любой современной страны независимо от формы правления, политического режима, государственно-территориального устройства. Без высшей школы, ее образовательного и научного потенциала невозможно обеспечить национальную безопасность государства, проводить независимую внешнюю политику, создать стабильную социально-политическую обстановку в стране и условия для поступательного и прогрессивного развития общества, его инфраструктуры. Система образования является уникальным социальным институтом естественным образом объединяющим прошлое и настоящее, дающим возможность решать многие вопросы модернизации.

Важным направлением политики российского государства в духовной сфере в настоящее время является совершенствование системы высшего образования, продуманная оптимизация структуры и кооперации внутри образовательного комплекса, ликвидация диспропорций, в том числе качественных и количественных, в его развитии, переход на подготовку бакалавров и магистров. Все это способствует как росту реального сектора экономики страны, так и прогрессу общества в целом. Особенно это необходимо для современной России, осуществляющей инновационное совершенствование всех сфер жизни общества, стремящейся сохранить важные стратегические и тактические позиции на международной арене.

В российской системе образования исторически центральное место занимает высшая школа с профессорско-преподавательскими и студенческими коллективами, которая формирует интеллектуальный слой общества - педагогов, ученых, инженеров, добывающих, синтезирующих, генерирующих и проводящих новые знания и научные достижения непосредственно в общество. Построить образовательный комплекс, в том числе и вузы, с современными качественными характеристиками и содержанием, удовлетворяющими современным потребностям социума, немыслимо и без новых идей, и без учета предшествующего практического и теоретического наследия.

Такой опыт несомненно накоплен как в истории дореволюционной, так и советской России, СССР. Исследовательский интерес представляет время с октября 1917 по 1927-е год, когда в стране разворачивалась социокультурная революция, которая коренным образом изменила уклад, построение всех сфер общества: в условиях Гражданской войны и новой экономической политики коренным образом изменились сущность, методы и темпы образования, советской властью были «завоеваны» высшая школа и студенчество. Новации в управлении и подготовке специалистов, изменение содержания высшего образования в 1920-е гг. представляют исключительно важный эмпирический материал для исследования исторического опыта, его анализа с современных позиций.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью объективной оценки достижений и причин неудач в области образования в послеоктябрьский период. В историческом опыте 1920-х гг. имеются то, что должно внимательно изучаться и возможно опосредовано использоваться сегодня, в частности, применявшиеся советским государством формы и методы социально-правовой защиты студенчества и молодой интеллигенции от тягот безработицы и бытовой неустроенности.

В историографическом плане актуальность темы видится в том, что требуется новое, свободное от идеологической подоплеки изучение студенчества, как специфической общественной группы.

Степень научной разработанности проблемы. В исторической науке рассматриваемая тема в количественном аспекте представлена значительно. Она разрабатывалась в годы советской эпохи, при этом поднимались проблемы партийно-государственного руководства системой высшего образования. В историографии темы можно выделить два основных этапа. Первый этап – 1920 - 1980-е гг. в развитии историографии достаточно продолжительный, но сущность подходов, проблематика исследований, содержательные характеристики изучаемых вопросов были типичны. Второй этап - с 1990-х гг. продолжается по настоящее время.

Первый этап историографии избранной темы открывается работами, в которых руководители партии и государства, непосредственные руководители системы образования пытались дать оценки работы в этой области, осмыслить текущие итоги политики в отношении высшей школы и студенчества. Историками всего комплекса вопросов высшего образования стали практики-руководители народного комиссариата просвещения, деятели большевистской партии, ученые. Во многом их методология, а скорее политические оценки стали решающими в развитии как самого образования, так и первых исследований. В трудах Е.М. Ярославского, А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, И.И. Ходоровского, О.Ю.Шмидта затрагивались методы воспитательной и учебной работы, требования к выпускникам советской высшей школы, оценивались первые результаты ее деятельности. В 1920-1930-е гг. были опубликованы работы, затрагивающие как общие, так и частные вопросы высшей школы и студенчества, в целом всей системы образования1.

После событий октября 1917 г. проблемам студенчества в истории университетского образования и истории отдельных университетов не уделялось должного внимания, так как университеты до начала 1930-х гг. находились в сложном положении. Но сведения о развитии университетского образования, его характере и проблемах содержатся в работах, посвященных Казанскому и Московскому университетам, издании Наркомпроса РСФСР «Государственные университеты» и сборнике «Университеты и научные учреждения к ХVII съезду ВКП(б)2.

В историографии проблем, связанных с ролью студенчества и комсомола в реформировании высшей школы, отношениями между партией и комсомолом, существенную нишу занимают работы А.В. Косарева, Н.Туткина, В. Козлова, Н. Чаплина и др. Основное внимание здесь уделено классовой борьбе в высших учебных заведениях, вопросам работы партийных и комсомольских организаций в 1920-е гг. Авторов интересовали настроения студенчества, их быт и материальное положение3. Первый этап историографии характеризовался тем, что было меньше проблемных разработок, большевистская идеологическая доктрина стала эталоном оценки всех событий, аргументом в политических спорах. И уже в 1930-е гг. выгодная официальной власти концепция истории студенчества высшей школы окончательно укрепилась в исторической науке.

В абсолютном большинстве работ отмечалась руководящая роль партии в становлении и развитии студенчества высшей школы, давались комплиментарные оценки ее вузовской политике в целом и по отдельным компонентам. Монографии, статьи, коллективные труды обогащаются новым фактическим материалом, делаются попытки вписать преобразования высшей школы в общий процесс культурного строительства в СССР, что «знаменовало начало нового качественного подъема исследований»4. К общим исследованиям, характеризующим различные аспекты деятельности советской высшей школы и университетов за годы Советской власти, следует отнести работы С. В. Кафтанова, Е.В. Чуткерашвили, В.В. Украинцева, В.П. Елютина, Ш.Х. Чанбарисова и других авторов5. Особый интерес представляет работа Н.Л. Сафразъян6, в которой на богатом фактическом материале историк поэтапно воспроизводит процесс реорганизации высшего образования и студенчества в новых политических условиях, вводит в исторический оборот исключительно важное понятие «пролетаризация высшей школы». Значительный вклад в приращение историографии внесло исследование Ш.Х. Чанбарисова7, в котором дан глубокий и всесторонний анализ развития советской университетской системы, ее реформированию.

Особо следует подчеркнуть разработку в 1950-е-1960-е гг. проблемы возникновения и развития рабфаков, их места и роли в формировании «нового», советского студенчества. До этого времени не появлялось ни одной исследовательской работы, в которой бы давались оценки этому явлению. Первые публикации принадлежат Н.М. Катунцевой. В отличие от других историков, подходивших к изучению этой темы и отмечавших в основном лишь положительные результаты в истории существования рабочих факультетов, Н.М. Катунцева наиболее объективно осветила этот вопрос, определив как положительные, так и отрицательные стороны их деятельности8. Существенную роль в развитии знаний сыграли публикации по истории отдельных вузов в регионах, которые выходили, как правило, к юбилеям9.

Второй этап историографии отличается тем, что в разработке проблемы появляются новые направления, расширяется источниковая база. Интересное исследование было представлено профессором В.В. Всемировым по истории российского студенчества в 1917-1927-е годы10. Проблема рассматривается через призму развития студенческого движения, вопросов политической борьбы и укрепления позиций Советской власти в вузах.

В научных работах, статьях и монографиях, вышедших на рубеже ХХ- ХIХ веков и посвященных проблемам становления и развития высшей школы, процессам формирования научно-кадрового и культурного потенциала в 1920-1930-е гг., можно наблюдать неоднозначность в оценке процессов, проходивших в сфере высшего образования в контексте взаимоотношений новой политической власти и представителей «старого мира» 11. Здесь же необходимо отметить кандидатскую диссертацию А.Е. Байгариной12, в которой рассматривается положение высшей школы и студенчества в условиях политической системы октября 1917-1927 годов.

В настоящее время обозначились новые подходы к изучению социально-политической и нравственно-этической сущности интеллигенции, в том числе научной и научно-педагогической13. В последние годы историография пополнилась серьезными исследованиями и юбилейными изданиями по истории отдельных учебных заведений Саратова, Казани, Самары14. В данных работах дается глубокий и последовательный анализ истории отдельных вузов, кафедр, научных школ, прослеживаются судьбы ученых, студентов и выпускников. Необычным является труд Вишленковой Е.А., Малышевой С.Ю., Сальниковой А.А. «Terra univercitatis: два века университетской культуры в Казани», вышедший в 2003 г., в котором университет рассматривается как особое социокультурное пространство, а студенчество как его неотъемлемая часть. К числу последних публикаций по российской истории высшей школы и студенчества относятся работы А.И. Авруса, В.И. Жукова, И.М. Ильинского, Е.И. Демидовой 15.

В 2000-е годы на фоне продолжающейся реформы образования активизировались исследования в области истории вузовской политики государства. В центре внимания все чаще – люди высшей школы, студенчество, а их повседневная среда, вопросы образа жизни рассматриваются как важнейшее условие развития высших учебных заведений. Необходимо отметить работы работы Е.Э. Платовой, А.Ю. Рожкова, Е.М. Балашова16.

Таким образом, несмотря на определенные достижения отечественной (как советской, так и постсоветской) историографии, в целом история советского студенчества остается недостаточно изученной. В частности, история студенчества рассматривается в основном сквозь призму проблемы становления и «пролетаризации» образования. Слабо изучены повседневные практики различных групп студенчества, критерии их социальной идентификации; проблема соотношения и взаимосвязи декларируемой политики и практики по отношению к студенчеству на местах, а также факторы, определявшие эту практику и ее динамику. Несмотря на тот факт, что в последнее появляются разработки, построенные на материалах Поволжского региона, они далеко не исчерпывают всей проблематики и нуждаются в дальнейшем изучении.

Целью исследования является комплексное и всестороннее исследование деятельности государства в сфере высшего образования по формированию советской системы высшей школы и студенчества, определение основных приоритетов этой стратегии в первое десятилетие советской власти на материалах Поволжья. В соответствии с целью определены задачи исследования:

- провести теоретико-методологический, историографический и источниковедческий анализ по теме диссертации;

- показать сложившуюся систему высшего образования, жизнь студенчества накануне революционных преобразований 1920-х гг., объективные и субъективные предпосылки изменений, обусловленные сменой социально-экономического строя;

- рассмотреть идеологические и организационные основы, которые изначально закладывались советским государством в содержание концепции «нового» студенчества, проследить ее трансформацию в годы Гражданской войны и нэпа;

- обосновать факторы, обусловившие основные повседневные дискурсы советского студенчества, дать им количественную и качественную характеристику;

- проанализировать организационно-управленческие, материально- технические аспекты практической деятельности партийных, государственных и хозяйственных органов по организации студенческой жизни, показать, насколько эффективной была эта деятельность;

- определить социальные последствия преобразований в области высшего образования;

- на основе исследованного опыта и выявленных уроков сделать обобщающие выводы и выработать некоторые рекомендации для современной практики.

Объектом исследования выступает студенчество Поволжья как органическая составная часть советской высшей школы.

Предметом исследования является деятельность государства по формированию социального состава студенчества, созданию студенческих организаций и регулированию повседневности в обозначенных хронологических рамках. Исследование строится в органической взаимосвязи с теми конкретными условиями, которые складывались на данном историческом отрезке времени.

Хронологические рамки исследования включают период с октября 1917 года по 1927 год, когда в жизни российского общества происходили фундаментальные переломные процессы, изменившие все стороны жизни социума, в том числе высшую школу и студенчество. В этот период была «завоевана» система высшего образования, «пролетаризирован» студенческий контингент, вузовский социум обрел качественно новые черты, изменились атмосфера, собственно «дух» высшего образования и жизненные дискурсы студенчества. В 1927 году завершился намеченный этап реорганизации высшей школы и с 1928 года начался новый этап реформы, в ходе которого была создана сеть профильных вузов, определившая своеобразие советской, российской высшей школы практически до настоящего времени.

Регионом исследования избраны отдельные области Нижнего и Среднего Поволжья, являвшиеся крупными и исторически сложившимися центрами развития высшего образования и студенческой жизни в провинции: Казань, Саратов, Самара. В других городах Поволжья в исследуемый период функционировали единичные вузы с небольшим контингентом студентов, некоторые из них периодически прекращали свою работу из-за нехватки средств и малочисленности профессорско-преподавательского состава. Специфика рассматриваемых проблем и значимость хронологического периода исследования сделали необходимым использовать материалы по истории студенчества центральной частью советской России, СССР.

Методология исследования строилась с учетом многоплановости темы, а также поставленных целей и задач. Избранные принципы и методы познания не выступали формальным атрибутом, каждый из них имел свое предназначение, обусловленное авторской концепцией анализа. Одним из базовых принципов являлся принцип историзма. С его помощью анализ исторических фактов и событий происходил во временной обусловленности, сами факты и события представлялись в причинно-следственных отношениях. С помощью принципа историзма реформирование высшей школы и студенчества понималось, как процесс, постоянно развивающийся и обогащающийся.

Обращаясь к анализу формирования и реализации студенческого компонента вузовской политики государства, исследуя высшую школу в ее развитии, мы изучаем сложное переплетение различных общественных, социальных, экономических процессов, тенденций, событий, составляющих определенное единство. Конкретное познание данного феномена достигается в результате изучения целого ряда обстоятельств, отражающих реальные события и обстоятельства во времени и в процессе развития.

Принцип объективности способствовал непредвзятому подходу к изучаемым явлениям. На его основе познавались происходившие в 1917-1920 гг. кардинальные изменения в российских вузах, исследование событий строилось строго хронологически, в совокупности всех составляющих. Свое место занимал принцип системного анализа. Его применение позволяло рассматривать все составляющие политики государства по отношению к высшей школе в системном единстве. Исключение какого-либо элемента приводило к искажению общей картины происходивших процессов.

Методология исследования включала в себя также комплекс познавательных методов. Как и принципы, их выбор определялся целенаправленно. С признанием того положения, что методы являются неотъемлемым компонентом всякого исторического исследования, диссертантом одновременно признавалось и другое: в каждом случае их отбор конкретен. Сравнительно-исторический метод, являясь в определенном смысле обязательным для всех исследований, в данном исследовании помогал в объяснении исторических фактов, увидеть противоречивый процесс трансформации изучаемого предмета, давал возможность познавать целое через познание частностей, строить цепь событий от прошлого к настоящему и будущему, сравнивать явления с качественной стороны в определенные временные отрезки.

С применением другого метода – проблемно-хронологического – устанавливалась хронология фактов, вскрывались истоки рассматриваемых процессов в высшей школе, студенческой среде и политике государства в данной сфере. При этом особо подчеркивалось, что никакая проблема не может быть окончательно разрешенной, а социальное историческое явление по своим количественным и качественным характеристикам полностью завершенным. Все они, согласно закону диалектики, находятся в постоянном развитии.

С помощью метода периодизации определялись этапы в развитии исторических событий, просматривалась динамика их перемен. При этом события не вычленялись из общего социального процесса, а рассматривались в диалектической связи с ним. Значительную помощь оказал метод периодизации в проведении анализа историографии темы диссертации, с опорой на него были выделены ее этапы, каждый из которых расширял исторические знания проблемы.

Источниковая основа исследования. Исследование строилось на широком круге источников, отбор которых определялся поставленными автором целями и задачами, необходимостью построения убедительной системы доказательств. В целях получения максимально полезной информации источники использовались комплексно, а материалы, содержавшиеся в них, изучались фронтальным и выборочным методами. Так, фронтальным методом анализировались протоколы партийных и комсомольских конференций, собраний, пленумов, хозяйственных активов, совещаний по вопросам высшего образования и подготовки кадров, тогда как документы текущих организационных мероприятий, справочно-подготовительные материалы - выборочным.

Полагаем необходимым указать и на другое обстоятельство - это общий характер источников, находившихся в центрах документации новейшей истории, государственных архивах социально-политической истории и государственных архивах. В архивных учреждениях первого и второго типа содержались источники, в основном раскрывавшие политическую составляющую опыта решения вопросов высшей школы, деятельность партийно-советских органов всех уровней по развитию системы высшего образования, тогда как в государственных архивах содержались источники учебно-методического и организационного плана. Конечно, проведенная дифференциация в определенном смысле условна, поскольку в каждом из этих архивов можно было извлечь документы самого различного характера. Однако нельзя было не считаться с профессиональной специализацией этих архивных учреждений, в соответствии с которой накапливались источники.

Самый значительный пласт источников черпался из архивных учреждений - центральных и местных. Много полезного и интересного извлечено из документальных фондов Государственного архива Российской федерации (ГА РФ). Особое значение придавалось фонду А-2306, в котором отложились документы Наркомпроса РСФСР. Анализу подверглись протоколы заседаний коллегии Наркомпроса РСФСР, постановления и решения, входивших в структуру наркомата управлений и секторов, были изучены отчеты различных вузов и других органов власти различного уровня. В результате получена полезная информация по количественному и качественному состоянию образовательного процесса, материально- технической базе, о перестройке системы высшего образования, по кадровому обеспечению высшей школы и пр.

Тщательно изучались материалы фонда А-1565 Главпрофобра, материалы всесоюзных совещаний работников высшей школы и ректорских совещаний, отчеты, сообщения с мест давали представление о подготовке кадров, об учебно-методической и научной деятельности в вузах, о жизни студентов. Из документов данных фондов почерпнуты сведения о подготовке аспирантов, об ученых степенях и званиях, о подготовке учебной литературы и пособий. Анализировались проблемы, действовавший механизм принятия решений, формы и методы руководства стуенчеством высшей школой.

Интересные материалы были выявлены из фонда А-298 Главного Ученого Совета (ГУС), который возглавлял М.Н. Покровский, членами были Н.К. Крупская, О.Ю. Шмидт, В.Н. Яковлева. В ГУСе была создана специальная университетская секция, которая занималась вопросами научной работы именно в этих вузах. Материалы этого фонда позволили показать особенности организации студенческой научной работы.

Необходимый материал извлекался также из фондов Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Объектом внимания в первую очередь становились документы фонда 17 по описям 60, 85, 120. Здесь сосредоточился значительный объем источников, раскрывавших политическую и организационную деятельность ЦК РКП(б)- ВКП(б) по руководству высшей школой. В них диссертант находил информацию по выработке подходов к осуществлению государственной политики в сфере высшего образования, на основе полученной информации делалось заключение о характере этой политики за 1920-е гг. Среди других материалов этого архива использовались документы личных фондов 12 (Н.К. Крупской), 142 (А.В. Луначарского).

Значительный объем необходимой информации выявлялся непосредственно на местах — из фондов областных центров документации новейшей истории, государственных архивов социально-политической истории, государственных и ведомственных архивов. Полученный материал дал возможность анализировать региональные особенности развития высшего образования, вооружил пониманием того, что высшая школа это сложный и многоуровневый организм, который требует продуманных и взвешенных решений. Особую роль в познании проблемы имел такой вид источников как периодическая печать.

Научная новизна диссертационного исследования определяется, прежде всего, тем, что это одно из немногих в отечественной историографии исследований, в котором комплексно изучается жизнь студенчества вузов Поволжья в 1917-1927 годы. Новизна заключается в самой постановке научной проблемы, в попытке углубленного комплексного анализа этапов становления советского студенчества как исторического феномена и неотъемлемой составной части социальных институтов общества, в контексте масштабных политических, социально-экономических и культурных преобразований в первое десятилетие советской власти.

С методологических позиций новым представляется взгляд соискателя на проблемы советской традиции реформаторства с учетом потребностей революции, условий Гражданской войны и последующего восстановления страны. Обозначенные в диссертации цели и задачи ранее другими авторами не ставились. Предпринята попытка целостного исследования советской политики в сфере высшего образования и ее влияния на реалии студенческой жизни в обозначенных хронологических и региональных рамках, когда высшая школа была поставлена в историческую взаимосвязь с общественно-политической жизнью общества, что, безусловно, способствовало более глубокому и разностороннему пониманию рассматриваемого объекта и объяснения исторической закономерности и обусловленности исследуемого явления.

Научная новизна исследования определяется современными процессами, происходящими в сфере высшего образования, изменениями в студенческой среде. Фундаментальная перестройка базовых основ высшей школы объективно заставляет пересматривать ранее существовавшие положения, менять некогда устоявшиеся представления по тем или иным вопросам, появилась необходимость по-новому взглянуть на студенчество, как серьезный фактор развития общества.

В диссертации автор формулирует свое понимание сущности студенчества как сложного социокультурного явления, его целевых установок: оно представляется не простым элементом социально-политического устройства, а многогранным механизмом, построенном на сложном переплетении структурно-организационных и интеллектуальных факторов.

Практическая значимость диссертационного исследования вытекает из всего вышеизложенного и создает возможность дальнейшей научной разработки предложенной концепции истории повседневности советской высшей школы. Использованные разнообразные источники, привлеченные документальные материалы, из которых определенная часть вводится в научный оборот впервые, - все это существенным, образом расширяет источниковедческую базу для исторических исследований по образовательной проблематике. Выполненная работа восполняет пробел в знаниях по истории высшего образования России первой половины ХХ столетия, сделанные выводы и обобщения могут быть востребованы при подготовке научных исследований по проблемам современной политики в сфере высшего образования, при написании трудов по истории областей Поволжья.

Изложенный в диссертационном сочинении материал, результаты анализа и предложенные рекомендации могут быть включены в базу данных такого направления отечественной историографии, как история политики государства в сфере высшего образования и история российской высшей школы. Результаты проведенного исследования используются при подготовке циклов учебных лекций, проведении семинарских занятий и специальных курсов для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 4 статьи, из них 1 – в научных изданиях, входящих в перечень, рекомендованных ВАК. Отдельные положения были изложены на всероссийских и региональных научных конференциях, в частности на всероссийской «Современная Россия: постигая прошлое и настоящее» (Саратов, 2010), на международной «Высшее образование для ХХI века» (Москва, 2010). Апробация исследования осуществлялась также путем публикаций научных статей.

Кроме того, основные положения диссертации обсуждались на кафедре экономической и политической истории России Саратовского государственного социально-экономического университета.

Структура диссертации соответствует основным направлениям исследования, имеет завершенный характер. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Е. Ю. Прокофьева редакционная коллегия (2)

    Документ
    В журнале «Вестник гуманитарного института ТГУ» публикуются статьи, сообщения, рецензии, информационные материалы по различным отраслям гуманитарного знания: истории, филологии, философии, психологии, социологии, журналистике.
  2. Научно-исследовательская программа история безгина О. А. Кпроблеме возникновения сельской кредитной кооперации в России

    Программа
    В статье рассмотрены некоторые пути повышения интереса студентов к философской отрасли знания. Особое внимание уделено обучению формулировке предельно общих вопросов, доходящих до метафизических, на основе анализа конкретных ситуаций
  3. Становление и развитие советской высшей школы в 1920-1930 гг

    Автореферат
    Защита состоится 9 октября 2007 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.241.01. при Саратовском государственном социально-экономическом университете (41 3, г.
  4. Журавлёв Александр Михайлович сельское учительство и власть в условиях коллективизации деревни в 1927-1932 гг. (По материалам верхнего поволжья) Специальность: 07. 00. 02 отечественная история автореферат

    Автореферат
    Защита состоится «25» октября 2008 г. в 13-00 часов на заседании диссертационного Совета Д 212.062.02 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025 г.
  5. Житкова светлана Анатольевна государственная политика в сфере народного образования и ее реализация в российской федерации в 1928 – 1941 гг

    Автореферат
    Защита состоится « » 2007 года в часов на заседании диссертационного совета КМ.212.009.02 при Астраханском государственном университете по адресу: 414056, г.

Другие похожие документы..