Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
Формирование у аспирантов систематизированных теоретических знаний по современным направлениям академической и практической социальной психологии. За...полностью>>
'Памятка'
Участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом...полностью>>
'Документ'
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗот 8 августа 1995 г. N 73 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ...полностью>>
'Документ'
Весьма показательно, что, согласно «Деяниям Апостолов», феноменальные способности своего Великого Учителя, Христа, получили и ученики в праздник Троиц...полностью>>

Ских принципов работы в данном направлении является внедрение в учебный процесс, наравне с инструментальной подготовкой, принципов и средств вокального обучения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

207


Сахнова И.В.,

к.п.н., МГИМ им. А.Г. Шнитке

Некоторые особенности профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады

Рассматривая процесс совершенствования профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов), в результате проведённого исследования, мы пришли к выводу о том, что одним из существенных и специфических принципов работы в данном направлении является внедрение в учебный процесс, наравне с инструментальной подготовкой, принципов и средств вокального обучения. Это утверждение основывается, с одной стороны, на ряде исторических (органическая связь двух видов музыкального творчества легко прослеживается на антропологическом уровне) и искусствоведческих (синтеза искусств) предпосылок, а с другой - оба вида опираются на взаимосвязанные психофизиологические процессы высшей нервной деятельности человека.

Рассмотрим процессы инструментального и вокального исполнительства с данных позиций.

Первые попытки систематического исследования механизмов голосообразования (фонации) относятся ещё к XVIII веку. Исследователи того времени считали, что голосовые складки колеблются наподобие струн музыкальных инструментов и подобно этим струнам издают звуки.

На современном этапе развития науки существуют несколько теорий фонации: миоэластическая, нейрохронаксическая, мукоондуляторная, акустическая, резонансная и другие. При этом раскрывают процесс голосообразования именно как механизм фонации (глосообразования, а не механизм совершенствования звучания голоса) как таковой, лишь две – миоэластическая и нейрохронаксическая, и по сегодняшний день, оставаясь основными. Все остальные теории, основываясь на достижениях этих двух обозначенных нами, расширяют границы и технологии пения, принципы совершенствования и оптимизации процесса голосообразования. Заметим, что все они имеют непосредственное практическое прикладное значение и направлены на повышение качественных характеристик голоса певца.

Например, профессор В.П. Морозов характеризует разработанную им теорию как научно-практическую и называет её «Резонансная теория искусства пения» [7], основы данной теории изложены в монографии «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники» (2002 год). Другие теории, внося нечто новое в плане технического совершенствования в процесс, чаще всего именуются технологиями («Технология мембранно-резонансного пения», В.Н. Бучель, 2007 год) [3] или методами («Фонопедический метод регуляции голоса» В.В. Емельянова, основанный на системе саморегуляции голосового аппарата) [6].

Все данные теории и технологии имеют неоценимое теоретическое значение для разработки методической базы вокального обучения специалистов музыкальной эстрады инструментального жанра, но на данном этапе исследования нас в первую очередь интересует связь фонации как психофизиологического процесса с другими процессами, регуляция которых осуществляется центральной нервной системой человека. Именно по этому мы остановимся подробнее на обозначенных нами миоэластической и нейрохронаксической теориях.

Мышечноэластическая или миоэластическая – теория, согласно которой частота звуковых колебаний при голосообразовании зависит от длины и напряжения голосовых складок, что обусловливается функциональным состоянием вовлекаемых мышц гортани.

Миоэластическую теорию голосообразования впервые сформулировал в 1741 году исследователь Феррейн, который считал, что фонация является результатом вибрации голосовых складок в вертикальном направлении под действием воздушной струи на выдохе. В XIX веке немецкие физиологи Мюллер (1839 год) и Лермойер (1886 год) на основании опытов на трупах подтвердили концепцию Феррейна.

Существенно эти положения были развиты в работах исследователя Эвальда (1898 год), который создал оригинальную модель гортани, названную им «свирелью» и состоящую из двух эластичных подушечек с косым сечением нижней поверхности, обращенной к воздушной струе. В его модели подушечки совершали последовательные движения – расходились и сходились в горизонтальной плоскости (положение о вертикальной вибрации со времён Форрейна не оспаривалось, но к концу XIX века стало технически возможным наблюдать за колебанием голосовых складок живых людей с помощью стробоскопа) [8,246]. В дальнейшем, данная теория развивалась и расширяла рамки научной доказательности в исследованиях многих учёных, и поныне пользуется популярностью в определённых научно-педагогических кругах.

Оппонирующая ей теория – нейромышечная (нейрохронаксическая или нейрогенная) – теория, согласно которой частота звуковых колебаний при голосообразовании совпадает с числом поступающих из центральной нервной системы импульсов. Научно-теоретическое обоснование данная теория получила в 1950 году, её автором стал французский ученый Р. Юссон. На основе экспериментальных данных он установил, что «дрожание» голосовых складок представляет собой активные движения голосовых мышц под действием поступающих в них импульсов, возникающих в центральной нервной системе. Ученый считал, что открытие голосовой щели – не пассивное движение, как это трактуется согласно миоэластической теории, а активный ответ на посылаемые сюда двигательные импульсы возвратных нервов. Таким образом, воздушная струя, образующаяся во время выдоха, является не движущей силой колебательных движений голосовых складок, а материалом, «веществом», из которого генерируется звук [10,17].

Обе теории имеют своих противников и последователей. На сегодняшний день ни одна из них не может с достаточной полнотой объяснить все практические моменты функционирования голосового аппарата человека, но тот факт, что процесс голосообразования (фонации) является процессом, непосредственно регулируемым центральной нервной системой человека, признан большинством исследователей. И представляет собой огромное значение для нашего исследования.

В последние десятилетия с помощью эмпирических исследований удалось установить, что голосовые складки вибрируют не как единое целое, а частицы их массы движутся по эллипсовидной траектории. В функции голосообразования человека принимают участие сорок отдельных мышц – дыхательных, гортанных и артикуляторных (это координированная деятельность многих органов и систем человеческого организма: органов дыхания, брюшного пресса, гортани, мышц полости рта, глотки и так далее). Все они должны совмещать свою работу в рамках очень сложной физиологической модели. Слаженная работа мышц зависит от степени их напряжения и соответственно расслабления. Другими словами, мышцы гортани проявляют свою функцию в изменении напряжения, длины и массы голосовых складок, при этом, как мы уже упоминали, все мышечные движения являются результатом регулирующей деятельности центральной нервной системы, контролирующей эластическое напряжение мышц. Координационные центры данного процесса находятся в больших полушариях головного мозга человека, причём центры, отвечающие за двигательную мышечную активность (как мелкую, так и крупную моторику) и процессы голосообразования и речи, расположены в непосредственной близости и оказывают огромное влияние на работу друг друга в плане стимуляции импульсов.

Ещё И.П. Павлов [2,54] и И.М. Сеченов [9, 7] рассматривая двигательные процессы в рамках условно-рефлекторных реакций, выделяли в физиологии высшей нервной деятельности два основных раздела: физиологию анализаторов и физиологию условного рефлекса. В дальнейшем эти разделы были дополнены учением о второй сигнальной системе человека (система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, то есть не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения), которое (в прочем, как и отрасль науки в целом) в настоящее время претерпевает стремительные изменения, связанные с переходом исследований на нейронный и молекулярный уровни.

В рамках теории высшей нервной деятельности любое движение человека – от ходьбы и бега до таких тончайших двигательных актов, как, например, сложные манипуляции пальцев у пианиста, рассматривается как взаимодействие с окружающей средой – кинестетический процесс [4, 217].

Существует два вида двигательных функций: поддержание положения тела (позы) и собственно движения. В естественных условиях отделить их друг от друга невозможно, так как движение без одновременного удержания определенной позы также невозможно, как и удержание позы без движения. При этом обе функции активно представлены в процессе инструментального исполнительства [4, 276].

Среди собственно движений различают элементарные движения и действия (совокупность элементарных движений, объединенных единой целью в некоторую функциональную систему). Каждое конкретное действие включено в состав поведенческого акта. Оно является шагом к удовлетворению той потребности, которая вызвала данное поведение, и решает свою промежуточную задачу. Поэтому в управлении движением, что весьма актуально для нашего исследования, различают стратегию и тактику.

Основу стратегии движения определяет конкретная мотивация (биологическая, социальная, эстетическая и др.). Именно на ее основе определяется цель поведения, то есть то, что должно быть достигнуто. В структуре поведенческого акта цель закодирована в акцепторе (приемнике) результатов действия. В отношении движения это выглядит как формирование двигательной задачи, то есть того, что следует делать.[4, 254]. Под тактикой понимают конкретный план движений, то есть то, как будет достигнута цель, с помощью каких двигательных ресурсов, способов действия.

Выделение исследователями стратегии и тактики как двух аспектов управления движением естественно ставит вопрос о том, каким образом стратегия реализуется в тактике движения, или, иными словами, как осуществляется трансформация мотивации в движение и с помощью каких физиологических механизмов это происходит.

Принято считать, что регуляция поведения биологических систем, включая регуляцию движений, строится на двух основных принципах — принципе сенсорных коррекций текущего движения по цепи обратной связи и принципе прямого программного управления. Последний особенно важен для тех случаев, когда имеются быстрые изменения в системе и это ограничивает возможность сенсорных коррекций (как, например, в сфере инструментального исполнительского творчества) [1, 132].

Программы цепных двигательных актов (сложные рефлекторные акты, состоящие из закономерно последовательных относительно простых рефлекторных реакций, в совокупности своей обеспечивающих выполнение целостной функции органа или системы органов) широко представлены в различных структурах мозга. Центральная нервная система хранит программы как врожденных, так и выработанных действий. Так, например, дыхательные, глотательные и другие движения управляются врожденными моторными программами. Тогда как различные профессиональные навыки, в том числе и игра на музыкальных инструментах и пение управляются программами выработанные в процессе получения жизненного опыта.

Благодаря изучению нейронной активности коры больших полушарий и других структур мозга у высших животных, а также клиническим данным, полученным на человеке, сложилось мнение, что ведущая роль в построении новых моторных программ принадлежит передним отделам коры больших полушарий (премоторной, префронтальной коре) [4, 243]. Моторная кора управляет движением, используя информацию, поступающую как по сенсорным путям от других отделов коры, так и от генерируемых в центральной нервной системе моторных программ, которые актуализируются в базальных ганглиях и мозжечке и доходят до моторной коры через таламус, где они предварительно взаимодействуют. Произвольные движения человека, из которых собственно и складываются творческие процессы инструментального и вокального исполнительства, – это сознательно регулируемые движения, они являются специфически человеческой функцией и тесно связаны с речью. На сегодняшний день учёными доказано, что у человека цели произвольных движений формируются с помощью речевых процессов (речевые центры, как мы уже отмечали, находятся в коре больших полушарий, в непосредственной близости с двигательными, при этом исследования последних лет показали, что при наличии определённой локализации очаговых центров, отдельные их нейроны рассредоточены по всей коре больших полушарий). Произвольные движения, вызываемые инструкцией или внутренним побуждением человека, опосредованы внутренней речью, претворяющей замысел (цель) во внутренний план действий. Произвольные движения так же, как и непроизвольные, являются результатом сопряженной работы «когнитивного» и «эмоционального» мозга, причём координация деятельности высших мозговых центров и периферических отделов центральной нервной системы обеспечивает и стимулирует обратную связь.

Этот принцип работы центральной нервной системы человека уже более ста лет назад использовала в своей практической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии Мария Монтессори [5], заметив зависимость между двигательной активностью детских пальчиков (мелкой моторикой) и уровнем развития речи у детей. Она одной из первых претворила эмпирически выработанный способ развития в практику. Данный метод остаётся актуальным и по сей день, получая всё более точные и детальные научные объяснения и доказательства в трудах современных физиологов и учёных–педагогов.

Для нашего исследования также актуален момент, который в теории нейрохроноксического (нейромоторного) колебания связок называется обратной акустической связью. В основе его лежит так же принцип моторных программ, возникающая в процессе которых координация деятельности высших нервных центров и периферических отделов центральной нервной системы позволяет наладить обратную акустическую связь между слуховым и голосовым аппаратом, а соответственно совершенствовать музыкально-слуховые способности музыкантов-инструменталистов в процессе вокальной подготовки.

Принимая во внимание всё вышеизложенное, мы можем сделать вывод о глубокой физиологической связи не только двигательно-моторного (инструментально-исполнительского) и голосообразующего (вокального) процессов, но и процесса звуковысотной дифференциации улавливаемых органами слуха музыкальных звуков, а также о возможности применения принципов и средств вокального обучения в целях совершенствования профессиональной подготовки музыкантов-инструменталистов — будущих специалистов музыкальной эстрады.

Таким образом, рассмотрев процессы вокального и инструментального исполнительства в рамках психофизиологических процессов, мы

  • убедились в верности предположения о тесной связи и механизмах взаимодействия данных видов творческой деятельности, определяемых законами физиологии,

  • обосновали теоретическую целесообразность совмещения данных видов творческой деятельности в процессе музыкального обучения и профессиональной подготовки музыкантов-инструменталистов;

  • теоретически доказали возможность применения средств вокального обучения в процессе совершенствования профессиональной подготовки музыкантов-инструменталистов — будущих специалистов музыкальной эстрады.

Литература:

  1. Анохин, П.К. Идеи, ради которых я живу // Петр Кузьмич Анохин: Воспоминания современников, публицистика. – М., 1990. – 223 с.

  2. Асратян, Н.Э. Иван Петрович Павлов: Жизнь творчество, современное состояние учения / Н.Э. Асратян. – М., 1981. – 356 с.

  3. Бучель, В.Н. Технология мембранно-резонансного пения / Бучель В.Н. – М., 2007. – 64 с.

  4. Данилова, Н.Н., Крылова, А.Л. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. - М.: Учебная Литература, 1997. – 322 с.

  5. Дмитриева В.Г. Академия раннего развития. Методика Марии Монессори, или Помоги мне это сделать самому /Дмитриева В.Г. – М.: АСТ. Сова, 2006. – 96 с.

  6. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 5-е изд., стер. / Виктор Владимирович Емельянов. – СПб.: Лань; Планета музыки, 2007. – 192 с.

  7. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники : [учеб.-методол. изд. для вокалистов] / Владимир Петрович Морозов. - М., 2002. - 494, [1] с

  8. Плужников, М.С., Рязанцев С.В. Среди запахов и звуков /М.С. Плужников, С.В. Рязанцев. – М.: Мол. гвардия, 1991. – 462 с.

  9. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга: попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы. С биографией И.М. Сеченова / И.М. Сеченов. – М., 2007. – 128 с.

  10. Юссон, Р. Певческий голос / Рауль Юссон. - М., 1965. – 456 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебный план. Программа формирования ууд. Программы отдельных учебных предметов и курсов: русский язык

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Вологды разработана педагогическим коллективом (разработчики: директор школы Н.
  2. Приказ №381 от 01. 09. 2011г. Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 учебные годы

    Основная образовательная программа
    Авторы образовательной программы: Савчук З.С. – зам. директора по УВР, учитель начальных классов высшей категории, Чаева Е.В. - учитель начальных классов высшей категории.
  3. Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие моусош №48 в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения –средней общеобразовательной школы № 48 разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине История (название)

    Учебно-методический комплекс
    4. Просмотреть лекционные материалы и проставить название СВОЕЙ истории «История» или «История России», или «История Отечества», или «Отечественная история»
  5. Программа начального общего образования моу «сош №80»

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «СОШ №80» в соответствии с требованиями Федерального

Другие похожие документы..